Научная статья на тему 'Подходы к реализации потенциала этнопедагогики в образовательных учреждениях в современных исследованиях'

Подходы к реализации потенциала этнопедагогики в образовательных учреждениях в современных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подходы к реализации потенциала этнопедагогики в образовательных учреждениях в современных исследованиях»

Ц

Е.В. Швачко,

кандидат педагогических наук,

заведующая отделом аспирантуры и докторантуры, доцент кафедры педагогики

и психологии Челябинский государственный институт культуры;

Е.В. Криницына,

кандидат педагогических наук,

руководитель отдела по социально-воспитательной

работе, доцент кафедры педагогики и психологии

Неггзгг свздер: теориялыц-эд1снамалъщ амалдар, этномэде-ни бтм мен тэрбиелеудщ ЖYйесi

Ключевые слова: теоретико-методологические подходы, система этнокультурного образования и воспитания

Keywords: theoretical and methodological approaches, system of ethnocultural education and upbringing

ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Ацдатпа

Заманауи бшм беру ^йымдарында этнопедагогиканыц элеуетш дамыту педагогикалы; кызметтщ теориялы; жэне практикалы; кдоамдас белтне гана CYЙенiп ;оймай, сонымен ;атар кепдецгейлж эдюнама жYЙесiн са;тауга негiзделудi ;ажет етедь Зерттеуде философиялы;, жал-пыгылыми децгей мен элеуметлк-гуманитарлык; бiлiм децгейiнiц эдюнамалык; амалдары аны; ^сынылган, ол амалдарга мэдениеттанушылык;, элеуметлк-мэдени, этно-педагогикалы;, аксиологиялы; жэне т.б. тэсшдер жатады. Этнопедагогикалы; зерттеулердi эрщарай дамытудыц не-ri3i эдiснаманыц на;ты гылыми(технологиялык;) децгей-лерi болып табылады, оларды осы саладагы даму багытта-рын белгiлеу ар;ылы оцтайландыруга болады. Багыттарды белгiлеу жайлы осы ма;алада ^сынылады.

Аннотация

Развитие потенциала этнопедагогики в современных образовательных учреждениях требует не только опоры на теоретическую и практическую составляющую в педагогической деятельности, но и соблюдение системы многоуровневой методологии. В исследованиях наиболее четко представлены методологические подходы философского, общенаучного уровня и уровня социально-гуманитарного знания, к ним относятся культурологический, социокуль- К турный, этнопедагогический, аксиологический и др. под- g ходы. Основой дальнейшего развития этнопедагогических ^ исследований становятся конкретно-научный (технологический) уровни методологии, оптимизировать которые возможно через определение направлений развития в данной области. Попытка выделить направления представле- § на в данной статье.

Annotation щ

Development of the potential of ethnopedagogics inmodern « educational establishments doesn't only demand theoretical w and practical components in pedagogical activity, but also g compliance of the system of multilevel methodology. Methodological approaches of philosophic, general scientific §■ levels and the social and humanitarian level, which comprise § cultural scientific, social and cultural, ethnopedagogical, axiological etc. approaches are represented most clearly s in researches. The basis of the further development of s ethnopedagogical researches is concrete scientific (technological) levels of methodology, which are possible to optimize through determination of directions of development о of the following sphere. Attempt to outline the directions is § represented in the following article.

и

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Особенности развития современной системы образования, основанные на глобальных процессах глобализации, этнизации, стремлении народов к сохранению своей национально-культурной самобытности, проявляются через усиление внимания со стороны ученых и практиков к проблемам этнокультурного образования и воспитания детей, подростков и молодежи преимущественно в образовательных учреждениях. Это связано с тем, что система образования играет значимую роль в обеспечении исторической преемственности поколений и развитии национальной культуры, что становится ведущим фактором сохранения культурной самобытности, этнической ментальности, национальных ценностей народа.

Исследователями за последние 15 лет обоснованы ведущие позиции по этнокультурному образованию и воспитанию в образовательных учреждениях различного типа, определена система этнокультурного воспитания. Но следует признать, развитию методологических основ этнокультурного образования и воспитания внимания уделялось не много.

В научных исследованиях чаще всего используются теории уровневой методологии разработанные В. В. Краевским, Э. Г. Юдиным, Н. О. Яковлевой, М. Е. Дурановым и др.

В системе развития методологического знания наиболее развитым остаются философский и общенаучный уровни методологии. В данном аспекте при формировании систем этнокультурного воспитания и образования детей, подростков и молодежи исследователями определяется следующая группа подходов.

Антрополого-гуманистическая концепция, обоснованная П. Ф. Каптеревым, В. С. Рубинштейном и др., определяющая универсальную сущность мирового педагогического процесса и национальной форме его осуществления у разных народов вступила многогранной основой избрания следующих методологических основ этнокультурного образования и воспитания.

В системе философского уровня методологии оптимизируется применение культурно-исторического подхода, представленного исследованиями И. Ф. Гончарова, Т. Я. Шпи-каловой и др., который реализует ценностное содержание образования при рассмотрении

явлений искусства как мира целостности, в котором народное и профессиональное искусство взаимодействуют в системе культуры. Подход определяет совокупные характеристики институтов в аспекте организации взаимодействия для развития личности.

В формате общекультурного подхода неизменно используется аксиологический подход, определенного идеями М. М. Бахтина о ценностно-значимом мире человека, разрабатываемого в аспекте этнопедагогического знания Т. И. Баклановой, С. А. Ермоловой, С. Р. Иващенко, А. В. Нестеренко и др. В основе педагогической деятельности при этом лежат ценности и идеалы традиционной культуры, формирование личностной идентичности через ценностные ориентации, связанные с системой историко-культурных ценностей (ценность «нравственные нормы и ценности», «творчество»), информационно-развивающих ценностей (ценности «Человек», «нравственные нормы и ценности», «труд»), художественно-зрелищных ценностей (ценность «эм-патия», «нравственные нормы и ценности», «творчество»), рекреационно-оздоровитель-ные (ценность «труд») и т.д.

Наиболее значимым выделяется культурологический подход, обоснованный в исследованиях В. С. Библера, М. С. Кагана, К. Д. Ушинского и др., связанный с приобщением личности к различным видам культуры, в том числе к нравственной, политической, эстетической, экологической культуре, а так же рассмотрения самого процесса приобщения личности к культурным ценностям, что связано с ее ориентацией в этих ценностях, развитием рефлексивных процессов, переводом образования в самообразование. Культурологический подход связан с развитие идей социокультурного подхода, представленного в исследованиях У. С. Борисовой в аспекте осуществления историко-педагогического анализа этнокультурного образования в целом [2].

Этнопедагогический подход, разработанный Г. Н. Волковым, Т. Н. Петровой и др., который опирается на культуру, национальные традиции народа, национально-этническую обрядность, обычаи, ритуалы при формировании искомых качеств личности с позиции этнопедагогического знания. Подход определяет основную составляющую педагогиче-

ского процесса - включенность в национально-культурную среду.

Следует отметить, что в образовательных учреждениях выделяются следующие аспекты формирования ценностных ориентаций личности: многосторонняя ценностная ориентация, соответствующая современному этапу общественно-экономического развития общества; опережающая ценностная ориентация, направленная на идеалы, социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов; социально ценные умения в процессе освоения социальных ценностей в различных видах деятельности.

При этом аксиологический подход в этнокультурном аспекте не затрагивает системы ценностей разработанные В. А. Василенко (актуальные и потенциальные) и В. В. Ядовым (ценности-цели (терминальные ценности) и ценности-средства (инструментальные ценности)). В большей степени, используются системы, определенные в исследованиях М. А. Ариарского, Н. Б. Крыловой и др. (человек, его творческий потенциал, его созидательную деятельность, менталитет россиянина; гражданственность; патриотизм; социальная справедливость; духовность этноса; социальная гармония и др.).

В системе образовательных учреждений, особенно на ступени высшего образования исследователями в общенаучном уровне методологии преимущество отдается поликультурному подходу, представленные О. В. Гу-каленко, Н. В. Кузьминой, Л. Л. Супруновой и др., который отражает разнообразие традиционных культур народов России и мира посредством раскрытия многогранности. Поликультурный подход обеспечивает создание воспитывающей поликультурной среды в образовательном учреждении за счет наполнения ее ценностями общечеловеческой, национальной и индивидуальной культуры, что позволяет личности адаптироваться к различным этнокультурным группам и способствует воспитанию эмпатии, позиции «человека мира», включает личность в активный процесс познания и созидания поликультурной среды путем диалогового общения, сотрудничества и самореализации с позиции культурной идентификации личности.

Указанные выше методологические осно-

вания выступают определяющими в построении системы этнокультурного образования и воспитания детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях. Однако каждый из этнопедагогических процессов требует содержательной основы, формируемой на основе конкретно-научного и технологического уровня методологической науки.

Современными исследователями определяются следующие подходы:

- к определению сущности профессии руководителя этнокультурного центра В. И. Со-лодухиным [6] применен институциональный подход, что позволило идентифицировать профессию как социальный институт с позиций функциональности, историчности, системности, структурности, психологичности;

- к системе этнохудожественного воспитания учащихся в условиях сельского социума Г. С. Голошумовой [3] обоснованы медиакуль-турный подход, направленный на развитие и полноценное функционирование сельских школьников в новых информационных условиях; вариативный подход, обеспечивающий проектирование индивидуальных траекторий этнохудожественного развития учащихся;

- к системе этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде З. У Карбеновой [5] раскрыт личностно ориентированный подход, заключающаяся в совокупности взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического), необходимых для создания в учреждении высшего профессионального образования организованного и целенаправленного процесса воспитания студента в духе культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека;

- к развитию личности учащихся Е. А. Ан-гархаева [1] использует программно-целевой подход с позиции повышения квалификации педагогических кадров, заинтересованных в эффективном осуществлении этнокультурного образования и этнопедагогической работы с учащимися, в развитии творческого потенциала и создании авторских форм работы;

- к саморазвитию студентов педагогического вуза в полиэтнической среде Ш. С. Де-мисенова [4] оптимизирует положения компа-рактивистского подхода, который позволяет

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и м

¡г1

[-4

О Ч

О «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

и

К <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[-4

о ч

о «

о н м

м

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ©

О

и

о -

©

рассмотреть содержание диалога культурных традиций, рассмотреть их столкновение и противоборство этих традиций, помогает решить проблему типологий культур регионов, увидеть культурный синтез, проявившийся в региональных культурах.

Применение совокупности идей, теорий и подходов, которые авторы обосновали и внедрили в качестве методологического основания научного исследования потенциала этно-педагогики в образовательных учреждениях, позволили моделировать и проецировать, осуществлять педагогическое управление и коррекцию процессов развития личности. Тем не менее, следует отметить, что исследователями все чаще используются в качестве инноваций подходы, их идеи, которые в основе своей несут однородную философскую, педагогическую и технологическую составляющую. Например, системный подход заменяется на комплексный или интегративный; аксиологический на акмеологический, ценностный; де-ятельностный на личностно-деятельностный и др. Конечно, исследователь вправе делать акценты на значимых для предмета исследования аспектах, только в данном случае это не дает значимого основания для развития теоретико-методологической базы этнокультурных, этнопедагогических исследований. В то время как соединение традиционного воззрения и инновации позволяет судить об обратном.

Анализ теоретико-методологических подходов в современных исследованиях к реализации потенциала этнопедагогики в образовательных учреждениях позволяет определить перспективы в развитии данного направления через:

- опору в философском и общенаучном уровне на методологические подходы, проецирующие основы этнопедагогической деятельности;

- выстраивание конкретно-научного уровня методологии в соответствии с тенденциями организации взаимодействия в системе этнокультурной деятельности через развитие инте-ракционистического подхода и других подходов, основанных на взаимодействии и сетевой деятельности;

- определение приоритетных путей развития культуро-педагогической базы в системе медиаподходов, информационных и техноло-

гических подходов, определяющих тенденцию включения личности в интернет-сообщество;

- проецирование состояний включенной в педагогическую деятельность личности, ее направленности на ситуацию успеха путем исследования феликсологического подхода, эти-ко-гуманистического и других;

- реализацию системы подходов всех уровней, определяющей традиции и инновационные тенденции системы образования и развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ангархаева, Е. А. Этнокультурное образование как детерминант личностного развития учащихся (Региональный аспект): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Екатерина Алексеевна Ангархаева: Улан-Удэ, 2003 - 170 с. Борисова, У С. Этнокультурное образование: историко-социологический анализ (На материалах Республики Саха (Якутия)): дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.06 / Ульяна Семеновна Борисова. - СПб., 2006. - 318 с.

2. Голошумова, Г. С. Современное искусство и образование: методология, теория, практика: монография / Г. С. Голошумова, Д. А. Адам. - М.: Тезаурус, 2006. - 248 с.

3. Демисенова, Ш. С. Поликультурная среда как средство саморазвития студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Демисенова Шнар Сапаровна; [Место защиты: Юж.-Ур. гос. ун-т]. - Челябинск, 2009. - 161 с.

4. Карбенова, З. У Этнокультурное воспитание студентов в полиэтнической образовательной среде: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Зауре Уразбековна Карбенова. - Челябинск, 2005. - 163 с.

5. Солодухин, В. И. Профессия руководителя этнокультурного центра как социальный институт / В. И. Солодухин, Т. К. Солодухина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2013. - № 56-2. - С. 115-118.

6. Швачко, Е. В., Дуранов, М. Е. Сравнительная характеристика особенностей этнокультурного и этнопедагогического подходов в современной педагогике // Молодежь в науке и культуре XXI века : материалы междунар. на-уч.-творч. форума. Челябинск, 2-3 ноября 2015 г. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; сост. Е. В. Швачко. - Челябинск, 2015. - 434 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.