существующих длительное время на фоне радостных настроений остальных членов коллектива, свидетельствуют о неблагополучии в коллективе, о возможных конфликтах, внутренних разногласиях»,- подчеркивал А.Н, Лутошкин [6, с. 82].
Библиографический список
1, Алишев Б. С. Психологическая теория ценности. - Казань, 2002.
2. Миронова Н.И. Ориентация студентов педагогических вузов на духовные общечеловеческие ценности в процессе изучения курса «Педагогическая аксиология».-Борисоглебск, 1994.
3. Педагогическая антропология / авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998.
4. Репринцев А. В. Теоретические основы профессионального воспитания будущего учителя: Автореф, дис— д-ра пед. наук. - Курск, 2001.
5. Шаров Ю.В. Формирование социальноценных потребностей и интересов личности // Формирование духовных потребностей школьников: Очерки практической педагогики. - Новосибирск, 1976.
6. Эмоциональные потенциалы коллектива / отв. ред. Л.И. Уманский. - Ярославль, 1977.
Ш.С. Демисенова
ОСОБЕННОСТИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
В статье актуализируется необходимость поликультурного образования студентов педагогических вузов; обосновывается сущность поликультурного образования в высшей школе; анализируются проблемы и перспективы развития поликультурного образования; делаются выводы о возможностях поликультурного образования в сфере формирования личности будущего педагога.
Ключевые слова: поликультурное образование, толерантность, студенты педагогических вузов.
Сфера высшего образования является одним из главных социальных институтов общества, оказывающих целенаправленное воздействие на процесс социализации личности, её профессиональной адаптации и становления. Современная образовательная ситуация в России требует не только принципиально новых моделей культуроориентированного образования, но и внедрения в практику учебных заведений инновационных парадигм. В этой связи проблема поликультурного образования сегодня становится актуальной.
В докладе международной комиссии ЮНЕСКО о глобальных стратегиях развития образования в XXI веке подчеркивается, что образование должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, человек осознал межпоколенную взаимосвязь и тем самым мог определить свое место в мире, и с другой - привить ему уважение к различным культурам. Международная энциклопедия образования рассматривает поликультурное образование как важную часть современного образования, способствующую усвоению знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.
Так, сама синтетичность отечественного самосознания, как указывает М.С. Уваров, является фундаментальной базой поликультурности. В этой связи представляется крайне необходимым развивать и совершенствовать пространство поликультурного образования, в котором декларируемая междисциплинарность учебного процесса основывалась бы на духовных координатах и достижениях отечественной гуманитарной и естественнонаучной мысли. Представляется, что поликультурный аспект современной цивилизации может стать мощной гуманистической парадигмой межкультурного диалога на основе идей педагогики толерантности.
В качестве целей педагогики толерантности выступают: передача знаний о толерантности через обучение, формирование умений и навыков толерантного взаимодействия с другими, формирование толерантности в качестве одной из важнейших ценностей в личностной системе ценностей обучаемого (через воспитание путем развития потребности и способности к выбору), и на этой основе, мотивов толерантного поведения и установки на толерантность. Последняя представляет собой настроенность индивида на определенный тип поведения и состоит в его эмоционально-волевой готовности к равноправному
64
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
© Ш.С. Демисенова, 2008
Особенности поликультурного образования студентов педагогических вузов
диалогу с другим человеком и критическому восприятию явлений окружающей действительности, к целостному восприятию другого с сознанием и принятием его индивидуальности и неповторимости, готовности к компромиссу и готовности частично поступиться собственными интересами для преодоления и предотвращения конфликта в ситуациях столкновения двух индивидов, отличающихся друг от друга по своему статусу, половому, возрастному, профессиональному и др. признакам [1].
В связи с этим, воспитание педагогической толерантности в поликультурном образовании у студентов педагогических вузов приобретает глоба-листическое проективное значение в рамках модернизации Российского образования в целом.
Педагогическая толерантность выступает интегрирующей формой, несущей в себе черты всех видов и уровней толерантности, определяемой целями, задачами и особенностями педагогической деятельности [2, с. 14]. Толерантность, в силу своей многосторонности, является объектом изучения многих наук и понимается в различных научных дисциплинах по-разному: как активная форма отношения к миру, как приспособительная функция организма, как эквивалентность и мера различности, как нравственная сдержанность, как терпимость, эмоциональная устойчивость и т.д. Многомерный подход к рассмотрению явления толерантности инициирован сложностью рассматриваемого явления как интегративной, многокомпонентной и многоплановой проблемы.
Толерантность не навязывается сверху, а формируется в процессе обучения и воспитания, на основе личного жизненного опыта [3, с. 1]. Формирование толерантности выступает и как условие успешного развития современного общества, и как социальный заказ системе образования, как актуальная проблема современной педагогики.
Поликультурное образование на основе толерантности дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир, ориентировать студентов - будущих педагогов на ценности культуры, диалога, миропонимания. Поликультурное образование так же направлено на изучение формальной и неформальной систем образования и передачи национальных ценностей, традиций, ритуалов, выражающих взгляды и верования разных народов. Как писал М.М. Бахтин, только через диалог с другой
культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую.
Очевидно, что в условиях многокультурного мира и полиэтнического российского общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической культуры преподавателя. Оно включает в себя культурологические, этноисторические знания, понимание важности культурного плюрализма, умение выделять и вносить в содержание общего образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умение организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур во времени и пространстве.
В работе по формированию толерантности у студентов педагогических вузов у преподавателей возникают значительные трудности, связанные с недостаточной разработанностью методологии и методики поликультурного обучения, отсутствием учебных пособий и методических материалов, отражающих местные региональные особенности, а также идеи многообразия окружающего мира [4].
Государственные стандарты образования дают сегодня возможность дополнить их этнокуль-турологическими компонентами. Однако на практике определяется ряд недостатков реализации поликультурного образования: внедрение спецкурсов по этнопедагогике, либо включение дополнительного учебного материала - ведет к учебной перегрузке; изучение других культур нередко подменяется простым перечислением проблем меньшинств без взаимосвязи с идеями поликультурного образования; подход к другим культурам зачастую ограничивается вопросами сосуществования коренного населения страны с мигрантами или проблемами беженцев.
А значит, в логике поликультурного образования целесообразно знакомить студентов с собственной историей, художественным искусством, традициями в контексте культурного развития России и мира. Это позволяет более четко определить роль и место родной культуры в общецивилизационном процессе, не допустить самоизоляции этноса, обеспечить единое культурное и образовательное пространство и в конечном итоге способствует расширению социальной мобильности личности. Включение в учебные планы
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинстика ♦ № 5
65
интегрированных курсов литературы, культуры, истории, религии, искусства народов региона помогает понять взаимовлияние, взаимопроникновение и взаимообогащение культурно-исторического опыта различных этнонациональных общностей, выявить его общечеловеческий потенциал [5].
Такое направление в реализации поликультур-ного образования позволяет ориентироваться педагогам на;
- всестороннее овладение студентами культурой своего собственного народа, как непременное условие интеграции в иные культуры;
- обучение студентов правам человека и миролюбию;
- формирование представлений о многообразии культур в России и мире;
- воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
- создание условий для интеграции в культуры других народов;
- формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
- воспитание в духе мира, терпимости, туманного межнационального общения.
Компонентами пол и культурного образовательного пространства выступают: ценностно-содер-жательный; личностно-ориентированный; операционно-деятельностный; регионально-интеграционный. Они отражают комплекс отношений студентов - будущих педагогов: к личности как высшей ценности в педагогическом взаимодействии, как субъекту жизни, способной к культурному самоопределению и самоизме нению; к профессии педагога как посредника между человеком и культурой, способному ввести личность в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждому в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности; к образованию, его содержанию как культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценно-
сти, диалог и сотрудничество; к учебному заведению как к целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности, осуществляется интер-культурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры [5].
Таким образом, поликультурное образование студентов педагогических вузов активизирует процессы самопознания и саморазвития; направляет деятельность преподавателей высшей школы на такую организацию процесса педагогического взаимодействия, в котором каждый имеет возможность выявить личностно-значимые цели жизнедеятельности (индивидуальной сферы самореализации); актуализирует поиск средств и форм адаптации, защиты и поддержки личности консультативного, информационного и практического характера; направлено на развитие толерантных качеств личности студентов.
Библиографический список
1. Филонов Г.Н, Теория поликультурного образовательного пространства // Педагогика. -2006.-№3.-С. 102-105.
2. Комогоров П. Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Курган, 2000. - 23 с.
3. НабиеваД Н. Толерантность как фактор стабилизации межэтнических отношений в поли-культурном образовательном пространстве / Д.Н. Набиева, Ш.М. Алиев // Этнопедагогика и сравнительная педагогика. Поликультурное образование. - 2004. - № 13.-С.25.
4. Супрунова Л.Л. Основные направления поликультурного образования в гуманитарном вузе // Вестник ПГУ. —2003. - № 1. - С. 21.
5.Давыдов Ю.С. Цивилизация и поликультурное образование (на примере Северного Кавказа) / Ю.С. Давыдов, Б.Б. Лазарев, Л. Л. Супрунова // Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып. 4. Социокультурное пространство современного образования. - М.; Воронеж, 2000. -С. 28-31.
66
Вестник КГУ им Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14