Научная статья на тему 'Основные подходы, тенденции и закономерности формирования межэтнической толерантности у будущих учителей средствами этнической культуры'

Основные подходы, тенденции и закономерности формирования межэтнической толерантности у будущих учителей средствами этнической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА НАРОДА / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ОНТОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АESTHETIC ATTITUDE / THE CULTURE OF THE PEOPLES / TOLERANT ATTITUDE / INTER-ETHNIC TOLERANCE FORMATION / ONTOLOGICAL APPROACH / CULTURAL APPROACH / HUMANISTIC APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нозимов С. С., Родионов М. А.

В статье отражены актуальные современные проблемы понимания, основные подходы, тенденции и закономерности формирования межэтнической толерантности у будущих учителей средствами этнической культуры. Освещаются основные подходы, тенденции и закономерности формирования этнотолерантного сознания параллельно с этническим сознанием, поскольку основным средством формирования этнотолерантного сознания студента выступает культура родного края, изучение которой развивает эстетическое и толерантное отношение к полиэтнической действительности. Рассматривается онтологический подход к формированию межэтнической толерантности будущих учителей, предполагающий разработку методологических позиций, определяющих логику эстетического познания в педагогике, выявление общих закономерностей развития и саморазвития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Approaches, Trends and Patterns of Inter-Ethnic Tolerance Formation among Future Teachers by Means of Ethnic Culture

The article highlights the current understanding of contemporary issues, the main approaches, trends and patterns of inter-ethnic tolerance formation among future teachers by means of ethnic culture. The article covers the basic approaches, trends and patterns of ethnotolerant consciousness formation along with ethnic consciousness as the primary means of forming the students’ consciousness is the culture of his/her native land. Its study develops the aesthetic and tolerant attitude to the multi-ethnic reality. The article considers the ontological approach to the formation of inter-ethnic tolerance of future teachers. The approach is aimed at developing methodological positions that define the logic of aesthetic knowledge in pedagogy and identifying the common patterns of the students’ development and self-learning.

Текст научной работы на тему «Основные подходы, тенденции и закономерности формирования межэтнической толерантности у будущих учителей средствами этнической культуры»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

УДК 37.017.93

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ, ТЕНДЕНЦИИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ СРЕДСТВАМИ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© С. С. НОЗИМОВ*, М. А. РОДИОНОВ**

Государственный Университет им. Носира Хусрава (г. Курган-Тюбе, Республика Таджикистан),

кафедра педагогики и психологии **Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра теории и методики обучения математике и информатике e-mail: do7tor@pnz.ru

Нозимов С. С., Родионов М. А. - Основные подходы, тенденции и закономерности формирования межэтнической толерантности у будущих учителей средствами этнической культуры // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 913-917. - В статье отражены актуальные современные проблемы понимания, основные подходы, тенденции и закономерности формирования межэтнической толерантности у будущих учителей средствами этнической культуры. Освещаются основные подходы, тенденции и закономерности формирования этнотолерантного сознания параллельно с этническим сознанием, поскольку основным средством формирования этнотолерантного сознания студента выступает культура родного края, изучение которой развивает эстетическое и толерантное отношение к полиэтнической действительности. Рассматривается онтологический подход к формированию межэтнической толерантности будущих учителей, предполагающий разработку методо -логических позиций, определяющих логику эстетического познания в педагогике, выявление общих закономерностей развития и саморазвития учащихся.

Ключевые слова: культура народа, эстетическое отношение, толерантное отношение, формирование межэтнической толерантности, онтологический подход, культурологический подход, гуманистический подход.

Nozimov S. S., Rodionov M. A. - Basic Approaches, Trends and Patterns of Inter-Ethnic Tolerance Formation among Future Teachers by Means of Ethnic Culture // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 913-917. - The article highlights the current understanding of contemporary issues, the main approaches, trends and patterns of inter-ethnic tolerance formation among future teachers by means of ethnic culture. The article covers the basic approaches, trends and patterns of ethnotolerant consciousness formation along with ethnic consciousness as the primary means of forming the students’ consciousness is the culture of his/her native land. Its study develops the aesthetic and tolerant attitude to the multi-ethnic reality. The article considers the ontological approach to the formation of inter-ethnic tolerance of future teachers. The approach is aimed at developing methodological positions that define the logic of aesthetic knowledge in pedagogy and identifying the common patterns of the students’ development and self-learning.

Keywords: the culture of the peoples, аesthetic attitude, tolerant attitude, inter-ethnic tolerance formation, ontological approach, cultural approach, humanistic approach.

Диалектика и теория познания утверждают бесконечность связей и отношений явлений, процессов, вещей, окружающих человека и вызывающих у него специфическое человеческое отношение.

Среди различных видов социальных отношений личности нас интересует толерантное отношение к людям разных этносов, которое формируется у личности благодаря включению ее в различную деятельность по освоению поликультурной действительности и, в частности, по освоению духовных ценностей -культуры народов, проживающих на определенной

территории многонационального государства. Последовательность формирования межэтнической толерантности: сознание - потребность - отношение -действие, отличаясь в причинно-следственных связях на различных уровнях, обогащается и своей содержательностью [3].

Мы должны рассматривать основные подходы, тенденции и закономерности формирования этното-лерантного сознания параллельно с эстетическим сознанием, поскольку основным средством формирования этнотолерантного сознания студента выступает

культура родною края, изучение которой развивает эстетическое и толерантное отношение к полиэтнической действительности.

Как формы эстетического сознания (восприятие, эмоции, переживания и чувства, вкус, потребности, оценки и отношения, взгляды и теории, идеал), так и этнотолерантного (восприятие другого», определенное эмоциональное отношение к нему, переживания и чувства толерантности или конфликта, потребности в контакте, принятие «другого» как «Я») направляют потребности отысканий истинных или ложных ценностей социальной действительности и искусства.

Итак, эстетическое и толерантное отношения развиваются и существуют, как самостоятельные ценностные отношения. В этом отношении, оценка явлений объективного о мира не вытекает, непосредственно, из конкретных критериев той или иной деятельности, а дается относительно всей жизнедеятельности общественного человека и относительно объективного мира, присущей ему меры и т. д. Поэтому, культура общества не знает более емких и весомых ценностей, чем те, которые формируются в эстетическом и этическом отношении человека к миру и к отдельным объектам и явлениям культуры, которые выражаются в известных категориях эстетики: прекрасного, возвышенного, трагического, комического и др. и этики: добро, зло, самопожертвование и др.

Поэтому, рассматривая вопрос формирования межэтнической толерантности, необходимо обратиться, в первую очередь, к педагогике, как к некому стабилизирующему фактору, предлагающему новые формы и методы воспитания, внедрение в сознание учащегося ценностей не только существующего общественного строя, но и отдельной личности, группы людей.

В ключе данных рассуждений необходимо выделить некоторые подходы к формированию межэтнической толерантности у будущих учителей средствами культуры родного края. В педагогическом процессе познание этического и эстетического опирается на глубокие истоки онтологического, гносеологического, аксиологического, культурологического и гуманистического личностно-ориентированного и др. подходов. Они различаются теоретическими положениями, терминологическими установками, предметом исследования. В целом использование этих подходов представляет собой процесс, взаимосвязанный и взаимодополняющий разные стороны его изучения.

Рассмотрим основные подходы формирования межэтнической толерантности будущих учителей средствами этнической культуры народов региона [1].

Более подробно, в ключе нашего исследования, необходимо остановиться на онтологическом подходе. Онтология (греч. Ontologie - сущее, учение) это учение о бытие, принципах его строения, законах и формах. Оно проблематизирует социальный и коммуникативный характер познания, дополняет субъект-но - объектное взаимодействие субъектно-субъектным. Смена ориентации изменяет представление о субъекте в познавательной, предметно-практической и коммуникативной деятельности. Важными становятся

такие стороны познания, как понимание и интуиция, значительно расширяющие ее возможности.

Основная задача онтологического подхода к формированию межэтнической толерантности будущих учителей заключается в разработке методологических позиций, определяющих логику эстетического и этического познания в педагогике, выявление общих закономерностей развития и саморазвития учащихся.

Онтологический подход в педагогике предполагает единство онтологии и гносеологии, объекта и субъекта, чувственного и рационального, и опирается на различные связи бытия.

Для нас очень важным остается тот факт, что помимо формирования; межэтнической толерантности у учащихся, в процессе включения их в эстетическую деятельность по присвоению основ культуры народов, разных этносов, проживающих в определенном регионе, формируется и эстетическое отношение к действительности, отраженной в данной культуре. Притом, в каждой культуре этноса одно и то же явление изображается по-своему, вызывая различные чувства.

Существенным онтологическим положением в содержательном компоненте межэтнической толерантности будущих учителей является осознание, развитие и саморазвитие индивидуального «Я» в совместной творческой деятельности учителя и ученика, свободе самовыражения учащегося.

Философская концепция антропологизма Ж. П. Сартра, представляет для нас особый интерес. Он придает большое значение чувственному образу и воображению. Воображение он рассматривает в зависимости от двух миров: реального, существующего в пространстве и времени, и ирреального, находящегося вне этих категорий. Определяя эстетическое восприятие, как деятельность воображения, ж. П. Сартр выделяет следующие черты: образ означает отношение сознания к объекту; он характеризуется как «феномен квартнаблюдения», т. е. мгновенное усмотрение объекта, непосредственность знания, определенность и подлинность образа. В связи с этим, большое значение приобретает символическая функция и развитие субъективно-личностных компонентов, которые, в педагогическом процессе, реализуются в постижении учащимся смысла и значения изучаемого литературного, музыкального, художественного произведений: с учетом их социальных и национальных позиций. Таким образом, основные идеи экзистенциалистов раскрывают смысл онтологического подхода к формированию этнотолерантного сознания личности будущих учителей, который связан с гармонизацией личности на основе развития эмоционально-чувственной сферы, фантазии и творчества и предполагает включение их на ранних этапах гражданского и эстетического развития личности [3].

данная теория актуализирует понятия: «горизонт», «диалог», «интерсубъективность «интенцио-нальность». Феноменология (греч. phainomenon -являющийся) - направление современной эстетической мысли, задача которого состоит в обнаружении универсальных идеальных принципов, определяющих

закономерности строения воспринимаемого и переживаемого миров, конструируемых человеческим сознанием. В основе феноменологического метода, Э. Гуссерль предлагает рассматривать объекты вне их реального, материального существования и содержательной стороны, а с интенциональной позиции, что очень интересно для нас. Интенциональность (лат. ^еШо -стремление, внимание) Э. Гуссерль рассматривает, как свойство любого сознания, которое соотносится с намерениями, целями, с одной стороны, и предметом, направленностью на объект - с другой. При этом, интеллектуальный акт включает два аспекта: 1) Внут-ренне-присущий сознанию интенциональный объект; 2) способ данности этого объекта (восприятие, фантазирование, рефлексия). Совокупность интеллектуальных актов конструирует сознание в богатстве его смыслового содержания. Значительное место в своих работах Э. Гуссель отводит интеллектуальной интуиции, которая выходит к предельным (трансцендентным) основаниям сознания, что является важным для нас в процессе формирования рефлексивной сферы учащегося и соответствующего поведения будущих учителей во взаимодеятельности с людьми другой культуры. Р. Ингарден разрабатывает это понятие, как основной структурный признак сознания, благодаря которому определяется специфическая характеристика способа бытия художественного произведения, его структурной организации (слои значений и смыслов) и анализируемый способ восприятия (интенциональ-ная данность произведения).

Опираясь на положения гештальтпсихологии, интенциональность можно рассматривать, как формирование толерантного с помощью эстетического, как целостный процесс, учитывающий единство сознательного (толерантности) и бессознательного (мифология, народное творчество, традиции, архетипы). Особенно важным в эстетическом и этическом развитии личности учащийся, на наш взгляд, является интенциональностью духовной жизни, развивающей и отражающей ценностное отношение будущих учителей к отдельным культурам этносов, присущих тому или иному региону. Она характеризуется имманентной, трансцендентной, оптимистической, пессимистической другими интенциями.

Вторым существенным понятием в феноменологии является «горизонт», обозначающий, по Э. Гуссерлю, «перцептуальную грань любого воспринимаемо предмета, в зависимости от подвижных, изменяющихся интенций сознания». Цель феноменологического анализа сводится к тому, чтобы от восприятия объекта культуры в его непосредственной этнической данности переходить к смысловому горизонту предмета.

«Третье понятие - «интерсубъективность» рассматривается, как структура индивидуального сознания, отвечающая факту существования других индивидов» [2].

данные понятия включают личностный смысл, который устанавливает отношение общественного и индивидуального сознания личности будущих учителей, его отношения к себе и другим, как носителям

определенной культуры, определенных канонов и стремление к определенным идеалам. Среди основных его качеств выделяется соотнесенность: предметная (смысл - это смысл чего-то) и жизненная (смысл чего-то определяется по отношению к чуму-то). Его значение в том, что создается личностно-значимый образ мира в системе отношений учащийся - учащийся, учащийся-культура, учащийся и его внутренний мир и смысл, учащийся и его поведение. Нормирование личностного смысла у учащихся: ВУЗы, благодаря использованию образов интуитивного бессознательного, эмоциональных эффектов и сознательных компонентов, может происходить в следующей последовательности: целостное восприятие культуры этноса, установление связей между его элементами - интегрирование образов в целостное переживание смысла культурного явления региона. Здесь очень важное значение имеет единство чувственного и рационального, сознательного и бессознательного. доминирование одного из понятий, в понятийном блоке онтологических позиций, ведет к различному осмыслению информации с опорой на герменевтику. Герменевтика (греч. herme-new - разъясняющий; истолковывающий) - способ истолкования смысловых значений в произведениях искусства.

Онтологический подход делает возможным рассмотрение формирования этнотолерантного сознания, как фактора развития личности будущих учителей, акцентируя активность субъекта, способного на основе прежнего индивидуального опыта порождать, качественное. данный подход сосредотачивает, внимание на новой модели личности, стремящейся к творчеству, свободе самовыражения, неразрывно связанной с высочайшей ответственностью и добро творчеством.

Гносеологический подход предполагает разработку понятийно-терминологического аппарата, в социальном, психологическом и собственно педагогическом аспектах и решение проблемы сущности человека с позиций общечеловеческого идеала.

Н. Л. Чернышевский раскрыл основные положения гносеологического подхода, определив двух-аспектность рассматриваемой проблемы:

- чувственной деятельностью субъекта;

- определение эстетического в контексте исторических данных формирования человеческой чувственности.

Он впервые в истории эстетики объяснил взаимосвязь объективного и субъективного с позиций реального и идеального, полагая, что жизнь такая, «какова должна быть она по нашим понятиям, - это и есть общественный человеческий идеал, и именно, его проявление в реальной жизни делает жизнь прекрасной».

для нас значимым является положение Н. Г. Чернышевского о том, что эстетическое должно охватывать все стороны жизни и развития личности. «Общеинтересное в жизни - содержание искусства. Прекрасное, трагическое, комическое - только три наиболее определенных элемента и тысячи элементов, от которых зависит интерес жизни и перечислить

которые значило бы пережить все чувства, все стремления, от которых может волноваться сердце». [4]

Н. Р. Чернышевским здесь раскрывается существенный признак взаимосвязи искусства с жизнью, как фактора развития личности, заключающегося в устремленности индивидуальных форм человеческой чувственности к всеобщим формам. Им выделяется четыре основных положения:

-искусство является объяснением действительности;

- оно, в первую очередь, отражение действительности;

- искусство производит приговор о явлениях жизни;

- выявляя все эти задачи, искусство становится учебником жизни.

Таким образом, искусство, выполняя различные функции в социуме, выступает, как синтез производительной силы, способствующей самовыражению и самореализации личности [4].

Формирование межэтнической толерантности личности происходит в зависимости от индивидуальных особенностей субъекта, как целостной системы психических процессов. Однако, акцент на психологический фактор, не решая полностью проблем его формирования, все же был значительным, в основном, в гносеологическом вопросе об активизации личности, не только в познавательной и материальнопроизводственной деятельности, но и во всех сферах.

Аксиологический подход рассматривает человека как высшую ценность общества и самоцель общественного развития. Ведущим понятием данного подхода является ценность, характеризующая значительность объекта для субъекта, определяемой его ролью в жизнедеятельности общества, группы, этнической группы или отдельной личности. В формировании межэтнической толерантности будущих учителей, это понятие используется для оценки уже существующих объектов вещей, людей, поведения, отношений и для построения новых отношений, объектов и идеалов. Значение аксиологического, подхода в формировании межэтнической толерантности у будущих учителей средствами культуры родного края, как факторов развития личности заключается в том, что он:

а) позволяет связать объект и субъект на основе ценностного фактора;

б) направлен на развитие активного конструктивного диалога культур;

в) проявляется в любой сфере человеческой деятельности и, тем самым, предусматривает развитие различных качеств личности, в зависимости от субъект-объективного действия.

Проблемы ценностных ориентации личности рассматривается в современной педагогике, как особые ценности в сфере этического и эстетического, которые существуют, как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного. Они актуализируют и принимают форму устремлений, чувств, симпатий. Происходит соотношение понятий «ценность» и «оценка», которые

характеризуют, с разных сторон, систему субъективных межэтнических отношений. При этом, эстетический идеал той или иной этнической культуры является высшим регулятивным и оценочным принципом в процессе формирования межэтнической толерантности. Он формируется в конкретно-чувственном образе под влиянием ощущений, восприятия и представлений, где средством ориентации в содержании идеала служат ценностные критерии (системы оценочных норм, функционирующих в сознании личности, как система объективных и субъективных этнокультурных значений). Это побуждает к необходимости уделять особое внимание вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, спецкурсы, факультативы, тренинги, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать, человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что аксиологический подход раскрывает новые возможности сложнейшего взаимодействия субъективного и объективного, способствуя осмыслению личностнозначимого в процессе присвоения элементов своей этнической культуры и культуры других этносов.

Названные выше подходы связаны с культурологическим и гуманистическим подходами, раскрывающими единство аксиологического, личностно творческого, деятельностного аспектов, рассматривающих социокультурную обусловленность во взаимосвязи со сложнейшими процессами претворения художественно-эстетического опыта в личностный опыт человека. Основу этнической культуры составляет совокупность ценностей, которые связаны с влиянием и доминированием тех полей культуры, в которые включена личность учащегося. Общая культура личности позволяет каждому учащемуся рассматривать себя, как личность, и предполагает внешние ее проявления и глубинную общность мышления, чувств, оценок и действий. Как «внешняя объективная реальность», она опредмечивает социальные, потребности и рождает соответствующую мотивацию поведения в обществе, раскрывая внутреннюю культуру личности, помогающую ей ориентироваться в межкультурном социуме, осуществляя добро творчество по канонам этнической культуры того или иного народа.

Поэтому, можно утверждать, что, поскольку богатство сфер человеческого познания порождает богатство чувств, влияющих на отношение учащегося к окружающему его миру, то общенаучная методология исследования должна быть, связана, прежде всего, с синтезом гносеологических, аксиологических, культурологических и системных концепций.

С этой позиции рассмотрим системный подход. Понятие «система» происходит от (греческого syste-та - составленное из частей, соединение) - «совокуп-

ность компонентов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, и взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее этим компонентам».

Анализ философской и педагогической литературы позволяет выделить ряд признаков, благодаря которым формирование межэтнической толерантности у будущих учителей в учебно-воспитательном процессе рассматривается, как целостное образование. Этот процесс, как функциональная система, характеризуется следующими чертами:

а) является определенной целостностью, состоящей из взаимодействующих элементов: субъекта и объекта деятельности. При этом, активность субъекта в деятельности определяется формой удовлетворения потребностей в изучении культуры этносов того или иного региона, а активность объекта характеризуется, как форма целесообразности и как разрешение противоречий между природным и социальным, случайным и закономерным, обычным и не обычным;

б) каждый элемент системы формирования межэтнической толерантности будущих учителей, как

функциональный, определяется через его отношение к другому. Так, субъективное отношение к объектам отражает степень проявления толерантного в деятельности, как элемента целостного отношения;

в) важнейшая функция деятельности - непрерывное развитие человека в обществе, его добро творчество, по отношению к людям разных национальностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Блонекий П. Г. Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика, 1979. 304 с.

2. Гуссерль Э. Исследования об интеллектуальных переживаниях и их содержаниях // Проблемы онтологии в современной буржуазной Философии. Рига: Зинате, 1988. С. 282-298.

3. Коротец И. Д., Штомпель Л. А., Штомпель О. М. Словарь-справочник «Человек и общество». (Философия). Ростов-на-Дону.

4. Чернышевский Н. Г. Критический взгляд на современные эстетические понятия // Избранные философские сочинения. М.: Госполит-издат, 1950. Т. 1. 872 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.