Научная статья на тему 'Определение процесса формирования межэтнической толерантности как педагогической категории'

Определение процесса формирования межэтнической толерантности как педагогической категории Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
606
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА / ТОЛЕРАНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTER-ETHNIC TOLERANCE / SUFFERANCE / SOCIAL STABILITY OF SOCIETY / TOLERANT ATTITUDE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Нозимов С. С.

Приведен многоплановый анализ понятия толерантности. Рассмотрены возможности национальной культуры как средства формирования межэтнической толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of Formation Process of Inter-Ethnic Tolerance as a Pedagogical Category

The article gives a multidimensional analysis of tolerance. Considered are the resources of national culture as means of inter-ethnic tolerance formation.

Текст научной работы на тему «Определение процесса формирования межэтнической толерантности как педагогической категории»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 37.017.93

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ

© с. с. нозимов

государственный университет им. Иосира Хусрава (г. курган-Тюбе, Таджикистан),

кафедра педагогики и психологии e-mail: [email protected]

Нозимов С. С. - Определение процесса формирования межэтнической толерантности как педагогической категории // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 908-912. -Приведен многоплановый анализ понятия толерантности. Рассмотрены возможности национальной культуры как средства формирования межэтнической толерантности.

Ключевые слова: межэтническая толерантность, терпимость, социальная стабильность общества, толерантные отношения.

Nozimov S. S. - Definition of Formation Process of Inter-Ethnic Tolerance as а Pedagogical Category // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 908-912. - The article gives a multidimensional analysis of tolerance. Considered are the resources of national culture as means of inter-ethnic tolerance formation.

Keywords: inter-ethnic tolerance, sufferance, social stability of society, tolerant attitude.

В числе приоритетных задач в национальной доктрине образования Республики Таджикистан определено воспитание граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, формирование у учащихся целостного миропонимания, современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Сложно жить с непохожими на нас людьми. И еще сложнее обеспечить общежитие представителям разных рас и народов, этносов и социальных классов, религий и культур, мировоззрений и идеологий. Существует ли форма компромисса между противоборствующими во все времена интересами меньшинства и большинства, голосом личности и голосом толпы? Найдут ли республики, стороны и люди путь от разрешающих социальных конфликтов к продуктивной конкуренции друг с другом?

В условиях многонационального государства ответы на эти вопросы зависят и от того, насколько приоритетной является система поликультурного образования и толерантности, педагогика призванная, в первую очередь, воспитывать Личность культурную и терпимую к другой культуре.

Как же взаимосвязаны эти понятия «личность» и «культура»?

Основой парадигмы социального развития на рубеже XX и XXI вв. стали человек, как высшая ценность, и культура, как коллективный интеллект, и условия самоорганизации и саморазвития личности.

Понимание психологии личности невозможно без осмысления контактов, в которых происходит ее развитие и бытие.

Согласно Л. С. Выготскому, психическое развитие человека должно рассматриваться в культурноисторическом контексте его жизнедеятельности.

По мнению В. С. Мухиной, условием развития человека, помимо реальности природы, является созданные им реальности культуры.

В настоящее время человеку, в первую очередь, не хватает культуры мира и толерантности. известный этнограф и культуролог С. А. Арутюнов однажды сказал о толерантности, что она для Республики «зверь мифический». И действительно, заманчивая возможность найти баланс в соперничестве между разнообразием и одинаковостью (например, между национальным разнообразием и толерантным национализмом) в историческом процессе кажется весьма утопичной в мире, полном этнофобий и ксенофобий, национальных катастроф, таких леденящих душу проявлений геноцида, как Холокост. Но неуклонный рост разнообразия, диалогизма различий между людьми, этносами, религиями и культурами в историко-эволюционном процессе свидетельствует, что и природа, и история нащупывает толерантность, как уникальный эволюционный механизм сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития.

Суть толерантности формируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаи-

мозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе, право быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках, в зависимости от исторического опыта народов, оно имеет различные смысловые оттенки. Лексический анализ будет приведен ниже, а сейчас кратко обозначим смысловое значение понятия. В английском языке толерантность -«готовность, и способность без протеста воспринимать личность как вещь», во французском - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке - быть толерантным, значит «позволять, допускать, проявлять великодушие по отношению к другим». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим», в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

В историко-эволюционном процессе толерантность выступает как норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности. В зависимости от точки зрения, система координат толерантности может быть рассмотрена в эволюционно-биологическом, этическом, политическом, психологическом и педагогическом контекстах.

В зависимости от контекста - эволюционно-биологического, этического, политического и психологопедагогического - толерантность наполняется своим особым специфическим смыслом.

В эволюционно-биологическом плане разработка концепции толерантности опирается на представление «о норме реакции», то есть допустимом диапазоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.

В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различий, достоинств и добродетелей человека, в том числе этнических, отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций, культур и народов. Об этом упоминали еще гуманисты итальянского Возрождения. Толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает, как условие сохранения разнообразия, своего рода, исторического права на отличность, непохожесть, инаковость.

В политическом плане толерантность интерпретируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрешать в рамках конституции деятельность оппозиции, способность достойно признавать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм как проявления разнообразия в государстве.

Либеральная ценность толерантности не была постоянной глубоко укоренившейся традицией в человеческом общежитии с целью самосохранения и выживания, она не часто превращалась в декларируемую и реализуемую норму через правовое общество. Традиции демократии, имевшие место в культуре народов Таджикистана, не равнозначны повседневной либеральной нормативной культуре, поддерживаемой конституционным правом, становящимся основой мировоззрения масс. Такое общество нам еще предстоит строить.

В педагогике и психологии приобщение подрастающего поколения к искусству жить в мире непохожих людей и идей. Когда обращаешься к реально действующим в некоторых гимназиях и лицеях программам толерантности, то убеждаешься, что именно через школу универсального образования в сознание учащихся привносятся семена ценностного толерантного отношения к жизни. Так, например, обучающиеся по программе В. В. Глебкина и его коллег будущие учителя имеют шанс понять, что поиск компромиссов в общении и разнообразии народов и культур движет прогресс человечества с не меньшей энергией, чем конфликт.

Позиция ученого - это позиция социального конструирования толерантности как норма гражданского либерального общества. Она утверждает, ссылаясь на свою педагогическую практику, что формирование установок толерантного сознания в Республике Таджикистан становится явью, а не утопией. Ио сама педагогика и психология толерантности, идущая на смену бесконечным программам по конфликтологии, только рождается в таджикской культуре.

Таким образом, в зависимости от контекста смысловые оттенки понятия «толерантность» отличны. Если обратиться к семантике термина tolerantia (лат.), то он выражает три пересекающихся значения:

1. Устойчивость, выносливость.

2. Терпимость.

3. Допуск, допустимое отношение.

Особый интерес представляет собой спектр значений перевода термина tolerantce (англ.) встречающейся в английском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; предел устойчивости (выносливость) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям.

Описать толерантность довольно трудно, возможно из-за того, что в разных языках и даже в официальных языках ООИ она определяется по-разному, о чем свидетельствуют приведенные ниже определения.

Tolerancia (испанский): Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения (diccionarrio planeta delaleenn qua espacco la usual).

То^гаме (французский): Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам (Le Petit Robert dictionary).

Tolerance (английский): Готовность быть терпимым, снисходительность.

Tolerate (англ. терпеть): Допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваться в их дела и не ущемлять их, признавать различия в религиозных воззрениях, и при этом, не допускать дискриминации (Concise Oxford Dictionary of Current English).

Kuanronq (китайский): Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul (арабский): Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. [2]

Толерантность, терпимость (русский): способность терпеть что - или кого-то (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо), то есть допускать, принимать существование чего-то (кого-то), считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо (кому- либо).

«Слово «толерантность» уже давно вошло в состав таджикского языка, правда, скорее, как научный термин: во-первых, медицинский, обозначающий, в частности, способность некоего организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда, а также положительную восприимчивость организма конкретного пациента к определенному лекарству; во-вторых, как этико-политический термин, обозначающий (довольно близко к обиходному пониманию терпимости) признание каким-то человеком (людьми, группой) права другого человека (людей, группы) на собственное мнение, убеждение, вкус, позицию, независимо от возможного различия их интересов». []

В обсуждениях этой проблемы иногда высказывается точка зрения о целесообразности различения терпимости и толерантности. Ие вдаваясь в аргументацию этой точки зрения, следует отметить, что в ней есть несомненный смысл, обусловленный действительной спецификой того социального опыта, который сегодня легко просматривается за словом «толерантность» - а именно, опыт демократических, либеральных обществ, преодоления разногласий, решения конфликтов, согласование социально-политических интересов.

Термин «толерантность» раньше более часто использовался в медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость», более знакомое и привычное, употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставить другую щеку». Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.

О. С. Анисимов усматривает в слове «толерантность» большой акцент на нисхождении или позволении, или примирении, чем в слове терпимость. В таджикском слове «терпеть» нет этого оттенка снисхождения и примирения. Он сопоставляет английское выражение с употреблением слова «tolerate»: «I can not tolerate this thought» (Я не могу смириться с этой мыслью) и приходит к выводу, что в таджикском языке нет такой переклички значений: терпеть значит смириться. Ho ведь есть таджикская пословица «Бог терпел и нам велел», и за ней прослушивается наставление в смирении. И все же на основе кросс-словарных образований О.С. Анисимов сделал вывод о том, что изначально латинское «tolerantia» имело то же значение, что и таджикское «терпение», как и соответствующие слова в европейских языках вплоть до XVI в. [1]

Потом, в силу определенных социально-культурных и политических факторов, происходит лексическая эволюция, которая в течение одного - двух столетий приводит к утверждению особого понятия: «терпимость» - это понятие из лексикона гражданского общества.

В таджикском языке есть поговорки или устойчивые выражения со словами «терпеть». Иапример; «Терпение и труд все перетрут». Здесь слово «терпение» означает не смирение, не примирение, а настойчивость. В сочетании с трудом, терпение вполне может восприниматься как бремя. А если взять другую поговорку - «Терпи, казак, атаманом будешь», то здесь речь идет не о бремени, а о настойчивости и, скорее всего, о стойкости и выносливости: стойкий и выносливый казак становится атаманом.

Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка», под редакцией Д. И. Ушакова [9], категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» понятие также определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо».

Много интересного можно узнать из «Словаря живого великорусского языка» Владимира Даля [4]. Слову «терпение» Даль уделил целую колонку. По смыслу, оно, как и многие другие, как бы сложено из пластов: один пласт, второй, третий, выстраивающиеся по частоте употребления слова в определенном значении или по общераспространенности. Первый пласт значений - это выносить, переносить, страдать. В конце статьи, в дополнениях, Даль приводит такое слово, как «терпиха». «Терпиха» - это диалектное слово: «терпение» насыщается тяжестью и мрачностью.

«Терпеть» - значит выживать, ожидать чего-то лучшего, надеяться [4]. Ио не самое очевидное значение слова «терпеть». Стоит только вдуматься в это слово, как его значение становится вполне приемлемым: надеяться - значит быть кротким, смириться. Вернемся к упоминавшейся поговорке «Терпи, казак, атаманом будешь». Здесь терпеть значит крепиться, перемогать, превозмогать, а также мужаться. Ио есть

еще и другое значение - не унывать. И вот от этого «терпеть», в смысле «не унывать», мы очень легко переходим к «терпеть»- как «хранить надежду».

«Терпеть» - значит также не торопить [4]. Например, «это дело терпит» или «время не терпит», «невозможно терпеть».

«Терпеть» - это еще и позволять [4]. Это очень важное значение, на которое необходимо обратить внимание. Оно непосредственно имеет отношение к нашему анализу. «Терпеть» - как смиряться; «терпеть» - как позволять.

В старину говорили: «Терпеть кому-то долг», то есть дал кому-то в долг и не требуешь возврата.

Напротив, нетерпеливость - это непостоянство, горячность, опрометчивость, запальчивость. Это тоже очень важные изначальные значения слова «терпение», которые сейчас, как будто, не присутствуют в живом языке, но они важны для нашей темы.

Все эти значения, «веером» представленные у Даля, порой не очевидны в современном словоупотреблении. Но они очень важны для понимания «терпимости» как ценности гражданского общества.

Подобное лингвистическое изыскание проделано, прежде всего, для того, чтобы, во-первых, передать наиболее емкое понимание толерантности, как устойчивости к конфликтам, и, во-вторых, чтобы избежать суженной, вызывающей ряд недоразумений интерпретации толерантности как «терпимости».

В каждом из приведенных определений делаются разнообразные акценты, в которых обнаруживается различие культур исторического опыта. данные определения служат подтверждением наличия того самого многообразия, которому в условиях плюралистического общества, придается существенное значение.

Вместе с тем, каждое определение выражает сущность толерантности: требование уважать права других («иных») быть такими, какими они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому, означает причинение вреда всем, в том числе, и себе самому.

Общим, в понимании толерантности разными народами, является восприятие человеческого рода как единого и взаимозависимого, что подтверждается, в частности, и экологическими проблемами нашей эпохи.

Толерантные отношения возможны только на основе бескорыстного принятия другого человека независимо от его культурного и социального уровня. В «Философском энциклопедическом словаре» оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам». Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции». [10]

Поэтому понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная пози-

ция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Таким образом, во всех приведенных определениях толерантности, помимо различных нюансов, обнаруживается и то общее значение, которое составляет единое основание для развития толерантности: толерантность - условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Поэтому, если понятие толерантности и может вызывать разногласия при его интерпретации, то сама необходимость взаимодействия, с позиций толерантности, разногласий не вызывает.

Межэтническая толерантность, на наш взгляд, является тем мощным качеством личности, которое наиболее эффективно в формировании взаимопонимания и взаимоуважения к другой нации, этносу, культуре, конфессии.

Определение понятий «нация», «народность» и «этнос» в литературных источниках не однозначное, так в краткой философской энциклопедии находим: «Нация, народность, этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими особенностями культуры и психического склада, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований». В «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и И. Ю. Шведовой [5] нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, образующая в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, особенностей культуры и духовного облика; народность - общность людей, исторически сложившаяся в процессе разложения племенных отношений на базе единства языка и территории и развивающейся общности экономической жизни и культуры, этнос - исторически сложившаяся этническая общность - племя, народность, нация.

Таким образом, мы убеждаемся в том, что этнос - более широкое понятие, чем народность и нация. В этой связи формирование межэтнической толерантности является более глобальной проблемой, чем формирование межнациональной толерантности.

На формирование межэтнической толерантности будущих учителей влияют национально-психологические особенности характера личности.

Национальные особенности человека проявляются в его психофизиологии, эмоционально-волевых, поведенческих особенностях. У каждого народа есть свое название - собственное имя (этноним) и самосознание. Однако этническое самосознание - явление вторичное, оно производно от объективных условий жизнедеятельности этноса [3].Этносы возникают не по воле людей, а в ходе объективного исторического процесса. В силу этих объективных обстоятельств формируются этнические особенности образа жизни народа, особый психический склад его представителей. Характер человека, как уже отмечалось, не про-

стая сумма черт, а структурно организационная система психических качеств. Своеобразие национального характера - это особенности национального самосознания, историческая память народа, отражение в сознании людей важнейших социально-национальных процессов и, на этой основе, отчленение себя от других народов. Глубокий след в памяти народа оставляют и исторические коллизии прошлого, и крупнейшие национально-культурные достижения.

Человек любой национальности, родившийся в своей культурно-исторической и природной среде, с ранних лет оказывается под сильным ее воздействием (возникает эффект доминирования, первичного воздействия). То, что окружало человека в его колыбели и раннем детстве, имеет особую притягательную силу; любовь к Родине - одно из самых сильных человеческих чувств. Иа этой основе формируется национальная гордость, которая может быть и акцентуированной.

Иационализм, идеология исключительности одной нации, ее превосходства над другими народами не имеет объективной основы, является искаженным отражением действительности в сфере национального самосознания.

Поэтому, важнейшая цель воспитания в духе толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности (integrity) каждой человеческой личности. Это - центральная ценность во всех международных стандартах прав

человека; это - главный мотив осуществления усилий по достижению мира и главный стимул для установления демократических форм правления; это полная противоположность нетерпимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Анисимов О. С. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С. 51.

2. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М., 1998. 254 с.

3. Бороноев А. О., Павленко В. Н. Этническая психология. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1994. 230 с.

4. Даль В. И. Словарь живого великорусского языка. М.: Славянский Дом Книги, 2010. Т. 1-4. 3696 с.

5. Ожегов С. И., Шведова И. Ю. Толковый словарь русского языка / под ред. Л. И. Скворцова. М.: Оникс, 2010. 736 с.

6. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. М.: Полиздат, 1990. 486 с.

7. Уолнер М. О терпимости. М. 2000. 312 с.

8. Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. Вып. 1. С. 135-168.

9. Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка М.: Дом. XXI век, 2011. 512 с.

10. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. 840 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.