Научная статья на тему 'Традиционное прикладное творчество как средство формирования межэтнической толерантности молодежи'

Традиционное прикладное творчество как средство формирования межэтнической толерантности молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
570
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МОЛОДЕЖЬ / НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PEOPLE'S DECORATIVE ART / INTERETHNIC TOLERANCE / APPLIED CREATIVE WORK / YOUTH / SOCIO-CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воробьева Евгения Николаевна

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования межэтнической толерантности молодежи посредством традиционного прикладного искусства. Раскрывается актуальность формирования межэтнической толерантности современной молодежи, содержание понятия, свойства и критерии толерантности человека. Показано значение традиционного прикладного искусства в формировании межэтнической толерантности молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL APPLIED CREATIVE WORK AS MEANS OF INTERETHNIC TOLERANCE FORMATION OF YOUTH

Clause is devoted to consideration of a problem of formation of interethnic tolerance of youth by means of traditional applied art. The urgency of formation of interethnic tolerance of modern youth, contents of concept, property and criterion of tolerance of the man is opened. The meaning of traditional applied art in formation of interethnic tolerance of youth is shown.

Текст научной работы на тему «Традиционное прикладное творчество как средство формирования межэтнической толерантности молодежи»

УДК 374

ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МОЛОДЕЖИ

© Евгения Николаевна Воробьева

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия, аспирант кафедры социально-культурной деятельности, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования межэтнической толерантности молодежи посредством традиционного прикладного искусства. Раскрывается актуальность формирования межэтнической толерантности современной молодежи, содержание понятия, свойства и критерии толерантности человека. Показано значение традиционного прикладного искусства в формировании межэтнической толерантности молодежи.

Ключевые слова: межэтническая толерантность; прикладное творчество; молодежь; народное декоративное искусство; социально-культурная деятельность.

В настоящее время одной из основных проблем воспитания является формирование личности нового человека как носителя гуманистических толерантных идей в системе межэтнических отношений.

Стабильное развитие российского социума обусловлено решением ряда насущных проблем. Воспитание подрастающего поколения происходит в экстремальных культурно-этнических условиях. Бурный

рост национального самосознания народов России порой выражается не только в стремлении людей к преодолению отчуждения от родной культуры, но и в культивировании чувства национальной исключительности. В условиях социально-экономической нестабильности и снижения нравственной культуры в обществе это приводит к таким негативным последствиям, как обострение этно-национальной напряженности, росту межнациональных конфликтов, распространению этнофобии в полиэтнической среде.

Целостность и будущность России во многом связаны с ее полиэтничностью. Здесь проживают более 150 национальностей, которые принадлежат к различным этнолингвистическим семьям и группам, исповедуют разные религии, имеют свои самобытные культуры, сложную и особую историю.

Правительство Российской Федерации акцентирует внимание на необходимости формирования межэтнической толерантности молодежи.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г.

№ 1756-р, сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у подрастающего поколения духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение России, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у молодых людей межэтнической толерантности.

Система ценностей современного российского общества не имеет целостного характера. В ней сохраняются и продолжают играть роль существенного фактора интеграции и самоидентификации значительной части населения такие ценности, как государственность, державность, коллективизм, равенство и социальная справедливость.

Параллельно с традиционными ценностями актуализируются и развиваются такие ценности, порожденные проводимыми в стране преобразованиями, как свобода, индивидуализм, частная собственность, права человека, толерантность. Отсюда вытекает существующее размежевание носителей ценностей между элитными слоями и рядовыми гражданами.

Неоднозначно воспринимаются и такие ценности, как свобода, рынок, демократия, конкуренция, стабильность на уровне элитного и массового сознания [1]. Это породило раскол российского общества по базовым ценностям, включая молодежную среду, ко-

торый уже длительное время дестабилизирует общество.

В этих условиях объединяющую роль могло бы сыграть усвоение такой ценности, как толерантность. На уровне властных отношений она характеризует позицию политических сил, выражающую готовность к допуску инакомыслия конструктивной оппозиции.

В жизни отдельной личности толерантность проявляется в готовности прислушаться к мнению идеологических противников, в стремлении переубедить их с помощью логических аргументов, наконец, в признании их позиции. Развитое толерантное сознание позволяет достойно переживать свое поражение в идеологической борьбе и даже извлекать из него определенные выводы для себя.

Объяснить появление в человеке эгоцентризма, агрессивности, нетерпимости по отношению к другим можно наличием естественных инстинктов самосохранения, необходимостью борьбы за ресурсы, потребностями в превосходстве и т. д.

Процесс становления толерантности личности - это проистекающий из человеческой свободы процесс творения самого себя, преодоления собственных культурных предрассудков, стереотипов, своего эго- и этноцентризма [2, 3].

Данный подход отличен от подхода к толерантности, сложившегося в рамках западной философской традиции в целом. Здесь смысловой акцент категории толерантности делается на идее меры, границы, до которой можно терпеть другого. Русская же культурная традиция представляет модель «человека понимающего», в основе которой лежит идея диалога взаимодействующих субъектов, их взаимообогащения и взаимодополнения экзистенциальным опытом друг друга.

Особый интерес представляет собой спектр значений перевода термина «толерантность» с английского - это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; с французского: «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; с китайского: позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других; в арабском - это «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание,

благосклонность, терпение расположенность к другим»; в персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [2].

В историко-эволюционном процессе толерантность выступает как норма устойчивости, определяющая диапазон сохранения различий популяций и общностей в изменяющейся действительности.

В этническом плане толерантность выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на от-личность, непохожесть, инаковость.

В эволюционно-биологическом плане толерантность может рассматриваться в контексте допустимого диапазона вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.

Представляется правомерным анализ толерантности В.А. Лекторским, который рассматривает четыре возможных способа ее понимания:

- толерантность как безразличие к существованию различных взглядов и практик, т. к. последнее рассматривают в качестве неважных перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество;

- толерантность как невозможность взаимопонимания, т. е. уважения к другому, которого я не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать;

- толерантность как снисхождение к слабости других, сочетающееся с некоторой долей презрения к ним;

- терпимость как расширение собственного опыта. Толерантность при этом выступает как уважение к чужой позиции, что сочетается с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога.

Такое понимание толерантности и плюрализма В.А. Лекторский считает плодотворным в той ситуации, с которой столкнулась современная цивилизация в целом и наша страна в частности [4].

Важным свойством толерантности является принятие, уважение и утверждение культурных различий - толерантность предполагает осознание того, что мир является многомерным, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут сводиться к единообразию или в чью-то пользу.

Толерантность, отмечает М.С. Мирима-нова, - это «социальный фактор, направляющий межличностные отношения в обществе к сотрудничеству, связывающий индивидов между собой, а также с традициями, нормами, культурой и т. д.» [5].

Социальные показатели толерантности выделяет Г.У. Солдатова:

- равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным, экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо группе);

- равные возможности для участия в политической жизни общества;

- сотрудничество и солидарность всех людей, стран, народов в решении общих проблем;

- взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпение отношений к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);

- возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе, в т. ч. сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

- свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

- позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношении между полами [6].

Таким образом, работы ученых позволяют выделить критерии толерантного человека: 1) умение вести диалог и общаться;

2) способность сочувственно выслушивать другого и выражать свои взгляды, права и потребности таким образом, чтобы другая сторона могла их понять; 3) умение взглянуть на вопрос в истинном виде и признать точку зрения другого; 4) умение пользоваться моделями конструктивного и демократического разрешения конфликтов.

Проведенный анализ теоретических исследований показал, что требование толерантности в отношениях между людьми, социальными группами и государствами признается некой общечеловеческой нормой, следовать которой необходимо для самосохранения отдельного человека и всего человечества. В связи с этим ряд ученых осуще-

ствили попытку сформулировать принципы толерантности.

Обратим внимание на следующие принципы толерантности, которые представляются нам важными и выражают ее сущность: каждый человек имеет право голоса (заслуживает того, чтобы его выслушали); никто не может знать конечных истин; не бывает безвыходных ситуаций; человек должен постоянно самосовершенствоваться.

Таким образом, под толерантностью мы будем понимать позицию человека, которая способна примерить разные точки зрения, опираясь на психологию человека, не навязывая никому чужих взглядов, ценностей и норм.

Толерантность подразумевает уважительное отношение к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других. Интолерантность в полиэтническом, поликофессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушениям прав, насилию и вооруженным конфликтам.

В обществе, уставшем от агрессии и напряжения, возникла потребность в новой философии безопасности, основой которой являются толерантные принципы, базирующиеся не на силе, а на гармонии интересов, проявлениях нравственности и духовности.

Формирование толерантной культуры молодежи, воспитание толерантного сознания остается на сегодняшний день важнейшей задачей, возможность решения которой во многом видится нам в использовании потенциала творческой деятельности.

Развитие творческого потенциала человека, воспитание способностей к адекватному, компетентному поведению в неизвестных заранее предметных и социальных ситуациях выходит в педагогике на первый план.

Основными качествами творческой личности являются: активная, интеллектуальная чувствительность, развитое образное и логическое мышление, высокие познавательные потребности, способность к адекватному диалогу и сотрудничеству, предполагающему умение видеть многообразие отношений в окружающем мире. Для творческих людей характерна независимость, когда личные стандарты важнее стандартов группы, не-

конформность оценок и суждений; открытость ума, восприимчивость к новому; гибкость мышления; высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях; развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Современный этап переосмысления социокультурных ценностей и дальнейшая судьба России во многом зависят от возрождения и освоения национального богатства культуры. Уникальными возможностями по расширению знаний о народной культуре и богатейших народных традициях обладает традиционное прикладное творчество.

Являясь фундаментом современной культуры, декоративно-прикладное искусство находится в прямой зависимости от уровня развития духовной культуры общества. Декоративно-прикладное искусство как особый тип художественного творчества включает в себя различные художественные и социокультурные процессы, связанные с различными типами творчества, а произведения на основе русских традиций и преемственности сохраняют связь с природой, историей и нравственными ценностями этноса.

Между тем потенциал традиционного прикладного творчества в решении проблемы формирования межэтнической толерантности молодежи используется, на наш взгляд, недостаточно.

Традиционная народная культура, представляющая собой результат интеллектуальной творческой деятельности народа, придает самобытный колорит среде, способствует развитию у нового поколения готовности к межкультурному диалогу, позволяющему выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей.

Национальные традиции определяются как исторически сложившиеся, относительно устойчивые, повторяющиеся социальные явления, возникающие объективно во всех сферах жизни, свойственные определенным национальным особенностям психологии той или иной нации, которые передаются, воспроизводятся из поколения в поколение и закрепляются посредством общественного сознания.

Национальные традиции обладают значительным духовно-нравственным потенциалом, который отражают их классифика-

ция (мировоззренчески-ориентирующие, позиционно-ролевые, регламентирующие традиции) и функции.

Народное искусство как никакой другой вид творческой работы позволяет воспитывать культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, обеспечивающие готовность наследовать духовные ценности народного искусства, быть готовыми вести диалог культур разных эпох и народов мира.

Народное искусство как особый тип художественного творчества включает в себя различные художественные и социокультурные процессы, связанные с различными типами творчества, а произведения народного искусства на основе традиций и преемственности сохраняют связь с природой, историей и нравственными ценностями этноса и других народов.

Декоративно-прикладное искусство является неотъемлемым компонентом структуры народной художественной культуры. Народное декоративно-прикладное искусство постоянно находится в центре внимания исследователей прежде всего потому, что оно составляет ядро народной художественной культуры и пронизывает культуру трудовой деятельности, народной календарной и семейной обрядности и общинно-семейных отношений.

Под народным искусством очень часто понимают народное декоративно-прикладное искусство, к которому повысился интерес в последние два десятилетия. С одной стороны, это выражается в изменении функции декоративно-прикладного искусства, а с другой - в появлении в народном искусстве произведений кича, в которых видно отсутствие традиции, нарушение функциональности, торжество эрзаца и имитации. Появление массовой продукции духовного и материального ширпотреба, пользующейся большим коммерческим спросом, свидетельствует о соединении крестьянского и городского изофольклора, деревенской и мещанской психологии, производителя и потребителя массовой культуры. «Социальная сила психологии и эстетики «маскульта» (или «поп-культа») такова, что они проникли во все поры повседневного практического бытия массы, начиная с «категорического императива» моды, - в одежде, прическах, макияже, в ре-

чи, походке, формах общения... а затем и в организации среды своего обитания», - пишет М.С. Каган [6].

Народное декоративное искусство представляет собой сложное структурное образование, соединяющее в себе произведения домашнего производства и ремесла, которые не только украшают быт народа, но и выражают его этническую сущность.

В новой социально-культурной ситуации произошло и новое понимание народного декоративно-прикладного искусства не только как неотъемлемой части народной художественной культуры, но и как художественной ценности, способствующей духовному возрождению народа, утрачивающего нравственные, духовные и эстетические ориентиры. Особенности структуры творчества в современном народном искусстве, множественность их проявлений в декоративно-прикладном искусстве требуют изучения и выявления характера и сущности, специфических особенностей, а также анализа различных форм бытования этого вида художественной деятельности. В каждой из форм народной художественной культуры можно выделить определенные виды декоративноприкладного творчества. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство входит в традиционный фольклор, неофольклор, бытовое художественное творчество и в художественную самодеятельность, приобретая различные формы художественной деятельности в каждом из них.

На основе анализа, вышеизложенного нами, была определена сущность формирования межэтнической толерантности молодежи на основе традиционного прикладного творчества, которая представляет собой целенаправленный педагогический процесс передачи молодому поколению совокупного человеческого опыта, направленного на выработку у молодежи уважения, принятия и понимания богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности на основе принципов согласия, уважения и взаимной свободы.

Специфика формирования межэтнической толерантности молодежи на основе традиционного прикладного творчества определяется особым потенциалом прикладного творчества, позволяющим понять богатое

многообразие культур народов, обогатиться новым культурным достоянием и социальным опытом, выработать у молодежи способность понимания и признания естественности и многообразия способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности.

Эффективность формирования межэтнической толерантности молодежи на основе традиционного прикладного творчества, на наш взгляд, обеспечивается соблюдением совокупности социально-культурных условий:

- традиционное прикладное творчество лежит в основе педагогической деятельности с молодыми людьми;

- учитывается единство художественно-творческого и духовно-личностного развития молодых людей;

- педагогическая деятельность строится на основе разработанной модели формирования межэтнической толерантности молодежи с использованием традиционного прикладного творчества;

- учитываются возрастные и личностные особенности современных молодых людей: мотивационная сфера личности, особенности уровня притязаний, деятельности и т. д.;

- осуществление педагогической деятельности происходит в гуманистической атмосфере педагогического общения и творчества;

- методическое обеспечение педагогического процесса обеспечивается педагогической программой формирования межэтнической толерантности молодежи с использованием традиционного прикладного творчества, а также критериальным аппаратом, позволяющим оценить эффективность педагогической работы;

- использование тренингов, игровых форм и приемов обучения и воспитания, приучающих к толерантному поведению.

1. Чудинова И.М. Социально-политические ценности современного российского общества: проблемы их обновления и усвоения // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 5. С. 3-20.

2. Степанов П.В. Феномен толерантности // Народное образование. 2004. № 3. С. 5-14.

3. Асмолов А.Г. Мы обречены на толерантность // Семья и школа. 2001. № 11-12. С. 32-35.

4. Лекторский В.А. О толерантности // Философские науки. 1997. № 3-4. С. 14-19.

5. Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие // Развитие исследовательской

деятельности учащихся: методический сборник. М., 2001. С. 88-99.

6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

Поступила в редакцию 14.02.2011 г.

UDC 374

TRADITIONAL APPLIED CREATIVE WORK AS MEANS OF INTERETHNIC TOLERANCE FORMATION OF YOUTH

Yevgeniya Nikolayevna Vorobyova, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Postgraduate Student of Social and Cultural Activity Department, e-mail: grigorev_tmb@list.ru

Clause is devoted to consideration of a problem of formation of interethnic tolerance of youth by means of traditional applied art. The urgency of formation of interethnic tolerance of modern youth, contents of concept, property and criterion of tolerance of the man is opened. The meaning of traditional applied art in formation of interethnic tolerance of youth is shown.

Key words: interethnic tolerance; applied creative work; youth; people’s decorative art; socio-cultural activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.