Научная статья на тему 'Толерантность как особый социальный конструкт: изучение подходов к пониманию'

Толерантность как особый социальный конструкт: изучение подходов к пониманию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
927
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / КОММУНИКАЦИЯ / COMMUNICATION / КУЛЬТУРА / CULTURE / СУБЪЕКТ / SUBJECT / ТИП ТОЛЕРАНТНОСТИ / TYPE OF TOLERANCE / СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН / SOCIAL PHENOMENON / ЧЕЛОВЕК / PERSON / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT / СТРУКТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / STRUCTURE OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носко Ирина Валентиновна, Хороших Павел Павлович, Калинина Светлана Феликсовна

В статье рассматривается феномен толерантности как социальный конструкт личности. Авторы отмечают, что «толерантность» как психологический конструкт является одним из личностных качеств, позволяющих осуществлять эффективное взаимодействие. В основе анализа, проведенного авторами, лежит сравнение основных существующих подходов к пониманию исследуемого феномена. Согласно сравнительному анализу подходов, толерантность представлена как сложный и многоуровневый личностный конструкт. Авторы считают возможным понимать его так же как одну из личностных парадигм существования человека в его социокультурной системе бытия, которая основана на осознании и принятии множественности, а также разнообразия окружающего реального мира. Авторами отмечено, что на сегодняшний день существует множество определений толерантности. В контексте исследования, авторы делают акцент на межличностной толерантности, сущностью которой является особый принцип построение взаимодействия между людьми, основанный на принципах диалога и сотрудничества. При этом авторы воспринимают толерантность как способность иметь собственное мнение, позицию, и при этом уважать и признавать право «другого» воспринимать и мыслить иначе, а также быть готовым строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения, при этом уважать и признавать право «другого» воспринимать и мыслить иначе, а также быть готовым строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE AS A SOCIAL CONSTRUCT: A STUDY OF APPROACHES TO UNDERSTANDING

The article deals with the phenomenon of tolerance as a social construct of personality. The authors note that “tolerance” as a psychological construct is one of the personal qualities that allow effective interaction. The analysis conducted by the authors is based on the comparison of the main existing approaches to understanding the phenomenon under study. According to the comparative analysis of approaches, tolerance is presented as a complex and multilevel personal construct. The authors consider it possible to understand it as one of the personal paradigms of human existence in its socio-cultural system of being, which is based on the awareness and acceptance of plurality, as well as the diversity of the surrounding real world. The authors noted that today there are many definitions of tolerance. In the context of the research, the authors emphasize interpersonal tolerance, the essence of which is a special principle of building interaction between people, based on the principles of dialogue and cooperation. The authors perceive tolerance as the ability to have your own opinion, position, and respect and recognize the right of the "other" to perceive and think differently, and to be ready to build cooperation on the basis of understanding and respect for other points of view, to respect and recognize the right of the “other” to perceive and think differently, and to be ready to build cooperation on the basis of understanding and respect for other points of view.

Текст научной работы на тему «Толерантность как особый социальный конструкт: изучение подходов к пониманию»

УДК 159.99

ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ОСОБЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ: ИЗУЧЕНИЕ ПОДХОДОВ К ПОНИМАНИЮ

© 2018

Носко Ирина Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Педагогическая психология» Школы педагогики Хороших Павел Павлович, студент кафедры «Педагогическая психология»

Школы педагогики Дальневосточный федеральный университет (690091, Россия, Владивосток, ул. Суханова, 8, e-mail: khoroshikh.pavel@inbox.ru) Калинина Светлана Феликсовна, старший преподаватель кафедры «Нормальная и патологическая физиология» Дальневосточный государственный медицинский университет (680000, Россия, Хабаровск, ул. Карла Маркса, 35, e-mail: altexes@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается феномен толерантности как социальный конструкт личности. Авторы отмечают, что «толерантность» как психологический конструкт является одним из личностных качеств, позволяющих осуществлять эффективное взаимодействие. В основе анализа, проведенного авторами, лежит сравнение основных существующих подходов к пониманию исследуемого феномена. Согласно сравнительному анализу подходов, толерантность представлена как сложный и многоуровневый личностный конструкт. Авторы считают возможным понимать его так же как одну из личностных парадигм существования человека в его социокультурной системе бытия, которая основана на осознании и принятии множественности, а также разнообразия окружающего реального мира. Авторами отмечено, что на сегодняшний день существует множество определений толерантности. В контексте исследования, авторы делают акцент на межличностной толерантности, сущностью которой является особый принцип построение взаимодействия между людьми, основанный на принципах диалога и сотрудничества. При этом авторы воспринимают толерантность как способность иметь собственное мнение, позицию, и при этом уважать и признавать право «другого» воспринимать и мыслить иначе, а также быть готовым строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения, при этом уважать и признавать право «другого» воспринимать и мыслить иначе, а также быть готовым строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения.

Ключевые слова: толерантность, личность, коммуникация, культура, субъект, тип толерантности, социальный феномен, человек, социокультурная среда, структура толерантности

TOLERANCE AS A SOCIAL CONSTRUCT: A STUDY OF APPROACHES

TO UNDERSTANDING

© 2018

Nosko Irina Valentinovna, PhD in Education, senior lecturer, department "Educational psychology", School of Education Khoroshikh Pavel Pavlovich, student, department "Educational psychology",

School of Education Far Eastern Federal University (690091, Russia, Vladivostok, Sukhanova street, 8, e-mail: khoroshikh.pavel@inbox.ru) Kalinina Svetlana Feliksovna, senior lecturer, department "Normal and pathological physiology" Far Eastern State Medical University (680000, Russia, Khabarovsk, Karl Marks street, 35, e-mail: altexes@mail.ru)

Abstract. The article deals with the phenomenon of tolerance as a social construct of personality. The authors note that "tolerance" as a psychological construct is one of the personal qualities that allow effective interaction. The analysis conducted by the authors is based on the comparison of the main existing approaches to understanding the phenomenon under study. According to the comparative analysis of approaches, tolerance is presented as a complex and multilevel personal construct. The authors consider it possible to understand it as one of the personal paradigms of human existence in its socio-cultural system of being, which is based on the awareness and acceptance of plurality, as well as the diversity of the surrounding real world. The authors noted that today there are many definitions of tolerance. In the context of the research, the authors emphasize interpersonal tolerance, the essence of which is a special principle of building interaction between people, based on the principles of dialogue and cooperation. The authors perceive tolerance as the ability to have your own opinion, position, and respect and recognize the right of the "other" to perceive and think differently, and to be ready to build cooperation on the basis of understanding and respect for other points of view, to respect and recognize the right of the "other" to perceive and think differently, and to be ready to build cooperation on the basis of understanding and respect for other points of view.

Keywords: tolerance, personality, communication, culture, subject, type of tolerance, social phenomenon, person, socio-cultural environment, structure of tolerance

Введение

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, поэтому оно довольно сложное, многогранное, на сегодняшний день имеющее множество аспектов и около сотни определений, и продолжающее активно расширятся по мере его исследования. В связи с особой его актуальностью, множество известных ученых современности устремили свое внимание в контекст исследования данного феномена, и на сегодняшний день создано множество трудов, проливающих свет на сущность и проявление толерантности [1; 2]. Особое знание этот феномен приобрел в теории педагогики в свете гуманистического подхода [3; 4].

Сам термин «толерантность» очень неоднозначен в своих истолкованиях. Если мы обратимся к прямому переводу этого термина, то оно происходит от латинского глагола «tolerante» - что буквально означает «переносить, выдерживать, терпеть». Понятие толерантности используется в политике, религии, медицине и многих других отраслях человеческого знания о жизни. И в контексте каждой науки оно приобретает свое особое звучание и смысл. В медицине, например, он означает выносливость - как способ переносить боль, или «ослабление реагирования на какой-либо фактор» [4-6]. Толерантность как социальный феномен В психологии же больше говорят о толерантности

как об особом принципе построения взаимоотношений, основанном на способности человека воспринимать чужую непохожесть, «инаковость». На основе этого, мы считаем, что «толерантность» как психологический конструкт является одним из личностных качеств, позволяющих осуществлять эффективное взаимодействие.

Для расширения представления и понимания данного феномена, обратимся к словарям. Рассмотрим дословные определение толерантности на ведущих языках мира [5]:

- Tolerance (англ.) - готовность быть терпимым, снисходительным;

- to tolerante (англ.) - быть терпимым, позволять существование различных мнений без их дискриминации;

- Tolerance (фр.) - убежденность в том, что другие могут думать и действовать в манере, отличной от вашей собственной.

- Tolerencia (исп.) - способность принимать идеи или мнения, отличные от собственных;

- Kuan rong (кит.) - принимать других такими, какие они есть, и быть великодушными по отношению к другим;

- Tasamul (араб.) - прощение, снисхождение, мягкость, милосердие, сострадание, расположенность к другим, умение принимать других такими, какие они есть;

- Толерантность; терпимость (рус.) - умение терпеть (выдерживать, выносить, мириться с чем-либо), принимать/признавать существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой, быть снисходительным к чему-либо/кому-либо [6; 7].

Определения, существующие на разных языках, в целом совпадают.

Важно отметить о существовании в русском языке двух терминов, которые имеют схожие значения - толерантность и терпимость. Однако их нельзя считать тождественными, терпимость можно рассматривать как одну из составляющих в контексте толерантности, но, отнюдь, не выражающую ее сущность, более того на сегодняшний день существуют теории, которые противопоставляют эти два значения.

Декларация принципов толерантности, которая была утверждена UNESKO [8] в 1995 году, гласит, что под толерантностью следует понимать особую форму уважения, принятия, а также правильного понимания большого разнообразия существующих в мире культур, а также различные формы самовыражения личности и способы их проявлений. Таким образом, мы можем заключить, что это терпимость к людям, непохожим на нас - больным, слабым, бедным, угнетенным, терпимость к их мнениям, верованиям, поведению, привычкам, убеждениям.

Также толерантность как социокультурный конструкт подразумевает принятие ценностей других культур, людей, народов, и отказ от сведения этого многообразия к единению или преобладанию какой-либо точки зрения.

Мы считаем, что толерантность можно рассматривать как гармонию в широком понимании, а также умение человека осознавать существование своих прав и свобод, не нарушая при этом права и свободы других людей. Все это можно назвать умением жить, и не мешать другим.

Толерантность как социальный феномен не равнозначен терпимому отношению к социальной несправедливости и отказу от личного мнения, убеждений, а также конформизм. Мы считаем, что толерантность можно рассматривать с внутренней и внешней позиции личности: как умение придерживаться собственных убеждений и признания права на мнение у значимого другого. Это дает возможность признать тот факт, что все значимые другие отличаются как по внешним, социальным признакам (таким как внешний вид, социальное положение, речь, взгляды, поведение), так и по внутренним,

личностным признакам (таким как способ мышления и ценностные ориентации). Таким образом, толерантность отражает право человека на неконфликтное сосуществование в социуме, имея свою собственную индивидуальность. Толерантность следует воспринимать не как форму пассивного смирения или безграничного терпения, это не запрет на существование собственных убеждений. Толерантность, в нашем понимании, формируется на основе признания персонального права, а также свободы другого, выраженное в активном отношении к этому. Кроме этого, обсуждаемый конструкт может служить индикатором зрелости человека, выражать его жизненную позицию, интересы, а также готовность к их защите. При этом стоит отметить существование уважительного отношения к позиции, а также ценностям других людей [9; 10].

Стоит понимать, что толерантность не исключает столкновений, конфликтных ситуаций, но она подразумевает решение сложных ситуаций путем сотрудничества, диалога, компромисса.

Следует подчеркнуть, что «терпимость», как некое дихотомическое образование по отношению к «толерантности» не дает возможности отразить полноту последнего термина, а также в некоторых случаях может служить антиподом. Русский глагол «терпеть» приобретает в этом сравнении негативную окраску, так как терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своей позиции. Изучаемый нами конструкт может пониматься как форма активного отношения, которая формируется благодаря признанию прав и свобод другого человека [11]. Е.Н. Иваненко [12], как и многие другие исследователи феномена толерантности в нашей стране [11], полагает, что терпимость удаляет российское общество от толерантности.

Толерантность как иерархическая структура

Толерантность - феномен многоуровневый. Большинство авторов [12; 13] считают возможным говорить о существовании нескольких взаимодополняемых, иерархических уровней толерантности, таких как цивилизационном, международном, этническом, социальном, индивидуальном. Цивилизационный уровень толерантности, иначе именуемый социокультурной толерантностью, рассматривает особенности взаимодействия различных культур с позиций ненасилия.

Международная толерантность рассматривается как условие сотрудничества и мирной коммуникации различных государств, без учета их географического положения и разницы в размерах, разницы развития экономики, доминирующих этнических и религиозных парадигм. Особое место занимает этническая толерантность, основу которой составляет терпимость к образу жизни чужого, отличной от собственных обычаев и традицией как социальным конструктам, а также нравам, мнениям и идеям как личностным конструктам, которые формируются через различные критические ситуации как межличностного, так и внутриличностного выбора. Это чаще всего наблюдается у подростков в период формирования различных форм выбора, в момент сопоставления собственных этнических норм и стереотипов и стереотипов и норм, сформированных в иных социокультурных реалиях.

Так же можно наблюдать проявление этнической толерантности при конфликтных ситуациях взаимодействия и коммуникации представителей различных этнических групп, как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровнях. Партнерское взаимодействие составляет основу социальной толерантности, в которую включены взаимодействие различных социальных групп общества, а также структурами власти. Подобное взаимодействие основано на необходимости и потребности в сотрудничестве в условиях уважения позиций сторон. Социальная толерантность позволяет создать равновесие, а также гармонизировать отношения в обществе, признать права объединения представителей

различных социальных групп для защиты и отстаивания своих прав и свобод.

Наиболее частным уровней толерантности стоит считать индивидуальный, который включает в себя уважение другой личности, понимание существования взглядов, которые могут отличаться от собственных представлений. Индивидуальная толерантность позволяет оценить человека на основе его конкретных черт и поступков, исключая возможные ожидания, а также национальные, религиозные и другие социальные параметры личности.

Межличностная толерантность - это соответствующая направленность индивида на поведение в семье, коллективе, в деловом и управленческом общении. По мнению А.Г. Асмолова [14], межличностная толерантность выступает фундаментом любой толерантности в обществе и в наибольшей степени поддается целенаправленному формированию при обучении и социальном воспитании.

Так же, помимо уровней толерантности, необходимо обозначить различные виды толерантности, которые могут быть рассмотрены как равнозначные с позиции их влияния на социальную напряженность в обществе и возникающие в нем конфликты. Виды толерантности отражают различное субъективное отношение к тому или иному социальному вопросу.

Расовая толерантность отражает отсутствие каких-либо негативных оценок представителей иной расы. При этом следует отметить, что, по нашему мнению, крайней формой интолерантного поведения в данном случае можно считать расизм как особую форму расовой дискриминации, которая основана на мнении о праве соподчинения одних расовых групп другим. В социальном аспекте выделяют межрасовую толерантность, которая включает в себя отношение между представителями различных имущественных слоев. Следует также указать межнациональную толерантность как отношение к представителям различных наций, а также негативным проявлением которой может быть стереопитиза-ция без учета презумпции национальной невиновности. Религиозная толерантность рассматривает отношение отдельных людей или социальных групп к догматам различных конфессий, феномену религиозности, частным особенностям обрядов. При этом могут рассматриваться вопросы отношений верующих и атеистов, а также межконфессиональное взаимодействие. Географическая толерантность отражает отношения между представителями урбанизированных территорий и сельской местности, а также жителей центральных районов и провинциальных областей. Образовательная толерантность дает возможность оценить отношение между людьми на основе их субъективных оценок уровня образования другого. Возрастная толерантность, как и физиологическая толерантность относятся как к социальной сфере, так и к медицине. Мы не ставим своей целью рассматривать аспекты толерантности, относящиеся не к социальной сфере личности и групп, поэтому скажем лишь, что возрастная и физиологическая толерантность позволяют сделать выводы об уровне взаимоотношений людей различных возрастных категорий, а также лиц с различными физиологическими особенностями.

Под гендерной толерантностью мы понимает отношения между людьми различных гендерных групп (му-скулинной, феминной и андрогинной) без привязки к полу как анатомо-физиологической константе.

Отдельно в социальном аспекте можно выделить толерантность по отношению к маргиналам как отношение между представителями различных социальных страт и люмпенизированными слоями общества. И, довольно актуальная в настоящее время, политическая толерантность выступает показателем отношения людей к деятельности политической системы и ее представителей, как на национальном, так и на международном уровне.

Ввиду всей сложности и неоднозначности феномена

толерантности образовалось несколько подходов, к его пониманию и описанию. В нашей стране попыткой обозначить такие подходы, и развести понятие толерантности в соответствии с каждым из них, можно считать работы С.Л. Братченко [15]. В общей сложности, можно обозначить пять основных подходов к рассмотрению толерантности как феномена: экзистенциально-гуманистический, личностный, диверсификационный, диалогический и фасилитативный.

Толерантность с позиции экзистенциально-гуманистического подхода

Согласно экзистенциально-гуманистическому подходу в изучении феномена толерантности, сформиро-ванность толерантности как положительного отношения к другому должна носить осознанный, осмысленный и ответственный характер. Мы считаем в данном случае возможным говорить об уровнях или стадиях развития толерантности, первым из которых является проявление толерантности как автоматизме или стереотипном действии. Второй же уровень заключается в отношении к взаимодействию с другим как к ценности и жизненной позиции. Реализация этого взаимодействия всегда обусловлена ситуацией и носит конкретный смысл, а также включает в себя как в процесс поиск смысла и принятия решения. Также стоит указать, что в основе экзистенциально-гуманистического подхода лежит признание личности вне зависимости от совершаемой ей деятельности. Таким образом, мы можем говорить о том, что толерантность не является признанной в обществе универсалией или априорным требованием, а представляет собой личностную характеристику, которая отражает, по мнению А.Г. Асмолова «ценностное отношение к жизни» [16]. Исходя из этого видно, что толерантность есть качественная характеристика «способа бытия», а не социально детерминированный навык или требование.

Рассматривая толерантность как экзистенциальную характеристику, необходимо понимать направление внутренних мотивов. Вопрос, который двигает личность к побуждению толерантного поведения, должен быть не в поиске ответов на вопрос о причинах толерантности как содеянном факте. Это лишь внешнее проявление данного феномена. Надо понимать аксиологическую природу толерантности как действия, то есть осознавать внутреннюю суть и смысл содеянного. Понимание внутренней сути толерантности позволяет понять истинную экзистенциальную основу поступков. На основе этого можно сделать вывод, что различные формы автоматизмов и стереотипичного поведения, связанного с проявлением толерантности как уровню коммуникации, необходимо рассматривать как внешнее проявление, у которого отсутствует аксиологическая природа. По нашему мнению, в некоторых случаях мы можем также говорить о интолерантности, которая представляет собой негативное отношение к другому под предлогом социально-желаемых форм. Гарантией проявления толерантности нельзя считать наличие у человека знаний, умений или навыков, набора различных психических характеристик или влияние внешних условий как социокультурной среды. Мы считаем, что толерантность не задана человеку как качество, которое может реализоваться только при наличии соответствующих условий как внутренних, так и внешних. Внешние и внутренние условия способствуют развитию смысловой и иной активности человека, что побуждает его к свободному и ответственному самоопределению с учетом конкретной социокультурной среды.

Толерантность и социокультурная среда

Если рассматривать толерантность как множественный социальный конструкт, мы считаем возможным понимать его так же как одну из личностных парадигм существования человека в его социокультурной системе бытия, которая основана на осознании и принятии множественности, а также разнообразия окружающего реального мира. Человек должен признавать само нали-

чие существования противоречии в разных социокультурных системах. Только через понимание и признание того, что многообразие есть особое богатство, обладающее внутренней личностной силой, человек может при-ити к осознанию того, что многообразие изменяет жизнь личности и делает ее разнообразнее. Человек, признающий в себе толерантность как личностную парадигму, переосмысливает свою жизнь и видоизменяет свою социокультурную систему. Она становится более гибкой и сильной, а также открытой и готовой к взаимодействию с другим как обладателем иной социокультурной системы. Таким образом, толерантность способствует межличностной и межсистемной коммуникации представителей различных социокультурных систем.

Толерантность в диверсификационном подходе: структура и компоненты

Подробная структура толерантности рассмотрена в диверсификационном подходе. В данном направлении исследований обсуждаемого нами феномена представлена его сложность и многоаспектность. Представители данного подхода считают, что содержательный аспект толерантности нельзя сводить только к одному свойству или единичной личностной характеристике. Толерантность необходимо рассматривать как сложную и многоаспектную личностную характеристику, которая основана на нескольких базовых измерениях. В качестве таких измерений выделяют следующие компоненты толерантности: бихевиоральный, когнитивный и эмоциональный.

Сущность когнитивного компонента толерантности состоит в определенных особенностях восприятия, понимания, мышления человека. Эта составляющая наиболее очевидна, и в наибольшей мере исследована на сегодняшний день. Центральным моментом здесь является осознание сложности и многообразия Мира и человеческих различий. Именно когнитивные аспекты подчеркиваются в «Декларации принципов толерантности» [17], когда утверждается, что толерантность - это прежде всего «...правильное понимание богатого многообразия...» [18]. Когнитивная сущность толерантности апеллирует такими понятиями как знание, осознание, мышление, понимание, восприятие.

Эмоциональный компонент толерантности вбирает в себя все то, что касается особенностей протекания эмоциональной жизни личности: переживания различных чувств и эмоций, их выражения, способности регулирования. Одним из ключевых понятий здесь является эм-патия как способность «заглянуть» во внутренний мир другой личности, адекватно оценив особенности ее эмоционального состояния. Эмпатия помогает лучше понять партнера по взаимодействию и найти с ним «общий язык». Более того, она позволяет компенсировать (или смягчить) возможные разногласия между собеседниками в когнитивной, или поведенческой плоскостях, препятствуя их перерастанию в межличностное противостояние и нетерпимость.

Мы считаем возможным выделить как отдельную составляющую эмоционального компонента «аффективную толерантность», которая может быть определена как один из видов эмоциональной устойчивости. «Аффективная толерантность» представляет способность человека быть эмоционально нейтральным в ситуациях эмоционального напряжения, отсутствие болезненных переживаний, а также тревоги. При этом важно отметить, что нейтральный эмоциональный статус человек не означает подавление или искажение чувств. Все это можно отнести к внутреннему, личностному аспекту данного компонента. Внешним аспектом «аффективной толерантности» можно считать терпимое отношение к различным эмоциональным проявлениям других, без учета их индивидуальности, непривычности с позиции социального опыта человека. «Аффективная толерантность» представляется нами как своеобразная форма внутренней и внешней рефлексии, дающая человеку

возможность осознания происходящих с ним и окружающими его людьми эмоциональными процессами. По нашему мнению, именно «аффективная толерантность» может служить базисом для возникновения у человека эмпатии как способности осознания и сопереживания человеком эмоциональных процессов, которые происходят во внутреннем мире другого. Это своего рода процесс эмоциональной энтериоризации. На основе этого человек может осознавать и понимать причины личностных проявлений и поведения как самого себя, так и окружающих его других.

Толерантность как поведенческая характеристика личности

Внешнее проявление толерантности наиболее заметно при изучении бихевиорального компонента. Именно поведенческий аспект чаще всего становится объектом изучения, а также случит основой при диагностике и коррекции личностных параметров, связанных с толерантностью. Поведенческий компонент толерантности состоит из разнообразных личностных умений и способностей, среди которых стоит выделить следующие:

- способность к толерантному высказыванию и отстаиванию собственной позиции как точки зрения, отличной от другой («Я-высказывания»);

- толерантное отношение к высказыванию и мнению другого, что отражается в оценке восприятия мнений и суждений других людей, признание права другого на обладание собственной точки зрения, без учета степени ее расхождения с собственными взглядами. Это дает возможность выстроить взаимодействие людей на основе безоценочного принятия, взаимного согласования позиций, достижения компромисса и консенсуса;

- толерантное поведение в напряженных и экскви-зитных ситуациях (при различиях в точках зрениях, столкновении мнений или оценок).

Личностное начало в толерантности

С точки зрения личностного подхода, зрелая толерантность - это намного больше простой компетентности в толерантном поведении, когнитивной осознанности и эмоциональной готовности. Для полноценного понимания феномена толерантности, ко всему вышеперечисленному необходимо добавить еще один компонент, самый важный, который условно можно назвать «личностный компонент» или, точнее - личностное измерение толерантности. В основе этого компонента лежит ценностно-смысловая система. Данная система основана на ценностном уважении человека как личности, признание прав и свобод личности, а также равноправие при обсуждении базовых, социально ориентированных вопросов. К подобным вопросам можно отнести обсуждение мировоззренческого выбора и жизненной позиции, соотношение личного выбора с ответственностью демократических основ гражданского общества.

Все вышеназванные компоненты представляют собой единую систему, которая является психологическим базисом толерантности. Однако, по нашему мнению, системообразующим фактором в данной системе следует обозначить личностное начало. Именно личность как психологический конструкт выступает интегратором, а также регулятором когнитивных, поведенческих и эмоциональных проявлений. С позиции личностного подхода толерантность можно рассматривать как преходящее состояние в структуре личностной позиции. Один из идеологов феномена толерантности в свете личностного подхода Л.И. Рюмшина считает, что, рассматривая толерантность в ценностно-смысловом подходе как одну из устойчивых позиций, стоит учитывать внутренний и внешний контур проявления данного феномена. Толерантность с одной стороны отражает внутренний мир человека, потому как строится на личностных установках, ценностях и смыслах. Однако в то же самое время толерантность есть мощный мотивационно-ре-гулирующий коррелят, на котором основано поведение человека [17; 18]._

Кроме этого, личностное начало с позиции феномена толерантности имеет связь с экзистенциальностью как философской парадигмой. С этой точки зрения личностное начало мы рассматриваем в непрерывной связи с оценкой других людей. Таким образом, межличностная толерантность как одна из основных форм толерантности основана на аксиологическом подходе и отражает ценностное, т. е. принимающее отношение к внешнему и внутреннему миру. Мы считаем, что такие психологические характеристики, как самопринятие и самоуважение как основные составляющие личностного начала неким образом могут быть интерпретированы как форма внутренней толерантности по отношению к самому себе.

Таким образом, в сложной «анатомии» толерантности, ее психологической основой и ключевым измерением является глубинное личностное начало - ценности, смыслы, личностные установки, самоотношение, в то время как другие компоненты: когнитивный, эмоциональный, поведенческий и вербальный систематизируются вокруг него, являясь лишь производными.

Толерантность как характеристика коммуникации

С.Л. Братченко [19], в своих работах неоднократно подчеркивает, что «среди разнообразных видов и форм толерантности для нас общим основанием толерантности человека является межличностная толерантность, как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с Другими, как межличностный диалог»[16; 19].

В аспекте изучения конструкта толерантности следует также обратиться к известной диалогической концепции М.М. Бахтина [20], которая утверждает диалогическую природу личности и фиксирует ее онтологическую несамодостаточность, для которой диалог с другой личностью есть способ ее наиболее полноценного существования и развития. В этом мы понимаем диалог как наиболее естественный, полноценный и развивающий способ бытия человека как личности, это «здоровое начало» общения, конструктивный потенциал межличностных отношений, который важно уметь увидеть и поддержать. Соответственно, толерантность, как важнейший атрибут диалога, будет условием полноценного личностного бытия и развития человека.

В этом измерении главное внутриличостное условие толерантности, способность к сосуществованию с другими (иными) людьми, к вступлению с ними в ненасильственные формы взаимодействия, т. е. готовность и способность к Диалогу.

Фокус данного подхода - во взаимоотношениях с другими. Также, в рамках данного подхода разрабатываются теории относительно конкретных принципов ведения толерантного межличностного диалога. В нашей стране, такой концепцией можно считать идею «Коммуникативных прав личности», разработанную С.Л. Братченко [19], в которой описывается система психолого-правовых оснований общения, определяющих границы свободы собеседников (участников диалога) таким образом, чтобы обеспечить их взаимодействие на основе взаимного признания и ненасилия.

В структуре диалогического взаимодействия, как и в структуре толерантности, преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, отсутствие стереотипности в восприятии других, через гибкость мышления, умение видеть свою индивидуальность, умение адекватно оценивать свою личность. Поэтому диалогическое взаимодействие может рассматриваться как методологическая основа толерантности.

Основные выводы

Итак, подводя итог сказанному, можно утверждать, что толерантность - феномен сложный и многоуровневый. На сегодняшний день существует множество его определений. В самом общем виде «толерантность» как конструкт можно определить как «готовность и способность человека жить и конструктивно действовать

в мире непохожих людей и идей» (А.Г. Асмолов [20]). В контексте нашего исследования, мы делаем акцент на межличностной толерантности, сущностью которой является особый принцип построение взаимодействия между людьми, основанный на принципах диалога и сотрудничества. При этом мы воспринимаем толерантность как способность иметь собственное мнение, позицию, и при этом уважать и признавать право «другого» воспринимать и мыслить иначе, а также быть готовым строить взаимодействие на основе понимания и учета других точек зрения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Логинов А.В. Толерантность: «За» и «Против» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. № 1 (13).

2. Толерантность в педагогике / Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова; Акад. проф. образования. - М.: Акад. проф. образования, 2002 (Издат. центр Акад. проф. образова-ния).-92 с. : табл.; 21 см..; ISBN 5-8379-0131-0 (в обл.)

3. Урусова Л.Х. Гендерная толерантность в современном обществе // Вестник КемГУ. 2014. №2 (58).

4. Введение в педагогику толерантности : Для педагогов и студентов / А.М. Байбаков ; Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград : Изд-во Волгогр. Гос. ин-та повышения квалификации и переподгот. работников образования, 2002 (ООО Бланк).-11 с. : ил., табл.; 29 см.; ISBN 5-7087-0125-0 (в обл.)

5. Кислицин А.И. Психологические аспекты толерантности // Вектор науки ТГУ. 2013. № 4 (26).

6. Психологические исследования этнической толерантности / Н. М. Лебедева [и др.].-Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2003.-237, [1] с. : табл.; 20 см. -(Толерантность).; ISBN 5-86037-020-2 (в обл.)

7. Луценко Е.Л., Ефимова Д.В. Толерантность в молодежной среде: социологические аспекты // СИСП. 2012. № 11.

8. Кисляков П.А. Формирование толерантности и профилактика идеологии экстремизма в молодежной среде // СИСП. 2011. № 3.

9. Диалог культур: толерантность в национальных и конфессиональных отношениях (опыт организации совместной жизни народов Сибири): [монография] / Т.А. Костюкова, Т.Ф. Кряклина, Г.И. Петрова. - Томск : Центр ксерокопирования и ризографии «ЧП Кнышева Л. Н.», 2002. - 242 с. : табл.; 20 см.-(Толерантность / М-во образования Российской Федерации, Томский гос. ун-т).

10. Фельде В. Г. Соотношение понятий «Терпимость» и «Толерантность» // ОНВ. 2012. № 4 (111).

11. Жизненная стратегия толерантности: проблема становления в России и на Западе / А.В. Перцев. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2002 (ИПЦ УрГУ). - 253 с.; 21 см. - (Толерантность).; ISBN 5-7525-0604-2 (в обл.)

12. Осипова С.И., Богданова А.И. Генезис сущности и содержания понятия «Толерантность» // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 6.

13. Межкультурная коммуникация. Толерантность: избранные статьи, исследования, проекты. 2001-2007: со-действие, со-бытие, со-знание, со-весть ... / Елена Бурлина. - Самара: [Самарское кн. изд-во] : [Город-Страна-Планета], 2007.-304 с. : ил., портр.; 26 см.; ISBN 5-91140-025-1

14. Культура. Образование. Толерантность [Текст] : [монография] / В. Л. Бенин ; М-во образования и науки Российской Федерации, Башкирский гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы.-Уфа : Изд-во БГПУ, 2011. - 191 с.; 20 см.; ISBN 978-5-87978-677-4

15. Сагалакова Г.А. Проблема толерантности и инто-лерантности в современной России // Известия АлтГУ. 2008. № 4-5.

16. Толерантность [Текст]: энциклопедический словарь / У.Р. Кушаев, И.Г. Дорошина ; Философское о-во России, Философское о-во Узбекистана, Ташкентский исламский ун-т при кабинете М-в Респ. Узбекистан.

Пенза : Социосфера, 2014. - 482 с.; 21 см.; ISBN 978-591990-1-1-3

17. Ярош Н.Н. Умный город - город толерантности // Экономический журнал. 2014. № 2 (34).

18. Толерантность [Текст]: от истории понятия к современным социокультурным смыслам : учебное пособие / С.Д. Бакулина. - Москва: Флинта: Наука, 2014. -111, [1] с.; 21 см.; ISBN 978-5-9765-1157-6 (ФЛИНТА)

19. Мосунова Т.Г. Толерантность и личностная самоидентификация молодежи // Научный диалог. 2013. № 2 (14).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Чижкова М. Б., Петрова Е. И. Изучение коммуникативной толерантности как профессионально важного качества будущих медицинских работников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12).

Статья поступила в редакцию 07.04.2018

Статья принята к публикации 27.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.