УДК 373.6 ББК Ч420.05
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 19.00.07
Шеметова Анна Борисовна,
специалист по учебно-методической работе отдела Довузовской подготовки и дополнительного образования филиала ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» в г. Воткинске; 427433 , Удмуртская Республика, г. Воткинск, Расковой пр-д, 1а; e-mail: [email protected]
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ1
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поликультурность; поликультурное образование; поликультурное воспитание; поликультурная педагогика; мультикультурность.
АННОТАЦИЯ. В статье отражена актуальность поликультурного образования, обозначены смыслы понятия «поликультурное образование» и его содержание, описаны взгляды исследователей на данную проблему. Дается понимание специфики поликультурного образования как направления в профессиональной школе.
Shemetova Anna Borisovna,
Expert in Educational and Methodical Work, Department of Additional Education, Branch of the Udmurt University in Votkinsk.
POLY-CULTURAL EDUCATION AS TENDENCY OF VOCATIONAL SCHOOL
KEY WORDS: poly-cultural; poly-cultural education; poly-cultural upbringing; poly-cultural Pedagogy; muli-cultural.
ABSTRACT. The topicality of poly-cultural education is stated in the article, the essence of the concept “poly-cultural education” is disclosed, its content, as well as the views of scientists on this problem, is described. The specificity of poly-cultural education as a tendency of modern vocational school is stated.
Актуальность поликультурного образования
В последнее время проблема культурного многообразия в Российской Федерации стала широко освещаться в средствах массовой информации. Это связано с нарастающими случаями нетерпимости, враждебности к людям другой культуры, непонимании их традиций и ментальности. С другой стороны, Болонский процесс в сфере высшего профессионального образования повышает доступность быстрого и удобного передвижения по миру, системы образования европейских стран, в том числе и России, приобретают интернациональный характер. В связи с тем, что человек, не готов к таким быстрым изменением в полиэтничности социальной среды, проблема поликультурного образования в настоящее время все более актуализируется.
Значимость развития поликультурного образования отражена в федеральных нормативно-правовых актах: проекте Концепции поликультурного образования в России (2010); Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009); Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации (2006). Также поли-культурная направленность отражена в Федеральных образовательных стандартах.
В общеобразовательных школах нашей страны введены предметы по изучению различных культур, работают проекты по развитию толерантности детей к другим народам, однако в школах профессионального образования такая работа представлена недостаточно: нет понимания важности
поликультурного образования в профессиональной подготовке современного специалиста. Шагом к решению данной проблемы является четкое определение терминологии, с которой предстоит работать. Рассмотрим смыслы и содержание термина «поликультурное образование».
В работе «Личностно-ориентированный подход в управлении поликультурной школой» А. Г. Мафтей отмечает [3. С. 12], что в мировой педагогике феномен поликультурности стал предметом особых исследований с 1960-х годов XX века. С 80-х годов за рубежом активно развивается процесс становления теорий и моделей поли-культурного образования: этническая концепция (К. Муули, М. Стоун), концепция культурной депривации (С. Берайтер), языковая концепция (Б. П. Кенпеун), концепция антирасизма (С. Барате) и др. Проблемы поликультурности исследуются русскоязычными учеными в различных направлениях: как феномен культуры, механизм передачи социального опыта, сфера педагогических ценностей, часть педагогической культуры преподавателя, новая информационная среда, парадигма образования ХХ! века и т.д. (работы Е. В. Бондаревской,
В. П. Борисенкова, О. В. Гукаленко, А. Я. Да-нилюка, Ю. С. Давыдова, А. Н. Джуринско-го, М. Н. Кузьмина, Л. Л. Супруновой и др.).
В работах М. Ф. Пафовы [4. С. 10] доказано, что поликультурное образование еще не стало самостоятельным объектом управления, в отношении которого осуществляется полный комплекс управленческих действий: собирается и анализируется необходимая информация, выявляются проблемы,
1 Статья выполнена в рамках проекта «Психолого-педагогические технологии развития виртуальной образовательной среды для меж-культурного взаимодействия»
© Шеметова А. Б., 2013
ставятся обоснованные цели, разрабатываются и реализуются целенаправленные решения. Нет должной системности управления поликультурным образованием, полноценного проблемного анализа, согласованности действий на разных уровнях управления. Слаба поддержка в выборе содержания и организационных форм для достижения этих целей; недостаточно ресурсное обеспечение, в том числе научнометодическое.
Исследователь говорит о том, что в самом общем виде цель поликультурного образования состоит в формировании индивида, готового к активной созидательной деятельности в современной поликультур-ной и многонациональной среде, сохраняющего свою социально-культурную идентичность, стремящегося к пониманию других культур, уважающего иные культурноэтнические общности, умеющего жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, рас, верований. Однако при разработке программ эта сложная цель должна быть представлена как комплекс частных, конкретных целей поликультурно-го образования, которые строятся вокруг следующих основных ориентиров: этнокультурной и социокультурной идентификации личности; освоения системы понятий и представлений о разнообразии культур в мире, стране, территории проживания; воспитания установок толерантного сознания; развития умений и навыков конструктивного взаимодействия с представителями иных культур.
Обобщая, можно констатировать, что поликультурное образование - это процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам [6].
Развитие поликультурного образования в профессиональной школе России и за рубежом.
Идеи поликультурности (мультикультурности) наиболее активно проникли в профессиональную школу США и Канады [2. С. 86]. Путем поликультурного образования предлагается поощрять стремления студентов приобретать знания, умения, развивать способности, необходимые для функционирования в рамках других субкультур, национальной и мировой макрокультур. Компонентами поликультурного образования в американских вузах являются особые методы обучения, учебный план, профессионализм преподавателей при отборе учебного материала и преподавании в полиэтнической среде.
Поликультурность нашла отражение в программах и стандартах высшего образования. Так, американский Совет по стандартам высшего образования (CAS) в 90х гг. XX в. выработал документы, согласно которым образовательные программы должны воспитывать у студентов способности эффективно снимать межнациональные конфликты [2. С. 87]. CAS предлагает снижать остроту разногласий в университетах в духе уважения этнического плюрализма. Жизненно важно, чтобы сегодняшние студенты - завтрашние лидеры учились эффективно воспринимать различные идеи, ценности, культуры. Не следовать этому -значит сохранять ущербный мир, где доминируют распри и межнациональная рознь. Авторы стандартов призывают руководство высших учебных заведений осознать растущее многообразие общества, важность воспитания толерантного отношения к подобному плюрализму во имя общественного блага. Признавая, что значительная часть вузовской администрации без энтузиазма относится к идее поликультурности, авторы стандартов указывают на поликультурное воспитание как источник прогресса высшей школы.
Поликультурное воспитание в США [2. С. 88] предусмотрено также институтами специальной педагогической подготовки: Национальным советом по аккредитации учительского образования (NCATE) и Институтом Монтессори (Montessori Educational Institute of the Pacific Northwest). Национальный совет по аккредитации учительского образования настаивает на дифференцированном подходе в обучении представителей разных национальностей, этнических групп. В стандартах NCATE есть раздел, в котором сформулированы следующие условия обучения:
- учет расового, этнического многообразия студентов и преподавателей, наличия различных языковых, религиозных групп;
- отражение культурного многообразия в учебных планах, при контроле выполнения учебных планов, в действиях профессорско-преподавательского состава, результатах обучения;
- создание в учебных заведениях климата взаимопонимания, поддержки всех этнических групп, представленных в студенческом и профессорско-преподавательском составе.
В Канаде [2. С. 88] профессиональное образование диверсифицировано в значительной мере под воздействием культурно-исторических традиций выходцев из Германии, Италии, Украины, Швеции, Китая и пр. Организация высшего образова-
ния в известной степени отражает интересы подобных этнических групп как носителей собственных образовательных и культурных ценностей, многокультурного этнического сознания.
В западной Европе [2. С. 74] изменения в образовании особенно заметны в последние пятьдесят лет. Если в начале XX в. ответом на возраставшую плюрализацию общества была политика откровенной ассимиляции национальных меньшинств, то в 19401950-е гг. движение за совместное обучение представителей различных рас выдвинуло на первый план задачу воспитания терпимости и взаимопонимания. В 1960-1970-е гг. в образовании обозначились новые тенденции, признававшие ценность культурного многообразия; разрабатываются специальные программы поликультурного образования, обучения иммигрантов, этнических и расовых меньшинств.
В вузах России, к сожалению, поли-культурное образование внедряется недостаточно широко.
Таким образом, можно сделать вывод, что поликультурное образование широко внедряется в США и Канаде. В программах большинства российских учебных заведений отсутствуют специальные курсы поли-культурного воспитания.
«Поликультурная педагогика» и «по-ликультурное воспитание»
Реформирование образования предполагает обновление терминологии, поэтому в дополнение к понятию «поликультурное образование» появляется понятия «поли-культурная педагогика» и «поликультурное воспитание».
Поликультурная педагогика — достаточно молодая отрасль научного знания [2. С. 66]. Феномен поликультурности стал предметом особых исследований в мировой педагогике с 60-х гг. XX в. Зарубежной педагогической наукой накоплен солидный научный фонд по поликультурализму. Российские ученые к разработке поли-культурной педагогики приступили сравнительно недавно - в 90-е гг. XX в. Так что можно сказать, что отечественная поли-культурная педагогика находится в стадии становления. Но, не смотря на это, интерес к данному направлению заметно увеличивается. Современное общество видит неразрешенные проблемы: неравные права между расовым меньшинством и большинством, неразрешенные межнациональные конфликты — и старается найти пути их решения.
«Поликультурное воспитание» - это педагогический ответ многокультурных и полиэтнических обществ, одна из приори-
тетных педагогических проблем, стоящих перед мировой цивилизацией [2. С. 73].
А. Н. Джуринский [2. С. 69] определяет поликультурное воспитание как одновременное приобретение знаний и соответствующее воспитание, «передача более точной и совершенной информации при уважении к группам меньшинств, преодолении предубеждений и поощрении терпимости, улучшении академических достижений учащихся из меньшинств, содействии достижению идеалов демократии и плюрализма».
Н. В. Бордовская и А. А. Реан [1. С. 54] под поликультурным воспитанием понимают учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств, что предусматривает:
• адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными традициями;
• ориентацию на диалог культур;
• отказ от культурно-образовательной монополии в отношении других наций и народов.
Поликультурное воспитание, по их мнению, культивирует в человеке дух солидарности и взаимопонимания во имя мира и сохранения культурной идентичности различных народов.
Данная терминология в настоящее время только складывается и, на наш взгляд, нуждается в уточнении и конкретизации, так как каждый автор вкладывает в понятия свой смысл и содержание, в целом термины «поликультурное образование», «поликультурное воспитание» и «поли-культурная педагогика» схожи по своим значениям и имеют одни цели.
Новые аспекты поликультурного образования как направления в профессиональной школе
Основная задача поликультурного образования в профессиональной школе -развитие способности и готовности к результативной межкультурной коммуникации. Однако вузы не всегда обеспечивают такую подготовку, так как ориентированы на профессиональную деятельность.
Т. Ю. Фадеева отмечает, что студенты вузов России нуждаются в специальном по-ликультурном образовании как для повышения уровня уважения культурной самобытности, так и для подготовки к межкуль-турному взаимодействию. [7. С. 2] Высшим образовательным учреждениям необходимо разрабатывать новые программы поликультурного образования, искать модели и условия для решения поставленных задач.
На данный момент профессиональное образование традиционно строится как
процесс передачи заранее известных знаний, что часто приводит к формированию монокультурного мировоззрения.
Образовательный процесс должен быть построен с учетом интересов и планов обучаемых, что невозможно достичь содержанием лишь стандартной учебной программы. Таким образом, одной из целей современного образования является расширение образовательного пространства.
Таким примером является лингвистический клуб [7. С. 7], который успешно работает на базе Удмуртского государственного университета с 2004 г. Деятельность клуба включает в себя проведение бесед, ролевых игр, дискуссий, круглых столов; знакомство с текстами и видеоматериалами культурологической направленности; организация встреч с зарубежными гостями из Австралии, США, Финляндии (например, активное участие в работе клуба принимали стипендиаты программы Fulbright, США) [7. С. 8], участники клуба знакомятся с такими специфическими признаками поликуль-турного образования, как национальные и общенациональные категории (язык, история, искусство, фольклор, традиции). По мнению Э. Р. Хакимова, лингвистический клуб приводит к расширению образовательного пространства университета за счет такой организации, при которой сочетание неформального и формального образования способствует развитию поликультурной личности и успешной адаптации студенческой молодежи к поликультурной реальности.
Одним из средств глобального расширения образовательного пространства в настоящее время является Интернет. Глобальное информационное пространство формировалось в течение нескольких десятилетий, и Интернет стал последним и самым значимым этапом формирования глобального информационного пространства. Посредством Интернета работает одна из программ Удмуртского государственного
ЛИТЕРАТУРА
университета: студенты Института социальных коммуникаций обучаются иностранным языкам через использование новых информационно-коммуникационных технологий глобального расширения образовательного пространства [7. С. 10].
Под руководством преподавателей студенты связывались через Интернет с представителями другой культуры, и получали у них необходимую информацию. Кроме того их общение могло проходить не только устно, но и в виде переписки. В ходе работы студенты изучали не только грамматику, но и культурные ценности страны. Данная технология изучения иностранных языков, размещена на сайте www.busuu.com [7.
С. 11].
Представленные технологии обучения иностранным языкам являются моделями расширения образовательного пространства и дают возможность сделать обучение интересным и доступным каждому.
Подводя итог, можно отметить, что по-ликультурное образование - это процесс, заключающийся в создании условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам.
Наиболее активно процесс поликуль-турного образования происходит в США и Канаде, в России данная проблема наиболее актуальна в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.
В вузах России вопросу поликультурно-го образования уделяется недостаточно внимания, но в некоторых учреждениях успешно разрабатываются и реализуются программы и технологии по данному направлению.
Специфика поликультурного образования как направления в профессиональной школе может быть охарактеризована через глобальное расширение образовательного пространства силами студентов при руководстве и сопровождении педагогов.
1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учебник для вузов. СПб: Питер, 2000.
2. Джуринский А. Н. Воспитание в России и за рубежом. М.: Просвещение, 2004.
3. Мафтей А. Г. Личностно-ориентированный подход в управлении поликультурной школой: дисс. ... канд. пед. Наук. Тирасполь, 2007.
4. Пафова М. Ф. Управление развитием поликультурного образования в полиэтническом регионе: дисс. ... докт. пед. наук. М., 2006.
5. Садыкова Л. Р. Поликультурное воспитание: принципы, функции, содержание, способы. URL ^^р://рБу-Ьоок.ш/?р=б42 (дата обращения: 05.07.2012).
6. Словарь по общественным наукам Глоссарий.ру. URL http://www.glossary.ru/ (дата обращения: 13.06.2012).
7. Хакимов Э. Р. Модель условий поликультурного образования студентов вузов Удмуртии // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. №4. 2011.
8. Шакурова М. В. Социальное воспитание в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. А. В. Мудрика. М.: Академия, 2004.
Статью рекомендует д-р пед. наук, доц. Э. Р. Хакимов.