Научная статья на тему 'Из истории развития системы повышения квалификации педагогических работников Костанайской области'

Из истории развития системы повышения квалификации педагогических работников Костанайской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слесарь Марионелла Васильевна

Представлена краткая история системы повышения квалификации педагогических работников Костанайской области; приведены исторические факты, связанные со становлением института усовершенствования учителей, преобразованиями, которые произошли в институте сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории развития системы повышения квалификации педагогических работников Костанайской области»

КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТА

УДК 371.14 ББК 74.047.8

М.В. Слесарь

ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

го

о ф

с;

О

т

Представлена краткая история системы повышения квалификации педагогических работников Костанайской области; приведены исторические факты, связанные со становлением института усовершенствования учителей, преобразованиями, которые произошли в институте сегодня.

Ключевые слова: институт усовершенствования, непрерывное повышение квалификации, педагогические чтения, преобразование, сотрудничество.

Особое внимание в Послании Президента Республики Казахстан «Социально-экономическая модернизация -главный вектор развития Казахстана» обращено на качественный рост человеческого капитала в республике.

В связи с решением этой проблемы «важно повышать качество педагогического состава» [2].

Сегодня в каждом регионе действуют интегрированные центры повышения квалификации педагогов в соответствии с пожеланиями Послания Президента Н.А. Назарбаева.

История создания системы повышения квалификации педагогических кадров в нашей области начинается с 1938 г.

В архивных документах Кустанай-ского областного отдела народного образования есть докладная заведующего облОНО «Об итогах работы школ области за I полугодие 1938-1939 учеб. года», в которой говорится, что в сентябре 1937 г. при облОНО создан методический кабинет.

В 1948 г. на основании приказа облОНО № 290 от 21 июня областной методический кабинет был реоргани-

зован в институт усовершенствования учителей (ИУУ).

Представляет интерес данный приказ из архива.

В ИУУ было создано восемь кабинетов: начальных классов, математики и физики, химии и биологии, географии, русского языка и литературы, иностранных языков, казахского языка и литературы и истории.

Институту усовершенствования учителей была определена основная функция: повышение квалификации учителей и других работников народного образования, оказание им методической помощи, изучение, обобщение и распространение передового опыта.

Первым директором ИУУ был Гриненко И.Г. Заметный след в развитии ИУУ оставил Б.Д. Мелёхин, который возглавлял институт с 1956 по 1960 гг.

Большой вклад в развитие системы повышения квалификации Костанайской области внёс Закиров Камалбек Закиро-вич. Он - участник Великой Отечественной войны, учитель, завуч, директор школ Денисовского, Федоровского и Мендыгаринского районов. Закиров К.З., имея опыт руководящей работы, проявил себя творческим организатором, знал хорошо состояние системы образования области. Время его работы совпало с интенсивным развитием сети школ, связанных с освоением целинных и залежных земель. Учреждения образования области испытывали острый дефицит в педагогических кадрах. К.З. Закиров организовал на достаточно высоком научно-методическом уровне краткосрочные курсы подготовки учителей для вновь открытых школ в целинных совхозах.

Закиров К.З. активно пропагандировал перед учителями достижения великих педагогических деятелей Ибрая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова, Спандияра Кубеева, Бекета Утетлеуова -родоначальников гуманистического подхода в образовании. Он стал практиковать поездки директоров школ, лучших учителей по изучению инновационного опыта кабинетной системы обучения, опыта казахстанских, липецких, ростовских учителей и внедрению их идей в практику работы школ области.

В 60-70-е гг. большим авторитетом стали пользоваться среди учителей опытные методисты - биолог Петр Иванович Карзанов, филолог Мария Кузьминична Ленская, географ Валентин Лазаревич Моисеенко, заведующие кабинетами казахского языка и литературы Карибай Утебасов, начального обучения Александра Никаноровна Серова и др.

К.З. Закиров огромное значение придавал решению проблем повышения научного уровня управления школами. Он проработал директором ОблИУУ 18 лет, был

одним из опытных руководителей института в республике, выступал на заседаниях совета ЦИУУ в г. Алма-Ате, областного управления народного образования.

За большой вклад в развитие народного образования К.З. Закиров был награжден орденами «Трудового Красного Знамени», «Знак почёта», многими юбилейными медалями, грамотами. Ему было присвоено почётное звание «Заслуженный учитель Казахской ССР».

В конце 70-х гг. директором был назначен Рузанов Петр Николаевич -участник Великой Отечест-венной войны, награждёный орденом «Трудового Красного Знамени», почётными знаками «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения Казахской ССР».

В 80-е гг. большое внимание стало уделяться проблемам повышения квалификации педагогических кадров, созданию условий для их обучения и оздоровления.

В 1986 г. состоялось открытие санатория-профилактория «Родник» на 100 мест для слушателей курсов обл ИУУ (ныне это административное здание института и общежития института). Педагоги - слушатели курсов имели прекрасную возможность параллельно с обучением пройти необходимый курс лечения, получить консультации врачей.

На данном этапе в программах курсов было уделено особое значение изучению и внедрению достижений психолого-педагогической науки:

• системному подходу к научным основам управления школой Ю. Ко-наржевского;

• оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю. Бабанского;

• развивающему обучению В.В. Давыдова;

• проблемному обучению М. Мах-мутова и др.

Педагоги были заинтересованы изучением новаторской педагогики, стремились работать творчески, результативно. Опыт известных педагогов новаторов В. Шаталова, С. Лысенковой, М. Щети-

о го

о

го

I

го

ь

о ^

со о

о ю го

о ф

т

го

ч

ф

с

го

го со

I

ф

э _0 со о

ф ь

о к

го

О

_0 ü го

о ф

с;

О

нина, Ш. Амонашвили и др. учителя нашей области изучали в г. Москве, Санкт-Петербурге, Минске, Кишиневе, Челябинске, Алмате, Караганде, Кокшетау. Ученые и педагоги-новаторы по приглашению областного управления образования приезжали на курсы повышения квалификации в наш институт.

Курсы по актуальной тематике, разнообразная межкурсовая работа, республиканские конференции и семинары на базе нашего ИУУ - все это обеспечило результативность деятельности института, его успешную аттестацию.

За достигнутые успехи в социалистическом соревновании институту было вручено переходящее Красное знамя Министерства просвещения Казахской ССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, а также облИУУ был награжден Дипломом ВДНХ СССР

В период становления суверенитета нашей республики, выполняя государственную политику в области образования, областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования решал главные задачи - становление и развитие казахстанской модели образования, формирование казахстанского патриотизма, воспитание поликультурной личности школьников, информатизация учебно-воспитательного процесса.

Творческие группы учителей занимались опытно-экспериментальной работой по апробации отечественных учебников нового поколения.

Были проведены целевые курсы учителей начальных классов по переходу на новые казахстанские программы и учебники с приглашением их авторов - учёных из АГУ имени Абая Оспанова Т., Кондубаевой М., Мендикеновой Р., Куль-гульдиновой Т., Омаровой Т. и др. Ежегодно институт приглашал авторов учебников нового поколения для обучения наших педагогов.

Управление образованием Коста-найской области заключило договор по об-

мену инновационным опытом с коллегами сопредельных областей - Челябинской и Курганской. Благодаря сотрудничеству кабинет руководящих кадров института (руководитель Жаркенов К.Ж.) организовал выездную учебу молодых директоров школ области в Челябинском ИПК, которые затем обучали своих коллег на семинарах и курсах в нашем институте.

Проблемы воспитания школьников всегда актуальны. В это время активно внедрялась народная педагогика. ОблИУУ подготовил областной семинар в глубинке, отдалённой сельской школе п. Бестау Камыстинского района, где творческий коллектив под руководством директора школы Комутовой С. успешно претворял идеи народной педагогики в учебно-воспитательный процесс школы. На данный семинар была приглашена делегация Челябинской области во главе с начальником облУО С.Н. Репиным. Гости отметили опыт педколлектива как сложившуюся модель воспитательной системы школы.

Такая форма сотрудничества взаимно обогащала педагогов Челябинской и Костанайской областей.

Огромную помощь в повышении научного уровня курсов повышения квалификации оказывали отечественные ученые Оралбаева Н., Кожахметова К., Таубаева Ш., Караев Ж., Кондубаева М., Жайтапова А.А., а также известные ученые России - Новикова Л.И., Караков-ский В. А., Вульфов Б.З., Разу мовкая М.М., Конаржевский Ю.А., Татьянченко В.С. и др. Это были годы развития инновационного движения, рождения школ нового типа - гимназий, лицеев.

В конце 90-х гг. в облИПК активизировалась научно-исследовательская работа: под руководством директора Ю. Мануйлова, доктора педагогических наук, была организована Ассоциация педагогов-исследователей среды, инициирована работа областного экспертного совета по лицензированию педагогических новаций, который действует и поныне и является индикатором самосовершенствования и профессионального роста учителей.

В системе повышения квалификации педагогических кадров особое значение уделялось пропаганде педагогического наследия великого просветителя этнографа, поэта, писателя, нашего земляка И. Алтын-сарина. Его педагогические идеи, самобытная педагогика, его практика, опыт и в настоящее время актуальны. И. Алтынса-рин - это великий учитель, гуманист и патриот казахского народа. Он поистине гениален своей современностью.

Институт повышения квалификации при поддержке областного управления образования в 1981 г. организовал областные педагогические чтения в честь 140-летия со дня рождения И. Алтын-сарина, которые стали традиционными и проводились систематически.

Памятны Алтынсаринские педагогические чтения, состоявшиеся в районном центре Тургай. Участники соприкоснулись с историей народных школ, уездного училища, которые открыл И. Алтынсарин в XIX в., проявляя заботу о будущем, грамотном поколении казахского народа.

В 1991 г. состоялась юбилейная Республиканская научно-практическая конференция «Педагогическое наследие Иб-рая Алтынсарина и проблемы современной школы» в г. Костанае, в работе которой приняли участие около трехсот гостей республики, а также из Белоруссии, Узбекистана, Каракалпакии. Среди них известные государственные и общественные деятели, видные ученые, поэты, писатели, педагоги.

В практике работы института были проведены конкурсы педагогического мастерства, экскурсии по алтынсаринским местам, выпущены буклеты, спецгазеты, организован педагогический караван -целый комплекс мероприятий по теме «Заветные мечты Ибрая Алтынсарина».

Опыт работы облИПК показывает, что изучение и пропаганда педагогического наследия И. Алтынсарина, его последователей Спандияра Кубеева, Бекета Утетлеу-ова на юбилейных научно-практических конференциях, семинарах, курсах имели

практическое значение для современных педагогов, которые продолжают идеи гуманизма, патриотизма, народной педагогики, духовно обогащаются.

За время существовавшей системы повышения квалификации огромное значение придавалось сохранению традиционных форм повышения квалификации и внедрению новых подходов в организации курсов и их содержании. В этом есть большой вклад директоров института Колесника В.Н., Золотухина Г.Н., Жаркенова А.К., Ермагамбетова Т.С.

Ежегодно в нашем институте обучается около четырех тысяч педагогов. Проблематика курсов актуальна: формирование педагога новой формации; подготовка к переходу на новую модель обучения; реализация компетентностного подхода в условиях 12-летней школы; организация предпрофильной подготовки и профильного обучения; внедрение информационных и новых педагогических технологий; управление качеством образования; внедрение инноваций; обучение педагогов мини-центров, предшкольной подготовки, дошкольных организаций, руководителей школ, лицеев, колледжей научным основам современного менеджмента и др.

Содержательная часть курсов обеспечивалась лекторским составом из числа методистов института, ученых, преподавателей Костанайского пединститута, КГУ им. А. Байтурсынова, Костанайского педколледжа, лучших учителей-практиков и руководителей школ области.

Традиционно продолжается сотрудничество с учеными Казахстана и России из городов Алматы, Астаны, Караганды, Москвы, Кургана, Нижнего Новгорода, Челябинска, дальнего зарубежья -Международным центром «Образование без границ» (Монреаль, Канада).

В условиях перехода на новую модель образования, ориентированную на результат, безусловно, важным является обеспечение непрерывной системы повышения квалификации педагогических работников, реализация принципа «обу-

о го

о

го

I

го

ь

о ^

со о

о ю го

о ф

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

ч

ф

с

го

го со

I

ф

э _0 со о

ф ь

о к

го

О

_0

ГО

О ф

с;

О

03

чение в течение всей жизни». Важное место в решении этой проблемы занимает межкурсовая работа: семинары, дни института, дни кабинета, куратора района (города), консультации, конкурсы профессионального мастерства, областные и республиканские конференции.

Среди них особо значимы республиканские научно-практические конференции по темам:

• «Эксперимент по переходу на 12-летнее обучение: состояние, проблемы, поиск»;

• «Разрешающие возможности образовательной среды для формирования и развития личности детей с особыми потребностями».

Одна из открытых трибун для обмена опытом, получения актуальной информации, самосовершенствования и саморазвития педагога - это наш научно-методический вестник «Бшм - инфо», который издается с 2004 г. периодичностью четыре раза в год.

Сегодня в соответствии с Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 20112020 гг. в рамках модернизации системы образования произошли кардинальные преобразования в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Создано акционерное общество «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» под руководством Ахметовой Г.К., доктора педагогических наук, профессора. Миссией АО «НЦПК «Эрлеу» является организация системного повышения квалификации педагогических работников на основе корпоративного управления и обеспечения высокого уровня научности, инновационной и практической направленности содержания курсов. С введением единой вертикали управления в рамках реформирования республиканской системы повышения квалификации наш областной ИПК ПРО стал филиалом акционерного общества «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской обла-

сти». Данное преобразование позволило заняться нам ведущей функцией - повышением квалификации педагогических работников системы образования области: развитием уровня профессиональных, правовых, коммуникативных, управленческих компетенций, обучением современным технологиям образования, что будет способствовать повышению статуса педагога, его авторитета, а также обучением современному менеджменту директоров школ и руководящих работников отделов образования.

Исходя из целей деятельности института, создана новая структура, ориентированная на обновление содержания и формы работы курсов повышения квалификации. Открыты четыре кафедры: кафедра дошкольного воспитания и начального обучения; психолого-педагогического сопровождения профессионального развития учителя; инновационных технологий и методики преподавания естественно-научных и гуманитарных дисциплин; воспитания и социализации личности, а также учебно-вспомогательные отделы. Кафедры укомплектованы высококвалифицированными опытными педагогами - старшими преподавателями, тренерами, обученными на курсах повышения квалификации по Программе АОО «Назарбаев-Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета на базе Центра педагогического мастерства в г.Астана и учеными.

Научный потенциал, большой профессиональный опыт ученых и практиков нашего института позволяют успешно обеспечивать высокое качество повышения квалификации педагогов на основе казахстанского и мирового опыта. Сегодня мы имеем возможность приглашать в наш институт зарубежных преподавателей с целью обучения слушателей курсов современным технологиям образования.

В этом году будетвнедрена трехуровневой Программы переподготовки педагогов, разработанной АОО «Назарбаев-Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета. Следует от-

метить, что слушатели данных курсов имеют позитивную тенденцию развития устойчивой мотивации к повышению своего профессионализма, к самосовершенствованию. Подтверждением является высокий уровень востребованности курсов нового формата по Программе АОО «Назарбаев-Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета.

Слушатель курсов Алмаш Борам-баева, учитель казахского языка и литературы Кушмурунской СШ № 121 Аулиекольского района, делится своими впечатлениями о содержании третьего базового уровня курсов: «У меня появилась возможность все переосмыслить, проанализировать работу, ещё раз пережить успехи и неудачи. Семь модулей, казавшихся такими сложными для моего восприятия, на самом деле стали двигателем прогресса. ... Я постигала мудрость «учения с увлечением». В своем отзыве А. Борамбаева делает вывод: «Казахстанская модель образования готовит творческих личностей, которые в будущем смогут занять достойное место в обществе». Презентации портфолио слушателей под аплодисменты коллег говорят об их удовлетворенности, о высоком уровне восприятия ими знаний. Кстати, это отметил и приглашенный преподаватель из Англии Брайн Лайн, который консультировал, слушал защиту их рефлексивно-аналитического отчета по содержанию курсов.

Результаты обучения педагогических работников по Программе АОО «Назарбаев-Интеллектуальные школы» и Кембриджского университета позволяют сделать выводы, что курсы дают благоприятную возможность учителям области изучить достижения современной психолого-педагогической науки, новые образовательные технологии, механизмы их адаптации и внедрения в свою практику, осмыслить собственный опыт, изменить свое педагогическое мышление, освоить методику интерактивного обучения с целью создания условий для обучения каждого школьника добывать

знания, информацию, быть соучастником образовательного процесса.

Новаторское направление работы с педагогами связано с введением приоритетных образовательных программ повышения квалификации, ориентированных на понимание новой философии и парадигмы образования, на развитие профессиональной и личностной готовности педагогов к восприятию новых ценностей, целей образования к их осуществлению. Эффективным подходом в повышении квалификации будет предоставление права выбора учителям школ и педагогам технического и профессионального образования тематики курсов, разных траекторий обучения.

Таким образом, мы находимся на пути создания гибкой, поэтапной, непрерывной системы повышения квалификации, позволяющей педагогам удовлетворить свои образовательные потребности и более эффективно мотивирующей их на повышение своего профессионального уровня.

В начале нынешнего учебного года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, выступая перед студентами Назарбаев-Университета, сказал: «Вам нужно непрерывно работать над собой, повышать свое образование, профессиональные компетенции» [1]. Наставление Главы Государства - это ориентир не только для студентов, но и для педагогов, это важный фактор в нашем продвижении к «обществу знаний». Библиографический список:

1. Назарбаев Н.А. Казахстан на пути к обществу знаний. Выступление Президента Казахстана Н.А. Назарбаева перед студентами Назарбаев-Университета // Казахстанская правда. 2012. 6 сентября. С. 3.

2. Послание Президента РК -Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» // Казахстанская правда. 2012. 31 января.

о го

о

го

I

го

ь

о ^

со о

о ю го

о ф

т

го

ч

ф

с

го

го со

I

ф

э _0 со о

ф ь

о к

го

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.