Научная статья на тему 'Содержание спортивной подготовки в киберспорте'

Содержание спортивной подготовки в киберспорте Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2201
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРСПОРТ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Илья Сергеевич, Правдов Михаил Александрович

В статье представлены виды, этапы и содержание спортивной подготовки киберспортсменов. Раскрыты особенности тактической подготовки, которые требуют от спортсменов высокой скорости и антиципации в принятии решений. Специфика технической подготовки заключается в освоении и выполнении манипуляций с клавиатурой и мышью, что способствуют решению игровых задач виртуальным персонажем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents of sports training in cybersport

The article presents the types, stages and contents of sports training of cybersportsmen. The features of tactical training, which require high speed and anticipation in decision-making from athletes, are revealed. The specificity of technical training consists in mastering and performing keyboard and mouse manipulations, which contribute to the solution of game tasks by a virtual character.

Текст научной работы на тему «Содержание спортивной подготовки в киберспорте»

УДК 794

СОДЕРЖАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ В КИБЕРСПОРТЕ

Илья Сергеевич Миронов, кандидат педагогических наук, доцент, Ивановская государственная медицинская академия (ИвГМА), Иваново,

Михаил Александрович Правдов, доктор педагогических наук, профессор, Ивановский государственный университет «Шуйский филиал», Шуя

Аннотация

В статье представлены виды, этапы и содержание спортивной подготовки киберспортсменов. Раскрыты особенности тактической подготовки, которые требуют от спортсменов высокой скорости и антиципации в принятии решений. Специфика технической подготовки заключается в освоении и выполнении манипуляций с клавиатурой и мышью, что способствуют решению игровых задач виртуальным персонажем.

Ключевые слова: киберспорт, компьютерные игры, спортивная подготовка.

CONTENTS OF SPORTS TRAINING IN CYBERSPORT

Ilya Sergeevich Mironov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivanovo State Medical Academy,

Mikhail Aleksandrovich Pravdov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ivanovo State University "Shuya branch"

Annotation

The article presents the types, stages and contents of sports training of cybersportsmen. The features of tactical training, which require high speed and anticipation in decision-making from athletes, are revealed. The specificity of technical training consists in mastering and performing keyboard and mouse manipulations, which contribute to the solution of game tasks by a virtual character.

Keywords: eSports, computer games, sports training.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время киберспорт в России находится на этапе становления. Дальнейшее развитее как вида спорта возможно за счет его популяризации, экономической поддержки, разработки программ спортивной подготовки и методического сопровождения, с учетом специфики конкретной дисциплины [1]. Знакомство с компьютерными играми у большинства людей начинайся в младшем школьном возрасте (64%) и реже в подростковом (27%) [3]. Результаты анкетирования показывают, что регулярно компьютерными играми занимаются от 35% до 57% студентов вузов. При этом отмечается, что систематическая подготовка студентов в киберспорте не осуществляется должным образом. Большинство студентов (53%) положительно относятся к открытию спортивных секции и отделений по киберспорту и готовы к систематическим тренировкам (47%) [2]. По мнению ученых и практиков, в связи его возрастающей популярностью среди детей и молодежи, оптимальным началом систематических занятий киберспортом является возраст 7 лет, что совпадает с сенситивным пародом развития наглядно-образного и словесно-логического мышления.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом спортивной подготовки в киберспорте выступает спортсмен, однако ее направленность и конечный результат проявляется различно. Так физическая, психологическая и теоретическая подготовки призваны обеспечить оптимальный уровень подготовленности непосредственно самого спортсмена, так как характеристики виртуальной модели (персонажа) определяются компьютерной программой (высота прыжка, скорость перемещения, поведение в типичных ситуациях др.). Однако техническую подготовку

следует рассматривать применительно к игровому персонажу, так как именно его движения и перемещения в игровом мире будут определять результат игры. Направленность тактической подготовки необходимо рассматривать двояко, как на самого спортсмена, так и на игрового персонажа. Интегративная подготовка объединяет и связывает другие виды подготовки и характерна во многом для высококвалифицированных спортсменов. Модель спортивной подготовки киберспортсмена представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Модель спортивной подготовки киберспортсмена

Теоретическая подготовка включает в себя изучение историю компьютерного спорта, техники безопасности на занятиях, устройства компонентов компьютера, правил проведения соревнований по киберспортивным дисциплинам, специальной терминологии, геймплея и игровой механики. При этом именно изучение и понимание игровой механики оказывает решающее значение, определяющее уровень мастерства и квалификации кибер-спортсмена.

Под геймплеем (gameplay) понимается компонент игры, отвечающий за интерактивное взаимодействие игры и игрока (то, что человек видит на мониторе) [5].

В настоящее время нет единого понимания термина - «Игровая механика» (game mechanics) и существует несколько подходов к его трактовке. Первый подход

рассматривает ее как составную часть (частные случаи) геймплея. Второй подход раскрывает игровую механику через доступные игроку действия (бежать, прыгать, стрелять и т.д.), которые конкретизируются, путем заданных параметров (скорость бега, высота прыжка, время нахождения в фазе полета и др.) [4].

Содержание физической подготовки киберспортсмена обусловлено характером соревновательной двигательной деятельности. В процессе соревнований спортсмен находится в вынужденной позе сидя, а целенаправленные двигательные действия осуществляются лишь пальцами руки.

Длительное пребывание в положение сидя требует оптимального развития общей выносливости и статической силовой выносливости мышц спины и шеи, а также координационных способностей, выступающих в качестве интегрирующего элемента.

Управление посредством клавиатуры и компьютерной мышки виртуальным объектом (игровым персонажем) требует проявления точности движений и быстроты принятия решений. Эффективное взаимодействие с клавиатурой и мышью достигается за счет сформированной двигательной памяти, проприорецептивной и мышечной чувствительности, точности движений.

Вынужденная поза характерна для всех кибердисциплин, а оптимальная степень развития быстроты реакций, двигательной памяти, проприорецептивной и мышечной чувствительности может не требоваться в некоторых кибердисциплинах. Например, Hearthstone: Heroes of Warcraft, где управление в игре осуществляется преимущественно мышкой при не высокой скорости игрового процесса.

Таким образом, развитие общей и статической силовой выносливости является основой общей физической подготовки (ОФП), а развитие быстроты реакции, точности движений, двигательной памяти, проприорецептивной и мышечной чувствительности, точности движений - специальной физической подготовкой (СФП).

Психологическая подготовка киберспортсмена включает в себя развитие логического и абстрактного мышления, произвольного внимания и его свойств: объема, распределения, переключаемости, концентрации и др. Спортсмен должен обладать хорошо развитыми волевыми качествами, стрессоустойчивостью и самообладанием. Многие кибер-спортивные дисциплины требуют эффективного командного взаимодействия, которое базируется на доверии, взаимопонимании, взаимовыручке и взаимоответственности.

Техническую подготовку кибеспортсмена следует рассматривать не только как процесс освоения способов наиболее рационального решения двигательной задачи непосредственно самим спортсменом, но и как процесс управления посредством клавиатуры и мыши виртуальным объектом (игровым персонажем), которой и решает те или иные двигательные задачи (прыжок, стрельба, стрельба в прыжке и др.). В качестве результата данного управления выступает выполнение игровым персонажем тех или иных действий, точность, рациональность и своевременность их выполнения определяет уровень технической подготовленности спортсмена. Например, рациональное маневрирование игровым персонажем.

Содержание технической подготовки кибеспортсмена различно и определяется особенностями конкретной кибердисциплины, ее геймплея и игровой механики.

Тактическая подготовка в киберспорте направлена как на самого спортсмена, так и на виртуальные объекты, управляемые спортсменом. В первом случае тактическая подготовка призвана регулировать личные и командные действия спортсменов в условиях спортивных соревнований и тренировочного процесса. Например, осуществление действий в соответствии с целями соревнований или распределение игровых амплуа в команде. Предварительная подготовка к конкретным соревнованиям, направленная на анализ игры соперников.

Во втором случае можно выделить индивидуальную, групповую и общекомандную тактическую подготовку. Индивидуальная тактическая подготовка включает себя изучение

и последующее совершенствование личных игровых действий и принятия оптимальных решений в быстро изменяющейся игровой ситуации. Например, выбор типа оружия или типа атакующего заклинания. Групповая тактическая подготовка раскрывается в совершенствовании навыков взаимодействия нескольких спортсменов, с целью получения игрового преимущества. Например, одновременная атака по одной цели или синергия использования нескольких заклинаний разными игроками. Общекомандная тактическая подготовка включает в себя изучение общекомандного поведения в игровом пространстве. Например, действия игроков в зависимости от игровой карты или общекомандное решение конкретной задачи (атака в одном направлении).

Важно отметить, что время на принятия решений в большинстве киберспортивных дисциплинах требуется меньше, чем в классических видах спорта, требующих активных двигательных действий. Это обусловлено отсутствием необходимости в глобальной и региональной мышечной работе (отсутствие затрат времени на выполнение самих движений), что приводит к более быстрой смене деятельности игровым персонажем. В связи с этим возрастает нагрузка на сенсорные системы и отделы головного мозга, повышается роль антиципации.

Интегративная подготовка базируется на комплексном применении средств всех видов подготовки, обеспечивающих их позитивное взаимовлияние. Данный вид подготовки может осуществляться за счет использования упражнений, комплексируемых в структуру непосредственно игровой деятельности. Например, процесс игры на фоне физического утомления, при наличии сбивающих факторов (громкий шум).

Данные виды подготовки присутствуют на всех этапах спортивной подготовки ки-берспортсмена (начальной подготовки, тренировочный, совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства), однако их соотношение на каждом из этапов различно (таблица 1).

Таблица 1 - Соотношение видов спортивной подготовки киберспортсменов на этапах многолетней тренировки (%)_

Вид подготовки Этапы и годы спортивной подготовки

Начальной подготовки Тренировочный Совершенств. спорт. мастерства Высшего спортивного мастерства

1 год 2 год и послед. 1 год 2 год и послед.

Возраст

7 л. 8-10 л. 11 л. 12-15 л. Без ограничений Без ограничений

ОФП (%) 20 18 12 10 4 4

СФП (%) 4 4 6 8 10 10

Теоретическая(%) 14 10 8 6 4 4

Техническая (%) 40 42 40 34 30 26

Тактическая(%) 14 16 16 20 24 24

Психологическая (%) 6 6 8 8 8 8

Соревнования (%) 2 4 8 10 14 16

Судейская практика (%) - - 2 4 6 8

Этап начальной подготовки в рамках теоретической подготовки включает в себя общее знакомство с компьютерной игрой и устройством компьютера, а также изучение правил компьютерного спорта и специальной терминологии. Физическая подготовка на данном этапе, в зависимости от года тренировочных занятий занимает 22-24% от общего времени спортивной подготовки, причем основной акцент делается на ОФП (18-20%), тогда как специальной физической подготовке отводится 4% от времени всего этапа. На данном этапе очень важно развивать необходимые двигательные способности совместно с формированием правильной позы, при игре на компьютере. Большой объем времени посвящен технической подготовке (40-42%), при которой юный спортсмен учится точно управлять игровым персонажем и взаимодействовать с окружающим игровым пространством.

Тактическая подготовка направлена на формирование навыков точного и рационального поведения при типичных игровых ситуациях. Психологическая подготовка на данном, и последующих этапах направлена на воспитание работоспособного коллектива, командных ценностей и навыкам противодействия стрессовым ситуациям.

Тренировочный этап сопровождается изучением устройства компьютера, игровой терминологии, истории киберспорта в рамках теоретической подготовки. На данном этапе продолжается совершенствование физических способностей с увеличением объема СФП, которая определяется спецификой киберспортивной дисциплины. Возросший общий объем тренировочных нагрузок требует изучения упражнений релаксационного характера, в том числе применение которых возможно в процессе соревнований. В рамках технической подготовки продолжается совершенствование игровых действий в условиях, которые приближенны к соревновательным. Тактическая подготовка на тренировочном этапе включает в себя изучение и последующее совершенствование групповых и командных игровых взаимодействий. На данном этапе возрастает количество соревнований (8-10%), что влечет за собой повышение спортивного мастерства и позволяет сделать выводы о возможности корректировки тренировочного процесса. У спортсменов также появляется возможность выступать в качестве организаторов и судей.

Этапы совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства характеризуются возросшей ролью тактической подготовки (24%) и участия в соревнованиях различного уровня (14-16%). Продолжается совершенствование техники игровых действий, в том числе в нестандартных игровых условиях. На данном этапе снижается объем физической подготовки до 14%, но относительно увеличивается объем СФП до 10%.

ВЫВОДЫ

Спортивная подготовка киберспортсменов подчиняется общим закономерностям и принципам спортивной тренировки. В процессе подготовки киберспортсменов выделяется теоретическая, физическая техническая, тактическая, психологическая и интегративная виды, причем каждый вид имеет свою специфику, определяемую характером взаимодействия спортсмена с виртуальной средой. Особенностью технической подготовки является освоение и выполнение действий с клавиатурой и мышью, которые способствуют решению игровых задач виртуальным персонажем. Тактическая подготовка реализуется как рациональный процесс ведения спортивной борьбы, специфичность которой проявляется в антиципации и высокой скорости принятия игровых решений. Процесс спортивной подготовки киберспортсмена характеризуется этапностью, содержание каждого этапа определяется возрастом и уровнем спортивного мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Миронов, И.С. Киберспорт реальность и перспективы / И.С. Миронов, М.А. Правдов // Материалы XI Международной научной конференции «Шуйская сессия студентов, аспирантов, молодых ученых». - Шуя, 2018. - С. 121-123.

2. Миронов, И.С. Киберспорт в студенческой среде: проблемы и перспективы развития / И.С. Миронов, М.А. Правдов, Г.Н. Митрофанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 208-212.

3. Шлепотина, Н.М. Увлеченность компьютерными играми среди студентов Южно-уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина, Т.С. Симонова, А.С. Ивашко // Вестник Совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2014. - № 5. - С. 149-151.

4. Rouse, R. Game Design: Theory and Practice / Los Rios Boulevard, Plano, Texas, USA : Wordware Publishing, 2004. - 698 p.

5. Sicart, M. Defining Game Mechanics // Game Studies. - 2008. - Vol. 8. - No. 2. - P. 1-14.

REFERENCES

1. Mironov, I.S. and Pravdov, M.A. (2018), "E-Sports reality and prospects", proceedings of the XI International Scientific Conference: "Shui session of students, graduate students, young scientists",

Syuya, pp. 121-123.

2. Mironov, I.S., Pravdov, M.A. and Mitrofanova G.N. (2019), "Cybersport in the student environment: problems and development prospects", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 208-212.

3. Shlepotina, N.M., Simonova, T.S. and Ivashko, A.S. (2014), "Fascination with computer games among students of the South Ural State Medical University ", Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region, No. 5, pp. 149-151.

4. Rouse, R. (2004), Game Design: Theory and Practice, Wordware Publishing, Los Rios Boulevard, Plano, Texas, USA.

5. Sicart, M. (2008), "Defining Game Mechanics", Game Studies, Vol. 8, No. 2, pp. 1-14.

Контактная информация: Decembrist87@mail.ru

Статья поступила в редакцию 23.03.2019

УДК 796.322

СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО

ГАНДБОЛУ

Нгуен Хыу Чунг, аспирант, Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Построение подготовки студенческих команд по гандболу должно основываться на информации о специфике их соревновательной деятельности. Основной целью исследования явилось изучение количественных характеристик соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу. В статье представлены также результаты сравнительного анализа показателей соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу и команд более высокой квалификации. Количественные показатели соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу определяют основную направленность содержания тренировочных занятий.

Ключевые слова: гандбол, студенческий спорт, соревновательная деятельность.

COMPETITIONAL ACTIVITY OF STUDENT HANDBALL TEAMS

Nguyen Huu Trung, the post-graduate student, Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

Building up the training for the student handball teams should be based on information about the specifics of their competitive activities. The main purpose of the research was to study the quantitative characteristics of the competitive activities of the student teams in handball. The article also presents the results of the comparative analysis of the indicators of competitive activity of student handball teams and teams of higher qualification. Quantitative indicators of the competitive activity of student teams on handball determine the main focus of the contents of training sessions.

Keywords: handball, student sport, competitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

За последнее время в гандболе отмечается значительная интенсификация игры [2, 4]. Это выражается в непрерывной активности спортсмена в игре, росте общего объема атакующих и защитных действий, в повышении скорости передвижения и выполнения приемов с мячом, в улучшении качества игры без мяча, в более напряженной борьбе каждого спортсмена в любом игровом эпизоде. Все это свидетельствует о том, что современный гандбол предъявляет высокие требования к двигательным и функциональным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.