в процессе физического воспитания дошкольников антропных образовательных технологий (базирующихся на интегративном единстве интеллектуального и физического развития детей), что позволит стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшит их психофизическое развитие и будет способствовать гармоничному развитию личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дмитриев, С.В. Смысловое проектирование решения двигательных задач в контексте он-тодидактики / С.В. Дмитриев, А.И. Загревская // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2018. - № 427. - С. 184-190.
2. Психофизиологическое и вегетативное обеспечение процесса адаптации к условиям образовательного процесса детей 6-8 лет с признаками дефицита внимания / Н.П. Кривошеина, А.И. Федоров, Н.Н. Кошко, Э.М. Казин, И.А. Свиридова // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2016. - № 5. - С.34-48.
3. Озеров, В.П. Психомоторное развитие человека / В.П. Озеров // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики». - Ставрополь, 2014. - С. 53-56.
4. Психодиагностика и развитие психомоторных способностей молодежи / В.П. Озеров,
0.Ю. Тарасова, П.В. Тарасов, О.И. Шефатов // Теория и практика физической культуры. - 2019. - №
1. - С. 11-13.
5. Сосуновский, В.С. Структура и содержание психомоторной подготовленности детей 1112 лет / В.С. Сосуновский // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2015. - № 399. - С. 236-240.
6. Сосуновский, В.С. Взаимосвязь компонентов кинезиологического потенциала дошкольников 5-6 лет / В.С. Сосуновский, К.В. Сухоставская, Е.О. Веревкина // Вестн. Том. гос. ун-та. - 2018. - № 427. - С. 191-194.
REFERENCES
1. Dmitriev, S.V. and Zagrevskaya, A.I. (2018), "Meaningful design of solving motor tasks in the context of ontodidactics", Bulletin of Tomsk State University, Vol. 427. pp. 184-190. DOI: 10.17223/15617793/427/25.
2. Krivosheina, N.P, Fedorov, A.I., Koshko, N.N., Kazin, E.M. and Sviridova, I.A. (2016), "Psy-chophysiological and vegetative support of the process of adaptation to the conditions of the educational process of children 6-8 years old with signs of attention deficit", Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, Vol. 5, pp. 34-48. DOI: 10.15293/2226-3365.1605.03.
3. Ozerov, V.P. (2014), "Psychomotor human development", Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference "Physical culture and sport: the integration of science and practice", Stavropol, pp. 53-56.
4. Ozerov, VP., Tarasova, O.Yu., Tarasov, P.V and Shefatov, O.I. (2019), "Psychodiagnostics and development of psychomotor abilities of young people", Theory and practice ofphysical culture, Vol. 1, pp. 11-13.
5. Sosunovsky, V.S. (2015), "The structure and content of psychomotor readiness of children 1112 years old", Bulletin of Tomsk State University, Vol. 399. pp. 236-240. DOI: 10.17223 / 15617793/399/38.
6. Sosunovsky, V.S., Sukhostavskaya, K.V. and Verevkina, E.O. (2018), "Interrelation of components of kinesiological potential of preschoolers 5-6 years old", Bulletin of Tomsk State University, Vol. 427. pp. 191-194. DOI: 10.17223 / 15617793/427/26.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.03.2019
УДК 796.322
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО
ГАНДБОЛУ
Сулиман Дима, аспирант, Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
Цель исследования - разработка модели системы контроля тренировочной и соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу. Основная задача исследования -обосновать систему контроля их физической подготовленности. Установлено, что система контроля физической подготовленности спортсменов гандбольной команды состоит из двух взаимопроникающих подсистем, а именно: целе-методологической и реализационно-деятельностной, подчиненных общей цели функционирования системы.
Ключевые слова: системный подход, концепция контроля, тренировочная и соревновательная деятельность гандболистов, системная функция.
CONCEPT OF CONTROL OF TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITY OF STUDENT TEAMS IN HANDBALL Suleman Dima, the post-graduate student, Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
The purpose of the study is to present the concept of controlling the training and competitive activity of student handball teams. The main objective of the research is to justify the system of control of their physical fitness. It has been established that the system of control of physical fitness of athletes of the handball team consists of two interpenetrating subsystems, namely: the goal-methodological and implementation-activity, subordinated to the common goal of the system.
Keywords: system approach, concept of control, training and competitive activity of handball players, system function.
Использование системного подхода к контролю подготовки студентов-спортсменов необходимо для акцентирования на совокупности базовых элементов контроля, его подсистем и их компонентов, а также их взаимосвязей как между собой, так и с внешними системами высшего порядка, влияющими на неё.
Цель данного исследования разработка концептуальной модели системы контроля тренировочной и соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить цель и предмет контроля тренировочной и соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу.
2. Обосновать компоненты системы контроля тренировочной и соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу, а также физической и технической подготовленности спортсменов-гандболистов.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Научной основой системы контроля физической подготовленности стали положения, разработанные в следующих направлениях: контроль за физической подготовленностью в процессе многолетней подготовки и соревновательной деятельности спортсменов-гандболистов [2, 5]; реализация функциональных резервов, управление тренировочными нагрузками и совершенствование технико-тактических действий [1, 4]. Концепция контроля в единстве её проектировочной, процессуальной и результативной составляющей служила базисом для построения авторской модели системы контроля, практическая реализация которой требует экспериментального внедрения в тренировочно- соревновательный процесс студенческих команд по гандболу.
Разработанная нами модель системы контроля отличается динамичностью, так как структура ее компонентов и процедуры актуализируются с учетом достиженческих возможностей студенческих команд.
Авторское представление алгоритма реализации системы контроля тренировочной и соревновательной деятельности мы видим в следующем.
Компонент модели системы контроля физической подготовленности студентов-гандболистов состоит из двух подсистем, а именно: целе-методологической и реализаци-онно-деятельностной, подчиненных общей цели функционирования всей системы; комплекс элементов, составляющих систему; свою собственную систему управления, входящую в общую систему (рисунок 1). Разделение системы на подсистемы зависит от ряда принципов, а теоретический анализ и собственный практический опыт помогли определению её структурных компонентов [3, 7]. Итак, главными элементами целе-методологиче-ской подсистемы определены: цели (решается с помощью задач), предмет, функции, принципы и требования к системе контроля подготовленности и соревновательной результативности студентов-спортсменов.
Целью системы контроля тренировочной и соревновательной деятельности студентов-спортсменов является обоснование требований к нему, принципов реализации, функций и заключается в получении объективных и информативных показателей готовности спортсменов для направленной коррекции тренировочных программ. Это важно для поддержания уровня подготовленности команды студентов-спортсменов в целом и для повышения готовности к достижению спортивного результата в соревновательной деятельности в годовом и многолетнем процессе.
Рисунок 1 - Концепция контроля тренировочной и соревновательной деятельности студенческих команд по
гандболу
Данный подход позволяет выделить предмет системы контроля в тренировочной и соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу. К ним следует отнести: объективные показатели состояния (морфофункциональные, психоэмоциональные), физического развития и различных сторон подготовленности (физической, технической, тактической, психологической, теоретической, интегральной) и их комплекса в динамике годовой (и многолетней) подготовки, а также непосредственная организация технологии их получения.
Предметом системы контроля могут быть содержание тренировочного и соревновательного процессов, состояние различных компонентов подготовленности спортсменов (технико-тактической, физической, психологической и др.), их работоспособность, возможности основных функциональных систем. Вместе с тем, учёными отмечается, что организация контроля в условиях спортивной подготовки связана с регистрацией целого комплекса показателей, затруднительных для спортсменов и тренеров, поскольку она вносит дополнительные сложности в учебно-тренировочный процесс [1, 6].
Значение результатов контроля физической подготовленности изучали многие специалисты [5, 6 и др.]. Большинство из них отмечает, что значительных успехов достигают спортсмены, которые в большей степени и систематически используют результаты контроля.
В рамках реализации авторской модели системы контроля тренировочной и соревновательной деятельности студенческой команды по гандболу нами конкретизированы основные задачи. Среди них:
- обеспечение исчерпывающей, объективной оценки состояния организма и уровня физической и технико-тактической подготовленности студентов-спортсменов в различных периодах годичной и многолетней подготовки в период обучения в вузе. Определение этой задачи в рамках нашей концепции обусловлено тем, что в актуальных научных и методических источниках отсутствуют данные, которые бы давали возможность получить информацию об уровне подготовленности студентов-гандболистов. Это, существенно ограничивает возможности корректного решения не только отдельных задач в рамках учебно-тренировочного процесса или соревновательной деятельности, но и ставит под угрозу соответствие тренировочной деятельности современным требованиям вида спорта;
- определение оптимального объёма показателей для оценки состояния организма занимающихся (функционального, психоэмоционального), показателей тренировочной и соревновательной деятельности по различным сторонам (физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая, интегральная) и показателей соревновательной деятельности. В научных источниках выделено множество информации, где указано чрезвычайно большое количество отдельных средств и методов, подтверждена информативность и объективность показателей контроля различных сторон (как отдельных, так и в комплексе) подготовленности спортсменов-гандболистов в возрасте 17-23 лет. Ещё большее количество информации содержат научные и методические работы, посвящённые различным аспектам контроля тренировочной и соревновательной деятельности в родственных по структуре и содержанию видах спорта. Специфика организации учебно-тренировочного процесса и соревнований студентов ставит под сомнение возможность реализации всех научно обоснованных подходов к контролю тренировочной и соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу в силу специфики их уровня подготовленности;
- анализ динамики тренировочной и соревновательной нагрузки в сочетании с нагрузкой учебной деятельности, комплексная, всесторонняя и своевременная оценка функционального состояния и готовности студента-спортсмена к нагрузкам.
Система подготовки спортсменов и студенческих команд по гандболу характеризуется задачами, которые отличаются от отдельных этапов многолетней подготовки профессиональных спортсменов с более выраженной направленностью на достижение высокого спортивного результата со значительными объёмами тренировочных и соревновательных нагрузок высокой функциональной (физической), психоэмоциональной и иной
интенсивности. Однако, обязательным требованием является наличие мониторинга состояния основных системы организма, уровня подготовленности на всех этапах годичной подготовки спортсменов, что обеспечивает возможность для определения качества и эффективности предоставляемых тренировочных нагрузок и особенностей индивидуальной (групповой, командной) реакции спортсменов на них;
- разработка и обоснование эффективных и своевременных рекомендаций для оптимизации содержания тренировочного процесса на различных этапах и периодах годичного макроцикла подготовки. Своевременность получения качественной информации о состоянии спортсмена, уровня его подготовленности даёт возможность разрабатывать рекомендации по коррекции при необходимости достигнутого уровня подготовленности и, сохранении здоровья студентов-спортсменов, испытывающих нагрузки в учебной (особенно в сессионный период), тренировочной и соревновательной деятельности;
- приведение в соответствие структуры и содержания учебной, тренировочной и соревновательной деятельности, с учётом возрастных и квалификационных особенностей спортсменов и команд.
По утверждениям специалистов [2, 5], экстенсивное развитие системы подготовки спортсменов значительно ограничено. Поэтому, дальнейшее совершенствование системы контроля в пределах годовой подготовки команд по гандболу связывается с качественными изменениями учебно-тренировочного процесса. К сожалению, возрастные и квалификационные структуры команд не являются монолитными и требуют оперативного изучения с целью оптимального изменения, определённой индивидуализации и дифференциации подготовки спортсменов.
Общеизвестно, что закономерности отражают объективно существующие, действующие и обязательные взаимосвязи между предметами, явлениями или процессами, вытекающие из их внутренней природы, сущности. Исходя из этого, в системе контроля тренировочной и соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу нами определены следующие закономерности этого процесса:
- максимальная реализация индивидуальных возможностей спортсменов и команд по гандболу обеспечена выполнением задач контроля, основанном на комплексном подходе к изучению различных сторон тренировочной и соревновательной деятельности, который должен функционировать как согласованная система подготовки в различных структурных образованиях;
- эффективность системы контроля тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов и команд по гандболу характеризуется, кроме правильного подбора средств и методов, целенаправленным и адекватным их использованием, наличием качественной и полной обратной связи в пределах субъектно-объектных отношений в различных структурных образованиях системы подготовки;
- комплексность получения информации о показателях состояния подготовленности спортсменов, доступностью и простотой использования методик контроля, информативностью и достаточностью объёма показателей, получаемых в результате контроля в тренировочной и соревновательной деятельности.
Функции системы контроля физической подготовленности отражает роль объекта в рамках существующей системы подготовки спортсменов-гандболистов. Основными функциями для системы контроля физической подготовленности, тренировочной и соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу, на наш взгляд, являются:
- системная функция - предполагает выполнение одной из обязательных требований всестороннего продумывания возможных результатов действий осуществляемого контроля не только в пределах временных рамок его проведения, но и за пределами планового периода, в котором он проводится. То есть результаты проведённых точек контроля обеспечивают информацией управляющую подсистему (тренера) на период до следующего факта контроля. Указанная функция имеет основания кибернетического порядка и
предоставляет данные анализа объекта как единого целого системы, которая включает различные элементы, находящиеся в определённом взаимодействии. Реализация этой функции является обязательным условием функционирования системы контроля физической подготовленности спортсменов и команд по гандболу;
- информативная функция прогнозирует получение, аккумулирования и передачи данных, накопленных в процессе проведения процедур контроля физической подготовленности на различных структурных образованиях (микро-, мезо-, макроциклы подготовки, отдельные периоды, этапы и т.д.) в процессе годовой подготовки спортсменов и команд по гандболу. С помощью этой функции также предусмотрено создание сквозной базы подготовленности (состояния) спортсменов за период пребывания их в составе команды, создание массива информации краткосрочного и долгосрочного значения о спортсменах и команды соперников в соревнованиях различных уровней, в том числе национальных и международных; разработка условных моделей подготовленности (состояния) спортсменов для попадания в основной состав команды и осуществления эффективной тренировочной и соревновательной деятельности;
- сравнительная функция предполагает, что в рамках системы контроля физической подготовленности спортсменов и команд по гандболу проводится сопоставление различных параметров и показателей полученных в результате активных действий субъектов проведения контроля на разных временных отрезках, ранговых и предметных аспектов и т.д. в системе подготовки студентов-спортсменов. Мы определили основные направления, благодаря которым реализуется эта функция в системе контроля тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов и команд по гандболу. В частности, основные: сопоставление полученной информации на основе фактических и заданных (предполагаемых) для спортсмена параметров; сопоставления показателей спортсмена (команды) на разных отрезках годичной подготовки; определения соответствия индивидуальных показателей спортсмена общегрупповых (в соответствии с амплуа) и общекомандных, которые имеют место на соответствующем уровне формирования задач для тренировочной и соревновательной деятельности команд по гандболу; сопоставления подготовленности спортсменов основного состава и ближайшего резерва; определения спортсменов (команды) среди совокупности команд этого же уровня;
- интерпретационная функция предполагает по результатам проведения мер контроля физической подготовленности, тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-гандболистов не только получение объективных и информативных данных о состоянии, подготовленности и других компонентах характеристик спортсменов, но и их толкование, сравнение и сопоставление. Так, в процессе сбора научной информации, возникло противоречие с проблематикой, определённой тренерами. Они показали, что в основном, полученную в результате проведения контроля информацию, оперативно использовать сложно, ведь она требует объяснения специалистами других отраслей (медицины, физиологии и т.д.). Однако, для внесения качественных изменений нами предусмотрена интерпретационная функция, которая позволит тренерам, даже с базовым образованием, вносить коррективы в учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность на основе данных, полученных с применением предложенной концепции и, построенной на её основе, системы контроля физической подготовленности студенческих команд по гандболу;
- индивидуалистическая функция выражается в учёте в процессе контроля различных составляющих тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-гандболистов, совокупности своеобразных особенностей и определённых свойств человека, характеризующих её и оказывающихся в чертах характера, в специфике игровых функций, качеств, отличающих одного спортсмена от другого. Из значительного количества научных и методических источников различных отраслей (физическая культура и спорт, психология, биология и т.д.) известно, что каждый отдельный индивид имеет свои характерные
особенности [2]. Соревновательная и тренировочная деятельность несмотря на то, что проводится по обобщённым для всех правилам и законам, также предусматривает наличие дифференцированного и индивидуального подхода. Однако, в научной и методической литературе, результаты контроля изредка рассматриваются в спортивных играх, как фактор получения индивидуальной информации. Фактически доминирующее большинство исследований указывает на данные по уровню подготовленности, состояний, показателей соревновательной деятельности на общем или групповом уровне. Однако, в рамках проведения контроля физической подготовленности, мы предполагаем, что информация должна анализироваться, кроме указанных уровней, индивидуально для каждого спортсмена на всех звеньях этого процесса. Так, понимание математико-статистических алгоритмов подсчёта данных даёт основания свидетельствовать, что при объективно отличных уровнях подготовленности спортсменов обобщённые сведения для группы спортсменов будут нести искажённый контекст. Строя на них те или иные механизмы влияния, мы с одной стороны можем получить чрезмерность нагрузки, с другой - они недостаточны для спортсменов одного уровня квалификации, но с объективно разными уровнями подготовленности. Подобное можно констатировать для студентов-спортсменов разного возраста. Ведь нередко, когда в одной студенческой команде в тренировочной и соревновательной деятельности привлекаются спортсмены с разницей 5-7 лет;
- планировочная функция на основе полученных данных даёт возможность разработки путей развития (совершенствования) и коррекции характеристик физической подготовленности в направлении, которое бы обеспечивало достижение заданного эффекта в пределах того или иного структурного образования системы подготовки спортсменов-гандболистов. Фактически для формирования заранее спланированного порядка действий, необходимого для достижения поставленной цели спортсменами и командами по гандболу, наличие данных контроля, которые отвечают всем обязательным требованиям, является аксиомой. Она является системно определяющей для проведения подготовки спортсменов на этом этапе многолетнего совершенствования. Планирование тренировочного процесса проводится на основании определения главных целей для соревновательного сезона;
- перспективная функция предполагает определение возможностей достижения гандболистами или командой тех или иных отдалённых целей. Система контроля физической подготовленности, а также тренировочной и соревновательной деятельности, организованная с учётом нашей концепции, создаёт благоприятные условия для будущей деятельности как отдельных спортсменов, так и развития команды, в целом. Для спортивной практики и подготовки студенческих команд по спортивным играм определение перспективности отдельных спортсменов и команды является стратегическим направлением деятельности. Известны примеры, когда за развитием спортсменов наблюдают несколько лет, и на основании этого дают возможность предположить об их профессиональной деятельности в пределах команды и даже лиги по тому или иному виду спорта.
ВЫВОДЫ
1. Целью системы контроля физической подготовленности, тренировочной и соревновательной деятельности студентов-спортсменов является обоснование её приоритетов, требований, принципов, функций, закономерностей. Предметом системы контроля тренировочной и соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу являются объективные показатели состояния (морфофункциональные, психоэмоциональные), физического развития и различных сторон подготовленности (физическая, техническая, тактическая, психологическая, теоретическая, интегральная) и их комплекса в динамике годичной (многолетней) подготовки, а также непосредственная организация технологии их получения.
2. В системе контроля спортсменов-гандболистов предпочтение должно отдаваться простым в применении и кратковременным методикам тестирования физической и
технико-тактической подготовленности спортсменов.
3. Приоритетной задачей системы контроля является получение объективных и информативных показателей подготовленности спортсменов для формирования программ направленной коррекции, для выполнения основных задач подготовки и достижение высокого спортивного результата в годичном и многолетнем процессе обучения в вузе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васюра, С.А. Стилевые характеристики активности в общении спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / С.А. Васюра, Н.И. Иоголевич // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18. - № 1. - С. 82-94.
2. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Ю.Д. Железняк. - М. : Академия, 2004. - 520 с.
3. Костюкевич, В .М. Теория и методика спортивной подготовки (на примере командных игровых видов спорта) : учебное пособие / В.М. Костюкевич. - Киев : [б.и.], 2016. - 616 с.
4. Котов, Ю.Н. Информативность тестов оценки технического мастерства гандболистов на этапе спортивного совершенствования / Ю.Н. Котов // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2017. - № 2 (33). - С. 116-117.
5. Спирин, М.П. Физическая подготовка гандболистов высшей квалификации / М.П. Спирин, А.В. Федоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013.- № 3 (97). - С. 171174.
6. Стратегия построения тренировочного процесса для совершенствования выносливости квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта в годичном цикле / Н.П. Филатова, О.Н. Кудря, А. Ю. Асеева, О. С. Шалаев // Актуальные проблемы подготовки спортсменов высокой квалификации в командно-игровых видах спорта : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - М., 2017. - С. 198-204.
7. Шалар, О.Г. Методика развития и комплексный контроль скоростно-силовых качеств гандболисток высокого класса / Е.А. Стрикаленко, О.Г. Шалар // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - № 9. - С. 9-24.
REFERENCES
1. Vasyura, S.A. and Iogolevich, N.I. (2018), "Style Characteristics of Activity in Communication Between Athletes of Team and Individual Sports", Man. Sport. Medicine, Vol. 18 No. 1, pp. 82-94.
2. Zheleznyak, Yu.D. (2004), Sports Games: Technique, Tactics, Teaching Methods, 2nd ed., Publishing Center "Academy", Moscow.
3. Kostyukevich, V.M. (2016), Theory and Methods of Sports Training (on the Example of Team Game Sports), CST. Kiev.
4. Kotov, Yu.N. (2017), "Informativeness of Tests for Assessing the Technical Skills of Handball Players at the Stage of Sports Improvement", Modern Science: Actual Problems and Ways to Solve Them, No. 2 (33), pp. 116-117.
5. Spirin, M.P. and Fedorov, A.V. (2013) "Physical Training of Highly Qualified Handball Players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 3 (97), pp. 171-174.
6. Filatova, N.P., Kudrya, O.N., Aseeva, A.Yu. and Shalaev, O.S. (2017), "The Strategy of Building a Training Process to Improve the Endurance of Qualified Athletes in Team Sports in the Annual Cycle", Actual Problems of Training Highly Qualified Athletes in Team-Team Sports, Moscow, pp. 198-204.
7. Shalar, O.G. and Strikalenko E.A. (2014), "Method of Development and Integrated Control of Speed-Power Qualities of High-Class Handball Players", Pedagogy, Psychology and Biomedical Problems of Physical Education and Sport, No. 9. pp. 9-24.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2019