Научная статья на тему 'Анализ соревновательной деятельности гандболисток студенческих команд'

Анализ соревновательной деятельности гандболисток студенческих команд Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАНДБОЛ / СТУДЕНЧЕСКАЯ КОМАНДА / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАНДБОЛИСТОК / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ БРОСКОВ / HANDBALL / STUDENT TEAM / COMPETITIVE ACTIVITY OF HANDBALL PLAYERS / EFFICIENCY OF REALIZATION OF THROWS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дима Сулиман, Жийяр Марина Владимировна

Цель исследования анализ соревновательной деятельности женской студенческой команды по гандболу. Основная задача исследования выявить эффективность реализации атакующих действий гандболисток в позиционном и стремительном нападении. Установлено, что важным количественным показателем, характеризующим эффективность игры команды в нападении, является соотношение бросков и заброшенных мячей. При этом особенно важно определить, какие игровые позиции имеют высокую результативность в реализации бросков, а какие еще отстают от требуемых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дима Сулиман, Жийяр Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of competitive activity of handball players of student teams

The purpose of the study is to analyze the competitive activity of the women's student handball team. The main objective of the study is to identify the effectiveness of the implementation of the attacking actions of handball players in the positional and rapid attack. It has been established that the important quantitative indicator, characterizing the effectiveness of the team's play in an attack, is the ratio of shots to scored goals. It is especially important to determine which game positions have high efficiency in the implementation of throws, and which ones still lag behind the required indicators.

Текст научной работы на тему «Анализ соревновательной деятельности гандболисток студенческих команд»

Видимый прирост аэробных возможностей, обуславливающих общую выносливость, составил в среднем 0,8 л/мин кислорода.

Применяемые упражнения в тренировочном процессе группы 2, можно отнести, согласно данным М.А. Годика (1980), к группе упражнений аэробного и анаэробного характера. Это объективно подтвердило и тестовое специфическое упражнение 7*50 метров. Увеличение зафиксировано в большей мере в группе 2 на 4,6 сек, а в группе 1 на 0,4 сек.

Разница в результатах в специфическом тесте, свидетельствуют о том, что проделанная тренировочная работа в группе 1 на первом этапе, носила в большей степени аэробный характер. В группе 2 предложенная физическая нагрузка существенно повлияла на повышение различных компонентов выносливости. Такая видимая разница в динамике изученных данных отчётливо подчёркивает различие в подготовленности этих двух групп.

Средний уровень функциональной подготовленности спортсменов в группе 1 был значительно выше, чем в группе 2. Это различие в приросте PWC170 отразило тот факт, что достаточно высокий уровень подготовки значительно труднее повысить, чем более низкий, где есть определенные резервы. Также стоит отметить, что тенденция преимущественного использования специфических средств и методов тренировки в подготовке футболистов для малоквалифицированных спортсменов не совсем подходит.

Проведенные наблюдения показали, что любое физическое упражнение вызывает утомление и преодолевать его длительное время может только тот спортсмен, у которого хорошо развита выносливость. Именно это качество отражает способность совершать работу заданной интенсивности и решать более эффективно различные двигательные задачи.

Контактная информация: kantana7@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.04.2019

УДК 796.322

АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАНДБОЛИСТОК СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД

Сулиман Дима, аспирант, Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Цель исследования - анализ соревновательной деятельности женской студенческой команды по гандболу. Основная задача исследования - выявить эффективность реализации атакующих действий гандболисток - в позиционном и стремительном нападении. Установлено, что важным количественным показателем, характеризующим эффективность игры команды в нападении, является соотношение бросков и заброшенных мячей. При этом особенно важно определить, какие игровые позиции имеют высокую результативность в реализации бросков, а какие еще отстают от требуемых показателей.

Ключевые слова: гандбол, студенческая команда, соревновательная деятельность гандболисток, эффективность реализации бросков.

ANALYSIS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF HANDBALL PLAYERS OF STUDENT

TEAMS

Suliman Dima, the post-graduate student, Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

The purpose of the study is to analyze the competitive activity of the women's student handball team. The main objective of the study is to identify the effectiveness of the implementation of the attacking actions

of handball players - in the positional and rapid attack. It has been established that the important quantitative indicator, characterizing the effectiveness of the team's play in an attack, is the ratio of shots to scored goals. It is especially important to determine which game positions have high efficiency in the implementation of throws, and which ones still lag behind the required indicators.

Keywords: handball, student team, competitive activity of handball players, efficiency of realization of throws.

ВВЕДЕНИЕ

Гандбольная игра студенческих команд, с учётом сохранения общей структуры и содержания соревновательной деятельности всё же имеет ряд отличий, заключающихся в ином уровне подготовленности студентов-гандболисток [1]. Соревновательная деятельность студенческой гандбольной команды, как у любой другой команды, «направлена на достижение победы как в очной встрече, так и на протяжении всего игрового сезона» [3]. Поэтому приобретает большое значение общее количество и эффективность реализации бросков.

Цель данного исследования - анализ соревновательной деятельности и эффективности бросков студенческих команд по гандболу.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задача: выявить результативность бросков студенток-гандболисток различных игровых амплуа как важный критерий оценки эффективности игры команды и отдельного спортсмена.

В данной статье представлены результаты анализа эффективности соревновательной деятельности в нападении лучших 4-х женских студенческих команд, в том числе ГЦОЛИФК, показанных в Московских студенческих играх.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Атака начинается с быстрого перехода от защиты к нападению, который бывает индивидуальный, групповой и командный. Если ни один из видов перехода не оказался результативным, то команда переходит к позиционному нападению, во время которого особенностями действий команды являются: атаки ворот противника с 8-9 метров по всей ширине площадки, с углов, с 6-ти метровых и с 7-ми метровых штрафных бросков.

Показателями игры в защите могут служить число полученных командой предупреждений и удалений из игры, количество блокирований и перехватов мяча, число проявлений грубой игры, в результате которых назначается 7-ми метровый штрафной бросок либо 2-минутное удаление. Перечисленные особенности соревновательной деятельности команд характерны для всех студенческих гандбольных команд. Необходимым условием для успешного управления процессом подготовки является наличие информации о достигнутом командами уровне спортивного мастерства. Важным количественным показателем, характеризующим эффективность игры всей команды в нападении, является процентное соотношение бросков и голов.

Эффективность тренировочного процесса определяется по результатам соревновательной деятельности в защите. Собираются количественные значимые показатели, по которым контролируются индивидуальные, групповые и командные защитные технико-тактические действия.

Нами было проанализировано 18 игр студенческих команд по гандболу (таблица 1).

В представленных данных, общее количество атак выше у Команды № 3, а ниже у Команды № 1 (456:419), хотя эффективность реализации, наоборот, на 12% выше, чем у Команды № 1, что указывает на лучшее техническое мастерство спортсменок. В позиционном нападении наиболее успешно совершали атаки гандболистки Команды № 2, наименее - игроки Команды № 4 (361: 327). Процент реализации указывает на высокий уровень Команды 1 (58%). Контратаку эффективнее осуществляли спортсменки студенческой Команды № 2 (93%), хотя по количеству вышеупомянутых действий Команда № 3 опередила все другие команды. Та же тенденция проявляется и в общем использовании быстрых

прорывов и эффективности с результатом всего нападения. В реализации быстрого отрыва удачливее были гандболистки Команды № 2 (88%), что свидетельствует о высокой работоспособности и подготовленности гандболисток.

Показатели XX ±о

Команда № 1 Команда № 2 Команда № 3 Команда № 4

Общая эффективность атакующих действий

Количество эффективных действий 265±2,7 245±5,66 249±4,19 223±9,93

Общее количество действий 419±2,63 426±13,15 456±9,42 422±10,82

Эффективность бросков, % 63±0,59 58±1,45 55±0,29 53±1,31

Позиционное нападение

Количество эффективных действий 192±3,18 186±5,64 174±6,23 159±7,73

Общее количество действий 328±7,27 361±7,12 351±7,6 327±8,32

Эффективность бросков, % 58±1,84 52±1,97 49±2,95 48±2,51

Контратака

Количество эффективных действий 24±1,72 37±1,85 32±2,31 29±2,83

Общее количество действий 31±2,64 40±2,78 49±3,46 47±4,11

Эффективность бросков, % 77±2,83 93±2,94 63±3,17 62±3,72

Быстрый прорыв

Количество эффективных действий 49±2,53 22±2,37 43±2,15 35±3,58

Общее количество действий 60±2,86 25±2,34 56±3,37 48±3,84

Эффективность бросков, % 82±2,41 88±2,58 77±2,34 73±2,65

По общему количеству атак выявлена статистически вероятная разница между Командой № 1 и Командой № 3 (1 = 3,78) и между Командами № 3 и № 4 (1 = 2,37). Статистически вероятная разница между показателями общей эффективности по количеству забитых голов обнаружена между Командами № 1 и № 2 (1 = 3,19), Командами № 1 и № 3 (1 = 3,21), Командами № 1 и № 4 (1 = 4,08), Командами № 3 и № 4 (1 = 2,41) (Таблица 2).

Лучший показатель наблюдается у Команды № 1 (265±2,7), худший показатель - у Команды № 4, который составил 53±1,31% (таблица 1). Одинаковый уровень по количеству голов имеют игроки Команды № 2 и Команды № 3. С позиционного нападения больше всего совершали атаки гандболисты Команды № 2 (361±7,12), меньше всего - игроки Команды № 4 (327±8,32) и Команды № 1 (328±7,27). Процент реализации показывает на самый высокий уровень у Команды № 1 (58±1,84%), самый низкий - у Команды № 4 (48±2,51%).

Таблица 2 - Статистическая значимость реализации бросков по разным видам нападения между студенческими командами_

Показатели 1-критерий Стьюдента

Команды

№ 1 - № 2 | № 1 - № 3 | № 1 - № 4 | № 2 - № 3 | № 2 - № 4 | № 3 - № 4

Общая эффективность

Количество эффективных действий 3,19** 3,21** 4,08*** 0,57 1,92 2,41*

Общее количество действий 0,52 3,78** 0,27 1,85 0,23 2,37*

Коэффициент эффективности, % 3,19** 12,17*** 6,96*** 2,03* 2,56* 1,49

Позиционное нападение

Количество эффективных действий 0,93 2,57* 3,95** 1,43 2,82* 1,51

Общее количество действий 3,24** 2,19* 0,09 0,96 3,10** 2,13*

Коэффициент эффективности, % 2,23* 2,59* 3,21** 0,85 1,25 0,26

Контратака

Количество эффективных действий 5,15*** 2,78* 1,51 1,69 2,37* 0,82

Общее количество действий 2,35* 414*** 3,28** 2,03* 1,41 0,37

Коэффициент эффективности, % 3,92** 3,29** 3,21** 6 94*** 6,54*** 0,20

Быстрый прорыв

Количество эффективных действий 7 79*** 1,81 1,92 6,56*** 3,03** 1,92

Общее количество действий 9 47*** 0,90 4 04*** 7,56*** 5,11*** 1,57

Коэффициент эффективности, % 1,70 1,49 3,32** 3,16*** 4,06*** 1,13

Примечания: * - р <0,05; ** - р <0,01; *** - р <0,001

Статистически достоверная разница между показателями эффективно проведенного позиционного нападения выявлена между гандболистками Команд № 1 и № 3 (1 = 2,57); Команд № 1 и № 4 (1 = 3,95); Команд №2 2 и №2 4 (1 = 2,82). Следует отметить, что количество голов, забитых с позиционного нападения, больше всего у Команды № 1 (192±3,18) (таблица 2).

Контратаку стабильнее применяли спортсменки Команды № 2 (93±2,94%), хотя по количеству вышеуказанных действий Команда № 3 опередила все остальные команды. Так, общее количество контратак спортсменов Команды № 3 - 49±3,46, в отличие, например, от соответствующих действий Команды № 1 - 31±2,64 (1 = 4,14).

Эффективность контратак спортсменками Команды № 1 имеет достаточно высокий показатель и составляет 77±2,83%.

Статистически достоверная разница между значениями коэффициента эффективности использования контратак была выявлена между Командами № 1 и № 2 (1 = 3,92), Командами № 1 и № 3 (1 = 3,29), Командами № 1 и № 4 (1 = 3,21), Командами № 2 и № 3 (1 = 6,94), Командами № 2 и № 4 (1 = 6,54).

Применение быстрых прорывов было характерно для Команды № 1 и составило 60±2,86 случаев. Наименьшее количество быстрых прорывов продемонстрировали спортсменки Команды № 2 - показатель общего количества указанных действий равен 25±2,34, хотя по реализации быстрого отрыва гандболистки Команды № 2 оказались лучшими. Коэффициент эффективности использования быстрого отрыва составил 88±2,58%, что свидетельствует о высокой работоспособности игроков Команды № 2. Статистически достоверная разница между количеством голов, забитых в результате использования быстрых прорывов, была обнаружена между Командами № 1 и № 2 (1 = 7,79), Командами № 2 и № 3 (1 = 6,56), Командами № 2 и № 4 (1 = 3,03).

Аналогичная тенденция наблюдается в соотношении к общему количеству использования быстрых прорывов. Достоверность различий по показателю эффективности применения быстрых прорывов отмечается между Командами №2 1 и № 4 (1 = 3,32), Командами № 2 и № 3 (1 = 3,16), Командами № 2 и № 4 (1 = 4,06).

Не выявлена достоверность различий по эффективности использования быстрых прорывов между спортсменками Команд № 1 и № 2 (1 = 1,70), Команд № 1 и № 3 (1 = 1,49), Команд № 3 и № 4 (1 = 1,13) (таблица 2).

ВЫВОДЫ

По итогам проведенного исследования можно утверждать, что к основным показателям, требующим контроля в условиях соревновательной деятельности студенческих команд гандболисток при соблюдении направленности на достижение наивысшего результата в соревнованиях, стоит отнести следующие:

1. Результат броска является одним из основных критериев оценки результативности игры команды и отдельного спортсмена. Поэтому этому компоненту игры необходимо уделять больше внимания в тренировочном процессе. В частности, для регистрации показателей предлагаем дифференцировать взятие ворот с указанием одной из 9 зон ворот, отражена вратарем с указанием зоны ворот, блок, мимо, попадание в стойку или перекладину.

2. Для дальнейшего совершенствования тренировочной деятельности гандболи-сток студенческих команд проводился анализ области ворот, в которую осуществлялся бросок. Ворота условно распределены на 9 зон. Угловые области имеют меньшие размеры. Если бросок отбит вратарем, то довольно сложно определить, в какую именно часть ворот бросал игрок. Для удобства определения рекомендуется связывать область ворот с частью тела вратаря, которой он отбил мяч. Кроме этого, навесной бросок (переброска вратаря) -в верхнюю часть ворот и бросок с отскоком - в нижнюю часть ворот. Отдельно необходимо проводить статистику 7-ми метровых штрафных бросков.

3. Важным при контроле соревновательной деятельности является учет и фиксация технических ошибок и пассивной игры в атаке. Технические ошибки рекомендуется условно разбить на три группы: «потеря», «на игрока», «ошибка». В любом случае - это ошибка, совершенная нападающим, в результате которой мяч переходит к защищающейся команде. Пассивная игра - это командная ошибка. Отдельными компонентами в соревновательной деятельности выделяют перехват мяча игроками одной команды, что соответственно отражено в потерях другой команды. Специфическим элементом игры является блок, который должен быть учтен каждый раз, когда он меняет траекторию полета мяча при броске по воротам (преграждает, меняет путь движения мяча) и неудачный бросок. За блоком в основном в соревновательной деятельности идет подбор, который является овладением мячом, он фиксируется только после броска. Подбор может проводиться после блока (сделанного полевым игроком или вратарем), после отражения мяча вратарем, после отскока от перекладины или штанги.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васюра, С.А. Стилевые характеристики активности в общении спортсменов командных и индивидуальных видов спорта / С.А. Васюра, Н.И. Иоголевич // Человек. Спорт. Медицина. - 2018. - Т. 18. - № 1. - С. 82-94.

2. Жийяр, М.В. Алгоритм системного анализа при проектировании подготовки в командно-игровых видах спорта / М.В. Жийяр, М.С. Обивалина // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы XI Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2017. - С. 107-110.

3. Костюкевич, В .М. Теория и методика спортивной подготовки (на примере командных игровых видов спорта) : учебное пособие / В.М. Костюкевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - Киев : КНТ, 2016. - 616 с.

4. Котов, Ю.Н. Информативность тестов оценки технического мастерства гандболистов на этапе спортивного совершенствования / Ю. Н. Котов // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. - 2017. - № 2 (33). - С. 116-117.

5. Спирин, М.П. Физическая подготовка гандболистов высшей квалификации / М.П. Спирин, А.В. Федоров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 171-174.

6. Стратегия построения тренировочного процесса для совершенствования выносливости квалифицированных спортсменов в игровых видах спорта в годичном цикле / Н.П. Филатова, О.Н. Кудря, А.Ю. Асеева, О.С. Шалаев // Актуальные проблемы подготовки спортсменов высокой квалификации в командно-игровых видах спорта. - Москва, 2017. - С. 198-204.

7. Стрикаленко, Е.А. Методика развития и комплексный контроль скоростно-силовых качеств гандболисток высокого класса / Е.А. Стрикаленко, О.Г. Шалар // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2014. - № 9. - С. 9-24.

REFERENCES

1. Vasyura, S.A. and Iogolevich, N.I. (2018), "Style Characteristics of Activity in Communication Between Athletes of Team and Individual Sports", Man. Sport. Medicine, Vol. 18, No. 1, pp. 82-94.

2. Gillard, M.V. and Obivalina, M.S. (2017), "Algorithm of system analysis in the design of training in team-team sports", Sport games in physical education, recreation and sport: materials of the XI International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 107-110.

3. Kostyukevich, V.M. (2016), Theory and Methods of Sports Training (on the Example of Team Game Sports), 2nd ed., reclaiming and add, CST, Kiev.

4. Kotov, Yu.N. (2017), "Informativeness of Tests for Assessing the Technical Skills of Handball Players at the Stage of Sports Improvement", Modern Science: Actual Problems and Ways to Solve Them, No. 2 (33), pp. 116-117.

5. Spirin, M.P. and Fedorov, A.V. (2013), "Physical Training of Highly Qualified Handball Players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 3 (97), pp. 171-174.

6. Filatova, N.P., Kudrya, O.N. [et al]. (2017), "The Strategy of Building a Training Process to Improve the Endurance of Qualified Athletes in Team Sports in the Annual Cycle", Actual Problems of Training Highly Qualified Athletes in Team-Team Sports, Moscow, pp. 198-204.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Shalar, O.G. and Strikalenko E.A. (2014), "Method of Development and Integrated Control of Speed-Power Qualities of High-Class Handball Players", Pedagogy, Psychology and Biomedical Problems

of Physical Education and Sport, No 9, pp. 9-24.

Контактная информация: dsuleman91@gmail.com

Статья поступила в редакцию 07.05.2019

УДК 796.322

ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГАНДБОЛИСТОК СТУДЕНЧЕСКОЙ

КОМАНДЫ В МАКРОЦИКЛЕ

Сулиман Дима, аспирант, Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Диагностика подготовленности студентов-спортсменов в начале очередного годичного макроцикла является первым этапом технологии проектирования содержания подготовки. Именно данные о физической, технической подготовленности и функциональных возможностях организма спортсменов определяют целевые показатели подготовки и основное направление тренировочных воздействий. В статье представлены информативные тесты для оценки подготовленности студенток-гандболисток в виде диагностических комплексов на этапах тренировочно-соревновательного макроцикла. Комплексы сформированы на основе факторного анализа и адаптированы для каждого периода подготовки в макроцикле студенческой команды.

Ключевые слова: студенческий гандбол, подготовленность, диагностические комплексы.

DIAGNOSTICS OF PREPAREDNESS OF HANDBALL PLAYERS OF THE STUDENT

TEAM IN MACROCYCLE Suliman Dima, the post-graduate student,

Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

Diagnostics of preparedness of the student-athletes at the beginning of the next annual macrocycle is the first stage of the technology for designing the content of training. It includes the data on physical, technical readiness and functional capabilities of the body of athletes that determine the target indicators of training and the main direction of training effects. The article presents informative tests for assessing the preparedness of female handball players in the form of diagnostic complexes at the stages of the training and competitive macrocycle. The complexes are formed on the basis of factor analysis and adapted for each training period in the macro cycle of the student team.

Keywords: student handball, preparedness, diagnostic complexes.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных аспектов управления подготовкой спортсменов является научно-обоснованная система контроля за состоянием различных сторон их подготовленности [1, 3, 4, 5 и др.].

Средства и методы контроля подготовленности гандболистов всегда были в центре внимания специалистов [1, 4, 8 и др.]. Полученные в ходе контроля данные являются объективными основаниями для решения актуальных вопросов подготовки спортсменов - совершенствования техники и тактики игры, достижения оптимального уровня физической подготовленности и функциональных возможностей гандболистов, технико-тактической подготовленности, психологической устойчивости к действию сбивающих факторов в условиях соревнований и тренировки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.