Научная статья на тему 'Диагностика подготовленности гандболисток студенческой команды в макроцикле'

Диагностика подготовленности гандболисток студенческой команды в макроцикле Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
123
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ ГАНДБОЛ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / STUDENT HANDBALL / PREPAREDNESS / DIAGNOSTIC COMPLEXES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дима Сулиман, Жийяр Марина Владимировна

Диагностика подготовленности студентов-спортсменов в начале очередного годичного макроцикла является первым этапом технологии проектирования содержания подготовки. Именно данные о физической, технической подготовленности и функциональных возможностях организма спортсменов определяют целевые показатели подготовки и основное направление тренировочных воздействий. В статье представлены информативные тесты для оценки подготовленности студенток-гандболисток в виде диагностических комплексов на этапах тренировочно-соревновательного макроцикла. Комплексы сформированы на основе факторного анализа и адаптированы для каждого периода подготовки в макроцикле студенческой команды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of preparedness of handball players of the student team in macrocycle

Diagnostics of preparedness of the student-athletes at the beginning of the next annual macrocycle is the first stage of the technology for designing the content of training. It includes the data on physical, technical readiness and functional capabilities of the body of athletes that determine the target indicators of training and the main direction of training effects. The article presents informative tests for assessing the preparedness of female handball players in the form of diagnostic complexes at the stages of the training and competitive macrocycle. The complexes are formed on the basis of factor analysis and adapted for each training period in the macro cycle of the student team.

Текст научной работы на тему «Диагностика подготовленности гандболисток студенческой команды в макроцикле»

of Physical Education and Sport, No 9, pp. 9-24.

Контактная информация: dsuleman91@gmail.com

Статья поступила в редакцию 07.05.2019

УДК 796.322

ДИАГНОСТИКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ГАНДБОЛИСТОК СТУДЕНЧЕСКОЙ

КОМАНДЫ В МАКРОЦИКЛЕ

Сулиман Дима, аспирант, Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Диагностика подготовленности студентов-спортсменов в начале очередного годичного макроцикла является первым этапом технологии проектирования содержания подготовки. Именно данные о физической, технической подготовленности и функциональных возможностях организма спортсменов определяют целевые показатели подготовки и основное направление тренировочных воздействий. В статье представлены информативные тесты для оценки подготовленности студенток-гандболисток в виде диагностических комплексов на этапах тренировочно-соревновательного макроцикла. Комплексы сформированы на основе факторного анализа и адаптированы для каждого периода подготовки в макроцикле студенческой команды.

Ключевые слова: студенческий гандбол, подготовленность, диагностические комплексы.

DIAGNOSTICS OF PREPAREDNESS OF HANDBALL PLAYERS OF THE STUDENT

TEAM IN MACROCYCLE Suliman Dima, the post-graduate student, Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow

Annotation

Diagnostics of preparedness of the student-athletes at the beginning of the next annual macrocycle is the first stage of the technology for designing the content of training. It includes the data on physical, technical readiness and functional capabilities of the body of athletes that determine the target indicators of training and the main direction of training effects. The article presents informative tests for assessing the preparedness of female handball players in the form of diagnostic complexes at the stages of the training and competitive macrocycle. The complexes are formed on the basis of factor analysis and adapted for each training period in the macro cycle of the student team.

Keywords: student handball, preparedness, diagnostic complexes.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из важных аспектов управления подготовкой спортсменов является научно-обоснованная система контроля за состоянием различных сторон их подготовленности [1, 3, 4, 5 и др.].

Средства и методы контроля подготовленности гандболистов всегда были в центре внимания специалистов [1, 4, 8 и др.]. Полученные в ходе контроля данные являются объективными основаниями для решения актуальных вопросов подготовки спортсменов - совершенствования техники и тактики игры, достижения оптимального уровня физической подготовленности и функциональных возможностей гандболистов, технико-тактической подготовленности, психологической устойчивости к действию сбивающих факторов в условиях соревнований и тренировки.

Практически все специалисты и исследователи в гандболе установили схожие критерии оценки различных сторон подготовленности гандболистов (Кушнирюк С.Г., 2003). Система контроля подготовленности гандболистов высокой квалификации разработана достаточно подробно. Контроль подготовленности юных гандболистов предопределен требованиями стандарта спортивной подготовки. Однако модельные характеристики для студенческой команды гандболистов на разных этапах годичной подготовки на основе учета их различного уровня физической, технической подготовленности и функциональных возможностей к настоящему времени практически не разработаны.

В гандболе, как и в других командно-игровых видах спорта, в каждом тренировочном цикле и на каждом этапе многолетней спортивной подготовки решаются свои задачи. Это, в свою очередь, означает, что для каждого очередного тренировочного цикла гандболистов различного уровня спортивной квалификации должна быть разработана специальная система комплексного контроля, имеющая четкие количественные показатели основных компонентов подготовленности - функциональной, физической, технической, тактической, психологической, интегральной.

Данные наших предварительных исследований показали, что функциональные возможности и физическая подготовленность студентов-гандболистов значительно различаются не только в динамике макроцикла, но и в течение всего периода обучения в вузе. Это обстоятельство определило цель исследования - разработать модельно-диагностические комплексы показателей физической подготовленности и функциональных возможностей организма спортсменок студенческой команды по гандболу на этапах тренировочно-соревновательного макроцикла, совпадающего по времени с учебным годом в вузе.

В силу особой значимости физической подготовленности спортсменок в системе подготовки к соревнованиям и перманентного участия в официальных играх студенческого чемпионата ей отведено центральное место в модельно-диагностических комплексах, так как двигательная деятельность студенток-гандболисток протекает в зоне предельных психофизических и функциональных напряжений, на высоком уровне энергозатрат - как в тренировочно-соревновательном, так и в образовательном процессе.

Выполнение высоких тренировочных и соревновательных нагрузок студентками-гандболистками возможно лишь при условии, если их организм обладает высоким функциональным потенциалом, достижение которого возможно за счет полноценной и разносторонней физической подготовки [9].

Для достижения поставленной цели нами обследовались гандболистки студенческой команды ГЦОЛИФК: в начале и в конце подготовительного периода тренировки, а также на этапе их активного участия в соревнованиях.

Для определения показателей физической подготовленности гандболисток применялись морфометрические, функциональные показатели организма студенток, показателей физической подготовленности и отдельных показателей психомоторных способностей, что в совокупности определяет уровень подготовленности спортсменок.

Нами определялись:

- морфометрические показатели - длина и масса тела, ЖЕЛ, сила, кисти и их производные (весоростовой индекс, силовой индекс);

- функциональные показатели - ЧСС, время двигательной реакции, (ВДР), скорость переработки информации (СПИ), PWCl70, МПК (расчетным путем);

- показатели физической подготовленности - время пробегания дистанции 30 м, время ведения мяча по дистанции 30 м, прыжок на двух ногах с места, комплексное упражнение.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Анализ данных тестирования физической подготовленности и морфофункциональ-ных показателей студенток-гандболисток в ходе констатирующего эксперимента позволил

определить структуру физической подготовленности на разных этапах тренировочного макроцикла, а также - их значимость в структуре физической подготовленности. Таким образом были сформированы комплексы информативных показателей для контроля уровня подготовленности студенток-гандболисток в подготовительном и соревновательном периодах макроцикла.

В ходе исследования установлено, что в начале подготовительного периода физическая подготовленность гандболисток определяется следующей группой показателей:

- общая выносливость (данные теста PWCl7o),

- физическое развитие (индексы - весоростовой, силовой),

- скоростно-силовые (данные прыжка в длину с места на двух ногах),

- скоростные (время пробегания дистанции 30 м, время двигательной реакции).

К окончанию подготовительного периода структура физической подготовленности студенток-гандболисток претерпевает некоторые изменения. Основным информативным показателем, по-прежнему, остается общая выносливость (PWC170, кгм/мин/кг, МПК, мл/мин/кг), скоростная и скоростно-силовая подготовленность.

В соревновательном периоде содержание структуры физической подготовленности гандболисток студенческой команды несколько меняется и приобретает более специализированный характер:

- специальная выносливость (определяется временем выполнения комплексного упражнения)

- скоростная техника (ведение мяча по дистанции 30 м) и

- скорость переработки информации;

- скоростная и скоростно-силовая подготовленность (время пробегания дистанции 30 м, ВДР, прыжок вверх с места);

- физическое развитие (индексы - весоростовой, силовой).

Различное содержание структуры подготовленности гандболисток в разных периодах и этапах тренировочно-соревновательного макроцикла определяется динамикой тренировочных и соревновательных нагрузок, а также влиянием учебной нагрузки, особенно в сессионный период. Необходимость сочетания тренировочно-соревновательной и учебной деятельности гандболистками диктует не только особые требования к своевременной коррекции нагрузок, но и их индивидуализации.

В сборную команду вуза, как правило, попадают гандболистки, схожие по уровню подготовленности и спортивной квалификации. Различия чаще всего проявляются в стаже занятий гандболом и игровой практике.

С учетом данных, ранее полученных нами в констатирующем эксперименте, были разработаны модельно-диагностические комплексы оценки уровня физической подготовленности и функциональных возможностей студенток-гандболисток на ключевых этапах тренировочно-соревновательного макроцикла.

Для расчета модельных характеристик рассчитывались количественные оценки и шкалы в соответствии с метрологическими требованиями.

Дифференцированная оценка показателей уровня подготовленности гандболисток в виде 4 интервалов количественных характеристик была рассчитана на основе сигмальных отклонений от среднеарифметического (Х) в группе:

- значение выше среднего: интервал от +0,1 до +1,0;

- высокое значение: интервал от +1,1 до +2,0;

- значение ниже среднего: интервал от -0,1 до -1,0;

- низкое значение: интервал от -1,1 до -2,0.

Бальная оценка для пяти категорий уровня подготовленности: низкий уровень - 1 балл, ниже среднего - 2 балла, средний уровень - 3 балла, выше среднего - 4 балла, высокий уровень - 5 баллов.

С учетом разработанных шкал оценок модельные характеристики информативных показателей физической подготовленности студенток-гандболисток в начале подготовительного периода включают 5 параметров (таблица 1), характеризующихся от низкого до высокого.

Таблица 1 - Модельные характеристики информативных показателей физической подготовленной_

№ Исследуемые показатели и их размерность Шкала оценок количественных и качественных показателей

Низкое (1 балл) Ниже среднего (2 балла) Среднее (3 балла) Выше среднего (4 балла) Высокое (5 баллов)

1. PWC17o, кгм/мин/кг 15 15,8 16,6 17,4 18,2

2. Бег по дистанции 30 м, с 4,9 4,84 4,78 4,72 4,66

3. Прыжок в длину с места, м 1,78 1,9 2,02 2,14 2,26

4. Весоростовой индекс, г/см 628,21 588,7 546,05 502,4 460,8

5. Силовой индекс, усл. ед. 0,5 0,56 0,62 0,68 0,74

В конце подготовительного периода подготовки модельные характеристики информативных показателей физической подготовленности студенток-гандболисток включают 7 параметров (Таблица 2), позволяющих оценить качество подготовки и готовность к участию в соревнованиях.

Таблица 2 - Модельные характеристики информативных показателей физической подготовленности студенток-гандболисток в конце подготовительного периода подготовки

№ Исследуемые показатели Шкала оценок

Низкое (1 балл) Ниже среднего (2 балла) Среднее (3 балла) Выше среднего (4 балла) Высокое (5 баллов)

1. PWC170, кгм/мин/кг 15,50 16,30 17,10 17,90 18,70

2. МПК, мл/мин/кг 52,04 54,72 57,40 60,08 62,76

3. Бег по дистанции 30 м, с 4,80 4,75 4,71 4,66 4,61

4. Прыжок в длину с места, м 1,94 2,02 2,10 2,18 2,26

5. ЧСС в покое, уд/мин 76,0 73,0 70,0 67,0 64,0

6. Время двигательной реакции, мс 178,0 173,0 168,0 163,0 158,0

7. ЖЕЛ, мл. 3800 4000 4200 4400 4600

Модельные характеристики информативных показателей физической и психомоторной подготовленности гандболистов в соревновательном периоде, имеющем большую продолжительность, включают 8 параметров оценки (таблица 3) и имеют выраженную специ-ализированность.

Таблица 3 - Модельные характеристики информативных показателей физической подготовленной_

№ Исследуемые показатели Шкала оценок

Низкое (1 балл) Ниже среднего (2 балла) Среднее (3 балла) Выше среднего (4 балла) Высокое (5 баллов)

1. Комплексное упражнение, с 51.32 48.70 46.02 43.45 41.13

2. Ведение мяча по дистанции 30 м, с 4.92 4.84 4.76 4.68 4.60

3. Бег по дистанции 30 м, с 4,79 4,73 4,69 4,63 4,57

4. Прыжок вверх с места, м 0.19 0.24 0.29 0.34 0.39

5. PWCl70, кгм/мин/кг 16.30 16.80 17.30 17.80 18.30

6. Время двигательной реакции, мс 175.0 170.0 165.00 160.0 155.0

7. Скорость переработки информации, бит/с 2.48 2.81 3.14 3.47 3.80

8. Силовой индекс, усл. ед. 0.60 0.65 0.70 0.75 0.80

ВЫВОДЫ

Модельно-диагностические комплексы, разработанные для проведения этапного контроля, позволяют оценить уровень подготовленности студенток-гандболисток на разных этапах годичного макроцикла. Сличение модельных и текущих показателей позволяет выявить соответствие тренировочных нагрузок запланированным результатам, скорректировать для каждого этапа объем и направленность тренировочной нагрузки гандболисток студенческой команды, индивидуализировать тренировочный процесс с учетом данных текущего уровня подготовленности и переносимости учебных и тренировочных нагрузок.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гарягдыев, Г.Г. Факторная структура подготовленности у гандболистов-студентов младших и старших курсов обучения вузов / Г.Г. Гарягдыев, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 18-24.

2. Методические рекомендации по планированию учебно-тренировочной работы гандбольной команды / А. А. Данилов, С.Г., Кушнирюк А.Е. Гусак, О.П. Коваленко ; Запорожский гос. университет. - Запорожье : [б.и.], 1989. - 13 с.

3. Жийяр, М.В. Алгоритм системного анализа при проектировании подготовки в командно-игровых видах спорта / М.В. Жийяр, М.С. Обивалина // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы XI Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2017. - С. 107-110.

4. Игнатьева, В.Я. Контроль за физической подготовленностью гандболистов высокой квалификации различных игровых амплуа / В.Я. Игнатьева, Камис Атхам // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 3. - С. 37-39.

5. Кривенцов, А.Л. Система комплексного контроля в управлении подготовкой спортсменов : учебное пособие / А. Л. Кривенцов ; Казахаский ин-т физ. культуры. - Алма-Ата : [б.и.], 1987. - 87 с.

6. Кушнирюк, С.Г. Диагностические комплексы определения уровня физической подготовленности гандболистов высокой квалификации на ключевых этапах тренировочного макроцикла / С.Г. Кушнирюк // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. -2003. - № 7. - С. 26-32.

7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учебник тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. - М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.

8. Сахарова, М.В. Проектирование макроциклов подготовки в игровых видах спорта: значение, сущность и технология / М.В. Сахарова. - М. : Спутник+, 2005. - 308 с.

9. Федотова, Е.В. Структура и динамика соревновательной деятельности и подготовленности спортсменок на этапах многолетней подготовки в командных игровых видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Федотова Елена Викторовна. - М., 2001. - 48 с.

REFERENCES

1. Garyagdyev, G.G. and Germanov, G.N. (2014), "Factor structure of preparedness in handball players-students of junior and senior courses of universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 9 (115), pp.18-24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Danilov, A.A., Kushniruk, S.G., Gusak, A.E., and Kovalenko, O.P. (1989), Guidelines for planning the training work of the handball team, Zaporozhe State University, Zaporozhe.

3. Gillard, M.V. and Obivalina, M.S. (2017), "Algorithm of system analysis in the design of training in team-team sports", Sports games in physical education, recreation and sport: Proceedings of the XI International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 107-110.

4. Ignatieva, V.Ya. and Atham Kamis (1999), "Control over the physical fitness of highly skilled handball players of various game roles", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 37-39.

5. Kriventsov, A.L. (1987), The system of integrated control in the management of training athletes, Tutorial, Kazakhstan institute of physical culture, Alma-Ata.

6. Kushniryuk, S.G. (2003), "Diagnostic complexes for determining the level of physical fitness of highly qualified handball players at key stages of the training macrocycle", Physical education of students of creative specialties, No. 7, pp. 26-32.

7. Platonov V.N. (2005), System of training athletes in the Olympic sport. General theory and its practical applications, textbook of a highly qualified coach, Soviet Sport, Moscow.

8. Sakharova M.V. (2005), "Designing macrocycles training in team sports, value, essence and technology", Sputnik+, Moscow.

9. Fedotova, E.V. (2001), The structure and dynamics of competitive activity and the preparedness of athletes at the stages of many years ofpreparation in team sports, dissertation, Moscow.

Контактная информация: dsuleman91@gmail.com

Статья поступила в редакцию 19.05.2019

УДК 796.077.5

МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ ПО ГОРНОМУ ТУРИЗМУ В

КНР

Тан Хуань, соискатель,

Степан Александрович Гониянц, кандидат педагогических наук, профессор,

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Статья посвящена разработке модели дополнительной профессионально-педагогической подготовки квалифицированных кадров по горному туризму к организации и проведению занятий с подростками в Китае, включающая концептуальный, содержательно-процессуальный и результативно-оценочный блоки. Модель, согласно содержанию курса подготовки, последовательно реализовывалась в ходе 4-х этапов: теоретико-практического, практико-ознакомительного, профессионально-ориентированного, профессионально-педагогического (педагогическая практика).

Ключевые слова: педагогическая модель, дополнительная профессиональная подготовка, профессионально-педагогическая подготовка квалифицированных кадров по горному туризму, профессионально-педагогическая компетентность, инструкторы-преподаватели детско-юношеского горного туризма.

MODEL OF ADDITIONAL PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL TRAINING OF QUALIFIED PERSONNEL IN MOUNTAIN TOURISM IN CHINA

Tang Huan, the competitor, Stepan Aleksandrovich Goniyants, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Russian State University of physical education, sport, youth and tourism, Moscow

Annotation

The article is devoted to development of the model of additional professional and pedagogical training of the qualified personnel in mountain tourism to the organization and conducting of the classes with adolescents in China, including conceptual, content and process and effective evaluation blocks. The model, according to the content of the training course was consistently implemented in the course of 4 stages: theoretical and practical, practical-introductory, professionally-oriented, professional-pedagogical (pedagogical practice).

Keywords: pedagogical model, additional professional training, professional and pedagogical training of qualified personnel in mountain tourism, professional and pedagogical competence, instructors-teachers of children and youth mountain tourism.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие горного туризма в Китае сопровождается ростом и развитием внутреннего туризма, социально-экономическими преобразованиями в стране, что определяет принципиально новые требования к профессиональной подготовке специалистов в сфере туризма. Однако, подготовка кадров для горного туризма в настоящее время слабо развита в КНР,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.