Научная статья на тему 'Обучение ситуационной технике бросков мяча в гандболе с использованием системы развернутых алгоритмов'

Обучение ситуационной технике бросков мяча в гандболе с использованием системы развернутых алгоритмов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИТУАЦИОННАЯ ТЕХНИКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / РАЗВЕРНУТЫЕ АЛГОРИТМЫ / ГАНДБОЛИСТКИ 9-11 ЛЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Юрий Михайлович, Чуркин Алексей Александрович, Рамзайцева Анна Александровна

Обучение ситуационной технике бросков мяча в ворота гандболисток 9-11 лет предполагает формирование ориентировочной основы прежде, чем спортсменки начнут выполнять двигательное действие. Это положение является определяющим в содержании методики обучения. Формирование ориентировочной основы сначала происходит в умственной форме. На первом этапе юные спортсменки изучают типовые игровые ситуации, в которых чаще всего производятся броски мяча в опоре квалифицированными гандболистками в условиях соревновательной деятельности. При изучении типовых игровых ситуаций акцент делается на правильность выбора способа броска при завершении атаки. Для более качественного усвоения предлагаемого материала используются приемы алгоритмических предписаний. Усвоение начинающими гандболистками выбора оптимальных способов бросков мяча в типовых игровых ситуациях в умственной форме позволит им осознанно подходить к овладению бросковыми движениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров Юрий Михайлович, Чуркин Алексей Александрович, Рамзайцева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training to situational technique of the ball throws in handball with the use of extended algorithm

Training to the situational technique of ball throws in goals of handball female players aged 9-11 years involves the formation of the indicative basis before the athletes begin to perform the motor actions. This position is crucial in the content of the training methodology. Forming of the indicative basis takes place firstly in mental form. In the first phase, the young athletes learn typical game situations, in which the ball throws in hold by the qualified handball players in competitive activities are carried out. Studying the typical game situations, the emphasis is put on the selection of throw way at the end of attack. For better mastering of the offered situation, the algorithmic prescriptions are used. Mastering by the novice handball players of the choose how to throw the ball better in the typical game situations in the mental form allows them to do the throwing motion consciously.

Текст научной работы на тему «Обучение ситуационной технике бросков мяча в гандболе с использованием системы развернутых алгоритмов»

Опыт формирования туристско-регионального кластера в перспективе может быть транслирован и в другие федеральные субъекты как новая форма сети устойчивых связей между субъектами территории, и обеспечивающая достижение синергетических эффектов в экономическом и социальном развитии региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации 2011-2018 годы» [электронный ресурс] // иКЪ:Шр://правительство.рф/. - Дата обращения 30.10.2012.

2. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. - СПб. : Издательский дом «Вильямс», 2002. - 495 с.

3. Омская область в цифрах [Электронный ресурс] // URL :http:// omsk.gks.ru/. -Дата обращения 30.10.2012.

4. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года [Электронный ресурс] // URL: http:www.sibfo.ru/strategia/strdok.php. - Дата обращения 30.10.2012.

REFERENCES

1. Federal Target Program "Development of domestic tourism in the Russian Federation 2011-2018 years", available at: http://pravitelstvo.rf/

2. Porter, M. (2002), Competition, Publishing House «Williams», Saint-Petersburg, Russian Federation.

3. Omsk region in numbers, available at: http:// omsk.gks.ru/

4. Strategy for Socio-Economic Development of Siberia 2020, available at: http :www.sibfo.ru/strategia/strdok.php.

Контактная информация: kevgeniya@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2012.

УДК 796.322

ОБУЧЕНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ МЯЧА В ГАНДБОЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИСТЕМЫ РАЗВЕРНУТЫХ АЛГОРИТМОВ

Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор, Алексей Александрович Чуркин, кандидат педагогических наук, доцент, Анна Александровна Рамзайцева, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Обучение ситуационной технике бросков мяча в ворота гандболисток 9-11 лет предполагает формирование ориентировочной основы прежде, чем спортсменки начнут выполнять двигательное действие. Это положение является определяющим в содержании методики обучения. Формирование ориентировочной основы сначала происходит в умственной форме. На первом этапе юные спортсменки изучают типовые игровые ситуации, в которых чаще всего производятся броски мяча в опоре квалифицированными гандболистками в условиях соревновательной деятельности. При изучении типовых игровых ситуаций акцент делается на правильность выбора способа броска при завершении атаки. Для более качественного усвоения предлагаемого материала используются приемы алгоритмических предписаний. Усвоение начинающими гандболистками выбора оптимальных способов бросков мяча в типовых игровых ситуациях в умственной форме позволит им осознанно подходить к овладению бросковыми движениями.

Ключевые слова: ситуационная техника, методика обучения, развернутые алгоритмы,

гандболистки 9-11 лет.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p104-109

TRAINING TO SITUATIONAL TECHNIQUE OF THE BALL THROWS IN HANDBALL WITH THE USE OF EXTENDED ALGORITHM

Yuri Mikhaylovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Aleksey Aleksandrovich Churkin, the candidate of pedagogical sciences, professor, Anna Alexandrovna Ramzajtseva, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

Training to the situational technique of ball throws in goals of handball female players aged 9-11 years involves the formation of the indicative basis before the athletes begin to perform the motor actions. This position is crucial in the content of the training methodology. Forming of the indicative basis takes place firstly in mental form. In the first phase, the young athletes learn typical game situations, in which the ball throws in hold by the qualified handball players in competitive activities are carried out. Studying the typical game situations, the emphasis is put on the selection of throw way at the end of attack. For better mastering of the offered situation, the algorithmic prescriptions are used. Mastering by the novice handball players of the choose how to throw the ball better in the typical game situations in the mental form allows them to do the throwing motion consciously.

Keywords: situational technique, teaching methodology, detailed algorithms, handball female players aged 9-11 years.

ВВЕДЕНИЕ

Одна из тенденций развития мирового гандбола заключаются в повышении эффективности индивидуальных тактико-технических действий гандболисток в нападении. Для преодоления атлетически мощной, хорошо подвижной и грамотно выстроенной командной защиты необходим качественно иной уровень индивидуальной тактико-технической подготовленности гандболисток в разделе их бросковой оснащенности. Бросковая оснащенность подразумевает владение квалифицированными гандболистками разнообразными способами бросков мяча и умением оптимально выбирать соответствующий вид броска в зависимости от складывающейся игровой ситуации.

Анализ результативности бросков мяча в ворота на последних крупных международных соревнованиях свидетельствует о том, что броски мяча с «эталонной» двигательной структурой оказываются менее эффективными вследствие их вероятностного прогнозирования, как вратарями, так и защитниками. Гандболистки, обладающие вариативной техникой, оказываются более успешными в завершении атак, нежели те, кто пользуется только своими «коронными» бросками.

По мнению Е.Р. Яхонтова [4] обучение тактико-техническим действиям в игровых видах спорта следует начинать с изучения типовых игровых ситуаций. После чего двигательное действие адаптируется к конкретной ситуации. Таким образом, игроки одновременно овладевают ситуационной техникой и умением варьировать своими движениями в зависимости от ситуации. Учет складывающихся в типовой игровой ситуации условий, позволяет вносить существенные коррективы в исполнительский компонент соответствующих двигательных действий, автор назвал формируемую при этом игровую технику ситуационной.

Таким образом, на лицо наличие научной проблемы между предъявляемыми требованиями современного гандбола к бросковой подготовленности игроков и отсутствием научно-методических разработок, направленных на обучение юных спортсменок ситуационной технике бросков, адаптированных к условиям соревновательной деятельности. Проведение научно-исследовательской работы с целью разрешения обозначенного про-

тиворечия представляется актуальной в теоретическом плане и весьма востребованной на практике.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2009 по май 2011 года включительно с участием 40 гандболисток в возрасте 9-11 лет. В эксперименте принимали участие юные гандболистки СДЮСШОР Кировского и Приморского районов г. Санкт-Петербурга

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Методика обучения ситуационной технике построена с учетом развернутых алгоритмов [1-3]. Уже на первом этапе алгоритм обучения отличен от традиционного тем, что вся деятельность обучаемого протекает в умственном плане. Суть, его заключается в формировании ориентировочной основы действий, основу которой составляют знания о типовых игровых ситуациях наиболее благоприятных для выполнения бросков мяча в опоре. Бросок в опоре был выбран в качестве технико-тактического действия по причине его доступности, он проще в обучении для начинающих игроков и здесь есть небольшое время подумать, куда бросить, каким способом, с какой траекторией и т.д. Обучать думать необходимо с первых шагов (бросить или отдать пас, куда бросить, каким способом). При таком подходе реализуется основной принцип теории учебной деятельности от общего к частному. Прежде чем начать овладевать броском мяча в опоре необходимо, чтобы юная гандболистка изучила типовые игровые ситуации его выполнения и научилась их распознавать.

Специфическая особенность действий гандболисток заключается в том, что она протекает в исключительно сложных игровых условиях. Большое количество игроков, непредсказуемый характер изменения игровой ситуации, постоянный контакт с игроками противника, все это предъявляет к сенсорной деятельности гандболисток самые высокие требования. Чтобы успешно играть на высоком уровне, необходимо у начинающих игроков сформировать навыки рациональной ориентировки, способность к быстрому распознаванию и классификации игровых ситуаций. Этому способствует использование алгоритмов действия в типовых игровых ситуациях. В качестве примера рассмотрим алгоритм действий гандболиста при подготовке к выполнению броска мяча в ворота (Рис. 1).

Данный алгоритм может быть описан в словесно-графической форме и содержит все узловые пункты подготовки и завершения броска. Задачи решения описаны в словесной форме. Анализ алгоритма помогает выявить развертку процесса ориентировки, определить необходимые операции для решения ситуационных игровых задач. Хотя в данном алгоритме рассмотрен самый употребительный вариант завершения атаки броском мяча в ворота после третьего шага, в процессе овладения игровыми приемами по такому принципу можно формировать любое технико-тактическое действие. Помимо специальных знаний, выбор рационального способа действий зависит от качества ориентировочной деятельности гандболисток. Овладение навыками ориентировки происходило с помощью предписаний алгоритмического типа (ПАТ). Примером может служить ПАТ, накладываемый на рассмотренный алгоритм действий гандболисток к подготовке броска по воротам. Он оформлен в словесно-графическом виде, т.е. логическая последовательность выполнения операций сопряжена с текстовым описанием задач ориентировки (табл.1). Для большинства игровых ситуаций введение алгоритма целесообразно, так как он задает определенный тип ориентировочного компонента. При возникновении ошибки или недостаточной эффективности принятого решения в учебных целях необходимо вернуться к начальному моменту возникновения последней игровой ситуации и вновь осуществить поиск оптимального решения.

Рис. 1. Алгоритм действий квалифицированного гандболиста при подготовке к броску в

типовых игровых ситуациях

Таблица 1

Предписания алгоритмического типа для обучения ситуационной технике бросков

Операция Задача Средство

1 Определи типовую игровую ситуацию. Наблюдай за игроками соперника, партнерами и мячом

2 Определи, кому может быть выполнена передача мяча, выйди в возможную позицию для броска. Наблюдай за перемещением игроков обеих команд

3 Если передача адресована тебе, выбери удобное для приема мяча положение и определи зону атаки. Наблюдай, как расположены партнеры и защита противника

4 Определи момент броска и действия защитника. Точно рассчитай выполнение броска с опоры или в прыжке. Оцени действия защитников и вратаря, а также действия партнеров для возможной передачи

5 Определи способ броска мяча и оцени, куда он может быть направлен. Выполни бросок мяча в ворота. Контролируй свои движения, движения защитника и вратаря

6 Внеси коррективы в свои действия. Переключайся на другие действия в случае нерезультативного броска

Аналогичным способом можно использовать алгоритмы при освоении других игровых действий. Постоянное сочетание умственной деятельности и практической деятельности формирует операционную модель-оператор, решение которой позволяет овладеть оптимальными средствами двигательного действия для достижения цели. Для большинства игровых ситуаций введение алгоритма целесообразно, так как он задает определенный тип ориентировочного компонента. При возникновении ошибки или недостаточной эффективности принятого решения в учебных целях необходимо вернуться к начальному моменту возникновения последней игровой ситуации и вновь осуществить поиск оптимального решения. Аналогичным способом можно использовать алгоритмы при освоении других игровых действий. Постоянное сочетание умственной деятельности и практической деятельности формирует операционную модель-оператор, решение которой позволяет овладеть оптимальными средствами двигательного действия для достижения цели.

В связи с тем, что типовые игровые ситуации в гандболе быстротечны целесообразно с первых шагов научить юных гандболисток быстро и точно распознавать эти ситуации, используя обучающие алгоритмы.

В игре на основе восприятия и анализа игровой ситуации спортсменка должна принять оптимальное тактико-техническое решение. Как правило, гандболистка мысленно принимает лишь такие решения, которые она сумеет выполнить практически. Поэтому она должна научиться оценивать свои знания, умения и способности. Это позволит приобрести уверенность в том, что мысленное решение она сможет выполнить и довести до логического завершения. Если игровая ситуация знакома, то решение принимается быстро с помощью включения исполнительного компонента. Обозначенный подход позволяет юной гандболистке самостоятельно решать, как действовать в различных ситуациях. Таким образом создаются педагогические условия когда необходимые умственные действия в данной игровой ситуации изучены до того как будет начато практическое овладение техническими приемами.

Исполнительный компонент - это предметные действия в реальных условиях игровой соревновательной деятельности. Его формирование происходит в самой простой типовой игровой ситуации. Например, бросок мяча в опоре против «зашитника-макета» с разным положением рук. Если руки у макета находятся вверху, то бросок выполняется сбоку или с отклонением; если руки разведены - бросок сверху и т.д. Игрок может выбирать любой способ броска безотносительно к своему неумению осуществить его. Это позволяет снять ограничения, накладываемые технической неподготовленностью начинающих гандболисток. В дальнейшем процесс обучения технике броска мяча в ворота становится более осознанным, а значит и более эффективным, поскольку каждый прием оптимально ложится в конкретную игровую ситуацию и понятен изучающим его. После того, как ориентировочный компонент сформирован на должном уровне, овладение исполнительным компонентом может производиться традиционным образом. Отличительными особенностями могут быть только использованные для этого специальные упражнения, набор которых представляется невероятно разнообразным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лосин, Б.Е. Структурирование педагогического базиса подготовки спортсменов игровиков на основе системного подхода / Б.Е. Лосин, Ю.М. Макаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 8 (78). - С. 115-120.

2. Макаров, Ю. М. Научно-теоретическая концепция деятельности как системообразующего фактора в подготовке спортсменов в игровых видах спорта / Ю.М. Макаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 98-102.

3. Макаров, Ю.М. Динамика мотивационной направленности баскетболисток 1015 лет в процессе многолетней подготовки в специализированной детско-юношеской

спортивной школе Олимпийского резерва / Ю.М. Макаров, А.В. Сысоев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12 (82). - С. 109-112.

4. Яхонтов, Е.Р. Дидактическое преобразование содержания деятельности спортсмена и педагога-тренера в игровых видах спорта : дис. ... д-ра пед. наук / Яхонтов Е.Р. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1995. - 326 с.

REFERENCES

1. Losin, B.E. and Makarov, Y.M. (2011), "Structuring the pedagogic basis of athletes' preparation in game kinds of sport based on the systematic approach", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 78, No. 8, pp. 115-120.

2. Makarov, Y.M. (2011), "Scientific-theoretical concept of activity as a systematic factor in the training of athletes in team sports", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 98-102.

3. Makarov, Y.M. and Sysoev, A.V. (2011), "Dynamics of motivational orientation of female basketball players aged 10-15 years in the process of multi-year training at specialized children and youth sports school of Olympic reserve", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 109-112.

4. Yhontov, E.R. (1995), Didactic content transformation activities athlete and teacher-coach in team sports: Dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: umak2000@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.09.2012.

УДК 374.1

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ХАРАКТЕРА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ

Екатерина Павловна Максачук, кандидат педагогических наук, Московская государственная академия физической культуры и спорта, Малаховка

Аннотация

Занятия спортивной деятельностью дают возможность формировать не только физические качества и двигательные умения, но и определенные черты характера. Люди со слабой волей не связывают свою жизнь со спортом, но в любом случае стойкость характера не возникает сама собой, ее нужно развивать, и помогать в этом должен тренер, применяя педагогические приемы. В данной статье рассмотрены несколько компонентов, составляющих спортивный характер. В первую очередь следует отметить такое свойство личности юного спортсмена как ответственность, также тренер должен формировать и такие личностные качества как инициатива, выдержка, терпение и самостоятельность.

Ключевые слова: юный спортсмен, спортивный характер, ответственность, выдержка, оптимизм.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p109-112

WAYS OF FORMING SPORTS CHARACTER IN THE CONDITIONS OF CHILD AND YOUTH SPORTS SCHOOL

Ekaterina Pavlovna Maksachuk, the candidate of pedagogical sciences, Moscow State Academy of Physical Culture and Sports, Malakhovka

Annotation

Occupations by sports activity give the chance to form not only physical qualities and impellent abilities, but also certain traits of character. People with weak will do not connect the life with sports, but in any case, firmness of character does not arise by itself, it needs to be developed, and to help with it the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.