Научная статья на тему 'Типизация игровых ситуаций при выполнении бросков мяча в опорном положении квалифицированными гандболистками'

Типизация игровых ситуаций при выполнении бросков мяча в опорном положении квалифицированными гандболистками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТИПОВАЯ ИГРОВАЯ СИТУАЦИЯ / БРОСКИ МЯЧА С ОПОРНОГО ПОЛОЖЕНИЯ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ГАНДБОЛИСТКИ / TYPICAL GAME SITUATION / THROWS OF BALL FROM REFERENCE POSITION / QUALIFIED FEMALE HANDBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Юрий Михайлович, Чуркин Алексей Александрович, Рамзайцева Анна Александровна

Существующая закономерность между выбором способа броска и типовой игровой ситуацией, позволяет сделать некоторые обобщения, касающиеся общей бросковой подготовленности гандболисток. Речь в данном случае должна идти о том, что соревновательная игровая деятельность в гандболе состоит из множества типовых игровых ситуаций, результативное завершение которых, требует соответствующего способа броска. К сожалению практика, показывает обратное. Гандболистки не владеют достаточным разнообразием бросковых движений, чтобы с успехом решать типовую игровую ситуацию в свою пользу. Главной причиной такого положения дел является сложившаяся в течение многих лет методика начального обучения бросковым движениям юных гандболисток, которая выстраивается без учета действий в типовых игровых ситуациях. При таком подходе к обучению броску мяча у гандболисток нарушаются представления о целостном характере игры, в результате чего возникает противоречие между ориентировочным и исполнительским компонентами тактико-технического действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров Юрий Михайлович, Чуркин Алексей Александрович, Рамзайцева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Typification of game situations under the ball throws in the reference position by qualified female handball players

The existing pattern between the choice of the throw method and the standard game situation allows generalizing in relation to the overall throw readiness of female handball players. In this case, we should talk about the fact that the competitive play activity in handball is composed of many typical game situations, the completion of which requires an appropriate way to throw. Unfortunately, the practice shows the opposite. The handball players do not possess enough the variety of throwing motions to solve successfully a typical game situation to their advantage. The main reason for this situation, in our opinion, is established within many years the elementary training technique to throwing movements by young handball players without taking into account the action in typical game situations. Under such approach to learning a throw of ball in handball, the violation of understanding of the holistic nature of the game takes place among the female handball players resulting in a conflict between the estimate and performing components of tactical and technical action.

Текст научной работы на тему «Типизация игровых ситуаций при выполнении бросков мяча в опорном положении квалифицированными гандболистками»

REFERENCES

1. Iordanskaya, F.A. (2010), “Particularities of adaptation of young athletes’ cardiovascular system to workloads in modern ice hockey”, Vestnik sportivnoy nauki, No. 3, pp. 3338.

2. Mikhaylov K.K. (2007), “Educational technology of studying and training process management related to mastery of ice skating technique”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.26, No. 4, pp. 49-52.

3. Mudrik A.V. (2005), Diagnosis and assessment of abilities of young hockey players: tutorial, publishing house “SibGUFK,”, Omsk, Russian Federation.

4. Savin V.P. (2003), Theory and methodology of hockey: the textbook for high schools, publishing center “Akademiya”, Moscow, Russian Federation.

Контактная информация: fanis16rus@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.11.2012.

УДК 796.322

ТИПИЗАЦИЯ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БРОСКОВ МЯЧА В ОПОРНОМ ПОЛОЖЕНИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ ГАНДБОЛИСТКАМИ

Юрий Михайлович Макаров, кандидат педагогических наук, профессор,

Алексей Александрович Чуркин, кандидат педагогических наук, доцент,

Анна Александровна Рамзайцева, старший преподаватель,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Существующая закономерность между выбором способа броска и типовой игровой ситуацией, позволяет сделать некоторые обобщения, касающиеся общей бросковой подготовленности гандболисток. Речь в данном случае должна идти о том, что соревновательная игровая деятельность в гандболе состоит из множества типовых игровых ситуаций, результативное завершение которых, требует соответствующего способа броска. К сожалению практика, показывает обратное. Гандболистки не владеют достаточным разнообразием бросковых движений, чтобы с успехом решать типовую игровую ситуацию в свою пользу. Главной причиной такого положения дел является сложившаяся в течение многих лет методика начального обучения бросковым движениям юных гандболисток, которая выстраивается без учета действий в типовых игровых ситуациях. При таком подходе к обучению броску мяча у гандболисток нарушаются представления о целостном характере игры, в результате чего возникает противоречие между ориентировочным и исполнительским компонентами тактико-технического действия.

Ключевые слова: типовая игровая ситуация, броски мяча с опорного положения, квалифицированные гандболистки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p86-90

TYPIFICATION OF GAME SITUATIONS UNDER THE BALL THROWS IN THE REFERENCE POSITION BY QUALIFIED FEMALE HANDBALL PLAYERS

Yuri Mikhaylovich Makarov, the candidate of pedagogical sciences, professor,

Aleksey Aleksandrovich Churkin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anna Alexandrovna Ramzajtseva, the senior teacher,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The existing pattern between the choice of the throw method and the standard game situation allows generalizing in relation to the overall throw readiness of female handball players. In this case, we

should talk about the fact that the competitive play activity in handball is composed of many typical game situations, the completion of which requires an appropriate way to throw. Unfortunately, the practice shows the opposite. The handball players do not possess enough the variety of throwing motions to solve successfully a typical game situation to their advantage. The main reason for this situation, in our opinion, is established within many years the elementary training technique to throwing movements by young handball players without taking into account the action in typical game situations. Under such approach to learning a throw of ball in handball, the violation of understanding of the holistic nature of the game takes place among the female handball players resulting in a conflict between the estimate and performing components of tactical and technical action.

Keywords: typical game situation, throws of ball from reference position, qualified female handball players.

ВВЕДЕНИЕ

Выбор вида броска мяча по воротам в гандболе зависит от сложившейся игровой ситуации на площадке, где должно учитываться расположение нападающего по отношению к воротам, а так же расстояние, с которого производится бросок и степень сопротивления защитников [2,3].

Рассмотрение содержания игровой деятельности в гандболе предполагает определение инвариантных признаков игровой ситуации. Наличие таких признаков игровой ситуации делает ее типовой или, говоря другими словами, часто повторяющейся в условиях игры. Здесь следует более конкретно определиться с используемыми терминологическими понятиями с тем, чтобы в дальнейшем избежать двусмысленного их толкования. Так, по мнению Ю.И. Портных [4] под игровой ситуацией следует понимать расположение игроков и предмета игры на площадке в дискретный момент игры. Типовая ситуация - это ситуация часто повторяющаяся в каком-либо процессе по причине тождественно складывающихся обстоятельств. Таким образом, можно выделить типовую игровую ситуацию как ситуацию, часто повторяющуюся в определенные моменты игры, связанную с расположением игроков и мяча на площадке [1].

Содержание игровой деятельности, по мнению Е.Р. Яхонтова [1], следует рассматривать с позиции четырех уровней:

- игры в целом, которая определяет общие задачи игровой деятельности в фазах нападения и защиты;

- игровых ситуаций, как механизма декомпозиции общих целей игры;

- условий игровой деятельности, проявляющихся постоянно (действия противника и партнеров) или переменно (счет, время игры и т.д.);

- уровень игровых действий, которые предполагают принятие тактических решений, их реализацию и оценивание полученных результатов, с целью внесения возможных корректировок в дальнейшую игровую деятельность. Как видно из представленных уровней содержания игровой деятельности, без уровня игровых ситуаций и условий их проявления само это содержание становится абстрактной по своей сути. Совершенно очевидным, в этой связи, представляется более детальное изучение типовых игровых ситуаций, связанных с возможностью выполнения бросков мяча из опорного положения гандболистками высокого класса в позиционном нападении.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Педагогические наблюдения за действиями гандболисток высокого класса производились в период проведения Чемпионатов мира по гандболу среди женских команд 2005, 2007, 2009, 2011 гг.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Игровую ситуацию, в общем, следует определять как положение игрока на площадке, расстояние до ворот и от игроков своей команды и противника, их положения,

направление и скорость движения, нахождения мяча. Однако в нашем случае понятие «типовая игровая ситуация» предстает в несколько усеченном виде, выраженном в нахождении гандболистки с мячом в определенной точке площадки, удобной для выполнения броска мяча из опорного положения. Исходя из наблюдений за игровой соревновательной деятельностью гандболисток высокой квалификации, определены инвариантные признаки типовых игровых ситуаций выполнения бросков мяча с опорного положения (Рис. 1). ’

Дистанция

Рис. 1. Типовые игровые ситуации выполнения бросков мяча с опорного положения в

гандболе

Типовые игровые ситуации определялись по трем признакам:

1. Нахождение игрока с мячом в определенной точке площадки (позиция игрока);

2. Расстояние до ворот игрока с мячом (дистанция);

3. Противодействие этому игроку со стороны защитника (положение рук защитника).

Проведение типизации игровых ситуаций при выполнении бросков мяча с опоры гандболистками высокого класса обнаруживает некоторую закономерность в применении тех или иных бросков в зависимости от условий, складывающихся на площадке.

Так скоростной бросок мяча чаще всего выполняется с расстояния 7-8 м от ворот. Основная задача - опередить действие защитника и вратаря, т.е. совершить опережающий бросок мяча в ворота. Со стороны защитника и вратаря оказывается минимальное сопротивление. Данный способ броска неразнообразный, имеет короткую подготовительную фазу, несильный, т.к. выполняется за счет предплечья и кисти. Высокая успешность «скоростного» броска достигается за счет эффекта неожиданности и резкости его выполнения.

Силовой бросок производится с различного расстояния 9-11 м от ворот и более. Имеет длительную подготовительную фазу, позволяющую придать максимальную силу снаряду, что дает возможность оказать максимальное сопротивление со стороны защитника и вратаря. Защитник оказывается готовым для блокирования, как мяча, так и самого нападающего, а вратарь занимает выгодное положение в воротах и согласовывает действия с защитником, закрывая определенную зону. В высокой степени прогнозируемости

данного вида броска кроется одна из причин недостаточной его результативности.

Обводящий бросок применяется с расстояния 7-10 м. Бросок выполняется с применением обманного движения, он менее предсказуем для защитника и вратаря. Характеризуется вариативностью завершающей фазы броска. Этот бросок достаточно сложен в исполнении, требует от гандболистки высокой степени координации движений и соответствующего уровня скоростно-силовой подготовленности.

Результаты проведенного исследования применения различных видов бросков с опорного положения свидетельствуют о том, что выбор их разновидности определяется складывающейся на площадке типовой игровой ситуацией. Выбор того или иного вида броска объясняется с точки зрения учета условий типовой игровой ситуации: чем правильнее гандболистка чувствует изменения этих условий, тем правильнее она выбирает способ броска и тем эффективнее становится этот бросок.

Возвращаясь к содержанию спортивной игровой деятельности, следует подчеркнуть, что она протекает в условиях противодействия соперника, в быстро меняющихся игровых ситуациях, налагающих жесткие временные ограничения на процесс выбора способа решения двигательной задачи. В связи с этим, эффективное решение задачи в типовых игровых ситуациях недостаточно только за счет исполнительного компонента двигательного действия (техники), необходимо включение ориентировочного компонента, т.е. осознания условий задачи и принятия решения (тактика). В условиях спортивной игровой деятельности исполнительский и ориентировочный компоненты представляют собой единый автоматизированный акт моторных, сенсорных и интеллектуальных операций из которых складывается целостный игровой прием. При традиционном подходе к обучению броскам мяча в гандболе тренеры ориентируют своих подопечных на выработку моторных дифференцировок, где все внимание обращается на тщательную обработку элементов действия и автоматизированное его выполнения. Заученный таким образом игровой прием оказывается мало результативен в типовых игровых ситуациях, т. к. игрок не умеет адаптировать его к этим ситуациям. В условиях меняющейся обстановки на площадке, он выбирает один и тот же способ броска, что, в конечном итоге, обрекает его на низкую результативность. А главное, действия игрока становятся не целесообразными складывающимся ситуациям в игре. Поэтому успешное решение двигательного действия в какой-либо типовой игровой ситуации во многом определяется выработкой сенсорных дифференцировок. В этом случае важнейшей задачей тренера должна стать выработка у гандболисток ориентиров действия и автоматизация их восприятия.

Общепринятая методика строится в основном на обучении двигательному действию, главной целью, которой является овладение бросковым движением, т.е. изучается исполнительный компонент. Далее этот моторный компонент совершенствуется, доводится до автоматизма, переходя в положение динамического стереотипа. При таком подходе к обучению броску мяча у гандболистки не формируется представления о логическом пространстве игры в виде типовых игровых ситуаций. Прекрасно овладев броско-вым движением в ситуациях далеких от игровых, спортсменка попадает в затруднительное положение, когда условия игровых ситуаций начинают быстро меняться. Быстро меняющаяся игровая обстановка требует такого же быстрого принятия решения по выбору способа броска, соответствующего сложившейся на площадке типовой ситуации. Поскольку гандболистка с самого начала не обучена применять бросок в изменяющихся условиях, то вполне естественно, она не может выбрать оптимальный вид броска в конкретной типовой ситуации и будет сама подсознательно формировать этот выбор путем «попутного научения» в ходе самой игры. Такой подход в обучении может быть соотнесен с неуправляемым приобретением игрового опыта. По выражению Е.Р. Яхонтова [1]: «подобное научение отрывочно и бессистемно, а сам процесс занимает неопределенно долгое время».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, при выполнении бросков мяча в ворота в условиях игры автоматизированными должны быть и восприятие ориентиров действия, и непосредственно само двигательное действие. Достижение оптимального уровня автоматизации ориентировочного и исполнительного компонентов возможно только в новом подходе к начальному обучению бросковым движениям юных гандболисток, основанного на формировании так называемой ситуационной техники в полной мере соответствующей складывающимся типовым игровым ситуациям на площадке. Решение этого вопроса в традиционных условиях организации обучения броскам мяча в ворота юных гандболисток на начальном этапе подготовки представляется маловероятным. Для его позитивного решения необходима разработка нового методического подхода, учитывающего все выше названные аспекты содержания типовых игровых ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Яхонтов, Е.Р. Дидактическое преобразование содержания деятельности спортсмена и педагога-тренера в игровых видах спорта : дис. ... д-ра пед. наук / Яхонтов Е.Р. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1995. - 326 с.

2. Игнатьева, В.Я. Гандбол / В.Я. Игнатьева. - М. : Физкультура и спорт, 2001. -

192 с.

3. Латышкевич, Л. А. Гандбол : учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л. А. Латышкевич, И.Е. Турчин, Л.Р. Маневич. - Киев : Здоровье, 1987. - 300 с.

4. Портных, Ю.И. Дидактика игр в школе : учебное пособие / Ю.И. Портных, С. Л. Фетисова / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 261 с.

REFERENCES

1. Yhontov, E.R. (1995), Didactic content transformation activities athlete and teach-er-coach in team sports: Dissertation, St. Petersburg, Russian Federation.

2. Ignatiev^ V.Ya (2001), Handball, publishing house “Physical Culture and Sport”, Moscow, Russian Federation.

3. Latyshkevich, L.A., Turchin, I.E. and Manevich L.R. (1987), Handball: a training manual for institutes ofphysical education, publishing house “Health”, Kiev, Ukraine.

4. Portnyh, Yu.I. (2003), Didactics of games in school: study guide, publishing house Herzen University, St.-Petersburg, Russian Federation.

Контактная информация: umak2000@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2012.

УДК 378

ПОКАЗАТЕЛИ ГОТОВНОСТИ НЕШТАТНЫХ ГРУПП К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,

Николай Владимирович Елисеев, соискатель,

Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье показано, что основными показателями готовности к эффективной деятельности нештатных антитеррористических групп являются: устойчивые навыки противостояния вооруженному захвату заложников на объектах Вооруженных сил России; нацеленность на поиск новых, более эффективных способов обнаружения минирования различных объектов. Большое значение имеет уровень развития навыков и умений по предотвращению использования отравляющих ве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.