тренировки. В частности, отмечены достоверные позитивные изменения у юношей массы тела (меньше на 2,5 кг), увеличение обхвата грудной клетки, обхвата правого и левого предплечий. При сдаче студентами основных контрольных нормативов (отжимание от пола, прыжок в длину с места, гибкость по тесту «наклон вперед») также результаты достоверно улучшились.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вершинин, С.Е. Отношение студентов к физкультуре и спорту в современном российском вузе (на примере УрГУ им. А.М. Горького) / С.Е. Вершинин. - Екатеринбург, 2004. -Режим доступа : http://www.werschinin.ru/%3Fml%3D27 (дата обращения: 01.04.2019).
2. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
3. Передельский, А. А. Философия, педагогика и психогогика единоборств : монография / А.А. Передельский. - М. : Физическая культура, 2008. - 168 с.
4. Филимонов, В.И. Бокс, кикбоксинг, рукопашный бой (подготовка в контактных видах единоборств) / В.И. Филимонов, Р. А. Нигмедзянов. - М. : ИНСАН, 1999. - 415 с.
5. Щитов, В.К. Современный кикбоксинг / В.К. Щитов. - М. : Фаир-пресс, 2004. - 537 с.
REFERENCES
1. Vershinin, S.E. (2004), "The relation of students to physical culture and sport in modern Russian higher education institution (on the example of USU of A.M. Gorky)", Ekaterinburg, available at: http://www.werschinin.ru/%3Fml%3D27.
2. Matveev, L.P. (1991), Theory and methods of physical training, textbook, Physical culture and sport, Moscow.
3. Peredelsky, A.A. (2008), Philosophy, pedagogics andpsichogogic single combats: monograph, Physical culture and sport, Moscow.
4. Filimonov V.I. (1999), Boxing, kickboxing, hand-to-hand fight (preparation in contact types of single combats, Publishing house INSAN, Moscow.
5. Shhitov V.K. (2004),Modern kickboxing, Publishing house Fair-Press, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.04.2019
УДК 796.322
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЖСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ
КОМАНДЫ ПО ГАНДБОЛУ
Нгуен Хыу Чунг, аспирант, Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
Эффективность игровой деятельности студенческих команд по гандболу оценивается на основе обработки информации о технических результатах в 16 матчах соревнований 2018-2019 года. Основной целью исследования является качественная оценка эффективности демонстрации атакующих и защитных действий полевых игроков и вратарей, являющихся объективными данными для построения структуры и содержания макроцикла подготовки студенческой команды. В статье представлены результаты анализа качественных показателей соревновательной деятельности студенческой команды в гандболе. Выявлены различия в данных показателях и факторы игровой эффективности различных игровых звеньев.
Ключевые слова: эффективность, гандбол, студенческий спорт, соревновательная деятельность.
EFFICIENCY OF GAME ACTIVITY OF THE HANDBALL MALE STUDENT TEAM
Nguyen Huu Trung, the post-graduate student, Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
The effectiveness of the game activities of the student teams in handball is evaluated on the basis of processing information about the technical results in 16 matches of the 2018-2019 competitions. The main goal of the study is a qualitative assessment of the effectiveness of demonstrating the attacking and defensive actions of field players and goalkeepers, which are objective data for building up the structure and contents of the macrocycle training for the student team. The article presents the results of the analysis of qualitative indicators of the competitive activity of the student team in handball. Differences in these indicators and factors of gaming effectiveness of various game units are revealed.
Keywords: efficiency, handball, student sport, competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
Каждый вид спорта имеет свои модели соревновательных упражнений. Как правило, в эти модели входят показатели, наиболее полно характеризующие соревновательную деятельность спортсменов. Гандбол относится к командным спортивным играм с большим разнообразием этой деятельности. Участвуя в соревнованиях, гандболист совершает объемную и интенсивную двигательную работу - в атаке, защите и переходах (Тхорев В.И., 2000).
Студенческий гандбол при сохранении общей структуры и содержания соревновательной деятельности отличается несколько иным уровнем подготовленности студентов-спортсменов [1]. Основным технико-тактическим приемом в гандболе, завершающим атаку команды в нападении, является бросок мяча по воротам, результат встречи для ко -манды определяется числом заброшенных в ворота мячей. Когда атака команды на ворота соперника закончилась броском атака считается эффективной. Когда после выполнения броска мяч оказывается в воротах, атака команды считается результативной, а если мяч отражен вратарем или пролетел мимо ворот - неуспешной. Результативность игры и определяется соотношением задержанных и пропущенных мячей.
В данной статье проведен анализ эффективности игровой деятельности мужской студенческой команды ГЦОЛИФК с командами - участницами Московских студенческих игр. Главной задачей этого исследования ставилось выявление результативности нападения игроков разных линий, организации обороны в соревновательной деятельности разных уровней соревнований для результата соревновательной деятельности команды.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
В практике современного спорта необходимость эффективного контроля и объективной оценки соревновательной деятельности обще признана. Это обусловлено важностью своевременной и обоснованной коррекции учебно-тренировочного процесса с целью его оптимизации. Контроль соревновательной деятельности в гандболе должен быть направлен на оценку спортивного мастерства игроков, определение вклада каждого спортсмена в общекомандный результат и служить основанием для целесообразной коррекции и необходимой индивидуализации учебно-тренировочного процесса.
Для контроля эффективности игровой деятельности специалистами разработано большое число показателей и методик их регистрации, количественно отражающих объем, разносторонность и эффективность действий, как отдельных игроков, так и команды в целом. Осуществляют контроль, используя различные методы записи игровых действий спортсменов.
В число ведущих критериев соревновательной деятельности в гандболе включаются показатели результативности, эффективности и активности. Высокое спортивное
мастерство характеризуется надежностью и безошибочностью действий. Под игровой активностью понимается стремление спортсменов принять участие в возможно большем количестве игровых ситуаций. Однако активность, проявляющаяся в большой подвижности, не всегда бывает полезной. Она должна диктоваться здравым смыслом и являться своевременной и тактически оправданной.
По мнению специалистов (Игнатьева В.Я., Тхорев В.П., Петрачева И.В., 2005), высокие спортивные результаты в гандболе на 90% обусловлены двумя обобщенными показателями соревновательной деятельности - результативностью нападающих и надежностью оборонительных действий. Эффективность атакующих действий гандбольной команды высокой квалификации обусловлена 4-мя факторами. К первому фактору относят быстроту и качество игровых взаимодействий, в том числе успешность реализации контратак, результативность бросков со средних дистанций. Фактор «разнообразие атак» включает показатели эффективности проходов и частоту бросков с края и со средних дистанций. Фактор «качество позиционных атак» отражает показатели результативности бросков с игры, с позиционных атак и успешность бросков с близкого расстояния. Фактор успешности завершения атакующих действий составляют показатели результативности бросков с края и 7-метровых штрафных.
Эффективность игры команды в обороне во многом обусловлена надежностью игры вратаря, успешностью взаимодействия спортсменов в обороне. Анализ игровой деятельности команды показывает, что с точки зрения реализации бросков (таблица 1): в среднем результативность в реализации бросков составила 62,5%, в наиболее результативных матчах этот показатель поднимался до уровня 69% и самых низкий - 51%.
Таблица 1 - Показатели результативности нападения команды гандболистов ГЦОЛИФК
Показатели результативности нападения
Матчи Голы/Броски
Всего % Л % Кр % Бл % Д % 7м % ПН % БП %
Среднее за матч 31.5/50.2 62.5 2.75/4 60.7 3.5/5.7 56.7 20.5/31.2 64.7 3/ 57.5 2/2.5 81.5 7 т о 2 56.2 10/11.5 86.7
Результативность бросков команды в позиционном нападении составила в среднем 56,2%, тогда как в быстрых переходах - до 86,7%. При этом игроки команды с линии реа-лизовывали в среднем до 60,7% бросков. Наилучший показатель за весь период соревнований составил 77%. Результативность бросков, завершающих атаки с крайних позиций, составила в среднем 56,7%. С ближней дистанции игроки в среднем реализовали 64,7% бросков, с дальней (то есть из-за 9 м) дистанции в среднем до 57,5%. Реализация 7-метровых штрафных бросков составила в среднем 81,5%.
Количество голевых передач команды в среднем составляет 21,5 голевую передачу (таблица 2).
Таблица 2 - Парциальные показатели результативности игры в нападении
Показатели результативности игры в нападении
Матчи Нападение Потери
ГП АП +7 ПрН ПМ ОШ НИ ПВ
Средний 21.5 10 2.5 1.7 8 3.5 0.7 12.2
Количество атакующих передач команды (бросков, не завершившихся голом) в среднем составляет 10. Заработанных 7-метровых штрафных бросков в нападении (в среднем
за игру) - 2,5 раза, подборов мяча в нападении - 1,7 раз.
Важным показателем качества игры команды (как в защите, так и в нападении) является число потерь мяча в каждой игре. Мужская команда ГЦОЛИФК имеет в среднем до 12,2 потерь мяча за матч: из них 8 - потери при передачах и ловле мяча, ведении мяча, 0,7 - нарушения правил «на игроке.
Анализ игры команды в защите характеризуется следующим: пропуск в защите в среднем составляет 8,2 раза, блокирование бросков - до 5 блоков в среднем за игру, до 8,2 перехватов мяча за игру.
При этом в среднем 3,2 раза за матч игроки команды ГЦОЛИФК получают штрафной бросок в свои ворота, и 4,2 раза их наказывают 2-х минутным удалением из игры. Это означает, что минимум 8 минут команда играет в меньшинстве. Это свидетельствует о пробелах в технической подготовленности к игре в защите и необходимости повышения работы над эти компонентом в тренировочном процессе.
Таблица 3 - Показатели эффективности игры команды в защите
Матчи Показатели эффективности игры команды в защите
Защита Наказания
ПХ БЛ ПрЗ -7 ЖК 2' Д
Средние 8.2 5 8.2 3.2 1.2 4.2 0
Эффективность игры команды и ее шансы на победу в матче во многом зависят от игры вратаря. Результативность игры вратарей мужской команды ГЦОЛИФК в среднем составила 43,7%. При этом с линии отражается 36,5% бросков, с края - 44,2%, с ближний дистанции 51,7%, с дальней дистанции - до 49,2%.
Таблица 4 - Показатели эффективности игры вратарей
Показатели эффективности игры вратарей
Матч Всего % Л % Кр % Бл % Д % 7м % КА % 1x1 %
Средний 17.2/39.2 43.7 1.7/4.7 36.5 1.7/4.7 44.2 9.5/18.2 51.7 3.5/7.2 49.7 0.7/3.2 19.5 0/3 0 0/1 0
Оценивая эффективность атакующих действий команды в целом, следует отметить, что в среднем эффективность завершения атак составляет до 50%. При этом самый высокий показатель у команды в турнире составил 55%, а самый низкий - 38%. Это означает, что из 63 атак 50,2 из них (80%) команда завершает броском по воротам команды соперника. В среднем эффективная реализация атак в большинстве составляет 40%. В меньшинстве в среднем команды завершает атаку голами в 63% случаев.
Таблица 5 - Показатели эффективности команды в реализации атак
Показатели эффективности в реализации атак
Матчи Всего в большинстве в меньшинстве ПН КА 1x1 ПА
Б/А % Г/А % Г/А % Г/А % Г/А % Г/А % Всего %
Среднее 50,2/63 80 2,2/5,5 40 7/11 63 20/49 41 8,7/10 87 1,5/1,5 100 27/62 43
Что касается реализации контратак команда демонстрирует высокие показатели -84% мячей в среднем команда забивает в контратаке.
Реализация игры 1*1 составляет все 100%, свидетельствуя о достаточном уровне индивидуального технико-тактического мастерства игроков команды.
В целях повышения эффективности тренировочного процесса при подготовке студенческой команды к соревнованиям очень важно понимать, где у команды слабое звено.
Следует отрабатывать качество переходов, которые составили лишь 43%. Есть много потерь мяча, много ошибок, над этими компонентами также нужно работать в тренировочном процессе.
ВЫВОДЫ
Исходя из вышеперечисленных параметров, эффективность реализации атакующих действий команды достигла более 56%. Этот показатель можно считать вполне успешным
для команды данного уровня спортивно-достиженческих возможностей. Повысилась эффективность игры и в обороне - снизилось число потерь мяча, число удалений и назначаемых 7-метровых штрафных бросков.
Таким образом, в результате оптимизации структуры и содержания подготовки мужской студенческой команды ГЦОЛИФК по гандболу, оптимального сочетания тренировочных и учебных нагрузок показатели качества игры студентов-спортсменов выросли. Как видно из данных, полученных в исследовании, всегда необходимо качество игры не только в атаке, но и обороне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарягдыев, Г.Г. Факторная структура подготовленности у гандболистов-студентов младших и старших курсов обучения вуза / Г.Г. Гарягдыев, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 18-24.
2. Жийяр, М.В. Алгоритм системного анализа при проектировании подготовки в командно-игровых видах спорта / М.В. Жийяр, М.С. Обивалина // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы XI Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2017. - С. 107-110.
3. Зотов, В.П. Моделирование подготовки гандболистов высокой квалификации / В.П. Зотов, А.И. Кондратьев. - Киев : Здоровье, 1982. - 128 с.
4. Игнатьева, В.Я. Соревновательная двигательная деятельность гандболистов : методические разработки для студентов, слушателей и аспирантов ГЦОЛИФК / В.Я. Игнатьева. - М. : [б.и.], 1983. - 48 с.
5. Рыбаков, Г.П. Использование сопряженного метода развития скоростно-силовых способностей и техники броска по воротам у гандболисток-студенток старших разрядов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Рыбаков Георгии Павлович. - СПб., 2004. - 23 с.
6. Тхорев, В.И. Управление соревновательной и тренировочной деятельностью гандболистов высокой квалификации на основе моделирования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Тхорев Василий Иванович. - Краснодар, 2000. - 45 с.
7. Федотова, Е.В. Структура и динамика соревновательной деятельности и подготовленности спортсменок на этапах многолетней подготовки в командных игровых видах спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Федотова Елена Викторовна. - М., 2001. - 48 с.
REFERENCES
1. Garyagdyev, G.G. and Germanov, G.N. (2014), "Factorial structure of readiness at handballers students younger and older years of higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (115), pp. 18-24.
2. Gillard, M.V. and Obivalina, M.S. (2017), "Algorithm of system analysis in the design of training in team-team sports", Sport games in physical education, recreation and sport: materials of the XI International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 107-110.
3. Zotov, V.P. and Kondratiev, A.I. (1982), Modeling the training of highly qualified handball players, Health, Kiev.
4. Ignatieva, V.Ya. (1983), Competitive motor activity of handball players: methodological developments for students, trainees and postgraduates SCOLIPE, Moscow.
5. Rybakov, G.P. (2004), The use of the conjugate method for the development of speed-power abilities and throwing techniques on goal for senior female student handball players, dissertation, St. Petersburg.
6. Thorev, V.I. (2004), Management of competitive and training activities of highly qualified handball players on the basis of modeling, dissertation, Krasnodar.
7. Fedotova E.V. (2001), The structure and dynamics of competitive activity and preparedness of athletes at the stages of many years of training in team game sports, dissertation, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.04.2019