Syuya, pp. 121-123.
2. Mironov, I.S., Pravdov, M.A. and Mitrofanova G.N. (2019), "Cybersport in the student environment: problems and development prospects", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 208-212.
3. Shlepotina, N.M., Simonova, T.S. and Ivashko, A.S. (2014), "Fascination with computer games among students of the South Ural State Medical University ", Bulletin of the Council of Young Scientists and Specialists of the Chelyabinsk Region, No. 5, pp. 149-151.
4. Rouse, R. (2004), Game Design: Theory and Practice, Wordware Publishing, Los Rios Boulevard, Plano, Texas, USA.
5. Sicart, M. (2008), "Defining Game Mechanics", Game Studies, Vol. 8, No. 2, pp. 1-14.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.03.2019
УДК 796.322
СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД ПО
ГАНДБОЛУ
Нгуен Хыу Чунг, аспирант, Марина Владимировна Жийяр, доктор педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
Построение подготовки студенческих команд по гандболу должно основываться на информации о специфике их соревновательной деятельности. Основной целью исследования явилось изучение количественных характеристик соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу. В статье представлены также результаты сравнительного анализа показателей соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу и команд более высокой квалификации. Количественные показатели соревновательной деятельности студенческих команд по гандболу определяют основную направленность содержания тренировочных занятий.
Ключевые слова: гандбол, студенческий спорт, соревновательная деятельность.
COMPETITIONAL ACTIVITY OF STUDENT HANDBALL TEAMS
Nguyen Huu Trung, the post-graduate student, Marina Vladimirovna Gillard, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
Building up the training for the student handball teams should be based on information about the specifics of their competitive activities. The main purpose of the research was to study the quantitative characteristics of the competitive activities of the student teams in handball. The article also presents the results of the comparative analysis of the indicators of competitive activity of student handball teams and teams of higher qualification. Quantitative indicators of the competitive activity of student teams on handball determine the main focus of the contents of training sessions.
Keywords: handball, student sport, competitive activity.
ВВЕДЕНИЕ
За последнее время в гандболе отмечается значительная интенсификация игры [2, 4]. Это выражается в непрерывной активности спортсмена в игре, росте общего объема атакующих и защитных действий, в повышении скорости передвижения и выполнения приемов с мячом, в улучшении качества игры без мяча, в более напряженной борьбе каждого спортсмена в любом игровом эпизоде. Все это свидетельствует о том, что современный гандбол предъявляет высокие требования к двигательным и функциональным
возможностям организма спортсменов [4]. Участвуя в соревнованиях, гандболист совершает объемную и интенсивную двигательную работу - в атаке, защите и переходах (Тхорев В.И., 2000).
Студенческий гандбол при сохранении общей структуры и содержания соревновательной деятельности отличается несколько иным уровнем подготовленности студентов-спортсменов [1]. Студенческая команда отличается динамичностью своего состава - каждый год в нее вливаются студенты 1 курса и заканчивают играть выпускники вузов. Уровень квалификации в команде студентов-спортсменов - от мастеров спорта до спортсменов, не имеющих спортивных разрядов. В соответствии с этим уровень физической, функциональной и технико-тактической подготовленности могут существенно различаться. Об этом также свидетельствуют данные и других авторов (Гарягдыев Г.Г., Германов Г.Н., 2008; Рыбаков Г.П., 2004). Поэтому для планирования структуры и содержания подготовки студенческих гандбольных команд необходимо уточнить содержание и количественные показатели соревновательной деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Собственно перемещения гандболистов включают в себя ходьбу, бег с остановками, изменением направления и ритма движения, рывки на короткие отрезки 3-6 м, ускорения до 16-18 м, прыжки, падения в борьбе за мяч и при выполнении бросков по воротам.
При стремительном переходе в нападение и от нападения к защите своих ворот гандболист может совершать до 17 рывков и 48 ускорений, преодолевая при этом до 25% всего покрываемого за игру расстояния. При этом передвижение на высокой скорости сочетается с ведением, ловлей, передачами и бросками мяча в ворота соперника, в большинстве случаев при активном силовом противодействии со стороны соперников, тем самым повышая требования к высокой координации и точности движений.
В нападении против организованной зонной защиты игроки чаще всего перемещаются короткими рывками по 3-8 м при выходе для получения мяча, уходе от опеки защитника и при атаке ворот и преодолевают в среднем за одну игру до 670 м. Передача мяча в гандболе выполняется на близкое, среднее и дальнее расстояние. Передача мяча выполняется разнообразными приемами, чаще одной рукой, находящемуся в движении партнеру, с короткой и средней амплитудой движений и с различной скоростью. Выполнение передачи мяча связано с расчетом во времени и расстоянием, с проявлением большой точности и избирательности.
Броски мяча в ворота выполняются одной рукой и преимущественно с максимальной силой. Характерной особенностью бросков мяча в ворота является энергичная и координированная работа двигательного аппарата - туловища, ног, рук. Движение выполняется игроком быстро, с большой и средней амплитудой и требует очень четкой внутримышечной координации.
Выполняя защитные функции, игроки перемещаются приставным шагом в стойке защитника, короткими рывками по 4-6 м, преодолевая, в среднем, до 640 м. Эти рывки сочетаются с резкими остановками и блокированием соперника, характеризуются высокой начальной скоростью и разнообразием технических приемов. В защите спортсмен должен иметь хорошую реакцию, высокую подвижность, чтобы нападающий не смог его обойти после выполнения обманного движения.
Передачи и броски мяча в ворота используются в нападении против организованной защиты. В процессе одной игры гандболист может выполнять в среднем 24 передачи и 8 бросков в ворота. Количество передач и бросков мяча в ворота распределяются между игроками неравномерно:
- полусредние игроки в среднем 31 передача и 6 бросков;
- крайние игроки в среднем до 9 передач и 6 бросков;
- линейные игроки в среднем до 18 передач и 2 бросков;
- центральные игроки (разыгрывающие) в среднем до 48 передач и 10 бросков. Эти показатели характеризуют специфические игровые функции того или иного спортсмена в команде, которые, в свою очередь, зависят от его способностей и уровня спортивной квалификации. Сравнение полученных данных соревновательной деятельности мужских студенческих команд по гандболу и команд гандболистов различной спортивной квалификации (таблица 1) также показывает наличие различий по амплуа игроков, а также по уровню спортивной квалификации. Чем выше мастерство гандболистов, тем выше объем выполняемых игроками технических приемов.
Таблица 1 - Показатели двигательной деятельности в игре гандболистов разного амплуа и квалификации (по данным Игнатьевой, В.Я., 2008)_
Игровые приемы Квалификация Амплуа
Центральный Полусредний Крайний Линейный
Передача МСМК 100±4,5 100±12,5 45±2,3 25±4
МС СССР 120±20,6 131±24,6 55,8±11,7 14±5,2
I разряд 81±15 69,8±13,6 45,5±11,6 15,3±4,6
Бросок МСМК 5±2,7 10±2,9 8±3,1 8±3,1
МС СССР 14,2±3,5 12,9±1,3 9,4±2 9,4±3
I разряд 8,1±4,3 10,6±3,5 8±4,2 7,1±3,7
Ведение МСМК 15±2 20±8,6 8±4,1 1±0,8
МС СССР 16±0,8 15,7±6,8 13,1±3 4±0,5
I разряд 25,7±8,7 23,9±5,9 15,5±4,6 3,3±2,9
Ускорение МСМК 25±3,9 27±4 32±4,1 22±3,7
МС СССР 23±5,7 21,5±6,9 31±9,4 21,5±5
I разряд 14,4±5,6 15,1±8,1 27±7,3 13,5±4,3
Рывки в нападении МСМК 35±3,9 50±7,9 42±11,4 43±19,7
МС СССР 31±9,7 31,3±8,9 47±7,3 36±16,6
I разряд 23±8,4 21,2±6,2 15,8±6,4 31,6±12,4
Рывки в защите МСМК 83±30,8 74±23,5 36±13,9 74±14,1
МС СССР 49,2±20,5 55±13,7 35±9,1 44,5±28,2
I разряд 21,7±13,7 33,5±18,5 18±11,7 28,1±16,3
Прыжок в нападении МСМК 7±1,4 11±4,6 8±2,6 1±1,1
МС СССР 6,2±2 18,5±5,3 13,5±5,2 1,5±1,2
I разряд 10,1±2,9 18,5±6,5 6,1±3,4 4,2±3
Прыжки, как средство перемещения в пространстве, используются при выполнении бросков мяча в ворота, для овладения высоко летящим мячом и для блокирования мяча в защите. В течение игры каждый игрок, независимо от его амплуа, выполняет в среднем до 3 разнообразных прыжков при выраженном преимуществе данного показателя у полусредних игроков - до 8-10 за матч. Для выполнения броска мяча в безопорном положении полусредними игроками используется прыжок вверх отталкиванием одной ногой (реже двумя), крайними игроками - вперед-вверх, линейными - вперед. Для овладения мячом или для блокирования его в защите используется прыжок в высоту с места толчком одной или обеих ног.
Наибольшие требования к передвижению короткими рывками предъявляются к активным защитникам, которые обороняются на центральных позициях. Они в среднем за одну игру выполняют от 10 до 17 рывков, разрушая согласованность действия соперника в нападении, выполняя выходы и блокируя игрока, бросающего по воротам, для чего также необходима хорошая работа оперативного мышления и подвижность ЦНС. Предпосылками для выполнения функции в нападении разыгрывающего игрока является следующее: умение резко и разнообразно бросать по воротам, делать точные и неожиданные передачи.
Гандбол является игрой с нестандартными движениями и динамичной силовой работой переменной мощности. Интенсивность игровых моментов непрерывно меняется. Это обусловлено обстановкой на площадке и определенной ситуацией игры. Чередование активных и пассивных фаз в двигательной деятельности игрока в основном следует через 3-20 сек. Активные фазы - это быстрые перемещения, владение мячом, единоборство с
соперником, а пассивные - медленное перемещение без мяча и остановка.
Двигательная деятельность вратаря существенно отличается от деятельности полевого игрока. Главные компоненты игры вратаря - прыжки, рывки, выпады, махи, передача мяча. Активные фазы деятельности вратаря длятся до тех пор, пока мячом владеет команда соперника. После задержки мяча, летящего в ворота, вратарь вбрасывает мяч игрокам своей команды, и наступает относительно пассивная фаза в его деятельности. Чередование активных и пассивных фаз в деятельности вратаря происходит в основном через 10-35 сек.
Для планирования учебно-тренировочных занятий необходима информация о том, какую нагрузку испытывает гандболист в процессе соревнований. Исследования соревновательных нагрузок гандболистов позволили установить, что каждые 10 секунд ЧСС изменяется на 2-3 удара, отражая переменную игровую деятельность гандболиста на игровой площадке. С первых же минут игры гандболист включается в борьбу и ведет ее с высокой интенсивностью.
Значительная по интенсивности соревновательная деятельность предъявляет повышенные требования к анаэробным источникам энергетического обеспечения, а продолжительная работа требует высокой аэробной производительности (развертывания дыхательной функции) на самом высоком уровне. Энергозатраты в игре у спортсменов разного амплуа и квалификации имеют свои отличия. За один матч спортсмен может терять до 2-4 кг веса собственного тела Знание характеристик двигательной деятельности гандболистов в игре позволяет тренеру разрабатывать специфические упражнения, моделирующие этот процесс в условиях тренировочных занятий. А знание энергозатрат в игре помогает правильно планировать режим питания и отдыха гандболиста для скорейшего восстановления его работоспособности.
Таким, образом, игровая деятельность гандболистов характеризуется богатством содержания и разнообразием действий. Разносторонний характер упражнений и приёмов в гандболе требует комплексного подхода к тренировке психомоторных функций, обеспечивающих результативность игровой деятельности гандболистов.
ВЫВОДЫ
В теории и методике спортивной тренировки существует определённая точка зрения, что эффективность построения тренировочного процесса зависит от качественной информации о структуре и содержании соревновательной деятельности в данном виде спорта, а также от умения тренера реализовывать эти знания в своей практической деятельности. Количественные показатели позволяют определить наиболее действенные средства и методы спортивной тренировки гандболистов, качественные показатели игровой деятельности - основную направленность тренировочных заданий, обеспечивая высокую готовность спортсменов к соревнованиям и их высокую результативность.
Кроме этого знания о специфике показателей соревновательной деятельности каждого отдельного игрока, игровых линий и амплуа позволяют определить оптимальные требования к содержанию подготовки гандболистов студенческих команд.
Как видно по данным, полученным в исследовании, количественные характеристики игровой деятельности студенческих команд отличаются по большинству показателей не только от команд гандболистов высокой квалификации, но и по многим показателям от команд гандболистов 1 разряда. Лимитированный объем тренировочного времени студенческих команд определяет необходимость тщательного отбора тренировочных средств и методов, оптимизации содержания подготовки, объема и интенсивности тренировочных нагрузок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гарягдыев, Г.Г. Факторная структура подготовленности у гандболистов-студентов младших и старших курсов обучения вуза / Г.Г Гарягдыев, Г.Н. Германов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 9 (115). - С. 18-24.
2. Жийяр, М.В. Алгоритм системного анализа при проектировании подготовки в командно-игровых видах спорта / М.В. Жийяр, М.С. Обивалина // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы XI Международной научно-практической конференции. - Смоленск, 2017. - С. 107-110.
3. Зотов, В.П. Моделирование подготовки гандболистов высокой квалификации / В.П. Зотов, А.И. Кондратьев. - Киев : Здоровье, 1982. - 128 с.
4. Игнатьева, В.Я. Соревновательная двигательная деятельность гандболистов : методические разработки для студентов, слушателей и аспирантов ГЦОЛИФК / В.Я. Игнатьева. - М. : [б.и.], 1983. - 48 с.
5. Рыбаков, Г.П. Использование сопряженного метода развития скоростно-силовых способностей и техники броска по воротам у гандболисток-студенток старших разрядов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Рыбаков Георгий Павлович. - СПб., 2004. - 23 с.
6. Тхорев, В.И. Управление соревновательной и тренировочной деятельностью гандболистов высокой квалификации на основе моделирования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Тхорев В.И. - Краснодар, 2000. - 45 с.
REFERENCES
1. Garyagdyev, G.G. and Germanov, G.N. (2014), "Factorial structure of readiness at handballers students younger and older years of higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (115), pp. 18-24.
2. Gillard, M.V. and Obivalina, M.S. (2017), "Algorithm of system analysis in the design of training in team-team sports", Sport games in physical education, recreation and sport: materials of the XI International Scientific and Practical Conference, Smolensk, pp. 107-110.
3. Zotov, V.P. and Kondratiev, A.I. (1982), Modeling the training of highly qualified handball players, Health, Kiev.
4. Ignatieva, V.Ya. (1983), Competitive motor activity of handball players: methodological developments for students, trainees and postgraduates SCOLIPE, Moscow.
5. Rybakov, G.P. (2004), The use of the conjugate method for the development of speed-power abilities and throwing techniques on goal for senior female student handball players, dissertation, St. Petersburg.
6. Thorev, V.I. (2004), Management of competitive and training activities of highly qualified handball players on the basis of modeling, dissertation, Krasnodar.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.03.2019
УДК 796.012.1
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УЧЁТА ЛАТЕНТНЫХ ЭНЕРГОЗАТРАТ, ВОЗНИКАЮЩИХ В ПРОЦЕССЕ ВЕЛОЭРГОМЕТРИИ ДЛЯ КОРРЕКТНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭНЕРГОПОТЕНЦИАЛА ТЕСТИРУЕМЫХ
Юрий Иванович Недоцук, соискатель, Алексей Иванович Лаптев, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва;
Сергей Викторович Лобанов, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный лингвистический университет; Сергей Петрович Левушкин, доктор биологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В работе показано, что отсутствие учёта поправки на латентные энергозатраты, возникающие в процессе велоэргометрии, значительно искажают количественные показатели энергопотенциала тестируемых и не позволяют объективно оценить их готовность к выполнению тренировочной и соревновательной деятельности и прогнозировать спортивный результат. Использование универсального велоэргометрического комплекса (УВК-Н) создаёт возможность рассчитать