взаимопроникновение правового профессионального компонентов в процесс подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта; системный и комплексный характер работы с НПА, обеспечивающий освоение правовых знаний, умений и навыков как методологических средств профессиональной деятельности; применение инновационной технологии обучения правовым дисциплинам.
Среди вышеперечисленного наиболее эффективным условием формирования правовой компетентности будущих специалистов по ФКиС является создание преподавателями таких психолого-педагогических условий, в которых студент может занять активную личностную позицию и в наиболее полной мере раскрыться как субъект процесса ее формирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года : утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р. - М. : АПК и ПРО, 2002. - 24 с.
2. Воронин, С.Э. Правовая информация в управлении физкультурноспортивными организациями : монография / С.Э. Воронин, С. С. Филиппов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 2000. - 206 с.
3. Абулатипов, А.Р. Содержание и структура профессионально-направленной подготовки специалистов в техническом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Абулатипов А.Р. - Казань, 2006. - 20 с.
4. Белоконь, С.Н. Формирование ключевых компетентностей руководителей в процессе обучения по специальности «менеджер образования» : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Белоконь С.Н. - Ставрополь, 2006. - 24 с.
5. Болотина, С.В. Научно-методические основы преподавания правовых дисциплин в неюридических вузах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Болотина С.В. - М., 2000. - 22 с.
6. Бородин, Ю.И. Компетенстно-ориентированный подход к подготовке конкурентоспособных специалистов для лесопромышленности : автореф. дис. . канд. пед. наук / Бородин Ю.И. - Самара, 2006. - 22 с.
7. Доронина, Ю.Ю. Формирование правовой культуры студентов вузов экономического профиля : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Доронина Ю.Ю. - М., 2005. -22 с.
8. Патронова, И.П. Развитие профессиональной компетентности руководителей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Патронова И.П. - Курск, 2006. - 24 с.
9. Петрунин, О.В. Правовое воспитание курсантов в образовательном процессе военно-физкультурного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Петрунин О.В. -СПб., 1999. - 26 с.
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ ЖЕНСКИХ КОМАНД НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА 2007 ГОДА
Ильяс Тофик оглы Гасанов, соискатель,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, г. Санкт-Петербург (НГУФКСиЗ им. П. Ф. Лесгафта)
Аннотация
Вопросы, рассматриваемые в данной статье, касаются выявления особенностей структуры атакующих действий женских команд на современном этапе развития гандбола. В качестве объектов исследования избраны сильнейшие команды - участницы XVIII чемпионата мира по гандболу среди женских команд.
Ключевые слова: гандбол, тактика, атакующие действия.
ANALYSIS OF THE STRUCTURE OF ATTACK ACTIVITY IN HANDBALL (WOMEN’S WORLD CHAMPIONSHIP 2007)
Ilyas Tofik ogli Gasanov, the competitor,
Lesgaft national state university of physical education, sport and health,Saint-Petersburg
Abstract
The features of structure of attack activity in handball are analyzed in the article. As objects of research were elected top 4 teams-participators of women’s' XVIII championship of world.
Keywords: handball, tactics, attack activity.
ВВЕДЕНИЕ
Гандбол за последние несколько лет претерпел значительные изменения, которые связаны как с естественной его эволюцией, так и с изменениями в правилах игры. Изменились требования, предъявляемые к спортсменам в ходе соревнований, изменилась и сама структура соревновательной деятельности, что необходимо учитывать при организации и проведении тренировочного процесса.
Педагогический контроль соревновательной деятельности гандболистов позволяет вносить коррективы в процесс управления подготовкой спортсменов и ориентировать учебно-тренировочный процесс на следование наиболее важным и многообещающим тенденциям в развитии гандбола. В последнее время, когда особо ярко проявляется стремление к ускорению ведения игры и ужесточению противоборств соперников, особенно актуальной становится проблема организации атакующих действий команд, применения форм, средств и способов ведения спортивного поединка, отвечающих требованиям современного гандбола. Исходя из этого посыла, было предпринято данное исследование, которое ставит перед собой задачу выявить особенности структуры атакующих действий команд на современном этапе развития гандбола на примере сильнейших женских команд чемпионата мира 2007 года.
МЕТОДИКА
При выполнении работы был использован метод педагогического наблюдения с помощью видеозаписей 14 игр чемпионата мира 2007 года. Видеозапись осуществлялась стандартным образом с сигналов центрального телевидения.
В процессе педагогических наблюдений регистрировались следующие показатели: общее количество атак, количество атак, осуществленных быстрым прорывом (после пропущенного мяча и после овладения мячом), количество атак, осуществленных позиционным нападением, общее количество заброшенных мячей, количество заброшенных мячей с игры, количество 7-м штрафных бросков, количество удалений игроков в команде соперника, количество потерь мяча. Эффективность различных тактических форм атаки вычислялась по отношению количества «реализованных» атак к количеству проведенных атак. Под понятием «реализованная» атака подразумевались атаки, завершенные броском мяча в створ ворот, а также атаки, завершенные назначением 7-м штрафного броска.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проведенные наблюдения показали, что у исследуемых команд средний показатель количества атак за игру составляет 70,0±4,2. Наибольший и наилучший показатель у команды Германии - 73,3±3,3 атаки, наименьший - у команды России - 68,7±3,9. Общая эффективность атакующих действий составила 60,1 ±6,8%, в пределах от 57,0±4,4% у команды России до 63,8 ±7,5% у команды Германии. Отметим, что в сравнении с данными по чемпионату мира 2005 года количество атак за игру увеличилось в среднем на 3 атаки, что раскрывает возросший уровень интенсивности игры.
Наблюдения показали, что количество атакующих действий у команд, в основном, выражено в форме позиционного нападения. На долю позиционного нападения в
исследуемых нами командах приходится 73 ±8% от общего количества владений мячом, а на долю быстрого прорыва - 27±8%. Следует отметить, что стиль атакующих действий каждая команда выбирает свой, сообразуемый с наличием исполнителей. У команд России и Румынии, в составе которых преобладают высокорослые спортсменки, доля атак, завершенных быстрым прорывом, меньше: 22% и 21%, соответственно, чем у команд Германии и Норвегии, спортсменки которых сравнительно ниже ростом, доля атак, осуществленных быстрым прорывом, у них составляет 31% и 34%, соответственно.
По сравнению с данными по чемпионату мира 2005 года, количество атак, осуществленных быстрым прорывом, у команды России, Германии и Норвегии увеличилось, на 4, 5 и 7, соответственно. У команды Румынии прогресса в этом направлении не обнаружено, наоборот, количество атак, завершенных быстрым прорывом, уменьшилось на 5. Данные нашего исследования показали, что команды, увеличившие долю атак быстрым прорывом, заняли более высокие места в сравнении с чемпионатом мира 2005 года (Р<0,05): команды России, Норвегии и Германии показали высокий результат на чемпионате мира 2007 г., снижение количества атак, завершенных быстрым прорывом, наблюдается у команды Румынии, которая снизила свой результат в сравнении с чемпионатом мира 2005 года.
Данные показывают, что позиционное нападение является преобладающей формой организации атакующих действий. Количество атак, осуществленных в позиционном нападении, составило в среднем 51,5±5,3. Эффективность позиционного нападения составила 57,5±5,3 %, в пределах от 54,0±8,9 у команды Норвегии до 64,4±4,7 у команды Германии.
Для корректного сравнения структуры атакующих действий команд в позиционном нападении была проанализирована игра против организованной защиты при равных составах игроков.
Атаки в позиционном нападении завершаются как сугубо индивидуально, так и с помощью коллективных взаимодействий игроков. Однако удельный вес и эффективность таких атак различна.
В среднем 19,6±3,5 атак завершаются преимущественно за счет индивидуальных действий нападающих, что составляет 48% от количества атак в позиционном нападении. Наибольшее количество таких атак проводит команда России - 22,5±5,2, наименьшее количество - у команд Германии и Румынии - 18,25±3,6 атак. Эффективность атак, завершенных сугубо индивидуально, составляет 47,7±7,0%, наиболее высокий показатель - у команды Германии - 55,4±9,0%, самый низкий - у команды Норвегии - 40,3±5,5%. Наибольшее количество атак, завершенных индивидуально, сопровождается бросками мяча с дальней (51%) и средней (30%) дистанции и лишь 14% бросков мяча совершается с линии площади вратаря, наиболее благоприятной для реализации.
Следует отметить, что наибольшее количество мячей забрасывается командами в результате взаимодействия игроков в малых группах. Количество атак, завершенных в результате группового взаимодействия, в исследуемых командах составило в среднем 13,3±1,8. Наиболее часто использовала групповые взаимодействия для завершения атак команда Румынии - 15,8 ±0,5, наименее часто - команда Норвегии - 11,7± 2,2. Эффективность атак, завершенных с помощью группового взаимодействия, составляет 62,1±12,0%, в пределах от 53,2±7,6% у команды Норвегии до 74,0±19,0% у команды Германии. Анализ групповых взаимодействий показал, что в среднем 88% приходится на взаимодействие игроков передней и задней линии, 10,5% - игроков задней линии и 1,5% - игроков передней линии.
60
50
40
30
20
10
0
21 31
15
А
37
Mi
Броски мяча
□ с 6-м линии центральных секторов
□ с позиций крайних игроков
□ с дальней дистанции (более 9м)
■ со средней дистанции (7-9м)из позиции полусредних и разыгрывающих игроков
■ из других позиций
Рис. 1. Соотношение количества бросков мяча (%) из различных зон площадки
при различных тактических формах организации позиционного нападения
1 - атаки, организованные преимущественно индивидуально;
2 - атаки, организованные с помощью группового взаимодействия;
3 - атаки, организованные с помощью командного взаимодействия.
Организация командных взаимодействий - сложный процесс, требующий, помимо высокого тактико-технического умения исполнителей, их слаженного взаимодействия. Количество атак, завершенных с помощью командных взаимодействий, составило 8,8±3,2. Игроки команды Германии наиболее часто используют командные взаимодействия для завершения атак - 12,5±4,7, а команда Румынии использует такие взаимодействия наиболее редко - 6,0±3,2. Эффективность атак, завершенных с помощью командных взаимодействий, значительно превосходит эффективность атак, завершенных индивидуально и с помощью групповых взаимодействий, и составляет 73,0±10,2%. При этом команда Норвегии использует такие взаимодействия наиболее эффективно - 84,4±10,2%, а наименьшая эффективность наблюдается у команды Германии 64,0%± 17,8. Наибольшее количество атак, завершенных с помощью командных взаимодействий, сопровождается бросками мяча из позиций крайних игроков - 37%, 31% приходится на броски мяча с линии площади вратаря из центральных секторов и 25% бросков совершается со средней и дальней дистанции.
Результаты структурного анализа позиционного нападения позволяют, прежде всего, сделать вывод, что в завершающей фазе атаки доминируют индивидуальные действия (48% атак), несмотря на их низкую эффективность. Наиболее эффективными для завершения атак являются коллективные взаимодействия, но применяются они реже индивидуальных действий (32% атак приходится на взаимодействия в малых группах и 20% на командные взаимодействия).
Секторальный анализ бросков мяча показал, что завершение атак сугубо индивидуально сопровождается в большинстве случаев бросками мяча из позиций, наименее благоприятных для реализации.
При завершении атак с помощью группового взаимодействия создаются наиболее благоприятные условия для реализации броска. Преобладание взаимодействий игроков задней линии с линейным игроком обеспечивает выполнение наибольшего количества бросков мяча с линии площади вратаря из центральных зон площадки,
наиболее трудно отразимых для вратаря.
Наличие в завершающей фазе атаки командных взаимодействий позволяет, чаще всего, создать условия для взятия ворот, но в большинстве случаев сопровождается бросками мяча из позиций крайних игроков. Недостаточная техническая оснащенность гандболисток пока что не позволяет на должном уровне завершать такие атаки.
ВЫВОДЫ
Обобщая материал, полученный в результате педагогических наблюдений за соревновательной деятельностью женских команд высшей квалификации, и сравнивая их с результатами наблюдений за соревновательной деятельностью мужских команд высшей квалификации [1], представляется возможным выделить следующие основные положения, характерные для современного этапа развития гандбола:
- увеличение количества атак за одну игру как следствие сокращение среднего времени выполнения атаки. Этот показатель раскрывает возросший уровень интенсивности игры, что предъявляет повышенные требования к подготовке игроков;
- повышение эффективности игры в нападении как против организованной защиты (позиционное нападение), так и в быстром прорыве. Эффективность позиционных атак за период 2000-2007 гг. возросла у мужчин на 3%, быстрого прорыва - на 10%.У женщин за период 2005-2007 гг. эффективность позиционного нападения и быстрого прорыва возросла на 5% и 3%, соответственно;
- на фоне возросшей интенсивности игры применение атак быстрым прорывом, где полностью раскрываются динамические характеристики игры, становится очевидным. Однако преобладающей формой организации атакующих действий остается позиционное нападение, предполагающее постепенное, последовательное ведение атаки против организованной по определенной системе защиты;
- наиболее эффективным видом нападения является быстрый прорыв. Наблюдается увеличение количества атак, завершенных быстрым прорывом. За исследуемый период времени этот показатель у мужчин увеличился на 3 атаки, у женщин -на 4 атаки. Применение большего количества атак быстрым прорывом позволяет командам добиваться большего успеха;
- в организации завершающей фазы атак в позиционном нападении наблюдается доминирование индивидуальных действий, несмотря на их низкую эффективность, в сравнении с коллективными взаимодействиями. Отмечено повышение использования в большинстве команд групповых и, особенно, командных взаимодействий для создания численного преимущества нападающих на отдельных участках поля. Наблюдается повышение эффективности групповых и снижение эффективности командных взаимодействий за исследуемый период времени.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Гасанов, И. Т. Особенности структуры атакующих действий команд в гандболе // Ученые записки Университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 2529.
2. Портных, Ю.И. Основные итоги XVII Чемпионата мира среди женских команд // Материалы научно-практической конференции «Герценовские чтения». - СПб. : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А..И.Герцена, 2007. - С. 245-246.