и рационально распределить специальные средства в течение многолетнего цикла. Построенная нами система подготовки оказалась более эффективной по отношению к традиционной, так как позволила улучшить спортивные результаты и их надежность у студенток-теннисисток.
Результаты педагогического эксперимента показали, что в экспериментальной группе произошел достоверный внутригрупповой прирост в показателях общей и специальной физической подготовленности. Так, в тестах «бег по восьмерке» показатель увеличился на 6,8%; «бег вокруг стола» - на 4,6%, «отжимание от стола» - на 33,1 %, «перенос мячей» - на 7,7%; бег 30 м - на 8,2%; бег 60 м - на 7,1%; «подъем в сед из положения лежа» - на 12,8%; «прыжок в длину с места» - на 25,3%.
Как видно из полученных результатов, в ходе многолетнего эксперимента выявились статистически значимые различия (р < 0,05) в успешности освоения занимающимися экспериментальной и контрольной групп программы спортивной подготовки в настольном теннисе с использованием разработанной нами технологии распределения основных средств многолетней подготовки студенток-теннисисток.
ЛИТЕРАТУРА
1. Амелин, А.Н. Настольный теннис / А.Н. Амелин, В.А. Пашинин. - М. : Физкультура и спорт, 1999. - 123 с. - (Азбука спорта).
2. Байгулов, Ю.П. Настольный теннис : вчера, сегодня, завтра / Ю.П. Байгу-лов. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - 117 с.
3. Барчукова, Г.В. Современные подходы к формированию техникотактического мастерства игроков в настольный теннис / Г. В. Барчукова ; Рос. Гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 1997. - 136 с.
4. Барчукова, Г.В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис / Г.В. Барчукова ; Гос. центр. ин-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 1984. - 45 с.
5. Воронин, Е.В. Влияние скоростных психомоторных показателей на выбор тактики игры в настольный теннис / Е. В. Воронин // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 10. - С. 52-54.
6. Голомозов, С.В. Влияние темпа, времени прослеживания и скорости полета мяча на технику и точность ударов в настольный теннис / С.В. Голомозов, М.Ж. Ус-мангалиев // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 5. - С. 23-26.
7. Ефремова, А.В. Нормирование тренировочных нагрузок на повышение точности ударов в настольном теннисе / А.В. Ефремова, А.А. Гужаловский. - Минск : [б.и.], 1995. - 18 с.
8. Луценко, М.Т. Состояние здоровья населения Дальневосточного региона / М.Т. Луценко, В. А. Доровских, А.П. Гладуш // Здоровье населения Дальнего Востока : Региональная ассамблея : сб. тез. - Владивосток, 1998. - С. 6-7.
9. Матыцин, О.В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе / О.В. Матыцин ; Рос. Гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 2001. - 88 с.
10. Матыцин, О.В. Настольный теннис : неизвестное об известном / О.В. Матыцин ; Рос. Гос. акад. физ. культуры. - М. : [б.и.], 1995. - 55 с.
11. Настольный теннис : пер. с кит. / под ред. Сюй Яньшэна. - М. : Физкультура и спорт, 1987. - 113 с.
ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ АТАКУЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ КОМАНД В
ГАНДБОЛЕ
И. Т. Гасанов
Ретроспективный анализ развития гандбола как одного из наиболее ярких представителей спортивных игр выявляет его постоянное совершенствование в разделе как технико-тактической, так и физической и психологической подготовки гандболистов.
В последнее время особо ярко проявляется стремление к ускорению ведения игры и ужесточению противоборств соперников, обусловленных усовершенствованием правил игры и все большей конкуренцией между ведущими гандбольными странами на международной арене.
Для углубления системы подготовки гандболистов всех уровней необходимо постоянно оценивать основные качественные изменения соревновательной деятельности гандболистов, что дает возможность своевременного ориентирования тренировочного процесса на наиболее важные и многообещающие тенденции в развитии гандбола.
Именно с этих позиций и было предпринято это исследование, которое ставило перед собой задачу выявить основные тенденции развития современного гандбола и сопоставить их с качественными характеристиками соревновательной деятельности сильнейших гандболистов России. Актуальность исследования подтверждает неудачное выступление сборной команды России на чемпионате Европы 2008 года, где команда не сумела войти в число двенадцати сильнейших команд Европы.
МЕТОДИКА
При выполнении работы был использован метод педагогического наблюдения с помощью видеозаписей игр чемпионата мира 2007. Был проведен анализ атакующих действий команд в 23 играх. Фиксировались следующие показатели: общее количество владений мячом, общее количество атак, количество атак, завершенных быстрым прорывом (после пропущенного мяча и после овладения мячом), количество атак, завершенных позиционным нападением, общее количество заброшенных мячей, количество заброшенных мячей с игры, количество штрафных бросков, количество удалений игроков в команде соперника, количество потерь мяча. Мы рассматривали два вида атаки быстрым прорывом - собственно быстрый прорыв после овладения мячом, в результате неудачных действий команды соперника и “быстрое начало” (с центра поля) после пропущенного мяча, имеющее все характеристики быстрого прорыва. Для выявления структуры атакующих действий в позиционном нападении был проведен анализ индивидуальных, групповых и командных взаимодействий. Под понятием “атака” подразумевалось владение мячом до его перехода к сопернику или получения права на “новое время”. Эффективность различных тактических форм атаки рассчитывалась по формуле, предложенной В.И. Тхоревым (1984).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Сравнительно большее количество атак у команды Германии, по нашему мнению, является показателем более высокой интенсивности игры.
Таблица 1
Основные характеристики атакующих действий команд ________________на чемпионате мира 2007_____________________________
Место Команды Количе- ство владе- ний мячом Количество атак Эффективность атак,% Количество атак в позиционном нападении Эффективность атак в позиционном нападении, % Количество атак в быстром прорыве Эффективность атак в быстром прорыве, %
1 Германия 60 66 41,0 50 39,3 16 46,8
2 Польша 56 65 41,5 49 41,4 16 43,0
3 Дания 54 65 45,5 51 41,4 14 60,5
4 Франция 55 62 41,2 49 42,4 13 37,0
5 Хорватия 51 61 50,6 50 47,7 11 64,5
6 Россия 53 61 46,9 49 44,0 12 57,8
в среднем 55 63 44,5 50 42,7 13 51,6
Следует отметить, что при анализе атакующих действий исследуемых команд
нами выявлена взаимосвязь между количеством атак, проведенных командами в среднем за игру, и итоговым местом команды в турнирной таблице: чем больше атак команда проводила в среднем за игру, тем лучший результат в итоге она показала (табл. 1).
В сравнении с имеющимися у нас данными по командам России и Германии на Олимпийских играх 2000 года (данные получены в ходе анализа видеозаписей 5 игр команды России и 2 игр команды Германии), количество атак у команд увеличилось: у России - на 10, а у команды Германии - на 21, что отражает, насколько прогрессивные изменения у команды Германии по этому показателю выражены сильнее.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что атакующие действия у команд в основном выражены в форме позиционного нападения. Данные показывают, что более эффективной формой нападения для исследуемых нами команд является быстрый прорыв. Эффективность его составляет 51,7% (табл. 1). Высокая эффективность быстрого прорыва позволяет считать увеличение количества атак быстрым прорывом прогрессивным изменением.
Результаты исследования свидетельствуют, что из общего количества атак, завершенных быстрым прорывом, 88-89% атак завершается быстрым прорывом после овладения мячом при защитных действиях и лишь 11-12% атак приходится на долю “быстрого начала”. Исключение составляют команды Хорватии и Польши: у команды Польши доля атак, завершенных "быстрым началом”, составляет 37,5%, а команда Хорватии практически не проводит атаки быстрым прорывом после пропущенного мяча. Эффективность атак, завершенных “быстрым началом“, для команд Германии, России, Франции значительно ниже эффективности быстрого прорыва после овладения мячом при защитных действиях (табл. 2), а для команд Дании и Польши ”быстрое начало” является более эффективным.
Таблица 2
Количество и эффективность атак, завершенных быстрым прорывом,
на чемпионате мира 2007
место Команды Количе- ство атак, завер- шенных быстрым проры- вом Эффективность атак быстрым прорывом, % Количество атак,завершенных быстрым прорывом после овладения мячом при защитных действиях Эффективность атак быстрым прорывом после овладения мячом при защитных действиях, % Количество атак, завершенных быстрым прорывом после пропущенного мяча Эффективность атак быстрым прорывом после пропущенного мяча, %
1 Германия 16 46,8 15 48,0 1 25,0
2 Польша 16 43,0 10 35,0 6 61,7
3 Дания 14 61,0 13 60,5 1 72,5
4 Франция 13 37,0 11 39,0 2 24,0
5 Хорватия 11 64,5 11 64,5 0 -
6 Россия 12 57,8 11 60,5 1 48,8
в среднем 13 51,7 11,5 51,3 1,5 42,8
Введение в 2004 году новых правил, позволяющих применять атаки быстрым прорывом после пропущенного мяча (“быстрое начало”), создало возможность увеличения количества игровых ситуаций для проведения атак быстрым прорывом, что увеличило интенсивность игры. Теоретически стало возможным проведение атак быстрым прорывом в 100% случаев. К сожалению, команды не используют пока это нововведение в полной мере. Количество атак, завершенных быстрым прорывом после пропущенного мяча, в среднем составляет 1,5, эффективность - 42,8% (табл. 2). Исключением среди исследуемых команд является команда Польши, которая в среднем за игру проводит 14 атак быстрым прорывом после пропущенного мяча, 6 из которых
завершаются созданием голевой ситуации.
Данные нашего исследования показывают, что позиционное нападение является преобладающей формой организации атакующих действий (табл. 1).
Таблица 3
Количество атак, организованных индивидуально, с помощью группового _____________и командного взаимодействия в позиционном нападении_______________
Место Команды Количество атак, организованных индивидуально Эффек- тивность атак, органи- зованных индиви- дуально, % Количество атак, организованных с помощью группового взаимодействия Эффективность атак, организованных с помощью группового взаимодействия, % Количество атак, организованных с помощью командного взаимодействия Эффективность атак, организованных с помощью командного взаимодействия, %
1 Германия 27 27,0 15 45,3 8 63,0
2 Польша 29 33,4 10 45,3 10 55,5
3 Дания 26 26,0 16 48,6 9 64,0
4 Франция 24 24,0 17 47,7 8 75,0
5 Хорватия 26 33,4 18 59,5 6 65,6
6 Россия 27 29,5 14 56,0 8 71,3
в среднем 27 29,0 15 50,4 8 65,7
Более половины атак в позиционном нападении у исследуемых команд протекало при организации атакующих действий преимущественно за счет индивидуальных действий нападающих (рис. 1). Результаты исследования свидетельствуют, что наибольшее количество мячей забивается командами в результате взаимодействия игроков в малых группах (групповое взаимодействие). Нами установлено, что от общего количества групповых взаимодействий в среднем 82% приходится на взаимодействие игроков передней и задней линии, 16% - на взаимодействие игроков задней линии и 2% - на взаимодействие игроков передней линии.
□ индивидуально
□ групповвые взаимодействия командные взаимодействия
60 50 40 % 30 20 10 0
Рис. 1. Процент мячей, забитых командой при различных вариантах взаимодействия
игроков
Под командным взаимодействием мы понимали взаимодействие в атаке 4 и более человек. Такие взаимодействия позволяют создать условия для броска по воротам противника без сопротивления или с минимальным сопротивлением путем создания на этом участке поля численного большинства нападающих. Такие взаимодействия в завершающей фазе атаки для исследуемых команд являлись наиболее эффективными -65,7% (табл. 3). При этом количество атак, завершенных командным взаимодействием,
54
51
«20
£
1 2 3 4 5 6
составило 8 ± 2. Сравнительно низкое количество командных взаимодействий можно объяснить сложностью их организации.
Следует отметить, что стиль атакующих действий каждая команда выбирает, сообразуясь с наличием исполнителей, подходящих для одного из видов нападения.
ВЫВОДЫ
XX чемпионат мира по гандболу показал, что:
• Наиболее эффективным видом нападения является быстрый прорыв. Его эффективность составляет 51,7%. Применение большего количества атак быстрым прорывом позволит командам добиваться большего успеха.
• Позиционное нападение является доминирующей формой организации атакующих действий, 76% владений мячом проводится командами в позиционном нападении. Эффективность позиционного нападения составляет 42,7%.
• Наши исследования показали, что в организации атакующих действий в позиционном нападении доминируют индивидуальные действия, несмотря на их низкую эффективность - 29%.У исследуемых команд наблюдается большой разброс эффективности индивидуальных действий, что зависит от мастерства как нападающих, так и защитников.
• Наибольшее количество мячей забивается командами в результате групповых взаимодействий. Их эффективность составляет 50,4%.
• Командные действия - наиболее эффективный элемент организации позиционного нападения, их эффективность составляет 65,7%. Мы предполагаем, что в позиционном нападении командные взаимодействия должны применяться как действия, создающие предпосылки более успешного завершения атак путем индивидуальных действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гурович, Э.Д. Ручной мяч 7:7 : пособие для учителей и тренеров / Э.Д. Гу-рович, Ю.И. Портных. - Л. : Учпедгиз, 1961. - 132 с. : ил.
2. Игнатьева, В.Я. Оценка соревновательной и тренировочной нагрузки в гандболе / В.Я. Игнатьева. - М. : [б.и.], 1983. - 160 с.
3. Игнатьева, В. Я. Многолетняя подготовка гандболистов : дис. ... д-ра пед. наук / Игнатьева В.Я. ; Рос. Гос. акад. физ. культуры. - М., 1995. - 87 с.
4. Игнатьева, В.Я. Гандбол : учеб. для вузов физ. культуры / В.Я. Игнатьева, Ю.М. Портнов. - М. : ФОН, 1996. - 314 с. : ил.
5. Игнатьева, В.Я. Подготовка гандболистов на этапе высшего спортивного мастерства : учеб. пособие / В.Я. Игнатьева, В.И. Тхорев, И.В. Петрачева. - М. : Физическая культура, 2005. - 276 с.
6. Козлова, К.Ф. Исследование тактических действий гандболисток в нападении и пути повышения их эффективности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Козлова К.Ф. ; Гос. ин-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - Л., 1973. - 19 с.
7. Тхорев, В.И. Пути повышения эффективности индивидуальных тактических действий гандболистов в нападении : автореф. дис. ... канд.пед.наук / Тхорев В.И. ; Гос. ин-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - Л. 1984. - 22 с.
НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СЕВЕРНОГО
КАВКАЗА
Е.В. Говердовская
Реформирование северокавказского ВПО проходило в рамках модернизации российской системы образования. Этот процесс осуществлялся в несколько этапов.
В ходе первого этапа (2001-2003 годы) модернизации российского образования