Научная статья на тему 'Содержание специализированной деятельности членов студенческих спасательных отрядов'

Содержание специализированной деятельности членов студенческих спасательных отрядов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / СПАСАТЕЛЬНЫЙ ОТРЯД / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Секлецов Николай Сергеевич, Матвеева Ольга Михайловна, Шестаков Михаил Михайлович

В учреждениях образования создаются добровольные спасательные формирования из состава учащихся и студентов для овладения навыками ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ в различных ситуациях. Волонтеры спасатели, имеющие навыки проведения спасательных операций привлекаются по необходимости к работе по ликвидации последствий непредвиденных и чрезвычайных ситуаций, а также в качестве помощников при ведении более сложных операций. Студенты-волонтеры также принимают участие в превентивной работе со школьниками, подростками, молодежью, взрослым населением об опасностях постиндустриальной цивилизации и правильному поведению при возникновении сложных и непредвиденных обстоятельств различного характера. В статье рассмотрены данные о содержании специализированной деятельности спасателей студенческих спасательных отрядов, которые были получены в результате анализа литературы и анкетного опроса профессиональных спасателей и специалистов Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Данные были уточнены и дополнены сведениями, установленными в результате непосредственного наблюдения за их деятельностью в реальных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Секлецов Николай Сергеевич, Матвеева Ольга Михайловна, Шестаков Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Content of specialized activities of student rescue team members

In the educational institutions the voluntary rescue teams are formed consisting from the pupils and students for mastering the search and rescue operations skills in the different situations. Volunteer rescuers with rescue operations skills are involved in work as needed to eliminate the consequences of the unexpected and emergency situations, and also as assistants in conducting more complex operations. Students-volunteers also participate in the preventive work with schoolchildren, teenagers, young people, the adult population explaining the post-industrial civilization dangers and the proper behavior in case of the complex and unexpected events of various kinds. The article reveals the data concerning the content of the specialized activity of the student's rescue teams members, which were obtained from the literature analysis and the questionnaire of professional rescuers and specialists of the Russian Ministry of Emergency, and have been refined and supplemented with the information, established as a result of the direct observation of their activities under the real conditions.

Текст научной работы на тему «Содержание специализированной деятельности членов студенческих спасательных отрядов»

3. Dorontsev, A.V. and Kozlyatnikov, O.A. (2014), "Characteristics and structure of morbidity of different contingent of schoolchildren Astrakhan Region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 117, No. 11, pp. 46-49.

4. Opalev, M.A. (2004), Criteria for selection and sports orientation of young rowers, canoeists, dissertation, Volgograd.

5. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning the intensity of physical activity based on electrocardiography studies in elite athletes and students of the Astrakhan State Medical", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.

6. Svetlichkina, A.A. and Dorontsev, A.V. (2016), " Phenomenon of shortened PQ interval as a risk factor in physical culture and sports training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No. 9, pp. 171-175.

7. Chichkova, M.A. (2008), "Current diagnosis and treatment of patients with cardiac problems in Astrakhan region at the present stage", Astrakhan Medical Journal, No. 2, pp. 5-10.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 18.11.2016

УДК 378.183

СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЛЕНОВ СТУДЕНЧЕСКИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ

Николай Сергеевич Секлецов, аспирант, Ольга Михайловна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент,

Михаил Михайлович Шестаков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В учреждениях образования создаются добровольные спасательные формирования из состава учащихся и студентов для овладения навыками ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ в различных ситуациях. Волонтеры спасатели, имеющие навыки проведения спасательных операций привлекаются по необходимости к работе по ликвидации последствий непредвиденных и чрезвычайных ситуаций, а также в качестве помощников при ведении более сложных операций. Студенты-волонтеры также принимают участие в превентивной работе со школьниками, подростками, молодежью, взрослым населением об опасностях постиндустриальной цивилизации и правильному поведению при возникновении сложных и непредвиденных обстоятельств различного характера. В статье рассмотрены данные о содержании специализированной деятельности спасателей студенческих спасательных отрядов, которые были получены в результате анализа литературы и анкетного опроса профессиональных спасателей и специалистов Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации. Данные были уточнены и дополнены сведениями, установленными в результате непосредственного наблюдения за их деятельностью в реальных условиях.

Ключевые слова: студенты, спасательный отряд, специализированная деятельность, чрезвычайные ситуации, физические качества, психические процессы.

CONTENT OF SPECIALIZED ACTIVITIES OF STUDENT RESCUE TEAM

MEMBERS

Nikolai Sergeevich Sekletsov, the post-graduate student, Olga Mikhailovna Matveeva, the candidate of pedagogics, senior lecturer,

Mikhail Mikhailovich Shestakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

In the educational institutions the voluntary rescue teams are formed consisting from the pupils and students for mastering the search and rescue operations skills in the different situations. Volunteer res-

cuers with rescue operations skills are involved in work as needed to eliminate the consequences of the unexpected and emergency situations, and also as assistants in conducting more complex operations. Students-volunteers also participate in the preventive work with schoolchildren, teenagers, young people, the adult population explaining the post-industrial civilization dangers and the proper behavior in case of the complex and unexpected events of various kinds. The article reveals the data concerning the content of the specialized activity of the student's rescue teams members, which were obtained from the literature analysis and the questionnaire of professional rescuers and specialists of the Russian Ministry of Emergency, and have been refined and supplemented with the information, established as a result of the direct observation of their activities under the real conditions.

Keywords: students, rescue team, specialized activities, emergency situations, physical abilities, psychological processes.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональные аварийно-спасательные формирования, входящие в состав сил РСЧС из-за своей малочисленности не могут в полной мере обеспечить оперативное прикрытие всех территорий России, имеющих потенциально опасные объекты. В связи с этим актуализируется вопрос привлечения широких масс, в том числе и студенческой молодежи по оказанию помощи населению, оказавшемуся в таких чрезвычайных ситуациях [2, с. 4; 5, с. 25].

Сегодня на территории Российской Федерации активно развивается движение добровольных студентов-спасателей, по всей стране создаются общественные спасательные формирования. Основной целью данных формирований является организация совместных усилий в решении вопросов безопасности и спасения населения в условиях чрезвычайных ситуаций, пожаров, обеспечения безопасности на водных объектах, повышения значимости спасателей в развитии аварийно-спасательного дела в Российской Федерации и участия в мероприятиях по защите и спасению населения, объектов и территорий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций [3, с .2-3].

В аспекте повышения качества подготовки личного состава студенческих спасательных отрядов, большое значение имеют исследования специалистов, усилиями которых в настоящее время решен ряд важных проблем, связанных с содержанием профессиональной подготовки членов студенческих спасательных отрядов [1, с. 3; 4, с. 12]

Важным компонентом профессиональной готовности личного состава студенческих спасательных отрядов к ведению работ в условиях чрезвычайных ситуаций является физическая, двигательная, психологическая и функциональная подготовленность его членов в соответствие с содержанием их специализированной деятельности по обеспечению безопасности и спасению населения.

В связи с этим представлялось необходимым в первую очередь определить содержание деятельности членов студенческих спасательных отрядов по обеспечению безопасности и спасению населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение особенностей содержания специализированной деятельности членов студенческих спасательных отрядов предполагало не только изучение имеющихся в литературе данных, но и проведение опроса специалистов, а также педагогических наблюдений непосредственно за действиями спасателей студенческих спасательных отрядов.

Опрос 24 профессиональных спасателей и специалистов МЧС России показал, что студенческие спасательные отряды привлекаются к участию в:

- оказании первой доврачебной помощи пострадавшим;

- предупреждении возникновения пожаров;

- тушении пожаров;

- проведении аварийно-спасательных работ;

- спасении людей и имущества при пожарах;

- спасении людей и имущества при проведении аварийно-спасательных работ;

- поиске людей, пропавших во время стихийных бедствий;

- оперативной ликвидации последствий аварий и стихийных разрушений;

- разбору завалов и обрушений;

- ликвидации последствий паводков, наводнений и ураганов;

- восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;

- эвакуации населения из пострадавших районов;

- обнаружении и обозначении районов, подвергшихся различного рода заражению или загрязнению;

- санитарной обработке населения;

- специальной обработке техники, зданий и обеззараживании территорий;

- дежурстве в местах массового отдыха населения (пляжи, лес, туристические маршруты);

- профилактической работе по предупреждению и ликвидации причин возможных чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, содержание специализированной деятельности членов студенческих спасательных отрядов, по мнению профессиональных спасателей и специалистов МЧС России, включает действия по:

- спасению людей и имущества при пожарах и проведении аварийно-спасательных работ;

- оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим;

- пользованию средствами связи и контрольно-измерительными приборами;

- применению страховки и самостраховки;

- ориентированию на местности;

- преодолению различных естественных препятствий в условиях пересеченной местности;

- использованию подручных средств и специальной техники при поиске пострадавших;

- разборке завалов;

- поиску и обозначению зараженных или загрязненных районов;

- пользованию индивидуальными и коллективными средствами защиты;

- разбивке временного лагеря;

- владению пожарным и спасательным снаряжением, приборами и инструментами;

- выполнению такелажных и погрузочно-разгрузочных работ;

- выполнению работ в различных рабочих позах;

- постановке боновых заграждений различной конструкции при ликвидации последствий аварийных разливов нефтепродуктов;

- обеспечению условий жизнедеятельности профессиональных спасателей в период проведения ими спасательных работ.

Далее сведения о содержании специализированной деятельности спасателей студенческих спасательных отрядов были уточнены и дополнены данными, установленными в результате непосредственного наблюдения за их деятельностью в реальных условиях.

В частности, в результате педагогических наблюдений за действиями студентов-спасателей во время выполнения возложенных на них функций, было установлено, что содержание их специализированной деятельности включает:

- одевание и снятие специальной одежды;

- проверку готовности снаряжения и оборудования к практической эксплуатации;

- доставка необходимого инвентаря, снаряжения и оборудования к месту выполнения конкретных аварийных и поисково-спасательных работ;

- погрузочно-разгрузочные работы;

- перенос тяжестей;

- работу с шанцевым инструментом;

- работу со специальным инвентарем и оборудованием;

- передвижение по пресеченной местности;

- оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;

- эвакуацию пострадавшего населения.

Таким образом, обобщение данных анализа литературы, опроса профессиональных спасателей и специалистов МЧС России и наблюдения за деятельностью студентов-спасателей в реальных условиях позволило сформировать состав действий членов студенческого спасательного отряда, которые они выполняют в процессе подготовки и проведения работ в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера.

Далее представлялось целесообразным рассмотреть данный состав действий с позиции проявляемых при их выполнении физических качеств и психических процессов, которые необходимо целенаправленно развивать в рамках занятий физической подготовкой для обеспечения условий эффективной служебной деятельности. Это позволит определить содержание специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных отрядов с учетом особенностей их деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

Анализ всей совокупности выявленных физических качеств и психических процессов, важных для эффективной специализированной деятельности студентов-спасателей при проведении работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера позволил дифференцировать их состав на три группы в зависимости от частоты выделения специалистами и проявления в условиях специализированной деятельности:

- базовые (отмечены в литературе, специалистами и во время анализа действий);

- профильные (отмечены специалистами и во время анализа действий);

- специализированные (отмечены только в процессе анализа действий).

К базовым физическим качествам и психическим процессам относятся: сила максимальная, быстрота движений, выносливость общая, координационные способности, выносливость силовая динамическая, вестибулярная устойчивость, подвижность нервных процессов, быстрота восприятия и переработки информации, свойства внимания, память оперативная, эмоциональная устойчивость, точность дифференцирования мышечных усилий и пространственных перемещений, быстрота простой двигательной реакции.

К профильным физическим качествам и психическим процессам относятся: гибкость, сила взрывная, выносливость скоростная, равновесие статическое, мышление оперативное, тревожность, частота движений.

К специализированным физическим качествам и психическим процессам относятся: выносливость силовая статическая, выносливость прыжковая, скоростно-силовые способности, равновесие динамическое, точность дифференцирования временных характеристик, быстрота сложной двигательной реакции, точность реакции на движущийся объект, быстрота одиночного движения.

Представляется, что у членов студенческих спасательных отрядов, которые обязательно должны пройти курс первоначальной профессиональной подготовки спасателей, в процессе физической подготовки необходимо акцентировать внимание, прежде всего, на развитие базовых физических качеств и психических процессов. По мере же их совершенствования необходимо постепенно включать задания, направленные на совершенствование профильных, а затем и специализированных физических качеств и психиче-

ских процессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективное проведение студентами-спасателями работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера обеспечивается содержанием их специализированной деятельности, включающим разные по решаемым задачам, интенсивности, величине физической нагрузки и проявляемым физическим качествам и психическим процессам двигательные действия.

Эффективность специализированной деятельности студентов-спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций детерминирована уровнем развития у них конкретных физических качеств и психических процессов. Эти процессы по частоте проявления дифференцируются на базовые, профильные, специализированные и включают силовые, скоростные и координационные способности, гибкость, виды выносливости, вестибулярную устойчивость, свойства внимания, памяти и мышления, эмоциональную устойчивость и личную тревожность, виды проприорецептивной чувствительности и быстроты реакции, подвижность нервных процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бикмаев, И. А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бикмаев И.А. - Омск, 2004. - 24 с.

2. Горбачева, О.А. Профессиональная подготовка студенческих спасательных отрядов в учебных центрах ГПС МЧС России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Горбачева О.А. - Санкт-Петербург, 2013. - 24 с.

3. Кошелев, В.Н. Всероссийская целевая молодежная программа «Студенческий корпус спасателей» / В.Н. Кошелев, О.А. Логвинов. - М. : [б. и.], 2002. - 36 с.

4. Кузнецов, С.А. Подготовка специалистов по борьбе с пожаром : учебно-методическое пособие / С.А. Кузнецов, Ю.С. Фесенко. - М. : [б.и.], 2004. - 86 с.

5. Стригельская, И.Ю. Психолого-педагогические условия интенсификации боевой и физической подготовки курсантов в вузах ГПС МЧС России / И.Ю. Стригельская. - СПб. : [б.и.], 2003. - 125с.

REFERENCES

1. Bikmaev, I. A. (2004), Professional psychophysical training of students of a specialty "Life Safety" in physical education universities, dissertation, Omsk.

2. Gorbacheva, O.A. (2013), Professional training student rescue teams in the training centers of Civil Fire Service Russian Emergencies Ministry, dissertation, St. Petersburg.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Koshelev, V.N. and Logvinov, O.A. (2002), All-Russian youth targeted program "Student rescue corps", Moscow.

4. Kuznetsov, S.A. and Fesenko, Yu.S. (2004), Training of firefighting specialists: teaching manual, Moscow.

5. Strigelskaya, I.Yu. (2003), Psychological and pedagogical conditions of an intensification of military and physical preparation of cadets in high schools Civil Fire Service of Russian Emergency Ministry, St. Petersburg.

Контактная информация: 57mom@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.11.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.