Научная статья на тему 'Модель специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных формирований'

Модель специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных формирований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / БАЗОВАЯ / ПРОФИЛЬНАЯ И СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ / СТУДЕНЧЕСКИЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ВАЖНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА И ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРИКЛАДНЫХ ЗНАНИЙ / УМЕНИЙ / НАВЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Секлецов Николай Сергеевич, Матвеева Ольга Михайловна, Шестаков Михаил Михайлович

В высших учебных заведениях создаются добровольные спасательные формирования, в состав которых входят студенты, в помощь профессиональным спасателям для предотвращения непредвиденных и чрезвычайных ситуаций различного характера и ликвидации их последствий. В статье показан процесс первоначальной подготовки студентов-спасателей, а именно раздел физической подготовки, который включает общую и, как особо значимую для них, специальную физическую подготовку, которая должна сформировать прикладные знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной работы добровольцем-спасателем в сложных и чрезвычайных ситуациях. Представлена модель процесса формирования специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных формирований для работы в сложных и чрезвычайных ситуациях различного характера. Базовая, профильная и специализированная составляющие части модели формирования специальной физической подготовки студентов-спасателей.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Секлецов Николай Сергеевич, Матвеева Ольга Михайловна, Шестаков Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n higher education institutions the voluntary rescue teams are created, including the students to help the professional rescuers to prevent unforeseen and emergency situations of different nature for liquidation of their consequences. The article shows the process of the initial preparation of students-rescuers namely, the section of physical training, which includes the general and especially meaningful to them the special physical training, which should generate applied knowledge and skills required for the professional work as a volunteer-saver in difficult and emergency situations. The article presented the model for the formation of the special physical training of the students rescue teams to work in difficult and emergency situations of different nature. Basic, profile and specialized the components of the model formation for the special physical preparation of the students-rescuers.

Текст научной работы на тему «Модель специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных формирований»

emergencies at their occurrence in the sphere of education facilities: proceedings of scientific-practical seminar, publishing center Don State Technical University, Rostov-on-Don, pp. 76-82.

4. Kudinov, S.M. (2000), "The principles and ways of readiness formation to act in particularly difficult circumstances", Life Safety Basics, No 1, pp. 12.

5. Lartsev M.Ya. (1996), Temporary Regulation for the organization psychophysical provides professional contingents taking part in liquidation of emergency situations, Moscow.

6. Podshibiakin, L.A. (1998), Directory rescuer, part 1, publishing house ECSMO-Press, Moscow.

7. Ratnikov, O.D. (2013), The use of modern information technologies and approaches in the organization of voluntary fire units of educational institutions, as well as student teams rescue: report, Moscow.

8. Rotanov, I.A. and Podkovyrov, V.G. 2001), "An integrated approach to professional-applied physical preparation of students in the system of life safety", Problems of perfection of the Olympic movement, physical culture and sports in Siberia: Materials of interregional scientific-practical conference of young scientists and students, publishing house SibGAFK, Omsk, pp. 88-89.

9. Shilova, I.M. and Luzianin, V.I. (1999), "Didactic organization of educational content of the course "Basics of Life Safety"", Yearbook SibGAFK, Omsk, pp. 58-59.

Контактная информация: 57mom@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2016

УДК 796.07

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА СТУДЕНЧЕСКИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ

Николай Сергеевич Секлецов, аспирант, Ольга Михайловна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Михайлович Шестаков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

(КГУФКСТ), г. Краснодар

Аннотация

В высших учебных заведениях создаются добровольные спасательные формирования, в состав которых входят студенты, в помощь профессиональным спасателям для предотвращения непредвиденных и чрезвычайных ситуаций различного характера и ликвидации их последствий. В статье показан процесс первоначальной подготовки студентов-спасателей, а именно - раздел физической подготовки, который включает общую и, как особо значимую для них, - специальную физическую подготовку, которая должна сформировать прикладные знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной работы добровольцем-спасателем в сложных и чрезвычайных ситуациях. Представлена модель процесса формирования специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных формирований для работы в сложных и чрезвычайных ситуациях различного характера. Базовая, профильная и специализированная - составляющие части модели формирования специальной физической подготовки студентов-спасателей.

Ключевые слова: модель, специальная физическая подготовка; базовая, профильная и специализированная виды специальной физической подготовки; дифференцирование процесса развития; студенческие спасательные формирования; важные физические качества и психические процессы; формирование прикладных знаний, умений, навыков.

MODEL OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF PERSONNEL OF STUDENTS

RESCUE TEAMS Nikolai Sergeevich Sekletsov, the post-graduate student, Olga Mikhailovna Matveeva, the candidate of pedagogics, senior lecturer,

Mikhail Mikhailovich Shestakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

Annotation

In higher education institutions the voluntary rescue teams are created, including the students to help the professional rescuers to prevent unforeseen and emergency situations of different nature for liquidation of their consequences. The article shows the process of the initial preparation of students-rescuers -namely, the section of physical training, which includes the general and especially meaningful to them -the special physical training, which should generate applied knowledge and skills required for the professional work as a volunteer-saver in difficult and emergency situations. The article presented the model for the formation of the special physical training of the students rescue teams to work in difficult and emergency situations of different nature. Basic, profile and specialized - the components of the model formation for the special physical preparation of the students-rescuers.

Keywords: model, special physical training, base, profile and specialized kinds of special physical training, differentiation of the development process, student rescue teams, important physical qualities and mental processes, formation of applied knowledge and skills.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в период обучения в высших учебных заведениях создаются студенческие спасательные формирования. Для работы в условиях непредвиденных, опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера необходима физическая, двигательная, психологическая и функциональная подготовленность его членов в соответствии с решаемыми в этих условиях задачами (В.М. Мысив, 2011; В.И. Фомивко, 2013; А.В. Завалишин, 2013; Б.Ч. Месхи, 2013 и др.).

Вместе с тем в теории и методике профессионально-прикладной физической культуры и физической подготовки спасателей МЧС сформировалось противоречие между требованиями, предъявляемыми к физической, двигательной, психологической и функциональной подготовленности студентов-спасателей и ее реально низким уровнем по причине недостаточной разработанности дидактической системы специализированной физической подготовки студентов-спасателей.

В связи с этим задачей данного этапа исследования являлась разработка модели процесса специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных отрядов для повышения готовности студентов-спасателей к эффективной специализированной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствие с поставленной задачей была разработана модель процесса специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных отрядов, учитывая специфику видов деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций различного характера (рисунок 1). В основе процесса первоначальной подготовки студентов-спасателей, кроме прочих разделов, лежит их физическая подготовка, где наряду с общей, особую значимость имеет специальная физическая подготовка, задачами которой является формирование прикладных знаний, умений, навыков и развитие важных физических качеств и психических процессов для эффективного проведения поисково-спасательных работ, ликвидации последствий или по предупреждению чрезвычайных ситуаций различного характера.

Выявленный состав физических качеств и психических процессов, определяющих эффективность специализированной двигательной деятельности студентов-спасателей

при их участии в поисково-спасательных работах или ликвидации последствий при чрезвычайных ситуациях различного характера обусловливает необходимость дифференцирования процесса специальной физической подготовки на базовую, профильную и специализированную .

Рисунок 1 - Модель процесса специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных

отрядов

Уровни развития физических качеств и психических процессов студентов спасателей, участвующих в исследовании, определяют эффективность их деятельности при выполнении работ в условиях чрезвычайных ситуаций.

Ранее проведенные исследования, а также опрос специалистов в данной сфере, и непосредственные наблюдения за специализированной подготовкой студентов-спасателей позволили определить состав необходимых физических качеств, психических

процессов и их функциональной подготовленности.

Управление процессом специальной физической подготовки студентов-спасателей включает как обязательный элемент процедуру постановки задач на основе информации об уровне развития важных для их специализированной деятельности физических качеств и психических процессов. Причем, постановка задач должна осуществляться по каждому из видов специальной физической подготовки членов студенческих спасательных отрядов.

Для определения состава средств специальной физической подготовки были выявлены конкретные физические упражнения и виды спорта, оказывающие направленное воздействие на развитие физических качеств и психических процессов, важных для эффективного проведения студентами-спасателями работ по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера. Влияние занятий теми или иными физическими упражнениями или видами спорта (косвенное или прямое) на развитие каждого из выделенных физических качеств и психических процессов определялось по имеющимся в литературе результатам ранее проведенных исследований специалистов (И.А. Бикмаев, 2004; А.И. Давиденко, 2005; А.А. Новиков, 2006; С.Е. Воложанин, 2007; В .Л. Ануров, 2008 и др.).

Кроме того, при определении состава средств специальной физической подготовки студентов-спасателей рассматривались лишь те, которые могли быть реально использованы в процессе их подготовки.

Наличие информации об исходном уровне развития важных для эффективной специализированной деятельности студентов-спасателей физических качеств и психических процессов позволяет на основе поставленных задач для базовой, профильной и специализированной специальной физической подготовки и соответствующим образом дифференцированных средств физического воспитания составить необходимый пакет планирующих документов. Содержание этой совокупности планов должно обеспечить по каждому из видов специальной физической подготовки достижение поставленных целевых уровней специальной физической подготовленности студентов-спасателей с учетом уровня развития важных для их специализированной деятельности физических качеств и психических процессов.

Представляется очевидным, что для эффективного функционирования разработанной модели процесса специальной физической подготовки членов студенческих спасательных отрядов необходимо разработать и обосновать соответствующую методику, которая бы позволяла дифференцировать состав средств и величину нагрузки с учетом вида специальной физической подготовки, значимости и уровня развития важных для деятельности студентов-спасателей физических качеств и психических процессов. Данная методика должна обеспечить получение наибольшего положительного эффекта от совокупной реализации планов базового, профильного и специализированного видов специальной физической подготовки студентов-спасателей.

Вместе с тем известно, что на эффективность выполнения любого плана, в данном случае плана специальной физической подготовки студентов-спасателей могут прямо или косвенно повлиять как внутренние, так и внешние факторы, что сделает необходимым внесение корректив в последующую его реализацию. В таком случае возникнет необходимость в информации о степени отклонения реального результата выполнения плана подготовки от должной величины, что и должна обеспечить система контроля с разработанным составом контрольных упражнений, тестов, проб и соответствующей совокупностью оценочных шкал. Все эти элементы процедуры управления процессом специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных отрядов разработаны и использованы в работе по подготовке студентов, входящих в состав спасательных формирований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанная модель показывает, что в основе процесса первоначальной подготовки студентов-спасателей, кроме прочих разделов, лежит их физическая подготовка, где наряду с общей, особую значимость имеет специальная физическая подготовка, задачами которой является формирование прикладных знаний, умений, навыков и развитие важных для эффективного проведения работ в условиях непредвиденных и чрезвычайных ситуаций физических качеств и психических процессов. При этом данная модель предусматривает дифференцирование специальной физической подготовки на базовый, профильный и специализированный виды и включает компоненты, позволяющие определить уровень развития важных для студентов-спасателей физических качеств и психических процессов, а также с учетом их значимости дифференцировать задачи, состав средств и величину нагрузки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ануров, В. Л. Гиревой спорт в физическом воспитании студентов вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ануров В.Л. - М., 2008. - 23 с.

2. Бикмаев, И.А. Профессиональная психофизическая подготовка студентов специальности «Безопасность жизнедеятельности» в физкультурных вузах : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бикмаев И.А. - Омск, 2004. - 24 с.

3. Воложанин, С.Е. Повышение уровня физической подготовленности студентов вуза средствами атлетизма : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Воложанин С.Е. - Улан-Удэ, 2007. - 23 с.

4. Давиденко, А.И. Организация и содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов технических вузов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Давиденко А.И. - Краснодар, 2005. - 23 с.

5. Завалишин, А.В. О подготовке сахалинского студенческого спасательного отряда к действиям по ликвидации аварийных разливов нефти / А.В. Завалишин // Научно-методические основы создания, функционирования и организации практического применения студенческих отрядов спасателей образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также выполнения задач по профилактике и тушению пожаров, спасению людей и имущества в кризисных ситуациях при их возникновении на объектах сферы образования : материалы научно-практического семинара. - Ростов-на-Дону : Издательский центр Донского гос. техн. ун-та, 2013. -С. 119-124.

6. Месхи, Б.Ч. Основные задачи добровольных пожарных формирований образовательных (научных) учреждений, а также студенческих отрядов спасателей / Б.Ч. Месхи // Научно-методические основы создания, функционирования и организации практического применения студенческих отрядов спасателей образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также выполнения задач по профилактике и тушению пожаров, спасению людей и имущества в кризисных ситуациях при их возникновении на объектах сферы образования : материалы научно-практического семинара. - Ростов-на-Дону : Издательский центр Донского гос. техн. ун-та, 2013. - С. 4-10.

7. Мысив, В.М. Сформированность содержания физической подготовки будущих спасателей и перспективные направления его оптимизации / В.М. Мысив // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 1. - С. 99-101.

8. Новиков, А.А. Пути повышения эффективности учебно-тренировочного процесса в подготовке спасателей / А.А. Новиков, С.Н. Смоляр. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 120 с.

9. Фомивко, В.И. Инновационные направления подготовки добровольных пожарных формирований образовательных учреждений, а также студенческих отрядов спасателей к выполнению задач в кризисных ситуациях с использованием возможностей специализированного полигона Донского государственного технического университета / В.И. Фомивко // Научно-методические основы создания, функционирования и организации практического применения студенческих отрядов спасателей образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также выполнения задач по профилактике и тушению пожаров, спасению людей и имущества в кризисных ситуациях при их возникновении на объектах сферы образования : материалы научно-практического семинара. - Ростов-на-Дону : Издательский центр Донского гос. техн. ун-та, 2013. -

С. 19-30.

REFERENCES

1. Anurov, V.L. (2008), Kettlebell lifting in physical training of university students, dissertation, Moscow.

2. Bikmaev, I.A. (2004), Professional psychophysical preparation of students of a specialty "Life safety" in physical education universities, dissertation, Omsk.

3. Volozhanin, S.E. (20070, Increasing the level ofphysical preparedness university students by means of athleticism, dissertation, Ulan-Ude.

4. Davidenko, A.I. (2005), The organization and maintenance professional-applied physical preparation of technical universities students, dissertation, Krasnodar.

5. Zavalishin, A.V. (2013), "About preparation of the Sakhalin students rescue team to action on oil spill response", Scientific and methodological basis for the creation, functioning and organization of the practical application of student rescuer teams of higher professional education institutions and perform the tasks for prevention and suppression of fires, rescue people and possessions in emergencies at their occurrence in the sphere of education facilities: proceedings of scientific-practical seminar, publishing center Don State Technical University, Rostov-on-Don, pp. 119-124.

6. Meskhi, B.Ch. (2013), "The main objectives of the volunteer fire formations educational (academic) institutions, and student teams of rescuers", Scientific and methodological basis for the creation, functioning and organization of the practical application of student rescuer teams of higher professional education institutions and perform the tasks for prevention and suppression of fires, rescue people and possessions in emergencies at their occurrence in the sphere of education facilities: proceedings of scientific-practical seminar, publishing center Don State Technical University, Rostov-on-Don, pp. 4-10.

7. Mysiv, V.M. (2011), "Maturity of maintenance of the physical preparation of the future rescuers and perspective directions of its optimization", Physical education of students, No 1, pp. 99-101.

8. Novikov, A.A. and Smolyar, S.N. (2006), Ways of increase the efficiency of educational and training process in the preparation of rescuers, F&S, Moscow.

9. Fomivko, V.I. (2013), "Innovative directions of educational institutions volunteer fire formations training, Innovative directions of training of volunteer fire units of educational institutions, and student rescuer teams to perform tasks in crisis situations with capacities of the specialized landfill Don State Technical University", Scientific and methodological basis for the creation, functioning and organization of the practical application of student rescuer teams of higher professional education institutions and perform the tasks for prevention and suppression of fires, rescue people and possessions in emergencies at their occurrence in the sphere of education facilities: proceedings of scientific-practical seminar, publishing center Don State Technical University, Rostov-on-Don, pp. 19-30.

Контактная информация: 57mom@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2016

УДК 796:61

МЫШЕЧНЫЙ СОМАТОТИП У СПОРТСМЕНОК И УСПЕШНОСТЬ В

ЖЕНСКОМ СПОРТЕ

Дмитрий Валерьевич Соболев, кандидат педагогических наук, доцент, Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронеж

Аннотация

В статьи представлены данные морфофункциональных и психоэмоциональных особенностей мышечного соматотипа, сформированного у спортсменок под влиянием гиперандрогении, которые определяют их спортивную успешность.

Ключевые слова: женский спорт, спортсменки, мышечный соматотип, спортивная успешность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.