5. Шапошникова, Т.Л. Параметры конкурентоспособной личности / Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. -2015. - № 6. - С. 375-399.
REFERENCES
1. Loyko, V.I., Romanov, D.A., Kushnir, N.V. and Kushnir, A.V. (2015) "Assessment of educational environments efficiency (on example of departments and faculties)", Politematicheskiy setevoy elec-tronniy nauchniy jurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, No 113, pp. 1354-1378.
2. Musenova, E.A. and Esenkov, Yu.V. (2015) "Problem of evaluation of completeness of general and vocational competencies", Srednee professionalnoe obrazovanie, No 11, pp. 24-29.
3. Romanov, D.A., Popova, O.B. and Nosova, Yu.S. (2015) "Modern methods of evaluation of efficiency of investigate activity", Politematicheskiy setevoy electronniy nauchniy jurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, No 108, pp. 725-739.
4. Horoshun, K.V., Tarasenko, N.A. and Romanova, M.L. (2013) "Modeling of students learning-investigate activity as educational process component", Izvestiya vyishih uchebnyih zavedeniy. Pischevaya technologiya, No 5-6, pp. 108-110.
5. Shaposhnikova, T.L. and Romanova, M.L. (2015), "Parameters of competitiveness persona", Nauchnyie trudy Kubanskogo gosudarstvennogo technologicheskogo universiteta, No 6, pp. 375-379.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.10.2016
УДК 796.015.132:614.8
МЕТОДИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА СТУДЕНЧЕСКИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ
Николай Сергеевич Секлецов, аспирант, Ольга Михайловна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент,
Михаил Михайлович Шестаков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В статье предложена методика формирования специальной физической подготовки студентов-спасателей для их работы в сложных и чрезвычайных ситуациях различного характера, которая включает проективный, содержательный, процессуальный и контрольный модули и обеспечивает эффективное развитие важных для специализированной деятельности студентов-спасателей физических качеств и психических процессов при наличии цели, задач, алгоритмов по их решению. Работа студентов-спасателей в сложных и возможно, в экстремальных условиях при возникновении чрезвычайных ситуаций различного характера, показывают необходимость использования в подготовке личного состава студенческих спасательных формирований физических упражнений из различных видов спорта (или их элементов) для моделирования сложных и экстремальных условий, для повышения эффективности адаптации к ним. Данная методика может быть использована любым педагогом для успешного решения поставленной задачи и получение необходимого результата подготовки студентов-спасателей.
Ключевые слова: формирование специальной физической подготовки; методика; студенты-спасатели; физические упражнения; различные виды спорта; физические качества и психические процессы; цели, задач, алгоритмы их решения; план подготовки; механизм коррекции; план подготовки.
METHODOLOGY OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF PERSONNEL OF
STUDENT RESCUE TEAMS Nikolai Sergeevich Sekletsov, the post-graduate student, Olga Mikhailovna Matveeva, the candidate of pedagogics, senior lecturer,
Mikhail Mikhailovich Shestakov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar
Annotation
The article shows the methods of forming the special physical preparation of students-rescuers for their work in difficult and emergency situations of different nature, which includes projective, substantive, procedural and control modules and ensures efficient development of the important for the specialized activity of the students-rescuers physical qualities and mental processes in the presence of goals, objectives, and their decision algorithms. Students-rescuers in difficult and perhaps in extreme conditions of the emergency situations of different nature show the need in the preparation of the personnel of the student rescue units by means of exercises from different kinds of sports (or parts thereof) for modeling the complex and extreme conditions to improve the efficiency of adaptation. This technique can be used by the teacher for the successful solution of the problem and the desired results of training of students-rescuers.
Keywords: formation of special physical training, technique, rescuers - students, physical exercises, various sports, physical qualities and mental processes, goals, objectives, algorithms for solving them, preparation of the plan, correction mechanism, training plan.
ВВЕДЕНИЕ
При возникновении непредвиденных и чрезвычайных ситуаций различного характера недостаточно личного состава профессиональных спасателей для ликвидации их последствий, поэтому создаются спасательные формирования добровольцев-спасателей, в первую очередь в высших учебных заведениях из состава студентов. Возникает необходимость разработки совместными усилиями Минобрнауки и МЧС России отдельных специальных программ подготовки студентов-спасателей, с возможностью реализации ее в регионах, чтобы они имели возможность повышать свою профессиональную подготовленность (Н.П. Иванова, 2013; О.Д. Ратников, 2013).
Экстремальные условия возможных видов работ показывают необходимость использования в подготовке личного состава студентов-спасателей физических упражнений из различных видов спорта (или их элементов) для моделирования сложных и экстремальных условий, для повышения эффективности адаптации к ним (М.Я. Ларцев, 1996; Л.А. Подшибякин, 1998; М.М. Дзыбова, 1998; И.М. Шилова, В .И. Лузянин, 1999; Е.Л. Байков, 2000; С.М. Кудинов, 2000; И.А. Ротанов, В .Г. Подковыров, 2001 и др.)
С этой целью нами была разработана модель процесса специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных отрядов, в соответствие с которой она подразделяется на базовую, профильную и специализированную и включает компоненты, позволяющие определить уровень развития важных для студентов-спасателей физических качеств и психических процессов, а также дифференцировать задачи, состав средств и величину нагрузки с учетом значимости и уровня их развития.
Реализация модели предполагает разработку методики дифференцирования содержания специализированной подготовки с учетом специфики деятельности студентов-спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций, которая должна обеспечить успешное решение задачи готовности к ведению работ в сложных и экстремальных ситуациях различного характера, что и явилось задачей данного исследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты предварительных исследований позволили разработать экспериментальную методику специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных отрядов, включающую концептуальную основу, содержательный компо-
нент, процессуальную и контрольно-учетную составляющие (рисунок 1).
Проективный модуль
Цель
Задачи
Ожидаемые результаты
Содержательный модуль
Состав базовых, профильных и специализированных показателей физической
подготовленности и психических процессов
Система тестов и проб
Система оценочных шкал
Средства базовой, профильной и специализированной СФП
Процессуальный модуль
Дифференцирование задач по видам СФП
Дифференцирование средств по видам СФП
Дифференцирование величины нагрузки по видам СФП с учетом значимости для специализированной деятельности физических качеств и психических процессов
Планирование дифференцированной по видам, задачам, средствам и величине нагрузки СФП
Контрольный модуль
Динамика базовых показателей физической подготовленности и психических процессов
Динамика профильных показателей физической подготовленности и психических процессов
Динамика специализированных показателей физической
подготовленности и психических процессов
Рисунок 1 - Структура методики специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных отрядов
Поэтому, разработанная структура методики специальной физической подготовки студентов-спасателей включает проективный, содержательный, процессуальный и контрольный модули.
Совокупность этих модулей должна обеспечить эффективное дифференцирование состава средств и величины их нагрузки с учетом вида специальной физической подготовки, значимости и уровня развития важных для специализированной деятельности студентов-спасателей физических качеств и психических процессов.
Проективный модуль включает основную целевую установку и задачи ее достижения в процессе специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных отрядов, а также ожидаемые от реализации экспериментальной методики результаты физической подготовленности студентов-спасателей к эффективной специализированной деятельности в условиях чрезвычайных ситуаций.
Целью специальной физической подготовки студентов-спасателей является обеспечение их двигательной и функциональной готовности к эффективному выполнению специализированной деятельности при проведении поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера в соответствии с их предназначением.
Для достижения данной цели методикой специальной физической подготовки студентов-спасателей предусматривается решение следующих задач:
- развитие физических качеств и психических процессов, обеспечивающих эффективную специализированную деятельность студентов-спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций;
- воспитание уверенности в своих силах и повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности;
- вовлечение в регулярные занятия физической культурой и спортом;
- внедрение различных форм занятий физическими упражнениями в режиме работы, учебы и отдыха;
- овладение теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками самоконтроля за функциональным состоянием систем организма, уровнем развития физических качеств и психических процессов в условиях групповых и самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Ожидаемые результаты реализации данной методики можно представить в виде целевых ориентиров специальной физической подготовки студентов-спасателей:
- должный уровень развития важных для эффективной специализированной деятельности физических качеств и психических процессов;
- должный уровень сформированности практических умений и навыков самоконтроля за функциональным состоянием систем организма, уровнем развития физических качеств и психических процессов;
- системный уровень самостоятельных занятий физической культурой и спортом;
- физическая и функциональная готовность к эффективному проведению поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера.
Содержательный модуль методики включает состав базовых, профильных и специализированных физических качеств и психических процессов, важных для эффективной деятельности студентов-спасателей в условиях чрезвычайных ситуаций, систему контрольных упражнений, тестов и проб для получения информации о степени их проявления, систему оценочных шкал для определения уровня развития данных качеств и процессов, а также состав средств, дифференцированных по видам специальной физической подготовки.
Проведенное в работе обобщение данных литературы, результатов опроса специалистов и профессиональных спасателей, а также непосредственных наблюдений за деятельностью студентов-спасателей в реальных условиях позволило сформировать состав действий, которые они выполняют при подготовке и проведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера. На основании этого был определен состав важных для эффективной деятельности студентов-спасателей физических качеств и психических процессов, которые по частоте проявления были дифференцированы на базовые, профильные и специализированные.
Установленный в исследовании состав важных для эффективной специализированной деятельности студентов-спасателей физических качеств и психических процессов позволил на основе анализа ранее проведенных исследований подобрать соответствующие контрольные упражнения, тесты и пробы. Они позволяют получить объективную информацию о степени проявления контролируемых двигательных способностей и психических процессов.
Постановка задач специальной физической подготовки предполагает наличие формализованной оценки уровня развития того или иного физического качества или психического процесса. В данной методике такой критериальный основой выступает специально разработанная система пятиуровневых оценочных шкал.
Реализация поставленных задач специальной физической подготовки студентов-спасателей может быть осуществлена лишь при наличии адекватных средств физического воспитания. Для эффективного подбора средств с целью решения поставленных задач была разработана информационная карта о преимущественном влиянии физических упражнений и видов спорта на важные для специализированной деятельности студентов-спасателей физические качества и психические процессы.
Процессуальный модуль методики предусматривает процедуры дифференцирования задач и средств по видам специальной физической подготовки, а величины физической нагрузки еще и с учетом значимости конкретных физических качеств и психических процессов для специализированной деятельности студентов-спасателей при подготовке и проведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и иного характера. Кроме того, в данных модуль органически входит и планирование процесса специальной физической подготовки студентов-спасателей с дифференцированием содержания по видам, задачам, средствам и величине нагрузки.
Дифференцирование задач по видам специальной физической подготовки студентов-спасателей осуществляется на основе принадлежности конкретного физического качества или психического процесса к базовым, профильным или специализированным.
Состав рассмотренных в работе физических упражнений и видов спорта дифференцируется по видам специальной физической подготовки на основе их преимущественного влияния на важные для студентов-спасателей физические качеств и психические процессы. При этом, некоторые средства, в зависимости от особенностей их влияния на физические качества и психические процессы, могут применяться не только в рамках одного, но и нескольких видов специальной физической подготовки.
Дифференцирование величины нагрузки используемых средств в рамках отдельных видов специальной физической подготовки студентов-спасателей предлагается осуществлять на основе изменения их объема в соответствие со значимостью для специализированной деятельности студентов-спасателей физических качеств и психических процессов. При этом их значимость при частоте проявления в условиях специализированной деятельности 50,0% и более предлагается считать высокой, при 25,0^49,0% - средней, при 24,0% и ниже - низкой.
Планирование содержания процесса специальной физической подготовки студентов-спасателей целесообразно дифференцировать и осуществлять отдельно для базового, профильного и специализированного ее видов. Основанием такого подхода к построению процесса специальной физической подготовки служат результаты исследования содержания деятельности студентов-спасателей при выполнении работ в условиях чрезвычайных ситуаций, выявившего состав действий, которые целесообразно дифференцировать на базовые, профильные и специализированные, что показывает на необходимость их раздельного развития и совершенствования в следующем соотношении соответствующих объемов нагрузки: 3 : 2 : 1.
Контрольный модуль необходим для определения эффективности реализации и коррекции планов базовой, профильной и специализированной специальной физической подготовки студентов-спасателей, которая во многом обусловлена наличием системы контроля, которая позволяет не только определить результат проявления анализируемых физических качеств и психических процессов, но и установить уровень их развития, а также степень отличия от планируемых величин. Это позволяет вносить коррективы в соответствующие планы специальной физической подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанная методика дифференцирования содержания специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных отрядов, включает проективный, содержательный, процессуальный и контрольный модули. Их реализация позво-
ляет учитывать специфику специализированной деятельности студентов-спасателей при выполнении поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций и особенности проявления при этом физических качеств и психических процессов. Это обеспечивает адекватные уровню их развития постановку задач, подбор средств и расчет величины нагрузки физических упражнений. В данной методике функцию критериев оценки, позволяющих установить динамику базовых, профильных и специализированных показателей физической подготовленности и психических процессов, выполняет разработанная система пятиуровневых оценочных шкал. Для проверки эффективности модели процесса специальной физической подготовки на основе методики дифференцирования задач, состава средств и величины нагрузки с учетом ее вида, значимости и уровня развития важных для деятельности студентов-спасателей физических качеств и психических процессов был организован педагогический эксперимент.
ЛИТЕРАТУРА
1. Байков, Е.П. Физическая подготовка студентов к условиям профессиональной деятельности инженера-электромеханика водного транспорта : автореф. дис. ... пед. наук : 13.00.04 / Байков Е.П. - Омск, 2000. - 24 с.
2. Дзыбова, М.М. Безопасность жизнедеятельности: сборник нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от чрезвычайных ситуаций / М.М. Дзыбова. - М. : АСТ, 1998. - 696 с.
3. Иванова, Н.П. Укрепление роли студенческих спасательных отрядов в обеспечении пожарной безопасности высших учебных заведений / Н.П. Иванова // Научно-методические основы создания, функционирования и организации практического применения студенческих отрядов спасателей образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также выполнения задач по профилактике и тушению пожаров, спасению людей и имущества в кризисных ситуациях при их возникновении на объектах сферы образования : материалы научно-практического семинара. - Ростов-на-Дону : Издательский центр Донского гос. техн. ун-та, 2013. - С. 76-82.
4. Кудинов, С.М. Принципы и пути формирования готовности к действиям в особо сложных условиях / С.М. Кудинов // Основы безопасности жизни. - 2000. - № 1. - С. 12.
5. Ларцев, М.Я. Временное положение по организации психофизического обеспечения профессиональных контингентов, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций / М.Я. Ларцев. - М. : [б. и.], 1996. - 16 с.
6. Подшибякин, Л.А. Справочник спасателя. Ч. 1 / Л.А. Подшибякин. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1998. - 165 с.
7. Ратников, О.Д. Применение современных подходов и информационных технологий в организации деятельности добровольных пожарных формирований образовательных учреждений, а также студенческих отрядов спасателей : доклад / О.Д. Ратников. - М. : [б. и.], 2013. - 12 с.
8. Ротанов, И.А. Комплексный подход к профессионально-прикладной физической подготовке студентов в системе обеспечения безопасности жизнедеятельности / И.А. Ротанов, В.Г. Подковыров // Проблемы совершенствования олимпийского движения, физической культуры и спорта в Сибири : материалы межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых и студентов / Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск, 2001. - С. 88-89.
9. Шилова, И.М. Дидактическая организация содержания образования по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / И.М. Шилова, В.И. Лузянин // Научные труды : ежегодник / Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск, 1999. - С. 58-59.
REFERENSES
1. Baikov, E.P. (2000), Physical preparation of students to the conditions ofprofessional activity of engineer-electromechanic waterway transport, dissertation, Omsk.
2. Dzybova, M.M. (1998), Life Safety: a compilation of normative documents in preparation students in the field protection against emergencies, AST, Moscow.
3. Ivanova, N.P. (2013), "Reinforcing the role of the student rescue teams to provide fire safety of higher education institutions ", Scientific and methodological basis for the creation, functioning and organization of the practical application of student rescuer teams of higher professional education institutions and perform the tasks for prevention and suppression of fires, rescue people and possessions in
emergencies at their occurrence in the sphere of education facilities: proceedings of scientific-practical seminar, publishing center Don State Technical University, Rostov-on-Don, pp. 76-82.
4. Kudinov, S.M. (2000), "The principles and ways of readiness formation to act in particularly difficult circumstances", Life Safety Basics, No 1, pp. 12.
5. Lartsev M.Ya. (1996), Temporary Regulation for the organization psychophysical provides professional contingents taking part in liquidation of emergency situations, Moscow.
6. Podshibiakin, L.A. (1998), Directory rescuer, part 1, publishing house ECSMO-Press, Moscow.
7. Ratnikov, O.D. (2013), The use of modern information technologies and approaches in the organization of voluntary fire units of educational institutions, as well as student teams rescue: report, Moscow.
8. Rotanov, I.A. and Podkovyrov, V.G. 2001), "An integrated approach to professional-applied physical preparation of students in the system of life safety", Problems of perfection of the Olympic movement, physical culture and sports in Siberia: Materials of interregional scientific-practical conference of young scientists and students, publishing house SibGAFK, Omsk, pp. 88-89.
9. Shilova, I.M. and Luzianin, V.I. (1999), "Didactic organization of educational content of the course "Basics of Life Safety"", Yearbook SibGAFK, Omsk, pp. 58-59.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.10.2016
УДК 796.07
МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА СТУДЕНЧЕСКИХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ
Николай Сергеевич Секлецов, аспирант, Ольга Михайловна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Михайлович Шестаков, доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
(КГУФКСТ), г. Краснодар
Аннотация
В высших учебных заведениях создаются добровольные спасательные формирования, в состав которых входят студенты, в помощь профессиональным спасателям для предотвращения непредвиденных и чрезвычайных ситуаций различного характера и ликвидации их последствий. В статье показан процесс первоначальной подготовки студентов-спасателей, а именно - раздел физической подготовки, который включает общую и, как особо значимую для них, - специальную физическую подготовку, которая должна сформировать прикладные знания, умения и навыки, необходимые для профессиональной работы добровольцем-спасателем в сложных и чрезвычайных ситуациях. Представлена модель процесса формирования специальной физической подготовки личного состава студенческих спасательных формирований для работы в сложных и чрезвычайных ситуациях различного характера. Базовая, профильная и специализированная - составляющие части модели формирования специальной физической подготовки студентов-спасателей.
Ключевые слова: модель, специальная физическая подготовка; базовая, профильная и специализированная виды специальной физической подготовки; дифференцирование процесса развития; студенческие спасательные формирования; важные физические качества и психические процессы; формирование прикладных знаний, умений, навыков.