Научная статья на тему 'Содержание социально-педагогического взаимодействия подразделения полиции по делам несовершеннолетних с социальным педагогом образовательного учреждения'

Содержание социально-педагогического взаимодействия подразделения полиции по делам несовершеннолетних с социальным педагогом образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
727
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MINOR / OFFENSE / TEACHER / INTERACTION / EDUCATION / METHOD / RECEPTION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПЕДАГОГ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОД / ПРИЕМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дорошенко Ольга Марковна

На современном этапе развития общества рассматриваемое антисоциальное явление получило широкое распространение. Проблемы в экономике, политическое реформирование, отсутствие здорового общественного сознания, надлежащего семейного воспитания, педагогической и психологической помощи привели к зарождению преступности несовершеннолетних. В этой связи появляется острая необходимость задуматься о благосостоянии подрастающего поколения, а также принять определенные меры в ходе осуществления задач выявления, предупреждения и пресечения общественно опасных деяний несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дорошенко Ольга Марковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The content of socio-pedagogical interaction of the police unit on juvenile affairs with the social teacher of the educational institution

At the present stage of development of society considered antisocial phenomenon is widespread. Problems in the economy, political reform, lack of healthy public consciousness, proper family education, pedagogical and psychological assistance led to the emergence of juvenile delinquency. In this regard, there is an urgent need to think about the welfare of the younger generation, as well as to take certain measures in the implementation of the tasks of detection, prevention and suppression of socially dangerous acts of minors.

Текст научной работы на тему «Содержание социально-педагогического взаимодействия подразделения полиции по делам несовершеннолетних с социальным педагогом образовательного учреждения»

@ Дорошенко О.М. 2018

THE CONTENT OF SOCIO-PEDAGOGICAL INTERACTION OF THE POLICE UNIT ON JUVENILE AFFAIRS WITH THE SOCIAL TEACHER OF THE EDUCATIONAL INSTITUTION

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПОЛИЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ С СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Olga Markovna Doroshenko, Ольга Марковна Дорошенко,

candidate of law, professor RAE кандидат юридических наук, профессор РАЕ

E-mail: dorosh@yandex.ru E-mail: dorosh@yandex.ru

Для цитирования: Дорошенко О.М. Содержание социально-педагогического взаимодействия подразделения полиции по делам несовершеннолетних с социальным педагогом образовательного учреждения. 2/2018. С. 10-14.

Annotation. At the present stage of development of society considered antisocial phenomenon is widespread. Problems in the economy, political reform, lack of healthy public consciousness, proper family education, pedagogical and psychological assistance led to the emergence of juvenile delinquency. In this regard, there is an urgent need to think about the welfare of the younger generation, as well as to take certain measures in the implementation of the tasks of detection, prevention and suppression of socially dangerous acts of minors.

Key words: minor, offense, teacher, interaction, education, method, reception.

В современных условиях наблюдается значительное количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними1, поэтому особо актуальной является проблема организации должного взаимодействия органов внутренних дел и образовательных учреждений с целью проведения своевременных комплексных профилактических мероприятий в подростковой среде.

Эффективность предупреждения и профилактики преступлений, совершаемых несовершеннолетними, зависит от качества взаимодействия подразделений по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) и социального педагога образовательного учреждения. Каждый из данных субъектов профилактики обладает своим набором специфических средств и методов, а

Аннотация. На современном этапе развития общества рассматриваемое антисоциальное явление получило широкое распространение. Проблемы в экономике, политическое реформирование, отсутствие здорового общественного сознания, надлежащего семейного воспитания, педагогической и психологической помощи привели к зарождению преступности несовершеннолетних. В этой связи появляется острая необходимость задуматься о благосостоянии подрастающего поколения, а также принять определенные меры в ходе осуществления задач выявления, предупреждения и пресечения общественно опасных деяний несовершеннолетних.

Ключевые слова: несовершеннолетний, правонарушение, педагог, взаимодействие, образование, метод, прием.

также психолого-педагогических приемов и методов воздействия на несовершеннолетних и их родителей.

Профилактика правонарушении среди подростков - важнейший, если не основной момент социально-педагогической деятельности, охватывающий все аспекты воспитательной среды, включающий в себя непосредственно предупреждение правонарушении и преступлении, но и сопутствующие факторы - социальные вредности современного общества2.

Всемирная организация здравоохранения выделяет три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную профилактику3.

В условиях первичной профилактики осуществляются такие мероприятия, как ликвидация

неблагоприятных условий и повышение устойчивости личности к данным факторам. Первичная профилактика часто проводится среди несовершеннолетних девиантов.

К задачам вторичной профилактики относится выявление и реабилитация нервно-психических нарушений и работа с «группой риска». К примеру, с подростками, которые склонны к формированию делинквентного поведения без проявления его в настоящий период.

Третичная профилактика направлена на решение таких специальных задач, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения. Также третичная профилактика может осуществляться с лицами с уже сформированным делинквентным поведением, у которых может произойти рецидив.

Данные виды профилактической работы тесно связаны между собой, их общей целью является помощь в том, чтобы подростки осознавали свое поведение и его последствия, развивали свои личностные ресурсы, изменяли дезадаптивные формы поведения на адаптивные. При этом важным условием эффективной профилактики является «... собственная мотивация подростков, их желание менять свою жизнь»4.

В научном сообществе уже неоднократно говорится о необходимости установления и регламентации тесного взаимодействия между подразделения полиции по делам несовершеннолетних с социальным педагогом образовательного учреждения.

Так, И.А. Дорфман одним из направлений профилактической деятельности подразделения полиции по делам несовершеннолетних считает осуществление ранней профилактики противоправного поведения подростков в процессе совместной деятельности педагогов (руководителей) общеобразовательных учреждений и специалистов ПДН с учетом особенностей той территории, где расположена конкретная школа, район, в которых обучаются и проживают учащиеся. При этом автор отмечает, что осуществление такой деятельности необходимо уже в начальных классах общеобразовательной школы5.

В качестве задач профилактической работы с подростками, демонстрирующими признаки де-виантного поведения, коллектив авторов, таких как Г.О. Галич, Е.А. Карпушкина, Л.Н. Корчагина, Н.Л. Морозова и Н.В. Тупарева, называют:

- развитие мотивации подростков на изменения, на оптимистичное отношение к окружающему миру, себе, другим людям; на сохранение своего здоровья;

- формирование у подростков навыков социальной поддержки, активизация ресурсов среды (семья, друзья);

- обогащение способов поведения подростков в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных;

- формирование стрессоустойчивости личности, что помогает подросткам избегать употребления химических веществ для снижения напряжения;

- помощь в осознании подростками своих истинных чувств, эмоций, состояний; в осмыслении последствий деструктивного поведения6.

В образовательном учреждении существует своя система предупреждения правонарушении, основанная на опыте работы, который складывается на протяжении длительного времени, черпая все новое, и стараясь сохранить то нужное и ценное, что действенно именно сегодня.

С точки зрения Н.В. Бордовской, в профилактической работе с подростками, необходимыми являются следующие линии поведения педагога:

- умение поставить проблемную ситуацию (к примеру, разбор нравственного выбора в той или иной жизненной ситуации);

- стимулирование к поиску подростками самостоятельных ответов, выводов относительно тех или иных поступков;

- создание доброжелательной атмосферы, основанной на принципах гуманности и саморазви-тия7.

В практическом воплощении это может быть моделирование различных ситуаций сложного жизненного выбора, постановки в молодежном театре, раскрывающие вопросы нравственности, культуры поведения в обществе8.

В рамках нашего исследования особый интерес представляет профилактическая работа, осуществляемая с подростками, в ПДН (подразделения по делам несовершеннолетних), представляющих собой учреждения, которые ведут индивидуальную профилактическую работу с детьми и подростками, совершившими то или иное правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность9.

Подразделениям по делам несовершеннолетних (ПДН) отведено одно из ведущих мест предупреждения преступности несовершеннолетних. ПДН - это специализированные отделы, ведущие работу с несовершеннолетними преступниками, а также беспризорными и безнадзорными подростками.

Данный субъект является специализированным органом, то есть его наиважнейшей целью

является предупреждения преступности несовершеннолетних.

ПДН ОВД является элементом механизма государственной системы профилактики наряду с такими субъектами, как КДН и ЗП, органами образования, здравоохранения, органами по делам молодежи т.д.

Особенность подразделений по делам несовершеннолетних, как субъекта предупреждения преступности несовершеннолетних заключается в активизации воспитательной работы с конкретным подростком, побуждение его к получению образования, занятиям спортом10, все это необходимо для ведения нормального и здорового образа жизни.

В Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации отражена деятельность инспекторов ПДН по проведению профилактической работы в отношении несовершеннолетних, совершивших то или иное правонарушение, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества; в отношении детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении условно осужденных или условно досрочно освобожденных от отбывания наказания подростков11.

Поскольку в последние годы преступность несовершеннолетних возрастает, сотрудники ПДН ОВД должны участить посещение общеобразовательных учреждений и проводить профилактические беседы с несовершеннолетними, как с совершившими преступления, так и с несовершеннолетними, не имеющими отношения к преступному миру, а также проводить беседы с педагогами и родителями несовершеннолетних, чтобы они оказывали воздействие на своих детей, контролировали действия своих детей, занимались их воспитанием, определяли в досуговые центры. Ведь школа и семья также являются субъектами предупреждения преступности несовершеннолетних, но они не специализированы.

Данный орган является без сомнений важным, но не единственным органом системы предупреждения преступности. И он не может предупреждать преступность самостоятельно, без помощи других субъектов системы предупреждения преступности несовершеннолетних. Они должны находиться в тесной взаимосвязи друг с другом, ведь их объединяет общая цель-предупреждение.

Должностные лица, работающие в ПДН, выступают в образовательных учреждениях, в средствах массовой информации по вопросам профи-

лактики правонарушений несовершеннолетних; проводят профилактические рейды и операции по выявлению несовершеннолетних, которые допускают употребление спиртных напитков, наркотических веществ; ведут журнал учета профилактических мероприятий, в котором отражают проведение профилактических рейдов и операций, индивидуально-профилактических мероприятий в отношении несовершеннолетних.

В деятельности ПДН по профилактике противоправного поведения подростков включены следующие аспекты работы12:

1. Грамотная организация социальной среды. Воздействие на социальные факторы способствует предотвращению нежелательного поведения подростков. Это, прежде всего, социальная реклама по формированию здорового образа жизни, практические мероприятия (организация активного отдыха, походы, сплавы).

2. Насыщенное информационно-воспитательное пространство (проведение лекций, тренингов, бесед, направленных на развитие когнитивных процессов подростков для того, чтобы повысить их способность к принятию конструктивных жизненных решений);

3. Социально-оперантная модель обучения. В ПДН данная модель профилактической работы с подростками может быть реализована в тренинге устойчивости к негативному социальному влиянию, тренинге самостоятельного регулирования своего поведения, повышения самооценки, формирования самоопределения подростков, развития позитивных, конструктивных ценностей, социальных навыков взаимодействия.

4. Деятельность по предотвращению и профилактике рецидивов девиантного поведения подростков (создание безопасной школьной среды, регулирование школьной дисциплины). Важным является формирование чувства личной ответственности у подростков. В плане практического воплощения в системе ПДН может быть организовано медиаторство, в котором будут участвовать сами подростки (посредничество сверстников в разрешении споров и конфликтов).

Специалисты ПДН оказывают психолого-педагогическую, социальную, правовую помощь подросткам, которые находятся в сложной жизненной ситуации или хотят найти выход из конфликта; родителям, чьи дети совершили правонарушение, имеют различные формы противоправного поведения и т.д. Отделение по делам несовершеннолетних ведет работу по профилактике семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних:

- выявление семей в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации;

- оформление социального статуса подростков;

- создание социальной истории семьи;

- консультативная работа с семьей и родственниками по социальным вопросам;

- восстановление семейных связей;

- социальный патронаж семей;

Подразделением по делам несовершеннолетних и защите их прав часто пугают непослушных подростков. На самом деле основная функция ПДН воспитательная. Ее сотрудники не только проводят мероприятия, направленные на профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но и оказывают педагогическую, психологическую и юридическую помощь подросткам и их родителям. Именно поэтому образо-

вательное учреждение обязано тесно сотрудничать с данным учреждением.

Такое взаимодействие должно осуществляться путем взаимного информирования о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, а также детерминантах, способствующих совершению какого-либо правонарушения, также о родителях и лицах их замещающих, проведение совместного анализа показателей состояния безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и на основе этого анализа планирование и проведение совместных мероприятий в целях комплексного использования сил и средств.

Схематично модель социально-педагогического взаимодействия подразделения по делам несовершеннолетних и социального педагога общеобразовательного учреждения представлено на рис. 1.

Совместные рейды в ходе межведомственных акций

Участие в советах по профилактике

Проведение консультаций, круглых столов для учащихся и родителей по вопросам воспитания, правого характера

Предоставление информации об учащихся совершивших правонарушение

Разработка и реализация комплекса мероприятий информационно-просветительского и коррекционно-развивающего характера

Результат: снижение количества несовершеннолетних, состоящих на учете в ПДН в условиях общеобразовательного учреждения на основе социально-педагогического взаимодействия устойчивость и благополучие приемных семей, стоящих на социально-педагогическом сопровождении предупреждения и преодоления в них конфликтности

Рис. 1. Модель социально-педагогического взаимодействия подразделения по делам несовершеннолетних и социального педагога общеобразовательного учреждения [разработано автором]

Таким образом, социально-педагогическое взаимодействие подразделения по делам несовершеннолетних и общеобразовательных учреждений в профилактике противоправного поведения подростков представляет собой целостный процесс совместных действий по объединению усилий, направленных на профилактику девиантного поведения, преодолению причин, способствующих отклонениям в поведение, повышению их личностной ответственности за результаты обучения в школе, включение в организационный досуг, а также созданию благоприятной среды жизнедеятельности и воспитания.

Модель взаимодействия подразделений полиции по делам несовершеннолетних с социальным педагогом образовательного учреждения, направлена на создание условий для полноценного личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения несовершеннолетних в школе, семье и социальном окружении.

Социально-педагогическое взаимодействие носит системный, целенаправленный характер и предусматривает интеграцию усилий инспекторов и социальных педагогов в профилактической воспитательной деятельности. В процессе взаимодействия предусматривается участие сотрудников ПДН в воспитательных мероприятиях школы, реализация административного ресурса в работе как с подростками, склонными к нарушениям дисциплины, так и с их родителями.

1 Информационная справка о состоянии преступности несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних // URL: https://astroblduma.ru/uploads/file/InformAnalitStat/2018/ InfPressNes.pdf.

2 Лесовик И.В. Формирование правовой культуры несовершеннолетних субъектами системы профилактики правонарушений [Текст] : монография / И.В. Лесовик, Е.А. Су-

понина. Воронежский институт МВД России. - Воронеж : Воронежский ин-т МВД России, 2018. 78 с.

3 Простакишина Ю.А., Дорошенко О.М. Проблемные вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних. В сб.: Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений. Воронежский институт МВД России. Воронеж, - 2015. - № 7. - С. 211.

4 Девиантное поведение и его профилактика : курс лекций / сост. Н.И. Бумаженко. - Витебск : ВГУ им. П.М. Маше-рова, 2017. 145 с.

5 Байгалиева Ю.Ю. Эффективность межведомственного взаимодействия школы и субъектов системы профилактики по предупреждению безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних // Педагогическое мастерство : материалы VI междунар. науч. конф. М., 2014. С. 221-224.

6 Никитская Е.А., Никитина Е.О. К вопросу о необходимости совершенствования делинквентного поведения несовершеннолетних / Наука и школа. - 2018. - № 5. - С. 182-188.

7 Markova S., Nikitskaya E.A. Coping strategies of adolescents with deviant behaviour. International journal of adolescence and youth. - 2017. Т. 22. - № 1. - С. 36-46.

8 Молчанов С.В. Особенности ценностных ориента-ций личности в подростковом и юношеском возрастах / С.В. Молчанов. - URL: https://elibrary.ru/download/eH-brary_9227836_41424691.pdf (дата обращения: 19.02.2018).

9 Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс. 2018.

10 Яшин В.Н. Особенности правового статуса подразделений по делам несовершеннолетних // Вестник КРУ МВД России. - 2014. - №4 (26). - URL: https://cyberleninka. ru/article/n/osobennosti-pravovogo-statusa-podrazdeleniy-po-delam-nesovershennoletnih (дата обращения: 10.02.2018).

11 Там же.

12 Галич Г.О., Карпушкина Е.А., Корчагина Л.Н., Морозова Н.Л., Тупарева Н.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. -2010. - № 16 (20). - С. 84-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.