Научная статья на тему 'Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних'

Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1000
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / БЕСПРИЗОРНОСТЬ / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ / ИНСПЕКТОР ПДН / СОЦИАЛЬНЫЙ РАБОТНИК / ПРОФИЛАКТИКА / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ДОСУГ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кумышева М. К.

В статье анализируется работа подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и беспризорности. Автором формулируются конкретные предложения по улучшению их деятельности и уменьшению числа беспризорных несовершеннолетних в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

Кумышева М.К. ©

Преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России, кандидат юридических наук

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация

В статье анализируется работа подразделений по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и беспризорности. Автором формулируются конкретные предложения по улучшению их деятельности и уменьшению числа беспризорных несовершеннолетних в нашей стране.

Ключевые слова: несовершеннолетний, беспризорность, безнадзорность, инспектор ПДН, социальный работник, профилактика, реабилитация, досуг.

Разрушение советских социальных институтов и уменьшение роли семьи, как главного института воспитания, привели в 90-е годы к резкому повышению уровня безнадзорности среди несовершеннолетних и как его следствие - к резкому увеличению числа преступлений совершенных несовершеннолетними в России. Детская беспризорность - острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потребность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков.

В ряде случаев беспризорность детей - следствие педагогической беспомощности родителей, их искаженного представления о границах самостоятельности детей, отсутствия контроля за их времяпрепровождением, озабоченности взрослых лишь проблемой удовлетворения естественных и материальных потребностей, нарушение взаимопонимания и доверия между детьми и родителями. Источником ослабления внимания к детям являются ситуации разводов, которые не только травмируют психику ребенка, но и нередко обусловливают разлад с родителями; взаимное недовольство взрослых и детей, стремление последних к автономизации; желание до минимума свести контакты с родными. В 38 статье Конституции говорится о том, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[1]. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Также в Конституции РФ установлено, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

В этот период сфера молодежного досуга оказалась одной из наиболее уязвимых в правовом плане. Ее характерные особенности: отсутствие на федеральном уровне правовой регламентации межсубъектных отношений, неформальный характер контактов подростков, молодежи и педагогов.

Основной нормативно-правовой документ, определяющий роль и место учреждений досуга в сфере профилактической деятельности, - ФЗ от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" [2]. Согласно ст. 24 данного ФЗ, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма

© Кумышева М.К., 2015 г.

осуществляют такие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

1) привлекают несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, способствуют их приобщению к ценностям отечественной и мировой культуры;

2) оказывают содействие специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, специальным учебновоспитательным учреждениям и центрам временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в организации спортивной и культурновоспитательной работы с несовершеннолетними, помещенными в указанные учреждения.

Кроме того, в ч. 2 ст. 17 предусмотрены полномочия собственно молодежных клубов, которые в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) предоставляют социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним;

2) принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно-просветительных и иных мер;

3) разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов[3].

Анализ состояния преступности несовершеннолетних свидетельствует, что значительная часть преступлений совершается подростками, которые не учатся, не работают либо свободное от учебы, работы время тратят попусту.

В основе решения проблемы детской безнадзорности лежит профилактическая работа с семьями, в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении -малообеспеченными, неполными; семьями, где есть безработные, злоупотребляющие алкоголем. Г осударство и общество должны выступить гарантом социальной защищенности этой категории детей, взять на себя обязанности и создать достаточные ресурсы -экономические, социальные, духовные, нравственные - для того, чтобы обеспечить детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, условия для нормальной жизни, учебы, развития личности, профессиональной подготовки, социальной адаптации, компенсируя в определенной степени отсутствие родительской заботы. Одновременно должна решаться стратегическая задача - обеспечение приемлемого уровня жизни семей с детьми, укрепление нравственно-воспитательной функции семьи, что может существенно повлиять на уменьшение численности безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.

Педагогическая профилактика в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) представляет собой систему воспитательных воздействий на подростков, в ходе которых исправляются отклонения в их нравственном развитии и поведении, а также формируются личностные качества, соответствующие социальным и моральным нормам, принятым в обществе, государстве. Особое значение для повышения эффективности деятельности сотрудников ПДН приобретает ранняя профилактика, объектом которой являются подростки, у которых наблюдаются и проявляются отклонения в нравственном развитии и поведении, однако для которых пока не характерно состояние социально-педагогической запущенности, несоответствие поведения основным

общественным требованиям, но некоторые отклонения в их поведении уже вызывают тревогу. Методологическую основу статьи составили современные достижения теории познания. В процессе исследования применялись общефилософский, теоретический, общефилософские методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция, наблюдение, моделирование), традиционно правовые методы (формальнологический), а также методы, используемые в конкретно-социологических исследованиях (статистические, экспертные оценки и др.). Первым направлением совершенствования профилактической деятельности ПДН является осуществление ранней профилактики

противоправного поведения подростков в процессе совместной педагогической деятельности педагогов (руководителей) общеобразовательных школ и сотрудников ПДН с учетом особенностей той территории, на которой расположена конкретная школа, микрорайона, в котором проживают ее учащиеся (экономических, ментальных, природных, культурных и др.). Раннюю профилактику правонарушений и преступлений несовершеннолетних важно начинать уже в начальных классах общеобразовательной школы, проводить ее и с учащимися, и с их родителями[4]. Инспектор ПДН не подменяет сотрудников образовательных учреждений, призванных в силу своих должностных обязанностей проводить работу по профилактике безнадзорности и правонарушений среди учащихся (заместителей директоров по воспитательной работе, по безопасности, а также классных руководителей), а организует свою деятельность в тесном взаимодействии с ними, что ни в коем случае не направлено на ущемление прав несовершеннолетних или вмешательство в учебно-воспитательный процесс[5].

Подразделения по делам несовершеннолетних, служба участковых уполномоченных и другие службы и подразделения органов внутренних дел должны выявлять родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними (подп. 1 п. 1 ст. 21 Федерального закона N 120-ФЗ) [6].

Основная обязанность подразделений по делам несовершеннолетних-предупреждение беспризорности и правонарушений несовершеннолетних., а также оказание на них необходимого воспитательного воздействия. Влияние данного подразделения распространяется не только на самого несовершеннолетнего, но и на его родителей и законных представителей.

Организационной основой деятельности ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений детей и подростков является учет профилактируемого контингента несовершеннолетних и родителей. В связи с этим полиция (п. 5 ч. 3 ст. 17 Закона о полиции) имеет право обрабатывать данные о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.

Формирование указанных банков данных о несовершеннолетних и родителях, а также использование сведений этих банков должно находиться под постоянным ведомственным контролем и соответствующим надзором прокуратуры.

На практике нередки случаи, когда профилактическая работа с несовершеннолетними и их родителями проводится недостаточно активно, формально и, более того, нередко сведения о ее проведении фальсифицируются. Эти факты должны вскрываться в ходе прокурорских проверок[7].

Литература

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"// "Собрание

законодательства РФ", 28.06.1999, N 26, ст. 3177.

3. Качанова О. Организация досуга несовершеннолетних - важнейшее средство профилактики // "Законность", 2006, N 10.

4. Обыденова Т.В. Правовая и педагогическая профилактика в деятельности подразделений по делам несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2014. N 8. С. 832 -837.

5. Помогалова Ю.В. К вопросу о роли школьных инспекторов в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних // Административное право и процесс. 2010. N 4. С. 29 -

33.

6. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О полиции" //"Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.

7. Ережипалиев Д.И. Надзор за исполнением органами внутренних дел законов о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Законность. 2014. N 5. С. 54 - 57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.