Научная статья на тему 'Содержание системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью по направлению "Технология художественной обработки материалов"'

Содержание системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью по направлению "Технология художественной обработки материалов" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ИНЖЕНЕР / ENGINEER / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна

Рассматриваются цели, сущность и содержание подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью. Представлены принципы отбора содержания и требования к педагогическим технологиям подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью.The article deals with purpose, nature and content of the training of engineers to the management of intellectual property. The principles of content selection and the requirements for pedagogical technologies of training engineers to management of intellectual property.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью по направлению "Технология художественной обработки материалов"»

УДК 378

И.В. Вишнякова,

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Содержание системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью по направлению «Технология художественной обработки материалов»

Для решения выявленных проблем и обеспечения высокого качества подготовки выпускников вузов к управлению интеллектуальной собственностью необходим подход, концентрирующий передовой опыт в организации теоретического обучения, проведения практических занятий и развивающий общую концепцию подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью.

Реализация такого подхода возможна, по нашему мнению, на основе многоступенчатой системы образовательного процесса, направленной на освоение обучаемыми на каждой ступени определенного, функционально полного комплекса теоретических знаний и практических навыков управления интеллектуальной собственностью [2-8]. Главными целями этой системы должны быть:

- развитие мотивации на деятельность по управлению интеллектуальной собственностью, а также логических способностей и творческой самостоятельности;

- формирование у обучающихся готовности к управлению интеллектуальной собственностью, которая включает информационную, правовую, экономическую компетенции, а также способности в области управления интеллектуальной собственностью;

Казанский национальный исследовательский технологический университет

- обеспечение соответствия компетенций выпускника современным и перспективным потребностям в сфере ювелирного инновационного производства.

Достижению главных целей должно способствовать решение основной задачи - разработки принципов организации и содержания теоретического и практического обучения управлению интеллектуальной собственностью с учетом преемственности учебных программ, интеграции профессиональной подготов-

ки ювелиров по специальности и подготовки к управлению интеллектуальной собственностью. Разработку структуры и содержания такой подготовки мы раскроем в настоящей статье.

В основу построения структуры обучения и содержания педагогической системы подготовки к управлению интеллектуальной собственностью в процессе подготовки бакалавров по направлению «Технология художественной обработки материалов» (профиль «Технология обработки драгоцен-

© Вишнякова И.В., 2016

ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ВИШНЯКОВА

кандидат технических наук, доцент кафедры методологии инженерной деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: подготовка инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного профессионального образования. Автор более 70 публикаций

Рассматриваются цели, сущность и содержание подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью. Представлены принципы отбора содержания и требования к педагогическим технологиям подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инженер, управление интеллектуальной собственностью.

The article deals with purpose, nature and content of the training of engineers to the management of intellectual property. The principles of content selection and the requirements for pedagogical technologies of training engineers to management of intellectual property. Key words: engineer, intellectual property, management of intellectual property.

ных камней и материалов») были положены следующие принципы.

1. Принцип непрерывности, т.е. непрерывное повышение уровня знаний, приобретаемых в процессе обучения в бакалавриате, расширение теоретической базы и адаптация ее к профильной подготовке и деятельности по управлению интеллектуальной собственностью на ювелирном производстве, нахождение основы для постоянного совершенствования и самообразования.

2. Принцип опережающего образования. Принципы отбора содержания и методики обучения деятельности по управлению интеллектуальной собственностью должны обеспечить формирование современных представлений об инженерной деятельности на ювелирном производстве и о роли управления интеллектуальной собственностью в ней.

3. Принцип модульности. Позволяет структурировать содержание обучения на основе единства целей и задач, реализовывать дифференцированное обучение внутри каждого модуля, сохраняя межпредметные связи между модулями. Содержание модулей может меняться и обновляться.

4. Принцип инвариантности. Виды, способы, экономические механизмы деятельности по управлению интеллектуаль-

ной собственностью не зависят от сферы деятельности предприятия. Поэтому при подготовке содержания обучения можно выделить интегративные виды деятельности.

5. Принцип прикладной направленности подготовки. Позволяет получить опыт управления интеллектуальной собственностью в процессе работы над дипломными работами и прохождения производственной практики в обществе с ограниченной ответственностью «Алмаз-холдинг». Все это необходимо для того, чтобы создать навыки прак-тико-ориентированных действий для осуществления деятельности по управлению интеллектуальной собственностью.

В образовательном учреждении содержание образования -это содержание деятельности обучающихся в ходе образовательного процесса. Оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. А содержание каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в рабочих программах.

Исходя из предложенной структуры готовности к деятельности по управлению интеллектуальной собственностью и на основании приведенных выше принципов отбора содержания обучения построим унифицированную

структуру системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в бакалавриате для направления подготовки «Технология художественной обработки материалов» (профиль «Технология обработки драгоценных камней и материалов»).

Нами был произведен анализ предметного содержания рабочих программ по курсам, входящим в методическую систему, а также психолого-педагогической и методической литературы по инженерным специальностям. Из совокупности известных психолого-педагогических концепций, педагогических технологий, форм и методов обучения были отобраны те, которые наиболее полно отвечают поставленным задачам подготовки к управлению интеллектуальной собственностью, уровню подготовленности студентов, а также требованиям, предъявляемым к педагогическим технологиям. Приведем их:

- соответствие разработанной системы концепциям, реалиям и возможностям вуза;

- достаточная систематичность и системная совместимость с имеющимся педагогическим процессом;

- достаточная управляемость технологий, наличие диагностического инструментария для ее обеспечения;

- воспроизводимость - опыт применения технологий в однотипных условиях.

Нами были проанализированы действующие стандарты по направлению подготовки «Технология художественной обработки материалов» (профиль «Технология обработки драгоценных камней и материалов»), а также государственные образовательные стандарты нового поколения. Содержание циклов определялось на уровне названия дисциплины и примерного состава вопросов и понятий, которые необходимо раскрыть в этих дисциплинах.

В стандарте устанавливается также система мониторинга свойств и качеств, уровня усвоения знаний, умений, навыков, компетенций по завершении каждого этапа учебного плана.

Организация соответствующей подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью требует формирования соответствующей методической базы. Специфика обучения управлению интеллектуальной собственностью состоит в том, что сам предмет изучения характеризуется высокой динамикой, сложностью, многодисциплинарно-стью. Для установления последовательности изучения дисциплин, составляющих основу подготовки к управлению интеллектуальной собственностью, их взаимосвязи с дисциплинами, определяющими содержание профессиональной подготовки инженера, а также построения логико-структурной схемы обучения, необходимо определить, какие виды, способы, средства деятельности по управлению интеллектуальной собственностью будут изучаться в рамках проектируемой системы. Объектами изучения в системе подготовки к управлению интеллектуальной собственностью выбраны следующие виды (по способам, средствам) инженерной деятельности: производственно-технологическая, проектно-кон-структорская, организационно-управленческая, научно-исследовательская, изобретательская.

Следующая задача - разработка учебных планов, подготовка соответствующего учебно-методического обеспечения, которые должны отражать сквозную подготовку к управлению интеллектуальной собственностью, выбор технологий обучения. В учебном плане сформулированы основные цели и задачи. Проектирование учебного плана базировалось на следующих принципах:

- научности в выборе преподаваемых дисциплин: выбор дис-

циплин, направленных на формирование готовности к управлению интеллектуальной собственностью осуществляется на основе глубокого и системного анализа уровня и перспектив развития науки. При этом возникает постоянная необходимость обновления содержания образования путем внедрения в учебный план дисциплин, отражающих современное состояние науки;

- системности, открывающей возможность подразделить конечную цель и весь целостный образовательный процесс подготовки к управлению интеллектуальной собственностью инженеров на подсистемы (модули) в виде законченных этапов;

- целостности и полноты, позволяющих представить всю полноту структуры и содержания процесса управления интеллектуальной собственностью, адекватно отражающих целостную структуру и содержание опережающей подготовки инженера в соответствии с требованиями ювелирного производства, прогресса, экономической ситуации;

- единства функций, предполагающего сосредоточение образовательной, воспитательной, производственной деятельности, форм организации, методов и средств обучения, обеспечения нормативного сопровождения и участия образовательных учреждений на главной конечной цели -подготовке специалистов, способных успешно содействовать инновационной деятельности и управлению интеллектуальной собственностью;

- воспроизводимости, выражающейся в периодическом обновлении проектируемой системы профессиональной подготовки к управлению интеллектуальной собственностью, благодаря чему может быть достигнуто непрерывное отражение в учебном, воспитательном, производственном процессах подготовки инженеров к управлению интеллектуальной

собственностью изменений, происходящих в законодательстве по интеллектуальной собственности, в технике, технологиях;

- интеграции, ориентирующей на взаимосвязь и взаимодействие этапов подготовки к управлению интеллектуальной собственностью, интеграцию образовательной, воспитательной, практической деятельности и адекватных им форм организации, методов и средств обучения;

- систематизации, т.е. обеспечения строгой и последовательной систематизации содержания всех этапов системы подготовки к управлению интеллектуальной собственностью, позволяющей обеспечить ее логическую завершенность;

- преемственности различных этапов системы подготовки путем превращения процесса подготовки к управлению интеллектуальной собственностью в процесс непрерывного развития личности методами и средствами учебно-воспитательной деятельности.

Содержание многоуровневой подготовки студентов к управлению интеллектуальной собственностью включает следующие взаимопроникающие этапы.

На первом этапе (1-2-й курсы) изучаются дисциплины общегуманитарной и естественнонаучной подготовки. На этом этапе происходит осмысление, объяснение окружающего мира, инженерной деятельности и роли управления интеллектуальной собственностью в ней.

На втором этапе (2-3-й курсы) изучается блок общепрофессиональных дисциплин, которые позволяют формировать общепрофессиональное представление о сфере будущей инженерной деятельности и управления интеллектуальной собственностью.

На третьем этапе (3-4-й курсы) изучается блок специальных дисциплин и специализаций,который позволяет формировать профес-

сиональные познания инженерной деятельности.

На четвертом этапе (3-4-й курсы) изучаются дисциплины права, планирования и управления, экономики. Они обеспечивают усвоение основных законов и правил инженерной деятельности.

На пятом этапе (4-й курс) изучаются дисциплины «Мастерство» и «Основы автоматизированного проектирования ювелирных изделий», которые позволяют получить опыт управления интеллектуальной собственностью (на стадии разработки ювелирного изделия студенты проводят патентные исследования с целью создания охраноспособ-

ного объекта интеллектуальной собственности)[1].

Шестой этап отводится производственной практике в обществе с ограниченной ответственностью «Алмаз-холдинг». В это время происходит адаптация бакалавров к условиям реального производства. Студенты изучают способы управления интеллектуальной собственностью, патенты, полученные этим предприятием.

Седьмой этап посвящен разработке дипломных проектов бакалаврами. В этот период происходит самостоятельное управление интеллектуальной собственностью при выполнении дипломного проекта, которое включает прове-

дение патентных исследований по теме дипломного проекта, научно-исследовательскую работу над дипломным проектом, расчет экономического эффекта и в некоторых случаях - оформление заявки на патент. На этом этапе роль преподавателя заключается в консультировании бакалавров.

Таким образом, изложенные в настоящей статье теоретические положения создают предпосылки для формирования готовности будущих инженеров-ювелиров к управлению интеллектуальной собственностью в процессе обучения в бакалавриате. Наш опыт может быть использован и в других учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминова Г.А., Вишняков В.М., Лапин И.В. Подготовка ювелиров в системе высшего профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-3. С. 54-56.

2. Вишнякова И.В. Концептуальные основы системы профессиональной подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью // Вестник Казанского государственного технологического университета. 2009. № 6. С. 354-357.

3. Вишнякова И.В. Основные принципы и механизмы реализации контекстного подхода при подготовке инженеров к управлению интеллектуальной собственностью // Высшее образование сегодня. 2012. № 4. С. 41-43

4. Вишнякова И.В. Подготовка студентов к управлению интеллектуальной собственностью в техническом вузе // Казанский педагогический журнал. 2010. №1 (79). С. 53-58.

5. Вишнякова И.В. Организационно-педагогические условия становления правовой подготовки инженеров в области управления интеллектуальной собственностью // Образование и саморазвитие. 2010. № 2(18). С. 168-173.

6. Вишнякова И.В. Организационно-педагогические условия становления экономической подготовки инженеров в области управления интеллектуальной собственностью // Образование и саморазвитие. 2010. № 5(21). С. 109-113.

7. Вишнякова И.В. Организационно-педагогические условия становления компетентности инженера в области менеджмента интеллектуальной собственности // Высшее образование сегодня. 2010. № 10. С. 27-29.

8. Вишнякова И.В. Подготовка инженеров с использованием высоких технологий // Высшее образование сегодня. 2011. № 5. С. 12-14.

LITERATURA

1. Aminova G.A., VishnjаkovV.M., LapinI.V. Podgotovka yuvelirov v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015. № 8-3. S. 54-56.

2. VishnjаkovaI.V. Konceptual'nye osnovy sistemy professional'noj podgotovki inzhenerov k upravleniyu intellektual'noj sobstvennost'yu // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2009. № 6. S. 354-357.

3. Vishnjаkova I.V. Osnovnye principy i mehanizmy realizacii kontekstnogo podhoda pri podgotovke inzhenerov k upravleniyu intellektual'noj sobstvennost'yu // Vysshee obrazovanie segodnja. 2012. № 4. S. 41-43

4. Vishnjаkova I.V. Podgotovka studentov k upravleniyu intellektual'noj sobstvennost'yu v tehnicheskom vuze // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2010. № 1 (79). S. 53-58.

5. Vishnjаkova I.V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija stanovlenija pravovoj podgotovki inzhenerov v oblasti upravlenija intellektual'noj sobstvennost'yu // Obrazovanie i samorazvitie. 2010. № 2(18). S. 168-173.

6. Vishnjаkova I.V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija stanovlenija yekonomicheskoj podgotovki inzhenerov v oblasti upravlenija intellektual'noj sobstvennost'yu // Obrazovanie i samorazvitie. 2010. № 5(21). S. 109-113.

7. Vishnjаkova I.V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija stanovlenija kompetentnosti inzhenera v oblasti menedzhmenta intellektual'noj sobstvennosti // Vysshee obrazovanie segodnja. 2010. № 10. S. 27-29.

8. Vishnjаkova I.V. Podgotovka inzhenerov s ispol'zovaniem vysokih tehnologij // Vysshee obrazovanie segodnja. 2011. № 5. S. 12-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.