Научная статья на тему 'Основные противоречия в подготовке студентов, обучающихся по профилю "Керамика" (по материалам патентных исследований)'

Основные противоречия в подготовке студентов, обучающихся по профилю "Керамика" (по материалам патентных исследований) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ИНЖЕНЕР / ENGINEER / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT / ПАТЕНТ / PATENT / ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / PATENT RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминова Г.А., Вишнякова И.В., Шайхетдинова Р.С.

Рассматриваются противоречия в подготовке студентов, обучающихся по профилю «Керамика». Предлагается внести в содержание подготовки студентов темы, раскрывающие возможные пути управления структурами материалов с целью повышения надежности керамических изделий. Такой подход позволит студентам разрабатывать новые технические решения, которые впоследствии могут быть запатентованы.The article discusses the contradictions in the training of students in «Ceramics». It is proposed to amend the contents of training students of the topic, revealing the possible ways of controlling the structures of materials with the aim of improving the reliability of ceramic products. This approach will allow students to develop new technical solutions that can then be patented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аминова Г.А., Вишнякова И.В., Шайхетдинова Р.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные противоречия в подготовке студентов, обучающихся по профилю "Керамика" (по материалам патентных исследований)»

УДК 378

Г.А. Аминова, И.В. Вишнякова, Р.С. Шайхетдинова,

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Основные противоречия в подготовке студентов, обучающихся по профилю «Керамика» (по материалам патентных исследований)

Керамика, или так называемая техническая керамика, применяется во многих отраслях промыш-лености.

Она широко используется в электрической и радиоэлектронной промышленности для изготовления диэлектрических, полупроводниковых, пьезоэлектрических, магнитных, металлокерамических и других изделий, в стоматологии - для «ремонта» костных тканей в случае их частичной утраты. Керамика применяется и в бронежилетах, которые состоят из керамических пластин, прикрепленных к алюминиевым подкладкам. Такое сочетание материалов способно гасить энергию высокоскоростных поражающих материалов (пуль, снарядов) и др. [9].

Проблеме преподавания дисциплины «Материаловедение и технология конструкционных материалов» посвящены диссертационные работы А.А. Измайловой, С.А. Баляевой, Н.А. Клещевой, Н.Д. Коваленко, Л.В. Масленниковой, Э.В. Майкова, Л.Г. Нартовой, С.Ф. Родионова и др. Однако исследований в области образования кадров по материаловедению и технологии конструкционных материалов для специальности «Художественная обработка материалов» по профилю подготовки «Керамика» практически нет. Поэтому, возможно, существует противоречие между стоящими на современном этапе задачами подготовки будущих инженеров-керамистов и отсутствием модели

Казанский национальный исследовательский технологический университет

методической системы обучения материаловедению и технологии конструкционных материалов, которая характеризовалась бы фундаментальностью, целостностью, направленностью на формирование познавательной и творческой активности инженера этого профиля.

Анализ учебного процесса по материаловедению и технологии конструкционных материалов вскрыл и некоторые другие противоречия:

- с одной стороны, необходимость построения образовательного процесса в соответствии с современными научными подходами к структуре и свойствам

материалов (от микроструктуры к макросвойствам), обеспечивающего целостность восприятия студентами научной сущности материаловедения, развитие современного научно-технического мышления, использование в образовательном процессе новейших изобретений, проведение патентных исследований на практических занятиях, а с другой -практика обучения, проявляющаяся в предметной ориентации, недостаточности межпредметных связей, слабой преемственности учебных курсов различных циклов и отсутствие их направленности на решение проблем производства керамических изделий;

© Аминова Г.А., Вишнякова И.В., Шайхетдинова Р.С., 2017

L «

ГУЗЕЛЬ

АБДУЛ-БАРИЕВНА АМИНОВА

доктор технических наук, профессор, заведующая кафедрой технологии конструкционных материалов Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: инженерная педагогика, технологии обработки материалов, химическая промышленность. Автор более 100 публикаций

ИРИНА

ВЯЧЕСЛАВОВНА

ВИШНЯКОВА

кандидат технических наук, доцент кафедры методологии инженерной деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: подготовка инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного профессионального образования. Автор более 70 публикаций

РАМИЛЯ САИДАШЕВНА ШАИХЕТДИНОВА

старший преподаватель кафедры технологии конструкционных материалов Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: инженерная педагогика, технологии обработки материалов, химическая промышленность. Автор более 30 публикаций

Рассматриваются противоречия в подготовке студентов, обучающихся по профилю «Керамика». Предлагается внести в содержание подготовки студентов темы, раскрывающие возможные пути управления структурами материалов с целью повышения надежности керамических изделий. Такой подход позволит студентам разрабатывать новые технические решения, которые впоследствии могут быть запатентованы.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инженер, управление интеллектуальной собственностью, патент, патентные исследования.

The article discusses the contradictions in the training of students in «Ceramics». It is proposed to amend the contents of training students of the topic, revealing the possible ways of controlling the structures of materials with the aim of improving the reliability of ceramic products. This approach will allow students to develop new technical solutions that can then be patented.

Key words: intellectual property, engineer, intellectual property management, patent, patent research._

- с одной стороны, высокий, не только прикладной, но и научный потенциал дисциплины «Материаловедение и технологии конструкционных материалов» - теории дислокаций, пластичности, сплавов как термодинамической системы и др., с другой - недостаточное использование этого потенциала в системе подготовки инженера к производству керамических изделий;

- с одной стороны, стремление к интеграции материаловедения и технологии конструкционных материалов с циклом специальных дисциплин, изучаемых по профилю «Керамика», с другой - фрагментарное и репродуктивное построение курсов материаловедения и технологии конструкционных материалов.

Эти противоречия обуславливают актуальность нашего исследования.

Исходя из изложенного выше в настоящем исследовании ста-

вится цель - разработать методику обучения материаловедению и технологии конструкционных материалов студентов, обучающихся по профилю «Керамика», принципиально новую по содержанию и адекватную будущему развитию материаловедения как направления, профессионально ориентированного на решение проблемы повышения надежности материалов. В частности, при обучении материаловедению должны подробно раскрываться дислокационно-структурный механизм разрушения материалов и возможности релаксационных и рекристалли-зационных процессов в условиях производства и эксплуатации. В учебном процессе нужно активно использовать патентные исследования для изучения новейших изобретений в области материаловедения. Будущим специалистам необходимо показать возможные пути управления структурой материалов с целью повышения надежности керамических изделий. Это позволит студентам в процессе обучения разрабатывать новые технические решения, которые впоследствии могут быть запатентованы.

Студенты изучают материаловедение и технологии конструкционных материалов

Проблема исследования заключается в поиске ответа на вопрос: «Какой должна быть методическая система преподавания дисциплины "Материаловедение и технологии конструкционных материалов" в техническом вузе, которая бы способствовала не только повышению качества подготовки будущих инженеров, обучающихся по профилю "Керамика", но и решению профессиональных проблем и задач по управлению интеллектуальной собственностью?»

Объектом исследования является процесс обучения студентов, обучающихся по профилю «Керамика», материаловедению и технологии конструкционных материалов в современных условиях.

Методологическую основу исследования составляют деятель-ностный и контекстный подходы. Использование этих подходов применительно к инженерному образованию отражено в списке литературы [2-8, 10].

Таким образом, как уже отмечалось, было выявлено противоречие

между стоящими на современном этапе задачами подготовки будущих инженеров-керамистов и отсутствием модели методической системы обучения материаловедению и технологии конструкционных материалов, которая характеризовалась бы фундаментальностью, целостностью, направленностью на формирование познавательной и творческой активности инженера этого профиля. Между тем в наши дни необходимы квалифицированные кадры, способные выполнять разработки на уровне изобретений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминова Г.А., Вишняков В.М., Лапин И.В. Подготовка ювелиров в системе высшего профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-3. С. 54-56.

2. Вишнякова И.В. Концептуальные основы системы профессиональной подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью // Вестник Казанского государственного технологического университета. // Вестник Казанского государственного технологического университета. 2009. № 6. С. 354-357.

3. Вишнякова И.В. Основные принципы и механизмы реализации контекстного подхода при подготовке инженеров к управлению интеллектуальной собственностью // Высшее образование сегодня. 2012. № 4. С. 41-43.

4. Вишнякова И.В. Подготовка студентов к управлению интеллектуальной собственностью в техническом вузе // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1 (79). С. 53-58.

5. Вишнякова И.В. Организационно-педагогические условия становления правовой подготовки инженеров в области управления интеллектуальной собственностью // Образование и саморазвитие. 2010. № 2(18). С. 168-173.

6. Вишнякова И.В. Организационно-педагогические условия становления экономической подготовки инженеров в области управления интеллектуальной собственностью // Образование и саморазвитие. 2010. № 5(21). С. 109-113.

7. Вишнякова И.В. Организационно-педагогические условия становления компетентности инженера в области менеджмента интеллектуальной собственности // Высшее образование сегодня. 2010. № 10. С. 27-29.

8. Вишнякова И.В. Подготовка инженеров с использованием высоких технологий // Высшее образование сегодня. 2011. № 5. С. 12-14.

9. URL: http://keramoblog.com/interesnye-fakty-o-gline/texnicheskaya-keramika primenenie-keramiki-v-promyshlennosti/ (дата обращения: 10.12.2016).

10. Vishniacova I.V. Preparing Engineers for Intellectual Property Management // 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning. Kazan. 25-27 September. 2013. 790 P.

LITERATURA

1. Aminova G.A., Vishnjаkov V.M., Lapin I.V. Podgotovka yuvelirov v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015. № 8-3. S. 54-56.

2. Vishnjаkova I.V. Konceptual'nye osnovy sistemy professional'noj podgotovki inzhenerov k upravleniyu intellektual'noj sobstvennost'yu // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2009. № 6. S. 354-357.

3. Vishnjаkova I.V. Osnovnye principy i mehanizmy realizacii kontekstnogo podhoda pri podgotovke inzhenerov k upravleniyu intellektual'noj sobstvennost'yu // Vysshee obrazovanie segodnja.2012. № 4. S. 41-43.

4. Vishnjаkova I.V. Podgotovka studentov k upravleniyu intellektual'noj sobstvennost'yu v tehnicheskom vuze // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2010. № 1 (79). S. 5358.

5. Vishnjаkova I.V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija stanovlenija pravovoj podgotovki inzhenerov v oblasti upravlenija intellektual'noi sobstvennost'yu // Obrazovanie i samorazvitie. 2010. № 2(18). S.168-173.

6. Vishnjаkova I.V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija stanovlenija yekonomicheskoj podgotovki inzhenerov v oblasti upravlenija intellektual'noj sobstvennost'yu // Obrazovanie i samorazvitie. 2010. № 5(21). S. 109-113.

7. Vishnjаkova I.V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija stanovlenija kompetentnosti inzhenera v oblasti menedzhmenta intellektual'noj sobstvennosti // Vysshee obrazovanie segodnja.2010. № 10. S. 27-29.

8. Vishnjаkova I.V. Podgotovka inzhenerov s ispol'zovaniem vysokih tehnologii // Vysshee obrazovanie segodnja. 2011. № 5. S. 12-14.

9. URL: http: // keramoblog.com/interesnye-fakty-o-gline/texnicheskaya-keramika primenenie-keramiki-v-promyshlennosti/ (data obrashhenija: 10.12.2016).

10. Vishniacova I.V. Preparing Engineers for Intellectual Property Management // 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning. Kazan. 25-27 September. 2013. 790 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.