УДК 378.4
МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
И.В. Вишнякова
Казанский национальный исследовательский технологический университет,
г. Казань, Россия
Резюме: В статье раскрываются особенности педагогической системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью. Подробно описаны этапы экспериментальной проверки эффективности разработанной педагогической модели подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью. Раскрыта методика обучения, основанная на использовании контекстного подхода, согласно которой воссоздаются контуры будущей профессиональной деятельности, ориентированные на подготовку инженеров, способных выполнять разработки на уровне изобретений.
Ключевые слова: инженер, интеллектуальная собственность, управление интеллектуальной собственностью, контекстный подход, бакалавриат, эксперимент.
METHODOLOGY AND RESULTS OF EXPERIMENTAL APROBATION OF THE
SYSTEM OF BACHELOVER TRAINING TO INTELLECTUAL PROPERTY
MANAGEMENT
I.V. Vishniacova
Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia
Abstract: The article reveals the peculiarities of the pedagogical system of training engineers for the management of intellectual property. The stages of experimental verification of the effectiveness of the developed pedagogical model of training an engineer for the management of intellectual property are described in detail. The is shown method of learning based on contextual approach, according to which in the learning process recreated the contours of future professional activity, which is focused on training of engineers capable of performing at the level of development of inventions.
Keywords: engineer; intellectual property; management of intellectual property, contextual approach, bachelor, experiment.
В современных условиях необходимо ускорение инновационных процессов с целью создания новой конкурентоспособной продукции [1^4]. Соответственно необходима подготовка инженерных кадров, ориентированная на создание, освоение и использование новшеств. Нами предложена педагогическая система подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью, интегрированная в подготовку по конкретной специальности, направлению на этапе обучения в бакалавриате [5^8].
Для определения эффективности подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью были использованы следующие диагностические методы исследования:
включенное наблюдение, опрос, интервьюирование, беседы, корреляционный анализ, педагогический эксперимент, сравнение, сопоставление, тестирование, задания-ситуации [7].
Рассмотрим более подробно особенности применения вышеперечисленных методов и методик диагностики в процессе организации опытно-экспериментальной работы. Для получения обратной связи со студентами нами применялись устные и письменные опросы. Это позволяло выявить предпочтения обучающихся, получить представление о мнении и отношении к тем или иным событиям.
Неотъемлемым элементом диагностики являлось анкетирование. Так, благодаря анкетированию были определены темы, интересующие студентов и внесены изменения в содержание лекционных и практических занятий (были добавлены темы: менеджмент интеллектуальной собственности, коммерциализация интеллектуальной собственности). Кроме того, содержание дисциплины было переработано через призму направления и профиля подготовки бакалавров. Содержание дисциплины составили темы: 1) правовые основы охраны интеллектуальной и промышленной собственности; особенности реализации авторского права в глобальной сети Интернет; 2) международные соглашения в области интеллектуальной собственности; 3) экономика интеллектуальной собственности; 4) патентная информация, патентные исследования при создании охраноспособной, конкурентнопособной техники и технологий; коммерциализация изобретений.
Для активизации познавательной деятельности во время занятия преподаватель формулирует проблему по изучаемой теме, а студенты предлагают пути решения. Преподаватель выступает в роли модератора и контролирует процесс обсуждения, побуждает высказывать различные мнения. Методологическую основу обучения составляет контекстный подход [1]. Использование данного подхода применительно к инженерному образованию приведено в работах [2^4].
На кафедре методологии инженерной деятельности были разработаны и утверждены регламент проведения занятий, контрольные задания, а также вопросы для тестирования. Важную роль в обучении отводится самостоятельной работе. Каждое занятие завершается списком контрольных вопросов и заданий-ситуаций. Студенты самостоятельно, используя материал лекции и рекомендованную литературу, готовят ответы, и следующее занятие начинается с обсуждения. Для выполнения контрольных заданий используются учебные пособия, справочная литература. В качестве рубежного контроля использовались тесты и беседы, которые позволяют выявить умение анализировать и делать выводы по изученной теме. Такой контроль позволяет не только контролировать формальное запоминание материала, но и уровень владения темой.
Практические занятия проводятся с элементами учебно-исследовательской работы студентов [9; 10]. Для выполнения работы необходимо провести патентные исследования и подготовить инвестиционное предложение, которое представляется в виде презентации с использованием мультимедийных средств.
Согласно Вербицкому [11], контекстным является обучение, в котором с помощью всей системы форм, методов и средств обучения в учебной деятельности последовательно воссоздается предметное и социальное содержание деятельности инженера. В этой связи обучающей площадкой выступал коллектив. В нашем исследовании были использованы методы нетрадиционного плана. Нетрадиционность диагностического подхода состояла в том, что социальный контекст деятельности инженера моделировался и оценивался сквозь призму применяемых в учебном процессе дидактических методов (проекты, решение задач на ситуации и т.д.) во взаимодействии с организациями, составляющими инфраструктуру рынка интеллектуальной собственности.
Для определения эффективности предложенной педагогической системы были определены контрольные и экспериментальные группы. В качестве одного из методов диагностики использовались тесты, разработанные Бовиным А.А., Чередниковой Л.Е. [12]. Порядок проведения диагностических срезов, выбор диагностических средств для их
осуществления были обусловлены целью, задачами и содержанием того или иного этапа внедрения экспериментальной образовательной программы.
Эксперимент проходил в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе нами исследована литература по подготовке инженеров к управлению интеллектуальной собственностью, учебные планы и обнаружено, что образовательный процесс недостаточно ориентирован на такую подготовку, также были созданы основные элементы модели подготовки к управлению интеллектуальной собственностью и проведен констатирующий эксперимент. Констатирующий эксперимент позволил выявить степень сформированное™ представлений об интеллектуальной собственности в самом начале обучения и жизненные приоритеты обучающихся.
Содержанием основного (формирующего) этапа экспериментального исследования явилась апробация педагогической системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью и основных путей и педагогических условий ее совершенствования. На втором формирующем этапе опытно-экспериментальной работы было проведено два среза. Первый был организован с целью выявления логических способностей и личностных предпосылок к ведению инженерной деятельности по управлению интеллектуальной собственностью. Были использованы задания - ситуации в области права интеллектуальной собственности и задания на проведение патентных исследований.
Второй срез был проведен в тех же группах с применением задания практической направленности - подготовить отчет по теме и представить перспективное изобретение как инвестиционное предложение, но на более старшей ступени обучения, и позволял выявить уровень творческой самостоятельности и готовность к управлению интеллектуальной собственностью.
Заключительный этап эксперимента заключался в обработке полученных результатов, их анализе и сопоставлении. В результате были сформулированы выводы и практические рекомендации, внедренные в подготовку инженеров к управлению интеллектуальной собственности.
Итак, нами разработаны компоненты сформированности готовности к управлению интеллектуальной собственностью:
- содержательно-процессуальный компонент, его показатели: объем знаний в области менеджмента интеллектуальной собственности и методологии этой деятельности, знания и умения организации и планирования работы в области интеллектуальной собственности (рис. 1);
- потребностно-мотивационный компонент. Его показатели: наличие потребности в творческой деятельности по управлению интеллектуальной собственностью (рис. 2);
- деятельностный компонент. Его показатели: опыт проявления компетентности в области управления интеллектуальной собственности в разнообразных ситуациях (рис.3).
В соответствии с разработанными компонентами и показателями в исследовании были обозначены уровни (высокий, средний, низкий) сформированности компетентности, позволявшие в дальнейшем судить о динамике происходивших изменений в экспериментальных группах. Выделенные три уровня дифференцируются следующим образом.
Высокий уровень подтверждает готовность студентов к деятельности по управлению интеллектуальной собственности и выражается в показателях качественного освоения профессиональной образовательной программы, достаточной сформированности личностных и профессиональных компетенций и творческой самостоятельности инженера в области управления интеллектуальной собственности.
Средний уровень сформированности у обучающихся компетенций по управлению интеллектуальной собственности в большей степени свидетельствует об их направленности на организацию и ведение деятельности по вопросам управления интеллектуальной собственности, носящей репродуктивный характер (по образцу).
Низкий уровень характерен для той части обучающихся, у которой более низкие показатели освоенности знаний, умений и навыков в области управления интеллектуальной собственности» [8].
В эксперименте принимали участие студенты ряда факультетов КНИТУ. В данной статье приведены результаты эксперимента, проведенного на факультете управления и автоматизации КНИТУ Контрольную группу составляли студенты--бакалавриаты направления подготовки «Информатика и вычислительная техника», обучавшиеся в традиционных условиях подготовки (55 чел.) Экспериментальную группу составляли студенты-бакалаврианты направления подготовки «Информатика и вычислительная техника», обучавшиеся в разработанных педагогических условиях (57 чел.). Начальные уровни представлений студентов об интеллектуальной собственности обеих групп были одинаковыми.
высокий средний низкий
Рис. 1. Распределение студентов по уровням сформированности содержательно -процессуального компонента (контрольная группа — темный цвет; контрольная — светлый)
высшим средни тзи«
Рис. 2. Распределение студентов по уровням сформированности потребностно -мотивационного
компонента
высший срвднй ШЗПЛ
Рис. 3. Распределение студентов по уровням сформированности деятельностного компонента
Поскольку структура и содержание обучения, методическое обеспечение дисциплин, личностный фактор преподавателей, система оценок успеваемости были для обеих групп одинаковыми, то можно сделать вывод, что главной причиной, по которой уровень обученности студентов в области интеллектуальной собственности в экспериментальной группе выше, является использование контекстного подхода в обучении. Ключевыми элементами учебно-воспитательного процесса согласно предложенной автором системе является моделирование содержательного и социального аспектов будущей профессиональной деятельности по управлению интеллектуальной собственностью (контекстный подход). В процессе анализа ситуаций в области права интеллектуальной собственности, оформления и презентации инвестиционного предложения обучающийся формируется как специалист и член будущего коллектива. Благодаря вовлечению патентоведов, патентных поверенных в образовательный процесс налаживаются необходимые контакты и воссоздаются ситуации и фрагменты деятельности по управлению интеллектуальной собственностью, отношения занятых в нем людей. Итак, на кафедре «Методология инженерной деятельности» КНИГУ в течение ряда лет ведется научно -исследовательская работа по теме подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью. Одним из результатов этой работы являются обновление содержания рабочих программ, разработка новых подходов к обучению. В основу обучения положен контекстный подход, согласно которому в процессе обучения воссоздаются контуры будущей профессиональной деятельности и ориентирована на подготовку инженеров, спо собных выполнять разработки на уровне изобретений.
Литература
1. Шультайс Я.В. Интеграция образования, науки и производства на базе высшего учебного заведения / В сборнике «Современные концепции научных исследований». Материалы 1УМеждународной научно-практической конференции. Нижегородский филиал МИИТ; Под редакцией Н.В. Пшениснова. 2015. С. 196-199.
2. Кобзева Т.Н., Кадыкова С.И. Профессионально-ориентированные технологии в подготовке специалистов строительных специальностей // Инженерно -строительный вестник Прикаспия. 2013. Г. 2. № 3 (6). С. 108-110.
3. Амиров А.Ф., Шайдуллина Р.М. Экономическая и трудовая социализация студентов в образовательном процессе технического вуза. Уфа, 2014.
4. Линьков А.Я. Соколова В.В. Организационно-правовое обеспечение коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности университетов (зарубежная и российская практика) // Экономика и управление. 2012. № 9 (83) С. 63-69.
5. Вишнякова И.В., Аминова Г.Б., Шайхетдинова Р.С., Вишняков В.М. О концептуальных основах подготовки инженеров по направлению «Технология художественной обработки материалов» к управлению интеллектуальной собственностью во время производственной правктики // Высшее образование сегодня. 2016. № 10. С. 47-49.
6. Аминова Г.А., Вишняков В.М., Лапин И.В. Подготовка ювелиров в системе высшего профессионального образования //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-3. С. 54-56.
7. Вишнякова И.В. Содержание системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью по направлению «Технология художественной обработки материалов» // Высшее образование сегодня. 2016. № 9. С. 28-31.
8. Vishniacova I.V. Preparing Engineers for Intellectual Property Management. // В сборнике: 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning ICL 2013, 2013. C. 765
9. Djakonov G.S., Ivanov V.G., Kondratyev V.V. The Concept of Preparation of Engineering Shots in the Field of Chemical Technologies / 15th International Conference on Interactive Collaborative Learning and 41st International Conference on Engineering Pedagogy, 2012. Villach, Austria.
10. Макарова С.В., Степанова Н.Р. Социальная ответственность федерального университета как фактор консолидации развития региона // European Social Science Journal. 2012. № 7 (23). С. 74-79.
11. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.
12. Бовин А.А, Чередникова Л.Е. Интеллектуальная собственность: экономический аспект: учебное пособие. М: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2001. 216 с.
Автор публикации
Вишнякова Ирина Вячеславовна - канд. техн. наук, доцент кафедры «Методология инженерной деятельности» Казанского государственного технологического университета. E-mail: [email protected].
References
1. Shul'tais Ya V Integratsiya obrazovaniya, nauki i proizvodstva na baze vysshego uchebnogo zavedeniya // V sbornike: Sovremennye kontseptsii nauchnykh issledovanii. Materialy IVMezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Nizhegorodskii filial MIIT; Pod redaktsiei N.VPshenisnova 2015. P. 196-199.
2. Kobzeva T.N., Kadykova S.I. Professkmal'no-orientirovannye tekhnologii v podgotovke spetsialistov stroitel'nykh spetsial'nostei // Inzhenerno-stroitel'nyi vestnik Prikaspiya. 2013. Vol. 2. No. 3 (6). P. 108-110.
3. Amirov A.F., Shaidullina R.M. Ekonomicheskaya i trudovaya sotsializatsiya studentov v obrazovatel'nom protsesse tekhnicheskogo vuza. Ufa, 2014.
4. Lin'kov A.Ya. Sokolova V.V. Organizatsionno-pravovoe obespechenie kommertsializatsii rezul'tatov intellektual'noi deyatel'nosti universitetov (zarubezhnaya i rossiiskaya praktika) // Ekonomika i upravlenie. 2012. No. 9 (83). P. 63-69.
5. Vishnyakova I.V., Aminova G.B., Shaikhetdinova R.S., Vishnyakov V.M. O kontseptual'nykh osnovakh podgotovki inzhenerov po napravleniyu «Tekhnologiya khudozhestvennoi obrabotki materialov» k upravleniyu intellektual'noi sobstvennost'yu vo vremya proizvodstvennoi pravktiki // Vysshee obrazovanie segodnya. 2016. No. 10. P. 47-49.
6. Aminova G.A., Vishnyakov VM., Lapin I.V Podgotovka yuvelirov v sisteme vysshego professkmal'nogo obrazovaniya //Aktualnye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk 2015. No. 8-3. P. 54-56.
7. Vishnyakova I.V. Soderzhanie sistemy podgotovki inzhenerov k upravleniyu intellektual'noi sobstvennost'yu po napravleniyu «Tekhnologiya khudozhestvennoi obrabotki materialov» // Vysshee obrazovanie segodnya. 2016. No. 9. P. 28-31.
8. Vishniacova I.V. Preparing Engineers for Intellectual Property Management. // V sbornike: 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning ICL 2013, 2013. P. 765
9. Djakonov G.S., Ivanov V.G., Kondratyev V.V. The Concept of Preparation of Engineering Shots in the Field of Chemical Technologies / 15th International Conference on Interactive Collaborative Learning and 41st International Conference on Engineering Pedagogy, 2012. Villach, Austria.
10. Makarova S.V., Stepanova N.R. Sotsial'naya otvetstvennost' federal'nogo universiteta kak faktor konsolidatsii razvitiya regiona // European Social Science Journal. 2012. No. 7 (23). P. 74 □ 79.
11. Verbitskii A. A. Kompetentnostnyi podkhod i teoriya kontekstnogo obucheniya M: ITs PKPS, 2004. 84 p.
12. Bovin A.A, Cherednikova L.E. Intellektual'naya sobstvennost': ekonomicheskii aspekt: Uchebnoe posobie. M: INFRA-M Novosibirsk: NGAEiU, 2001. 216 p.
Author of the publication
Irina V. Vishniacova - Cand. Sci. (Techn.), associate professor, Department « Methodologies of Engineering activity», Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia. E-mail: [email protected].
Поступила в редакцию 12.09.2017.