Научная статья на тему 'Педагогическая система подготовки магистров профиля "Проектирование и эксплуатация оборудования нефтегазопереработки" к проектной и исследовательской деятельности'

Педагогическая система подготовки магистров профиля "Проектирование и эксплуатация оборудования нефтегазопереработки" к проектной и исследовательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ИНЖЕНЕР / ENGINEER / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES / ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / PATENT RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова И. В.

Автором определены цели системы подготовки инженеров профиля «Проектирование и эксплуатация оборудования нефтегазопереработки»: обеспечение соответствия фактического уровня (качества) подготовки инженеров текущим и перспективным потребностям нефтегазохимического производства; обеспечение взаимосвязи подготовки инженеров с перспективами развития вуза, предприятий нефтегазохимического комплекса, направлений научно-технического прогресса, законодательства; формирование готовности обучающихся к проектной и исследовательской деятельности на малых и крупных предприятиях нефтегазохимического комплекса. Исходя из целей, определены принципы отбора и структурирования содержания подготовки инженеров в области методологии проектной и исследовательской деятельности на основе контекстного подхода. Предложено для активизации познавательной деятельности обучающихся использовать различные электронные ресурсы. Показаны преимущества предложенных электронных источников информации, среди которых: современная, постоянно обновляемая законодательная база в области интеллектуальной собственности; быстрый поиск изобретений; возможность ознакомиться с правилами оформления заявок на изобретения и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишнякова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SYSTEM OF TRAINING OF MASTERS “DESIGN AND OPERATION OF THE EQUIPMENT OF OIL AND GAS PROCESSING” TO THE DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES

The author defines the purpose of the system of training engineers profile "Design and operation of oil and gas processing equipment": ensuring compliance of the actual level (quality) of training engineers to the current and future needs of petrochemical production; ensuring the relationship of training engineers with the prospects of development of the University, enterprises of the petrochemical complex, areas of scientific and technological progress, legislation; formation of readiness of students for project and research activities at small and large enterprises of the petrochemical complex. Based on the goals, the principles of selection and structuring the content of training engineers in the methodology of project and research activities on the basis of a contextual approach. It is offered to use different electronic resources for activation of cognitive activity of students. The advantages of the proposed electronic sources of information are shown, including: modern, constantly updated legislative base in the field of intellectual property; quick search for inventions; the opportunity to get acquainted with the rules of registration of applications for inventions, etc.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система подготовки магистров профиля "Проектирование и эксплуатация оборудования нефтегазопереработки" к проектной и исследовательской деятельности»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПРОФИЛЯ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОПЕРЕРАБОТКИ» К ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И.В. Вишнякова1

'Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Новые стандарты и технологии инженерного образования: возможности вузов и потребности нефтегазохимической отрасли» - СИНЕРГИЯ-2017

Аннотация. Автором определены цели системы подготовки инженеров профиля «Проектирование и эксплуатация оборудования нефтегазопереработки»: обеспечение соответствия фактического уровня (качества) подготовки инженеров текущим и перспективным потребностям нефтегазохимического производства; обеспечение взаимосвязи подготовки инженеров с перспективами развития вуза, предприятий нефтегазохимического комплекса, направлений научно-технического прогресса, законодательства; формирование готовности обучающихся к проектной и исследовательской деятельности на малых и крупных предприятиях нефтегазохимического комплекса. Исходя из целей, определены принципы отбора и структурирования содержания подготовки инженеров в области методологии проектной и исследовательской деятельности на основе контекстного подхода. Предложено для активизации познавательной деятельности обучающихся использовать различные электронные ресурсы. Показаны преимущества предложенных электронных источников информации, среди которых: современная, постоянно обновляемая законодательная база в области интеллектуальной собственности; быстрый поиск изобретений; возможность ознакомиться с правилами оформления заявок на изобретения и др.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инженер, управление интеллектуальной собственностью, проектная деятельность, патентные исследования.

PEDAGOGICAL SYSTEM OF TRAINING OF MASTERS "DESIGN AND OPERATION OF THE EQUIPMENT OF OIL AND GAS PROCESSING" TO THE DESIGN AND RESEARCH ACTIVITIES

I. Vishnyakova

Abstract. The author defines the purpose of the system of training engineers profile "Design and operation of oil and gas processing equipment": ensuring compliance of the actual level (quality) of training engineers to the current and future needs of petrochemical production; ensuring the relationship of training engineers with the prospects of development of the University, enterprises of the petrochemical complex, areas of scientific and technological progress, legislation; formation of readiness of students for project and research activities at small and large enterprises of the petrochemical complex. Based on the goals, the principles of selection and structuring the content of training engineers in the methodology of project and research activities on the basis of a contextual approach. It is offered to use different electronic resources for activation of cognitive activity of students. The advantages of the proposed electronic sources of information are shown, including: modern, constantly updated legislative base in the field of intellectual property; quick search for inventions; the opportunity to get acquainted with the rules of registration of applications for inventions, etc.

Keywords: engineer, intellectual property, management of intellectual property, project and research activities, patent research

Профессия инженера подразумевает владение методологией проектной и исследовательской деятельности, методологией управления интеллектуальной собственностью. Татарстан - в тройке лидеров России по патентной активности, а «Татнефть» - безусловный лидер в республике: 70 процентов патентов, полученных

предприятиями республики, приходится на долю главной компании РТ.

Соответственно, целью системы подготовки инженеров профиля «Проектирование и эксплуатация оборудования

нефтегазопереработки» являются: 1) обеспечение соответствия фактического уровня (качества) подготовки инженеров текущим и

перспективным потребностям

нефтегазохимического производства; 2) обеспечение взаимосвязи подготовки инженеров с перспективами развития вуза, предприятий нефтегазохимического комплекса, направлениях научно-технического прогресса,

законодательства; 3) формирование готовности обучающихся к проектной и исследовательской деятельности на малых и крупных предприятиях нефтегазохимического комплекса.

В этой связи актуальной является подготовка инженеров нефтегазохимической отрасли к проектной и исследовательской деятельности. В КНИТУ преподается дисциплина «Методология проектной и исследовательской деятельности», которая относится к факультативной части профессионального цикла ООП и формирует у магистрантов по направлению 15.03.02 «Технологические машины и оборудование» профиль подготовки «Проектирование и эксплуатация оборудования

нефтегазопереработки» набор специальных знаний и компетенций, необходимых для выполнения производственно-технологической, проектно-конструкторской и научно -исследовательской деятельности.

Целями освоения этой дисциплины являются: ознакомление студентов с основными методами конструирования и проектирования оборудования нефтегазопереаботки, направленными на активизацию творческого процесса и повышение результативности инженерно-технического труда; воспитание творческих личностей, способных ставить и самостоятельно решать задачи инженерного творчества; обучение выявлению новых технических решений, выполненных на уровне изобретений; формирование знаний, умений, навыков в области организации и проведения научных исследований и проектной деятельности в области нефтегазопереработки; овладение навыками проведения патентных исследований в области нефтегазопереаботки.

В результате освоения дисциплины студенты сформируют знания о: общетеоретических и научно-методических основах дисциплины в объеме, необходимом для решения задач организации, планирования и контроля деятельности по проектной и исследовательской деятельности в области проектирования оборудования нефтегазопереработки;

особенностях проведения патентных

исследований по российским и зарубежным базам данных в сфере оборудования

нефтегазопереработки, теоретических основах организации научно-исследовательской

деятельности; методах активизации творческого

мышления; особенностях коммерциализации разработок.

Студенты учатся анализировать тенденции современной науки, определять перспективные направления научных исследований;

использовать экспериментальные и

теоретические методы исследования в профессиональной деятельности; выявлять новые технические решения в виде строго определенного объекта и характеризовать его совокупностью существенных признаков; планировать экспериментальную деятельность; решать творческие технические задачи.

Магистранты овладеют способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели исследования и выбору путей ее достижения; методами работы с различными источниками информации и правила их использования в исследовательской

деятельности; методами исследования; навыками самостоятельной творческой работы в области исследования (анализа), создания, охраны и коммерциализации проектов; овладеть навыками презентации результатов своей работы.

Преподавание дисциплины «Методология проектной и исследовательской деятельности» предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации.

Представим содержание практических занятий по темам рассматриваемой дисциплины.

1. Понятие метода, методики и методологии научного исследования. Классификация методов исследования. Методы научного познания. Всеобщие, общенаучные и специальные методы исследования. Теоретические и эмпирические методы исследования.

2. Основы проекта и проектной деятельности. Понятие и сущность проекта. Процессный, системный и ситуационный подходы к определению проекта. Цели, задачи и функции проектной деятельности. Система организации проектной деятельности, её структура и параметры. Принципы организации проектной деятельности.

3. Структуризация проектной деятельности. Концепции жизненного цикла проектов. Критерии выделения фаз и стадий проектов. Вехи как контрольные точки проектной деятельности. Декомпозиция работ проекта, понятия иерархической структуры работ, пакета работ, операции. Взаимосвязь декомпозиции с делегированием работ исполнителям. Понятия программы и портфеля проектов, критерии формирования программ и портфелей проектов.

4. Особенности организации проектной деятельности. Содержание организации проектной деятельности. Функции, задачи и принципы организации проектной деятельности. Основные участники проекта. Команда проекта. Функциональная, должностная и ролевая структуры проектов. Принципы и особенности построения организационных структур проектов. Проблемы выбора и разработки организационных структур. Формирование проектного офиса.

5. Коммерциализация разработок. Особенности составления инвестиционного предложения. Определение эффективности инновационных проектов. Интеллектуальная собственность на разных стадиях управления инновационным проектом. Предотвращение потерь коммерчески значимых секретов. Предотвращение преждевременного раскрытия изобретений на предприятиях нефтегазохимической отрасли. Стратегия и тактика ведения переговоров.

Для активизации познавательной

деятельности во время занятий преподаватель предлагает проблему по изучаемой теме, а магистры обосновывают пути решения. Преподаватель выступает в роли модератора и контролирует процесс обсуждения, побуждает высказывать различные мнения.

Методологическую основу обучения составляет контекстный подход [1]. Использование данного подхода применительно к инженерному образованию приведено в работах [2-4].

На кафедре методологии инженерной деятельности КНИТУ были разработаны и утверждены регламент проведения занятий, контрольные задания, а также вопросы для тестирования. Важную роль в обучении отводится самостоятельной работе. Каждое занятие завершается списком контрольных вопросов и заданий-ситуаций. Студенты самостоятельно создают и ведут сайт учебной дисциплины. На этом электронном ресурсе размещается раздаточный материал и рекомендованная литература, презентации лекций, вопросы, задания. Магистранты самостоятельно готовят ответы, и следующее занятие начинается с обсуждения. При выполнении контрольных заданий используются учебные пособия, справочная литература. Для рубежного контроля применяются тесты и беседы, которые позволяют выявить умение анализировать и делать выводы по изученной теме. Такой контроль позволяет изучать в динамике уровень владения темой.

В процессе изучения дисциплины магистранты изучают новейшие разработки,

используя электронные источники информации [5]. По сравнению с традиционными, бумажными аналогами, преимущества электронных источников очевидны: современная, постоянно обновляемая законодательная база в области интеллектуальной собственности,

сосредоточенная на определенном портале, быстрый поиск изобретений и полезных моделей, возможность ознакомиться с правилами и образцами оформления заявок на изобретения и др.

Изучаются следующие ресурсы: 1) официальный сайт Федерального института промышленной собственности (www.fips.ru) (содержит необходимую информацию об изобретениях и полезных моделях; библиотеку международных нормативных документов, нормативные правовые акты РФ; есть информация о размерах пошлин и правилах подачи заявок на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки и др.);

2) сайт Правительственной комиссии по противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности (http://www.ip.gov.ru/) (содержит правоприменительную практику, законодательные и нормативные документы, материалы судебных дел, связанным с авторскими и смежными правами и патентными правоотношениями);

3) для самостоятельного изучения магистрантам предлагаются сайты специализированных журналов: «Авторское право в России» (http://www.copyright.ru/), «Изобретатель и рационализатор» (http://www.i-г.ги/), «Патенты и лицензии» (http://patents-and-licences.webzone.ru/); «Изобретательское и рационализаторское право. Патентное право. Лицензионное право» (http://law.edu.ru/matlist.asp? themRub=128&docType=11).

Вышеперечисленные журналы освещают отечественную и зарубежную практику по охране и использованию изобретений, ноу-хау, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков.

Кроме того, обучающиеся изучают ресурсы зарубежных патентных ведомств (сайт Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (ВОИС); Европейского патентного ведомства; сайт Государственного агентства по патентам и товарным знакам США).

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестов и защит рефератов, рубежный контроль в форме тестов, бесед и защиты инвестиционного предложения (проекта),

оформленного по требованиям конкурса «50 инновационных идей РТ». Проект разрабатывается командами от 3 - 5 человек по следующим темам:

1. Поиск и разведка месторождений (разработка способов, позволяющих повысить качество геологоразведочных работ, создание новых методов геологоразведки).

2. Разработка месторождений (создание технологий для добычи углеводородов, создание методов и технологий извлечения трудноизвлекаемых углеводородов)

3. Транспорт и подземное хранение газа (развитие технологий магистрального транспорта, повышение долговечности труб и др.).

4. Переработка углеводородов (разработка энергосберегающих технологий глубокой переработки углеводородного сырья, создание новых нефтеперерабатывающих производств и др.).

5. Экология (разработка методов снижения техногенного воздействия предприятий отрасли).

Итак, на кафедре методологии инженерной деятельности Казанского национального исследовательского технологического

университета в течение ряда лет ведется научно-исследовательская работа по теме научно-методических основ преподавания курса «Методология проектной и исследовательской деятельности». Результатами работы являются обновление содержания рабочих программ, разработка новых подходов к обучению. В основу обучения положен контекстный подход, согласно которому в процессе обучения воссоздаются контуры будущей профессиональной

деятельности. Данная дисциплина совместно с дисциплинами экономического, правового плана и специальных дисциплин в области выбранного профиля «Проектирование и эксплуатация оборудования нефтегазопереработки», образует педагогическую систему подготовки инженеров к проектной и исследовательской деятельности через управление интеллектуальной

собственностью.

Литература:

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения / А.А. Вербицкий. - М.: ИЦ ПКПС, 2004. - 84 с.

2. Vishniacova I.V. Preparing Engineers for Intellectual Property Management / I.V. Vishniacova // 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning, September 25-27, 2013, Kazan, Russia. - 790 p.

3. Вишнякова И.В. О концептуальных основах подготовки инженеров по направлению «Технология художественной обработки материалов» к управлению интеллектуальной собственностью во время

производственной практики / И.В. Вишнякова, Г.Б. Аминова, Р.С. Шайхетдинова, В.М. Вишняков // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 10. - С. 2022.

4. Вишнякова И.В. Содержание подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью по направлению «Технология художественной обработки материалов» / И.В. Вишнякова // Высшее образование сегодня. - 2016. -№ 9. - С. 31-34.

5. Кондратьев В.В. Педагогика массовых открытых онлайн курсов в высшем образовании / В.В. Кондратьев, М.Н. Кузнецова // Казанская наука. - 2014. - № 11. - С. 12-19.

Сведения об авторе:

Вишнякова Ирина Вячеславовна (г. Казань, Россия), кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры методологии инженерной деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета, e-mail: [email protected]

Data about the author:

I. Vishniakova (Kazan, Russia), candidate of technical sciences, docent, faculty «Methodology of engineering activity», Kazan national research technological university, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.