УДК 378.4 ББК 74.58
Вишнякова Ирина Вячеславовна
кандидат технических наук доцент
кафедра методологии инженерной деятельности Казанский государственный технологический университет
г.Казань
Vishnyakova Irina Vyacheslavovna
Candidate of Techhology Assistant Professor Chair of Engineering Activity Methodology
Kazan State Technological University Kazan
Формирование информационной компетентности в области
управления интеллектуальной собстенностью в техническом вузе
Information Competence Forming in the Field of Intellectual Property Management at a Technical University
Разработаны критерии и показатели сформированности информационной компетентности инженера в области управления интеллектуальной собственностью (УИС). Предложены средства и методы обучения. Становлению информационной компетентности в области УИС у будущего инженера способствует применение личностно-ориентированной и деятельностной технологий обучения.
Criteria and parameters of an engineer’s information competence in the field of intellectual property management are developed. Means and methods of training are offered. Application of the personally-focused and activity-based technologies contributes to the formation of the information competence in the field of future engineers’ intellectual property management.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инженер, управление интеллектуальной собственностью.
Key words: engineer, intellectual property, intellectual property management.
Необходимость формирования информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки инженера в условиях вуза обусловлена спецификой времени и инженерной деятельности. Усиливаются требования к качеству образования, в частности, инженер впоследствии может являться субъектом инновационного бизнеса и ему необходимо будет эффективно решать спектр профессиональных проблем в соответствии с последними достижениями в области науки и техники.
Неуклонное развитие научно-технического прогресса и социальноэкономические изменения, происходящие в обществе, в корне меняют жизнь,
образ мыслей, психологию и быт людей на рубеже XXI в. В промышленно развитых странах Запада современное общество характеризуется специалистами не как «индустриальное», а как «постиндустриальное» или «информационноиндустриальное» [1]
В работе [2] выделены отличия знания и информации. Знание - более глубоко связано с человеком и обществом, в большей степени зависит от интеллектуальных и чувственных способностей человека, представляет собой информацию, прошедшую через сознание человека или группы людей, т.е. обоснованное суждение или экспериментальный результат в большей степени зависит от социального контекста.
Информация существует и в живой, и в неживой природе, более объективна и динамична, представляет собой базис знания, может иметь различный характер (новости, стат. данные и т.д.)
Ярким примером кодифицированного и официально защищенного знания является интеллектуальная собственность. Результаты научной деятельности включают как отчетную документацию, т.е. результаты работ по договорам о проведении исследований и разработок в соответствии с техническим заданием, так и результаты научно-технической деятельности, которые форматно не включены в техническое задание, но получены исполнителем. Всё это является новыми знаниями, размещёнными на материальном носителе в форме оригинальной информации [1].
В настоящее время активно ведется работа над проектом ГОС ВПО III поколения, составленного на основе компетентностного подхода (из проекта ФГОС ВПО: «компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области»).
От компетенции следует отличать компетентность - владение, обладание субъектом соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность - уже состоявшееся личностное качество (совокупность качеств) специалиста и минимально необходимый опыт деятельности в заданной сфере.
Информационная компетентность - одна из ключевых компетентностей. Она имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона заключается в требованиях, которые социум предъявляет к профессиональной деятельности современного специалиста. Субъективная сторона информационной компетентности специалиста является отражением объективной стороны, которая преломляется через индивидуальность специалиста, его профессиональную деятельность, особенности мотивации в совершенствовании и развитии своей информационной компетентности [3].
Информационная компетентность есть неотъемлемый компонент осуществления профессиональной подготовки инженера. В теоретическом плане проблема состоит в том, чтобы создать модель становления информационной компетентности инженера в области управления интеллектуальной собственностью (УИС), разработать ее содержательные и процессуальные компоненты, определить организационно-педагогические условия ее реализации
В связи с тем, что время, отводимое на становление информационной компетентности инженера в области УИС в вузе ограничено, проанализировав круг задач, решаемых в настоящее время существующими дисциплинами, определим их связь и таким образом реализуем общепредметность в содержании образования (В.В.Краевский, А.В.Хуторской). В качестве содержания обучения студентов по становлению информационной компетентности в области УИС использовался образовательный материал, полученный путем интеграции дисциплин учебного плана.
Согласно ГОС по специальностям технического профиля образовательные программы содержат дисциплину «Информатика», которая изучается студентами на протяжении первого года обучения, а в дальнейшем программные средства и информационные технологии используются студентами при изучении базовых естественнонаучных и профессиональных дисциплин.
Согласно ФГОС ВПО III поколения по направлению подготовки 240100 «Химическая технология» дисциплина «Информатика» входит в математический и естественнонаучный цикл (Б.2.). Студент должен овладеть общенауч-
ными (ОНК), инструментальными (ИК), профессиональными (ПК) компетенциями, что непосредственно связано с качеством информационнокомпьютерной подготовки. С изучением дисциплины «Информатика» связаны следующие компетенции: владение культурой мышления (ОНК-1); способность научно анализировать проблемы и процессы профессиональной области (ОНК-
2); способность приобретать новые знания в области техники и технологии, математики, естественных, гуманитарных, социальных и экономических наук (ОНК- 3); владение методами анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов (ОНК-4); способность применять знания на практике, в том числе составлять математические модели типовых профессиональных задач, находить способы их решений и интерпретировать профессиональный (физический) смысл полученного математического результата (ИК-1); готовность применять аналитические и численные методы решения поставленных задач (с использованием готовых программных средств) (ИК-2); готовность работать с программными средствами общего назначения (ИК-7); готовность изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-15); готовность спланировать необходимый эксперимент, получить, обработать и проанализировать полученные результаты (ПК-16); готовность использовать информационные технологии при разработке проектов (ПК-18).
Следующим этапом в становлении информационной компетентности инженеров в области УИС является изучение дисциплины «Защита интеллектуальной собственности и патентоведение». В дисциплину входит большой блок тем, в котором изучаются следующее:
1) Государственная и международная системы научно-технической и патентной информации: Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Положение о государственном патентном фонде (ГПФ). Основные направления деятельности ВПТБ ФИПС по патентноинформационному обеспечению регионов России; Информационные технологии, используемые при работе с фондами патентной документации; Характери-
стика документального потока. Общая характеристика патентной документации. Структура и организация фондов ВПТБ ФИПС;
2) Источники информации: Организация справочно-информационного обслуживания. Справочно-поисковый аппарат к фондам ВПТБ ФИПС; Фонды патентной документации России (СССР), стран СНГ и Балтии; Фонды патентной документации ведущих зарубежных стран (США, Германии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Японии); Фонды патентной документации международных и региональных организаций в области охраны промышленной собственности;
3) Поиск патентной информации: Цели и виды поиска; Нормативные документы, регламентирующие вопросы проведения поиска; Требования, предъявляемые к объему и области поиска при выполнении различных видов экспертных работ; Требования к оформлению отчета о поиске;
4) Компьютерные технологии в информационном обеспечении: История создания и обзор существующих машиночитаемых баз данных; Патентная информация на оптических дисках; доступ к патентной документации на CD-ROM; Особенности поиска в различных базах данных; Патентная научнотехническая информация в коммерческих базах данных, доступная в режиме on-line: существующее положение на рынке информации, информационнопоисковые возможности в различных базах данных в режиме on-line и стратегия поиска в них; Научно-технические патентные базы данных в сети Internet и их поисковые возможности;
5) Патентные исследования. Методические основы патентных исследований. Роль патентных исследований в обеспечении конкурентоспособности; Основные виды патентных исследований и их связь с этапами жизненного цикла продукции; Системный подход при проведении патентных исследований; Разработка задания и регламента поиска при проведении патентных исследований; Поиск, отбор и аннотирование источников информации; Систематизация отборной информации; Патентно-статистические методы анализа.
Учебный материал, представленный в этой дисциплине позволяет формировать глубокие и осознанные знания в сфере осуществления деятельности по УИС в соответствии с современным уровнем развития техники и без нарушения прав на ИС. Результатом преподавания являются сформированность устойчивого уровня информационной компетентности будущего инженера в области УИС. Таким образом, осуществляется преемственность дисциплин, предполагающая развитие результатов обучения.
Итак, за ограниченный временной промежуток студенту необходимо освоить довольно большой объем знаний, умений, сформировать компетенции в области информационной компетентности по УИС.
Таким образом, необходима инновационная дидактическая система подготовки обучающихся к УИС, ориентированная на развитие способностей и на обеспечение дальнейшего самообразования студента.
Умение инженера решать задачи, соответствующие его квалификационным требованиям - понятие близкое к компетентности, но компетентность включает в себя еще и ценностную и потребностно-мотивационную составляющие ориентации специалиста, поэтому средствами обучения являются: проблемное изложение материала на лекциях; творческие задания по проведению патентных исследований по определенной тематике и формированию инвестиционного предложения для инвестора; выступления обучающихся с докладом о патентных исследованях.
Методами обучения выступают: а) формирующие - равновесие методов поддерживающего обучения (соучастие, поддержка, стимулирование и т.д.) и противодействующего (противопоставление мнений, «мозговой штурм» и др.); творческие; проектные; воспитывающего обучения; диалогового обучения; активные развивающие методы (продуктивный, исследовательский, проблемное изложение); педагогика сотрудничества; б) диагностические - рейтинговая система; эвристические методы (наблюдение, анкетирование, интервьюирование); текущий и итоговый контроль.
В рамках понимания информационной компетентности инженера в области УИС, как готовности и способности к выполнению своих профессиональных функций, целесообразно использование следующих критериев сформирован-ности информационной компетентности инженера в области УИС:
а) содержательно-процессуальный критерий. Его показателями выступают: объем знаний в области патентных исследований и методологии этой деятельности; знаний и умений четко организовывать и планировать работу в области патентных исследований и поиска нужной информации (законодательной, нормативной, статистики и т.д.); объем знаний о государственной и международной системах научно-технической и патентной информации.
б) ценностный критерий. Его показателями выступают: наличие ценностного отношения к интеллектуальной собственности; понимание значимости и важности своевременного проведения патентных исследований в деятельности хозяйствующих субъектов; понимание важности инновационного развития экономики для России.
в) потребностно-мотивационный критерий. Его показателями выступают: наличие потребности в творческой деятельности по поиску нужной информации, по проведению патентных исследований; установки на деятельность по проведению патентных исследований; стремление к разработке и внедрению ИС без нарушений прав законных владельцев
г) поведенческий критерий. Его показателями выступают: опыт проявления информационной компетентности в области УИС в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях.
Выбор критериев и показателей, наиболее полно характеризующих информационную компетентность инженера технического вуза, позволила обосновать следующие требования. Содержание информационной компетентности инженера в области УИС определяется целями, задачами, характером деятельности и включает в себя профессиональную теоретическую и практическую подготовленность, а также способность к решению задач по УИС, выполнению обязанностей по прямому должностному назначению инженера без нарушения
прав владельцев ИС и основываясь на последних достижениях науки и техники, иными словами - систему профессионально значимых качеств, необходимых инженеру для выполнения профессиональных функций.
В соответствии с разработанными критериями и показателями в исследовании были обозначены уровни (высокий, средний, низкий) сформированности инфрормационной компетентности по УИС, позволявшие в дальнейшем судить о динамике происходивших изменений в экспериментальных группах. Как ожидалось, эти изменения должны были привести к положительным результатам на завершающем этапе формирующего эксперимента в овладении студентами достаточным объемом теоретических знаний по УИС, профессиональных и социальных компетенций, необходимых для эффективного осуществления инженерной деятельности. Выделенные три уровня дифференцируются следующим образом.
Высокий уровень подтверждает готовность студентов к деятельности по УИС, выраженной в показателях качественного освоения профессиональной образовательной программы, достаточной сформированности личностных и профессиональных компетенций и творческой самостоятельности обучающегося в области проведения патентных исследований.
Средний уровень сформированности у обучающихся информационных компетенций по УИС в большей степени свидетельствует об их направленности на организацию и ведение деятельности по проведению патентных исследований, поиску информации по ИС, носящей репродуктивный характер (по образцу).
Низкий уровень характерен для той части обучающихся, у которой более низкие показатели освоенности знаний, умений и навыков в области проведения патентных исследований.
Для обеспечения высокого качества сформированности информационной компетентности выпускников необходим системный подход, концентрирующий передовой опыт в организации теоретического обучения, проведении
практических занятий и развивающий общую концепцию становления информационной компетентности инженера в области УИС.
Перед системой высшего образования стоит и другая задача - создать условия для развития личностного потенциала будущих инженеров, и подготовить их к деятельности по УИС. В этой связи, нас, прежде всего, интересует, как на личностном уровне у студентов проявляется ситуация необходимости деятельности по УИС, представляющая собой личное участие студентов в проведении патентных исследований на территории Национальной библиотеки РТ и КГТУ, где имеются патентные фонды.
Становлению информационной компетентности в области УИС у будущего инженера способствует применение личностно-ориентированной и деятельностной технологий обучения, основанных на использовании интерактивного метода обучения. Интерактивная деятельность на семинарских занятиях по проведению патентных исследований предполагает организацию диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих задач, значимых для каждого студента. Данный метод позволяет развить у студентов умение критически мыслить, умение анализировать полученную информацию, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в обсуждениях, общаться с людьми.
Организационно-педагогическими условиями успешного становления информационной компетентности в области УИС при изучении соответствующих дисциплин являются: использование качественной диагностики сложившегося уровня информационной компетентности в области УИС; сотрудничество с предприятиями, Национальной библиотекой РТ, технопарками; подготовка обучающихся к практическому применению приобретенных знаний.
Таким образом, изложенные в статье теоретические положения создают предпосылки для становления информационной компетентности в области УИС будущих инженеров и могут быть использованы в других учебных заведениях высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Зинов В. Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. Пособие / В.Г.Зинов. - М.: Дело, 200З. - 512 с.
2. Казакова Н.В. Сравнительный анализ и систематизированное представление сущностных характеристик знания и информации / Н.В .Казакова - Экономика и знания. Саратов: Сарат. гос.техн.ун-т, 2002. - 140 с.
З Тришина С.В., Хуторской А.В. Информационная компетентность специалиста в системе дополнительного профессионального образования?/ С.В. Тришина и др. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
Bibliography
1. Kazakova, N.V. Comparative Analysis and Systematized Representation of Intrinsic Characteristics of Knowledge and Information / N.V. ^zakova. - Economy and Knowledge. - Saratov: Saratov State Technical University, 2002. - 140 p.
2. Trishina, S.V., Khutorskoy, A.V. Expert’s Information Competence in the System of Additional Professional Training / S.V. Trishina, et. Al. // Internet-Magazine "Eidos". - 2004. - June, 22. - Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2004/0622-09.htm.
3. Zinov, V.G. Intellectual Property Management / V.G.Zinov. - М.: Delo, 200З. - 512 р.