И. В. Вишнякова
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ИНЖЕНЕРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ (УИС)
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инженер. intellectual property, engineer
Педагогический аспект подготовки инженеров к УИС в системе профессионального образования остается малоизученным. Определив цели, условия их реализации и особенности процесса УИС, определены концептуальные положения подготовки инженеров к УИС. При проектировании изучаемой системы использованы компетентностный и деятельностный подходы. Ожидаемым результатом готовности инженера к УИС является успешная деятельность специалиста в условиях инновационного производства.
The pedagogical aspect of preparation of engineers to management of intellectual property in system of vocational training remains without attention. Having defined the purposes, conditions of their realization, are certain conceptual positions of preparation of engineers to management of intellectual property. At designing studied system approaches based on the competence and activity of the engineer are used. Expected result of readiness of the engineer to management of intellectual property is successful activity of the expert in conditions of innovative manufacture.
Повышение конкурентоспособности отечественного производства на мировых рынках неразрывно связано с качеством подготовки инженеров, их способностью работать в меняющихся социально-экономических условиях и эффективно управлять интеллектуальной собственностью. Экспоненциальный рост науки влечет за собой общемировую проблему, заключающуюся в постоянном увеличении разрыва между системой профессионального образования и реальностью. Однако, до сих пор педагогический аспект проблемы подготовки инженеров к УИС в системе непрерывного профессионального образования остается малоизученным. Не разработаны общая методология и надежные методики анализа и прогнозирования качества образования специалистов в области УИС. Отсюда, при высокой потребности государства в инновационной продукции, количество подготовленных к УИС специалистов остается небольшим.
Проблемы и противоречия между содержанием подготовки специалистов и современными потребностями общества обусловлены совокупностью факторов. К ним относятся: изменения, происходящие в инженерной деятельности; возрастающая роль интеллектуальной собственности; состояние, уровень и тенденции развития объектов техники; потребности общества в инженерных кадрах и требования к ним.
При проектировании системы подготовки инженеров к УИС в системе непрерывного профессионального образования, мы исходим из следующих положений.
1. Формы, методы, средства управления процессом подготовки к УИС должны соответствовать передовым формам, методам и средствам реализации образовательновоспитательной деятельности в системе непрерывного профессионального образования. Таким образом, проектируемая педагогическая система не вступает в противоречие с состоянием и организацией образовательной практики, сложившейся в образовательном учреждении.
2. Система подготовки инженеров к УИС должна опережать существующий уровень развития теории и практики, позволяя ориентироваться на ближайшее будущее (оперативное прогнозирование) и более отдаленные перспективы развития (стратегическое прогнозирование).
Главной для системы образования становится задача обеспечения соответствия подготовки специалиста перспективам научно-технического, экономического и социального развития сферы производства. А для этого необходима новая концепция подготовки специалистов, адекватная новым требованиям.
В рамках профессиональной деятельности инженера профессиональная направленность, владение методологиями инженерной деятельности и научно-технического творчества, УИС, развитие способностей к ним представляется основными направлениями формирования готовности к профессиональной деятельности, конкурентоспособности и профессионального развития специалиста.
Целями системы подготовки инженеров к УИС являются:
- обеспечение соответствия фактического уровня (качества) подготовки специалиста текущим и перспективным потребностям сферы материального производства и общества в целом;
- обеспечение взаимосвязи подготовки специалистов с перспективами развития вуза, предприятий, техники, направлений научно-технического прогресса;
- создание оптимальных условий для обучения студентов в соответствии с их наклонностями, способностями, возможностями и общественными интересами;
- готовность молодых специалистов к деятельности по УИС в условиях производства.
Цели в этом процессе выступают системообразующим фактором.
Из определенных выше целей, условий их реализации и особенностей процесса УИС на этапе подготовки вытекает первое концептуальное положение - эффективная профессиональная деятельность инженера на производстве определяется уровнем его готовности к УИС.
Второе концептуальное положение - цель системы подготовки инженеров к УИС определяется, исходя из требований современной, динамично развивающейся сферы производства, законодательства, экономики, учитывает типичные затруднения, которые испытывает специалист при осуществлении инновационной деятельности, учитывает перспективные направления развития профессиональной деятельности и культуры поведения на рынке.
Третье концептуальное положение - формирование готовности к УИС в профессиональной деятельности как важнейшее условие успешной подготовки специалиста предполагает развитие творческого потенциала и профессионально важных качеств личности.
При проектировании системы подготовки к УИС мы основываемся на компетент-ностном подходе, который получает все большее распространение в европейском сообществе. Компетентность неразрывно связана с возможностью адаптировать свои профессиональные знания и личностные способности в соответствии с динамикой изменения среды, возможностью принимать эффективные решения в проблемных ситуациях. Именно ключевые компетенции, как мера выявления способности использовать полученный образовательный багаж для решения практически-познавательных, ценностноориентированных и коммуникативных проблем в реальной жизни, должны стать целью образовательного процесса.
Реализация компетентностного подхода в модели инженерного образования связана с необходимостью реинжиниринга учебно-методической деятельности, создания условий для имитации реальных социотехнических ситуаций в специальных учебных средах, а
также для проработки индикаторов оценки достижения поставленных целей. При этом необходимо шире внедрять активные методы обучения, мультимедийные технологии, которые позволяют усилить коммуникативные, творческие и социально-познавательные аспекты образовательного процесса.
Главным в проектировании системы подготовки инженеров к УИС выступает деятельностный подход, ориентированный на целостное представление о профессиональной деятельности. Отсюда становится понятной конечная цель, от которой мы идем к определению цели системы подготовки инженеров к УИС - готовность к профессиональной деятельности, включающей профессиональную направленность и стремление УИС, развитие аналитических и творческих способностей.
Конечная цель, отражающая готовность инженера к УИС в профессиональной деятельности на производстве, расчленяется на этапные цели процесса подготовки УИС (деятельность по УИС на этапе разработки товара, производства, реализации, эксплуатации; представление об УИС на этапе довузовской подготовки в школе, обучения в вузе; обучение в системе послевузовского образования). Сопряженная совокупность целей обеспечивает взаимосвязь, интеграцию периодов подготовки к УИС, каждый из которых имеет свое содержание, особенности, средства и методы педагогического управления этим процессом. Цели выражают желаемый и потенциальный результат. Поскольку вся цель рассматривается с позиции возможности ее достижения, то она может быть определена как аналог гипотезы.
Определение и обоснование целей является первым этапом проектирования. С него начинается методологическая доказательность правильности определения организации и управления процессом подготовки к УИС обучающихся. В них отображаются требования, предъявляемые к управлению процессом подготовки инженеров к УИС.
В качестве этапов проектирования выступают: определение целей, их реализация, корректировка, оценка достижения общих и частных целей.
Главная, конечная цель не только фиксирует интегральную (целостную) готовность выпускника вуза к решению оперативных задач, но и ориентирует его на профессиональное развитие, решение перспективных стратегических проблем. При определении главной, конечной цели нами учитываются следующие положения:
- система подготовки инженеров к УИС строится на личностно-деятельностной основе, исходя из целостного представления профессиональной деятельности специалиста, ее функций, класса решаемых задач, условий деятельности, наиболее часто встречающихся затруднений в адаптации к ним; с ориентацией на формирование личности специалиста посредством соответствующей организации образовательно-воспитательной деятельности, использования образовательно-воспитательного потенциала предприятий и всего личностного потенциала обучающегося;
- образовательно-воспитательная деятельность имеет целевой характер, то есть ориентацию на формы, методы и средства управления процессом подготовки инженеров к УИС, определяемые спецификой данного процесса в техническом вузе.
Ожидаемыми и возможными результатами готовности к УИС являются: выраженная профессиональная направленность, высокий уровень готовности к инновационной деятельности, развитые коммуникативные и аналитические способности. Вершиной ожидаемых и возможных результатов является успешная деятельность специалиста в условиях инновационного производства.
© И. В. Вишнякова - канд. техн. наук, доц. каф. методологии инженерной деятельности КГТУ, ira sen.front.ru