УДК 378.4 ББК 74.58
Вишнякова Ирина Вячеславовна
кандидат технических наук, доцент
кафедра методологии инженерной деятельности Казанский государственный технологический университет
г. Казань
Vishnyakova Irina Vyacheslavovna
Candidate of Technology Assistant Professor Chair of Engineering Methodology Kazan State Technological University Kazan
Теоретическая модель подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью (структурно-организационные аспекты) Theoretical Model of Engineers' Training for Intellectual Property Management (Structural and Organizational Aspects)
В статье рассмотрены механизмы взаимодействия образовательного учреждения и обучающегося при подготовке в системе непрерывного профессионального образования.
The article considers mechanisms of interaction between an educational establishment and a student being trained in the continuous professional education system.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инженер, управление интеллектуальной собственностью.
Key words: intellectual property, engineer, intellectual property management.
В условиях усиления конкурентной борьбы на мировых рынках особое значение приобретает разработка новых технологий и инновационная деятельность во всех сферах жизни общества. В основе всех инноваций лежат новые знания, идеи, воплощенные в интеллектуальной собственности (ИС). Именно интеллектуальная собственность во многом определяет состояние экономики, науки, настоящее и будущее современного общества.
Использование интеллектуальной собственности становится обязательным компонентом деятельности инженера. Дипломированный инженер должен уметь организовывать и осуществлять деятельность, связанную с творческим поиском идей и способов решения технических, проектных, конструкторских и других задач, т.е. эффективно управлять ИС.
Согласно Зинову В.Г. задачи управления интеллектуальной собственностью (УИС) в целом включают выявление объектов ИС в
соответствии с принятой стратегией бизнеса, выбор оптимальной формы их правовой охраны и эффективное использование. Конкретные механизмы управления предполагают систематизацию, анализ использования, выявление избыточных и определение доминирующих объектов ИС, оптимизацию расходов по правовой охране и формы коммерциализации новых идей, пресечение нарушений исключительных прав, мотивацию авторов творческих достижений и многое другое [1].
Необходимость построения модели системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью (УИС) в системе непрерывного профессионального образования диктуется рядом обстоятельств. Во-первых такая модель даст представление о целостном содержании процесса подготовки к УИС, его внутренней структуре. Во-вторых, разработка такой модели позволит объединить информацию об отдельных сторонах процесса подготовки к УИС, средствах, формах и методах управления им.
При проектировании модели системы подготовки инженеров к УИС мы исходим из результатов анализа и систематизации данных, полученных в результате изучения положительных результатов и опыта такой подготовки [2, 3].
В основе практического осуществления моделирования системы подготовки инженеров к УИС лежит: во-первых, вычленение всех компонентов системы подготовки к УИС. Установление их полного состава; во-вторых, определение значимости этих составляющих для нормального протекания процесса подготовки к УИС; в-третьих, установление взаимосвязей между ними, характеризующих структуру целостной системы подготовки к УИС.
Теоретическая модель системы подготовки инженеров к УИС имеет структурно-организационный блок, в котором отражены следующие принципы моделирования системы подготовки к УИС.
1. Полнота разрабатываемой модели, отражающая всю совокупность компонентов системы подготовки к УИС.
2. Соответствие конечных целей системы подготовки к УИС ее проектируемым компонентам.
3. Реалистичность модели, обеспечивающая соответствие между желаемыми (планируемыми) целями, реальными возможностями и средствами
образовательной и воспитательной деятельности системы непрерывного профессионального образования, нацеленными на формирование выпускника к профессиональной деятельности по УИС.
4. Рациональность модели, отражающая такие цели и средства, которые необходимы и достаточны для подготовки инженера к реальной профессиональной деятельности по УИС с учетом прогнозов развития.
5. Прогностичность модели, отражающаяся в целях и планируемых средствах образовательной и воспитательной деятельности. Возможность модели соответствовать изменяющимся условиям и требованиям, в которых может реализовываться деятельность инженера по УИС на производстве.
6. Преемственность, непрерывность, предполагающие взаимосвязь этапов процесса подготовки инженеров к УИС, отражающих логику формирования готовности к профессиональной деятельности.
Система подготовки к УИС включает следующие структурные модули: модуль ориентации на деятельность по УИС, модуль профессионального обучения, социально-воспитательный модуль, модуль диагностики и контроля.
Модуль ориентации на деятельность по УИС нацелен на осознанное подтверждение профессионального выбора, формирование положительного отношения к УИС и успешное содействие инновационным процессам.
Задачами ориентации на УИС являются следующие: создание условий для самореализации личности на всех этапах многоуровневой системы образования; объединение усилий всех участников образовательного процесса на создание условий, способствующих личностному и профессиональному самоопределению и росту инженера; создание положительной мотивации на УИС на основе информационной поддержки.
Модуль профессионального обучения нацелен на формирование профессиональной направленности и компетентности в области УИС, развитие способностей. Модуль профессионального обучения включает организацию обучения, основные и дополнительные профессиональные образовательные программы, технологии обучения. Особое внимание в нем должно уделяться формированию ключевых компетенций, необходимых для успешной деятельности по УИС. Среди них называются: готовность к непрерывному
образованию; умение учиться; необходимый уровень профессиональной подготовки; умение управлять собой (постановка целей, самооценка); коммуникативные умения; умения пользоваться ПК, информационными ресурсами; умение пользоваться источниками патентной информации; наличие творческого и аналитического мышления: инициативность и лидерство.
Социально-воспитательный модуль нацелен на развитие
профессионально важных качеств личности. Социальной компетентности.
Социальная компетентность (по С.З.Гончаровой) - это интегративное качество личности, включающее в себя ценностное понимание социальной действительности, конкретное социальное знание как руководство к действию; способность к самоопределению, самоуправлению и нормотворчеству; умение осуществлять социальные технологии в главных сферах жизнедеятельности согласно должному уровню культуры, нравственности и права [4].
Данный этап предполагает вовлечение обучающихся в командные виды деятельности, поиске вариантов выхода из проблемной ситуации в области ИС. Проблемное изложение способствует развитию лидерских способностей, умений межличностного взаимодействия, планирования, принятия решений, разрешения конфликтов. Все эти качества важны для профессиональной деятельности, но почти не развиваются при обычной организации учебного процесса.
Модуль диагностики и контроля нацелен на раскрытие способностей обучаемых, формирование их самооценки и управление качеством подготовки. Он включает разнообразные методики измерения и оценки способностей, различные контрольно-оценочные процедуры, позволяющие определить качество подготовки будущих специалистов и управлять им.
Проведенное исследование и анализ отечественного и зарубежного опыта подготовки инженеров к УИС позволяют утверждать, что в качестве основного субъекта, способного реализовать задачу подготовки выступает система непрерывного образования. В ее рамках реализуется взаимодействие организаций, вовлеченных в процесс подготовки к УИС: вуза, образовательных учреждений послевузовского образования, технопарка, Центра научно-технической информации, Национальной библиотека РТ.
Разработка системы подготовки к УИС является не только целью, но одновременно и процессом. Поэтому рассмотрим технологический аспект этого процесса.
В основу построения модели подготовки к УИС положены этапы личностной и профессиональной готовности к УИС. Особое место в формировании профессионального подхода к УИС принадлежит вузам, поскольку именно в них на протяжении достаточно продолжительного срока происходит обучение инженеров. Кроме того, именно на этот период жизни происходит наиболее интенсивное психологическое и социальное формирование личности. Этап профессиональной подготовки занимает в модели подготовки к УИС центральное место, поскольку является определяющим в формировании личностно-деловых и профессиональных качеств специалиста. В соответствии с этим, процесс подготовки к УИС в системе непрерывного профессионального образования инженеров включает несколько этапов: вузовская подготовка в бакалавриате, магистратуре и послевузовская (повышение квалификации).
Очевидно, что реализация данных этапов возможна при формировании взаимоотношений личности и образовательных учреждений на принципах:
• системности, дающим возможность подразделить конечную цель и весь целостный образовательный процесс подготовки к УИС студентов на подсистемы в виде законченных этапов, видеть внутренние и внешние системные связи;
• целостности, позволяющим представить всю полноту структуры и содержания процесса УИС, адекватно отражающего целостную структуру и содержание опережающей подготовки инженера в соответствии с требованиями производства, прогресса, экономической ситуации;
• единства функций, предполагающим сосредоточение образовательной, воспитательной, производственной деятельности, форм организации, методов и средств обучения, обеспечения нормативного сопровождения и участия образовательных учреждений на главную
конечную цель - подготовку специалистов, способных успешно содействовать инновационной деятельности и УИС;
• воспроизводимости, выражающимся в периодическом обновлении проектируемой системы профессиональной подготовки к УИС, благодаря чему может быть достигнуто непрерывное отражение в учебном, воспитательном, производственном процессах подготовки студентов к УИС изменений, происходящих в законодательстве по ИС, в технике, технологиях;
• интеграции, ориентирующим на взаимосвязь и взаимодействие этапов подготовки к УИС; на интеграцию образовательной, воспитательной; практической деятельности и адекватных им форм организации, методов и средств обучения;
• систематизации, то есть обеспечения строгой и последовательной систематизации содержания всех этапов системы подготовки к УИС, позволяющей обеспечить ее логическую завершенность;
• преемственности различных этапов путем превращения процесса подготовки к УИС в процессе непрерывного развития личности методами и средствами учебно-воспитательной деятельности в процессе непрерывного профессионального образования;
• саморегуляции, представляющим собой замкнутый контур регулирования целесообразного функционирования включенных в систему подготовки к УИС субъектов.
В соответствии с вышеизложенным, можно сделать следующие выводы:
- использование интеллектуальной собственности становится обязательным компонентом деятельности инженера;
- система подготовки к УИС включает следующие структурные модули: модуль ориентации на деятельность по УИС, модуль профессионального обучения, социально-воспитательный модуль, модуль диагностики и контроля;
- процесс подготовки к УИС в системе непрерывного профессионального образования инженеров включает три этапа: подготовка в бакалавриате, обучение в магистратуре и послевузовское образование (повышение квалификации);
- эффективная реализация этих этапов возможна при формировании взаимоотношений личности и образовательных учреждений на принципах системности, целостности, единства функций, воспроизводимости, интеграции, систематизации, преемственности, саморегуляции.
Таким образом, изложенные в статье теоретические положения и выводы создают предпосылки для формирования готовности к УИС обучающихся и могут быть использованы для этих целей в других учебных заведениях высшего профессионального образования.
Библиографический список
1. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. пособие /
B.Г.Зинов - М.: Дело, 2003. - 512 с.
2. Ковчуго Е. А. Инновации и маркетинг в сфере образовательных услуг / Е. А.Ковчуго. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2001. - 48 с.
3. Мазур З.Ф. Инновационный менеджмент: интеллектуальная собственность в образовании / З.Ф.Мазур. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2005. - 91 с.
4. Гончарова С.З. Социальная компетентность личности: сущность, структура /
C.З.Гончарова // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО: Журн. теорет. и приклад. исследований. - 2004. - №2. - С.3-18.
Bibliography
1. Goncharova, S.Z. Personality' Social Competence: Essence, Structure / S.Z. Goncharova // Education and Science. Proceedings of the Ural Branch of the Russian Academy of Education: Journal of Theoretical and Applied research. - 2004. - № 2. - P. 3-18.
2. Kovchugo, E.A. Innovations and Marketing for Educational Services / E.A. Kovchugo. -M.: Rospatent ISRC, 2001. - 48 р.
3. Mazur, Z.F. Innovation Management: Intellectual Property in Education / Z.F. Mazur. -M.: Rospatent ISRC, 2005. - 91 р.
4. Zinov, V.G. Intellectual Property Management: Study Guide / V.G. Zinov. - М.: Delo, 2003. - 512 р.