Научная статья на тему 'Интеграция образования, науки и производства как необходимое условие подготовки к управлению интеллектуальной собственностью'

Интеграция образования, науки и производства как необходимое условие подготовки к управлению интеллектуальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЭНЕРГОНАСЫЩЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ / THE ENGINEER / INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова И. В., Сафиуллин М. А.

В статье рассмотрены механизмы взаимодействия образовательного учреждения и предприятий при подготовке инженеров.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article mechanisms of interaction of educational institution and the enterprises are considered by preparation of engineers

Текст научной работы на тему «Интеграция образования, науки и производства как необходимое условие подготовки к управлению интеллектуальной собственностью»

И. В. Вишнякова, М. А. Сафиуллин

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА КАК

НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

Ключевые слова: инженер, интеллектуальная собственность, энергонасыщенные

материалы.

В статье рассмотрены механизмы взаимодействия образовательного учреждения и предприятий при подготовке инженеров.

Keywords: the engineer, intellectual property.

In article mechanisms of interaction of educational institution and the enterprises are considered by preparation of engineers.

В России в настоящее время идет поиск новых систем подготовки специалистов. Правительство РФ разработало «Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы». В документе говорится: «Экономика завтрашнего дня -инновационная экономика знаний, инвестиционных проектов и наукоемких технологий. Для преодоления усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, всей структурой и инфраструктурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями экономики в новых условиях необходимо создать механизмы, ориентированные не только на внутренние социально-экономические потребности страны, но и на обеспечение конкурентоспособности России на мировом рынке труда. ...

Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости разработки адекватного содержания образования и соответствующих технологий обучения.

Роль образования в решении задач социально-экономического развития России заключается в: создании условий для повышения конкурентоспособности личности; развитии инновационной сферы; изменении структуры экономики в пользу наукоемких отраслей, в том числе химии и технологии энергонасыщенных материалов; формировании трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал страны; обеспечении социальной и профессиональной мобильности; формировании кадровой элиты общества, основанном на свободном развитии личности. Решить поставленные задачи может опережающее развитие национальных и системообразующих вузов как центров интеграции науки и образования для подготовки элитных высокопрофессиональных кадров».

Действительно, в большинстве случаев вузы представляют собой разветвленные большие системы с жестко определенной вертикальной структурой управления, закрепленной традициями и опытом. Основным недостатком является малая степень гибкости образовательных систем. Она проявляется в ограниченных возможностях освоения студентами образовательных программ разной направленности, уровней и разной длительности освоения; в жестком ограничении возможностей перехода с одной образовательной программы на другую; в отсутствии возможности выбора и наполнении

программы только обязательными дисциплинами; в проведении занятий только в стенах вуза и др.

Снять возникшее противоречие может система дополнительного профессионального образования, так как позволяет вводить различного вида новшества: в учебно-педагогический процесс; в базовые организационные структуры образования; в отношения между преподавателями и слушателями; во взаимосвязи с внешними партнерами.

Качество профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием определяется обобщенными умениями видеть, понимать, изучать, исследовать, творчески разрабатывать, создавать объекты профессиональной деятельности. Для инженера такими объектами являются разработанные и внедренные проекты. Разработки отдельных проектов как целостных образований со всем комплексом теоретико-методологических, мировоззренческих и методических знаний, оперативных умений и навыков готовит обучающихся к выполнению своих профессиональных функций в будущем и позволяет решать задачи по управлению интеллектуальной собственностью (УИС). Процесс подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного профессионального образования включает несколько этапов: вузовская подготовка (бакалавриат и магистратура), послевузовская (повышение квалификации и профессиональная переподготовка).

При проектировании системы подготовки инженеров к УИС в системе дополнительного профессионального образования мы исходим из следующих положений:

1. Формы, методы, средства управления процессом подготовки к УИС должны соответствовать передовым формам, методам и средствам реализации образовательновоспитательной деятельности в системе профессионального образования. Таким образом, проектируемая педагогическая система не вступает в противоречие с состоянием и организацией образовательной практики, сложившейся в образовательном учреждении.

2. Система подготовки инженеров к УИС должна опережать сложившийся уровень развития теории и практики, позволяя ориентироваться на ближайшее будущее (оперативное прогнозирование) и более отдаленные перспективы развития (стратегическое прогнозирование).

Проблема опережения в обучении в отечественной педагогике, можно сказать, впервые была обозначена С.Н.Лысенковой. Опережение, в ее понимании, это и результат, и цель ее системы, названной ею «перспективно-опережающим обучением с использованием опорных схем при комментируемом управлении учебным процессом». Опорные схемы или опоры, комментируемое управление и перспективная подготовка -три основания, на которых держится такое опережающее обучение. Наряду с С.Н.Лысенковой, в режиме опережающего обучения работает В.Ф.Шаталов. В его методике успешно используется изучение материала крупными блоками (тема, раздел). Такое блочное изложение материала позволяет ученику лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи, дает «возможность увидеть всю дорогу, а не часть ее, узнать, что ждет впереди». Перспективность такого подхода обоснована и М. А. Даниловым, Х.Ж.Танеевым, И.И.Паньковой, Р.Г.Хазанкиным, П.М.Эрдниевым, и др.

«Опережающее» педагогическое проектирование структуры и содержания курса «Управление интеллектуальной собственностью» будем осуществлять на основе деятельностного подхода, опираясь на профессиональную деятельность инженера.

Назначение данного этапа проектирования состоит в том, чтобы, исходя из поэлементного анализа инженерной деятельности, а также концепции развития основ

УИС, обосновать теоретическую модель и содержание подготовки инженера завтрашнего дня. Для этого недостаточно только деятельностного подхода, так как система подготовки специалиста должна опережать производственную область и опираться на самые последние, перспективные достижения в соответствующей области научного знания по УИС.

Использование диалектического подхода позволяет определить законы, механизмы и движущую силу развития данной области научного знания, не только описать современное состояние научной области, но и спрогнозировать ближайшие и дальнейшие перспективы. Именно диалектический подход при формировании содержания учебного курса обеспечивает уровень подготовки специалистов завтрашнего дня, способных конкурировать в условиях рыночной экономики, характеризующейся быстро развивающимися и часто меняющимися экономическими, правовыми, техническими условиями.

На проектирование структуры содержания подготовки инженера к УИС существенное влияние оказывает и целый ряд других факторов. Так, действие научнотехнических факторов проявляется в тех изменениях, которые происходят в технике, технологии и организации производства, в самом труде, что определяет новые направления в проектировании содержания подготовки инженеров к УИС. Такими направлениями являются:

• концентрация учебного материала путем внедрения нового, отвечающего современным требованиям материала, представленного сжато, емко, с использованием последних достижений в области информационных технологий;

• мобильность знаний и способов деятельности, достигаемая тем, что получаемые знания в области подготовки к УИС ориентированы на перспективу. Так как изучение быстро изменяющихся законодательства и патентной информации организовано так, что переход на измененное законодательство и ориентация на новые патентные документы может быть осуществлена в кратчайшее время. Это объясняется тем, что при изучении средств и методов УИС делается упор на идеологию законодательной базы и перспективы ее развития, на современные информационные технологии, благодаря которым можно в любой момент скачать современный закон или найти изобретения по интересующей тематике;

• интеграция с предприятиями. Так, проходя профессиональную переподготовку,

специалисты посещают семинары и экскурсии, проводимые совместно ИДПО, Инновационно-производственным технопарком «Идея», юридической фирмой

«Городисский и партнеры» и Центром научно-технической информации.

Таким образом, повышение степени гибкости образовательной системы достигается благодаря расширению сотрудничества ИДПО с предприятиями и другими партнерами в сфере образования. Повышение эффективности подготовки инженеров к УИС зависит от уровня взаимодействия системы дополнительного профессионального образования и предприятий, так как образовательное учреждение получает возможность получать информацию о реальных потребностях предприятий.

В результате такого взаимодействия в процессе обучения инженеров УИС обеспечивается соответствие учебных планов, рабочих программ нуждам отраслей промышленности и производства, осуществляется тесная связь обучения с производством, учебной и производственной деятельностью слушателей, ознакомление с методами организации работы по рационализаторской и изобретательской работе, вовлечение обучающихся в решение актуальных проблем предприятий. В свою очередь,

корректируется содержание обучения в соответствии с новейшими достижениями науки, техники, технологий, законодательства, поисковых систем, требованиями наукоемкого производства. Кроме того, определяются основные направления, по которым должны взаимодействовать ИДПО и предприятия. И если на первых порах установление таких связей носило стихийный характер, то теперь возникает необходимость целенаправленного руководства этим процессом, поэтому взаимные обязательства обеих сторон закрепляются в виде договоров ИДПО с партнерами. На основе договора разрабатываются конкретные планы практического претворения в жизнь его принципиальных решений структурами ИДПО и подразделениями предприятия.

ИДПО были подписаны договора о сотрудничестве при подготовке инженеров к УИС с юридической фирмой «Городисский и партнеры», Центром научно-технической информации, Инновационно-производственным технопарком «Идея», согласно которым обучающиеся на курсах профессиональной переподготовки получают доступ к имеющимся информационным материалам, принимают участие в конференциях, семинарах и выполняют выпускную квалификационную работу в интересах этих организаций.

Такое взаимодействие позволяет не только усилить интеграцию образовательных учреждений, предприятий, государственных учреждений и подготовить квалифицированных инженеров, но и обеспечить специалистов устойчивыми связями с организациями, занимающимися интеллектуальной собственностью. Таким образом, формируется среда, благоприятная для создания инноваций, и ИДПО выступает в роли не только партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора инновационных взаимодействий.

© И. В. Вишнякова - канд. техн. наук, доцент каф. МИД КГТУ, vishnjkova@kstu.ru; М. А. Сафиуллин - канд. экон. наук, руководитель УФНС России по Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.