ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
М.В. Журавлева
Доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры технологии основного органического и нефтехимического синтеза, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Е-mail: Guravleva0866@ mail.
П.Н. Осипов
Доктор пед. наук, профессор,ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Е-mail: posipov@rambler. т
ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Рассмотрены теоретико-методологические основы опережающего химико-технологического образования в школе, реализуемого как поэтапный вариативный образовательный процесс при освоении учащимися программы по химии основного общего образования и довузовской подготовки. Представлен опыт ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» в организации опережающего образования школьников в условиях регионального образовательно-производственного отраслевого комплекса.
Ключевые слова: опережающее образование, химико-технологическое образование школьников, элективный курс, профессиональное самоопределение.
Сегодня образование является одним из важнейших факторов устойчивого развития общества, его конкурентоспособности и национальной безопасности государства [1].
В экономической системе каждой страны всегда есть отраслевые блоки, играющие наибольшую роль в формировании трендов социально-экономического развития. В России к их числу относится химическая промышленность.
Уровень развития современных химических технологий предъявляет высокие требования к профессионализму инженерных и рабочих кадров
Как цитировать статью: Журавлева М.В, Осипов П.Н. Опережающее химико-технологическое образование школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 1 (35). С.
Залогом подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов выступает повышение эффективности химического образования школьников, их осознанная ориентация на будущую работу в промышленном секторе экономики. Решение этих задач актуализирует реализацию опережающего химико-технологического образовательного процесса в школе.
Развитие идеи опережающего образования связано с высокими темпами технологического и научно-технического прогресса, определяющими устаревание знаний за 3-5 лет. Поэтому опережающее образование рассматривается как целенаправленная подготовка учащихся к жизни и труду в информационно насыщенной среде, требующей от людей повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкой образовательной базы, подлежащей непрерывному обогащению и развитию [2, 3].
В соответствии с Концепцией системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса переход к модели опережающего химико-технологического образования в школе будет способствовать развитию интереса к химии, повышению престижности инженерного образования у молодежи, их готовности к инновационной профессиональной подготовке.
Опережающее химико-технологическое образование реализуется как поэтапный вариативный образовательный процесс при освоении школьниками программы по химии основного общего образования и довузовской подготовки.Основными методологическими подходами проектирования и реализации опережающего химико-технологического образовательного процесса выступают:
• системный, предполагающий соблюдение определенной последовательности в формировании содержания на каждом этапе образовательного процесса, что будет способствовать установлению тесной взаимосвязи пройденного, настоящего и перспективного материала и обеспечит возможность реализации опережения в учебном процессе;
• компетентностный, определяющий требования не только к содержанию образования (что должен знать, уметь и какими навыками владеть), но и к деятельностной составляющей (способностям применять знания, умения и навыки);
• ресурсный, заключающийся в обеспечении необходимых условий
для его реализации и организации такого взаимодействия субъектов образования, благодаря которому развитие обучающихся будет максимально возможным;
• личностно-деятельностный подход, являющийся одним из основополагающих, т.к. решается основная задача образования - создание условий развития нравственно совершенной, социально активной и саморазвивающейся личности;
• прогностический, отражающий соответствие содержания образования тенденциям химической науки и технологий;
• кластерный подход, реализация которого связана с обеспечением объединения усилий всех заинтересованных участников регионального образовательно-производственного отраслевого комплекса в организации и осуществлении инновационного образовательного процесса.
Сформулированные подходы определяют принципы как основополагающие идеи, выражающие требования к содержанию опережающего химико-технологического образовательного процесса. Это:
• Принцип проблемности-предусматривает проектирование содержания учебно-воспитательного процесса с позиции освещения и поиска вариантов решения актуальных проблем, существующих или прогнозируемых в химической промышленности.
• Принцип региональности-предполагает ориентированность в содержании образования на специфику регионального химического комплекса.
• Принцип интеграции-предусматривает многостороннее взаимодействие всех участников регионального образовательно-производственного отраслевого комплекса в разработке содержания и организации образовательного процесса, обеспечение междисци-плинарности в обучении, связь общих и первичных профессиональных знаний, теории с практикой.
• Принцип опережающего развития образования (опережающего характера содержания и инновационных методик)- обусловливает необходимость обеспечения динамичного соответствия структуры и содержания образовательного процесса текущему состоянию и тенденциям развития химической промышленности [3, 4].
• Принцип социального партнерства- предполагает активное участие в осуществлении опережающего образования всех возможных
социальных партнеров. Его реализация призвана обеспечить рост ресурсообеспеченности, достойное финансирование образовательных учреждений.
• Принцип мотивации-обусловливает такое содержание обучения, которое способствует развитию потребностно-мотивационной сферы личности обучающегося, интенсифицирует профессиональное самоопределение школьников с учетом потребностей регионального рынка труда.
• Принцип ориентации на саморазвитие. В соответствии с принципом опережающего развития личности содержание образования должно ориентироваться на саморазвитие и самообразование обучающихся путем использования технологий, концентрирующихся на самообучении. При этом преподавание приобретает черты руководства-консультирования обучающихся в самостоятельном освоении знаний и опыта в процессе внеаудиторной работы как преобладающей. Упор делается на методы консультирования, мотивации, эффективного использования информационных технологий [3].
Инициатором реализации опережающего химико-технологического образования в школах Приволжского федерального округа является Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ»), который взаимодействует с 377 общеобразовательными учреждениями.
Процесс опережающего химико-технологического образования в школе осуществляется поэтапно.
1-й этап - информационно-направляющий, осуществляется в период предпрофильной подготовки в школе (8-9-й класс). Его цель состоит в расширении кругозора школьников в области профессий в химической отрасли, содействие выбору обучающихся естественнонаучного профиля обучения в школе.
Задачи, решаемые на данном этапе:
1. Информирование о профессиях регионального промышленного комплекса, востребованных на рынке труда, о перспективах развития промышленности региона.
2. Формирование понятия «инженерное образование», его актуальность и перспективность на современном этапе развития экономики.
3. Рекомендация к выбору естественнонаучного профиля обучения.
Достижение цели обеспечивается организацией профильной ори-ентации,психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучающимися, проведением мониторинга формирования профильной ориентированности школьников, их успеваемости по дисциплинам естественнонаучного профиля.
2-й этап - профильно-развивающий, осуществляется в период профильной подготовки в школе (преимущественно в 10-м классе).
Цель этапа: поддержание интереса и утверждение мнения школьников о правильности выбора профиля обучения; углубление специально-профильной подготовки с введением регионального компонента, помощь в планировании дальнейшей траектории обучения в учреждениях профессионального образования.
Основными задачами, обеспечивающими достижение цели, определены:
1. Повышение общего уровня информированности учащихся о современном рынке труда региона и России в целом, существующих профессиях, направлениях подготовки, исследовательской деятельности.
2. Формирование понятия о специфических комплексах химической промышленности.
3. Индивидуализация и специализация образования учащихся на старшей ступени общеобразовательной школы.
4. Формирование у школьников обоснованных профессиональных намерений с учетом их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.
Основным критерием выбора технологий, форм и методов обучения, способствующих более полному проявлению опережающего образования в учебном процессе, является оптимальность их сочетания с учетом специфики каждой образовательной ситуации.
Эффективными формами обучения на данном этапе зарекомендовали себя программы довузовского образования; консультационные и факультативные занятия преподавателей вуза, представителей промышленности; профессорские научно-популярные лекции; конкурсы исследовательских проектов школьников; профильные олимпиады; программы дополнительного образования.
В качестве примера организации дополнительного химического
образования можно представить сетевую программу «Юный химик», разработанную в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ»). Программа предназначена для дополнительного изучения химии как на базовом, так и на профильном уровне, предполагает специализированную (углубленную) химическую подготовку (по неорганической, органической и аналитической химии) и обеспечивает первичное профессиональное (допрофессиональное) образование школьников. Программа реализуется на базе гимназии №102 им. М.И.Устиновой г. Казани, Казанского нефтехимического колледжа и вуза.
Программа направлена на подготовку школьников к дальнейшему обучению в учреждениях профессионального образования и на решение следующих задач:
• формирование химической, профильной и исследовательской компетенции школьников в ходе практической, научно-исследовательской деятельности, выраженной во владении метапредметными навыками и умениями выпускниками школы;
• повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку;
• формирование и развитие творческого химического мышления и экспериментальных (в том числе исследовательских) умений;
• формирование самостоятельности и познавательного интереса учащихся;
• воспитание устойчивого отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• формирование отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
• привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности.
3-й этап - первичного профессионального образования (допрофесси-
онального), осуществляется на этапе профильной подготовки в школе (преимущественно в 11-м классе).
Цель: формирование первичных профессиональных знаний, умений и навыков как условия быстрой адаптации в системе профессионального образования.Основными задачами этого этапа являются:
1. Индивидуализация и специализация опережающего образования
обучающихся на старшей ступени общеобразовательной школы.
2. Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.
3. Формирование у школьников способности делать самостоятельный осознанный выбор профессии, учитывающий максимальное число объективных и субъективных факторов.
4. Организация персональной работы по проектированию индивидуальной образовательной траектории школьников.
Опережающий характер обучения возможно обеспечить введением в учебный план школьной программы специализированного элективного курса с регионально значимым содержанием. В настоящее время учеными и преподавателями ФГБОУ ВПО «КНИТУ» разработаны и реализуются 43 таких учебных курса.
Для повышения эффективности химико-технологического образовательного процесса в школах-партнерах внедрен в химическую школьную подготовку курс «Прикладная химия».
Программа элективного курса предполагает нетрадиционную для школы организацию обучения и включает три блока. Проведение теоретических занятий осуществляется на базе школы и предусматривает учебно-научные лекции. Проведение практико-лабораторных занятий организуется на профилирующих кафедрах вуза. Первичная производственно-ознакомительная подготовка планируется в форме экскурсии на предприятия нефтегазохимической отрасли.
Химико-технологическая направленность учебного материала элективного курса обеспечивает преемственность общего среднего с инженерным химическим образованием, что способствует непрерывному профессиональному и личностному развитию учащихся в процессе обучения, облегчая их вхождение в систему инженерного профессионального образования.
В результате изучения элективного курса обучающиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- получают представление о состоянии и тенденциях развития мировой топливно-энергетической системы;
- знают ведущие предприятия нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Республики Татарстан, сырьевую базу предприятий нефтехимического комплекса республики, важнейшие продукты органического и нефтехимического комплекса, области их применения;
- имеют представление об аппаратурном оформлении химического предприятия, о роли инженера на химическом предприятии, его профессиональной деятельности;
- знают основы техники безопасности при работе в химической лаборатории; элементы техники проведения лабораторных работ по нефтехимическому синтезу;имеют первоначальные умения и навыки экспериментальной аналитической работы [5].
Таким образом, внедрение опережающего химико-технологического образования в школе расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, усиливает практическую направленность и подготовленность обучающихся, активизирует познавательную деятельность, обеспечивает преемственность содержания общего и профессионального образования, формирует нравственную, психофизиологическую и практическую готовность школьников к профессиональному самоопределению.
Об эффективности предлагаемых мер свидетельствует количество выпускников школ, поступающих на такие направления инженерной подготовки, как «Химическая технология», «Энерго - и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Технологические машины и оборудование», «Стандартизация и метрология», «Наноинженерия», «Информационные системы и технологии», «Управление в технических системах», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий». Анализ показывает, что количество выпускников школ, выбравших названные направления подготовки, увеличилось в среднем на 27%.
Литература
1. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение 2) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 220 с.
2. Бим-Бад Б.М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика. -1988. - № 6. - С. 51-55.
3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия. Вектор развития / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: Эгвес, 2000. 272 с.
4. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. М.: РТАиЗ, 2000. 266 с.
5. Котова Н.В.,Журавлева М.В., Сайфутдинова М.Н. Прикладная нефтехимия : Учебное пособие. Казань: КГТУ 2011. 119 с.