Научная статья на тему 'Опережающее химико-технологическое образование школьников'

Опережающее химико-технологическое образование школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
опережающее образование / химико-технологическое образование школьников / элективный курс / профессиональное самоопределение / advanced education / chemical-technological education students / elective course / a professional self-determination.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева М.В., Осипов П.Н.

Рассмотрены теоретико-методологические основы опережающего химико-технологического образования в школе, реализуемого как поэтапный вариативный образовательный процесс при освоении учащимися программы по химии основного общего образования и довузовской подготовки. Представлен опыт ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» в организации опережающего образования школьников в условиях регионального образовательно-производственного отраслевого комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева М.В., Осипов П.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anticipatorychemical-technological education in high school

The advanced chemical technologies require highly qualified engineers and specialists. Therefore, Chemistry has become an essential part of the education in high school. It defines the importance of developing theoretical bases and practical recommendations for the anticipatory development in Chemistry in high school. The research subject is managerial and educational conditions of anticipatory chemical technological development. The methods of research are analysis and generalization of advanced educational experience and cooperation of high schools and universities to define the effective ways and tools for anticipatory development of pupils. The model of anticipatory chemical-technological education in high schools creates interest in Chemistry, enhances the prestige of engineering education and makes young people be ready for innovative professional learning. Anticipatory chemical technological development is a gradual elective teaching process involved into Chemistry programs of the high school and pre-university education.

Текст научной работы на тему «Опережающее химико-технологическое образование школьников»

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ

М.В. Журавлева

Доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры технологии основного органического и нефтехимического синтеза, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Е-mail: Guravleva0866@ mail.

П.Н. Осипов

Доктор пед. наук, профессор,ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Е-mail: posipov@rambler. т

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Рассмотрены теоретико-методологические основы опережающего химико-технологического образования в школе, реализуемого как поэтапный вариативный образовательный процесс при освоении учащимися программы по химии основного общего образования и довузовской подготовки. Представлен опыт ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» в организации опережающего образования школьников в условиях регионального образовательно-производственного отраслевого комплекса.

Ключевые слова: опережающее образование, химико-технологическое образование школьников, элективный курс, профессиональное самоопределение.

Сегодня образование является одним из важнейших факторов устойчивого развития общества, его конкурентоспособности и национальной безопасности государства [1].

В экономической системе каждой страны всегда есть отраслевые блоки, играющие наибольшую роль в формировании трендов социально-экономического развития. В России к их числу относится химическая промышленность.

Уровень развития современных химических технологий предъявляет высокие требования к профессионализму инженерных и рабочих кадров

Как цитировать статью: Журавлева М.В, Осипов П.Н. Опережающее химико-технологическое образование школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 1 (35). С.

Залогом подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов выступает повышение эффективности химического образования школьников, их осознанная ориентация на будущую работу в промышленном секторе экономики. Решение этих задач актуализирует реализацию опережающего химико-технологического образовательного процесса в школе.

Развитие идеи опережающего образования связано с высокими темпами технологического и научно-технического прогресса, определяющими устаревание знаний за 3-5 лет. Поэтому опережающее образование рассматривается как целенаправленная подготовка учащихся к жизни и труду в информационно насыщенной среде, требующей от людей повышенной ответственности, более широкой и вместе с тем более гибкой образовательной базы, подлежащей непрерывному обогащению и развитию [2, 3].

В соответствии с Концепцией системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса переход к модели опережающего химико-технологического образования в школе будет способствовать развитию интереса к химии, повышению престижности инженерного образования у молодежи, их готовности к инновационной профессиональной подготовке.

Опережающее химико-технологическое образование реализуется как поэтапный вариативный образовательный процесс при освоении школьниками программы по химии основного общего образования и довузовской подготовки.Основными методологическими подходами проектирования и реализации опережающего химико-технологического образовательного процесса выступают:

• системный, предполагающий соблюдение определенной последовательности в формировании содержания на каждом этапе образовательного процесса, что будет способствовать установлению тесной взаимосвязи пройденного, настоящего и перспективного материала и обеспечит возможность реализации опережения в учебном процессе;

• компетентностный, определяющий требования не только к содержанию образования (что должен знать, уметь и какими навыками владеть), но и к деятельностной составляющей (способностям применять знания, умения и навыки);

• ресурсный, заключающийся в обеспечении необходимых условий

для его реализации и организации такого взаимодействия субъектов образования, благодаря которому развитие обучающихся будет максимально возможным;

• личностно-деятельностный подход, являющийся одним из основополагающих, т.к. решается основная задача образования - создание условий развития нравственно совершенной, социально активной и саморазвивающейся личности;

• прогностический, отражающий соответствие содержания образования тенденциям химической науки и технологий;

• кластерный подход, реализация которого связана с обеспечением объединения усилий всех заинтересованных участников регионального образовательно-производственного отраслевого комплекса в организации и осуществлении инновационного образовательного процесса.

Сформулированные подходы определяют принципы как основополагающие идеи, выражающие требования к содержанию опережающего химико-технологического образовательного процесса. Это:

• Принцип проблемности-предусматривает проектирование содержания учебно-воспитательного процесса с позиции освещения и поиска вариантов решения актуальных проблем, существующих или прогнозируемых в химической промышленности.

• Принцип региональности-предполагает ориентированность в содержании образования на специфику регионального химического комплекса.

• Принцип интеграции-предусматривает многостороннее взаимодействие всех участников регионального образовательно-производственного отраслевого комплекса в разработке содержания и организации образовательного процесса, обеспечение междисци-плинарности в обучении, связь общих и первичных профессиональных знаний, теории с практикой.

• Принцип опережающего развития образования (опережающего характера содержания и инновационных методик)- обусловливает необходимость обеспечения динамичного соответствия структуры и содержания образовательного процесса текущему состоянию и тенденциям развития химической промышленности [3, 4].

• Принцип социального партнерства- предполагает активное участие в осуществлении опережающего образования всех возможных

социальных партнеров. Его реализация призвана обеспечить рост ресурсообеспеченности, достойное финансирование образовательных учреждений.

• Принцип мотивации-обусловливает такое содержание обучения, которое способствует развитию потребностно-мотивационной сферы личности обучающегося, интенсифицирует профессиональное самоопределение школьников с учетом потребностей регионального рынка труда.

• Принцип ориентации на саморазвитие. В соответствии с принципом опережающего развития личности содержание образования должно ориентироваться на саморазвитие и самообразование обучающихся путем использования технологий, концентрирующихся на самообучении. При этом преподавание приобретает черты руководства-консультирования обучающихся в самостоятельном освоении знаний и опыта в процессе внеаудиторной работы как преобладающей. Упор делается на методы консультирования, мотивации, эффективного использования информационных технологий [3].

Инициатором реализации опережающего химико-технологического образования в школах Приволжского федерального округа является Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ»), который взаимодействует с 377 общеобразовательными учреждениями.

Процесс опережающего химико-технологического образования в школе осуществляется поэтапно.

1-й этап - информационно-направляющий, осуществляется в период предпрофильной подготовки в школе (8-9-й класс). Его цель состоит в расширении кругозора школьников в области профессий в химической отрасли, содействие выбору обучающихся естественнонаучного профиля обучения в школе.

Задачи, решаемые на данном этапе:

1. Информирование о профессиях регионального промышленного комплекса, востребованных на рынке труда, о перспективах развития промышленности региона.

2. Формирование понятия «инженерное образование», его актуальность и перспективность на современном этапе развития экономики.

3. Рекомендация к выбору естественнонаучного профиля обучения.

Достижение цели обеспечивается организацией профильной ори-ентации,психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучающимися, проведением мониторинга формирования профильной ориентированности школьников, их успеваемости по дисциплинам естественнонаучного профиля.

2-й этап - профильно-развивающий, осуществляется в период профильной подготовки в школе (преимущественно в 10-м классе).

Цель этапа: поддержание интереса и утверждение мнения школьников о правильности выбора профиля обучения; углубление специально-профильной подготовки с введением регионального компонента, помощь в планировании дальнейшей траектории обучения в учреждениях профессионального образования.

Основными задачами, обеспечивающими достижение цели, определены:

1. Повышение общего уровня информированности учащихся о современном рынке труда региона и России в целом, существующих профессиях, направлениях подготовки, исследовательской деятельности.

2. Формирование понятия о специфических комплексах химической промышленности.

3. Индивидуализация и специализация образования учащихся на старшей ступени общеобразовательной школы.

4. Формирование у школьников обоснованных профессиональных намерений с учетом их индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей.

Основным критерием выбора технологий, форм и методов обучения, способствующих более полному проявлению опережающего образования в учебном процессе, является оптимальность их сочетания с учетом специфики каждой образовательной ситуации.

Эффективными формами обучения на данном этапе зарекомендовали себя программы довузовского образования; консультационные и факультативные занятия преподавателей вуза, представителей промышленности; профессорские научно-популярные лекции; конкурсы исследовательских проектов школьников; профильные олимпиады; программы дополнительного образования.

В качестве примера организации дополнительного химического

образования можно представить сетевую программу «Юный химик», разработанную в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (ФГБОУ ВО «КНИТУ»). Программа предназначена для дополнительного изучения химии как на базовом, так и на профильном уровне, предполагает специализированную (углубленную) химическую подготовку (по неорганической, органической и аналитической химии) и обеспечивает первичное профессиональное (допрофессиональное) образование школьников. Программа реализуется на базе гимназии №102 им. М.И.Устиновой г. Казани, Казанского нефтехимического колледжа и вуза.

Программа направлена на подготовку школьников к дальнейшему обучению в учреждениях профессионального образования и на решение следующих задач:

• формирование химической, профильной и исследовательской компетенции школьников в ходе практической, научно-исследовательской деятельности, выраженной во владении метапредметными навыками и умениями выпускниками школы;

• повторение, закрепление основных понятий, законов, теорий, а также научных фактов, образующих химическую науку;

• формирование и развитие творческого химического мышления и экспериментальных (в том числе исследовательских) умений;

• формирование самостоятельности и познавательного интереса учащихся;

• воспитание устойчивого отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

• формирование отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

• привлечение учащихся к научно-исследовательской деятельности.

3-й этап - первичного профессионального образования (допрофесси-

онального), осуществляется на этапе профильной подготовки в школе (преимущественно в 11-м классе).

Цель: формирование первичных профессиональных знаний, умений и навыков как условия быстрой адаптации в системе профессионального образования.Основными задачами этого этапа являются:

1. Индивидуализация и специализация опережающего образования

обучающихся на старшей ступени общеобразовательной школы.

2. Обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием.

3. Формирование у школьников способности делать самостоятельный осознанный выбор профессии, учитывающий максимальное число объективных и субъективных факторов.

4. Организация персональной работы по проектированию индивидуальной образовательной траектории школьников.

Опережающий характер обучения возможно обеспечить введением в учебный план школьной программы специализированного элективного курса с регионально значимым содержанием. В настоящее время учеными и преподавателями ФГБОУ ВПО «КНИТУ» разработаны и реализуются 43 таких учебных курса.

Для повышения эффективности химико-технологического образовательного процесса в школах-партнерах внедрен в химическую школьную подготовку курс «Прикладная химия».

Программа элективного курса предполагает нетрадиционную для школы организацию обучения и включает три блока. Проведение теоретических занятий осуществляется на базе школы и предусматривает учебно-научные лекции. Проведение практико-лабораторных занятий организуется на профилирующих кафедрах вуза. Первичная производственно-ознакомительная подготовка планируется в форме экскурсии на предприятия нефтегазохимической отрасли.

Химико-технологическая направленность учебного материала элективного курса обеспечивает преемственность общего среднего с инженерным химическим образованием, что способствует непрерывному профессиональному и личностному развитию учащихся в процессе обучения, облегчая их вхождение в систему инженерного профессионального образования.

В результате изучения элективного курса обучающиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

- получают представление о состоянии и тенденциях развития мировой топливно-энергетической системы;

- знают ведущие предприятия нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса Республики Татарстан, сырьевую базу предприятий нефтехимического комплекса республики, важнейшие продукты органического и нефтехимического комплекса, области их применения;

- имеют представление об аппаратурном оформлении химического предприятия, о роли инженера на химическом предприятии, его профессиональной деятельности;

- знают основы техники безопасности при работе в химической лаборатории; элементы техники проведения лабораторных работ по нефтехимическому синтезу;имеют первоначальные умения и навыки экспериментальной аналитической работы [5].

Таким образом, внедрение опережающего химико-технологического образования в школе расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, усиливает практическую направленность и подготовленность обучающихся, активизирует познавательную деятельность, обеспечивает преемственность содержания общего и профессионального образования, формирует нравственную, психофизиологическую и практическую готовность школьников к профессиональному самоопределению.

Об эффективности предлагаемых мер свидетельствует количество выпускников школ, поступающих на такие направления инженерной подготовки, как «Химическая технология», «Энерго - и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», «Технологические машины и оборудование», «Стандартизация и метрология», «Наноинженерия», «Информационные системы и технологии», «Управление в технических системах», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Химическая технология энергонасыщенных материалов и изделий». Анализ показывает, что количество выпускников школ, выбравших названные направления подготовки, увеличилось в среднем на 27%.

Литература

1. Болонский процесс: европейские и национальные структуры квалификаций (Книга-приложение 2) / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 220 с.

2. Бим-Бад Б.М. Опережающее образование: теория и практика // Советская педагогика. -1988. - № 6. - С. 51-55.

3. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе // Парадоксы наследия. Вектор развития / А.М. Новиков, Д.А. Новиков. М.: Эгвес, 2000. 272 с.

4. Новиков П.Н., Зуев В.М. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие. М.: РТАиЗ, 2000. 266 с.

5. Котова Н.В.,Журавлева М.В., Сайфутдинова М.Н. Прикладная нефтехимия : Учебное пособие. Казань: КГТУ 2011. 119 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.