Научная статья на тему 'Методологические основы моделирования системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью'

Методологические основы моделирования системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНЖЕНЕР / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ENGINEER / INTELLECTUAL PROPERTY / MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна

В статье рассмотрены исходные принципы построения системы подготовки к управлению интеллектуальной собственностью (УИС). Для формирования готовности обучающихся к УИС используется профессиогенетический и системно-деятельностный подходы. Выделены компоненты деятельности по УИС (мотивационно-личностный, содержательный, деятельностный) и этапы подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases of preparation of engineers to management of intellectual property

In article initial principles of construction of system of preparation for management of intellectual property are stated. Are used professionally genetically and it is systematavistically approaches formations of readiness for management of intellectual property. Components of activity on management of intellectual property (motivation-personally, substantially, activity) and stages of preparation are certain.

Текст научной работы на тему «Методологические основы моделирования системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью»

УДК 378.4 ББК 74.58

Вишнякова Ирина Вячеславовна

кандидат технических наук, доцент

кафедра методологии инженерной деятельности Казанский государственный технологический университет

г. Казань

Vishnyakova Irina Vyacheslavovna

Candidate of Technology Assistant Professor Chair of Engineering Activity Methodology

Kazan State Technological University Kazan

Методологические основы моделирования системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью Methodological Bases of Engineers’ Training for Intellectual

Property Management

В статье рассмотрены исходные принципы построения системы подготовки к управлению интеллектуальной собственностью (УИС). Для формирования готовности обучающихся к УИС используется профессиогенетический и системно-деятельностный подходы. Выделены компоненты деятельности по УИС (мотивационно-личностный, содержательный, деятельностный) и этапы подготовки.

The article considers the initial principles of constructing the intellectual property management training system. Professional genetic and system-and-activity approaches are used for forming the readiness for intellectual property management.

Activity components of intellectual property management (motivation-and-personal, content, activity) and training stages are marked.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инженер, управление интеллектуальной собственностью.

Key words: intellectual property, engineer, intellectual property management.

В условиях усиления конкурентной борьбы на мировых рынках особое

значение приобретает разработка новых технологий и инновационная деятельность во всех сферах жизни общества. В основе всех инноваций лежат новые знания, идеи, воплощенные в интеллектуальной собственности (ИС). Именно интеллектуальная собственность во многом определяет состояние экономики, науки, настоящее и будущее современного общества.

Следовательно, специалисты различных отраслей деятельности должны уметь грамотно и эффективно работать с интеллектуальной собственностью и иметь представление об инфраструктуре рынка ИС.

В работе [1] рассматривается инфраструктура рынка объектов ИС, которая представляет собой комплекс организаций. В задачи инфраструктуры рынка ИС входит решение насущных проблем участников рынка путем выполнения работ и предоставления услуг участникам рынка. В число этих организаций относят: 1) технопарки и инкубаторы - создаются по распоряжению федеральных или региональных органов власти или университетами, предоставляют на условиях аренды производственные и офисные площади; 2) сектор сопутствующих услуг

- оказывает соответствующие услуги (патентно-правовые, оценочные, юридические и прочие; 3) венчурные фирмы - инвесторы инноваций.

Использование интеллектуальной собственности становится обязательным компонентом деятельности инженера. Дипломированный инженер должен уметь организовывать и осуществлять деятельность, связанную с творческим поиском идей и способов решения технических, проектных, конструкторских и других задач т.е. эффективно управлять ИС.

Согласно Зинову В.Г. задачи управления интеллектуальной собственностью (УИС) в целом включают выявление объектов ИС в соответствии с принятой стратегией бизнеса, выбор оптимальной формы их правовой охраны и эффективное использование. Конкретные механизмы управления предполагают систематизацию, анализ использования, выявление избыточных и определение доминирующих объектов ИС, оптимизацию расходов по правовой охране и формы коммерциализации новых идей, пресечение нарушений исключительных прав, мотивацию авторов творческих достижений и многое другое [2].

Необходимость построения модели системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью (УИС) в системе непрерывного профессионального образования диктуется рядом обстоятельств. Во-первых такая модель даст представление о целостном содержании процесса подготовки к УИС, его внутренней структуре. Во-вторых, разработка такой модели позволит объединить информацию об отдельных сторонах процесса подготовки к УИС, средствах, формах и методах управления им.

Моделирование всех сторон процесса подготовки к УИС представляет собой сложную задачу. Предлагаемая нами теоретическая модель является попыткой ослабить, а в ряде случаев снять противоречие между новыми объективными требованиями к профессиональной подготовке специалистов и имеющемся уровнем профессионального образования в вузах.

При проектировании модели системы подготовки инженеров к УИС мы исходим из результатов анализа и систематизации данных, полученных в результате изучения положительных результатов и опыта такой подготовки [3, 4].

При проектировании системы подготовки инженеров к УИС нами учитывались некоторые ее особенности:

1. Многовариантность подходов в постановке и решении задач системы подготовки к УИС. Это обусловлено тем, что она не ограничивается проблемами взаимодействия сферы образования и организациями, составляющими инфраструктуру рынка интеллектуальной собственности, а ориентируется на весь спектр социально-экономических, психологических, педагогических задач подготовки инженеров, способных содействовать инновационной деятельности.

2. Объективная множественность субъектов проектируемой системы

и, следовательно, принципиальная неустранимость множественности разнонаправленных факторов, требований, функций, признаков, структурных связей, требующих учета при ее проектировании.

3. Самостоятельность субъектов системы подготовки к УИС. Их способность действовать и развиваться автономно.

Теоретическая модель системы подготовки инженеров к УИС имеет свою логико-методологическую структуру.

Как уже отмечалось, системообразующим фактором модели системы подготовки инженеров к УИС являются ее цели - подготовка конкурентоспособных специалистов, способных творчески мыслить, содействовать инновационной деятельности предприятия с помощью эффективного УИС.

Общие исходные принципы построения модели системы подготовки инженеров к УИС и последовательность операций при разработке предполагают:

- определение целей и конкретных задач моделирования;

- отбор и систематизацию исходной информации, ее достоверность и полноту;

- выделение основных факторов, влияющих на изменение тенденций и закономерностей исследуемого объекта (процесса подготовки к УИС);

- построение модели, исходя из задач, которые призвана решать данная модель.

В соответствии с мировыми стандартами, в качестве целей профессионального образования должен выступать комплекс параметров: способность специалиста перестраиваться в новых условиях, его личностные качества, уровень интеллектуального развития, культура. Кроме того, цели подготовки специалистов должны включать в себя систему профессиональных ценностей и способов деятельности, обеспечивающих их реализацию. Отсюда и цели системы подготовки инженеров к УИС расширяются. Они не ограничиваются профессиональной компетентностью в области специализации и знаниями в области обращения с интеллектуальной собственностью. Их дополняют социальная ответственность, развитые аналитические и творческие способности.

Для определения содержания образования образовательное учреждение использует модель инженера, в которой указывается система профессионально значимых знаний, умений и навыков, а также свойств личности специалиста. Модель специалиста является эталоном, к которому необходимо стремиться в процессе подготовки кадров. Признаками эффективности образования в нашем случае будут служить способность инженера определять цели и задачи, прогнозировать результаты профессиональной деятельности, обеспечивать информационную основу деятельности на базе патентных источников информации, принимать оптимальные решения и осуществлять их на основе отчетов о патентных исследованиях, законодательной базы и существующей инфраструктурой ИС.

В основу системы подготовки инженеров к УИС положена модель их подготовки. Критерием обоснованности этого подхода выступает анализ практики деятельности инженера по УИС на производстве, сформулированные требования к их обучению, тенденции и сферы применения полученных знаний. В процессе подготовки есть возможность органично соединить интересы образования и инфраструктуры рынка ИС, без привлечения дополнительных материальных и человеческих ресурсов.

Принципиальное отличие предлагаемой системы от традиционного обучения состоит в том, что равноправными участниками процесса подготовки специалиста становятся организации, составляющие инфраструктуру рынка ИС.

Готовность инженера к профессиональной деятельности как совокупный результат реализации системы подготовки к УИС инженеров рассматривается нами с позиций различных методологических подходов. В данном исследовании реализованы профессиогенетический и системно-деятельностные подходы, отражающие особенности формирования личности специалиста как профессионала.

Профессиогенетический подход предполагает выявление системных характеристик готовности инженера как профессионала не только в их визуальном состоянии и в их динамике, перспективе, с учетом зоны ближайшего профессионального развития человека, когда фиксируются не только качества и отношения, но и генетические переходы от одного уровня деятельности и личности к другому.

Согласно данному подходу, признаками субъектности специалиста выступают: осознание структуры деятельности, инициатива, самостоятельное целе-полагание, планирование, предвосхищение результата, стремление к самореализации, творчество в самосозидании.

Профессиогенетическая парадигма продуктивна, если включает в себя ак-меологический и системно-деятельностный подходы. Одной из центральных задач акмеологии является определение общих и особенных условий и факто-

ров, способствующих прогрессивному развитию личности. Основополагающей категорией данной науки является «профессионализм»

Профессионализм деятельности инженера - это качественная характеристика его как субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность. Профессионализм личности инженера - это качественная характеристика его как личности, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств. Развитие инженера как профессионала сопровождается изменением системы взаимодействий и отношений личности к профессиональной деятельности, изменением потребностей, ценностных ориентаций.

В контексте теоретического обоснования процесса формирования готовности инженера к профессиональной деятельности мы исходим из признания того, что системно-деятельностный подход является условием, обеспечивающим развитие инженерного мышления и системное видение профессиональной деятельности. В теоретическом плане проблема состояла в том, чтобы определить особенности профессиональной деятельности инженера по УИС, создать модель готовности к такой профессиональной деятельности, разработать социально-организационные условия подготовки инженера на разных этапах его обучения.

Готовность к профессиональной деятельности по УИС как многомерная, многокомпонентная система состоит из трех компонентов: мотивационноличностного, отражающего направленность активности личности инженера на адаптацию к меняющимся условиям производства, техники, технологий и решение профессиональных задач в таких условиях; содержательного - профессионально значимых знаний выпускника, адекватных содержанию и структуре профессиональной деятельности по УИС; деятельностного - системы профессионально значимых умений, необходимых для выполнения функций - исследовательской, организаторской, проектной, конструкторской, изобретательской.

Существенно значимое место в структуре готовности инженера к УИС принадлежит профессиональным потребностям. Ведущими профессиональными мотивами инженера являются: интерес к инженерной деятельности, интерес к УИС, стремление добиться успеха, стремление к самореализации, стойкий интерес к инновационной деятельности, мотивы долга и ответственности за результаты собственной деятельности.

Установлено, что основными характеристиками профессионального мышления инженера являются: исследовательский тип мышления, предполагающий получение знаний о предмете деятельности на основе его существенных характеристик; проектный тип мышления, предполагающий построение моделей объектов и процессов, востребованных производством и общественной практикой; управленческий тип мышления, предполагающий управление организацией коллективной инновационной деятельности; аналитический тип мышления, предполагающий сравнение и анализ нескольких вариантов решения задачи и выбор оптимального по нескольким критериям и т.д. Содержательный компонент, согласно нашей концепции, выступает как критерий теоретической готовности инженера к УИС. Он строится на системе междисциплинарных знаний, состоящих из методологических основ и категорий фундаментальных, естественных, технических, социально-экономических наук, знаниях о методах научно-технического творчества, законодательства, источниках патентной информации, патентных исследованиях.

Деятельностный компонент представляет совокупность умений, направленных на проведение инженерных исследований, разработку замысла, создание проекта, конструирование, организацию и управление производством, интеллектуальной собственностью и др.

Формирование готовности инженера к деятельности по УИС является результатом длительного процесса обучения специалиста в системе непрерывного профессионального образования и носит поэтапный характер.

Целью первого этапа является формирование первичного представления об инженерной деятельности, о сфере производства и интеллектуальной собст-

венности. Показателями успешности первого этапа выступают: удовлетворенность профессиональной деятельностью и выбором профессии инженера, стремление изучать особенности управления интеллектуальной собственностью, проявление элементов творчества в решении профессиональных задач, осознание необходимости в профессиональном совершенствовании, проявление интереса к ИС.

Целью второго этапа является создание образа предприятия как открытой, динамично развивающейся системы, условием конкурентоспособности которой является инновационная деятельность и УИС. Показателем успешности этого этапа являются: устойчивое, положительное отношение к инженерной профессии, позитивное отношение к инновациям, к управлению ИС.

Целью третьего этапа является совершенствование основ технологии деятельности по УИС. Показатели успешности этапа: готовность к профессиональной деятельности на производстве приобретает целостный методологический характер, развиваются рефлексивно-аналитические умения, проявляются творческая активность и высокая ответственность за результат деятельности.

Педагогическая стратегия формирования готовности инженера к деятельности по УИС такова: посредством взаимодействия вуза и организаций, составляющих инфраструктуру рынка ИС, способствовать осознанию инженерами значимости выбранной профессии, места и роли УИС в ней, формированию профессиональных ценностей и потребностей, профессионально важных качеств личности, развитию аналитических и творческих способностей. Педагогические стратегии формирования готовности к УИС в профессиональной деятельности выстраиваются на основе общепрофессиональных и специальных дисциплин, изучение которых подкреплено практикой а также научно- и патентно- исследовательской работой.

Библиографический список

1. Нарумова О.Ф. Центры коммерциализации технологий в России и за рубежом /О.Ф.Нарумова, Г.М.Соловьева - М.: Информ-изд. центр Роспатента, 2005. - 142 с.

2. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: учеб. Пособие / В.Г.Зинов. - М.: Дело, 2003. - 512 с.

3. Ковчуго Е.А. Инновации и маркетинг в сфере образовательных услуг / Е.А.Ковчуго. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2001. - 48 с.

4. Мазур З.Ф. Инновационный менеджмент: интеллектуальная собственность в образовании / З.Ф.Мазур. - М.: ИНИЦ Роспатента, 2005. - 91 с.

Bibliography

1. Kovchugo, E.A. Innovations and Marketing in the Sphere of Educational Services. / E.A. Kovchugo. - М.: Inform. Center of Rospatent, 2001. - 48 р.

2. Masur, Z.F. Innovation Management: Intellectual Propertуin Education / Z.F.Mazur. - М.: Inform. Center of Rospatent, 2005. - 91 р.

3. Narumova, O.F. Centers of Technologies Commercialization in Russia and Abroad / O.F. Narumova, G.M.Solovyova. - М.: Inform. Center of Rospatent, 2005. - 142 р.

4. Zinov, V.G. Intellectual Property Management / V.G.Zinov. - М.: Delo, 2003. - 512 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.