Научная статья на тему 'О концептуальных основах подготовки инженеров по направлению "Технология художественной обработки материалов" к управлению интеллектуальной собственностью во время производственной практики'

О концептуальных основах подготовки инженеров по направлению "Технология художественной обработки материалов" к управлению интеллектуальной собственностью во время производственной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ИНЖЕНЕР / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна, Аминова Гузель Абдул-Бариевна, Шайхетдинова Рамиля Сайдашевна, Вишняков Вячеслав Михайлович

Рассматриваются сущность и содержание производственной практики, ее цели, задачи, формы проведения. Показаны механизмы и технологии подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в условиях прохождения производственной практики на предприятиях.The article reveals the essence and content of work experience, goals, objectives, forms. The mechanism and technology of training engineers to management of intellectual property in a practical training in enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна, Аминова Гузель Абдул-Бариевна, Шайхетдинова Рамиля Сайдашевна, Вишняков Вячеслав Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О концептуальных основах подготовки инженеров по направлению "Технология художественной обработки материалов" к управлению интеллектуальной собственностью во время производственной практики»

УДК 378

И.В. Вишнякова, Г.А. Аминова, Р.С. Шайхетдинова, В.М. Вишняков,

Казанский национальный исследовательский технологический университет

О концептуальных основах подготовки инженеров по направлению «Технология художественной обработки материалов» к управлению интеллектуальной собственностью во время производственной практики

Казанский национальный исследовательский технологический университет

В настоящее время растет значимость правового регулирования отношений, касающихся сферы интеллектуальной собственности для развития национальной экономики. В этой связи подготовка инженеров к управлению интеллектуальной собственностью приобретает большое значение [3-7]. Ряд исследователей сходятся во мнении, что адаптация выпускников вуза сейчас составляет от трех до пяти лет. Причем предметная адаптация (приобретение профессионального мышления) протекает легче, чем социальная. Снять эти противоречия позволяет контекстный подход, рассматривающий учение и труд (социальные взаимосвязи) не как разные виды деятельности, а как два этапа раз-

вития одной и той же деятельности в генезисе [2]. Наиболее полно социальные взаимосвязи и сущность будущей профессиональной деятельности раскрываются на производственной практике.

Охарактеризуем основные элементы организации производственной практики студентов по направлению подготовки «Технология художественной обработки материалов» (профиль «Технология обработки драгоценных камней и материалов»).

Целями производственной практики являются: получение будущими инженерами практических навыков выбора оборудования, оснастки и специального инструмента для производства готовой художественной про-

дукции, изучение ими классификаций материалов и технологий для изготовления художественно-промышленных объектов (по различным классификационным признакам), ознакомление с технологическими процессами художественной обработки материалов, компьютерными технологиями моделирования, проектирования, формо- и цве-тообразования, а также методами управления интеллектуальной собственностью на предприятии [8].

Задачами производственной практики являются: изучение принципов подбора оборудования, оснастки, инструментов для производства художественной продукции; управления интеллектуальной собственностью на предприятии; изучение применяемых материалов и технологических процессов производства художественных изделий, технологической документации на производство художественных изделий на всех стадиях проектирования и изготовления (составление описания отдельных технологических процессов производства художественных изделий).

Производственная практика проводится после шестого семестра (длительность 4 недели) в учебно-производственных специализированных лабораториях кафедры технологии конструкцион-

© Вишнякова И.В., Аминова Г.А., Шайхетдинова Р.С., Вишняков В.М., 2016

ИРИНА

ВЯЧЕСЛАВОВНА

ВИШНЯКОВА

кандидат технических наук, доцент кафедры методологии инженерной деятельности Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: подготовка инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного профессионального образования. Автор более 70 публикаций

РАМИЛЯ

САЙДАШЕВНА

ШАЙХЕТДИНОВА

старший преподаватель кафедры технологии конструкционных материалов Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: инженерная педагогика, технологии обработки материалов, химическая промышленность. Автор 31 публикации

ГУЗЕЛЬ

АБДУЛ-БАРИЕВНА АМИНОВА

доктор технических наук, профессор кафедры технологии конструкционных материалов Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: инженерная педагогика, технологии обработки материалов, химическая промышленность. Автор более 100 публикаций

ВЯЧЕСЛАВ

МИХАЙЛОВИЧ

ВИШНЯКОВ

заведующий лабораторией кафедры технологии конструкционных материалов Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: инженерная педагогика, ювелирное дело. Автор 3 публикаций

Рассматриваются сущность и содержание производственной практики, ее цели, задачи, формы проведения. Показаны механизмы и технологии подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в условиях прохождения производственной практики на предприятиях.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инженер, управление интеллектуальной собственностью.

The article reveals the essence and content of work experience, goals, objectives, forms. The mechanism and technology of training engineers to management of intellectual property in a practical training in enterprises.

Key words: engineer, intellectual property, management of intellectual property.

ных материалов Казанского национального исследовательского технологического университета, обладающей современным оборудованием по художественной обработке материалов. Студенты также посещают музеи и выставки общества с ограниченной ответственностью «Алмаз-холдинг», с которым заключен договор о сотрудничестве.

Производственная практика базируется на таких изученных студентами дисциплинах, как «Диагностика драгоценных, ювелирных и поделочных камней (геммологический практикум)», «Классификация, сертификация и оценка обработанных алмазов, драгоценных, ювелирных и поделочных камней», «Моделирование и оптимизация процессов обработки материалов», «Основы автоматизированного проектирования ювелирных

изделий», «Художественное материаловедение», «Технология художественной обработки материалов». Во время практики студенты используют знания, приобретенные в ходе изучения дисциплин «Покрытия материалов», «Художественная обработка камня», «Рисунок и дизайн», «Композиция», «Технология конструкционных материалов» и др. [1].

В качестве форм проведения производственной практики были выбраны специализированные лаборатории кафедры технологии конструкционных материалов нашего университета (лекционно-се-минарские, практические занятия), художественные выставки, музеи, предприятия по изготовлению художественных изделий (экскурсии).

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен знать:

- материалы для изготовления художественно-промышленной продукции;

- художественные критерии для оценки эстетической ценности готовой продукции;

- основы технологии художественной отделки материалов, ювелирного дела;

- этапы геммологической экспертизы [8];

- основные подходы к управлению интеллектуальной собственностью на предприятии.

После прохождения производственной практики обучающийся должен уметь:

- искать, обрабатывать и анализировать информацию об основных процессах производства;

- формулировать основные мероприятия по пожарной безопасности и охране труда на производстве;

- описывать основные процессы, связанные с операциями изготовления ювелирных изделий и изделий художественного литья;

- использовать оборудование для диагностики камней [8];

- разрабатывать стратегии управления интеллектуальной собственностью.

Прошедший производственную практику обучающийся должен владеть:

- приемами создания композиций из двух или более разнородных материалов;

- отечественной и зарубежной информацией в области изготовления продукции (патентные исследования);

- пошаговым алгоритмом диагностики драгоценных камней [8];

- приемами управления интеллектуальной собственностью на предприятии.

Для руководства практикой в обществе с ограниченной ответственностью «Алмаз-холдинг» от кафедры технологии конструкционных материалов университета выделяется преподаватель, командируемый на предприятие для организации практики,

проведения семинаров и консультаций студентов. Непосредственное руководство практикой студентов на предприятии возлагается на квалифицированных специалистов.

Перед началом ознакомительной практики на кафедре университета проводится организационное собрание студентов. На собрании разъясняются цели и задачи практики, студентам выдается необходимая методическая документация, задания, правила оформления отчета по практике.

При прохождении практики студент обязан подробно ознакомиться со следующими вопросами и изучить их:

- общие сведения о предприятии (его характеристика, структура, управление и перспективы развития, выпускаемая продукция, патенты, полученные обществом с ограниченной ответственностью «Алмаз-холдинг» за последние 5 лет);

- общая характеристика изготовляемых на предприятии художественных изделий, режим его работы, уровень механизации и автоматизации производственных процессов, функциональная и

организационная связь между отделениями цеха;

- технологии и технические условия на различные художественные изделия.

Зачет по производственной практике принимает комиссия из числа преподавателей кафедры технологии конструкционных материалов. Отчетным материалом по практике является индивидуальная книжка, в которой студент каждый день вносит хронометраж по прохождению практики и отчет в виде пояснительной записки, в котором отражаются полученные знания, эскизы, фотографии, схемы, результаты персональной работы по изготовлению изделий, отчеты о патентных исследованиях и др.

Приведем фрагмент отзыва заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Алмаз-холдинг» Н.А. Яичкиной о прохождении производственной практики студентом Е.С. Шероновым. «Студент Е.С. Шеронов совместно с мастерами производства общества с ограниченной ответственностью «Алмаз-холдинг» изучил и был задействован в изготовлении ювелирного изделия (коль-

ца) в серебре 925 пробы в полном цикле: создание эскиза, построение 3D-файла, выращивание 3D-модели, восковки, литья, монтировки, шлифовки, полировки, закрепки цирконов, нанесения по-крытия-родирования».

Современное производство основывается на высокотехнологичном оборудовании, которое постоянно совершенствуется, что влечет за собой качественно новые принципы организации производственной деятельности. В этой связи на на первый план выступают вопросы подготовки будущих инженеров к управлению интеллектуальной собственностью (создание, внедрение, коммерциализация новшеств), развития их профессиональных компетенций и способности быстро адаптироваться к реальному производству.

В заключение отметим, что важным элементом в подготовке и становлении будущего инженера является производственная практика, призванная обеспечить формирование и закрепление практических навыков в области выбранной специализации и сфере управления интеллектуальной собственностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аминова Г.А., Вишняков В.М., Лапин И.В. Подготовка ювелиров в системе высшего профессионального образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 8-3. С. 54-56.

2. ВербицкийА.А., Калашников В.Г. Категория «контекст» в психологии и педагогике. М.: Логос, 2010. 300 с.

3. Вишнякова И.В. Основные принципы и механизмы реализации контекстного подхода при подготовке инженеров к управлению интеллектуальной собственностью // Высшее образование сегодня. 2012. № 4. С. 41-43.

4. Вишнякова И.В. Подготовка студентов к управлению интеллектуальной собственностью в техническом вузе // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1 (79). С. 53-58.

5. Вишнякова И.В. Организационно-педагогические условия становления правовой подготовки инженеров в области управления интеллектуальной собственностью // Образование и саморазвитие. 2010. № 2(18). С. 1б8-173.

6. Вишнякова И.В. Организационно-педагогические условия становления компетентности инженера в области менеджмента интеллектуальной собственности // Высшее образование сегодня. 2010. № 10. С. 27-29.

7. Вишнякова И.В. Подготовка инженеров с использованием высоких технологий // Высшее образование сегодня. 2011. № 5. С. 12-14.

8. URL: http: // davaiknam.ru/text/programma-proizvod stvennoj-praktiki-v2 (дата обращения: 20.05.2016).

LITERATURA

1. Aminova G.A., Vishnjаkov V.M., Lapin I.V. Podgotovka yuvelirov v sisteme vysshego professional'nogo obrazovanija // Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2015. № 8-3. S. 54-56.

2. Verbickij A.A., Kalashnikov V.G. Kategorija «kontekst» v psihologii i pedagogike. M.: Logos, 2010. 30o s.

3. Vishnjаkova I.V. Osnovnye principy i mehanizmy realizacii kontekstnogo podhoda pri podgotovke inzhenerov k upravleniyu intellektual'noj sobstvennost'yu // Vysshee obrazovanie segodnja. 2012. № 4. S. 41-43.

4. Vishnjаkova I.V. Podgotovka studentov k upravleniyu intellektual'noj sobstvennost'yu v tehnicheskom vuze // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2010. № 1 (79). S. 53-58.

5. Vishnjаkova I.V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija stanovlenija pravovoj podgotovki inzhenerov v oblasti upravlenija intellektual'noj sobstvennost'yu // Obrazovanie i samorazvitie. 2010. № 2(18). S.168-173.

6. Vishnjаkova I.V. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija stanovlenija kompetentnosti inzhenera v oblasti menedzhmenta intellektual'noj sobstvennosti // Vysshee obrazovanie segodnja. 2010. № 10. S. 27-29.

7. Vishnjаkova I.V. Podgotovka inzhenerov s ispol'zovaniem vysokih tehnologij // Vysshee obrazovanie segodnja. 2011. № 5. S. 12-14.

8. URL: http: // davaiknam.ru/text/programma-proizvod stvennoj-praktiki-v2 (data obrashhenija: 20.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.