Научная статья на тему 'Интеграция производства и образования при подготовке инженеров к инновационной деятельности'

Интеграция производства и образования при подготовке инженеров к инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / INTELLECTUAL PROPERTY / ИНЖЕНЕР / ENGINEER / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY / ПАТЕНТ / ПАТЕНТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна

Освещены особенности подготовки студентов, обучающихся по профилю подготовки «Диагностика обработки драгоценных камнейи металлов». Раскрыта методика обучения, основанная на использовании контекстного подхода с привлечением к участию в образовательном процессе специалистов завода «Алмаз».The article reveals the peculiarities of preparation of students studying in the profile of preparation «Diagnostics of precious stones and metals processing». The training methodology based on the use of the contextual approach by involving Almaz plant specialists in the educational process is disclosed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция производства и образования при подготовке инженеров к инновационной деятельности»

DOI: 10.25586/RNU.HET.17.12.P.31 УДК 378

И. В. Вишнякова,

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Интеграция производства и образования при подготовке инженеров к инновационной деятельности

Профессия инженера подразумевает владение методологией инженерной деятельности и научно-технического творчества, включая методологию управления интеллектуальной собственностью.

Согласно действующим образовательным стандартам, конкретизированным с учетом специфики Казанского национального исследовательского технологического университета, целями подготовки инженеров профиля «Диагностика обработки драгоценных камней и металлов» являются:

1) обеспечение соответствия фактического уровня (качества) подготовки инженеров текущим и перспективным потребностям ювелирного производства;

2) обеспечение взаимосвязи подготовки инженеров с перспективами развития вуза, предприятий ювелирной отрасли, направлениями научно-технического прогресса, законодательства;

3) готовность обучающихся к управлению интеллектуальной собственностью на предприятиях ювелирной отрасли.

В реализации этих целей подготовки кадров в нашем университете участвует предприятие «Алмаз», действующее в г. Казани. Это предприятие, основанное в 2003 году, специализируется на изготовлении ювелирных изделий с драгоценными вставками первой группы. Завод имеет награды и дипломы за лучшие коллекции ювелирных украшений и сувенирной продукции. При из© Вишнякова И. В., 2017

Казанский национальный исследовательский технологический университет

готовлении изделий используются современные технологии и оборудование ведущих стран мира, включая Германию, Италию и Швецию. Рассмотрим, как осуществляется взаимодействие предприятия и вуза.

Дисциплина «Диагностика драгоценных, ювелирных и поделочных камней» относится к базовой части профессионального цикла образовательной программы и формирует у бакалавров, обучающихся по направлению 29.03.04 «Технология художественной обработки материалов» с профилем подготовки «Диагностика обработки драгоценных камней и металлов», набор специальных знаний и компетенций, необходимых для

выполнения производственно-технологической, художественно-производственной и научно-исследовательской деятельности.

Целями освоения дисциплины являются:

- ознакомление студентов с основными сведениями о драгоценных, ювелирных и поделочных камнях;

- воспитание творческих качеств личности, способности ставить и самостоятельно решать задачи инженерного творчества и управления интеллектуальной собственностью;

- формирование у студентов знаний о современных методах ди-

ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ВИШНЯКОВА

кандидат технических наук, доцент кафедр методологии инженерной деятельности и технологии конструкционных материалов Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: управление интеллектуальной собственностью. Автор 80 опубликованных научных работ

Освещены особенности подготовки студентов, обучающихся по профилю подготовки «Диагностика обработки драгоценных камней и металлов». Раскрыта методика обучения, основанная на использовании контекстного подхода с привлечением к участию в образовательном процессе специалистов завода «Алмаз».

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инженер, управление интеллектуальной собственностью, патент, патентные исследования.

The article reveals the peculiarities of preparation of students studying in the profile of preparation «Diagnostics of precious stones and metals processing». The training methodology based on the use of the contextual approach by involving Almaz plant specialists in the educational process is disclosed.

Key words: engineer, intellectual property, management of intellectual property.

агностики природных и искусственных камней;

- формирование у студентов практических умений эксплуатации и обслуживания оборудования, оснастки и инструмента для диагностики самоцветов;

- развитие умений рационального выбора приемов и способов диагностики драгоценных и искусственных камней;

- умение применять различные методы диагностики для того, чтобы определять драгоценные и поделочные камни и отличать их от многочисленных синтетических аналогов и имитаций;

- формирование навыков самостоятельной творческой работы в области исследования (анализа), создания высокохудожественных ювелирных украшений. В результате освоения дисциплины студенты сформируют знания об исторических аспектах и значимости диагностических методов; особенностях разрушающих и неразрушающих методов диагностики самоцветов; приемах работы с геммологическим оборудованием; диагностических характеристиках всех распространенных минералов и пород, применяемых в ювелирном производстве; дефектах драгоценных, ювелирных и поделочных камней.

Студенты также усвоят терминологию, основные понятия и определения дисциплины; обнаружат

зависимость особенностей самоцветов от места происхождения; узнают о происхождении самоцветов, местах их нахождения в природе и центрах обработки в мире и России.

Студенты научатся работать с минералогическими определителями и диагностическими таблицами; определять все оптические характеристики ограненных прозрачных драгоценных, ювелирных и поделочных камней; идентифицировать природные материалы и отличать их от синтетических аналогов; определять вес и плотность камня различными методами, в том числе и закрепленных вставок в ювелирном изделии; самостоятельно работать со всеми приборами геммологической лаборатории.

Студенты получат представление о перспективных методах лабораторных исследований драгоценных, ювелирных и поделочных камней; овладеют навыками и методами сбора и обработки информации в рамках производственных задач, методами определения функциональных и эстетических свойств готового продукта.

Преподавание дисциплины предусматривает следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные работы, практические занятия, самостоятельная работа студента, консультации, экскурсии на завод «Алмаз» в г. Казани, изучение геммологического

оборудования лаборатории завода «Алмаз».

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме тестов и защит лабораторных работ, практических занятий, рубежный контроль в форме тестов, бесед и промежуточный контроль в форме зачета.

Лекционные занятия проводятся по следующим темам.

1. Общие сведения о драгоценных, ювелирных и поделочных камнях (кристаллография, минералогия, генезис). Общие сведения о свойствах камней. Общие сведения об обработке камней

2. Диагностика драгоценных, ювелирных и поделочных камней. Геммологическое оборудование. Изучение методов диагностики ювелирных камней. Изучение методов отличия натуральных камней от имитаций. Синтетические камни. Основные признаки облагораживания.

Изучение диагностических свойств наиболее часто используемых драгоценных, ювелирных и поделочных камней.

3. Обзор современного состояния рынка ювелирных изделий. Ознакомление с основными принципами оценки цветных камней.

Лабораторные занятия охватывают три основных группы вопросов.

В рамках первой из них рассматриваются общие сведения о драгоценных, ювелирных и поделочных камнях (кристаллография, минеро-логия, генезис); обеспечивается изучение общих сведений о свойствах камней и методов их обработки. Проводится экскурсия в геммологическую лабораторию завода «Алмаз».

В рамках второй группы вопросов студенты осваивают диагностику драгоценных, ювелирных и поделочных камней, изучают геммологическое оборудование; приобретают навыки работы с рефрактометром, детектором бриллиантов, муасса-нитов и цветных камней, с карато-мером, а также со спектроскопом, микроскопом и дихроскопом. Они

знакомятся с практикой проведения патентных исследований на тему новейших изобретений в области геммологии. Ими изучаются методы диагностики ювелирных камней и методы отличия натуральных камней от имитаций. Они знакомятся с синтетическими камнями, изучают основные признаки облагораживания, а также диагностические свойства наиболее часто используемых драгоценных, ювелирных и поделочных камней. На этом этапе проводится мастер-класс эксперта-геммоло-га завода «Алмаз» А. Ф. Хуснутдинова.

Наконец, лабораторные занятия завершаются обзором современного состояния рынка ювелирных изделий и ознакомлением с основными принципами оценки цветных камней.

Для активизации познавательной деятельности обучающихся во время лекций преподаватель формулирует проблему по теме лекции, а студенты предлагают пути ее решения. Преподаватель выступает в роли модератора и контролирует процесс обсуждения, побуждает высказывать различные мнения. Методологическую основу обучения составляет контекстный подход [1], который на основе работ, выполненных нами [2, 3, 4], адаптирован применительно к подготовке инженеров, специализирующихся в об-

ласти диагностики драгоценных, ювелирных и поделочных камней.

На кафедре технологии конструкционных материалов нашего университета разработаны и утверждены регламент проведения занятий, контрольные задания, а также вопросы для тестирования. Важная роль в обучении отводится самостоятельной работе. Каждая лекция завершается списком контрольных вопросов и заданий-ситуаций. Студенты самостоятельно, используя материал лекции и рекомендованную литературу, готовят ответы, и следующая лекция начинается с их обсуждения. Для выполнения контрольных заданий используются учебные пособия, справочная литература. В качестве рубежного контроля использовались тесты и беседы, которые позволяют выявить умение анализировать и делать выводы по изученной теме. Такой подход позволяет контролировать не только формальное запоминание материала, но и уровень владения темой.

Лабораторные работы проводятся с элементами учебных исследований студентов. Для выполнения работы необходимо выбрать натуральные минералы с помощью геммологического оборудования и исследовать их. Студенты на основе полученных материалов, методических указаний, результатов иссле-

дования принимают и обосновывают свое решение о виде минерала, его происхождении, описывают обнаруженные включения. Результаты исследований обсуждаются с привлечением специалистов завода «Алмаз». Для более подробного изучения материала каждым студентом выполняется реферативная работа, которая представляется в виде презентации с использованием мультимедийных средств.

Итак, на кафедре технологии конструкционных материалов в течение ряда лет ведется научно-исследовательская работа в области научно-методических основ преподавания курса «Диагностика драгоценных, ювелирных и поделочных камней» на основе взаимодействия с заводом «Алмаз». В числе ее результатов - обновление содержания рабочих программ, разработка новых подходов к обучению, обязательное проведение студентами патентных исследований. В основу обучения положен контекстный подход, согласно которому в учебном процессе воссоздаются контуры будущей профессиональной деятельности инженеров. Во многом это обеспечивается благодаря вовлечению в образовательный процесс экспертов-геммо-логов и возможности проведения исследований в геммологической лаборатории завода «Алмаз» г. Казань.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.: ИЦ ПКПС, 2004. 84 с.

2. Вишнякова И.В., Аминова Г.Б., Шайхетдинова Р. С. Основные противоречия в подготовке студентов, обучающихся по профилю «Керамика» (по материалам патентных исследований) // Высшее образование сегодня. 2017. № 2. С. 19-21.

3. Вишнякова И.В., Аминова Г.Б., Шайхетдинова Р. С., Вишняков В.М. О концептуальных основах подготовки инженеров по направлению «Технология художественной обработки материалов» к управлению интеллектуальной собственностью во время производственной практики // Высшее образование сегодня. 2016. № 10. С. 47.

4. Vishniacova I. V. Preparing Engineers for Intellectual Property Management // 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning, September 25-27, 2013, Kazan, Russia. 790 p.

LITERATURA

1. Verbickij A.A. Kompetentnostnyj podhod i teoriya kontekstnogo obucheniya. M.: IC PKPS, 2004. 84 s.

2. Vishnyakova I. V, Aminova G.B., SHajhetdinova R.S. Osnovnye protivorechiya v podgotovke studentov, obuchayushchihsya po profilyu «Keramika» (po materialam patentnyh issledovanij) // Vysshee obrazovanie segodnya. 2017. № 2. S. 19-21.

3. Vishnyakova I. V., Aminova G.B., SHajhetdinova R.S., Vishnyakov V.M. O konceptual'nyh osnovah podgotovki inzhenerov po napravleniyu «Tekhnologiya hudozhestvennoj obrabotki materialov» k upravleniyu intellektual'noj sobstvennost'yu vo vremya proizvodstvennoj praktiki // Vysshee obrazovanie segodnya. 2016. № 10. S. 47.

4. Vishniacova I. V. Preparing Engineers for Intellectual Property Management // 42nd IGIP International Conference on Engineering Pedagogy «The Global Challenges in Engineering Education» and 16th International Conference on Interactive Collaborative Learning, September 25-27, 2013, Kazan, Russia. 790 p.

ЗЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.