Научная статья на тему 'Система подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью'

Система подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ИНЖЕНЕР / УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ / INTELLECTUAL PROPERTY / ENGINEER / MANAGEMENT OF INTELLECTUAL PROPERTY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна

Раскрываются особенности педагогической системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного профессионального образования. Характеризуются принципы и механизмы реализации контекстного подхода при решении этой задачи.The article deals with approaches to managing intellectual property at universities in the system of continuous professional education. The principles and mechanisms of implementation of the contextual approach are revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вишнякова Ирина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью»

DOI: 10.25586/RNU.HET.18.11.P.28 УДК 378

И. В. Вишнякова,

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Система подготовки инженеров к управлению

интеллектуальной собственностью

Казанский национальный исследовательский технологический университет

Республика Татарстан - динамично развивающийся субъект Российской Федерации. Высокие темпы социально-экономического роста во многом достигнуты благодаря наличию в республике большого числа научных учреждений и высших учебных заведений. На современном этапе на первый план в их деятельности во все большей мере выходят трансферт технологий и управление интеллектуальной собственностью. Это прямо относится и к учебно-воспитательному процессу вузов, особенно к образованию инженерных кадров.

Нами предложена система подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью, интегрированная в профессиональное образование по конкретной специальности или направлению обучения в бакалавриате и магистратуре. Система эта разрабатывалась и апробировалась в 2004-2017 годах, а в 2015 году она была внедрена в обучение бакалавров и магистров по дисципли-

не «Защита интеллектуальной собственности».

Научная новизна и особенность предложенной педагогической системы заключаются в постановке и решении на методологическом, дидактическом и методическом уровнях проблемы содержания и организации процесса профессиональной подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного образования [1-5].

В соответствии с разработанной концепцией обеспечено решение следующих задач.

1. Выявлен новый вид деятельности, составляющий основу инженерной деятельности, — деятельность инженера по созданию интеллектуальной собственности и управлению ею.

2. Уточнено содержание понятий:

- общепрофессиональная компетенция: умение работать с информацией (информационная компетенция в области интеллектуальной собственности);

-изыскательская и проектно-кон-структорская компетенция: знание нормативной баз в области инженерных изысканий (компетенция в области права, регулирующей отношения интеллектульной собственности); владение методами осуществления инновационных идей, включая экономику и управление интеллектуальной собственностью.

3. Обоснованы теоретико-методологические основы и спроектирована педагогическая система подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного образования, специфика которой определяется реализацией контекстного подхода.

С позиций технологии контекстного обучения содержание подготовки специалиста, таким образом, включает два компонента: предметно-дисциплинарный, который обеспечивает профессиональную базу образования инженера, и социальный, формирующий способность работать в коллективе, взаимодействовать с организациями, составляющими инфраструктуру рынка интеллектуальной собственности, быть субъектом инновационного бизнеса.

Таким образом, в основу системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью положена взаимосвязь и взаимодействие образовательно-воспитательных и социализирующих функций вуза и организаций, составляющих инфраструктуру рынка интеллектуальной собственности, образующих расширенное образовательное про-

© Вишнякова И. В., 2018

ИРИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА ВИШНЯКОВА

кандидат технических наук, доцент кафедры методологии инженерной деятельности института дополнительного образования Казанского национального исследовательского технологического университета. Сфера научных интересов: подготовка инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного профессионального образования. Автор 88 опубликованных научных работ

Раскрываются особенности педагогической системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного профессионального образования. Характеризуются принципы и механизмы реализации контекстного подхода при решении этой задачи.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, инженер, управление интеллектуальной собственностью.

The article deals with approaches to managing intellectual property at universities in the system of continuous professional education. The principles and mechanisms of implementation of the contextual approach are revealed.

Key words: engineer; intellectual property; management of intellectual property.

странство, ориентированное на профессиональное развитие инженера.

4. Разработана теоретическая модель системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного образования. Эта модель позволяет целостно представить структуру этой системы, ее компоненты и взаимосвязи между ними. Сущностной характеристикой модели является сочетание педагогических средств управления подготовкой к управлению интеллектуальной собственностью, объединенных в три интегра-тивных процесса:

1) развитие логического мышления, предусматривающее обучение мыслительным операциям (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, прогнозирование) путем анализа проблемных ситуаций в области правовых аспектов интеллектуальной собственности, предполагающих многовариантные решения;

2) формирование творческой самостоятельности. Нами выделены четыре уровня самостоятельности, в соответствии с которыми разработаны задания:

• первого уровня - самостоятельное воспроизводство (решение задач по образцу);

• второго уровня - вариативная самостоятельность (выбор решения из нескольких вариантов);

• третьего уровня - частично поисковая самостоятельность (когда обучающиеся без помощи преподавателя овладевают новым зна-

нием, вырабатывают новые умения и навыки); • четвертого уровня - творческая самостоятельность (предусматривает стремление к самостоятельной постановке проблем и их решению, самостоятельность в поисковой деятельности);

3) приобретение опыта управления интеллектуальной собственностью. Для этого обучающимся вначале даются общие представления об инженерной деятельности и роли управления интеллектуальной собственностью в ней, затем проводится отработка универсальных схем и приемов управления интеллектуальной собственностью; следующий этап посвящен непосредственному формированию компетенций; и заключительный - предполагает обобщение приобретенных знаний на качественно новом уровне, в процессе проектной деятельности и в период дипломного проектирования и работы над выпускной работой в послевузовском обучении.

5. Выявлены на взаимосвязанных этапах обучения, включая бакалавриат, магистратуру и послевузовское образование, закономерности формирования готовности инженеров к управлению интеллектуальной собственностью, которые устанавливают зависимость качества подготовки от реализации широкого диапазона различных форм взаимодействия вуза и организаций, составляющих инфраструктуру рынка интеллектуальной собственности на основе общности

функций и исходя из перспективной целевой ориентации на профессиональную подготовку инженеров в соответствии с последними достижениями в различных областях науки.

6. Определены социально-педагогические условия реализации системы подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного образования в условиях взаимодействия вуза и организаций, составляющих инфраструктуру рынка интеллектуальной собственности.

Назовем важнейшие из этих условий.

Первое. Система подготовки инженеров к управлению интеллектуальной собственностью состоит из трех преемственно взаимосвязанных модулей - правового, направленного на формирование правовой компетенции в области интеллектуальной собственности; экономического, направленного на формирование экономической компетенции в области интеллектуальной собственности; управленческого, ориентированного на формирование компетенции в области управления интеллектуальной собственностью; и патентоведческо-го модуля, который формирует информационную компетенцию в области интеллектуальной собственности.

Второе. Эта система предусматривает реализацию комплексного подхода к установлению и развитию взаимодействия вуза и организаций, составляющих инфраструктуру рынка интеллектуальной собственности на всех этапах подготовки инженеров, включая:

• в бакалавриате — привлечение патентного отдела Национальной библиотеки Республики Татарстан к проведению занятий, использование информационных ресурсов библиотеки при проведении патентных исследований; участие студентов в семинарах, проводимых юридическими фирмами «Городис-ский и партнеры» и «Арт-патент»; использование в обучении раздаточных материалов, разработанных специалистами этих фирм;

• в магистратуре - привлечение патентного отдела Национальной

библиотеки Республики Татарстан и патентоведов Центра научно-технической информации к проведению занятий, использование информационных ресурсов библиотеки и ЦНТИ при проведении патентных исследований, участие студентов в семинарах, проводимых юридическими фирмами «Городисский и партнеры», «Арт-патент», технопарком «Идея»;

• в послевузовском обучении — привлечение профильных специалистов к обучению (патентных поверенных, юристов-практиков, патентоведов, адвокатов), проведение экскурсий, участие в семинарах, проводимых технопарком «Идея» и Инвестиционно-венчурным фондом Республики Татарстан;

• на всех этапах - совместную с практикующими специалистами подготовку комплекса оригинальных рабочих учебных программ, учебных планов и пособий, семинаров, предназначенных для использования в рамках предложенной автором системы;

• на всех этапах - совместную с практикующими специалистами разработку критериев и показателей готовности инженеров к управлению интеллектуальной собственностью в системе непрерывного профессионального образования.

7. Разработаны, научно обоснованы и экспериментально проверены критерии сформированности готовности к деятельности по управлению интеллектуальной собственностью: потреб-ностно-мотивационный, содержательно-процессуальный, деятельностный и уровни: а) высокий - готовность к управлению интеллектуальной собственностью, имеющей продуктивно-исследовательский характер ее организации и ведения с элементами творчества; б) средний - сформиро-ванность компетенций на уровне репродуктивного характера организации и ведения инженерной деятельности по управлению интеллектуальной собственностью по образцу; в) низкий - компетенции в сфере управления интеллектуальной собственностью сформированы частично.

Основной характеристикой учебно-воспитательного процесса согласно предложенной автором системы подготовки инженеров является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности по управлению интеллектуальной собственностью, как это и предполагает контекстный подход. В процессе анализа ситуаций в области правовых аспектов интеллектуальной собственности, выполнения заданий по формулированию инвестицион-

ного предложения и его презентации обучающийся формируется как специалист и член будущего научно-производственного коллектива. Благодаря привлечению профессиональных патентоведов, патентных поверенных к образовательному процессу еще в процессе обучения налаживаются необходимые контакты и воссоздаются реальные профессиональные ситуации и компоненты деятельности по управлению интеллектуальной собственностью, воспроизводятся отношения занятых в ней людей. Таким образом, обучающимся задаются контуры профессиональной деятельности по созданию и выведению на рынок патентно чистого инновационного продукта.

Итак, в Республике Татарстан создана инфраструктура рынка интеллектуальной собственности. И для того, чтобы ее задействовать в полной мере, необходимо усилить подготовку инженерных кадров по управлению интеллектуальной собственностью. Заметим, что сказанное выше не должно пониматься в смысле трансформации инженерного образования в массовую подготовку патентоведов. Разработанная нами педагогическая система призвана обеспечить решение комплексной задачи формирования готовности инженера к управлению интеллектуальной собственностью в избранной сфере профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишнякова И. В. Основные принципы и механизмы реализации контекстного подхода при подготовке инженеров к управлению интеллектуальной собственностью // Высшее образование сегодня. 2012. № 4. С. 41-43.

2. Вишнякова И. В. Подготовка инженеров с использованием высоких технологий // Высшее образование сегодня. 2011. № 5. С. 12-14.

3. Вишнякова И. В. Теоретическая модель подготовки инженера к управлению интеллектуальной собственностью (структурно-организационные аспекты) // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 20-26.

4. Вишнякова И. В. Многоуровневая система подготовки к управлению интеллектуальной собственностью в техническом вузе // Высшее образование сегодня. 2010. № 7. С. 109-113.

5. Вишнякова И. В. Организационно-педагогические условия становления компетентности инженера в области менеджмента интеллектуальной собственности // Высшее образование сегодня. 2010. № 10. С. 27-29.

□ТЕРАТ^А

1. У^Ипуакоуа I. V Osnovnye рппару i mekhanizmy геа1^асп коПвкйподо podhoda рп podgotovke ^1пепегсм к upravLeniyu ^еИек-ШаШю]' sobstvennost'yu // \^1лее obrazovanie segodnya. 2012. № 4. Б. 41-43.

2. У^Ипуакоуа I. V. Podgotovka ^1лепегсм s ispoL'zovamem vysokih tekhnoLogij // \^1лее obrazovanie segodnya. 2011. № 5. Б. 12-14.

3. У^Ьпуакоуо I. V. Teoreticheskaya тос1е!' podgotovki ^Ьюпега к upravLeniyu ^еИеИ^'по]' sobstvennost'yu ^гикШто-огдаЫЕасюппуе aspekty) // Опе.уаЫ^кодо gosudarstvennogo реСадод^Ь^кодо ипмегеИ^а. 2011. № 1. Б. 20-26.

4. Vishnyakova I. V. Mnogourovnevaya sistema podgotovki к upravLeniyu ^еИекШа!'по]' sobstvennost'yu v tekhnicheskom vuze// Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. № 7. Б. 109-113.

5. У^пуа^а I. V. Organizacionno-pedagogicheskie usLoviya stanovLeniya kompetentnosti ^1лепега v obLasti menedzhmenta ^еИек-Ша!'по] sobstvennosti // Vysshee obrazovanie segodnya. 2010. № 10. Б. 27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.