5. Анисимов М.В. Исполнительская техника музыканта-духовика: к определению понятия. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014: 167-171.
6. Ежов И.А. Основные штрихи в исполнительстве на духовых инструментах и методы работы над ними. Искусство, наука, образование: траектории творчества современной России: сборник научных статей и материалов заседаний круглых столов. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. ГШ. Чайковского, 2019: 317-326.
7. Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе. Москва: Музыка, 1984.
8. Муединов Д.М. Нетрадиционная техника звукоизвлечения при игре на трубе и ее препарированных видах. Южно-Российский музыкальный альманах. 2019: 112-117.
9. Муединов Д.М. Нетрадиционные способы звукообразования на трубе и их использование в художественном репертуаре. Южно-Российский музыкальный альманах. 2019: 50-55.
10. Kleinhammer E. The art of trombone playing. USA: Summy-Birchard Music division of Summy-Birchard Inc., 1996.
11. Каспаров Ю.С. Тромбон. Эволюция в ХХвеке и новые приемы игры: Учебное пособие. М.: НИЦ Московской консерватории, 2020.
12. Степенко Э.А. Новые приемы игры и технические трудности в произведениях для духовых инструментов ХХ века: педагогический аспект. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2020: 120-128.
13. Cherry A.K. Extended Techniques in Trumpet. Performance and Pedagogy. Diss. DMA. Cincinnati: University ofCincinnati, 2009.
14. Анисимов М.В. Исполнительское мастерство как проблема теории и практики искусства игры на духовых инструментах. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2016.
References
1. Dikov B.A. Metodika obucheniya igre na klarnete: uchebnoe posobie dlya muzykal'nyh vuzov. Moskva: Muzyka, 1983.
2. Pushechnikov I.F. Iskusstvo igry na goboe: istoriya, teoriya, metodika, pedagogika: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2005.
3. Olenchik I.F. Obuchenie i ispolnitel'stvo na klarnete: metodicheskoe posobie. Moskva: Sovremennaya muzyka, 2013.
4. Kirillov S.V. Tehnika igry na saksofone iproblemy interpretacii original'nyh proizvedenij. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Rostov-na-Donu, 2010.
5. Anisimov M.V. Ispolnitel'skaya tehnika muzykanta-duhovika: k opredeleniyu ponyatiya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014: 167-171.
6. Ezhov I.A. Osnovnye shtrihi v ispolnitel'stve na duhovyh instrumentah i metody raboty nad nimi. Iskusstvo, nauka, obrazovanie: traektorii tvorchestva sovremennojRossii: sbornik nauchnyh statej i materialov zasedanij kruglyh stolov. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skij gosudarstvennyj institut iskusstv im. P.I. Chajkovskogo, 2019: 317-326.
7. Usov Yu.A. Metodika obucheniya igre na trube. Moskva: Muzyka, 1984.
8. Muedinov D.M. Netradicionnaya tehnika zvukoizvlecheniya pri igre na trube i ee preparirovannyh vidah. Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. 2019: 112-117.
9. Muedinov D.M. Netradicionnye sposoby zvukoobrazovaniya na trube i ih ispol'zovanie v hudozhestvennom repertuare. Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. 2019: 50-55.
10. Kleinhammer E. The art of trombone playing. USA: Summy-Birchard Music division of Summy-Birchard Inc., 1996.
11. Kasparov Yu.S. Trombon. 'Evolyuciya v ХХ veke i novye priemy igry: Uchebnoe posobie. M.: NIC Moskovskoj konservatorii, 2020.
12. Stepenko 'E.A. Novye priemy igry i tehnicheskie trudnosti v proizvedeniyah dlya duhovyh instrumentov ХХ veka: pedagogicheskij aspekt. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2020: 120-128.
13. Cherry A.K. Extended Techniques in Trumpet. Performance and Pedagogy. Diss. DMA. Cincinnati: University ofCincinnati, 2009.
14. Anisimov M.V. Ispolnitel'skoe masterstvo kak problema teorii ipraktiki iskusstva igry na duhovyh instrumentah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Rostov-na-Donu, 2016.
Статья поступила в редакцию 17.07.24
УДК 37.034
Ryleeva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: ras290577@mail.ru
THE CONTENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT ON THE DEVELOPMENT OF EMPATHY IN UNIVERSITY STUDENTS. The article considers empathy as a professionally important quality of a representative of professions of a psychological and pedagogical orientation, which is necessary for building constructive interpersonal interaction and preventing negative phenomena in the educational process. During monitoring according to the method of "Diagnostics of the level of empathy" (I. M. Yusupov), the work reveals that the students of 3-4 courses of the university majoring in "Psychological and pedagogical education" has empathy of an average level. In this regard, it is necessary, on the basis of an axiological, personality-oriented approach, taking into account principles of humane pedagogy of S.A. Amonashvili to develop the content of psychological and pedagogical support for the development of empathy for students. The author develops components, stages of accompaniment, determined pedagogical conditions for the development of empathy. The article would be of interest to teachers and specialists in the field of education, as well as researchers studying issues of moral education.
Key words: empathy as personal and professionally important quality, university students, educational environment
А.С. Рылеева, канд. пед. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: ras290577@mail.ru
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
В статье рассматривается эмпатия как профессионально важное качество представителя профессий психолого-педагогической направленности, которое необходимо для выстраивания конструктивного межличностного взаимодействия и профилактики негативных явлений в образовательном процессе. В ходе мониторинга по методике «Диагностики уровня эмпатии» (И.М. Юсупов) было выявлено, что у обучающихся 3-4 курсов университета по направлению «Психолого-педагогическое образование» эмпатия находится на среднем уровне. В связи с этим необходимо было на основе аксиологического, личностно ориентированного подхода с учетом принципов гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили разработать содержание психолого-педагогического сопровождения по развитию эмпатии для обучающихся в условиях университета. Автором были разработаны компоненты, этапы сопровождения, определены педагогические условия развития эмпатии. Статья представляет интерес для педагогических работников и специалистов сферы образования, а также исследователей, изучающих вопросы нравственного воспитания.
Ключевые слова: эмпатия как личностное и профессионально важное качество, обучающиеся университета, образовательная среда
Актуальность. Перед современным педагогом стоит задача - формирование и развитие человеческого капитала страны. В связи с этим к представителям профессий психолого-педагогической направленности предъявляются высокие требования. Цель специалиста - стать навигатором для подрастающего поколения. А для этого он должен обладать набором качеств для успешной реализации себя в профессиональной деятельности. Одним из таких профессионально важных качеств у представителей профессий психолого-педагогической направленности является способность к эмпатии, которое подразумевает способность принимать другого, умение ставить себя на место другого. Перед организациями высшего образования стоит задача - воспитать конкурентоспособную и успешную личность. Так, в Федеральном законе № 304 от 31.07.2020 дается понятие воспитания как «деятельности, направленной на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духов-
но-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].
Цель нашего исследования - разработать содержание психолого-педагогического сопровождения по развитию эмпатии у обучающихся Института педагогики, психологии и физической культуры ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»
Задачи исследования:
1. Рассмотреть зарубежные и отечественные концепции эмпатии.
2. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень выраженности эмпатии у респондентов.
3. Разработать и представить содержание работы по развитию профессионально важных качеств у обучающихся направления «Психолого-педагогическое образование».
Научная новизна заключается в разработке универсального содержания психолого-педагогического сопровождения по развитию эмпатии у обучающихся университета через создание атмосферы психологического комфорта, организации практико-ориентированных процедур на занятиях, вовлечение обучающихся в программы переподготовки, психолого-педагогическое сопровождение на этапе адаптации к условиям жизни в университете и до момента трудоустройства выпускников.
Практическая значимость исследования - предложенное содержание психолого-педагогической поддержки развития эмпатии у обучающихся 3-4 курса может представлять интерес для широкого круга специалистов и педагогических работников.
Теоретическая значимость заключается в анализе и систематизации исследований по проблеме эмпатии.
Про эмпатию рассуждали еще древнегреческие ученые. Так, в трудах Аристотеля мы встречаем описание особых душевных движений, которые возникают у человека во время созерцания произведений искусства. Философ проводит параллель с такими чувствами, как сопереживание и сострадание. Аристотель считал, что человек обладает способностью понимать переживания другого как в обычной жизни, так и в творчестве [2].
Немецкий ученый Теодор Липпси в 1855 году в своих трудах вводит термин «вчувствование». Впервые им была сформулирована концепция эмпатии как особого психического акта. При этом человек, который находится в процессе восприятия объекта, начинает проецировать на него свои эмоции и переживания [2].
Прорывом в осмыслении эмпатии были труды философа Вильгельма Диль-тея, который вводит в 1894 году понятие понимания как метода исследования наук о духе, к которым он относил гуманитарные науки. Под этим термином он видел «перенесение себя в целостное душевное состояние другого и его реконструкцию» [2].
В период конца XIX - начала ХХ века в исследованиях эмоционально-аффективной сферы личности французского психолога Теодюля Рибо встречаются описание симпатии как основы моральных чувств.
Известный разработчик теории психоанализа Зигмунд Фрейд, рассуждая об эмпатии, подчеркивал, что это основное качество в работе с пациентом, когда врач отождествляет мысли и переживания пациента через призму собственных [2].
Если зарубежные авторы противопоставляли эмпатию интеллектуальному познанию, то в отечественной психологии когнитивное и эмоциональное рассматривается в единстве (Бодалев А.А., Ковалев А.Г., Селиванова Р.Г), при этом выделяли еще поведенческий компонент (Л.Н. Дкрназян, Н.М. Саржвеладзе) [3].
Обобщив представления об эмпатии в работах зарубежных и отечественных авторов, мы пришли к выводу о значимости этого качества для личности как психического акта, в основе которого лежит альтруистическая составляющая: умение осознанно поставить себя на место другого, проникнуть в эмоциональную сферу другого человека, проявить сопереживание и сочувствие.
Для нашего исследования эмпатию мы будем рассматривать и как личностное, и как профессионально важное качество для успешного межличностного взаимодействия в профессиональной сфере [4].
В более ранних работах автором проводился анализ типов начинающих специалистов-выпускников университета по отношению к профессиональной перспективе и уровню развития адаптационных качеств личности, описывались аспекты организации психолого-педагогического сопровождения абитуриентов к условиям обучения в вузе, а также психолого-педагогическое консультирование по вопросам профессионального самоопределения [5; 6; 7].
В нашем исследовании приняли участие 70 респондентов-обучающихся 3-4 курса по направлению «Психолого-педагогическое образование» Института педагогики, психологии и физической культуры ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет».
Для мониторинга нами была выбрана «Диагностики уровня эмпатии» (И.М. Юсупов) (рис. 1).
В процессеобработки результатов мы пришли к выводу, что уровень эмпатии обучающихся 3-4 курса находится на среднем уровне по 6 шкалам (эмпатия
I Эмпатия с родителями
I Эмпатия с животными
I Эмпатия к пожилым людям
■ Эмпатия с детьми
I Эмпатия с пероям с художественным произведений
Эмпатия с пезнакомыми или малознакомыми людьми
Рис.1.Результатыдиагностики уровня выраженностиэмпатииуреспондентов 3-4 курса направления «Психолого-педагогическое образование»
с родителями, с животными, со стариками, с детьми, с героями художественных произведений, с незнакомыми/малознакомыми людьми).
Средний уровень выраженности эмпатии показал необходимость начать работу по развитию профессионально важного качества у обучающихся института педагогики, психологии и физической культуры.
Цель работы - профилактика трудностей в педагогическом общении, межличностном взаимодействии, развитие социально обусловленного поведения.
Задачи:
1. Разработка содержания психолого-педагогического сопровождения по развитию эмпатии у обучающихся: цель, принципы, этапы, компоненты (рис. 2).
2. Создание педагогических условий для развития эмпатии: положительной психологически комфортной образовательной среды, учет внешних и внутренних факторов, влияющих на успешность психолого-педагогического сопровождения, личность педагога как нравственный образец проявления эмпатии, учет возможностей оОразовотольнойсредыдляорганизациипроцесса психолого-педагогического сопровождения (рис. 4).
Цел ь нсихрреир-педазооеческогохорровооденияпо ррзоитою эмзатииоус-ловиях университета - выстраивание системы воспитательной работы на осно-вео^оцзпвонепварывзохти, ечаплекснохти и преемственности.
Рис. 2. Компоненты и этапы развития эмпатии у обучающихся
К возможностям образовательной среды для организации психолого-педагогического сопровожденияотносят резилентность, позволяющуюпреодолевать негативные явления у молодежи, «мягкость вхождения», обеспечивающую бы-ст°ую адаетоозю о^чрющсься к рдвовияд обрдеоептелртей сцады, (уосрлеюовть, подразумевающую готовность субъектов образовательных отношений к кон-cроцнеивоoма взаимеде^твею.
е ончеитуте моечгегкку.мочвеювоил е фтиоческой кулотецы бетч трр цен-зцс, чооо|ич1е копаем нооей задачей есо°дто условоо для |сазвотоц у оеувеющохся ерсДцодемак хоыфеосиоенлуио наошых чррзьсс для бвпеор д будущер профессиональной деятельности. Так, деятельность научно-практического центра лого-коучи выстрхиваепно на с^рооне ачивлотснирoбyрсющиxcсво вромяподйгогиве-ской, технологической, научно-исследовательской практик. В ходе выполнения зрдвоиНобьчеющойсд овахдeвдютpядoдчoмпосеоций, оттебатыюоютвозмож-ные педагогические ситуации, учатся взаимодействовать с разными субъектами oерозодзуeиупыв отевшепиС. Птечодаиоделз кафдуры ддфектoлвгзивыcрзпоют в качестве консультантов, методистов и наставников во время практик обучаю-щиесо. В упезно-драктччевсла центре леосзодии обурающиеса проаодхч злаое-дойамея, коппрые иоромoррaжсюе с моих пронктаддураавых и дипломных да-бoдax, В цспр^ дечрорынннгд об^елзенвз изlьтодлуслтея ^чун со ^зодчию ги6кзс рвло^ и бнеощио двдргого^ г nннедлнгдт зерчз зевнечечие в систем у nеpнсоугдеоигт. уaк,oеyзaещзевь зчеютнеддужнoстьчуoСтн ку^ы пeодоедго-тодзи ел тоегнтммуб«рlоаaгсг-опимеост», «Осихолог-консцызтант», а таюлемор-
Удовлетворенность субъектов образовательных отношений качеством среды
Обучающий! ся
Психологически безопасная среда
Референтная значимость среды для участников образовательных отношений
Педагог
Преобладающий позитивный настрой участников обраьовательных отношений
Ррс. 3. Критерии психологичеккибезопаонойсреды
Цель - выстраивание субъектной позиции участников образовательных отношений на основе сопереживания, взаимоподдержки, отождествления себя с другим.
Формирование когнитивной, эмоциональной, поведенческой сторон эмпатии
Образовательная среда (безопасная, комфортная)
Центр непрерывного образования
Центр
психологической помощи
Научно-практический центр логопедии
>
Консультирование, наставничество, стимулирование собственной активности личности
Администрация института педагогики, психологии и физической культуры
Рис. 4. Образовательная среда как педагогическое условие развития эмпатии у обучающихся
сы повышения квалификации «Психология плюс» и другие. В рамках образовательных модулей предполагается практико-ориентированная работа с реальным клиентом и отработка эмпатии как профессионально важного качества.
Центр психологической помощи ставит своей задачей организовать индивидуальную коррекционно-развивающую и консультационную работу с молодежью и педагогическим коллективом по преодолению эмоционально негативных состояний, принятию и осознанию своих возможностей, овладению инструментами успешного межличностного взаимодействия, пониманию причин возникших ситуаций, умение делать осознанный выбор в нестандартных ситуациях (рис. 3).
Библиографический список
Таким образом, развитие эмпатии является сложным, комплексным процессом. Созданная в институте педагогики, психологии и физической культуры атмосфера положительного психологического климата, основанная на принятии и уважении личности, личный пример педагога как носителя нравственных качеств, встраивание эмпатии в структуру личности обучающихся, реализация воспитательной функции как в учебном процессе, так и в рамках дополнительного образования, вовлечение обучающихся в практико-ориентированные процедуры способствует выстраиванию эффективной системы психолого-педагогического сопровождения по развитию эмпатии как профессионально значимого качества.
1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3. 2022. Available at: https://www.consultant.ru/ document /cons_doc_ LAW_140174/
2. Бенеш Н.Л. Эмпатия как важнейшее личностное качество. Альманах современной науки. 2007; № 1: 49-51.
3. Долгова В.И., Мельник Е.В., Петрова Н.М. Феномен эмпатии в психологических исследованиях. Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015; Т. 31: 86-90.
4. Рылеева А.С. Особенности развития soft skills у начинающего специалиста. Курган: Курганский государственный университет, 2021: 220-223.
5. Еманова С.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников в условиях вуза. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 157-159.
6. Рылеева А.С. Самоопределение личности в цифровой образовательной среде. Курган: Курганский государственный университет, 2023.
7. Рылеева А.С. Модель взаимодействия университета, дома молодежи и общественного объединения по организации свободного времени молодых инвалидов Перспективы науки и образования. 2022; № 4 (58). 404-424.
References
1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. 2022. Available at: https://www.consultant.ru/ document /cons_doc_ LAW_140174/
2. Benesh N.L. 'Empatiya kak vazhnejshee lichnostnoe kachestvo. Al'manah sovremennoj nauki. 2007; № 1: 49-51.
3. Dolgova V.l., Mel'nik E.V., Petrova N.M. Fenomen 'empatii v psihologicheskih issledovaniyah. Nauchno-metodicheskij 'elektronnyjzhurnal«Koncept». 2015; T. 31: 86-90.
4. Ryleeva A.S. Osobennosti razvitiya soft skills u nachinayuschego specialista. Kurgan: Kurganskij gosudarstvennyj universitet, 2021: 220-223.
5. Emanova S.V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo samoopredeleniya starsheklassnikov v usloviyah vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 157-159.
6. Ryleeva A.S. Samoopredelenie lichnosti v cifrovoj obrazovatel'noj srede. Kurgan: Kurganskij gosudarstvennyj universitet, 2023.
7. Ryleeva A.S. Model' vzaimodejstviya universiteta, doma molodezhi i obschestvennogo ob'edineniya po organizacii svobodnogo vremeni molodyh invalidov Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2022; № 4 (58). 404-424.
Статья поступила в редакцию 07.07.24