Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО АРСЕНАЛА ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ИГРЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК ЭЛЕМЕНТА ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА В ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО АРСЕНАЛА ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ИГРЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК ЭЛЕМЕНТА ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовые инструменты / традиционные и нетрадиционные технические приемы исполнения / траектория профессионального развития будущего педагога-музыканта / высшее образование / wind instruments / traditional and non-traditional techniques of performance / trajectory of professional development of future teacher-musician / higher education

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — С.Н. Байдалинов, Б.А. Пронин, К.В.Рыбин

В статье представлен понятийно-терминологический аппарат исследования по заявленной проблематики. Обозначена суть используемого научного подхода. Обобщаются данные о большинстве известных на сегодняшний день технических приемах профессиональной исполнительской деятельности музыканта-духовика, раскрывается их сущность. Введено универсальное разделение на традиционные и нетрадиционные приемы, детально описаны алгоритмы освоения и принципы их применения при игре на духовых инструментах, обоснованы значимость, необходимость их изучения и использования как фактора траектории профессионального развития будущего педагога-музыканта в высшем учебном заведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF A MODERN ARSENAL OF TECHNIQUES FOR PLAYING WIND INSTRUMENTS AS AN ELEMENT OF THE TRAJECTORY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A FUTURE MUSICIAN-TEACHER AT A UNIVERSITY

The article presents a conceptual and terminological nomenclature of research on the stated issues. The authors reveal the basics of the used scientific approach. Data on the majority of currently known technical techniques of professional performing activity of a wind musician are summarized, their importance is revealed. The work introduces a universal division into traditional and non-traditional techniques and describes in detail mastering algorithms and principles of their use when playing wind instruments. The researchers reveal the significance and necessity of their study and use as a factor in the trajectory of professional development of a future teacher-musician in a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО АРСЕНАЛА ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ИГРЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК ЭЛЕМЕНТА ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА В ВУЗЕ»

ном мире, где требования к профессиональным умениям постоянно меняются, университеты обладают всеми необходимыми инструментами для подготовки своих студентов к успешной карьере, обеспечивая их актуальными знаниями и навыками [10].

Экономический рост неотделим от наличия определенного количества и качества человеческого капитала. Высшее образование является важным способом формирования накопления человеческого капитала и важной частью системы образования России.

На новом этапе развития России процесс инновационного развития социальной и экономической сфер стал объективной необходимостью. Процесс инновационного развития выбран в качестве приоритетного во всех сферах жизни общества, в том числе и в высшем образовании. При решении этой перспективной задачи было признано, что высшие учебные заведения и субъекты социально-экономической системы являются важной составляющей формой деятельности.

Человеческий капитал оказывает прямое и косвенное влияние на экономическое развитие экономики страны, в связи с чем повышение уровня

Библиографический список

развития человеческого капитала является неотъемлемой частью политики России.

Для университетов в настоящее время представляются новые вызовы и требования. Необходимо осуществить развитие процесса взаимодействия науки, образования и производства для того, чтобы эффективно готовить специалистов для будущего развития экономики страны.

Важно обучать преподавателей с учетом использования инновационных методик, чтобы они смогли передать студентам не только знания, но и навыки, необходимые на рынке труда.

Поддержание конкурентоспособности производственно-экономической сферы страны как на макроэкономическом, так и на мировом уровнях напрямую зависит от квалификации специалистов и их умения применять соответствующие знания. Использование опыта ведущих зарубежных университетов при обучении студентов также играет ключевую роль в развитии университетской экосистемы.

В связи с этим вопросы внедрения экосистемного подхода в практику работы системы высшего образования и управления человеческим капиталом является стратегически важной задачей для университетов [10, с. 21].

1. Куликовский А.П. Университет как региональная экосистема малого инновационного предпринимательства. Евразийский юридический журнал. 2020; № 8 (147): 413-414.

2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегии развития экосистем: анализ российского опыта. Стратегические решения и рискменеджмент. 2021; Т. 12, № 3: 242-251.

3. Летягина Е.Н., Перова В.И. Нейросетевое моделирование региональных инновационных экосистем. Journal of New Economy. 2021; Т. 22, № 1: 71-89.

4. Григорьев С.Г., Сабитов РА., Смирнова ГС., Сабитов Ш.Р Концепция формирования и развития цифровой интеллектуальной экосистемы смешанного университетского образования. Информатика и образование. 2020; № 5 (314): 15-23.

5. Лукша П., Кубиста Д., Ласло А. и др. Образование для сложного общества «Образовательные экосистемы для общественной трансформации»: доклад Global Education Futures. Москва, 2018. Available at: https://futuref.org/educationfutures_ru

6. Флек М.Б., Угнич Е.А. Формирование человеческого капитала в реальном секторе экономики: экосистемный подход. МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2022; Т. 13, № 2: 154-171.

7. Руденко С.А., Репина О.М. Трансформация региональных университетов в условиях развития инновационных экосистем. Вестник Поволжского государственного технологического университета. Серия: Экономика и управление. 2021; № 2 (50): 5-21.

8. Левина Е.Ю., Шибанкова Л.А. Эволюция трендов образования и новые шаги развития российских университетов. Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2023; № 2 (119): 117-126.

9. Непрерывное образование в контексте Будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва: ГАОУ ВО МГПУ: А-Приор, 2021

10. Аргунова М.В., Моргун Д.В. Экосистемный подход как новая парадигма образования. Непрерывное образование в контексте будущего: сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2021: 19-24.

11. Экосистемные подходы к регулированию. Доклад для общественных обсуждений. Центральный банк Российской Федерации. 2021. Available at: https://cbr.ru/Content/ Document/File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf

References

1. Kulikovskij A.P. Universitet kak regional'naya 'ekosistema malogo innovacionnogo predprinimatel'stva. Evrazijskij yuridicheskijzhurnal. 2020; № 8 (147): 413-414.

2. Markova V.D., Kuznecova S.A. Strategii razvitiya 'ekosistem: analiz rossijskogo opyta. Strategicheskie resheniya iriskmenedzhment. 2021; T. 12, № 3: 242-251.

3. Letyagina E.N., Perova V.I. Nejrosetevoe modelirovanie regional'nyh innovacionnyh 'ekosistem. Journal of New Economy. 2021; T. 22, № 1: 71-89.

4. Grigor'ev S.G., Sabitov R.A., Smirnova G.S., Sabitov Sh.R. Koncepciya formirovaniya i razvitiya cifrovoj intellektual'noj 'ekosistemy smeshannogo universitetskogo obrazovaniya. Informatika i obrazovanie. 2020; № 5 (314): 15-23.

5. Luksha P., Kubista D., Laslo A. i dr. Obrazovanie dlya slozhnogo obschestva «Obrazovatel'nye 'ekosistemy dlya obschestvennoj transformacii»: doklad Global Education Futures. Moskva, 2018. Available at: https://futuref.org/educationfutures_ru

6. Flek M.B., Ugnich E.A. Formirovanie chelovecheskogo kapitala v real'nom sektore 'ekonomiki: 'ekosistemnyj podhod. MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2022; T. 13, № 2: 154-171.

7. Rudenko S.A., Repina O.M. Transformaciya regional'nyh universitetov v usloviyah razvitiya innovacionnyh 'ekosistem. VestnikPovolzhskogogosudarstvennogotehnologicheskogo universiteta. Seriya: 'Ekonomika i upravlenie. 2021; № 2 (50): 5-21.

8. Levina E.Yu., Shibankova L.A. 'Evolyuciya trendov obrazovaniya i novye shagi razvitiya rossijskih universitetov. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I.Ya. Yakovleva. 2023; № 2 (119): 117-126.

9. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste Buduschego: sbornik nauchnyh statej po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: GAOU VO MGPU: A-Prior, 2021

10. Argunova M.V., Morgun D.V. 'Ekosistemnyj podhod kak novaya paradigma obrazovaniya. Nepreryvnoe obrazovanie v kontekste buduschego: sbornik nauchnyh statej po materialam IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva, 2021: 19-24.

11. 'Ekosistemnye podhody k regulirovaniyu. Doklad dlya obschestvennyh obsuzhdenij. Central'nyj bankRossijskoj Federacii. 2021. Available at: https://cbr.ru/Content/Document/ File/119960/Consultation_Paper_02042021.pdf

Статья поступила в редакцию 17.07.24

УДК 788.2

Baidalinov S.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Acting Head of Department of Variety and Jazz Art, Faculty of Musical Art, Institute of Fine Arts,

Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia), E-mail: bydalini@mail.ru

Pronin B.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Variety and Jazz Art, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia),

E-mail: korgmouse@live.com

Rybin K.V., senior teacher, Department of Pop and Jazz Art, Faculty of Musical Art, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University (Moscow, Russia),

E-mail: rybink@bk.ru

THE USE OF A MODERN ARSENAL OF TECHNIQUES FOR PLAYING WIND INSTRUMENTS AS AN ELEMENT OF THE TRAJECTORY OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A FUTURE MUSICIAN-TEACHER AT A UNIVERSITY. The article presents a conceptual and terminological nomenclature of research on the stated issues. The authors reveal the basics of the used scientific approach. Data on the majority of currently known technical techniques of professional performing activity of a wind musician are summarized, their importance is revealed. The work introduces a universal division into traditional and non-traditional techniques and describes in detail mastering algorithms and principles of their use when playing wind instruments. The researchers reveal the significance and necessity of their study and use as a factor in the trajectory of professional development of a future teacher-musician in a higher educational institution.

Key words: wind instruments, traditional and non-traditional techniques of performance, trajectory of professional development of future teacher-musician, higher education

С.Н. Байдалиное, канд. пед. наук, доц., и.о. зав. каф. эстрадно-джазового искусства факультета музыкального искусства Института изящных

искусств Московского педагогического государственного университета, г. Москва, E-mail: bydalini@mail.ru

Б.А. Пронин, канд. пед. наук, доц., Институт изящных искусств Московского педагогического государственного университета, г. Москва,

E-mail: korgmouse@live.com

К.В.Рыбин, ст. преп., Институт изящных искусств Московского педагогического государственного университета, г. Москва, E-mail: rybink@bk.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО АРСЕНАЛА ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ИГРЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ КАК ЭЛЕМЕНТА ТРАЕКТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

В статье представлен понятийно-терминологический аппарат исследования по заявленной проблематики. Обозначена суть используемого научного подхода. Обобщаются данные о большинстве известных на сегодняшний день технических приемах профессиональной исполнительской деятельности музыканта-духовика, раскрывается их сущность. Введено универсальное разделение на традиционные и нетрадиционные приемы, детально описаны алгоритмы освоения и принципы их применения при игре на духовых инструментах, обоснованы значимость, необходимость их изучения и использования как фактора траектории профессионального развития будущего педагога-музыканта в высшем учебном заведении.

Ключевые слова: духовые инструменты, традиционные и нетрадиционные технические приемы исполнения, траектория профессионального развития будущего педагога-музыканта, высшее образование

Искусство игры на духовых инструментах на протяжении долгого времени развивалось и совершенствовалось, аккумулировало в себе новые формы и способы исполнительства, вбирало в себя инновационные решения и методы профессионального развития музыканта-духовика, апробировало новые технологии в области музыкального инструментария. В то же время обучение игре на духовых инструментах в разные периоды времени переживало не только взлет популярности, но и являло примеры снижения интереса со стороны потенциальных обучающихся. Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена следующими противоречиями. В настоящее время в музыкальной и социально-культурной среде наблюдается неоднозначное отношение к искусству игры на духовых инструментах. Несмотря на возрастающий среди слушателей интерес к духовым, в том числе военным, оркестрам, биг-бэндам, ансамблям духовых инструментов и исполнителям-солистам, духовые отделения музыкальных школ, школ искусств, музыкальных колледжей и вузов продолжают испытывать дефицит обучающихся.

Потеря интереса к духовым инструментам среди начинающих музыкантов может быть обусловлена разными факторами. Среди них достаточно большие физиологические нагрузки, которые в перспективе могут негативно сказываться на здоровье, появление специфических (профессиональных) заболеваний (на более поздних стадиях обучения), недостаточная образовательная мотивация. В итоге - утрата желания учиться, снижение потребности в дальнейшей профессионализации обучения.

Обобщенно можно говорить о трех аспектах снижения популярности обучения игре на профессиональных духовых инструментах: здоровьесбережение (снижение общего уровня физического здоровья обучающихся); технологии (преобладание консервативных подходов в обучении игре на духовых инструментах); имидж (отсутствие алгоритмов создания сценического образа, универсальных коммуникативно-исполнительских навыков, способствующих эмоционально-психологической готовности к выступлению и т. п.).

Традиционные подходы в обучении не позволяют в полной мере решить указанные проблемы. В арсенале современного педагога-духовика практически отсутствуют инновационные методики и технологии, с помощью которых можно было бы возродить массовый интерес к исполнительству на духовых инструментах, повысить качество обучения современных духовиков.

Особенно явственно указанные проблемы проявляются в условиях педагогического вуза, где исполнительская составляющая синтезирована с собственно дидактической и наслаивается на конкретные учебные трудности. К последним можно отнести, например, отсутствие теоретических, опирающихся на научно-психологические данные, методов развития творческого музыкального мышления обучающегося-духовика и применение педагогом собственного частно-эмпирического опыта; приблизительное выявление музыкальных способностей будущего исполнителя. Имеют значение и более частные затруднения, например неразработанность методики постановки исполнительского дыхания у девушек, обучающихся на медных духовых, а также чрезмерное увлечение быстротой исполнения или внешними эффектами в ущерб исполнительской культуре и владению комплексом исполнительских приемов в целом и многое другое.

Цель исследования: выявление потенциала и эффективности использования современных (академических и эстрадно-джазовых) технических приемов игры на духовых инструментах как фактора траектории профессионального развития будущего музыканта-педагога в вузе.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

- изучить современные технические приемы игры на духовых инструментах;

- определить целесообразность их использования и изучения в условиях

вуза;

- обосновать их влияние на повышение профессионального развития будущего педагога-музыканта в вузе.

Объект исследования: современное музыкальное исполнительство и обучение игре на духовых инструментах в вузе.

Предмет исследования: освоение музыкантами-духовиками современного арсенала традиционных и нетрадиционных технических приемов в процессе их профессионального развития в условиях педагогического вуза.

Научная новизна статьи заключается в том, что впервые была сформулирована структура современных, в том числе редко используемых, технических приемов музыканта-духовика по принципу их применения в академической и эстрадно-джазовой музыке.

Теоретическая значимость работы видится в комплексном рассмотрении существующих на сегодняшний день традиционных и нетрадиционных технических приемов исполнительского творчества музыканта-духовика, а также в их универсальной классификации, важной для определения траектории профессионального развития будущего музыканта-педагога в вузе.

Практическая значимость работы: материалы статьи могут быть использованы в качестве теоретической базы для будущих исследований, для обучения музыкантов-педагогов в вузах, повышения уровня исполнительского мастерства музыкантов-духовиков, играющих на деревянных и медных духовых инструментах, для создания курсов повышения квалификации.

Становление профессионального музыканта-исполнителя - сложный, целенаправленно организованный и педагогически управляемый процесс. Воспитание музыканта-духовика подразумевает формирование целого комплекса универсальных знаний, умений и навыков, технических приемов и способов, а также освоение разнообразных интонационно-выразительных и художественно-исполнительских средств. Все это составляет культуру исполнения музыканта-духовика и является одним из базовых элементов обучения. Так, говоря о культуре звука обучающегося, Б.А. Диков обращает внимание на то, что сущность музыкального образа может быть раскрыта только при помощи выразительного, осмысленного эмоционального исполнения, которое, в свою очередь, зависит от уровня развития интеллектуальных и душевных качеств музыканта [1, с. 116]. И.Ф. Пушечни-ков рассматривает музыкально-художественную сторону звука как совместную работу ряда компонентов [2, с. 101]. По мнению И.Ф. Оленчика, культуру звука необходимо прививать уже в первые годы обучения кларнетиста через формирование исполнительского аппарата и совершенствование игровой техники [3, с. 117]. С.В. Кириллов заявляет, что в основе исполнительского мастерства саксофониста лежит компонент исполнительского аппарата, направленный на профессиональное звукоизвлечение и умение регулировать звуковедение [4, с. 63].

Вышеперечисленные мнения явно свидетельствуют о первостепенном значении звукоизвлечения, звуковедения и в целом работы над звуком. Художественно-исполнительское мастерство рождается в результате рационального сочетания знаний и умений, основывается на приобретенном исполнительском опыте, а также базируется на индивидуализированной мотивирующей потребности музыканта в постоянном профессиональном самосовершенствовании.

Практика совершенствования исполнителями на духовых инструментах музыкально-выразительных средств продолжает активно развиваться в настоящее время. Непрекращающийся поиск нестандартных решений в области духового исполнительства нацелен на непрерывный анализ и систематизацию уже существующих и новых приемов игры на духовых инструментах.

В этой связи анализ потенциала технических приемов музыканта-духовика представляется весьма интересным и своевременным, а изучение существующих на сегодняшний день средств звуковыражения в игре на различных духовых инструментах позволит повысить эффективность такого рода работы. В настоящее время наблюдается тенденция к поискам новых выразительных средств, расширяющих технические возможности исполнителя-духовика [5, с. 168]. В практике обучения игре на духовых инструментах весьма существенным является анализ структурно-функциональных элементов исполнительского процесса, так как во взаимосвязи этих элементов кроется механизм их актуализациии, как

следствие этого, - траектория освоения и использования в условиях звуковы-ражения.

Понятия «артикуляция», «атака», «штрих», «технический прием»

На наш взгляд, весьма точное определение понятия артикуляции дал Ю.А. Усов: «Артикуляцией... называется устойчивый навык мысленного «произношения» различных речевых фонем и связанных с этим согласованных действий мышц брюшного пресса, диафрагмы, легких, дыхательных путей, языка, амбушюра для достижения желаемого звукового результата» [6; 7].

Атака представляет собой начальный импульс звукоизвлечения. Существует 3 вида атаки - твердая, мягкая и вспомогательная. Сочетание твердой и вспомогательной атаки для игры в быстром темпе называется комбинированной атакой («ту-ку» - двойная атака, или двойной язык, «ту-ту-ку» - тройная атака, или тройной язык).

Твердая атака исполняется с помощью имитации слога «та». Всегда используется для извлечения начального звука. Мягкую атаку можно рассматривать с технической (артикуляция слога «да» для исполнения штрихов и приемов, которые принято артикулировать таким образом), и художественной стороны (минимальная степень жесткости атаки независимо от ее типа достигается за счет уменьшения силы атаки по отношению к силе выдоха). Вспомогательная атака используется только в составе комбинированной.

Предпринятое И.А. Ежовым [6] исследование, систематизирующее штрихи музыканта-духовика, позволило сформулировать точное определение этого содержательного элемента: «Штрих - прием извлечения, ведения, окончания или соединения звуков в процессе музыкального исполнения. Штрих включает в себя атаку, ведение (стационарную часть) звука; его окончание или соединение с другим звуком» [6, с. 323].

При исполнительстве на духовых инструментах используются следующие штрихи: базовые академические - деташе, маркато, мартеле, стаккато, легато, нон легато, портато; джазовые - деташе, акцент, домик (маркато), короткий домик (короткое маркато), стаккато, лигованный язык.

Штрихи в академической музыке принято делить на исполняемые твердой атакой и мягкой атакой (либо без атаки). Такая классификация прошла проверку временем и используется повсеместно. К первой группе относятся:

- деташе - штрих, не имеющий графического обозначения и характеризующийся длинным выдержанным звучанием. В конце допускается небольшая филировка. Музыкант может в случае необходимости на свое усмотрение немного видоизменять его, поскольку данный штрих допускает некоторую исполнительскую вариативность. Тенуто можно считать особой версией штриха деташе - его исполнение подразумевает ровную, выдержанную длительность без филировки вообще. Обозначается чертой. Одни исследователи относят тенуто к штрихам, другие - к техническим приемам. В настоящее время прослеживается тенденция к включению тенуто в список штрихов;

- стаккато - штрих, исполняющийся коротко, отрывисто. Укорачивает ноту в 2 раза. Обозначается точкой. Его совершенными версиями можно считать стаккатиссимо (еще более коротко исполняемый штрих, обозначаемый клиньями) и staccatoaccento (акцентированное, сухое стаккатиссимо), обозначаемый теми же клиньями, но со скругленной широкой частью;

- маркированное стаккато - комбинация стаккато и маркато. Обозначается точкой и знаком «акцент». Исполняется как не очень короткое стаккато, акцентированное в начале;

- маркато - акцентированное (благодаря ускорению выдоха) начало звука, после которого идет его постепенное угасание. Обозначается знаком «акцент» (выглядит как маленькое диминуэндо). Маркатиссимо - утрированное акцентирование начала звучания. Графического обозначения не имеет, поэтому в нотной записи существует исключительно в виде текста;

- маркированное тенуто - черточки плюс знак «акцент». В начале исполняется так же, как маркато, а при угасании звучания тянется до конца (и само угасание проходит не так явно и не так быстро, как при исполнении маркато);

- мартеле - «утверждающее» длинное стаккато. Нота как бы «впечатывается» в музыкальный текст. Обозначается домиком.

Штрихи второй группы:

- легато - связное исполнение звуков. Переход от одного звука к другому осуществляется без использования атаки либо с применением мягкой атаки. Графическое обозначение штриха - дуга, внутри которой находится музыкальная фраза (фразировочная лига). Если лига идет от одной ноты к другой, это связующая лига, она просто соединяет друг с другом одинаковые по высоте ноты. В этом случае вместо этих двух или более нот играется одна (длительности суммируются). Легатиссимо - более мягкий переход между звуками, почти глиссандо. В нотах может встречаться только в виде текстового указания;

- нон легато - длинное мягкое стаккато. Обозначается как тенуто и стаккато, относящиеся к одним и тем же нотам (тенутное стаккато - мягкая атака, равномерный выдох, между нотами паузы), и как стаккато под фразировочной лигой (залигованное стаккато - более отчетливая атака, между звуками паузы также присутствуют);

- портато - черточки над нотами, располагающимися внутри фразиро-вочной лиги. Подразумевает одновременное легато и тенуто - выдержанные длительности, переходы между звуками исполняются либо без языка, либо мягким языком (зависит от особенностей конкретного духового инструмента);

- маркированное легато - комбинация легато и маркато. Легато, где начало каждой ноты акцентируется усиленным выдохом. Графическое обозначение -маркато над нотами, располагающимися внутри фразировочной лиги.

Способы артикуляции джазовых штрихов имеют свои особенности. Деташе в джазе либо обозначается черточкой, либо не обозначается вообще, пауз между нотами быть не должно. Акцент выглядит как академическое маркато, исполняется так же, но не предполагает выраженного угасания звучания. Домик (маркато) выглядит как мартеле в академической музыке, но исполняется немного по-другому Нота ровная, в конце затыкается языком. Короткий домик - домик с точкой - укороченная версия домика. Стаккато - короткая нота, обозначается точкой. Лигованный язык - фразировочная лига, внутри которой ноты с черточками или без них. Для соединения нот используется мягкий язык.

Наряду со штрихами, в процессе игры на духовых инструментах применяются и технические (специфические) приемы звукоизвлечения. Не все исследователи выносят их в отдельную категорию. Некоторые считают, что штрихи и приемы - это одно и то же. Тем не менее целесообразно считать приемы способами воздействия на звукоизвлечение, звуковедение или окончание звука/его соединение со следующим звуком. Штрихи являются набором технических приемов и воздействуют сразу на все элементы звука.

Условно технические приемы можно разделить на традиционные и нетрадиционные по аналогии с традиционными и нетрадиционными средствами зву-ковыражения [8; 9]. К первой группе целесообразно отнести приемы, часто использующиеся в академической и эстрадно-джазовой музыке, ко второй - более поздние и нередко уникальные способы игры на духовых инструментах.

Традиционные технические приемы

Естественное вибрато - технический прием, который в настоящее время используется музыкантами-духовиками с особой осторожностью [10, с. 28-29]. Постоянно дрожащий звук быстро надоедает слушателю, поэтому применяется прием в лирических медленных произведениях ближе к окончанию длинных звуков.

Портаменто - популярный вокальный прием, присутствующий в художественно-выразительном арсенале инструменталистов. Это плавное соединение звуков при помощи легкого интонационного движения в конце одного звука в сторону следующего.

Трель - быстрое многократное поочередное исполнение двух соседних звуков (между ними должна быть большая или малая секунда; если интервал больше или меньше, прием называется тремоло; обозначается тремоло параллельными линиями на штиле ноты или между нотами). При отсутствии уточняющих обозначений трель исполняется на ступень вверх от указанной ноты. Если справа от «tr~» присутствует знак альтерации, его действие распространяется на вспомогательную ноту. Если перед основной нотой стоит форшлаг, то он является вспомогательным звуком, но в этом случае начинать трель необходимо с него. Если вспомогательная нота стоит в круглых скобках перед основным звуком, трель необходимо исполнять от основной ноты на ступень вниз.

Двойная и тройная атака - приемы, необходимые для игры мелкими длительностями в быстром темпе. Специальных обозначений не имеют, исполнитель сам решает, когда ему необходимо их использовать. Исключение могут составить произведения, в которых композитор использует собственные обозначения некоторых приемов, но в таком случае он обычно приводит расшифровку таких символов для того, чтобы исполнитель их понял, например, в «Solo for sliding trombone» Джона Кейджа двойной язык обозначается «//», а тройной «///» [11, с. 11].

Доит - движение вверх к неопределенной ноте по обертонам.

Подъем к высоте - глиссандо к обозначенной ноте от неопределенной.

Сброс с высоты - глиссандо от обозначенной ноты к неопределенной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шейк - яркая губная трель или яркое губное тремоло. Обычно используется в эстрадно-джазовой музыке в кульминационных фрагментах.

Форшлаг (бывает короткий и длинный) - исполнение перед основным звуком вспомогательной ноты.

Мордент - украшение основного звука. Состоит из 3 или большего количества нот. Существует простой, простой перечеркнутый, двойной и двойной перечеркнутый морденты.

Флип (группетто) - мелизм. Включает в себя 4-5 нот. Начинается с основного звука, если знак стоит между нотами, и с основного, если он расположен над нотой. Если знак перечеркнут, исполнять группетто необходимо с нижнего вспомогательного звука. Обычно ноты внутри пассажа играются одинаковыми длительностями, но возможно ритмически более вольное исполнение, если оно продиктовано стилем музыки или соответствует замыслу композитора.

Поворот - почти мордент, но начинается позже.

Ду - атака при закрытом раструбе.

Вау - атака при открывании раструба.

Бенд («подтяжка») - единовременное повышение звука на тон или полтона от указанной ноты с последующим возвратом к ней на протяжении ее звучания.

Неопределенный звук («мертвая нота») - проходящая нота, исполняемая условно. Высоту звучания понять невозможно, поскольку она настолько короткая, что прозвучать успевает только атака. Атака требуется твердая по сути («ту»), но мягкая по характеру.

Захват - выделение звучания.

Натуральное глиссандо - скольжение. На тромбоне получается автоматически, если не использовать язык при совпадении движения кулисы с направлением звука в пределах одного обертона.

Вибрато - осуществление вибрациина длительности. На тромбоне в эстрадно-джазовой музыке чаще всего используется кулисное вибрато. Сейчас для обозначения приема используется волнистая линия или надпись «vibr.» (раньше волнистая линия обозначала трель, но в современных партитурах для обозначения трели перед линией пишется «tr»). Естественное вибрато в академической музыке следует использовать очень аккуратно, чтобы не «замыливать» звучание. Оно осуществляется дыханием на окончаниях длинных звуков и редко указывается в партиях. Исполнитель сам решает, когда и где целесообразно использовать данное украшение и стоит ли вообще.

Прекращение звучания - моментальное окончание звучания.

Нетрадиционные технические приемы

Кулисное вибрато, осуществляемое тромбонистами, относится к нетрадиционным техническим приемам и применяется в джазе, эстрадной и современной музыке.

Хроматическое глиссандо подразумевает движение по звукам хроматики от одного звука к другому.

Губное глиссандо - специфический прием, не позволяющий скользить на большие интервалы, однако нередко использующийся в джазе.

Губная лига - понижение звучания губами на протяжении длительности.

Подъезд к высоте - глиссандо, состоящее из форшлагов.

Половинный клапан - особый технический прием, использование которого возможно только на медных вентильных/помповых духовых инструментах. Представляет собой игру на полуприжатых клапанах.

Фруллато. Прием, доступный только при игре на духовых инструментах. Исполняется путем артикулирования «ррр» на протяжении длительности. Первый звук чаще всего начинается, как и положено, с твердой атаки («трр»), если композитором не задумано обратное. Для обозначения приема используется знак «тремоло» и слово «frullato», или «flatterzunge». Для исполнения фрулла-то в динамике piano исполнители задействуют небольшой бугорок на горле -uvale(«второй язычок»), поскольку в этом случае без использования данного способа исполнение приема может стать достаточно сложной задачей.

Слэп(Slap) - «шлепок». Прием, исполняемый при помощи артикуляции музыкантами, играющими на деревянных духовых инструментах с одной тростью. Существует несколько разновидностей приема. Slap-tone (slap-tongue) получается следующим образом: создается вакуум между тростью и языком, затем язык резко отрывается от трости (в этот момент подается немного воздуха, чтобы трость резонировала). Благодаря этому получается щелчок. Staccato-slap - исполняется с помощью более короткого отскока языка. Slap-accent получается благодаря более усиленной подачи воздуха. Woodblockslap - исполняется так же, как и slap-tone, но без прекращения подачи воздуха в инструмент. Slap-open осуществляется по тому же принципу, но при отрывании языка от трости исполнитель приоткрывает рот, чтобы не глушить колебания трости. В результате получается щелчок без определенной звуковысотности.

Рикошет.Slap-choc (слэп-рикошет) - особая разновидность слэпа. Первый звук извлекается по технологии исполнения staccato-slap, а последующие -с помощью инерционного отскока языка от трости. Дыхание не должно прерываться. Динамика и сила отскока с каждой последующей нотой плавно затухают.

Микротоны. Повышение или понижение звука на часть полутона периодически используется духовиками в джазовой и эстрадной музыке. Обозначается черными стрелками, направленными вверх (повышение на четверть или три четверти тона) и вниз (понижение на четверть или три четверти тона).

Самый высокий звук и самый низкий звук. Исполнителю необходимо извлечь самый высокий или самый низкий из доступных ему в настоящее время звуков. Прием также используется в джазе. Обозначается прием белыми стрелками, направленными вверх и вниз.

Осцилляция. Губная осцилляция на духовых инструментах - это периодичное изменение высоты тона губами, звуковысотная пульсация.

Аккорды (мультифоники). Интервалы на медных духовых инструментах возможны при расщеплении обертонов (двойной баззинг, doublebuzz) [8, с. 51], а также с помощью пения во время игры. Аккорды получаются при использовании обоих приемов одновременно. Мультифоники на деревянных духовых инструментах получаются за счет одновременного использования специально подобранной аппликатуры и, как и на медных инструментах, губного расщепления звуков [11, с. 23; 12, с. 122].

Дифракция. Энгармоническая дифракция характеризуется появлением слабых гармонических призвуков в тембре. Применяется в основном на деревянных духовых инструментах. Для осуществления приема необходимо сместить

Библиографический список

нижнюю губу ближе к началу трости и увеличить давление амбушюра, не меняя интенсивности выдоха.

Существует множество нетрадиционных приемов, помимо вышеперечисленных, например: keyclick (щелканье клапанами), percussion-keypad (щелканье клапанами без подачи воздуха), attack-keypad (пальцевая атака), Mage (игра без мундштука), flattersonie (игра без мундштука с языковым фруллато), loud-breath (громкое дыхание, «озвученный вдох» - вдох через инструмент), игра на мундштуке без инструмента, игра с открытым сливным клапаном, игра без раструба, удары по мундштуку или трости и т. д. [8, с. 114; 13, с. 135].

Перечисленные выше средства звуковыражения в сочетании с такими способами, как различные усиления и уменьшения давления губ (oscillato), позволяют более тонко и профессионально осуществлять интерпретацию музыкального материала на тембральном уровне. Заметим, что обновление арсенала средств звуковыражения, появление в 60-е-70-е годы обновленной палитры приемов и способов звукоизвлечения на духовых инструментах обусловлено масштабным расширением стилевых направлений в музыкальном искусстве в целом и повышенным вниманием к тембру и жанровому языку в духовом исполнительском творчестве второй половины XX века.

Как традиционные, так и нетрадиционные технические приемы исполнения должны стать необходимым операциональным фундаментом для становления музыканта-духовика - будущего педагога. На разных ступенях профессионального становления в условиях педагогического вуза обучающийся игре на духовых инструментах становится субъектом музыкального процесса и проявляет себя на четырех основных функционально-образующих стадиях: 1) восприятие (описание, объяснение) музыки, 2) создание «музыкального продукта», 3) нормативная презентация музыкального материала и профессиональная коммуникация (со слушателями на уровне «профессионал» - «любитель», с музыкантами-участниками ансамбля на уровне «профессионал» - «профессионал»), 4) постконцертная профессиональная рефлексия, обусловленная степенью раскрытия (субъективного и объективного) художественного образа.

Схоластический подход к вопросам техники исполнения, к проблеме традиционных и нетрадиционных технических приемов игры, игнорирующий инновационные возможности расширения диапазона умений и навыков, не позволяет обучающемуся полноценно и эффективно решать задачи интерпретации, повышать художественно-выразительные возможности исполнения на духовых инструментах.

В целом применение традиционных и нетрадиционных технических приемов на профессиональных духовых инструментах и их активное внедрение в исполнительскую и педагогическую практику является одним из факторов обогащения исполнительской и учебной деятельности новыми акустическими эффектами, открывает возможности для поиска новых путей к созданию разнообразной звуковой палитры, к формированию «комплекса исполнительского мастерства музыканта-духовика <...> как сложной функциональной исполнительской системы, структурируемой в соответствии с требованиями профессионального мастерства музыканта-духовика» [14, с. 27], становится определяющим в траектории его профессионального развития.

Таким образом, противоречие между традиционными и новыми способами исполнения на духовых инструментах не ограничивается вышеперечисленными аспектами. Появление современных методик обучения игре на духовых инструментах, в частности на кларнете, саксофоне, трубе, тромбоне, вынуждает исполнителей и педагогов переосмысливать устоявшиеся методы и принципы, тщательно изучать технологические средства, обобщать социально-культурную и профессионально-исполнительскую составляющие процесса обучения музыканта-духовика - будущего музыканта-педагога в вузе. Суммируя результаты изучения основных технических приемов музыканта-духовика, можно сделать вывод о том, что необходимость их использования в исполнительской практике несомненна. Будущие педагоги-музыканты должны не просто знать о них, но и понимать их логику, техническую и художественную стороны исполнения, поскольку современное исполнительство не ограничивается уже устоявшимися (традиционными) техническими приемами. Новые (нетрадиционные) приемы появляются до сих пор, и игнорировать их потенциал при обучении в музыкально-педагогических вузах невозможно. Эффективность работы педагога-музыканта во многом определяется его компетенцией, а обеспечивает повышение его уровня разностороннее изучение технической и художественно-творческой стороны инструментального исполнительства. Разделение технических приемов академической и эстрадно-джазовой музыки на традиционные и нетрадиционные должно способствовать правильному и точному их восприятию будущими педагогами-музыкантами, обучающимися в вузах. Перспектива дальнейших исследований на базе данного материала видится в возможности осуществления в будущем более тонкой систематизации и в пополнении художественного арсенала музыканта-духовика новыми техническими приемами.

1. Диков Б.А. Методика обучения игре на кларнете: учебное пособие для музыкальных вузов. Москва: Музыка, 1983.

2. Пушечников И.Ф. Искусство игры на гобое: история, теория, методика, педагогика: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: Композитор, 2005.

3. Оленчик И.Ф. Обучение и исполнительство на кларнете: методическое пособие. Москва: Современная музыка, 2013.

4. Кириллов С.В. Техника игры на саксофоне и проблемы интерпретации оригинальных произведений. Диссертация ... кандидата искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2010.

5. Анисимов М.В. Исполнительская техника музыканта-духовика: к определению понятия. Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014: 167-171.

6. Ежов И.А. Основные штрихи в исполнительстве на духовых инструментах и методы работы над ними. Искусство, наука, образование: траектории творчества современной России: сборник научных статей и материалов заседаний круглых столов. Челябинск: Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2019: 317-326.

7. Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе. Москва: Музыка, 1984.

8. Муединов Д.М. Нетрадиционная техника звукоизвлечения при игре на трубе и ее препарированных видах. Южно-Российский музыкальный альманах. 2019: 112-117.

9. Муединов Д.М. Нетрадиционные способы звукообразования на трубе и их использование в художественном репертуаре. Южно-Российский музыкальный альманах. 2019: 50-55.

10. Kleinhammer E. The art of trombone playing. USA: Summy-Birchard Music division of Summy-Birchard Inc., 1996.

11. Каспаров Ю.С. Тромбон. Эволюция в ХХвеке и новые приемы игры: Учебное пособие. М.: НИЦ Московской консерватории, 2020.

12. Степенко Э.А. Новые приемы игры и технические трудности в произведениях для духовых инструментов ХХ века: педагогический аспект. Ученые записки Российского государственного социального университета. 2020: 120-128.

13. Cherry A.K. Extended Techniques in Trumpet. Performance and Pedagogy. Diss. DMA. Cincinnati: University ofCincinnati, 2009.

14. Анисимов М.В. Исполнительское мастерство как проблема теории и практики искусства игры на духовых инструментах. Автореферат диссертации ... кандидата искусствоведения. Ростов-на-Дону, 2016.

References

1. Dikov B.A. Metodika obucheniya igre na klarnete: uchebnoe posobie dlya muzykal'nyh vuzov. Moskva: Muzyka, 1983.

2. Pushechnikov I.F. Iskusstvo igry na goboe: istoriya, teoriya, metodika, pedagogika: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2005.

3. Olenchik I.F. Obuchenie i ispolnitel'stvo na klarnete: metodicheskoe posobie. Moskva: Sovremennaya muzyka, 2013.

4. Kirillov S.V. Tehnika igry na saksofone iproblemy interpretacii original'nyh proizvedenij. Dissertaciya ... kandidata iskusstvovedeniya. Rostov-na-Donu, 2010.

5. Anisimov M.V. Ispolnitel'skaya tehnika muzykanta-duhovika: k opredeleniyu ponyatiya. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2014: 167-171.

6. Ezhov I.A. Osnovnye shtrihi v ispolnitel'stve na duhovyh instrumentah i metody raboty nad nimi. Iskusstvo, nauka, obrazovanie: traektorii tvorchestva sovremennojRossii: sbornik nauchnyh statej i materialov zasedanij kruglyh stolov. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural'skij gosudarstvennyj institut iskusstv im. P.I. Chajkovskogo, 2019: 317-326.

7. Usov Yu.A. Metodika obucheniya igre na trube. Moskva: Muzyka, 1984.

8. Muedinov D.M. Netradicionnaya tehnika zvukoizvlecheniya pri igre na trube i ee preparirovannyh vidah. Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. 2019: 112-117.

9. Muedinov D.M. Netradicionnye sposoby zvukoobrazovaniya na trube i ih ispol'zovanie v hudozhestvennom repertuare. Yuzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah. 2019: 50-55.

10. Kleinhammer E. The art of trombone playing. USA: Summy-Birchard Music division of Summy-Birchard Inc., 1996.

11. Kasparov Yu.S. Trombon. 'Evolyuciya v ХХ veke i novye priemy igry: Uchebnoe posobie. M.: NIC Moskovskoj konservatorii, 2020.

12. Stepenko 'E.A. Novye priemy igry i tehnicheskie trudnosti v proizvedeniyah dlya duhovyh instrumentov ХХ veka: pedagogicheskij aspekt. Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social'nogo universiteta. 2020: 120-128.

13. Cherry A.K. Extended Techniques in Trumpet. Performance and Pedagogy. Diss. DMA. Cincinnati: University ofCincinnati, 2009.

14. Anisimov M.V. Ispolnitel'skoe masterstvo kak problema teorii ipraktiki iskusstva igry na duhovyh instrumentah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Rostov-na-Donu, 2016.

Статья поступила в редакцию 17.07.24

УДК 37.034

Ryleeva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kurgan State University (Kurgan, Russia), E-mail: ras290577@mail.ru

THE CONTENT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT ON THE DEVELOPMENT OF EMPATHY IN UNIVERSITY STUDENTS. The article considers empathy as a professionally important quality of a representative of professions of a psychological and pedagogical orientation, which is necessary for building constructive interpersonal interaction and preventing negative phenomena in the educational process. During monitoring according to the method of "Diagnostics of the level of empathy" (I. M. Yusupov), the work reveals that the students of 3-4 courses of the university majoring in "Psychological and pedagogical education" has empathy of an average level. In this regard, it is necessary, on the basis of an axiological, personality-oriented approach, taking into account principles of humane pedagogy of S.A. Amonashvili to develop the content of psychological and pedagogical support for the development of empathy for students. The author develops components, stages of accompaniment, determined pedagogical conditions for the development of empathy. The article would be of interest to teachers and specialists in the field of education, as well as researchers studying issues of moral education.

Key words: empathy as personal and professionally important quality, university students, educational environment

А.С. Рылеева, канд. пед. наук, доц., Курганский государственный университет, г. Курган, E-mail: ras290577@mail.ru

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЭМПАТИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

В статье рассматривается эмпатия как профессионально важное качество представителя профессий психолого-педагогической направленности, которое необходимо для выстраивания конструктивного межличностного взаимодействия и профилактики негативных явлений в образовательном процессе. В ходе мониторинга по методике «Диагностики уровня эмпатии» (И.М. Юсупов) было выявлено, что у обучающихся 3-4 курсов университета по направлению «Психолого-педагогическое образование» эмпатия находится на среднем уровне. В связи с этим необходимо было на основе аксиологического, личностно ориентированного подхода с учетом принципов гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили разработать содержание психолого-педагогического сопровождения по развитию эмпатии для обучающихся в условиях университета. Автором были разработаны компоненты, этапы сопровождения, определены педагогические условия развития эмпатии. Статья представляет интерес для педагогических работников и специалистов сферы образования, а также исследователей, изучающих вопросы нравственного воспитания.

Ключевые слова: эмпатия как личностное и профессионально важное качество, обучающиеся университета, образовательная среда

Актуальность. Перед современным педагогом стоит задача - формирование и развитие человеческого капитала страны. В связи с этим к представителям профессий психолого-педагогической направленности предъявляются высокие требования. Цель специалиста - стать навигатором для подрастающего поколения. А для этого он должен обладать набором качеств для успешной реализации себя в профессиональной деятельности. Одним из таких профессионально важных качеств у представителей профессий психолого-педагогической направленности является способность к эмпатии, которое подразумевает способность принимать другого, умение ставить себя на место другого. Перед организациями высшего образования стоит задача - воспитать конкурентоспособную и успешную личность. Так, в Федеральном законе № 304 от 31.07.2020 дается понятие воспитания как «деятельности, направленной на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духов-

но-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [1].

Цель нашего исследования - разработать содержание психолого-педагогического сопровождения по развитию эмпатии у обучающихся Института педагогики, психологии и физической культуры ФГБОУ ВО «Курганский государственный университет»

Задачи исследования:

1. Рассмотреть зарубежные и отечественные концепции эмпатии.

2. Подобрать диагностический инструментарий и выявить уровень выраженности эмпатии у респондентов.

3. Разработать и представить содержание работы по развитию профессионально важных качеств у обучающихся направления «Психолого-педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.