взаимодействия.
Практическую значимость программе придает использование разнообразных форм и методов, что позволяет более содержательно, комплексно и поэтапно формировать дружеское взаимодействие студентов в межэтнических группах.
Следует отметить, что в институте ежегодно проводится комплекс мероприятий, наиболее масштабными из которых являются выставки, знакомящие с историей и культурой народов России; недели национальных культур; фестиваль песни «Поем на разных языках», конкурсы творческих работ по национальной тематике; уроки толерантности и ряд других.
Литература:
1. Будаева, Д.Ц. Межличностная дружба как основа сохранения и развития межнационального согласия / Д.Ц. Будаева // Вестник БГУ. - 2011. - №14. - С. 122-128.
2. Галустова, О.В. Этнопсихология: Конспект лекций / О.В. Галустова. - М.: МГППУ, 2007. - 80 с.
3. Гуриева, С.Д. Психология межэтнических отношений: автореферат дис... д-ра психол. наук: 19.00.05 / Гуриева Светлана Дзахотовна. - Санкт-Петербург, 2010. - 46 с.
4. Карнышев, А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика / А.Д. Карнышев. - Улан-Удэ: БГУ, 1997. - 184 с.
5. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / В.Г. Крысько. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
6. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности / Г.У. Солдатова. - М.: Смысл, 1998, - 389 с.
7. Стефаненко, Т.Г. Этнопсихология / Т.Г. Стефаненко. - М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. - 320 с.
8. Троцук, И.В. «Статус» дружбы в мировоззренческом комплексе российской молодежи / И.В. Троцук, Е.А. Савельева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №9. - С. 69-76.
Психология
УДК 159.9
студентка 4 курса Ксенофонтова Валерия Вадимовна
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА СТАРШЕКЛАССНИКА В ПРОЕКТЕ «ПСИХОЛОГО-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КЛАССЫ»
Аннотация. В статье актуализирована проблема организации профориентационную работы в школах с целью обеспечения процесса профессионального выбора старшеклассником. Обоснована проблема необходимости психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассника. Представлены теоретические основания профессионального выбора старшеклассника на основе анализа психолого-педагогической литературы. Выявлены два основных подхода к определению психологической сущности профессионального выбора как научной категории. В характеристике зарубежной теории профессионального выбора выделены концепции профессионального роста, развития, становления карьеры и профессионального самоопределения. При описании отечественной теории выявлены сущностные характеристики и ведущие идеи процесса профессионального выбора, профориентационной работы, психологической готовности и активности личности при выборе профессии. На основе междисциплинарного анализа научной литературы определено понятие «профессиональный выбор». Раскрыто содержание профессионального выбора старшеклассника. Выделены особенности критериев оценки эффективности профессионального выбора: своевременность, осознанность, реалистичность, согласованность. Описан опыт реализации проекта Оренбургского государственного педагогического университета «Психолого-педагогические классы. Раскрыто содержание трех сессий данного проекта по психолого-педагогическому сопровождению профессионального выбора старшеклассника. Представлено описание деятельности психолого-педагогических классов как системы сопровождения профессионального выбора старшеклассника. Определены наиболее эффективные мероприятия профориентационной направленности. Показаны результаты проведения психологических бесед-экстернализаций, мастер-классов, workshop. Доказано, что мероприятия психолого-педагогических классов были успешно и результативно организованы психологами-практиками для старшеклассников Оренбургской области. Сделан вывод о необходимости продолжения продуктивного сотрудничества со школами, выстраивании социального и сетевого партнерства в образовании.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессиональный выбор, психолого-педагогическое сопровождение, карьерный рост.
Annotation. The article actualizes the problem of organizing career guidance in schools in order to ensure the process of professional choice for high school students. The problem of the need for psychological and pedagogical support of professional self-determination of a high school student is substantiated. The theoretical foundations of the professional choice of a high school student are presented on the basis of the analysis of psychological and pedagogical literature. Two main approaches to the definition of the psychological essence of professional choice as a scientific category are revealed. In the description of the foreign theory of professional choice, the concepts of professional growth, development, career development and professional self-determination are highlighted. When describing the domestic theory, the essential characteristics and leading ideas of the process of professional choice, career guidance, psychological readiness and activity of the individual in choosing a profession were revealed. Based on an interdisciplinary analysis of scientific literature, the concept of "professional choice" is defined. The content of the professional choice of a high school student is revealed. The features of the criteria for evaluating the effectiveness of professional choice are highlighted: timeliness, awareness, realism, consistency. The experience of implementing the project of the Orenburg State Pedagogical University "Psychological and pedagogical classes. The content of the three sessions of this project on the psychological and pedagogical support of the professional choice of a high school student is disclosed. The description of the activity of psychological and pedagogical classes as a system for supporting the professional choice of a high school student is presented. The most effective career guidance measures have been identified. The results of psychological conversations-externalizations, master classes, workshop are shown. It is proved that the activities of the psychological and pedagogical classes were successfully and effectively organized by practicing psychologists for high school students in the Orenburg region. The conclusion is made about the need to continue productive cooperation with schools, building social and network partnerships in education.
Key words: professional self-determination, career guidance work, professional choice, psychological and pedagogical support, career growth.
Введение. Профориентационная работа в школах - одна из приоритетных направлений деятельности в образовании, требующее системного совершенствования и актуализации, сопровождения со стороны специалистов, всестороннего взаимодействия с заинтересованными лицами. В практике образования активно развивается социальное партнерство и сетевое взаимодействие, в рамках которых активизирована система отношений между школой, вузами, предприятиями и отдельными специалистами в различных отраслях профессиональной деятельности человека. Проблема профессионального выбора в связи с этим выступает одной из актуальных для психолого-педагогической науки. Сегодня необходимо иметь четкое представление о понимании сущности профессионального выбора и методах профессионального самоопределения, позволяющих старшеклассникам осуществить профессиональный выбор с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
Цель статьи: изучить теоретические основы профессиональных выборов старшеклассника в психологии, выявить успешный опыт организации профориентационной работы со старшеклассниками в психологических классах.
Изложение основного материала статьи. Выбор профессии - сложный многоаспектный процесс, требующий научного обоснования и четкой характеристики для выявления эффективности профориентационной работы в образовательных организациях. Современные социокультурные условия развития отечественного образования предопределяют новые требования к выпускнику школ, которому необходимо определиться с будущей профессиональной деятельностью в призме поступления в университет на соответствующее направление подготовки. Профессиональный выбор старшеклассника определяется информированностью о профессии, увлечение предметной областью, престижностью профессии, наличием способностей и возможностей в данной профессиональной области, позитивному мотивационно-ценностному отношению к профессии, влияние общества на выбор.
Первое. Теории профессионального выбора в современной психологии.
Анализ современных научных подходов к определению понятия «профессиональный выбор» позволил выделить две группы ученых, теоретические изыскания которых легли в основу концепции профессионального выбора школьников.
Первая группа - зарубежная теория профессионального выбора (Holland, Dawis, Swanson, Schneider, Super, Savickas, Lent, Brown, Hackett, Gottfredson). Ведущими идеями данного научного подхода выступают: рассмотрение категории взаимодействия человека со средой через профессиональный выбор и адаптацию к работе; изучение контекста развития карьеры личности посредством профессионального развития и конструирования карьеры; обоснование социально-когнитивного аспекта профессионального выбора.
Вторая группа - отечественная теория профессионального выбора (П.А. Шавир, В.А. Бодров, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.М. Кухарчук, В.И. Крюкова, Т.А. Фирсова). Основными идеями данного подхода выступают: связь ситуации принятия решения с жизненными целями; процессуальная характеристика профессионального выбора, находящимся под влиянием мотивов личности и факторов среды; обоснование адекватной Я-концепции через развитие психической активности личности, основанной на мировоззренческом выборе, учебно-профессиональной мотивации и устойчивой самооценке.
Профессиональный выбор - это психологическая готовность личности к осознанному принятию решению в отношении трудовой деятельности, карьеры, профессионального самоопределения. Как личностное новообразование профессиональный выбор полимотивирован, а также зависим от внешних и внутренних факторов выбора профессии. Мотивационно-ценностная сфера личности определяет профессиональный выбор с позиции материальных благ и финансового благополучия; значимости профессии и ее престиже, статусности занимаемой должности; профессионального развития и самореализации. Так, в первых двух случая выбор зависит от инструментальных ценностей (должность, заработная плата, профессиональный статус, влиятельность), а в третьем - от терминальных ценностей (профессионализм, профессия, образование, развитие).
Второе. Содержание профессиональных выборов у старшеклассников.
Профессиональный выбор как психологическое явление необходимо оценивать по ряду признаков, определяющих сущностную характеристику исследуемого феномена. Учитывая тот факт, что на профессиональный выбор личности влияет множество факторов, следует отметить, что важно учитывать их при принятии решения.
На основе анализа психолого-педагогической литературы (К.А. Адыширин-Заде, Е.В. Груздова, А.А. Волокитина) были выделены критерии профессионального выбора старшеклассника:
1. Своевременность профессионального выбора. Возрастная психология определяет нормативный выбор профессии на период от 14 до 15 лет. Следует отметить, что старшеклассник на момент выпуска из школы должен иметь устойчивый профессиональный выбор.
2. Осознанность професионального выбора. Старшекласснику необходимо иметь чуткое представление о содержании труда и сути будущей профессиональной деятельности. Осознанность определяется уровнем информированности о профессии.
3. Реалистичность профессионального выбора. При принятии решении в отношении определенной профессии необходимо объективно соотнести содержание будущей профессиональной деятельности со своими возможностями и способностями.
4. Согласованность профессионального выбора. Перед тем, как принять окончательное решение старшекласснику необходимо исключить противоречия между предрасположенностью к определенной сфере деятельности и самим выбором.
Третье. Организация профориентационной работы со старшеклассниками в психолого-педагогических классах.
С целью формирования у обучающихся представлений о профессиях в сфере образования, ориентирования учащихся в системе ценностей, которые отражают специфику психологической и педагогической деятельности, организации самопознания, развития профессиональных интересов, профессионального самоопределения, соотнесения собственных возможностей и особенностей с представлениями о профессии в Оренбургском государственном педагогическом университете на базе Института педагогики и психологии был создан проект «Психолого-педагогические классы». Задачами данного проекта выступили:
- организация допрофессиональной подготовки и формирование системы ранней профориентации по специальностям психолого-педагогического профиля;
- создание гибкой практико-ориентированной модели предпрофессионального педагогического образования для качественной подготовки обучающихся;
- объединение ресурсов образовательных организаций различных уровней для профориентации и мотивирования школьников к получению педагогических профессий;
- создание условий для самореализации и прохождения профессиональных педагогических профессий.
Участниками проекта заявлены муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования и
общеобразовательные организации. Основной деятельностью Университета в рамках проекта «Психолого-педагогические классы» выступает организационное и методическое сопровождение мероприятий с участием школьников: конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, проектная и исследовательская деятельность. Социальная практика и
профессиональные пробы для обучающихся являются основой их допрофессиональной подготовки. Включение обучающихся в педагогическое пространство может осуществляться в различных формах: организация культурных и досуговых мероприятий, работа в группе продленного дня, помощь в подготовке классных часов и т.д. Обучение в психолого-педагогических классах проходит через профильный уровень изучения гуманитарных предметов, предметы и курсы по выбору, организацию социальной практики и профессиональных проб, систему дополнительного образования, исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.
На сегодняшний день проект «Психолого-педагогические классы» объединил в себе более 200 обучающихся 10-х классов из 22 образовательных организаций г. Оренбурга и Оренбургской области. Наиболее интересными мероприятиями в рамках трех организованных сессий выступили:
- беседа- экстернализация «интервью со стрессом, или Как поговорить с серьезным по несерьезному», направленная на исследование взаимоотношений между проблемой (страх перед ЕГЭ) и обучающимися. Участники обрели «ключи к компетентности» в нахождении опор и управлении своим состоянием;
- мастер-класс «Управляй своей мечтой, или Как реализовать любой замысел, проект, план». По ходу мероприятия совместно с обучающимися был составлен алгоритм достижения своей мечты; выделены препятствия для достижения цели, намечены пути их преодоления;
- workshop «Источник моих сил, или Техники саморегуляции и управления свои состоянием». Интерактивная работа обучающихся с метафорическими картами, техники «Дождь», «Светящийся кокон» помогли освоить новые способы регуляции своим эмоциональным состоянием во время стрессовых ситуациях (например, экзамены), обрести баланс и спокойствие;
- workshop «Путешествие к себе, или Как расставить личностные границы» (руководитель ассистент Безносова О.А.). Участники узнали о важности личностных границ, причинах их нарушений. Интерактивная часть занятия была посвящена освоению техники их расставления.
В целом, проведенные мероприятия позволили актуализировать профессиональный выбор старшеклассника психолого-педагогических направлений подготовки. Старшеклассники с интересом участвовали в мастер-классах и семинарах преподавателей, магистрантов и студентов Института педагогики и психологии, проходили квесты, вступали в дискуссии, давали обширную обратную связь по каждому мероприятию.
Выводы. В результате теоретического анализа научной литературы и практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников было определено, что обогащение содержание профориентационной работы через мероприятия психолого-педагогических классы позволит повысить устойчивость и осознанность профессионального выбора личности, инициировать психологическую готовность выбора будущей трудовой деятельности и укрепить мотивационно-ценностное отношение к профессии.
Литература:
1. Кононова, В.Н. ДДО и «Профориентатор»: Преемственность отечественных профориентационных методик /
B.Н. Кононова, А.Г. Шмелев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2010. - № 2. - С. 63-74.
2. Кунц, Л.И. Профессиональная направленность и направленность личности / Л.И. Кунц // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 137-140.
3. Риккель, А.М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности. Часть 1 / А.М. Риккель // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 2(16). - С. 11.
4. Чистякова, С.Н. Профессиональное самоопределение личности: механизмы и образовательные ресурсы /
C.Н. Чистякова // Человек и образование. - 2014. - № 3 (40). - С. 45-50.
5. Lent, R.W. Career-life preparedness: Revisiting career planning and adjustment in the new workplace / R.W. Lent // The Career Development Quarterly. - 2013. - V. 61. - P. 2-14.
6. McKay, D.A. The HEXACO and five-factor models of personality in relation to RIASEC vocational interests /
D.A. McKay, D.M. Tokar // Journal of Vocational Behavior. - 2012. - V. 81. - Issue 2. - P. 138-149.
7. Phan, W.M.J. Examining the duality of Holland's RIASEC types: Implications for measurement and congruence / W.M.J. Phan, J. Rouds // Journal of Vocational Behavior. - 2018. - V. 106. - Р. 22-36.
Психология
УДК 159.922
кандидат психологических наук Михалкина Светлана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); студентка Анисимова Ксения Сергеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ВУЗА
Аннотация. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме жизнестойкости и развития эмпатии. Подробно описана специфика проявление эмпатии и жизнестойкости в юношеском возрасте. Основное внимание в статье авторы акцентируют на взаимосвязи эмпатии и жизнестойкости. Обосновывается научным путем мысль о том, что существует взаимосвязь эмпатии и жизнестойкости. В статье анализируются данные, полученные в результате проведеного эмпирического исследования со студентами педагогического вуза. В итоге проведеного исследования был сделан вывод о следующем: чем выше уровень эмпатии у студентов, тем ниже уровень жизнестойкости.
Ключевые слова: эмпатия, эмпатические способности, жизнестойкость, вовлеченность, контроль, принятие риска, юношеский возраст, студент.
Annotation. The article is devoted to the current problem of resilience and the development of empathy. The specifics of the manifestation of empathy and resilience in adolescence are described in detail. The authors focus on the relationship between empathy and resilience. The idea that there is a relationship between empathy and resilience is scientifically substantiated. The article analyzes the data obtained as a result of an empirical study conducted with students of a pedagogical university. As a result of the study, the following conclusion was made: the higher the level of empathy among students, the lower the level of resilience. Key words: empathy, empathic abilities, resilience, engagement, control, risk-taking, adolescence, student.