Научная статья на тему 'Психолого-педагогические особенности профориентационной деятельности преподавателей вузов по формированию навыков эффективной коммуникации у выпускников школ'

Психолого-педагогические особенности профориентационной деятельности преподавателей вузов по формированию навыков эффективной коммуникации у выпускников школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
160
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / стратегии и тактики поведения / самоуправление / старшеклассники / профориентация / межличностное взаимодействие / деловое общение / conflict / strategies and tactics of behavior / selfmanagement / high school students / career guidance / interpersonal interaction / business communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Диана Игоревна

Статья посвящена вопросам актуализации социального партнерства в системе «школа» – «вуз» для обеспечения психологической подготовки современных абитуриентов в контексте необходимости реализации компетентностного подхода в профориентационной работе. Рассмотрен опыт реализации авторской программы дополнительного образования в рамках системной профориентации МАИ на базе школ г. Москвы. Приведены ключевые направления коррекционно-развивающих мероприятий по формированию у школьников навыков эффективной межличностной коммуникации, управления своим поведением в условиях переживания стресса или участия в конфликте. В статье проанализированы основные модели поведения личности в конфликтных ситуациях, показаны основные векторы психолого-педагогической поддержки старшеклассников гуманитарного и социально-экономического профилей со стороны преподавателей вузов, осуществляющих педагогическую профориентационную деятельность на общеобразовательных площадках. Обучающиеся старших классов гуманитарной направленности в ситуации развития профессионального самоопределения нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении их когнитивных, интеллектуальных и эмоционально-волевых мотивационных действий, обусловленных доминирующим направлением будущей трудовой активности. Практическая значимость заключается в эмпирическом обосновании успешности применения психодиагностических процедур, а также методов психолого-педагогического воздействия для развития у обучающихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия и эффективного делового общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Диана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF CAREER GUIDANCE ACTIVITIES OF UNIVERSITY TEACHERS ON THE FORMATION OF EFFECTIVE COMMUNICATION SKILLS AMONG SCHOOL GRADUATES

The article is devoted to the issues of actualization of social partnership in the “school” – “university” system to provide psychological training of modern applicants in the context of the need to implement a competence-based approach in career guidance. The article considers the experience of implementing the author’s program of additional education in the framework of the MAI system career guidance on the basis of schools in Moscow. The key directions of correctional and developmental activities for the formation of students ‘ skills of effective interpersonal communication, management of their behavior in conditions of experiencing stress or participation in conflict are given. The article analyzes the main models of personal behavior in conflict situations, shows the main vectors of psychological and pedagogical support for high school students in the humanities and socio-economic profiles from university teachers who carry out pedagogical career guidance activities at general education sites. Students of the higher classes of the humanitarian orientation in the situation of the development of professional self-determination need psychological and pedagogical support for their cognitive, intellectual and emotional-volitional motivational actions due to the dominant direction of future labor activity. The practical significance lies in the empirical substantiation of the success of the use of psychodiagnostic procedures, as well as methods of psychological and pedagogical influence for the development of students ‘ skills of constructive interpersonal interaction and effective business communication.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические особенности профориентационной деятельности преподавателей вузов по формированию навыков эффективной коммуникации у выпускников школ»

Психолого-педагогические особенности профориентационной деятельности преподавателей вузов по формированию навыков эффективной коммуникации у выпускников школ

Пономарева Диана Игоревна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института (национального исследовательского университета) E-mail: [email protected]

Статья посвящена вопросам актуализации социального партнерства в системе «школа» - «вуз» для обеспечения психологической подготовки современных абитуриентов в контексте необходимости реализации компетентностного подхода в профориентационной работе. Рассмотрен опыт реализации авторской программы дополнительного образования в рамках системной профориентации МАИ на базе школ г. Москвы. Приведены ключевые направления коррекционно-развивающих мероприятий по формированию у школьников навыков эффективной межличностной коммуникации, управления своим поведением в условиях переживания стресса или участия в конфликте. В статье проанализированы основные модели поведения личности в конфликтных ситуациях, показаны основные векторы психолого-педагогической поддержки старшеклассников гуманитарного и социально-экономического профилей со стороны преподавателей вузов, осуществляющих педагогическую профориентационную деятельность на общеобразовательных площадках. Обучающиеся старших классов гуманитарной направленности в ситуации развития профессионального самоопределения нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении их когнитивных, интеллектуальных и эмоционально-волевых мотивационных действий, обусловленных доминирующим направлением будущей трудовой активности. Практическая значимость заключается в эмпирическом обосновании успешности применения психодиагностических процедур, а также методов психолого-педагогического воздействия для развития у обучающихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия и эффективного делового общения.

Ключевые слова: конфликт, стратегии и тактики поведения, самоуправление, старшеклассники, профориентация, межличностное взаимодействие, деловое общение.

о с

U

см о см со

Введение

Эффективная межличностная коммуникация в любом изучаемом формате (очном, дистанционном, смешанном) в современных условиях является одним из факторов успешной самореализации личности. Отсутствие или недостаточность соответствующих компетенций препятствуют карьерному росту, особенно в тех областях, которые непосредственно ориентированы на профессиональное взаимодействие в системе «человек -человек». Трудности в межличностных отношениях, низкий уровень развития эмоционального интеллекта, а также отсутствие общей конструктивной стратегии организационного поведения создают проблемные зоны во внутригрупповом взаимодействии, в управлении коллективом, снижают эффективность командной работы [2; 3].

Процесс формирования и развития коммуникативных умений занимает достаточно длительный период времени, в связи с чем возникает объективная потребность в комплексном сотрудничестве высших учебных заведений со школами [8; 9]. Система дополнительного образования может выполнять функцию профориентационной базы, где существует реальная возможность для более углубленного ознакомления старшеклассников с психологическими аспектами будущей профессиональной деятельности. Такие проекты воплощаются в жизнь путем создания на базе школ и ведения преподавателями вузов специализированных кружков в профильных классах [5].

Профессиональное самоопределение - осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Залогом дальнейшей успешной карьеры выступает наличие у молодых сотрудников психолого-педагогической грамотности, владения технологиями стресс - менеджмента [7; 10] В целях обеспечения непрерывности в подготовке квалифицированных кадров гуманитарной и социально-экономической направленности преподаватели вузов должны активно участвовать в разработке научно-методических программ, доступные для усвоения в профильных классах общеобразовательных школ.

Овладение школьниками навыками конструктивного взаимодействия невозможно без развития у них способности к самоуправлению. Самоуправление - целенаправленное изменение личности, управляющей своей активностью: общени-

ем, поведением, деятельностью. Выбор профессии, связанной с высоким уровнем самоконтроля, с управлением человеческими ресурсами - процесс динамичный и интересный. Но, прежде чем научиться управлять другими людьми, командами и коллективами, необходимо освоить навыки самоанализа и конструктивного общения в жизненно важных и конфликтных ситуациях, необходимостью постановки новых целей и средств их достижения, поиском эффективных решений.

Проблематике конфликта в зарубежной и отечественной психологии уделено достаточное внимание. Так, К. Левин отмечал, что в ситуации возщдействия на личность двух разнонаправленных факторов можно различать внутриличност-ные и межличностные конфликты. М.А. Робер и Ф. Тильман наряду с дезорганизующей тенденцией выделяют возможную позитивную роль конфликтов в качестве стимулирующей ситуации для решения накопившихся противоречий [1; 6]. М. Дойч обозначил основные психологические параметры, определяющие особенности протекания конфликта [14]:

• личностное «портфолио» участвующих субъектов (мотивы, ценностные ориентации, установки, интеллектуальный потенциал, социально-психологические ресурсы);

• состояние взаимоотношений сторон до начала фазы открытого противостояния (социометрические данные, наличие стереотипов восприятия, взаимные ожидания);

• анализ предконфликтной стадии (внешние и внутриличностные причины возникновения противоречий, мотивационно-смысловая значимость для всех участников);

• характеристики социокультурной среды;

• степень заинтересованности конфликтующих сторон;

• выбор субъектами конфликта стратегии и тактики поведения (на основе оценивания собственных возможностей и интересов, а также прогнозирования выбора стиля поведения противоположной стороны);

• результаты конфликта для его участников и заинтересованных сторон (выгоды или потери, связанные с непосредственным предметом конфликта, внутренние изменения у участников конфликта, репутация участников в ходе конфликта у различных заинтересованных сторон).

Л.Г. Почебут и В.А. Чикер показали, что конструктивное решение конфликтов с учетом личностного поведения в конфликтной ситуации зависит от следующих факторов: 1) адекватного восприятия конфликтов, когда имеет место беспристрастная оценка происходящего; 2) открытого и эффективного общения; 3) создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества; 4) определения существа конфликта [11].

В конфликтологии с 70-х годов XX в. большое влияние стала приобретать теоретическая концепция К. Томаса, который предложил изменить тра-

диционный подход к приоритетным неконфликтным моделям поведения и совместно с Р. Кил-менном разработал методику определения стратегии поведения личности в конфликте («Thomas-Kilmann conflict mode instrument - TKI-R»). Предложенная авторами для диагностики поведенческих стратегий двухмерная модель позволяет личности выявить индивидуальный стиль поведения, исходя из выраженности пяти основных тактик в конфликтном поле [15; 16]. Вертикаль обозначает направленность личности на интересы оппонента, а горизонталь - направленность на собственные интересы. Векторная модель поведения личности в конфликте зависит от: качества реализации собственных интересов (личных или групповых) и степени активности в их отстаивании; наличия мотивирующих факторов, связанных с наличием или отсутствием потребности удовлетворить интересы оппонента. Следует отметить, что С.М. Емельянов в результате исследований пришел к выводу о необходимости наряду с вышеизложенными двумя измерениями анализировать поведение личности с учетом еще одной переменной - ценности межличностных отношений [4].

1. Избегание. Такое поведение продиктовано прежде всего, нежеланием обострять ситуацию или же неспособностью заявить открыто о своих принципиальных позициях. Выбор данной стратегии наиболее вероятен, если:

• растрату своих ресурсов субъект считает совершенно напрасной;

• существует альтернативная возможность достижения собственных целей неконфликтным способом;

• субъект признает в противоположной стороне более сильного в статусно-ролевом и психологическом плане соперника;

• человек старается выиграть время, мобилизоваться, привлечь других участников;

• отсутствие желания открыть выяснять отношения по причине неадекватного психоэмоционального состояния оппонента.

2. Уступка. Человек, предпочитающий эту поведенческую линию, считает, что главное - это сохранение позитивных, дружеских взаимоотношений в коллективе; установка на принесение в жертву собственных интересов ради благоприятной психологической атмосферы. Модель тактически уместна, если:

• проблема не является настолько значимой для субъекта, чтобы спровоцировать дальнейшее ухудшение отношений;

• выход из конфликтного поля одной из сторон является единственно возможным вариантом предупредить нарастание конфронтации;

• человек мотивирован на сохранение хороших взаимоотношений, даже в ущерб своим амбициозным планам.

3. Противоборство. Подобное поведение продиктовано мотивацией достижения своих целей любой ценой, невзирая ни на какие препятствия, условия и обстоятельства. Крайне эгоцентричная

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

позиция сопровождается императивным давлением на оппонента, демонстрацией собственного превосходства (иногда мнимого). Нетерпимость к высказыванию альтернативной точки зрения, установка на роль абсолютного авторитета - основные индикаторы данной поведенческой модели. В качестве исключения можно рассмотреть вариант, при котором личность избирает тактику противоборства от осознания собственной закомплексованности в качестве защитной невротической реакции. Как правило, противоборство применяют в тех случаях, когда:

• проблема имеет исключительную важность для личности, которая считает себя психологически сильнее и ведет себя самоуверенно;

• участник конфликта обладает объективно более эффективным ресурсным пакетом и знает об этом;

• человек искренне убежден в том, что его вариант решения проблемы единственно верный в данной ситуации.

4. Сотрудничество. Этот стиль чаще применяется в тех случаях, если человек находится в эго-со-стоянии «взрослый» и стремится максимально соблюсти интересы всех заинтересованных сторон. В отличие от тактики противоборства, здесь прослеживается тенденция к конструктивному, партнерскому взаимодействию, поиску наиболее сбалансированного варианта решения конфликта. Наиболее оптимальной такая тактика будет в следующих ситуациях:

• конфликтующие стороны имеют равные статусно-ролевые позиции или же максимально толерантны в отношении друг друга;

• каждый участник искренне стремится прийти к полному согласию относительно взаимовыгодного решения значимой для всех проблемы;

• субъект психологически настроен на поиск оптимального выхода из зоны дискомфорта в трансакции «взрослый-взрослый». Стратегически модель сотрудничества

наиболее продуктивна как в личной, так и в профессионально-деловой сфере коммуникаций. Вместе с тем, реализация такой модели на практике требует от человека не только определенных навыков общения, но и особых личностных качеств, позволяющих на постоянной основе проявлять эмпатию, толерантнтность, уважение к оппоненту, а также позиционировать себя в роли «мудрого собеседника и партнера».

5. Компромисс. Эта модель демонстрирует настроенность участника (участников) конфликта к урегулированию разногласия на основе частичных уступок, при этом не затрагивая своих главных интересов. Стратегически такое поведение направлено на сохранение своеобразного статус-кво в отношениях и балансах интересов. Мо-

5 дель может быть актуальной, если: § • участники частично признают за своим оппо-^ нентом право на достижение собственных це-° лей и могут пожертвовать наименее приоритет-ав ными позициями;

• субъекты намерены на взаимовыгодных условиях экономить свои психофизические и временные ресурсы;

• все предыдущие тактики не дали позитивного

результата.

Как видим, стратегия и тактика поведения в ситуации конфликта зависит от многих факторов (индивидуально-психологических, мотивацион-ных, статусно-ролевых, оценочных, организационных, социальных, педагогических, профессиональных). При этом необходимо находить наиболее оптимальную линию поведения в условиях «здесь и сейчас» [13].

Изучение и коррекция стиля поведения старшеклассников в конфликтной ситуации

В рамках сотрудничества Московского авиационного института (национального исследовательского университета) со школами г. Москвы в сфере профориентации автором была разработана и в течение двух лет реализована программа дополнительного образования «Социальная психология». В ходе организации кружковой работы проводилась комплексная психолого-педагогическая деятельность по формированию компетенций, востребованных по направлениям подготовки «менеджмент» и «сервис», осуществляемой Институтом «Инженерная экономика и гуманитарные науки» МАИ. Актуальность программы заключается в том, что она призвана ознакомить учащихся профильных классов с основными категориями психологии, возможностями практического применения методов исследовательской, диагностической и тренинго-вой работы; развить умения и навыки саморегуляции и самоуправления, психологически сориентировать в процессе поиска конструктивных решений жизненных проблем, в том числе, связанных с их профессиональным самоопределением [5; 8; 12]. Реализация программы содействует повышению психологической грамотности, помогает формировать у школьников мотивацию достижения успеха, способствует ознакомлению с основами будущей профессиональной деятельности учащихся профильных классов. Учителя часто сталкиваются с социально-психологическими трудностями в процессе обучения и общения с подростками. Подобные барьеры в педагогических коммуникациях могут негативно отражаться на всех этапах образовательного процесса. В связи с этим кружковая работа по данной программе, помимо профориентационных целей, стратегически направлена на повышение самооценки учащихся, сплочение их коллектива, развитие эмпатии, творческих способностей, наблюдательности, воспитание основ нравственности, профилактику и психокоррекцию негативной агрессивности и конфликтности.

Задачи Программы включают следующие компоненты:

1. Обучающие:

Ознакомление с базовыми понятиями, категориями и методами современной психологии; фор-

мирование у обучающихся интереса к прикладным психологическим знаниям.

2. Развивающие:

развитие навыков психологического анализа эмоциональной сферы и поведенческих реакций, самоуправления и самопрезентации в командной работе; развитие навыков эффективного общения в конфликтных ситуациях.

Ниже представлен раздел программы дополнительного образования, посвященный формированию и развитию навыков конструктивного (неконфликтного) поведения в межличностном общении и внутригрупповом взаимодействии (Таблица 1).

Таблица 1. Структура раздела Программы по развитию навыков конструктивного поведения старшеклассников

Методы психолого-педагогического воздействия

Тренинг управления конфликтом

Ролевые, деловые игры, кейсы, психотехнические упражнения, психодиагностическое тестирование

Цели и задачи психологического практикума

Основные цели тренинга - изучение и управление конфликтной ситуацией, знакомство с технологиями и правилами конструктивного поведения в конфликтной ситуации, овладение способами эффективного разрешения конфликтов, управления своими эмоциями.

Обучающиеся узнают о техниках противостояния агрессии, методах разрешения деловых конфликтов, этапах самоуправления личности в стрессовых ситуациях

Ожидаемый психологический эффект

Повышение эффективности внутригруп-пового взаимодействия

Снижение негативной конфликтности в поведении школьников

Оптимизация межличностного взаимодействия и психологической атмосферы в коллективе класса

Формирование навыков конструктивного делового общения

Повышение стрессо-устойчивости в ситуации конфликта

Таким образом, реализация психолого-педагогических методов формирования навыков конструктивного поведения будущих абитуриентов позволила старшеклассникам научиться: адекватно интерпретировать данные психологической диагностики поведенческих стратегий; применять полученные знания с целью саморегуляции и рефлексии в критических, стрессовых и конфликтных жизненных ситуациях; выбирать наиболее оптимальные способы социального взаимодействия.

Заключение

В ходе реализации профориентационных программ в системе «школа» - «вуз» психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения старшеклассников гуманитарного и социально-

экономического профилей должна осуществляться прежде всего, в целях развития коммуникативной компетентности как необходимого условия их дальнейшей профессиональной деятельности. Ожидается, что такая тенденция будет прослеживаться в развитии позитивных взаимоотношений в классе, формировании навыков работы в команде, повышении качества межличностных отношений как горизонтального, так и вертикального типа (между обучающимися и педагогами), а также в снижении количества деструктивных конфликтов.

Комплексная реализация предложенных мер позволит повысить степень благоприятности психологической атмосферы в школьном коллективе, минимизировать риски проявлений вербальной и невербальной агрессии. Оптимизация межличностного взаимодействия на основе тренинговых программ будет способствовать повышению эффективности поведенческого репертуара будущих абитуриентов.

Компетентностный психолого-педагогический подход к решению социогуманитарных профориентационных задач в процессе разработки обучающимися траектории личностного роста отвечает запросам современного непрерывного образования и способствует успешной социальной интеграции молодых людей.

Литература

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. М.: ЭКСМО. 2009. 512 с.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 544 с.

3. Данилова Н. А., Морозова И.С. Содержательные характеристики структуры эмоционального интеллекта на различных возрастных этапах // European Social Science Journal. 2015. № 7. С.308-315.

4. Емельянов С.М. Управление конфликтами в организации. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. 261 с.

5. Коган Е.А., Пономарева Д.И. Опыт организации научно-исследовательских кружков в школах как направление профориентационной работы кафедры вуза // Высшее образование в России. 2020. т. 29. № 10. с. 135-143.

6. Козырев Г.И. Основы конфликтологии. М.: Ин-фра-М. 2020. 240 с.

7. Кочнева Л.В., Пономарева Д.И. Исследование карьерных предпочтений как условие развития профессионального самосознания студентов технических и гуманитарных факультетов вузов // Инициативы XXI века. 2018. № 3-4. С. 74-76.

8. Пономарева Д.И. Психолого-педагогические аспекты развития эмоционального интеллекта старшеклассников в профориентационной работе // Современное педагогическое образова-ние.2021.№ 1. С. 84-88.

9. Пономарева Д.И., Гриб Е.В. Психологический анализ деструктивных факторов в професси-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m О

от

З

ы о со

ональном педагогическом общении // Современное педагогическое образование. 2020. № 10. С. 82-87.

10. Пономарева Е.А., Пономарева Д.И. Психологические аспекты стресс-менеджмента в профессиональной деятельности педагогов высшей школы // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы XI Международной научно-практической конференции. в 2-х частях. Научный редактор В.И. Казаренков. - М.: РУДН, 2018. С. 408-411.

11. Почебут Л. Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт. 2019. 246 с.

12. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практ. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018. 255 с.

13. Шейнов В.П. Управление конфликтами. СПб.: Питер. 2014. 576 с.

14. Deutsch N. The constructive and destructive processes. New Haven and London, 1973. Pp. 13-17.

15. Kilmann R. H., Thomas K.W. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict-Handling Behaviour: The "MODE" Instrument // Educational and Psychological Measurement. 1977. Vol. 37. № . 2. P. 309-325. URL: http://www.kilmanndiagnostics. com/developing-forced-choice-measure-conflict-handling-behavior-modeinstrument.

16. Thomas K.W. Conflict and Conflict Management: Reflections and Update. Journal of Organizational Behavior. 1992. 13. Pp. 265-274. 10.1002/ job.4030130307.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FEATURES OF CAREER GUIDANCE ACTIVITIES OF UNIVERSITY TEACHERS ON THE FORMATION OF EFFECTIVE COMMUNICATION SKILLS AMONG SCHOOL GRADUATES

Ponomareva D.I.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

The article is devoted to the issues of actualization of social partnership in the "school" - "university" system to provide psychological training of modern applicants in the context of the need to implement a competence-based approach in career guidance. The article considers the experience of implementing the author's program of additional education in the framework of the MAI system career guidance on the basis of schools in Moscow. The key directions of correctional and developmental activities for the formation of students ' skills of effective interpersonal communication, management of their behavior in conditions of experiencing stress or participation in conflict are given. The article analyzes the main models of personal behavior in conflict situations, shows the main vectors of psychological and pedagogical support for high school students in the humanities and socio-economic profiles from university teachers who carry out pedagogical career guidance

activities at general education sites. Students of the higher classes of the humanitarian orientation in the situation of the development of professional self-determination need psychological and pedagogical support for their cognitive, intellectual and emotional-volitional motivational actions due to the dominant direction of future labor activity. The practical significance lies in the empirical substantiation of the success of the use of psychodiagnostic procedures, as well as methods of psychological and pedagogical influence for the development of students ' skills of constructive interpersonal interaction and effective business communication.

Keywords: conflict, strategies and tactics of behavior, self-management, high school students, career guidance, interpersonal interaction, business communication.

References

1. Antsupov A. Ya., Shipilov A.I. Conflictology. Textbook. Moscow: EKSMO. 2009. 512 p.

2. Grishina N.V. Psychology of conflict. 2nd ed. St. Petersburg: Piter, 2008. 544 p.

3. Danilova N. A., Morozova I.S. Content characteristics of the structure of emotional intelligence at various age stages / / European Social Science Journal. 2015. No. 7. pp. 308-315.

4. Emelyanov S.M. Conflict management in the organization. 2nd ed., ispr. i dop. - M.: Yurayt, 2017. 261 p.

5. Kogan E. A., Ponomareva D.I. Experience in organizing research circles in schools as a direction of career guidance work of the university Department // Higher education in Russia. 2020. vol. 29. no. 10. pp. 135-143.

6. Kozyrev G.I. Osnovy konfliktologii. M.: Infra-M. 2020. 240 p.

7. Kochneva L. V., Ponomareva D. I. Research of career preferences as a condition for the development of professional self-awareness of students of technical and humanitarian faculties of higher education institutions / / Initiatives of the XXI century. 2018. No. 3-4. pp. 74-76.

8. Ponomareva D.I. Psychological and pedagogical aspects of the development of emotional intelligence of high school students in career guidance / / Modern pedagogical education. 2021. No. 1. pp.84-88.

9. Ponomareva D. I., Grib E.V. Psychological analysis of destructive factors in professional pedagogical communication / / Modern pedagogical education. 2020. No. 10. pp. 82-87.

10. Ponomareva E. A., Ponomareva D.I. Psychological aspects of stress management in the professional activity of teachers of higher school / / Higher School: experience, problems, prospects. Materials of the XI International Scientific and Practical Conference. in 2 parts. Scientific editor V.I. Kazarenkov. - M.: RUDN, 2018. pp. 408-411.

11. Pochebut L. G., Chiker V.A. Organizational social psychology. -2nd ed., ispr. i dop. M.: Yurayt. 2019. 246 p.

12. The guide of a practical psychologist. Psychologist at school: prakt. stipend / Edited by I.V. Dubrovina. - 2nd ed., ispr. i dop. M.: Yurayt, 2018. 255 p.

13. Sheinov V.P. Conflict management. St. Petersburg: Peter. 2014. 576 p.

14. Deutsch N. The constructive and destructive processes. New Haven and London, 1973. Pp. 13-17.

15. Kilmann R. H., Thomas K.W. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict-Handling Behaviour: The "MODE" Instrument // Educational and Psychological Measurement. 1977. Vol. 37. № . 2. P. 309-325. URL: http://www.kilmanndiagnos-tics.com/developing-forced-choice-measure-conflict-handling-behavior-modeinstrument.

16. Thomas K. W.. Conflict and Conflict Management: Reflections and Update. Journal of Organizational Behavior. 1992. 13. Pp. 265-274. 10.1002/job.4030130307.

о с

u

см

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.