Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
528
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / EMOTIONAL INTELLIGENCE / EMOTIONAL SPHERE OF PERSONALITY / SELF-REGULATION OF EMOTIONS / HIGH SCHOOL STUDENTS / CAREER GUIDANCE / INTERPERSONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пономарева Диана Игоревна

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблематики развития эмоционального интеллекта обучающихся профильных классов гуманитарной направленности в процессе профориентационной работы. Изложены основные концептуальные подходы зарубежных и отечественных исследователей в сфере эмоционального интеллекта личности. Показана значимость психоэмоциональной компетентности субъектов педагогического процесса. Обоснована необходимость тренинговой работы с обучающимися для успешной образовательной деятельности в системе социально востребованного взаимодействия «школа - вуз». В статье изложен опыт реализации разработанной автором программы дополнительного образования в рамках системной профориентации Московского авиационного института на базе школ г. Москвы. Приведена структура раздела программы, посвященного формированию и развитию навыков эффективной межличностной коммуникации с акцентом на саморегуляцию эмоциональных состояний старшеклассников, контроль поведения в конфликтной или стрессовой ситуации, а также повышение эмпатии. Самоконтроль, эмоциональная собранность и адаптивность рассматриваются как важное условие планирования профессионального роста. Аргументируется востребованность психолого-педагогической поддержки будущих абитуриентов со стороны преподавателей вузов, участвующих в профориентационных мероприятиях на базе общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN CAREER GUIDANCE WORK

The article is devoted to the consideration of the actual problems of the development of emotional intelligence of students of specialized classes of humanitarian orientation in the process of career guidance. The main conceptual approaches of foreign and domestic researchers in the field of emotional intelligence of the individual are presented. The significance of the psycho-emotional competence of the subjects of the pedagogical process is shown. The necessity of training work with students for successful educational activity in the system of socially demanded interaction “School - University” is proved. The article describes the experience of implementing the program of additional education developed by the author within the framework of the system career guidance of the Moscow aviation Institute on the basis of schools in Moscow. The structure of the section of the program devoted to the formation and development of effective interpersonal communication skills with an emphasis on self-regulation of emotional States of high school students, control of behavior in conflict or conflict situations is given.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Психолого-педагогические аспекты развития эмоционального интеллекта старшеклассников в профориентационной работе

о с

CJ

Пономарева Диана Игоревна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии, психологии и социального менеджмента Московского авиационного института (национального исследовательского университета) E-mail: di37tap1@mail.ru

Статья посвящена рассмотрению актуальной проблематики развития эмоционального интеллекта обучающихся профильных классов гуманитарной направленности в процессе профориентационной работы. Изложены основные концептуальные подходы зарубежных и отечественных исследователей в сфере эмоционального интеллекта личности. Показана значимость психоэмоциональной компетентности субъектов педагогического процесса. Обоснована необходимость тренинговой работы с обучающимися для успешной образовательной деятельности в системе социально востребованного взаимодействия «школа - вуз». В статье изложен опыт реализации разработанной автором программы дополнительного образования в рамках системной профориентации Московского авиационного института на базе школ г. Москвы. Приведена структура раздела программы, посвященного формированию и развитию навыков эффективной межличностной коммуникации с акцентом на саморегуляцию эмоциональных состояний старшеклассников, контроль поведения в конфликтной или стрессовой ситуации, а также повышение эмпатии. Самоконтроль, эмоциональная собранность и адаптивность рассматриваются как важное условие планирования профессионального роста. Аргументируется востребованность психолого-педагогической поддержки будущих абитуриентов со стороны преподавателей вузов, участвующих в профориентационных мероприятиях на базе общеобразовательных школ.

Ключевые слова: эмоциональный интеллект, эмоциональная сфера личности, саморегуляция эмоций, старшеклассники, профориентация, межличностная коммуникация.

Введение

Актуальность тематики совершенствования методов профессиональной ориентации молодежи как социальной проблемы достаточно высока. Формирование необходимых компетенций с учетом карьерных ориентаций старшеклассников является неотъемлемой частью профессионального и личностного самоопределения будущих абитуриентов. Изменения, происходящие в сфере образования, затрагивают и такой немаловажный вектор взаимодействия субъектов данного процесса, как организация на базе школ практи-коориентированных профориентационных мероприятий, в частности, ведения преподавателями вузов специализированных кружков в профильных классах [12; 13].

Современный специалист, профессиональная деятельность которого связана с управлением человеческими ресурсами, межличностными и межгрупповыми коммуникациями, должен быть готов к выполнению своих трудовых функций не только с учетом объема полученных знаний, но и с точки зрения психолого-педагогической грамотности, владения технологиями стресс - менеджмента в работе с людьми [8.] В этой связи необходимо налаживать социальное партнерство в системе «школа-вуз», чтобы обеспечить непрерывность процесса реализации компетентностного подхода в подготовке квалифицированных кадров гуманитарной и социально-экономической направленности. Эмоциональная готовность включает в себя совокупность эмоциональных умений (компетенций). К ним относятся: понимание того, как эмоции соотносятся с целями и ценностями личности; осознание, как эмоции связаны с мыслями и поведением; понимание, как эмоции влияют на выполнение задания. С эмоциональной готовности начинается процесс тонкой настройки профессиональной деятельности.

Эмоциональный интеллект - современная, привлекающая внимание специалистов область изучения поведения, значительно расширившаяся в последнее время за счет активного внимания со стороны средств массовой информации. Это понятие имеет отношение к способности распознавать, понимать и выражать как позитивные, так и негативные эмоции, а также к умению ими управлять [4]. Наряду с социальным интеллектом,

способность адекватно реагировать на невербальные сигналы играет важную роль в процессе социально-психологической адаптации и интеграции в новую профессиональную среду.

Изучение проблематики эмоционального интеллекта

Эмоциональному интеллекту зарубежные ученые стали уделять внимание с момента его появления в качестве официального научного термина в 1980 году. Исследователи значительно продвинулись на пути к пониманию его природы, компонентов, причин, путей развития, вариантов и состояний. Однако, несмотря на то, что впервые данный термин употребляется в психологической литературе почти сорокалетней давности, только примерно за последние десять лет это понятие получило широкое общественное признание. Роль эмоций в исследованиях трудовой деятельности обычно недооценивалась во многом потому, что когнитивные и поведенческие факторы традиционно считались более необходимыми в работе, чем эмоции. Также сыграли свою роль доминирующая парадигма рациональности в исследованиях и распространенная убежденность в том, что эмоции противоположны интеллекту по сути.

Первыми исследователями, опубликовавшими серьезные научные труды по изучению эмоционального интеллекта личности, были Д. Май-ер и П. Сэловей, которые сформулировали основные индикаторы данного феномена: идентификация эмоций; повышение эффективности мышления; понимание эмоций; управление эмоциями [10]. Существенный вклад в операционали-зацию понятия эмоционального интеллекта внес Р. Бар-Он. Он разработал первый инструментарий для оценки эмоционального интеллекта, который трактовал как совокупность некогнитивных умений, компетенций и навыков, влияющих на общую способность совладания с требованиями и давлением среды. Заслуживает интереса предложенная им градация эмоционального интеллекта EQ-i (emotional quotient inventory), в которой выделены внутриличностный и межличностный интеллект [14; 16].

Наибольшее значение в системном изучении проблематики имеют работы Д. Гоулмана [2]. Согласно его концепции, эмоциональный интеллект включает самоконтроль, способности мотивировать другого и сопротивляться действию фрустраций и не искать немедленного удовлетворения потребностей, регулировать настроение и не позволять стрессу мешать размышлению, чувствованию и надежде.

Д. Гоулман отмечал, что профессиональная деятельность личности связана с широким спектром эмоций, которые изменяются ежечасно. Эмоции служат индикатором нашего состояния, показателем того, насколько успешно мы справляемся с производственными задачами, угрозами и требованиями; они отражают динамические взаимо-

отношения между субъектом и рабочей средой. Умея пользоваться этой информацией, сотрудник может регулировать свое состояние и управлять поведением так, чтобы это положительно сказывалось на качестве его работы. Согласно точке зрения Д. Гоулмана, вероятнее всего эмоции и профессия обладают двусторонней связью: профессия - источник разнообразных эмоций, определяет самооценку, социальный статус - все то, что традиционно ценится в западном обществе; эмоции - один из важнейших факторов поведения и достижений, определяющий самочувствие и психологический климат. Для успешности в той или иной профессии может быть необходим набор эмоциональных компетенций, но одновременно с этим, некоторые приобретенные в процессе работы компоненты EQ могут стать профессионально важным качеством и трансформироваться в реальное поведение. Так, Д. Гоулман выделяет более 180 моделей успешности, две трети компонентов которых относятся к эмоциональному интеллекту. Процессы понимания чужих эмоций не могут начаться до тех пор, пока субъект не способен следить за собственными эмоциями, наблюдать за собой в действии и направлять эмоции так, чтобы это шло на благо результату.

Чтобы справиться с гневом или раздражением, нужно понять, что именно запустило механизм развертывания соответствующей эмоциональной реакции, а также найти более приемлемые способы совладания с эмоциями, снижения напряженности. Д. Гоулман утверждает, что понимание эмоций другого человека особенно важно в организационной сфере. В широком смысле эмоциональная готовность включает оценку сильных и слабых сторон другого человека, научение на основе прошлого опыта, открытость для обратной связи со стороны других людей, чувство юмора. Люди с высоким самоконтролем могут удерживать разрушающие деятельность эмоции, приводящие к негативным последствиям. Такие люди способны сохранять ясность мышления и дружелюбие в ситуации давления, оставаться собранными при действии отвлекающих факторов, к тому же они готовы к самопожертвованию там, где того требует ситуация в организации. Люди с недостатком самоконтроля, наоборот, эгоцентричны и не способны выдерживать отсрочку удовлетворения своих потребностей. Следует отметить, что постоянное подавление сильных эмоциональных состояний нередко осуществляется ценой физического и психического перенапряжения, отражается в результате на интеллектуальной деятельности и способно разрушать социальное взаимодействие. Кроме того, эмоциональная невыразительность может быть воспринята как проявление негативизма, безразличия, дистанцирования. Развитая эмпатия - социально значимое качество личности сотрудника, поскольку способствует выделению первостепенных целей, планов и стратегий, особенно в ситуации разрешения конфликтов мнений, где необходимо достичь обоюдного согласия или взаимного

сз о со -а

I=i А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

компромисса. Эмпатию часто называют фактором, стоящим за альтруистическим поведением (П. Сэ-ловей, Дж. Майер, Д. Карузо). Д. Гоулман также считает эмпатию своего рода «социальным радаром», основой для многих социальных умений [2].

В отечественной психологии идею единства аффективных и интеллектуальных процессов развивали Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров. В публикациях последнего десятилетия результаты исследования эмоционального интеллекта представлены в работах В.В. Овсянниковой, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, Е.А. Сергиенко, И.Н. Андреевой, О.А. Гулевич, О.В. Белоконь, С.П. Деревянко, Т.А. Сысоевой и многих других. Русским психологом Д.В. Лю-синым первым среди отечественных исследователей обоснована двухкомпонентная структура эмоционального интеллекта и разработана психодиагностическая методика оценки его уровня [9]. Он определил эмоциональный интеллект как «способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими».

И.Н. Андреевой выявлено, что уровень развития эмоционального интеллекта уже в юношеском возрасте коррелирует с индивидуальными особенностями самоактуализации. В частности, установлено, что уровень развития эмоционального интеллекта (EQ) определяется развитием социального интеллекта, который влияет, в первую очередь, на межличностный эмоциональный интеллект и его компоненты (понимание и управление чужими эмоциями, управление эмоциями), но не определяет уровень развития внутрилич-ностного эмоционального интеллекта [1]. Н.А. Данилова и И.С. Морозова на основе проведенных исследований конкретизируют содержательное наполнение структуры EQ в зависимости от этапа возрастной социализации [3].

Развитие эмоционального интеллекта старшеклассников

В рамках сотрудничества Московского авиационного института (национального исследовательского университета) со школами Москвы в сфере профориентации автором была разработана и в течение двух лет реализована программа дополнительного образования «Социальная психология». В ходе организации кружковой работы проводилась комплексная психолого-педагогическая деятельность по формированию компетенций, востребованных по направлениям подготовки «менеджмент» и «сервис», осуществляемой Институтом инженерной экономики и гуманитарных наук МАИ.

Актуальность программы заключается в том, что она призвана ознакомить учащихся профильных классов с базовыми понятиями социальной 5 психологии, методами исследовательской, диагно-5 стической и тренинговой работы; развить умения S и навыки самоанализа и саморегуляции, помочь ° ребятам находить конструктивные решения жиз-Ц ненных проблем, в том числе, связанных с их про-

фессиональным самоопределением [6; 7]. Дисгармония в физическом и психологическом развитии подростка создает повышенную психическую напряженность. Усиленная деятельность эндокринной системы может вызывать повышенную возбудимость, раздражительность, а также общий дисбаланс познавательной и эмоционально-волевой сферы. Цикл теоретических и практических занятий разработан с учетом особенностей социально-психологического развития подростка в этот период: развитие интереса к себе как личности, стремление разобраться в своих поступках, формирование навыков самоанализа; формирование интереса к другому человеку как к личности; формирование широкого спектра способностей, определение устойчивых интересов в выборе будущей профессии; развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки; развитие навыков эффективной межличностной коммуникации; развитие моральных качеств, форм сочувствия и сопереживания другим людям.

Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в том, что её реализация содействует решению психологических проблем, помогает формировать у школьников мотивацию достижения успеха, способствует ознакомлению с основами будущей профессиональной деятельности учащихся профильных классов. В своей практике педагоги нередко сталкиваются с социально-психологическими трудностями в общении, как отдельных детей, так и коллектива (школьного класса) в целом. Подобные барьеры в педагогических коммуникациях могут негативно отражаться на всех этапах образовательного процесса. В связи с этим кружковая работа по данной программе, помимо профориентационных целей, стратегически направлена на повышение самооценки учащихся, сплочение их коллектива, развитие эмпатии, творческих способностей, наблюдательности, воспитание основ нравственности, профилактику и психокоррекцию агрессивности и конфликтности [5; 11].

Задачи Программы включают следующие компоненты:

1 .Обучающие:

формирование базовых понятий из области психологии личности, социальной психологии; формирование интереса к прикладным психологическим знаниям.

2. Развивающие:

развитие навыков самоанализа и саморегуляции эмоций; развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать чувства других; развитие навыков эффективного общения и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Ниже представлена структура раздела настоящей программы дополнительного образования, посвященного проработке умений и навыков применения эмоционального интеллекта в межличностных коммуникациях (табл. 1).

Таким образом, реализация раздела программы дополнительного образования, посвященного

развитию эмоционального интеллекта будущих абитуриентов, позволила обучающимся сформировать и закрепить собственные навыки, а именно: систематически анализировать свои внутренние переживания, тем самым выводя их на уровень осознания конкретного состояния; применять полученные знания в области саморегуляции эмоций в деловых и личных жизненных ситуациях; управлять своим поведением в контексте адекватного прочтения и дифференциации эмоциональных состояний людей из разных социальных групп.

Таблица 1. Структура раздела Программы по развитию EQ старшеклассников

Направления Методы Психологический акцент

развития эмо- психолого- в структуре личности

ционального педагогического

интеллекта воздействия

• гностическое • Тренинги ком- • Личностные черты (до-

(познаваемость муникативных бросовестность, опти-

эмоций) навыков и са- мизм, эмпатия, стрессоу-

• коммуника- морегуляции стойчивость)

тивное (инте- эмоций • Мотивация (атрибуции,

рактивность • Ролевые, аффилиации, достижение

эмоций) деловые игры, успеха)

• эвристиче- кейсы, психо- • Самоотношения (самоо-

ское (новизна технические ценка, уверенность в себе)

эмоций) упражнения, • Характеристики позна-

психодиагно- ния (поток внимания)

стика • Склонности (интуиция)

Социальные навыки (об-

ратная связь, ассертив-

ность)

• Социальные привычки

(благоприятное социаль-

ное поведение)

Заключение

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся старших классов профильной гуманитарной направленности в целях развития коммуникативной грамотности должно осуществляться в векторе профессионального самоопределения данной категории будущих абитуриентов. В частности, анкетирование старшеклассников по окончанию работы кружка в течение двух последних лет показало, что многие из них планируют дальнейшее обучение в вузах по направлениям «менеджмент», «психология», «маркетинг», «связи с общественностью» - то есть ориентированы на профессиональную деятельность в системе «человек - человек». Чтобы помогать другим людям справляться с эмоциями, важно развивать собственное адекватное эмоциональное видение. В связи с этим формируемые компетенции будут включать: умение применять поведенческие тактики достижения согласия, оказывать психоэмоциональную поддержку, эффективно взаимодействовать с другими людьми (эмоциональная гибкость, прямая работа над сложными вопросами, слушание, обмен информацией, психическая саморегуляция). Наряду с этим боль-

шую роль играет способность личности управлять конфликтами и противостоять негативным последствиям длительных стрессов, что подразумевает способность работать с различными социальными группами в сложных ситуациях тактично и дипломатично, предупреждать возможные разногласия, инициировать партнерское доверительное общение для обсуждения возникающих проблем с позиций здравого смысла и логики.

Комплексный сбалансированный подход к решению социогуманитарных задач, а также профо-риентационное тестирование выпускников школ, профессиональное психологическое консультирование молодых людей по вопросам выбора и планирования карьеры с учетом их индивидуальных особенностей в целом способствуют повышению эффективности социального партнерства в системе образовательных учреждений в целях обеспечения успешной интеграции обучающихся в дальнейшую трудовую деятельность.

Литература

1. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии: монография. - Новополоцк: ПГУ, 2011. - 388 с.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 560 с.

3. Данилова Н. А., Морозова И.С. Содержательные характеристики структуры эмоционального интеллекта на различных возрастных этапах // European Social Science Journal. 2015. № 7. С.308-315.

4. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб.: Питер,

2008. - 464 с.

5. Коган Е.А., Пономарева Д.И. Опыт организации научно-исследовательских кружков в школах как направление профориентационной работы кафедры вуза // Высшее образование в России. 2020. т. 29. № 10. с. 135-143.

6. Комарова А.И. Структура эмоционального интеллекта и возможности его развития //Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2010. № 4. С. 23-26.

7. Кочнева Л.В., Пономарева Д.И. Исследование карьерных предпочтений как условие развития профессионального самосознания студентов технических и гуманитарных факультетов вузов // Инициативы XXI века. 2018. № 3-4. С. 74-76.

8. Пономарева Е.А., Пономарева Д.И. Психологические аспекты стресс-менеджмента в профессиональной деятельности педагогов высшей школы // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы XI Международной научно-практической конференции. в 2-х частях. Научный редактор В.И. Казаренков. - М.: РУДН, 2018. С. 408-411.

9. Люсин Д.В., Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям. - М.: Институт психологии РАН,

2009. - 351 с.

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

10. Мэйер Дж., Сэловей П., Карузо Д. Эмоциональный интеллект. - М.: Институт психологии РАН, 2010. - 146 с.

11. Руководство практического психолога. Психолог в школе: практ. пособие / Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 255 с.

12. Шингаев С.М. Эмоциональный интеллект как фактор успеха современного педагога // Человеческий фактор. Социальный психолог: журнал для психологов. Ярославль. 2018. № 1. С.199-208.

13. Шнайдер М.И. Эмоциональный интеллект в профориентационной диагностике // Гуманизация образования. 2017. № 6. С. 83-88.

14. Bar-On R. The Bar-On model of emotionalsocial intelligence (ESI) [Text] / R. Bar-On // Psicothema. 2006. № 18. P. 13-25.

15. Educating People to be Emotionally Intelligent: Reuven Bar-On, J.C. Maree and M.J. Elias (Editors). 2007. Johannesburg: Heinemann Publishers (Pty) LTD. Pp.323.

16. The Handbook of Emotional Intelligence: Theory, Development, Assessment, and Application at Home, School, and in the Workplace: Reuven BarOn and James D.A. Parker (Editors). 2000. San Francisco, CA: Jossey-Bass. Pp. 528.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL INTELLIGENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN CAREER GUIDANCE WORK

Ponomareva D.I.

Moscow Aviation Institute (National Research University)

The article is devoted to the consideration of the actual problems of the development of emotional intelligence of students of specialized classes of humanitarian orientation in the process of career guidance. The main conceptual approaches of foreign and domestic researchers in the field of emotional intelligence of the individual are presented. The significance of the psycho-emotional competence of the subjects of the pedagogical process is shown. The necessity of training work with students for successful educational activity in the system of socially demanded interaction "School - University" is proved. The article describes the experience of implementing the program of additional education developed by the author within the framework of the system career guidance of the Moscow aviation Institute on the basis of schools in Moscow. The structure of the section of the program devoted to the formation and development of effective interpersonal communication skills with an emphasis on self-regulation of emotional States of high school students, control of behavior in conflict or conflict situations is given.

Keywords: emotional intelligence, emotional sphere of personality,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

self-regulation of emotions, high school students, career guidance,

interpersonal communication.

References

1. Andreeva I.N. Emotional intelligence as a phenomenon of modern psychology: monograph. - Novopolotsk: PSU, 2011. -388 p.

2. Goleman D. Emotional intelligence. Why it can mean more than IQ. - Moscow: Mann, Ivanov and Ferber, 2013. - 560 p.

3. Danilova N. A., Morozova I.S. Content characteristics of the structure of emotional intelligence at different age stages // European Social Science Journal. 2015. No. 7. Pp. 308-315.

4. Izard K.E. Psychology of emotions. - St. Petersburg: Piter, 2008. - 464 p.

5. Kogan E. A., Ponomareva D.I. Experience of organizing research circles in schools as a direction of career guidance work of the Department of the University // Higher education in Russia. 2020. vol. 29. No. 10. pp. 135-143.

6. Komarova A. I. Structure of emotional intelligence and opportunities for its development //Bulletin of the Moscow state University. Series: Psychological Sciences. 2010. No. 4. Pp. 23-26.

7. Kochneva L. V., Ponomareva D. I. Research of career preferences as a condition for the development of professional self-consciousness of students of technical and humanitarian faculties of higher education institutions // Initiatives of the XXI century. 2018. No. 3-4. Pp. 74-76.

8. Ponomareva E. A., Ponomareva D.I. Psychological aspects of stress management in the professional activity of teachers of higher school // Higher school: experience, problems, prospects. Materials of the XI International scientific and practical conference. in 2 parts. Scientific editor V.I. Kazarenkov. - M.: RUDN, 2018. Pp. 408-411.

9. Lyusin D. V., Ushakov D.V. Social and emotional intelligence: From processes to measurements. - M.: Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences, 2009. - 351 p.

10. Meyer J., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence. - M.: Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences, 2010. - 146 p.

11. Manual of a practical psychologist. Psychologist at school: prakt. stipend / Edited by I.V. Dubrovina. - 2nd ed., ISPR. and additional-M.: yurayt publishing House, 2018. - 255 p.

12. Shingaev S.M. Emotional intelligence as a success factor of a modern teacher // Human factor. Social psychologist: a journal for psychologists. Yaroslavl. 2018. No. 1. Pp. 199-208.

13. Schneider M.I. Emotional intelligence in career-oriented diagnostics // Humanization of education. 2017. No. 6. Pp. 83-88. The Handbook of Emotional Intelligence: Theory, Development, Assessment, and Application at Home, School, and in the Workplace: Reuven Bar-On and James D.A. Parker (Editors). 2000. San Francisco, CA: Jossey-Bass. Pp. 528.

14. Bar-On R. The Bar-On model of emotionalsocial intelligence (ESI) [Text] / R. Bar-On // Psicothema. 2006. № 18. P. 13-25.

15. Educating People to be Emotionally Intelligent: Reuven BarOn, J.C. Maree and M.J. Elias (Editors). 2007. Johannesburg: Heinemann Publishers (Pty) LTD. Pp.323.

16. The Handbook of Emotional Intelligence: Theory, Development, Assessment, and Application at Home, School, and in the Workplace: Reuven Bar-On and James D.A. Parker (Editors). 2000. San Francisco, CA: Jossey-Bass. Pp. 528.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.