Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИЗБЕГАНИЕ КОНФЛИКТОВ / ПРОЕКТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЭМПАТИЯ / БУДУЩИЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL COMPETENCIES / SOCIAL COMPETENCE / CONFLICT AVOIDANCE / DESIGN EDUCATION / EDUCATIONAL PROJECT / EMPATHY / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольдман С. М., Какадий И. И.

Актуальность статьи обусловлена развитием социальных компетенций молодежи в 21 веке; современный динамичный мир требует навыков эффективного общения и диалогического поведения, быстрой адаптации, принятия решений и высокой культуры избегания конфликтов. Объектом исследования являются возможности формирования социальных компетенций, в частности, умение избегать конфликтов при разработке образовательных технологических процессов. Цель исследования - изучить параметры конфликтной культуры у будущих педагогов. В контексте настоящего исследования социальная компетентность изучается как средство решения проблем, избегания конфликтов, проявления эмпатии, ассертивности, готовности к конструктивному, социально ответственному диалогическому поведению. Представлены результаты проведенного эмпирического исследования компонента социальной компетентности - «избегание конфликтов» с использованием инструмента конфликтного режима Томаса Килмана. Сделанные выводы относятся к педагогической эффективности проектного метода формирования конфликтной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гольдман С. М., Какадий И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH ON SOCIAL COMPETENCES OF FUTURE TEACHERS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The relevance of the article is due to the development of social competencies for young people in the 21-st century; the modern dynamic world requires skills of effective communication and dialogical behavior, rapid adaptation, decision-making and a high culture of conflict avoidance. The object of the research is the possibility of forming social competencies, in particular, the ability to avoid conflicts in the development of educational technological processes. The purpose of the research is to study the future teachers’ parameters of conflict culture. In the context of this research, social competence is studied as a means of solving problems, avoiding conflicts, showing empathy, assertiveness, and readiness for constructive, socially responsible Dialogic behavior. The results of an empirical study of social competence "avoiding conflicts" are presented. In the conducted empirical research with students-teachers, the dynamics of the development of social competence "conflict avoidance" using the tool of the conflict regime of Thomas Kilman is traced. The formed conclusions relate to the pedagogical effectiveness of the project method of forming a culture of conflict avoidance.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 37.04

Исследование социальных компетенций будущих педагогов в образовательном процессе

Research on social competences of future teachers in the educational process

Гольдман С.М., Московский государственный психолого-педагогический университет, semyon. goldman@gmail. com

Какадий И.И., Московский государственный психолого-педагогический университет, [email protected]

Goldman S., Moscow State University of Psychology & Education, [email protected] Kakadiy I., Moscow State University of Psychology & Education, [email protected]

DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.032

Ключевые слова: социальные компетенции, социальная компетентность, избегание конфликтов, проектное образование, образовательный проект, эмпатия, будущий педагог

Keywords: social competencies, social competence, conflict avoidance, design education, educational project, empathy, future teacher.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена развитием социальных компетенций молодежи в 21 веке; современный динамичный мир требует навыков эффективного общения и диалогического поведения, быстрой адаптации, принятия решений и высокой культуры избегания конфликтов. Объектом исследования являются возможности формирования социальных компетенций, в частности, умение избегать конфликтов при разработке образовательных технологических процессов. Цель исследования - изучить параметры конфликтной культуры у будущих педагогов. В контексте настоящего исследования социальная компетентность изучается как средство решения проблем, избегания конфликтов, проявления эмпатии, ассертивности, готовности к конструктивному, социально ответственному диалогическому поведению. Представлены результаты проведенного эмпирического исследования компонента социальной компетентности - «избегание конфликтов» с использованием инструмента конфликтного режима Томаса Килмана. Сделанные выводы относятся к педагогической эффективности проектного метода формирования конфликтной культуры.

Abstract. The relevance of the article is due to the development of social competencies for young people in the 21-st century; the modern dynamic world requires skills of effective communication and dialogical behavior, rapid adaptation, decision-making and a high culture of conflict avoidance. The object of the research is the possibility of forming social competencies, in particular, the ability to avoid conflicts in the development of educational technological processes. The purpose of the research is to study the future teachers' parameters of conflict culture. In the context of this research, social competence is studied as a means of solving problems, avoiding conflicts, showing empathy, assertiveness, and readiness for constructive, socially responsible Dialogic behavior. The results of an empirical study of social competence "avoiding conflicts" are presented. In the conducted empirical research with students-teachers, the dynamics of the development of social competence "conflict avoidance" using the tool of the conflict regime of Thomas Kilman is traced. The formed conclusions relate to the pedagogical effectiveness of the project method of forming a culture of conflict avoidance.

Введение. Широкий спектр знаний и навыков, ценностей и моделей поведения объединены общим названием компетенций. Компетенции объединяют навыки, личность и мотивацию для достижения высокой оценки в конкретной деятельности. Социальная компетентность является одной из ключевых, изложенных в Европейской справочной структуре. Она

включает в себя навыки межличностного общения, решения проблем, эффективного общения, активного слушания, сотрудничества и эмпатии.

Важная роль в формировании социальных компетенций у подростков отводится учителям и их функциям по созданию благоприятной школьной атмосферы, хорошего

психологического климата, правильных отношений и конструктивного общения в школьной среде. Педагог продвигает диалог диалектики, ведет переговоры, выступает посредником и облегчает проблемы и конфликты в классе. Высокая социальная компетентность учителя предполагает знание специфики, законов и этапов конфликта и применение соответствующих приемов для управления им.

Материалы и методы исследования. В процессе исследования использовались качественные методы исследования, а акцент был сделан на описательные и объяснительные методы, а именно: анализ и синтез, обобщение и детализацию, исследование причинно -следственных связей развития явлений и процессов. Непосредственно эмпирическое исследование проведено на базе педагогического факультета, второго и третьего курсов обучения по дисциплине «Педагогика технологий и обучение предпринимательству»; количество респондентов составило 86 человек.

Развитие социальных компетенций - это процесс, который начинается с раннего детства и поддерживается учителем, направленный на применение эффективных методов и подходов к формированию общения, командной работы, навыков управления эмоциями, распознавания и противодействия негативному поведению. Ориентир на успешность молодых людей в сложном, динамичном и глобализирующемся мире требует наращивания социальных компетенций для решения вопросов культуры, взаимопонимания, уважения и терпимости. Проблема современного общества - отсутствие социальной сплоченности и диалога. Кризис ценностей, новые социальные трансформации требуют акцента на социальных компетенциях, связанных с навыками разрешения конфликтов. Конфликтная ситуация возникает в результате столкновения противоположных взглядов, позиций и разногласий [7]. В своем непосредственном окружении люди

подвергаются множественным воздействиям, создавая конфликтные ситуации, увеличивая сложность их регулирования и направлений.

К элементам конфликтного поведения личности относятся: стиль поведения личности в конфликтной ситуации, стратегия поведения; конфликтное отношение; конфликтные отношения и конфликтное поведение личности [8].

Традиционные факторы социальной среды оказывают существенное влияние на развитие социальных компетенций для решения конфликтных ситуаций, принимая во внимание:

- изменение воздействия семейной среды и нахождение оптимального баланса отношений «родитель-ребенок» для формирования таких ценностей, как взаимное уважение, равенство и взаимная терпимость;

- изменение воздействия школьной среды, когда подростки воспринимают новые социальные роли и интегрируются в новую среду, выстраивают межличностные отношения и связи. В школьной среде, в которой происходила вторичная социализация детей и закрепление образовательных и культурных норм, построенных в семейной среде;

- изменение влияния других социальных факторов, таких как, например, круг друзей, молодежные группы и организации, средства массовой информации, электронные игры и многое другое.

В результате кризиса ценностей были отмечены следующие тревожные результаты, лежащие в основе социально негативного контекста подростков, приводящего к конфликтным ситуациям:

- увеличение дистанции и отчуждения между поколениями, увеличение случаев умственной и моральной нестабильности среди молодежи;

- повышенная тревожность среди детей, родителей и учителей;

- неспособность строить конструктивный диалог между поколениями;

- демонстрация конфликтности среди учащихся увеличивается.

Конфликтная культура учителя является важной частью его профессиональной культуры. Это требует поддержания позитивных отношений в классе и взаимного соответствия между отношениями «учитель - ученик», «учитель - учитель», «родитель - учитель» и «команда учитель - менеджер». Конфликт между родителями и педагогом может возникнуть по инициативе одной из трёх сторон - педагог, ребенок, родители [5]. Необходимыми компонентами для возникновения конфликта являются присутствие сторон в конфликте; существование причины, которая его провоцирует, и территория, на которой она реализуется. Существует три основных этапа управления конфликтами в учебной среде [6]:

1 этап. Успокоение - учитель успокаивает стороны в конфликте, предотвращает ненужные эмоции и грубые действия.

2 этап. Разрешение - учитель поощряет и стимулирует диалог между сторонами, разрабатывает систему правил ведения переговоров, удовлетворяющую все стороны, и предпринимает конкретные действия для

разрешения конфликта.

3 этап. Компромисс - учитель направляет участников конфликта на компромиссные решения.

Формирование социальных компетенций учителей технологии и предпринимательства требуют изменения модели педагогического руководства и концепции обучения. Педагоги должны выходить за рамки традиционных образовательных рамок и применять альтернативные модели для формирования социальных компетенций (в частности, для преодоления конфликтов). В этом отношении особенно высокий потенциал демонстрирует проектное обучение.

При работе над проектами учащийся находится в центре образовательного процесса, является основным руководителем, а не подрядчиком, полностью вовлеченным в собственный учебный процесс; здесь обучающийся выполняет функцию активного субъекта [1].

Обучение соответствует интересам студентов и организовано на основе мышления, рассуждений, анализа и творчества. Оно нацелено на решение проблем, поиск решений, приобретение интеллектуальных, эмоциональных и социальных компетенций, а не на игру знаний. Ученики объединены общей целью, совместной познавательно-творческой деятельностью. Они строят знания на основе опыта и взаимодействия с окружающей средой путем поиска и анализа информации, выдвижения и проверки гипотез, развития критического мышления. Они выполняют практические задания в условиях, близких к реальным, в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями студентов, которые они достигают заранее запланированного результата, применяя знания из разных научных областей. Работа над проектом способствует формированию социально значимых личностных качеств, таких как навыки общения, инициативность, ответственность, терпимость, коммуникативность и т.д. В основе образовательного процесса работы над проектами лежит принцип самозанятости, где рефлексия играет ведущую роль. Соответственно, и преподаватель должен обладать высоким уровнем коммуникативных навыков и компетенций, а также умением организовывать и мотивировать выполнение мероприятий проекта [2].

Эмпирическое исследование включает в себя выявление динамики развития социальной компетенции «разрешение конфликтов», студентов - будущих учителей технологий и предпринимательства посредством проектного обучения. Для целей исследования использовался

инструмент ИКР (инструмент конфликтного режима Томаса-Килмана) [12]. Тест дает возможность исследовать типичную реакцию индивида в конфликтных ситуациях через два основных измерения: уверенность в себе - степень, в которой индивид пытается удовлетворить свои собственные интересы, и концессионность и кооперативность - степень, в которой индивид склонен удовлетворять интересы другой стороны [9]. Основываясь на сосредоточенности на самоуверенности или кооперативности, Томас и Килманн определяют пять способов реагирования на конфликтные ситуации: соревнование; сотрудничество; компромисс; избегание, адаптация [10]. Каждый из 5 режимов управления конфликтами может быть эффективным, если он используется в правильных ситуациях. Следует также иметь в виду, что ИКР демонстрирует общие намерения, а не всегда конкретное поведение. Педагогические наблюдения в ходе реализации образовательных технологических проектов дают информацию об эффективных методах студенческой командной работы и способах преодоления конфликтов.

Результаты исследования. Всего в исследовании приняли участие 86 студентов педагогического факультета, которые обучаются на втором и третьем курсах обучения «Педагогика технологий и обучение предпринимательству». Были сформированы две группы студентов: студенты второй группы / студенты 3 курса расширяли свои компетенции в области проектного обучения посредством изучения следующих предметов: «Управление образовательными проектами» и «Культура речи и деловое общение») [3].

Обе дисциплины дают возможность разрабатывать индивидуальные и групповые учебные проекты с педагогической направленностью. Деятельность проекта способствует дальнейшему формированию таких качеств, как инициативность, предприимчивость, хорошие партнерские навыки и сочувствие. В процессе группового обучения в работе над проектами реализуется хорошее командное взаимодействие, приобретается этическое поведение в процессе общения, обогащаются коммуникативные компетенции учащихся [4].

В ходе проведенного исследования наши ожидания были сведены к предположению, что проведенное дополнительное проектное обучение приведет к повышению конфликтной культуры студентов - будущих учителей в области технологической подготовки и усилит их социальные компетенции.

Отдельные результаты ИКР для предпочтительного поведения в конфликтных ситуациях: сравниваются и рассчитываются

средние значения, характеризующие профиль соответствующей группы, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Итоговое сравнение результатов двух групп

Первая группа Вторая группа Разница

Конфронтация 4.70 3.88 -0.83

Сотрудничество 5.20 5.50 0.30

Компромисс 6.00 7.38 1.38

Уклонение 7.10 8.00 0.90

Приспособление 6.70 4.88 -1.83

Результаты исследования показывают, что студенты первой группы демонстрируют высокий уровень адаптивного стиля поведения (более 75%), умеренный уровень компромисса,

конкуренции и избегания (от 25 до 75%) и относительно низкий уровень стиля сотрудничества (менее 25%), см. рисунок 1.

Приспособление Уклонение

80

Конфронтация Ч\\\\\\\\\\\\\\\\\1 40

Компромисс 1111111111111111111111111111 30

Сотрудничество -1 20

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Проценты

Рисунок 1. - Профиль студентов первой группы

Высокая ценность «адаптивного стиля» поведения демонстрирует более слабую тенденцию отстаивать свои позиции. Низкий уровень «стиля сотрудничества» отражает меньшее желание искать решения проблемы, чтобы удовлетворить всех участников конфликта [11].

Группа студентов, проходящих проектное обучение, демонстрирует высокий уровень «стиля избегания» в разрешении конфликтов и средний уровень всех других стилей (значения находятся в диапазоне от 25 до 75%).

Сотрудничество ^^ 25

Компромисс 1111111111111111111111111111II 30 Приспособление юоооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооа 50

Конфронтация ЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧ\ 60

Уклонение У////////////////////////////////////^ 80

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90

Проценты

Рисунок 2. - Профиль студентов второй группы

Рисунок 2 и таблица 1 показывают, что группа, участвующая в обучении на основе проектов, редко применяет стиль «соревнования и адаптации». Учащиеся с «конкурирующим стилем поведения» отстаивают свои интересы за счет других и испытывают трудности в работе в команде. Учащиеся с адаптивным стилем поведения демонстрируют низкую настойчивость и лояльность, упускают из виду свои интересы, стремясь выжать интересы другой стороны.

Эти студенты редко используют силовые средства принятия решений, но в то же время они более уверены в себе и стремятся отстаивать свои

позиции в определенных конфликтных ситуациях.

Группа, обученная работе над проектами, демонстрирует более высокий уровень «совместного», «избегающего» и

«компромиссного» стилей. Студенты избегают конфликтов, демонстрируя высокую уверенность в себе. Повышенное ответственное отношение к совместной командной работе связано с обогащением навыков студентов третьего курса для разработки и управления учебными проектами в рамках изучаемых дисциплин и повышения уровня их проектной культуры. Сравнение результатов показано на рисунке 3.

4,7 3,88

Конфронтация

5,2 5,5

Сотрудничество ^^^^^

Компромисс ^^^^^^

7,1

Уклонение ^^^

7,38

6,7

4,88

Приспособление

Н Первая группа П Вторая Группа

0 2 4 6 8 10 12 14 16

6

8

Рисунок 3. - Средние значения групп

Сравнение профилей двух опрошенных групп показало рост на 1,38 с точки зрения компромисса, преодоления конфликтов на пути взаимных уступок с обеих сторон, более высокого уровня отзывчивости, командной работы и чувства собственного достоинства.

Заключение. Студенты, прошедшие обучение в ходе проектной деятельности, демонстрируют более высокий уровень командной работы, хорошие связи, навыки сотрудничества и взаимные компромиссы в разрешении конфликтных ситуаций, чем студенты, не получившие навыки работы с проектами. Также явно проявляются достаточно высокий уровень социальных компетенций и более высокий уровень конфликтной культуры.

Таким образом, авторы считают, что

подготовка будущих учителей в сфере конфликтологии образования является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки. Учитель должен быть хорошо знаком с участниками конфликта и проблемой конфликта, стремясь снизить психологическую и эмоциональную напряженность между сторонами, вовлеченными в конфликт.

Большие возможности в этом направлении предоставляют проектные технологии и обучение предпринимательству. Обучение студентов -будущих преподавателей направлено на овладение основными правилами поведения в конфликтной ситуации, помогая приобрести такие качества, как коммуникативность, сочувствие, уверенность в себе, взаимоуважение и терпимость в командной работе.

Литература:

1. Антипова Е.И. Оценка динамики психофизиологических характеристик и работоспособности специалистов по социальной работе / Д.З. Шибкова, Е.И. Антипова // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 4. - С. 457-466.

2. Лаврентьев С.Ю. Использование инновационных образовательных технологий при формировании конкурентоспособности студента вуза / Д.А. Крылов, С.Ю. Лаврентьев // Вестник Марийского государственного университета. - 2017. - № 4. - Т. 11. -C. 20-26.

3. Лазарева Н.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине «Культура речи и деловое общение» / Н.М. Лазарева // Вестник Марийского государственного университета. - 2018. - № 4. - Т. 12. -C. 51-55.

4. Николаева А.А. Корпоративная культура образовательной организации как средство разрешения и профилактики конфликтов / Е.А. Корецкая, И.А. Савченко, А.А. Николаева // Образовательные ресурсы и технологии. - 2018. - № 3(24). - С. 76-82.

5. Павловский А.И., Какадий И.И. Конфликты между родителями и педагогами / И.И. Какадий, А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Павловский // Научный журнал Дискурс. - 2017. - № 11(13). - С. 84-88.

6. Calhoun D. Teaching Teamwork to College Students through Cooperative Learning: Faculty Attitudes and Instructional Best Practices. (PhD Thesis), Baltimore. Maryland University, 2014, 261 p.

7. Gibson J.L., Ivancevich J.M., Donnelly Jr., Konopaske R. Organizations: Behavior, Structure, Processes. (14th ed.). New York: McGraw-Hill. 2012.

8. Ledford-Yang T. Culture and preferred workplace conflict resolution styles (Master of Arts in Psychology Thesis), Long Beach: California State University, 2009, 56 p.

9. Thomas K.W., Kilmann R.H. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict Behavior: The 'MODE' Instrument, Educational and Psychological Measurement, 37, 1977, 309-325.

10. Thomas K.W., Kilmann R.H. Handbook on Conflict Managment Skills. - Hiderabad: Centre For Good Governance.

11. Thomas K.W., Kilmann R.H. Interpersonal Conflict-Handling Behavior as Reflections of Jungian Personality Dimensions," Psychological Reports, 37, 1975, pp. 315-318.

12. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument (TKI) is the number one best-selling instrument for conflict management. Publisher: XICOM. 1974. 16p.

References:

1. Antipova E.I. Assessment of the dynamics of psychophysiological characteristics and the working capacity of specialists in social work / D.Z. Shibkova, E.I. Antipova // Modern problems of science and education. -2015. - № 4. - S. 457-466.

2. Lavrentiev S.Yu. The use of innovative educational technologies in the formation of competitiveness of a university student / D.A. Krylov, S.Yu. Lavrentiev // Bulletin of the Mari State University. - 2017. - № 4. - T. 11.

- C. 20-26.

3. Lazareva N.M. Formation of professional communicative competence among university students through the use of innovative technologies in the classroom on the discipline "Speech Culture and Business Communication" / N.M. Lazareva // Bulletin of the Mari State University. - 2018. - № 4. - T. 12. - C. 51-55.

4. Nikolaev A.A. The corporate culture of an educational organization as a means of conflict resolution and prevention / E.A. Koretskaya, I.A. Savchenko, A.A. Nikolaev // Educational resources and technologies. - 2018.

- № 3 (24). - S. 76-82.

5. Pavlovsky A.I., Kakadiy I.I. Conflicts between parents and teachers / I.I. Kakadiy A.I. Pavlovsky // Scientific journal Discourse. - 2017. - № 11(13). - S. 84-88.

6. Calhoun D. Teaching Teamwork to College Students through Cooperative Learning: Faculty Attitudes and Instructional Best Practices. (PhD Thesis), Baltimore. Maryland University, 2014, 261 p.

7. Gibson J.L., Ivancevich J.M., Donnelly Jr., Konopaske R. Organizations: Behavior, Structure, Processes. (14th ed.). New York: McGraw-Hill. 2012.

8. Ledford-Yang T. Culture and preferred workplace conflict resolution styles (Master of Arts in Psychology Thesis), Long Beach: California State University, 2009, 56 p.

9. Thomas K.W., Kilmann R.H. Developing a Forced-Choice Measure of Conflict Behavior: The 'MODE' Instrument, Educational and Psychological Measurement, 37, 1977, 309-325.

10. Thomas K.W., Kilmann R.H. Handbook on Conflict Managment Skills. - Hiderabad: Center For Good Governance.

11. Thomas K.W., Kilmann R.H. Interpersonal Conflict-Handling Behavior as Reflections of Jungian Personality Dimensions, Psychological Reports, 37, 1975, pp. 315-318.

12. Thomas-Kilmann Conflict Mode Instrument (TKI) is the number one best-selling instrument for conflict management. Publisher: XICOM. 1974.16p.

19.00.07 - Педагогическая психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.