УДК 811.111:316.48 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-189-195
Развитие у студентов навыков разрешения конфликтов на занятиях
по английскому языку с использованием методов активного обучения
Э. И. Муртазина
Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время существует необходимость развития навыков разрешения конфликтов у будущих специалистов, особенно у тех из них, чья профессия связана с общением с людьми. Успешное формирование данных навыков зависит от использования на занятиях по иностранному языку комплекса методов активного обучения, которые способствует активизации познавательных способностей учащихся, созданию творческой атмосферы и духу соревновательности, развитию ассоциативного мышления, преодолению языкового барьера. Цель: развитие у студентов навыков разрешения конфликтов с помощью отобранного дидактического материала, распределенного по трем модулям, и методов активного обучения, а также прослеживание динамики сформированности данных навыков. Материалы и методы. Теоретическими методами исследования являлись анализ педагогической литературы по диагностике поведения учащихся в конфликте и педагогическое моделирование; эмпирическими методами выступали анкетирование с помощью опросника К. Томаса - Р. Килмана и наблюдение. Результаты исследования, обсуждения. Внедрение отобранного дидактического материала по теории конфликтов в форме групповой работы с использованием методов активного обучения (работы в команде, видеоматериалов, ролевой игры, мозгового штурма) способствовало постепенному усвоению студентами природы конфликтов, формированию у учащихся навыков их эффективного разрешения, повышению мотивации к изучению английского языка. Повторное анкетирование в конце эксперимента выявило положительную динамику развития данных навыков в экспериментальных группах, а именно: уменьшение количества студентов, выбирающих стиль «избегание», увеличение количества студентов, отдающих предпочтение конструктивным способам разрешения конфликтов - компромиссу и сотрудничеству. Результаты наблюдения свидетельствуют о появлении навыков самоконтроля, эмпатии и критического мышления. Заключение. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов на последующих стадиях профессионального развития студентов при совершенствовании навыков ведения переговоров, являющихся эффективным методом разрешения конфликтов.
Ключевые слова: английский язык, управление конфликтами, стратегии разрешения конфликта, методы активного обучения, работа в команде, видеоматериалы, ролевая игра, мозговой штурм, студенты бакалавриата.
Developing students' conflict resolution skills at the English classes using active teaching methods
E. I. Murtazina
Kazan National Research Technological University, Kazan
Introduction. The urgency of this topic is in the need of developing the conflict resolution skills of the future professionals at the present time, especially of those whose profession is related to the communication with people. The effective development of such skills depends on applying the set of active teaching methods at the foreign language classes which help to activate the students' cognitive abilities, to create a creative environment and spirit of competitiveness, to develop associative thinking and break the language barrier. Purpose. The aim of the research is to develop students' conflict resolution skills with the help of chosen didactic material distributed in three modules and active teaching methods; to monitor the dynamic of these skills developed. Materials and methods. The analysis of pedagogy literature on assessing diagnostics of students' conflict behavior and pedagogical modelling served as theoretical methods; questioning with the use of Thomas - Kilmann Conflict Mode Instrument and observation served as empirical methods. Results, discussion. The implementation of chosen didactic material on the conflicts theory as the group work using the active teaching methods (team work, video materials, roleplay, brainstorm) contributed to students' step-by-step learning the conflicts nature, forming the skills of their effective resolution, increasing motivation for learning English. The additional questioning at the end of the experiment revealed the positive dynamics of these skills' development in experimental groups (namely, decreasing the number
© Муртазина Э. И., 2019
of students with "avoiding" style, increasing the number of ones who choose the constructive ways of conflict resolution, "compromising" and "collaborating"). The observation results testify to the presence of self-control, empathy and critical thinking skills. Conclusion. The practical significance of the research is reflected in the possibility of using the obtained results on the next stages of students' professional development while improving their negotiating skills being the effective method of conflict resolution.
Keywords: The English language, conflict management, conflict resolution strategies, active teaching methods, team work, video materials, roleplay, brainstorm, undergraduate students.
Введение
Формирование у студентов вуза культуры разрешения конфликтов представляет собой актуальную проблему высшего образования. Готовность к сотрудничеству и компромиссу, уважение точки зрения другого человека, стремление к достижению взаимопонимания, успешному взаимодействию, способность вести конструктивный диалог являются важными личностными характеристиками выпускника вуза, что отражается в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования. Межличностное взаимодействие - это неотъемлемый аспект профессиональной деятельности будущего специалиста. Знание различных стратегий поведения в конфликте и умение их использовать приобретают особую значимость для студентов, будущая профессия которых связана с межличностными отношениями в разных сферах деятельности.
Ввиду своей актуальности проблема формирования навыков разрешения конфликтов изучается многими учеными-педагогами. Российские ученые Л. Н. Васильева и С. С. Щепеткова, а также американский ученый М. Левели исследовали зависимость стратегии поведения в конфликте студентов от типа темперамента и гендерной принадлежности [1; 9]. Отечественные ученые Ш. В. Куулар, Л. К. Будук-оол выявили взаимосвязь психофизиологических особенностей учащихся и разных стилей поведения в конфликтных ситуациях [4]. Американский педагог Т. Ледфорд изучила влияние культуры высокого и низкого контекста на способ разрешения конфликтов [8, с. 19].
Наше исследование основано на изучении динамики поведения в конфликте студентов, обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата 39.03.02 «Социальная работа» и 37.03.02 «Конфликтология», которая обусловлена внедрением в учебный процесс материала о теории конфликтов и способов их разрешения, использованием методов активного обучения на занятиях
по английскому языку в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. Наблюдение за студентами первого курса выявило между некоторыми из них наличие конфликтных отношений, выражающихся в вербальном и невербальном поведении: неумении воспринимать и слушать иную точку зрения, недоброжелательных критических высказываниях, отсутствии сочувствия, поэтому целью учебно-воспитательной работы стало формирование знаний о природе конфликта, его причинах и видах; накопление опыта положительных эмоций в создаваемых ситуациях межличностного взаимодействия и развитие навыков эффективного урегулирования конфликтов.
Успешное формирование у студентов навыков разрешения конфликтов зависит от организации учебно-воспитательного процесса, от определения целесообразности и выбора педагогом конкретной технологии или метода обучения. Мы полагаем, что реализация комплекса методов активного обучения на занятиях по английскому языку обеспечивает формирование у студентов ценностных ориентиров и установок, системы значимых межличностных отношений, осознание необходимости компромисса и сотрудничества как наиболее эффективных стратегий поведения в сложных ситуациях.
Использование методов активного обучения предполагает коллективное обсуждение учащимися поставленных задач и поиск наиболее приемлемого решения, что способствует развитию познавательной активности, наличию духа состязательности, развивает мотивацию к обучению [5, с. 23; 6, с. 53].
Работа в группе или команде дает возможность активного вовлечения студентов в деятельность при овладении изучаемого материала, а не пассивного его восприятия [7, с. 184]. Командная работа как форма обучения в сотрудничестве требует эффективного управления со стороны преподавателя:
формирования у членов команды мотивации к выполнению поставленных перед ними задач, усиления командного духа и оказания поддержки. Обучение с использованием видеоматериалов, обладающих информативностью и наглядностью, позволяет глубже изучить определенное понятие или явление. Использование игры как способа поддержания интереса в течение длительного времени к изучаемому материалу является наиболее продуктивным путем вовлечения студентов в устную коммуникацию на иностранном языке, так как она обеспечивает живое общение, физическую и психологическую разгрузку [3, с. 1462]. Ролевая игра - это эффективный метод обучения, если она проходит в доброжелательной в форме и творческой атмосфере. Метод мозгового штурма, нацеленный на производство новых идей, анализ, исключение и выбор подходящих вариантов, позволяет развивать творческое и ассоциативное мышление учащихся, преодолевать языковой барьер, закреплять новые слова и выражения на иностранном языке [2, с. 745].
Целью данного исследования является определение эффективности использования отобранного дидактического материала и методов активного обучения на занятиях по английскому языку в Казанском национальном исследовательском технологическом университете при формировании у студентов знаний по теории конфликтов и навыков их разрешения, проявляющихся в выборе определенного стиля поведения, на основе выявления динамики развития данных навыков.
Материалы и методы
Исследование базируется на теоретических методах: анализе педагогических исследований российских и зарубежных авторов, освещающих диагностику поведения учащихся в конфликте и педагогическом моделировании; эмпирических методах: анкетировании с помощью опросника в начале и в конце эксперимента, наблюдении за поведением студентов.
Общее количество студентов института управления инновациями, участвовавших в эксперименте на протяжении 2017-2018 учебного года (1, 2 семестр), 2018-2019 учебного года (1 семестр), составило 100 студентов: 50 человек, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 39.03.02 «Социальная работа», и 50 человек - по направлению подготовки бакалавриа-
та 37.03.02 «Конфликтология». Для определения динамики стратегии поведения в конфликте у студентов одной контрольной группы (50 человек) и двух экспериментальных групп (по 25 человек) был использован опросник К. Томаса, Р. Килма-на [10], позволивший провести анкетирование в начале и в конце эксперимента.
Результаты исследования, обсуждения
Моделируя содержание обучения английскому языку, мы разработали три модуля, охватывающие три семестра. Первый модуль включает обзор основных терминов и понятий, которые осваивают студенты на протяжении 1 семестра: «Классификация конфликтов», «Политические, экономические, социокультурные и идеологические причины конфликта» ("Political, economic, sociocultural and ideological reasons for conflict"), «Поведение мужчин и женщин в конфликте» ("Men and women in conflict"), «Конфликт с применением силы» ("Violent conflict"), «Вооруженный конфликт» ("Armed conflict"), «Цикл конфликтов и сценарии» ("Cycle of conflict and scenarios"), «Стили разрешения конфликта» ("Conflict resolution styles), «Переговоры как средство разрешения конфликта» ("Negotiations as the means of conflict resolution"). Второй модуль (2 семестр) нацелен на изучение принципов и способов обеспечения международной безопасности, применение теоретических знаний при анализе известных социальных и политических конфликтов: «Дар-фурский конфликт» ("Darfur conflict"), «Первая и Вторая мировая война» ("First and second world wars") через анализ информации, просмотр видеоматериалов и участие в ролевой игре. Третий модуль (3 семестр) имеет целью актуализацию полученных теоретических и практических знаний студентов через участие в ролевых играх, написание сценария разрешения конфликта: «Война на востоке Украины» ("The East Ukraine war"), «Гражданская война в Сирии» ("Syrian Civil War"), «Гражданская война в Ираке» ("Iraqi civil war").
Мы посчитали необходимым внедрить сочетание разных методов активного обучения на занятиях по английскому языку: работу в команде, использование видеоматериалов Интернета и ролевую игру на первом курсе (1 и 2 модуль), работу в команде и «мозговой штурм» на втором курсе (3 модуль).
На первом этапе, при прохождении первого модуля, введение каждой темы сопровождалось
заданием «на разогрев» для привлечения внимания учащихся. Например, при введении темы «Стили разрешения конфликта» студентам были представлены разные сценарии разрешения конфликтных ситуаций, без объяснения теории о существующих способах их разрешения. Студенты должны были определить свой предпочтительный стиль для разрешения определенной ситуации, а также подумать, как изменился бы выбранный ими способ разрешения ситуации, если бы изменилась природа и содержание конфликта. Далее следовало изложение темы в виде презентации PowerPoint со слайдами, описывающими каждый из этих стилей («избегание», «соревнование»), с последующими вопросами студентов и разъяснением преподавателя по поводу всех пяти стилей. Студенты приводили примеры из личного опыта, демонстрирующие каждый стиль. Далее студентам было предложено поделиться на группы по 5 человек, им был представлен одинаковый сценарий конфликта: разговор между двумя людьми, имеющими разную точку зрения по поводу организации вечеринки. Каждая команда должная была сформулировать на бумаге ответ человека - «А», используя один способ разрешения конфликта (например, «компромисс») в течение пяти минут. Без обсуждения данный ответ передавался другой команде, которая в течение такого же промежутка времени должна была дать ответ с позиции другого человека - «B», раскрывающего сущность другого стиля поведения (например, «сотрудничество»). Далее зачитывались ответы каждой команды. Для закрепления материала было организовано прослушивание характеристик, по которым студенты определяли конкретный стиль. Обучение в команде на данном этапе позволяет преподавателю выявить словарный запас и грамматические навыки учащихся для составления плана дальнейшей работы.
На втором этапе для развития способности выявлять причины конфликтов, прослеживать динамику их развития, параллельно развивая аналитические навыки и критическое мышление, учащиеся находили в Интернете отчеты экспертов по определенной проблеме. Далее следовал просмотр телепередач, в которых освещались данные проблемы на английском языке политическими деятелями, действующими и бывшими дипломатами, известными журналистами, политологами. Точка зрения данных специалистов способствовала более глубокому пониманию уча-
щимися причин конфликта, мотивов поведения его участников и различных путей его решения. Студенты записывали речь участников передач, затем писали реплики для участия в ролевой имитационной игре «Обсуждение конфликта», где они выступали в роли специалистов и людей, принимающих решения. Игра включала распределение ролей, проговаривание разных точек зрения основных участников о природе конфликта, определение противоречий, анализ состояния проблемы экспертами, определение тактики разрешения конфликта, выявление конструктивных и деструктивных стратегий для предупреждения отрицательных последствий конфликтов.
На третьем этапе для закрепления знаний по теории конфликта и формирования практических навыков его разрешения учащимся предлагались примеры конкретных конфликтов, которые они должны были разрешить. При обучении в малых группах по 5 человек им отводилась роль представителей разных наций, которые пытаются разрешить проблемы природных катаклизмов, миграции, беженцев, религиозного восстания, терроризма. Задание проанализировать конфликт (его природу, предпосылки и развитие), предложить способы его разрешения, применяя термины «несовместимость» ("incompatibility"), «основные участники» ("primary parties"), «третья сторона конфликта» ("third party"), во-первых, позволило студентам выразить абстрактные понятия на практических примерах, во-вторых, способствовало осознанию характеристик, свойственных всем конфликтам (межличностным, религиозным, социальным, политическим), что говорит об их общности, которая заключается в столкновении интересов, целей и путей их достижения, отсутствии согласия участников. Это осознание является важным при написании студентами анализа определенного конфликта. Для актуализации полученных знаний был также использован прием критического мышления - мозговой штурм. На первой стадии студенты выдвигали все возможные способы разрешения проблемы, ни один из которых нельзя было критиковать. На второй стадии предложенные идеи обсуждались в группах. На третьей стадии, в процессе коллективного обсуждения, путем отбрасывания неэффективных способов, студенты выбирали наиболее подходящие, записывая на доске. Данный вид деятельности важен и для преподавателя, так как позволяет определить степень освоения пройденного
материала, а также знание лексики, грамматики, навыков устной диалогической и монологической речи. Мозговой штурм использовался также при написании сценария разрешения конфликта: студенты излагали свои идеи в письменной форме, передавали записанное другим участникам, то есть каждый последующий студент развивал предыдущую идею и выдвигал новую. На протяжении процесса обучения преподавателем отмечался вклад каждого студента в общую работу, с проставлением баллов отдельным студентам и всей команде.
Анализируя результаты эксперимента в экспериментальных группах, можно заметить положительные изменения. В начале эксперимента большее число студентов первой экспериментальной группы (направление подготовки «Социальная работа») в количестве тринадцати человек выбрало стиль «компромисс» - 52 %, девять человек (36 %) отдали предпочтение «избеганию», два человека (8 %) - «приспособлению», один человек (4 %) - «сотрудничеству». При повторном замере, в конце эксперимента, произошло процентное увеличение по стилю «сотрудничество» на 25 %, по «компромиссу» - на 8 %, уменьшение по стилям «избегание» на 20 % и «приспособление» на 4 %. По сравнению с начальным этапом, появилось двое студентов, выбравших «соревнование» (8 %). Во второй, экспериментальной группе (направление подготовки «Конфликтология») на первоначальном этапе избегание» было доминирующим стилем - 48 % (12 чел.), далее следовало «соревнование» - 40 % (10 чел.), «компромисс» - 8 % (2 чел.) и «приспособление» -4 % (1 чел.). Наибольшая динамика наблюдалась по стилям «компромисс» (увеличение на 24 %) и «соревнование» (снижение на 20 %), значительное изменение также наблюдалось по стилям «избегание» и «приспособление» (снижение на 15 %,
Литература
на 4 %), а также двое студентов (8 %) выбрали стиль «сотрудничество», что не наблюдалось при первоначальном замере. Изменения показателей по пяти стилям в двух контрольных группах выявлены не были. В обеих экспериментальных группах заметно уменьшение количества студентов, выбирающих стиль «избегание», что можно объяснить нежеланием уходить от конфликта и способностью решать его благодаря наличию определенных знаний, а также стремлением к более гибкому и решительному поведению в виде компромисса и сотрудничества. Результаты наблюдения за студентами экспериментальных групп выявили также качественную динамику: появление навыков самоконтроля (умения контролировать собственное вербальное и невербальное поведение при столкновении с иной точкой зрения), эмпатии, критического мышления (способности анализировать свои и чужие поступки), навыков управления отрицательными эмоциями, что говорит о социально-личностном развитии учащихся.
Заключение
Внедрение отобранного оригинального материала по теории конфликтов наряду с использованием методов активного обучения на занятиях по английскому языку способствует развитию у студентов навыков эффективного разрешения конфликтов, выражающихся в выборе сотрудничества и компромисса, что подтверждается количественными данными эксперимента. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать для изучения поведения студентов в конфликте на последующих стадиях их профессионального развития при совершенствовании навыков ведения переговоров, являющихся эффективным методом разрешения конфликтов.
1. Васильева Л.Н., Щепеткова С.С. Исследование стратегий поведения в межличностном конфликте у студентов-медиков на начальном этапе обучения в вузе // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. T. 8. № 4/2. C. 117-121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-strategiy-povedeniya-v-mezhlichnostnom-konflikte-u-studentov-medikov-na-nachalnom-etape-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 04.03.2019).
2. Волконская С.А. Погребнякова Е.Ю. Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного языка // Молодой ученый. 2015. № 3. С. 745-746. URL: https://moluch.ru/archive/83/15461 (дата обращения: 04.03.2019).
3. Корбан П.А. К вопросу о применении ролевых игр в учебно-воспитательном процессе по иностранному языку // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1462-1465. URL: https://moluch.ru/archive/115/30757/ (дата обращения: 04.03.2019).
4. Куулар Ш.В., Будук-оол Л.К. Психофизиологические особенности студентов с разным типом стратегии поведения в конфликтных ситуациях // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7. № 5. С. 67-80.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-osobennosti-studentov-s-raznym-tipom-strategii-povedeniya-v-koniliktnyh-situatsiyah (дата обращения: 04.03.2019).
5. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Использование инновационных образовательных технологий при формировании конкурентоспособности студента вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2017. № 4. Т. 11. C. 20-26. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/file.html?id=54 (дата обращения: 04.03.2019).
6. Лазарева Н.М. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции у студентов вузов посредством применения инновационных технологий на занятиях по дисциплине «Культура речи и деловое общение» // Вестник Марийского государственного университета. 2018. № 4. Т. 12. C. 51-55. URL: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/file.html?id=66 (дата обращения: 04.03.2019).
7. Calhoun D. Teaching Teamwork to College Students through Cooperative Learning: Faculty Attitudes and Instructional Best Practices. (PhD Thesis), Baltimore: Maryland University. 2014. 261 p. URL: https://pqdtopen.proquest.com/doc/1526012873.html?FMT=AI (дата обращения: 04.03.2019).
8. Ledford-Yang T. Culture and preferred workplace conflict resolution styles. (Master of Arts in Psychology Thesis), Long Beach: California State University. 2009. 56 p. URL: https://pqdtopen.proquest.com/doc/305180377.html?FMT=AI (дата обращения: 04.03.2019).
9. Leveillee M. Exploration of Conflict Management Styles Used by Medical-Surgical Nurses. Master's Theses, Dissertations, Graduate Research and Major Papers Overview. 2018. 275 p. URL: https://digitalcommons.ric.edu/cgi/viewcontent.cgi?article= 1277&context=etd (дата обращения: 04.03.2019).
10. Thomas K. W., Kilmann R. H. Introduction to Conflict and Teams. Mountain View, Ca: CPP, Inc, 2007.
References
1. Vasilyeva L.N., Shchepetkova S.S. Issledovanie strategii povedeniya v mezhlichnostnom konflikte u studentov-medikov na nachal'nom etape obucheniya v vuze [Study of medicine students' behavioral strategies in interpersonal conflicts on their first years of education]. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl' = Historical and Social-Educational Ideas, 2016, vol. 8, no. 4/2, pp. 117-121. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-strategiy-povedeniya-v-mezhlichnostnom-konflikte-u-studentov-medikov-na-nachalnom-etape-obucheniya-v-vuze (accessed 04.03.2019). (In Russ.).
2. Volkonskaya S.A., Pogrebnyakova E. Yu. Mozgovoi shturm i ego raznovidnosti kak effektivnaya tekhnologiya na urokakh inostrannogo yazyka [Brainstorm and its types as an effective technology at the foreign language classes]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2015, no. 3, pp. 745-746. Available at: https://moluch.ru/archive/83/15461 (accessed 04.03.2019). (In Russ.).
3. Korban P.A. K voprosu o primenenii rolevykh igr v uchebno-vospitatel'nom protsesse po inostrannomu yazyku [Concerning the use of the roleplay while teaching the foreign language]. Molodoi uchenyi = Young scientist, 2016, no. 11, pp. 1462-1465. Available at: https://moluch.ru/archive/115/30757/ (accessed 04.03.2019). (In Russ.).
4. Kuular Sh.V., Buduk-ool L.K. Psikhofiziologicheskie osobennosti studentov s raznym tipom strategii povedeniya v konfliktnykh sit-uatsiyakh [Psychophysiological features of students with different types of conflict management strategies]. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin, 2017, vol. 7, no. 5, pp. 67-80. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/psihofiziologicheskie-osobennosti-studentov-s-raznym-tipom-strategii-povedeniya-v-konfliktnyh-situatsiyah (accessed 04.03.2019). (In Russ.).
5. Lavrentiev S.Yu., Krylov D.A. Ispol'zovanie innovatsionnykh obrazovatel'nykh tekhnologii pri formirovanii konkurentosposobnosti studenta vuza [Use of innovative educational technologies in forming the competitiveness of a university student]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2017, issue 11, no. 4, pp. 20-26. Available at: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/file.html?id=54 (accessed 04.03.2019). (In Russ.).
6. Lazareva N.M. Formirovanie professional'noi kommunikativnoi kompetentsii u studentov vuzov posredstvom primeneniya innovatsionnykh tekhnologii na zanyatiyakh po distsipline «Kul'tura rechi i delovoe obshchenie» [Speech culture and business communication: the use of innovative technologies for professional communicative competence formation of university students]. Vestnik Mariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2018, issue 12, no. 4, pp. 51-55. Available at: http://vestnik.marsu.ru/view/journal/file.html?id=66 (accessed 04.03.2019). (In Russ.).
7. Calhoun D. Teaching Teamwork to College Students through Cooperative Learning: Faculty Attitudes and Instructional Best Practices. (PhD Thesis), Baltimore. Maryland University, 2014, 261 p. Available at: https://pqdtopen.proquest.com/doc/ 1526012873.html?FMT=AI (accessed 04.03.2019).
8. Ledford-Yang T. Culture and preferred workplace conflict resolution styles (Master of Arts in Psychology Thesis), Long Beach: California State University, 2009, 56 p. Available at: https://pqdtopen.proquest.com/doc/305180377.html?FMT=AI (accessed 04.03.2019).
9. Leveillee M. Exploration of Conflict Management Styles Used by Medical-Surgical Nurses. Master' s Theses, Dissertations, Graduate Research and Major Papers Overview, 2018, 275 p. Available at: https://digitalcommons.ric.edu/cgi/viewcontent.cgi?article= 1277&context=etd (accessed 04.03.2019).
10. Thomas K. W., Kilmann R. H. Introduction to Conflict and Teams. Mountain View, Ca: CPP, Inc, 2007.
Статья поступила в редакцию 10.03.2019 г.; принята к публикации 12.04.2019 г.
Submitted 10.03.2019; revised 12.04.2019.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Муртазина Э. И. Развитие у студентов навыков разрешения конфликтов на зянятиях английского языка с использованием методов активного обучения // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 2. С. 189-195. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-189-195
Об авторе
Муртазина Элина Ирковна
старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, [email protected]
Citation for an article:
Murtazina E. I. Developing students' conflict resolution skills at the English classes using active teaching methods. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 2, pp. 189-195. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-2-189-195 (In Russ.).
About the author Elina I. Murtazina
Senior teacher, Kazan National Research Technological University, Kazan, [email protected]