Научная статья на тему 'Подготовка инновационно-активных специалистов социальной работы'

Подготовка инновационно-активных специалистов социальной работы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
244
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯРАБОТА / ИННОВАЦИИ / ОБУЧЕНИЕ / ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА СТУДЕНТОВ / СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ / ЛИЧНОСТНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННЫЙ ТРЕНИНГ / ТЕНДЕНЦИИ ПОВЕДЕНИЯ В РЕАЛЬНОЙ ГРУППЕ / МЕДИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябова Т. В.

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки инновационно-активных будущих специалистов социальной работы. На примере освоения студентами дисциплины «Конфликтология в социальной работе» показаны особенности профессионально-личностного развития студентов в процессе тренинга. В статье приведены результаты психодиагностического исследования способов регулирования конфликтов и основных тенденций поведения, проведенного в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения тренинга. Приводятся конкретные примеры различных форм обучения, ориентированного на студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рябова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка инновационно-активных специалистов социальной работы»

Психология

6. Triandis G. Kul’tura i sotsial’noe povedenie. M.: Forum, 2007. S. 231-276.

7. Lebedeva N.M., Luneva O.V., Stefanenko T.G., Martynova M.Yu. Mezhkul’turnyy dialog: Trening etnokul’turnoy kompetentnosti. M., 2003.

8. Pochebut L.G. Vzaimoponimanie kul’-tur, metodologiya i metody etnicheskoy i

kross kul’turnoy psikhologii: psikhologiya

mezhetnicheskoy tolerantnosti. Spb.: Izd-vo S.-Peterburgskogo universiteta, 2005. 279 s.

9. Fakhrutdinov R.R., Mamedlaev R.Yu. Fenomen identichnosti: grazhdanskoy ili

etnicheskoy // Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2013. № 3. s.172-181.

Зарегистрирована: 22.09.2014

Васина Вероника Викторовна (г. Казань), ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО», старший научный сотрудник, кандидат психологических наук, доцент. Тел.: (843)542-63-24. E-mail: virash1@ mail.ru

Vasina Veronica Viktorovna (Kazan), Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education RAE, senior researcher, candidate of psychological sciences, associate professor. ТеЕ: (843 54263-24). E-mail: virash1@ mail.ru

УДК 316.48 (075.8)

ПОДГОТОВКА ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Т.В. Рябова

Казанский государственный медицинский университет, г. Казань,

Российская Федерация

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки инновационно-активных будущих специалистов социальной работы. На примере освоения студентами дисциплины «Конфликтология в социальной работе» показаны особенности профессионально-личностного развития студентов в процессе тренинга. В статье приведены результаты психодиагностического исследования способов регулирования конфликтов и основных тенденций поведения, проведенного в экспериментальной и контрольной группах до и после проведения тренинга. Приводятся конкретные примеры различных форм обучения, ориентированного на студента.

Ключевые слова: конфликтология, социальнаяработа, инновации, обучение, ориентированное на студентов, способы регулирования конфликтов, личностный и профессиональноориентированный тренинг, тенденции поведения в реальной группе, медиация.

TRAINING OF INNOVATIVE AND ACTIVE EXPERTS OF SOCIAL WORK

T.V. Ryabova

Kazan State Medical University, Kazan, Russian Federation

Abstract. Article is devoted to an actual problem of training of innovation-active future experts of social work. On the example of development by students of discipline “Conflict resolution techniques in social work" features ofprofessional and personal development of students in the course of training are

133

Казанский педагогический журнал

5' 2014

shown. Results of a psychognostic testing of ways of regulation of the conflicts and the main tendencies of the behavior which is carried out in experimental and control groups before carrying out training are given in article. Concrete examples of various forms of education, focused on the student are given.

Keywords: conflict resolution techniques, social work, innovations, the training focused on students, ways of regulation of the conflicts, personal and the professional focused training, behavior tendencies in real group, mediation.

В основе повышения эффективности высшего профессионального образования лежит модернизация существующих методик преподавания, основанная на внедрении инновационных методов, решений и инструментов. При обучении студентов должны использоваться методы преподавания, которые развивают творческий потенциал будущего специалиста, формируют у него способность осуществлять соответствующие профессиональные задачи на уровне «стандарта» выполнения, умение использовать различные методы исследований [1, с. 106]. При этом, кроме навыков научного анализа результатов исследований, будущие специалисты получают навыки рефлексии и анализа собственной жизненной практики, а также опыта, полученного при прохождении производственной практики в учреждениях социальной защиты.

В современной системе обучения, ориентированного на студентов, преподаватель выполняет роль «посредника» или «когнитивного руководителя», создающего образовательную среду, направленную на развитие компетенций, поощряющего студента активно задавать вопросы, прояснять невысказанные предположения, конвертировать свои знания в практику. Будущие специалисты получают опыт самообучения и саморазвития через выполнение действий и их обсужде-

ние под руководством преподавателя в следующих инновационно-активных формах: командно-ориентированное

обучение; обучение на примере случаев; проблемно-ориентированное обучение; обучение через деятельность; проектно-ориентированное обучение; обучение, основанное на научных исследования. Студенты из потребителя знаний превращаются в участников процесса создания новых знаний, умений, навыков. Наиболее актуальны среди методов те, которые развивают творческий и личностный потенциал будущего специалиста, в процессе обучения которым студенты постепенно берут на себя ответственность за процесс обучения, становятся субъектами своей жизни.

Е.И. Сергиенко раскрывает понятие субъекта, как «исполнителя практической, эстетической, познавательной и т.п. деятельности, источник активности, направленной на объект; активное начало в процессе деятельности». Автор пишет, что «субъектом человек не становится мгновенно, это постепенный процесс, а метауровни онтогенеза субъектности можно представить как субъекта развития-субъекта поведения (деятельности) - субъекта жизни (жизнедеятельности)» [2, с. 8].

М.В. Мороз, размышляя о профессиональном становлении социального работника, пишет, что развитие

134

Психология

будущего специалиста включает в себя не только приобщение к основам профессии, но и воспитание личности как субъекта жизни, как носителя профессиональных ценностей и идеалов, воспитание его профессионально и социально значимых личностных качеств [3, с.145]. К этим качествам можно отнести личностную и социальную ответственность; нравственность, независимость и самостоятельность суждений, креативность, активное участие в общественной жизни, способность к сотрудничеству, способность быть посредником (медиатором), навыки системного анализа, стрессоустойчивость, саморазвитие, самосовершенствование, способность к дискуссии и полемике и др. [4, с. 7]. Наиболее эффективно развитие специалиста происходит при использовании тренингов профессионально-личностного развития, которые оттачивают системный подход к развитию знаний, умений, навыков [5, с. 12].

В данной статье приводятся результаты психологического исследования профессионально-личностного развития будущего специалиста социальной работы на примере освоения студентами факультета социальной работы КГМУ дисциплины «Конфликтология в социальной работе». Преимуществами данной программы является то, что она ориентирована на профессиональную практику, в центре которой стоит профессия социального работника. Программа основана на студентоориентированном обучении, в центре которого стоят приобретаемые и необходимые для дальнейшего развития компетенции. Внимание уде-

ляется не столько содержанию предмета, сколько компетенциям, которые нужно развить и которые определяются из профессиональной практики, а не из содержания предмета [6, с.105].

Труд социального работника имеет и индивидуальную организацию, при которой он выполняет свои трудовые задания самостоятельно, и коллективную - с контактными организациями, лицами. С.И. Самыгин, В.Н. Коновалов сообщают, что, в процессе своей деятельности социальные работники имеют многочисленные, разноуровневые контакты, с постоянно меняющимся кругом лиц, поэтому закономерным является появление различных конфликтных ситуаций [7, с.263].

В своей работе А.Б. Белинская показывает важность обучения студентов различным стилям поведения в конфликтах [8, с. 200]. При этом автор подчеркивает взаимосвязь конфликта и стресса в деятельности социальных работников [9, с. 174]. Т.А. Ушакова, описывая социально-психологические и индивидуально-личностные детерминанты состояния профессионального «выгорания» специалистов социальной работы, указывает в качестве причин «выгорания» и частые конфликтные ситуации [10, с. 65]. Все это учитывалось при составлении программы обучения.

Экспериментальное исследование, связанное с проведением образовательной программы-тренинга «конфликтология в социальной работе», осуществлялось в двух группах: экспериментальной и контрольной в течение учебного семестра. Общий объ-

135

Казанский педагогический журнал

5' 2014

ем выборки составил 50 человек (по 25 человек в каждой группе, девушки составляли 90%, средний возраст - 22,0 ± 5,3 года), что позволило оценить результативность проведенного тренинга. В начале и в конце учебного семестра проводилось исследование с помощью психодиагностических методик. Первая методика-диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной [11, с. 584]). К. Томас выделяет такие способы регулирования конфликтов, как конку-ренция/соревнование, компромисс,

сотрудничество, избегание, приспособление. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Таким образом, определялись ведущие стили поведения в конфликте у студентов контрольной группы, а у студентов экспериментальной группы до и после проведения тренинга. Вторая методика - «Q-сортировка» В. Стефансона. С помощью нее определяются 6 основных тенденций поведения в реальной группе и представлений о себе: зависимость-независимость, общительность-необщительность, принятие «борьбы» - избегание «борьбы» [11, с. 468].

Диагностирование студентов контрольной и экспериментальной групп в начале учебного семестра показало, что средние значения показателей таких стилей поведения в конфликте, как избегание, приспособление и сотрудничество имеют значения 6 баллов. Стиль поведения

«соперничество, конкуренция» имеет среднее значение 4 балла, а «компромисс» 8 баллов. Стиль «компромисс» в начале учебного семестра использовался большинством испытуемых студентов: показатели значений выше 8 баллов было обнаружено у 64% опрошенных. Стиль «приспособление» реже всех использовался студентами: показатели значений выше 8 баллов было обнаружено у 8% опрошенных. Стиль «сотрудничество», «соперничество» и «избегание» (показатели значений выше 8 баллов) использовали 12, 28 и 28% опрошенных. Анализ статистических данных, полученных при исследовании контрольной и экспериментальной групп, не показал значимых различий в начале проведения эксперимента.

При анализе полученных данных после окончания тренинга обнаружено, что студенты экспериментальной группы чаще по сравнению с контрольной группой (t=2.19 при р <0,001, различия достоверны) прибегают к стратегии «сотрудничество», т.е. проявляют высокое внимание как к своим интересам, так и к интересам другого человека. Не обнаружены достоверные различия при использовании стратегий «приспособление» и «избегание» у испытуемых различных групп. Таким образом, студенты экспериментальной группы стали активнее использовать конструктивную и стабилизирующую стратегию поведения в конфликте.

Анализ результатов, полученных после применения методики «Q- сортировка» В. Стефансона, показал, что в начале учебного семестра у студентов обеих групп наиболее высокими

136

Психология

были показатели значений по шкалам «зависимость», «общительность», «избегание «борьбы»» (в начале проведения эксперимента не обнаружены достоверные различия между группами). Студентов можно охарактеризовать как обладающих внутренним стремлением к принятию групповых стандартов и ценностей, контактных, стремящихся образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Вместе с тем они демонстрируют стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спора и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

После проведения анализа полученных данных после окончания тренинга обнаружено, что у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой (t = 2. 24 и t = 2. 29 при р < 0,001, различия достоверны) повысились показатели независимости, принятия «борьбы», то есть они стали более независимыми от групповых стандартов и ценностей, стали более активно стремиться участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Таким образом, студенты экспериментальной группы стали активнее, независимее, ответственнее, стали проявлять лидерские качества.

Анализ полученных корреляционных связей в начале тренинга показал, что показатели шкал методики «Q-сортировки» имеют как положительные, так и отрицательные взаимосвязи с каждым из стилей поведения в конфликте (рассчитывался линейных

коэффициент корреляции Пирсона, все корреляции значимы на уровне достоверности р<0,001). Например, чем выше тенденция к зависимости, понимаемая как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей, тем более он склонен использовать стиль приспособление (R=0,465). Чем выше стремление студентов к независимости, тем более выражена склонность к использованию стилей соперничество, конкуренция (R=0,478). Чем выше общительность, контактность студентов, стремление образовать эмоциональные связи, тем выше склонность использовать стили сотрудничество (R=0,328) и ниже - склонность использовать стили «компромисс» (R=0,315) и «избегание» (R= -0,386). Чем выше тенденция «избегание «борьбы» (показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям), тем выше стремление к соперничеству (R=0,456), избеганию конфликтов (R=0,356) и ниже стремление использовать стиль «приспособление» (R=-0,446).

Корреляционный анализ между показателями факторов Q - сортировки и стилями поведения в конфликте К. Томаса после окончания тренинга показал следующее. Показатели шкал методики «Q-сортировки», такие, как независимость, общительность, тенденция к «борьбе» стали иметь значительно больше положительных значимых корреляционных связей такими стилями поведения в конфликте, как «сотрудничество», «компромисс».

137

Казанский педагогический журнал

5' 2014

Также обнаружено уменьшение количества значимых взаимосвязей с такими стилями поведения в конфликте, как «соперничество», «избегание»,

«приспособление». Например, чем выше у студентов выражено активное стремление участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений, тем менее выражена ниже склонность использовать стиль соперничество (R=-0,478, при р<0,001). Таким образом, студенты приобрели умения применять конструктивные стили разрешения конфликтов, работать в команде, изменили свои паттерны коммуникаций в конфликте (термин О.В. Аллахвердовой [12, с.85]), научились воздействовать на отношения между людьми с целью предупреждения конфликта; создавать условия, способствующие благоприятному развитию отношений между участниками взаимодействия.

Приведем примеры различных форм обучения, представленных в программе дисциплины «Конфликтология в социальной работе». В одном из упражнений студенты составляли собственную классификацию «конфликтных личностей» среди клиентов социального работника (на основе собственного опыта работы в социальных учреждениях во время практики). Затем в группе обсуждались способы установления контакта, понимания таких людей, умение найти с ними общий язык и др. Таким образом, использовались командно-ориентированное обучение; обучение на примере случаев; обучение через деятельность.

В следующем упражнении студенты сначала обсуждали теоретический материал, представленный в учебниках [6; 7; 8; 13]. Далее проводился анализ объективных и субъективных причин конфликтов, при этом студенты обращали внимание на эмоции и чувства, которые затрудняют решение проблемных ситуаций. Затем группа предлагала способы вербализации (проговаривания) чувств - своих и участников взаимодействия. Это способствовало формированию у будущих специалистов навыков рефлексии, совершенствованию понимания себя, профилактике стрессовых состояний и профессионального «выгорания» социального работника.

На занятиях студенты активно работали в группах, например, методом «мозгового штурма» определяли социально-психологические, личностные причины конфликта на основе собственного опыта. Обращалось внимание на различия во взглядах, интересах, ценностях, установках, типах темперамента, характера, на элементы социальной стереотипизации при восприятии окружающих, на роль первого впечатления о человеке, неточность которого часто влияет на ситуацию взаимодействия. Это упражнение способствовало развитию общих компетенций, интегрированных во всю образовательную программу: обучение осознанности при общении, внимания к партнеру, безоценочного восприятия другого человека, саморефлексия, самооценка.

При проведении программы -тренинга активно использовались ро-

138

Психология

левые игры, в которых сами студенты становились участниками событий, проявляли свои креативные качества. О.В. Шабанова подчеркивает необходимость развития креативности личности социального работника в процессе профессиональной подготовки в вузе [14, с.13]. Приведем пример одной из ролевых игр: «Один день из жизни социального работника». Участники разыгрывают сценку, когда на приём к социальному работнику приходят различные клиенты (например, плохо слышащая пенсионерка; агрессивный мужчина; мать шестерых детей, имеющая истероидные черты характера, подросток с девиантным поведением и т.д.). При анализе игры студенты обсуждали важность обращения внимания как на вербальные, так и на невербальные проявления конфликтного поведения (молчание, взгляд, поза, мимика, тон речи, резкие возражения в разговоре и другие особенности манеры обращения и общения). Также результатом анализа стали самостоятельные выводы студентов, касающиеся негативных, и самое главное, позитивных следствий каждой анализируемой ситуации для каждой из сторон взаимодействия. Л.И. Кононова пишет о развитии творческого потенциала человека, актуализации его в процессе работы, что и осуществлялось в процессе тренинга [15, с.10]. Кроме этого, в процессе обучения студенты учатся использовать такую инновацию в социальной работе, как умение выступать в роли медиаторов (посредников), осуществляя переговоры в конфликтах в качестве ней-

тральной стороны, действие которой направлено на максимально выгодное удовлетворение интересов обеих сторон.

Подводя итог вышесказанному, мы считаем, что образовательная программа-тренинг «Конфликтология

в социальной работе» может войти в практику обучения будущих специалистов как эффективный метод формирования и развития навыков профилактики, разрешения и умения использовать различные стили поведения в конфликтах, способствующих повышению качества получаемых знаний в рамках компетентностного подхода. Е.И. Сергиенко, выделяя категорию субъекта как центральную в системно-субъектном подходе, в качестве коммуникативной функции субъекта отмечает континуум субъ-ект-субъектных и субъект-объектных взаимодействий. В рамках тренинга студенты развиваются как субъекты и объекты различных видов взаимодействий. Кроме того, формируется психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности, на важность которой указывает в своей работе О.В. Плешакова [16, с.23].

В результате данного исследования были выявлены основные методологические подходы к изучению проблемы профессионально-личностного развития будущего специалиста, разработан и апробирован тренинг формирования и развития инновационно-активного будущего специалиста в медицинском вузе (в рамках дисциплины «Конфликтология в социальной работе»).

139

Казанский педагогический журнал

5' 2014

Источники:

1. Granger E.M., Bevis T.H., Saka Y. et al. The efficacy of student-centered instruction in supporting science learning // Science. 2012. Vol. 338 (6103). P. 105-108. (In Eng.)

2. Сергиенко Е.А. Развитие психологии субъекта и субъект развития // Психологический журнал. 2012. Т. 33. № 1. С. 7-19. [Sergienko Е.А. Development of psychology of subject and subject of development // Psihologicheskij zhurnal. 2012. Т.33. N 1. С. 7-19. (In Russ.)]

3. Мороз М.В. Профессиональное становление социального работника // Отечественный журнал социальной работы.

2012. № 4. С.144-152. [Moroz МУ. The professional becoming of development social worker // Otechestvennyj zhurnal social’noj raboty. 2012. №

4. С. 144-152. (In Russ.)]

4. Рябова Т.В. Личностный и про-

фессионально-ориентированный тренинг (для студентов): учебно-методическое пособие.

Казань: Изд-во КГМУ, 2010. 162 с. [Ryabova ТУ. Personality and professionally is the oriented training (for students): educational is a methodical manual. Kazan: KSMU, 2010. 162 p. (In Russ.)]

5. Вепренцова М.В., Донцов Д.А., Донцова М.В, Пятаков Е.О. Социально-психологический тренинг как метод воздействия на личностные и поведенческие характеристики людей // Вестник практической психологии образования. 2013. № 2 (35). С. 10-21. [Veprencova M.V., Doncov D.A., Doncova M.V., Pjatakov E.O. Socially is the psychological training as affecting method personality and behavior descriptions of people // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija

2013. № 2 (35). С. 10-21. (In Russ.)]

6. Рябова Т.В. Конфликтология в

социальной работе: учебно-методическое

пособие (handbook). Казань: Изд-во КГМУ, 2014. 108 с. [Ryabova T.V. Konfliktologija in social work: educational is a methodical manual (handbook). Kazan: KSMU, 2014. 108 p. (In Russ.)]

7. Самыгин С.И., Коновалов В.Н.

Конфликтология в социальной работе: уч. издан. для бакалавров. М.: Дашков и Ко, 2012. 300 с. [Samygin S.I., Konovalov V.N. Konfliktologija in social work: st. published. for bachelors. М.: Dashkov and Ko, 2012. 300 p. (In Russ.)]

8. Белинская А.Б. Конфликтология в социальной работе: уч. пособие. М.: Дашков и

Ко, 2012. 224 с. [Belinskaja A.B. Konfliktologija in social work: st. Published. М.: Dashkov and Ko,

2012. 224 p. (In Russ.)]

9. Белинская А.Б. Стресс и конфликт в деятельности социальных работников // Отечественный журнал социальной работы.

2013. № 2. С.173-183. [Belinskaja A.B. Stress and conflict in activity of development workers // Otechestvennyj zhurnal social’noj raboty. 2013. №

2. С.173-183. (In Russ.)]

10. Ушакова Т.А. Социально-психологические и индивидуально-личностные детерминанты состояния профессионального «выгорания» специалистов социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 2. С. 60-71. [Ushakova Т.А. Socially-psychological and individually are personality determinanty of the state of the professional «burning» down of specialists of social work // Otechestvennyj zhurnal social’noj raboty. 2012. №

2. С. 60-71. (In Russ.)]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Энциклопедия психодиагностики.

Психодиагностика персонала. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2010. 790 с.

[Encyclopaedia of psychodiagnostiki. Psycho-diagnostika of personnel. Samara: the Publishing house «Bachrach-М», 2010. 790 p. (In Russ.)]

12. Аллахвердова О.В. Паттерны коммуникации в конфликте и про фессиональная компетентность социальных работников // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 3. С. 83-91. [Allahverdova ОУ Patterns of communication in a conflict and professional competence of development workers // Otechestvennyj zhurnal social’noj raboty. 2012. №

3. С. 83-91. (In Russ.)]

13. Сорокина Е.Г, Вдовина М.В. Конфликтология в социальной работе: уч. издан. для бакалавров. М.: Дашков и Ко, 2013. 284 с. [Sorokina Е.О., Vdovina МУ Konfliktologija in social work: st. published for the bachelors. М.: Dashkov and Ko, 2013. 284 p. (In Russ.)]

14. Шабанова О.В. Развитие креативности личности социального работника в процессе профессиональной подготовки в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ульяновск, 2006. [Shabanova ОУ Development creativity of personality social worker in the process of professional preparation in institution of higher learning: authorial report of dissertation candidate of pedagogic science. Ulyanovsk, 2006. (In Russ.)]

140

Психология

15. Кононова Л.И. Творческий потенциал человека и его актуализация в процессе работы // Отечественный журнал социальной работы. 2011. № 4. С. 4-19. [Kononova L.I. Creative potential of man and his actualization in the process of work // Ote chest vennyj zhurnal social’noj raboty. 2011. № 4. С. 4-19. (In Russ.)]

16. Плешакова О.В. Формирование

психологической готовности студентов к профессиональной деятельности социального работника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2008. [Pleshakova ОУ. Forming of psychological readiness of students to professional activity of social worker: authorial report of dissertation candidate of psychological science. Samara, 2008. (In Russ.)]

References:

2. Sergienko E.A. Razvitie psikhologii sub”ekta i sub”ekt razvitiya // Psikhologicheskiy zhurnal. 2012. T.33. № 1. S. 7-19.

3. Moroz M.V. Professional’noe stanovlenie sotsial’nogo rabotnika // Otechestvennyy zhurnal sotsial’noy raboty. 2012. № 4. S. 144-152.

4. Ryabova T.V. Lichnostnyy i pro-fessional’no-orientirovannyy trening (dlya studentov): uchebno-metodicheskoe posobie. Kazan’: Izd-vo KGMU, 2010. 162 s.

5. Veprentsova M. V., DontsovD.A., Dontso-vaM.V., Pyatakov E.O. Sotsial’no-psikhologicheskiy trening kak metod vozdeystviya na lichnostnye i povedencheskie kharakteristiki lyudey // Vestnik prakticheskoy psikhologii obrazovaniya. 2013. № 2 (35). S. 10-21.

6. Ryabova T.V. Konfliktologiya v sotsial’noy rabote: uchebno-metodicheskoe posobie (handbook). Kazan’: Izd-vo KGMU, 2014. 108 s.

7. Samygin S.I., Konovalov V.N. Konfliktologiya v sotsial’noy rabote: uch. izdan. dlya bakalavrov. M.: Dashkov i Ko, 2012. 300 s.

8. Belinskaya A.B. Konfliktologiya v sotsial’noy rabote: uch. posobie. M.: Dashkov i Ko, 2012. 224 s.

9. Belinskaya A.B. Stress i konflikt

v deyatel’nosti sotsial’nykh rabotnikov //

Otechestvennyy zhurnal sotsial’noy raboty. 2013. № 2. S.173-183.

10. Ushakova T.A. Sotsial’no-psikho-logicheskie i individual’no-lichnostnye deter-minanty sostoyaniya professional’nogo «vygo-raniya» spetsialistov sotsial’noy raboty // Otechestvennyy zhurnal sotsial’noy raboty. 2012. № 2. S. 60-71.

11. Entsiklopediya psikhodiagnostiki. Psikhodiagnostika personala. Samara: Izdatel’skiy dom «Bakhrakh-M», 2010. 790 s.

12. Allakhverdova O.V. Patterny kom-munikatsii v konflikte i professional’naya kompetentnost’ sotsial’nykh rabotnikov // Otechestvennyy zhurnal sotsial’noy raboty. 2012. № 3. S. 83-91.

13. Sorokina E.G., Vdovina M.V. Kon-fliktologiya v sotsial’noy rabote: uch. izdan. dlya bakalavrov M.: Dashkov i Ko, 2013. 284 s.

14. Shabanova O.V. Razvitie kreativnosti lichnosti sotsial’nogo rabotnika v protsesse professional’noy podgotovki v vuze: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Ul’yanovsk, 2006.

15. Kononova L.I. Tvorcheskiy potentsial cheloveka i ego aktualizatsiya v protsesse raboty // Otechestvennyy zhurnal sotsial’noy raboty. 2011. № 4. S. 4-19.

16. Pleshakova O.V. Formirovanie psikho-logicheskoy gotovnosti studentov k professional’noy deyatel’nosti sotsial’nogo rabotnika: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. Samara, 2008.

Зарегистрирована: 09.11.2014

Рябова Татьяна Владимировна (г. Казань), Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Казанский государственный медицинский университет», кафедра медицинской и общей психологии и педагогики, кандидат психологических наук, доцент. Тел.: 8-987-276-45-01. E-mail: [email protected]

Ryabova Tatyana Vladimirovna (Kazan), Kazan State Medical University, chair of medical and general psychology and pedagogic, candidate of psychological sciences, associate professor. Tel.: 8-987276-45-01. E-mail: [email protected]

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.