Научная статья на тему 'Развитие толерантности студентов на занятиях английского языка с использованием технологии развития критического мышления'

Развитие толерантности студентов на занятиях английского языка с использованием технологии развития критического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / "КЛАСТЕР" / "МОЗГОВОЙ ШТУРМ" / "ИНСЕРТ" / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА / НАПИСАНИЕ ЭССЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муртазина Элина Ирковна

Актуальность статьи связана с формированием такой важной общекультурной компетенции выпускника вуза, как межкультурная, которая подразумевает развитие толерантности. Развитие толерантности в учебно-воспитательном процессе осуществляется как с использованием традиционной объяснительно-иллюстративной технологии обучения, так и инновационной технологии развития критического мышления, которая позволяет развивать самостоятельное, аргументированное, творческое мышление студентов. Целью нашего исследования явилось внедрение технологии критического мышления на практических занятиях английского языка в Казанском национальном исследовательском технологическом университете для повышения уровня трех компонентов толерантности; осуществление наблюдения за поведением студентов для определения уровня данных компонентов, а также обобщение результатов внедрения данной технологии. Технология критического мышления, состоящая из трех стадий «вызова», «осмысления», «рефлексии» была апробирована в виде следующих приемов: «Кластер», «Концептуальное колесо», «Таблица “тонких и толстых вопросов”», «Мозговой штурм», «Инсерт», заполнение концептуальной таблицы, написание творческой работы в виде «синквейна» и эссе. Внедрение данной технологии позволило повысить уровень толерантности студентов: определив уровень критериев трех компонентов толерантности с помощью эмпирического метода наблюдения, мы выявили значительную динамику толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муртазина Элина Ирковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS TOLERANCE IN THE ENGLISH CLASSES USING THE CRITICAL THINKING STRATEGY

The importance of the article deals with the necessity of developing such important general competence of the graduate as intercultural one which implies developing tolerance. The development of tolerance in the educational process of the university is made with the use of both traditional explanatory-illustrative technology and innovational technology of critical thinking which helps to develop students’ individual, reasoned, creative thinking. The aim of our research was to use the technology of critical thinking at the English practice classes at the Kazan national research technological university for increasing the level of tolerance three components, to make observations of the students’ behavior for estimating the level of these components, and also to summarize the results of this technology approbation. The critical thinking technology consisting of three stages, “challenge”, “understanding” and “reflection” was used in the form of the following technics “cluster”, “concept wheel”, the table of easy and difficult questions, brainstorming, “insert”, filling in the concept-based table, creative writing in the form of five-line stanza and essay. The implementation of this technology added to increasing the tolerance level of students: having revealed the level of tolerance three components with the help of the empirical method observation we detected the prominent dynamics of tolerance.

Текст научной работы на тему «Развитие толерантности студентов на занятиях английского языка с использованием технологии развития критического мышления»

УДК 378.14.06:811.111

РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Э. И. Муртазина

Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань

Актуальность статьи связана с формированием такой важной общекультурной компетенции выпускника вуза, как межкультурная, которая подразумевает развитие толерантности. Развитие толерантности в учебно-воспитательном процессе осуществляется как с использованием традиционной объяснительно-иллюстративной технологии обучения, так и инновационной технологии развития критического мышления, которая позволяет развивать самостоятельное, аргументированное, творческое мышление студентов. Целью нашего исследования явилось внедрение технологии критического мышления на практических занятиях английского языка в Казанском национальном исследовательском технологическом университете для повышения уровня трех компонентов толерантности; осуществление наблюдения за поведением студентов для определения уровня данных компонентов, а также обобщение результатов внедрения данной технологии. Технология критического мышления, состоящая из трех стадий - «вызова», «осмысления», «рефлексии» - была апробирована в виде следующих приемов: «Кластер», «Концептуальное колесо», «Таблица "тонких и толстых вопросов"», «Мозговой штурм», «Инсерт», заполнение концептуальной таблицы, написание творческой работы в виде «синквейна» и эссе. Внедрение данной технологии позволило повысить уровень толерантности студентов: определив уровень критериев трех компонентов толерантности с помощью эмпирического метода наблюдения, мы выявили значительную динамику толерантности.

Ключевые слова: толерантность, английский язык, критическое мышление, «Кластер», «Мозговой штурм», «Инсерт», концептуальная таблица, написание эссе.

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS TOLERANCE IN THE ENGLISH CLASSES USING THE CRITICAL THINKING STRATEGY

E. I. Murtazina

Kazan national research technological university, Kazan

The importance of the article deals with the necessity of developing such important general competence of the graduate as intercultural one which implies developing tolerance. The development of tolerance in the educational process of the university is made with the use of both traditional explanatory-illustrative technology and innova-tional technology of critical thinking which helps to develop students' individual, reasoned, creative thinking. The aim of our research was to use the technology of critical thinking at the English practice classes at the Kazan national research technological university for increasing the level of tolerance three components, to make observations of the students' behavior for estimating the level of these components, and also to summarize the results of this technology approbation. The critical thinking technology consisting of three stages, "challenge", "understanding" and "reflection" was used in the form of the following technics - "cluster", "concept wheel", the table of easy and difficult questions, brainstorming, "insert", filling in the concept-based table, creative writing in the form of five-line stanza and essay. The implementation of this technology added to increasing the tolerance level of students: having revealed the level of tolerance three components with the help of the empirical method observation we detected the prominent dynamics of tolerance.

Keywords: the English language, critical thinking, cluster, brainstorming, "insert" technique, concept-based table, essay writing.

Современное информационное общество ведений умение самостоятельно приобретать непредъявляет к выпускникам высших учебных за- обходимые знания и применять их на практике

© Муртазина Э. И., 2018

для решения различных проблем, собирать и анализировать необходимые факты для их решения, делать обобщения и аргументированные выводы [1, с. 257; 11, с. 46], быть коммуникабельными, работать совместно в различных ситуациях, искать выход из конфликтных ситуаций; мыслить критически и творчески, находя пути решения возникающих проблем с использованием современных информационных технологий; самостоятельно работать над повышением собственного культурного уровня, развитием такого нравст -венного качества, как толерантность, необходимого для успешной социализации в обществе. Развитие вышеуказанных умений и познавательных навыков учащихся в образовательном процессе вуза происходит за счет технологий активного обучения [7, с. 267], среди которых большую роль играет технология развития критического мышления.

Основная идея технологии развития критического мышления (англ. critical thinking), предложенной в 90-е годы XX века американскими педагогами Дж. Стил, Ч. Темпл, К. Мередит, заключается в создании особой атмосферы приобретения знаний, когда студенты сознательно размышляют, подтверждают, опровергают знания, идеи, факты об окружающем мире при направляющей роли преподавателя. У студентов формируются навыки определения последовательности действий при разрешении учебной задачи, навыки критичной оценки своей деятельности и полученного результата, а также навыки оценивания своих эмоций, знаний и способов деятельности [5, с. 19].

Технология критического мышления позволяет преодолевать стереотипы, активизировать мышление и поведение, а также взаимодействие между студентами и преподавателем [2, с. 61]; повысить мотивацию и эмоциональность учащихся, способствуя творческому характеру усвоения знаний.

Под технологией развития критического мышления на занятиях иностранного языка мы понимаем систему стратегий и приемов, способствующих формированию критического мышления студентов; данный тип мышления подразумевает анализ и оценку информации, логическое выстраивание собственных суждений, аргументированных выводов, определение проблем в описываемых ситуациях, нахождение путей решения учебных задач [9, с. 851].

Данная технология подразумевает применение специальных приемов работы с информацией, организацию работы в группах [3, с. 84], что способствует мотивации к изучению иностранного языка. Проблемно-поисковая и проектная технологии в виде дискуссии, создания совместного проекта [10, с. 46], презентации являются эффективными средствами для развития критического мышления учащихся [4, с. 16]. Мотивации студентов к учебе и расширению их кругозора способствуют также информационные, телекоммуникационные технологии и мультимедийные средства [6, с. 83].

Целью эксперимента, проводившегося на практических занятиях английского языка в Казанском национальном исследовательском технологическом университете, стало повышение уровня трех компонентов толерантности с использованием технологии развития критического мышления; определение уровня критериев данных компонентов с помощью эмпирического метода наблюдения за поведением студентов в течение эксперимента; формулирование выводов об эффективности используемой данной технологии обучения.

Практические занятия в институте нефти, химии и нанотехнологий, институте полимеров и институте управления инновациями были проведены с преобладанием технологии критического мышления в виде индивидуальной, парной и групповой работы. Технология критического мышления была реализована в виде трех фаз: «вызова», включающей активизацию знаний студентов по теме - создание ассоциации по изучаемой теме для повышения мотивации к ее изучению, сбор информации с постановкой вопросов в форме парной и групповой работы студентов; «осмысления», подразумевающей поддержание интереса к теме - систематизацию материала в виде таблиц, рисунков, осмысленную работу студентов с текстом, видеоматериалами, речью преподавателя как индивидуально, так и в парах; «размышления», означающей анализ и интерпретацию изучаемого материала в виде рефлексии - повторного осмысления представлений о теме, которую студенты осуществляют индивидуально, в парах и в группах.

На фазе «Вызов» были использованы следующие приемы: «Кластер», «Концептуальное колесо», «Таблица "тонких и толстых вопросов"», «Мозговой штурм». Прием «кластер» (гроздь)

дал нам возможность пробудить интерес к теме занятия и систематизировать материал, развивая умение студентов аргументировать. В центре доски было написано ключевое слово и студентами предлагалось сделать предположения о теме, которую предстояло изучать: «Look at the name of the theme and guess the things we are going to discuss». Студенты связывали свои ассоциации с темой и записывали их в виде схемы-рисунка, подбирая лексические единицы и обосновывая свои прогнозы. На «стволе» воображаемого дерева учащиеся записывали тему, например, «Cultural shock», на «ветвях» дерева - ассоциации с этой темой (different culture, adaptation, unknown environment, discomfort, personal reactions). При введении темы «Verbal and nonverbal communication» учащиеся рисовали ветви со словами gestures, body, facial expression, fingers, look. Тема «Slavic mentality» вызвала у учащихся следующие ассоциации: national characters, spirit, faith, Russian, Serbians. В результате складывался краткий конспект по теме. Строя предположения и делая прогнозы, учащиеся использовали в устной речи конструкции будущего времени и вспоминали употребление сослагательного наклонения. Ответы были такими: If a person is in the culture shock situation he will feel uncomfortable for sure. If I were in America I would live in the American family to practice my English and adapt better in the different culture. Прием «Концептуальное колесо» был использован следующим образом: студенты подбирали синонимы к слову, нарисованному в ядре «колеса», вписывая затем в его секторы синонимов или ассоциаций к данному слову. При озвучивании темы «Realizing one's own cultural identi-ty» к слову идентичность студенты подобрали слова race, nation, religion, origin. Слово «America» при прохождении темы «American national character» вызвало такие ассоциации: democracy, word freedom, practicality, mobility. Слово «conflict» студенты объяснили словами fight, hostility, hatred, uncompromising, rudeness. Прием «Таблица «тонких и толстых вопросов» был воспринят студентами как сложное, но интересное задание: «Can you think of the simple and complex questions on this theme?», так как учащиеся должны были составить как вопросы, требующие односложных ответов («Can you name the characteristic features of Anglo-Saxons and Slavs?»), так и вопросы с неоднозначными ответами («Which features are positive and negative ones?»). Формулировка «толстых»

вопросов требовала глубокого изучения тем. Например, при прохождении темы «Intercultural communication theories» за «тонким» вопросом «Which communication styles are characteristic of high- and low context cultures?» последовал вопрос: «Which communication style, indirect or direct is better when doing business?». На вопрос «People of what nations can we call Asians?» студенты дали несколько вариантов ответов: the Japanese, the Chinese, the Koreans. На вопросы «What is the difference between Europeans and Asians?» «Are Russians Europeans or Asians?» студенты не смогли дать быстрый ответ. Они осознали, что правильно ответить на этот вопрос они смогут только после тщательного изучения тем «Slavic mentality» и «Asian mentality». Прием «Мозговой штурм» позволил развивать творческое мышление студентов. Приветствовалось большое количество вариантов решения, критиковать другие варианты не разрешалось. Сначала учащиеся идентифицировали проблему, затем предлагали варианты ее решения, создавая банк идей. Например, при прохождении темы «Culture shock. Cultural adaptation» обсуждались способы преодоления культурного шока. Студенты предложили такие идеи: «Learning a language», «Fighting with somebody's fears», «Getting involved in the local life», «Not judging the morals of other cultures», «Asking people as many questions as you can». Все учащиеся сошлись на том, что для успешной безболезненной адаптации в иноязычной среде необходимо принять во внимание все перечисленное. Обсуждение темы «Dealing with conflict situations» проходило следующим образом: студенты были поделены на группы по 3 человека: коллективно обсуждая идеи, они выбирали самое удачное решение. Перед ними была поставлена задача: «Найдите наилучший способ разрешения конфликтов». Среди предложенных решений («Trying to collaborate, not to fight», «Finding a win/win solution», «Developing compromising skills», «Choosing the words carefully», «Finding a mutually acceptable solution») было выбрано наилучшее, на их взгляд, решение: «Working out the strategy of dealing with conflicts». После озвучивания темы занятия Stereotypes: how to avoid them» и введения новой лексики учащимся было предложено найти способы преодоления стереотипов. После предложения вариантов «Trying to find out more about different nations» и «Watching movies and reading books» все студенты сочли

самым важным признать, что стереотипы присущи каждому человеку и искоренить их можно только за счет приобретения знаний.

Фаза «осмысления» проходила с использованием приемов «Круги по воде», «Инсерт», «Карусель». Прием «Круги по воде» предполагал запись нового понятия в столбец, на каждую букву данного слова подбиралось существительное, глагол и прилагательное, которые близки по смыслу к данному слову. Перед студентами ставилось задание: «Think of a noun, verb or adjective starting with the letters of the word "Culture" and relating to this notion». Во время прохождения темы «Cultural descriptors» к слову «культура» они написали слова: C - cultural, U- unite, L - language, T - tradition, U - unity, R- religion, E - ethics. Размышляя над понятием «конфликт» при изучении темы «Dealing with conflict situations» студенты подобрали слова: C - clash, O - obstruction, N - neglect, F - fight, L - lower, I - irritation, C - compete, T - tension. Слово «negotiation» при введении темы «Successful intercultural negotiations» было представлено словами: N - negotiate, E - equal, G - goal, O - obstacle, T - transparency, I - identify, A - agreement, T - transferability, I - implement, O - outdo, N - negotiable. Прием «Инсерт», который применялся при изучении социокультурной информации по темам «The British national character», «The American national charac-ter», «The Canadian national character», «The Australia national character», а также при прохождении тем «Slavic mentality» и «Asian mentality», сопровождался пометками, которые делали студенты при прочтении нового текста, прослушивании аудиоматериалов и речи преподавателя, при просмотре видео: v - это я уже знаю; - противоречит тому, что я знаю; + это для меня новое; ? - это для меня непонятно. Эффективным приемом на данном этапе также являлся прием «Карусель» - вид дискуссии, где проблемные задания соответствуют количеству групп. Каждая гру-па продумывала свое решение, обменивалась им с другой группой, после чего следовал анализ результатов. Студенты анализировали инцидент с американским студентом, который обучается в Африке: «What ways of eliminating misunderstanding between the American student and the Professor can you propose?» и предлагали три варианта решения проблемы в малых группах по три человека. Для актуализации знаний по теме «Successful intercultural negotiations», «Managing multinational

teams» студенты из четырех групп писали совместную рекомендацию «Как вести бизнес в США, Германии и Японии». Углубление знаний по теме «Intercultural communication theories» и «American national character» происходило через составление «Сценария посещения Нью-Йорка». Студенты делились на три группы и писали сценарий, согласно которому им необходимо было разработать план повышения уровня английского языка, общения с людьми, посещения достопримечательностей в Америке.

Фаза «рефлексии» сопровождалась такими приемами, как «Заполнение концептуальной таблицы», написание творческой работы в виде «Синквейна» и эссе. Прием «Заполнение концептуальной таблицы» был удобен для систематизации информации и сравнения признаков трех и более объектов, описываемых в текстах большого объема: по горизонтали располагались сравниваемые явления, а по вертикали - характеристики и свойства, по которым делалось сравнение. Каждый студент работал с одним фрагментом текста по одной из стран, отбирал факты и готовился к высказыванию. Подобная таблица была использована при сравнении России с изучаемыми странами (Англией, Америкой, Канадой, Австралией) по критериям: национальные традиции, обычаи, этикет. Студенты сравнивали и оценивали данные критерии с последующей дискуссией на тему «How is the high or low-context culture manifested in the traditions and etiquette of these countries?». Во время изучения темы «Intercultural communication theories» студенты заполняли таблицу, где сравнение проводилось между культурами низкого и высокого контекста, а критериями сравнения были стили общения, заключение контрактов, принятие решений, стиль ведения переговоров, дистанцированность от власти, избегание неопределенности, ориентация на будущее. Затем следовала дискуссия на тему: «What are the negative and positive sides of these theories?». Студенты осмысливали новые понятия по теме «Slavic mentality», затем составляли таблицу, сравнивая два менталитета, проявляющиеся в английских и русских пословицах по критериям: юмор, любовь к порядку, расчетливость, гостеприимство, коллективизм и индивидуализм, отношение к богатству, стремление к свободе. Прием «Синквейн» (пятистрочное стихотворение, представляющее собой цепочку «существительное - два прилагательных - три глагола -

предложение из четырех слов - одно существительное-ассоциация, которая повторяет суть темы) использовался для обогащения словарного запаса студентов, развития навыков краткого пересказа, а также творческой выразительности. При прохождении темы «Dealing with conflict situations» студенты составили такое пятистишие: «Conflict - long-time, racial - to quarrel, to fight, to shout - We must overcome conflicts - confrontation». При обсуждении темы «Stereotypes: how to avoid them» появилось следующее высказывание: «Stereotypes - racial, gender - to disfigure, to retell, to reflect - I should get rid of established stereotypes - generalizations». При разборе темы «Anglo-Saxon mentality» студенты совместно составили следующее: «An Englishman - disciplined, polite - to appreciate personal freedom, to take personal responsibility, to follow the etiquette rules -The British are notable for extravagant behavior -A man of the traditions». Прием «Написание эссе» использовался в виде письменного задания, целью которого было краткое выражение своей мысли, развитие критического взгляда на себя и окружающих и прослушивание иной точки зрения. При рассмотрении темы «Realizing one's own cultural identity» задание ответить на пункты «Name» «Country of birth», «Nationality», «Languages spoken», «Other countries lived», «Hobbies, interests» помогло узнать культурные корни студентов. Задание «Make a written report describing your experience, observations done while living in a different culture» помогло студентам воспроизвести свои наблюдения, описывая опыт проживания в иной культурной среде, вспоминая странные и смешные случаи, свои реакции на события. Тема рабства была раскрыта в виде творческого задания с элементом проблемности: «Read about people who stood up against racism. Pretend that they are still alive. Choose one person and write him a letter describing your attitude against slavery». Учащиеся писали письмо известной личности, внесшей вклад в борьбу против рабства, объясняя свое отношение к данному явлению.

Для сохранения поддержания мотивации к совместной деятельности необходима оценка результатов и корректировка работы команд [8, с. 303]. Мы проводили разбор совместной деятельности членов команд, оценивая такие показатели, как достижение прогресса в учебе; межгрупповые умения (личный вклад студента в совместную работу; ответственность за общую работу); меж-

личностные умения (поддержка, сопереживание), критические навыки (способность выявлять и анализировать проблемы, выдвигать и проверять гипотезы, выслушивать различные точки зрения, не подвергая их критике); соответствие поставленных целей и результатов деятельности, а также оригинальность и элементы творчества в ответах.

Психолого-педагогическое наблюдение, проводившееся на протяжении эксперимента, выявило качественную динамику трех компонентов толерантности студентов трех институтов:

1) развитие когнитивного компонента толерантности, проявляющееся в повышении уровня лингвистических знаний: появлении грамматической правильности речи, увеличении словарного запаса и улучшении произношения английских слов; повышении уровня лингвокультурных знаний (знаний о культурных различиях разных стран) и умения применять знания по теории межкультурной коммуникации при разрешении учебных ситуаций;

2) развитие эмоционального компонента толерантности, которое проявилось в повышении уровня эмпатийных способностей: в результате анализа и проигрывания ситуаций межкультурного столкновения расширился спектр эмоций студентов, появились навыки эмпатийного слушания и сопереживания, оценивания эмоционального состояния и поступков окружающих, а также умение уважать точку зрения других и помогать окружающим; повышении уровня рефлексивных способностей: выполнение заданий на нахождение разных способов решения проблемы с возможностью высказать свое мнение способствовало развитию навыков критического мышления (размышления над своими поступками и уважения иного мнения, осознания необходимости преодоления стереотипов в отношении других народов, самоанализа своих и чужих поступков и их мотивов);

3) развитие поведенческого компонента толерантности, проявляющееся в повышении уровня коммуникабельности: работа в группах и командах с мультикультурным составом, проигрывание различных ситуаций способствовали появлению навыков межкультурного общения; снижении уровня агрессивности: студенты научились контролировать свое поведение при столкновении разных точек зрения, отстаивать

свою точку зрения в виде взвешенных высказываний, разрешать спорные ситуации через компромисс и сотрудничество.

Таким образом, внедрение технологии критического мышления способствовало повышению уровня критериев трех компонентов толерантности. Об этом свидетельствуют данные наблюдения, выявившие качественную динамику толерантности.

Литература

1. Голубева Н. Б. Развитие критического мышления как важный элемент формирования профессионально-ориентированной иноязычной компетенции // Вестник университета. 2015. № 3. С. 257-261.

2. Гулая Т. М., Герасименко Т. Л. Опыт использования технологии «развитие критического мышления» в процессе обучения профессионально-ориентированному деловому английскому языку // Педагогика и психология образования. 2014. № 1. С. 54-62.

3. Климова Т. В. Способы формирования критического мышления студента // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2 (138). С. 78-85.

4. Комаров А. С. Развитие критического мышления на занятиях иностранным языком в вузе // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 3 (45). С. 15-16.

5. Медникова О. Н. Технология развития критического мышления через чтение и письмо как средство развития рефлексивной деятельности учащихся // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (159). С. 17-20.

6. Мишланова С. Л., Филиппова А. А., Заседателева М. Г. Технология критического мышления как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 82-89.

7. Окань Г. И. Активные методы обучения в вузе: содержание и особенности внедрения // Научный диалог. 2012. № 1. С. 265-270.

8. Плотникова Н. Ф. Принципы осуществления мониторинга формирования критического мышления студентов при командной форме организации обучения // Филология и культура. 2015. № 4 (42). С. 301-305.

9. Позднякова Г. А. Технология развития критического мышления на занятиях по иностранному языку у студентов вуза // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2015. Т. 17. № 1 (14). С. 850-853.

10. Таренко Л. Б. Формирование аналитических умений в процессе личностно ориентированного обучения на основе метода проектов // Вестник Марийского государственного университета. 2016. Т. 10. № 4 (24). С. 46-50.

11. Трапезникова Г. А., Хабибуллина Ф. Я. Использование технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической лексике // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11. № 2 (26). С. 46-52.

References

1. Golubeva N. B. Razvitie kriticheskogo myshlenija kak vazhnyj jelement formirovanija professional'no-orientirovannoj inojazychnoj kompetencii [The development of critical thinking as an essential element of the formation of the profession-oriented foreign-language competence]. Vestnik universiteta = University newsletter, no. 3, pp. 257-261. (In Russ.)

2. Gulaya T. M., Gerasimenko T. L. Opyt ispol'zovanija tehnologii «razvitie kriticheskogo myshlenija» v processe obuchenija professional'no-orientirovannomu delovomu anglijsko-mu jazyku [The practice of using the critical thinking technology in the process of profession-oriented business English teaching]. Pedagogika i psihologija obrazovanija = Pedagogy and psychology of education, no. 1, pp. 54-62. (In Russ.)

3. Klimova T. V. Sposoby formirovanija kriticheskogo myshlenija studenta [Ways of forming the student's critical thinking]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta = Orenburg state university newsletter, no. 2 (138), pp. 78-85. (In Russ.)

4. Komarov A. S. Razvitie kriticheskogo myshlenija na zanjatijah inostrannym jazykom v vuze [The development of critical thinking in the foreign language classes at the university]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal = International scientific-research journal, no. 3 (45), pp. 15-16. (In Russ.)

5. Mednikova O. N. Tehnologija razvitija kriticheskogo myshlenija cherez chtenie i pis'mo kak sredstvo razvitija refleksivnoj dejatel'nosti uchashhihsja [The technology of critical thinking development through reading and writing as a means of forming the students' reflection activity]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk state pedagogical university newsletter, no. 6 (159), pp. 17-20. (In Russ.)

6. Mishlanova S. L., Filippova A. A., Zasedateleva M. G. Tehnologija kriticheskogo myshlenija kak sredstvo formirovanija inojazychnoj kommunikativnoj kompetencii studentov [Critical thinking technology as a means of developing students' foreign-language communicative competence]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta = Cheljabinsk state pedagogical university newsletter, no. 5, pp. 82-89. (In Russ.)

7. Okan' G. I. Aktivnye metody obuchenija v vuze: soderzhanie i osobennosti vnedrenija [Active methods of teaching at the university: content and implementation peculiarities]. Nauchnyj dialog = Science dialogue, no 1, pp. 265-270. (In Russ.)

8. Plotnikova, N. F. Principy osushhestvlenija monitoringa formirovanija kriticheskogo myshlenija studentov pri komandnoj forme organizacii obuchenija [The principles of implementation of the monitoring the students' critical thinking using the team form of the study process organization]. Filologija i kul'tura = Philology and culture, no. 4(42), pp. 301-305. (In Russ.)

9. Pozdnjakova G. A. Tehnologija razvitija kriticheskogo myshlenija na zanjatijah po inostrannomu jazyku u studentov vuza [The students critical thinking technology in the foreign language classes at the university]. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk = Samara science center bulletin of the Russian Academy of sciences, issue 17, no. 1(14), pp. 850-853. (In Russ.)

10. Tarenko L. B. Formirovanie analiticheskih umenij v processe lichnostno-orientirovannogo obuchenija na osnove metoda proektov [The formation of analytical skills in the process of

person-oriented teaching on the base of the project method] Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, issue 10, no. 4(24), pp. 46-50. (In Russ.)

11. Trapeznikova G. A., Khabibullina F. Ya. Ispol'zovanie tehnologii kriticheskogo myshlenija pri obuchenii studentov jazykovogo fakul'teta obshhestvenno-politicheskoj leksike [The use of critical thinking technology while teaching the

socio-political vocabulary to the foreign language department students]. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, issue 11, no. 2(26), pp. 46-52. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 17.12.2017 г.

Submitted 17.12.2017.

Для цитирования: Муртазина Э. И. Развитие толерантности студентов на занятиях английского языка с использованием технологии развития критического мышления // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 1. С. 76-82.

Citation for an article: Murtazina E. I. The development of students tolerance in the english classes using the critical thinking strategy. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 1, pp. 76-82.

Муртазина Элина Ирковна, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. Казань, elina_mur@list.ru

Elina I. Murtazina, Senior teacher, Kazan national research technological university, Kazan, Russia, elina_mur@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.