Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТА, ДОМА МОЛОДЕЖИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ'

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТА, ДОМА МОЛОДЕЖИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
179
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЫЕ ИНВАЛИДЫ / УНИВЕРСИТЕТ / ДОМ МОЛОДЕЖИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Рылеева Анастасия Сергеевна, Еманова Светлана Владимировна, Хомутникова Елена Анатольевна

Проблема и цель. Сегодня молодые инвалиды являются наиболее незащищенной категорией и испытывают трудности социализации в общество. В настоящее время задача их поддержки решается точечно, силами некоммерческих общественных организаций. В связи с этим необходимо предложить иное содержание практико-ориентированных процедур для формирования самостоятельной, социально мобильной личности молодого инвалида, способного к успешной интеграции в общество. Цель исследования - апробировать программу психолого-педагогической поддержки молодых инвалидов 18-30 лет. Материалы и методы. В мониторинге приняли участие 150 молодых инвалидов с ментальными и физическими нарушениями общественного объединения «Многогранник» города Курган (Курганская область, Российская Федерация). Использовались методики: опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний», методика «Личностный дифференциал» (авторы: Богданова Д. А., Посохова С. Т.), цветовой тест М. Люшера. Результаты. Разработана и апробирована программа работы с молодыми инвалидами по развитию положительного отношения к себе, социальных навыков, преодолению негативных эмоциональных состояний. Выявлена положительная динамика в эмоциональном состоянии молодых инвалидов по фрустрации (?2 =12.593, при p=0.002), по агрессивности (?2=53.333, при p<0,001), по ригидности (?2=45.898, при p<0,001), по самооценке (?2=9.679, при p=0.008). Заключение. Проведенное исследование доказало, что категория молодых инвалидов 18-30 лет нуждается в комплексной и систематической поддержке. Решение проблемы исследования было предложено реализовать через интеграцию усилий университета, Дома молодежи и общественной организации «Ахиллес», что помогло преодолеть у молодых инвалидов негативные эмоциональные состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Рылеева Анастасия Сергеевна, Еманова Светлана Владимировна, Хомутникова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF INTERACTION BETWEEN A UNIVERSITY, A YOUTH CENTER AND A PUBLIC ASSOCIATION FOR ORGANIZING FREE TIME OF DISABLED YOUTH

Research problem and purpose. Today, disabled youth are the most vulnerable category, experiencing difficulties in socialization into society. Currently, the task of their support is being solved pointwise by non-profit public organizations. In this regard, it is necessary to propose a different content of practice-oriented procedures for the formation of an independent, socially mobile personality of a young disabled person capable of successful integration into society. The research purpose is to test a program of psychological and pedagogical support for disabled youth aged 18-30. Materials and methods. The monitoring was attended by 150 young disabled people with mental and physical disabilities of a public association “Mnogogrannik” of the city of Kurgan (Kurgan region, Russian Federation). The following methods were used: H. Eysenck's questionnaire “Self-assessment of Mental States”, a personal differential method by D.A. Bogdanova, S.T. Posokhova, M. Luscher’s color test. Results. A program of work with disabled youth was developed and tested to form a positive attitude towards oneself, develop social skills, overcome negative emotional states. Positive dynamics was revealed in the emotional state of disabled youth in terms of frustration (?2=12.593, p=0.002), aggressiveness (?2=53.333, p<0.001), rigidity (?2=45.898, p<0.001), self-esteem (?2=9.679, p=0.008). Conclusion. The conducted research proved that the category of disabled youth aged 18-30 needs comprehensive and systematic support. The solution to the research problem was proposed to be implemented through the integration of the efforts of a university, a youth center and a public organization “Achilles”, which helped to overcome negative emotional states in disabled youth.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТА, ДОМА МОЛОДЕЖИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-04/ Дата публикации: 31.08.2022 УДК 376.1

А. С. Рылеева, С. В. Емдновд, Е. А. Хомутниковд

Модель взаимодействия университета, дома молодежи и общественного объединения по организации свободного времени молодых инвалидов

Проблема и цель. Сегодня молодые инвалиды являются наиболее незащищенной категорией и испытывают трудности социализации в общество. В настоящее время задача их поддержки решается точечно, силами некоммерческих общественных организаций. В связи с этим необходимо предложить иное содержание практико-ориентированных процедур для формирования самостоятельной, социально мобильной личности молодого инвалида, способного к успешной интеграции в общество. Цель исследования - апробировать программу психолого-педагогической поддержки молодых инвалидов 18-30 лет.

Материалы и методы. В мониторинге приняли участие 150 молодых инвалидов с ментальными и физическими нарушениями общественного объединения «Многогранник» города Курган (Курганская область, Российская Федерация). Использовались методики: опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний», методика «Личностный дифференциал» (авторы: Богданова Д. А., Посохова С. Т.), цветовой тест М. Люшера.

Результаты. Разработана и апробирована программа работы с молодыми инвалидами по развитию положительного отношения к себе, социальных навыков, преодолению негативных эмоциональных состояний. Выявлена положительная динамика в эмоциональном состоянии молодых инвалидов по фрустрации (х2 =12.593, при р=0.002), по агрессивности (х2=53.333, при р<0,001), по ригидности (Х2=45.898, при р<0,001), по самооценке (х2=9.679, при р=0.008).

Заключение. Проведенное исследование доказало, что категория молодых инвалидов 18-30 лет нуждается в комплексной и систематической поддержке. Решение проблемы исследования было предложено реализовать через интеграцию усилий университета, Дома молодежи и общественной организации «Ахиллес», что помогло преодолеть у молодых инвалидов негативные эмоциональные состояния.

Ключевые слова: молодые инвалиды, университет, дом молодежи, общественная организация, взаимодействие, свободное время, психолого-педагогическое сопровождение

Ссылка для цитирования:

Рылеева А. С., Еманова С. В., Хомутникова Е. А. Модель взаимодействия университета, дома молодежи и общественного объединения по организации свободного времени молодых инвалидов // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 404-424. 10.32744/ pse.2022.424

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-04/ Accepted: 27 April 2022 Published: 31 August 2022

A. S. Ryleeva, S. V. Emanova, E. A. Khomutnikova

Model of interaction between a university, a youth center and a public association for organizing free time of disabled youth

Research problem and purpose. Today, disabled youth are the most vulnerable category, experiencing difficulties in socialization into society. Currently, the task of their support is being solved pointwise by non-profit public organizations. In this regard, it is necessary to propose a different content of practice-oriented procedures for the formation of an independent, socially mobile personality of a young disabled person capable of successful integration into society. The research purpose is to test a program of psychological and pedagogical support for disabled youth aged 18-30.

Materials and methods. The monitoring was attended by 150 young disabled people with mental and physical disabilities of a public association "Mnogogrannik" of the city of Kurgan (Kurgan region, Russian Federation). The following methods were used: H. Eysenck's questionnaire "Self-assessment of Mental States", a personal differential method by D.A. Bogdanova, S.T. Posokhova, M. Luscher's color test.

Results. A program of work with disabled youth was developed and tested to form a positive attitude towards oneself, develop social skills, overcome negative emotional states. Positive dynamics was revealed in the emotional state of disabled youth in terms of frustration (x2=12.593, p=0.002), aggressiveness (X2=53.333, p<0.001), rigidity (x2=45.898, p<0.001), self-esteem (x2=9.679, p=0.008).

Conclusion. The conducted research proved that the category of disabled youth aged 18-30 needs comprehensive and systematic support. The solution to the research problem was proposed to be implemented through the integration of the efforts of a university, a youth center and a public organization "Achilles", which helped to overcome negative emotional states in disabled youth.

Keywords: disabled youth, university, youth center, public organization, interaction, free time, psychological and pedagogical support

For Reference:

Ryleeva, A. S., Emanova, S. V., & Khomutnikova, E. A. (2022). Model of interaction between a university, a youth center and a public association for organizing free time of disabled youth Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 58 (4), 404-424. doi: 10.32744/pse.2022.4.24

_Введение

Современный мир ориентирован на создание равных возможностей для всех людей. Важным аспектом является организация качественной подготовки к жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, так как это дает им шанс для успешной интеграции. Но в реальности данная категория людей сталкивается с целым рядом препятствий, затрудняющих их эффективную социализацию. Российская Федерация предпринимает ряд инициатив, которые способствуют улучшению жизни инвалидов. Так, в 2008 году была подписана Международная конвенция о правах инвалидов, принятая ООН в 2006 году [1]. Вместе с тем содействие людям с ограниченными возможностями носит фрагментарный характер.

Системная работа ведется в зарубежных странах. Совет Европы в Плане действий по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями здоровья в обществе в 2006-2015 годах обозначил ключевую роль образования в автономии этой категории людей [2]. ЮНЕСКО участвует в реализации Проекта «Инклюзивное образование в действии», в рамках которого осуществляется поддержка руководителей сферы образования по разработке ими содержания программ в области инклюзии. Европейское агентство по развитию образования лиц с особыми образовательными потребностями запустило проект MIPIE (Mapping the Implementation of Policy for Inclusive Education) по сбору информации из разных стран по состоянию уровня развития инклюзивного образования и анализу проблем, препятствующих его развитию.

л w w W f

Сегодня в системе государственной социальной и молодежной политики наиболее важными приоритетными задачами отмечены проблемы состояния здоровья населения, создание условий для успешной социализации. Так, в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» главной целью государственной политики указывается - «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод» [3]. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» приоритетной задачей выделяет «принятие надлежащих мер по обеспечению инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению» [4]. В Письме Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 «О Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования» указывается, что «система психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но включить в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков [5].

Среди работ, посвященных вопросам инклюзивного образования можно отметить авторский коллектив научного издания «Инвалидность и социальное положение инвалидов в России». А. Я. Бурдяк и соавторы проводят статистический,

социодемографический анализы инвалидов в России, обсуждают социально-экономическое положение, оценивают эффективность политики в отношении инвалидов [6]. И. В. Ларикова и соавторы рассуждают о позитивных изменениях в России, дают рекомендации, как их использовать на региональном уровне и сделать более эффективной модель трудоустройства людей с ментальными нарушениями [7]. О. О. Мельникова, А. Ю. Рыкун, К. М. Южанинов рассматривают возможности и потенциал дополнительного образования для социализации инвалидов и отмечают артикулированный характер социальной политики по отношению к инвалидам -студентам вузов. [9].

Мы относим к категории «молодые инвалиды» - молодых людей в возрасте 18-30 лет, имеющих отклонения в ментальном или физическом состоянии здоровья и испытывающих трудности в плане самоопределения, адаптации и интеграции к жизни в современном обществе [3].

Общими для молодых инвалидов являются проблемы: стойкая социальная дезадаптация, низкий уровень развития познавательных процессов (воображение, внимание, долговременная память), неумение взаимодействовать, низкий уровень самооценки и уверенности в себе, неумение осознавать свои потребности и интересы, низкий уровень самоконтроля. В связи с этим проблема разработки содержания психолого-педагогического сопровождения молодых инвалидов становится необходимой и очевидной.

Вариативными барьерами к успешной интеграции и адаптации к жизни в обществе являются индивидуальные особенности каждой категории в зависимости от типа нарушений.

Так, для молодых людей с ментальными нарушениями характерны излишняя доверчивость, эмоциональная и социальная незрелость, комфорность, частые перепады настроения, обидчивость, отсутствие чувства юмора, низкий уровень абстрактного и логического мышления, низкий эмоциональный интеллект.

Для молодых людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны низкая продуктивность самостоятельной деятельности, нарушение некоторых функциональных возможностей организма, координации движения, нарушение кинестетической чувствительности, инертность.

В связи с этим молодые люди данных категорий нуждались в психолого-педагогической поддержке, чтобы преодолеть общие и вариативные барьеры.

_Материалы и методы

Методологические позиции исследования определены идеями ведущих ученых: Л. С. Выготского, который говорит о важности социализации особых детей, поднимает в своих трудах вопрос о социальной ситуации, в которой осуществляется развитие личности; И. К. Якиманской, заложившей основы личностно-ориентированного подхода, который опирается на признание неповторимости каждого человека и предполагает организацию условий для проявления индивидуальности каждого субъекта, представителей антропологического подхода, которые выдвигали идеи ценности жизни и здоровья каждого субъекта педагогического процесса, создания условий для совершенствования каждого и проявления его индивидуальности, повышения его адаптационных возможностей.

В исследовании для определения уровня психоэмоционального состояния молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, таких, как тревожность, фрустрация, агрессивность были применены общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение теоретических источников по проблеме; эмпирические методы; психолого-педагогический эксперимент; количественная обработка данных.

На констатирующем и контрольном этапе эксперимента применялись опросник Г. Айзенка «Самооценка психических состояний», методика «Личностный дифференциал (ЛД)» (авторы: Богданова Д. А., Посохова С. Т.), цветовой тест М. Люшера, в ходе которых были выявлены особенности самооценки, уровень негативных эмоциональных состояний респондентов.

Формирующий этап эксперимента состоял в разработке и апробации содержания программы по организации свободного времени молодых инвалидов с учетом их интересов и общих и вариативных барьеров, мешающих их успешной социализации.

Эксперимент проводился на базе объединения «Многогранник» города Кургана, который посещали молодые люди с инвалидностью. Выборка молодых инвалидов осуществлялась на основании критерия репрезентативности. Для мониторинга были взяты молодые инвалиды в возрасте 18-30 лет с ментальными и физическими нарушениями в количестве 150 человек. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 70 человек, имеющие ментальные нарушения, в контрольную группу (КГ) вошли молодые инвалиды с физическими нарушениями в количестве 80 человек. Программа психолого-педагогического сопровождения по организации свободного времени молодых инвалидов в рамках модели интеграции университета, Дома молодежи и общественной организации «Ахиллес» проходила апробацию в экспериментальной группе. С контрольной группой занимались волонтеры.

_Результаты исследования

Констатирующий этап

В процессе эксперимента проводилось комплексное изучение психоэмоционального состояния молодых инвалидов в трех аспектах: определение самооценки, диагностика волевых качеств личности, изучение уровня тревожности.

Результаты методики личностного дифференциала [12] в ЭГ показали низкий уровень самооценки у 75% участников, что говорит о низком уровне удовлетворенности собой и своей жизнью. У 10% из 75% были выявлены особо низкие значения самооценки, что говорит о возможных проблемах невротического характера. Однако у 2% был выявлен высокий уровень удовлетворенности собой. У 23 % был определен средний уровень показателя.

В КГ получились следующие результаты: у 65% низкий уровень самооценки, у 20% - средний уровень, у 15% - высокий уровень (см. рис. 1).

По фактору силы мы можем судить о развитии волевых качеств личности. Так, в ЭГ у 85% инвалидов отмечена неуверенность в себе, низкий уровень социально-бытовой ориентировки. Они не склонны рассчитывать на себя в трудных ситуациях, не способны держаться какой-то одной линии поведения, комфорны, зависимы от внешних обстоятельств и оценок. У 25% из 85% респондентов низкие показатели указывают на инертность, повышенную тревожность и астенизацию.

75%

С«

¿37а 20% 1 вдй

2%

ЭГ ИГ

■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень

Рисунок 1 Уровневое распределение молодых инвалидов по результатам изучения

самооценки (фактор оценки)

В КГ по этому показателю были получены следующие результаты: у 70% респондентов - высокий уровень неуверенности в себе, у 20%- средний уровень, у 10% отмечена уверенность в своих силах (см. рис. 2).

85%

70%

20%

10% 5% 10%

ЭГ кг

■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень

Рисунок 2 Уровневое распределение молодых инвалидов по результатам изучения

волевых характеристик (фактор силы)

По показателям активности в спектре общительности у 70% инвалидов молодого возраста ЭГ имеют средние показатели по шкале интровертированности, при этом надо понимать, что при высокой потребности к коммуникации молодые люди с ОВЗ испытывают трудности с ее реализацией. 10% опрошенных склонны к импульсивному поведению. Остальные участники (20%) имеют низкие значения потребности в общении, они более замкнуты в себе, не реагируют на обращение, неадекватно понимают эмоции.

В КГ у 80% молодых инвалидов с физическими нарушениями выявлен средний уровень фактора активности, у 10% пассивное отношение к общению и еще у 10% высокий уровень активности (см. рис. 3).

80%

40%

20%

10% 10% 10%

эг ИГ

■ еысокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень

Рисунок 3 Уровневое распределение молодых инвалидов по результатам изучения

экстравертированности (фактор активности)

Исследование уровня эмоционального состояния молодых людей с ОВЗ проводилось с помощью методики Люшера [13]. Молодым людям необходимо было выбрать цвет, который соответствовал их эмоциональному состоянию. Диагностика проводилась индивидуально с каждым участником программы. В итоге были получены следующие результаты.

На первых двух позициях в порядке предпочтения у участников ЭГ расположены

V V V V V I—I V

синий, зеленый, черный, красный, серый цвета. Данный выбор свидетельствует о наличии чувства беспокойства и страха одиночества. При этом у данной категории у 45% выбор синего и серого подразумевает наличие потребности к покою и отдыху, потребность в освобождении от стресса. У 15% черный цвет находился рядом с зеленым, что говорит о гневном отношении к окружающим, не всегда адекватном упрямстве.

У 25% респондентов в цветовом ряде преобладали в первых рядах красный и черный, что свидетельствует о негативном настроении, злости, стремлении выйти из неблагоприятной ситуации.

У 15% опрошенных молодых людей с ментальными нарушениями первые позиции занимали желтый и синий, что говорит в целом о позитивном эмоциональном состоянии.

В КГ у 20% респондентов преобладало положительное эмоциональное состояние, у 80% отмечены негативные тенденции.

С помощью опросника Айзенка «Самооценка психических состояний» [14] у молодых инвалидов был определен уровень развития таких психических состояний, как тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.

Согласно результатам диагностики, 55% участников ЭГ имеют высокие показатели по шкале фрустрации, что говорит о снижении вариантов реализации своих потребностей. Для этой группы респондентов характерны вспыльчивость, раздражительность, обидчивость. У 45% выявлен средний уровень, что проявляется в эмоциональной нестабильности, частых перепадах настроения, низкой произвольности поведения.

У 80% респондентов был выявлен высокий уровень тревожности, средний у 20%. Молодые люди в разной степени склонны к проявлению беспокойства в жизненных ситуациях, трудностям в реализации собственного потенциала, расстерянности в ситуации выбора.

У 30% участников агрессивность имеет высокие показатели проявления. Эти респонденты склонны к проявлениям неконтролируемых реакций, несдержанности, вспыльчивости. 70% имеют средние показатели по этому параметру.

У 60% респондентов обнаружен высокий уровень ригидности, у 35% - средний уровень (см. рис. 4).

80%

тревожность агрессивность фрустрация ригидность

■ высокий уровень ■ средний уровень

Рисунок 4 Результаты мониторинга по методике Айзенка «Самооценка психических состояний» (ЭГ)

В контрольной группе высокий уровень тревожности был выявлен у 65% испытуемых, у 35% - средний уровень, низкий уровень был отмечен у 10% молодых инвалидов с физическими отклонениями.

По показателю фрустрации в КГ выявлен высокий уровень у 60% респондентов, 40% опрошенных имеют средний уровень.

По шкале агрессии в КГ был отмечен высокий уровень у 70% участников опроса, 30% показали средний уровень выраженности.

По шкале ригидности в этой группе респондентов были получены следующие данные: высокий уровень - у 50%, средний - у 35%, низкий - у 15% (см. рис. 5).

тревожность агрессивность фрустрация ригидность

■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень

Рисунок 5 Результаты мониторинга по методике Айзенка «Самооценка психических состояний» (ЭГ)

п " ^

В целом, проведенный комплекс диагностических мероприятий позволил выявить ряд имеющихся проблем обследуемых, препятствующих их успеху.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирующий этап

Психолого-педагогическая деятельность с молодыми инвалидами призвана решать социальные проблемы, препятствующие получению образования (общего, дополнительного или профессионального), способствовать профессиональному становлению личности, а также сопровождать ее на всех этапах образовательного и воспитательного процессов, организовывать свободное время [3].

Особым видом помощи в данной деятельности по решению проблем молодых инвалидов выступило психолого-педагогическое сопровождение, осуществляемое командой преподавателей кафедры педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам университета и студентами старших курсов направления «Психолого-педагогическое образование», а также педагогами Дома молодежи и волонтерами общественной организации «Ахиллес». Важным фактором социализации является социокультурная деятельность, так как она приобщает молодых людей к общению и помогает восстановить их самооценку [8].

Досуг - неотъемлемая составная часть нашей жизни. Но вот содержательное наполнение его зависит от интересов, целей, склонностей личности [11]. Не всегда молодые инвалиды способны определить свои потребности и определить содержательное наполнение своего свободного времени. Для решения этой задачи было разработано содержание психолого-педагогического сопровождения по программе «Шаги к успеху». Главная цель работы по организации свободного времени молодых людей с ограниченными возможностями заключалась в обеспечении развития личности инвалида в условиях вариативной образовательной среды, что представляет целостную, системно организованную деятельность специалистов, способных создать психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого в соответствии с его возможностями и потребностям.

Психолого-педагогическое сопровождение строится на основе комплексного подхода и включает следующие направления: углубленную диагностику молодого инвалида; отслеживание динамики развития личности; проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий; организацию психолого-педагогического консультирования и просвещения молодых людей и их законных представителей по вопросам обучения и трудоустройства.

На базе Центра непрерывного образования Курганского государственного университета были разработаны и реализованы курсы по подготовке тьюторов и программа повышения квалификации для преподавателей по методике инклюзивного образования. При Центре начали действовать консультационная служба и работать отряд волонтеров, а так же преподавателями кафедры педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам была разработана модель взаимодействия областной общественной организации спортивно-реабилитационного клуба инвалидов «Ахиллес», Курганского Дома молодежи и кафедры педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам (далее - ПиМОГД) Института педагогики, психологии и физической культуры Курганского государственного университета.

Дом молодежи для работы с инвалидами предоставил универсальное, вариативное пространство жизнедеятельности, что значительно облегчило работу с различными категориями участников. Коллективные объединения различного типа и со-

держания, используя дифференцированные формы и методы, давали возможность реализовать индивидуальные потребности молодых людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) (см. рис. 6).

Кафедра ПиМОГД университета Центр непрерывного образования университета Дом молодежи

«Ахиллес»

Законные представители Молодые люди с ОВЗ Волонтеры

«Многогранник»

Рисунок 6 Модель взаимодействия университета, учреждения дополнительного образования и общественной организации по социализации молодых людей с ОВЗ

Экспериментальная работа заключалась в проверке эффективности содержания психолого-педагогического сопровождения по организации свободного времени молодых инвалидов в вариативной образовательной среде.

Программа была рассчитана на один год с последующей пролонгацией с периодичностью занятий 4 раза в неделю разного содержательного наполнения.

Главная цель реализации психолого-педагогического сопровождения - формирование самостоятельной, социально мобильной личности молодого инвалида, способного к успешной социализации в обществе.

Задачами содержания психолого-педагогического сопровождения по организации свободного времени молодых инвалидов являются:

• формирование личной ценностной позиции инвалидов молодого возраста и заинтересованного отношения к собственному мироощущению, чувствам, переживаниям, тем самым развития себя как здоровой личности, с неограниченными возможностями самореализации;

• развитие коммуникативных навыков взаимодействия в коллективе, в социуме в целом как процесса социальной адаптации к окружающему миру;

• ознакомление молодых инвалидов с методами и способами социального взаимодействия, удовлетворяющими их потребности в общении, обучении, социальной значимости, психологической поддержки и овладение этими методами;

• мотивация учебной и творческой деятельности молодых инвалидов, ориентированной на определение способностей и возможностей личности в профессиональном становлении и развитии;

• психолого-педагогическое сопровождение молодых инвалидов, консультирование в вопросах правового и социального положения.

Содержание работы с участниками опиралось на современные подходы реабилитации, социальной адаптации, обучения и воспитания лиц с особыми познавательными потребностями. Ключевым являлся принцип единства диагностики и коррекции лиц с ОВЗ.

Работа с молодыми людьми с ОВЗ велась с опорой на следующие принципы:

• наглядности (иллюстрации, видеозаписи, фотографии);

• директивности (четкая постановка задач);

• ориентации на «проактивный подход» (постоянное стимулирование больных к работе);

• эмоциональности (эмоциональная вовлеченность в процесс творческой деятельности);

• рефлексии (обсуждение результатов, анализ деятельности);

• авансированного успеха (индивидуальный);

• ориентации на принцип «здесь и сейчас».

Этапы программы психолого-педагогического и социального сопровождения:

1-й этап - диагностический, в процессе которого исследуются индивидуально-типологические особенности молодых людей с ОВЗ.

2-ой этап - вариативно-содержательный, включал реализацию содержания психолого-педагогического сопровождения молодых инвалидов в условиях Дома молодежи, университета и общественной организации «Ахиллес».

3-ий этап - итоговый, который включает рефлексию, в результате которой оценивалась удовлетворенность всех участников программы, их отзывы.

Формы работы:

• индивидуальная работа (индивидуальный подход к каждому члену группы);

• работа в группе (социализация как приобретение социального опыта через совместную деятельность).

Ожидаемые результаты:

1. Развитие эмоционально-волевой сферы личности:

• снижение уровня тревожности;

• повышение стрессоустойчивости;

• преобладание положительного эмоционального фона.

2. Развитие познавательных процессов:

• увеличение периода концентрации внимания (развитие активного внимания);

• увеличение объема концентрации внимания (внимание к деталям);

• увеличение объема произвольной памяти;

• подбор аналогий, понимание смысла метафор;

• повышение уровня воображения.

3. Развитие уверенного поведения:

• повышение уровня уверенности в своих силах;

• повышение уровня самооценки;

• повышение уровня самопринятия;

• повышение уровня адаптационных качеств.

4. Развитие коммуникативной сферы:

• улучшение качества межличностных взаимоотношений.

Формы и методы взаимодействия планируемых занятий по каждой теме или разделу имели различную содержательную наполняемость: игры, экскурсии, выездные мероприятия, различные виды терапии (изотерапия, танцевальная терапия, гончарная терапия), беседы, конкурсы, праздники, театральная деятельность. Все участники смогли подобрать себе занятия по интересам. К работе подключались волонтеры, близкие и семья, что тоже способствовало созданию доверительных отношений и положительной атмосферы на занятиях.

Больше всего положительные эмоции вызывали постановки спектаклей, в процессе подготовки к которым молодые люди с ограниченными возможностями выбирали себе роли, разучивали их, репетировали, подбирали самостоятельно костюмы.

Для молодых инвалидов были организованы танцевальные занятия. Они давали им возможность раскрепоститься, развить кинестетическую чувствительность, сформировать умение владеть своим телом и ориентироваться в пространстве, чувствовать ритм, раскрыть свой внутренний мир через движения. Ребята в ходе подготовки объединялись в пары или микрогруппы для совместной репетиции или подготовки декораций и костюмов, что создавало условия для развития навыков взаимодействия, умения работать в команде, договариваться, решать конфликтные ситуации.

Не меньший энтузиазм и восторг вызывали занятия по изотерапии с элементами сказкотерапии, где молодые инвалиды через различные рисуночные техники раскрывали все то, что не могли выразить словами в связи с речевыми нарушениями. На занятиях использовались картины Васнецова В. М. «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка», «Царевна Несмеяна». Выбор произведений этого художника не случаен. Он, как никто другой передает народный русский дух, ярко показывает мир чудес и волшебства, очень выразительно прорисовывает мимику образов, их эмоции.

Для сказкотерапии использовался материал русских народных и авторских сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», «Конек-горбунок», «Царевна-лягушка», «Снегурочка», «По щучьему велению». Материал этих сказок учил участников сказкотерапии сочувствию героям, сопереживанию, развивал нравственные качества, показывал образцы поведения, как вести себя в опасных ситуациях, учил терпению и самоконтролю, ответственности за свои поступки, развивал уверенность и самооценку, навыки общения в разных коммуникативных ситуациях.

Программа арт-терапии предполагала реализацию содержания по профилактике негативных эмоциональных состояний у участников. В ходе эксперимента развивались жизнестойкость, адаптивные качества, уверенное поведение, преодолевалась фрустрация.

Программа представляла собой модульную структуру и состояла из трех блоков.

1 Блок - «Я личность».

Включал в себя техники и упражнения, применение которых имело целью преодолеть зажимы, неуверенность, эмоциональные проблемы и снизить тревожность, стимулировать спонтанность, развить свободу в творчестве.

2 Блок - «Я открываю себя».

Включал в себя упражнения, способствующие тренировке и совершенствованию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), развитию эмоционально-волевой сферы (профилактике негативных эмоциональных состояний), тесно связанных с практической деятельностью и адаптивными возможностями личности.

3 Блок - «Я открываю других».

Включал в себя упражнения и техники, позволяющие отразить свой жизненный опыт и систему межличностных отношений с людьми.

Задания, которые вошли в блок, предполагали совместную изобразительную работу, позволяющую развивать коммуникативные навыки, исследовать и корректировать социальные роли и привычные формы поведения, повышать уровень коммуникативных способностей.

В ходе реализации программы изотерапии были использованы авторские методики работы, например «Наши улыбки», «Моя волшебная игрушка», «Я герой сказки», «Сказка про меня», «Смена настроения», «Волшебный клубок», «Связующая нить», «Мой волшебный помощник», «Пульт управления эмоциями» и другие.

Параллельно велась работа с семьями молодых людей с ОВЗ. Для родителей тоже была разработана программа психолого-педагогического сопровожения, которая включала групповые и индивидуальные консультации, авторские упражнения.

Цель программы — гармонизация детско-родительских отношений, направленных на принятие своего ребенка. Занятия с родителями проходили по вечерам один раз в неделю в течение года. Консультации помогли родителям найти друзей среди семей с такими же проблемами, способствовало расширению сетевого взаимодействия и круга контактов. Так как в основном многие семьи, воспитывающих инвалидов ведут закрытый образ жизни и ограничивают досуг интересами своей семьи. Приходилось прорабатывать и личностные проблемы самих родителей, так как многие из них испытывали неудовлетворенность от нереализованной роли матери здорового ребенка, стеснялись своих детей, находились в состоянии расстерянности и беспомощности.

Контрольный этап

После реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению молодых инвалидов «Шаги к успеху» в условиях объединения «Многогранник» при проведении однотипных диагностических мероприятий была выявлена положительная динамика воздействия на психоэмоциональное состояние молодых инвалидов.

Результаты методики «Личностного дифференциала (ЛД)» по итогам реализации программы показали понижение процентного соотношения участников с низкой самооценкой с 75% до 54%. Средние показатели с 23% повысились до 43%. Увеличилось число молодых инвалидов с высоким уровнем самооценки повысилось с 2% до 3% (см. рис. 7).

В КГ изменения получились незначительными: низкий уровень самооценки с 65% снизился до 60%, средний уровень с 20% повысился до 25%, высокий уровень с 15% остался неизменным.

75%

л 1 п/

2% 3%

до эксперимента после эксперимента

■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень

Рисунок 7 Уровневое распределение молодых инвалидов ЭГ по результатам изучения самооценки (фактор оценки)

416

По фактору силы наметились некоторые изменения в развитии волевых качеств личности молодых инвалидов. Так, в ЭГ число молодых людей с неуверенностью в себе с 85% снизилось до 55%. Количество значений среднего уровня изменилось с 10% до 30%. Высокий уровень повысился с 5% до 15% (см. рис. 8).

85%

до эксперимента после эксперимента

■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низин уровень

Рисунок 8Уровневое распределение молодых инвалидов ЭГ по результатам изучения волевых характеристик (фактор силы)

В КГ по этому показателю были получены следующие результаты: неуверенных в себе респондентов стало меньше (60% вместо 70%), средний уровень проявления волевых характеристик изменился с 20% до 30%, высокий уровень остался прежним - 10%.

По фактору активности наметилась динамика в значениях. Так, значительно повысились средние значения фактора (с 40% до 93%), уменьшились низкие значения с 20% до 2%. Показатели импульсивности тоже сгладились с 10% до 5% у опрошенных.

У значительной части участников эксперимента возросла активность участия в социально-значимых мероприятиях, благодаря этому была реализована потребность в общении и самореализации себя в коллективе. Участники, изначально имеющие низкие значения активности, после программы смогли частично преодолеть коммуникативные барьеры: снизилась замкнутость, отстраненность, низкая коммуникативная потребность. Молодые инвалиды, особенно с аутистическим спектром нарушений, освоили элементарные ритуалы вежливого поведения: здороваться-прощаться, говорить «спасибо», подавать руку, поднимать голову при общении, реагировать на обращение, участвовать в общей игре или работе.

93%

до%

20%

10% 5%

1 /о

до эксперимента после эксперимента

■ высокий уровень ■ средний уровень ■ низкий уровень

Рисунок ЭУровневое распределение молодых инвалидов ЭГ по результатам изучения экстравертированности (фактор активности)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В КГ у молодых инвалидов с физическими нарушениями средний уровень фактора активности снизился с 80% до 60%, повысились показатели высокого уровня активности с 10% до 40%.

За время участия в программе участники экспериментальной группы научились анализировать свои возможности и способности, самостоятельно искать пути решения в проблемных ситуациях.

Результаты повторно проведенного цветового теста Люшера выявили благоприятное эмоциональное состояние у 85%(вместо 15%). Участники выбрали зеленый, желтый, красный цвета. Удовлетворительное эмоциональное состояние было характерно для 15% молодых людей. В КГ показатели негативного эмоционального состояния изменились незначительно с 80% уменьшились до 65%.

После реализации содержания психолого-педагогического сопровождения по организации свободного времени у большинства участников ЭГ показатели фрустрации с высокого уровня снизились на средний уровень и составили 65%.

Высокий уровень тревожности у молодых инвалидов сменился на средний уровень. Участники, ранее имеющие склонности к беспокойству, после участия в программе смогли частично справиться с тревожным состоянием и перенаправить его в конструктивную деятельность. Количество участников, имеющих склонность к необоснованным проявлениям агрессивности, снизилось и составило 45% (было 80%). Молодые люди стали более спокойны и выдержаны, способны контролировать свои эмоции в ситуациях конфликта или выбора (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты мониторинга по методике Айзенка «Самооценка психических состояний» (ЭГ)

Уровни Тревожность Фрустрации Агрессивность Ригидность

До, % После, % До, % После, % До, % После, % До, % После, %

Высокий 80 45 55 25 30 10 60 15

Средний 20 40 45 55 70 50 35 65

Низкий 0 15 0 20 0 40 0 10

В контрольной группе высокий уровень тревожности снизился с 65% до 55%, средний уровень - с 35% изменился до 40%, низкий уровень был ранее отмечен у 10% молодых инвалидов с физическими отклонениями, после работы с волонтерами составил 5%.

По показателю фрустрации в КГ высокий уровень выраженности этого показателя снизился с 60% до 50%, средний уровень изменился м 40% на 50%.

По шкале агрессии в КГ был отмечен высокий уровень с 70% снизился до 60%, средний уровень выраженности с 30% повысился до 40%.

По шкале ригидности в этой группе респондентов были получены следующие данные: высокий уровень с 50% снизился до 40%, средний - с 35% до 45%, низкий - с 15% до 10%.

С целью подтверждения эффективности программы психолого-педагогического сопровождения молодых инвалидов 18-30 лет был использован х2-Пирсона. Критерий Х2-Пирсона показал значимые различия в динамике уровневого распределения до и после формирующего эксперимента по тревожности молодых инвалидов (х2=31.467, р<0.01), по фрустрации (х2 =12.593, р=0.002), по агрессивности (х2=53.333, р< 0,001), по ригидности (х2=45.898, р<0,001), по самооценке (х2=9.679, р=0.008).

_Обсуждение результатов

Вслед за Н. М. Назаровой мы считаем, что люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в большей поддержке, чем их здоровые сверстники, так как психолого-педагогическое сопровождение по организации свободного времени инвалидов способствует их успешной интеграции и помогает компенсировать социальные и коммуникативные барьеры. Взаимодействие со здоровыми взрослыми способствуют совершенствованию биосоциальных качеств [11]. Также мы разделяем взгляды В. А. Сластенина, Е. Н. Шиянова, Е. Ш. Ямбурга по отношению к вопросу соотношения индивидуального и социального. При организации свободного времени инвалидов в совместной деятельности с семьей и волонтерами, студентами Института педагогики, психологии и физической культуры происходит развитие индивидуальных черт личности, с одной стороны, - навыки взаимодействия, развитие эмоционального интеллекта, а с другой, - развитие адаптационных качеств личности, осознание норм и правил жизни в обществе, расширение своего субъектного опыта.

Проведенные нами результаты исследования помогли обозначить круг проблем, характерный для молодых людей 18-30 лет, имеющих инвалидность (ментальные нарушения и физические ограничения). Как правило, они ведут замкнутый образ жизни, ограничивая круг своего общения интересами семьи. Их родители, как правило, испытывают негативные эмоциональные состояния от неудовлетворенности своих родительских функций, что влияет и на организацию свободного времени их детей. Законные представители инвалидов стараются их скрывать от окружающих, стесняясь взглядов и оценок со стороны. Родительская компетентность находится, как правило, на низком уровне, что приводит соответственно к низкой воспитательной культуре и ведет к углублению проблем самих инвалидов, таких как низкий уровень коммуникации, высокий уровень тревожности, фрустраций, низкий уровень социально-бытовой ориентировки.

Мы поддерживаем группу авторов в том, что программы дополнительного образования инвалидов носят характер частных инициатив и инициатив не слишком многочисленных (О. О. Мельникова, А. Ю. Рыкун, К. М. Южанинова) [9]. Разработанная нами модель интеграции кафедры педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам Института педагогики, психологии и физической культуры Курганского государственного университета, Дома молодежи и общественной организации для инвалидов «Ахиллес» помогла преодолеть общие и вариативные трудности молодым людям с ОВЗ, способствовала их социализации. Реализация модели включала опору на принципы наглядности, директивности, ориентации на «проактивный подход», эмоциональности, рефлексии, авансированного успеха, ориентации на принцип «здесь и сейчас».

_Выводы

Организация досуга молодых инвалидов в возрасте 18-30 лет имеет ряд особенностей:

• необходимо учитывать индивидуальные характеристики разных категорий лиц с ОВЗ-участников психолого-педагогического сопровождения, их общие и специфические трудности, мешающие успешной социализации в обществе;

• психолого-педагогическое сопровождение должно реализовываться с опорой на антропологический, компетентностный подходы, позволяющие применять авторские методики работы с инвалидами для развития их личностных качеств и социальных навыков;

• психолого-педагогическое сопровождение необходимо осуществлять комплексно, одновременно работая и с законными представителями лиц с ОВЗ, так как низкая педагогическая культура и ряд личностных качеств оказывают негативное влияние на развитие лиц с ОВЗ, ограничивая круг их общения и досуговую деятельность;

• организация свободного времени молодых инвалидов должна быть вариативной, учитывать их запросы и потребности и интегрировать усилия разных социальных институтов.

Заключение

Молодые инвалиды в возрасте 18-30 лет являются наиболее незащищенными в плане адресной поддержки. Инициативы сопровождения и помощи носят в основном характер частных инициатив со стороны некоммерческих общественных организаций.

У данной категории инвалидов в Курганском регионе недостаточно возможностей для интеграции и социализации. Проведенный мониторинг помог высветить проблемы молодых инвалидов и выявить их общие и вариативные трудности, препятствующие реализации их потенциала.

Разработанная нами модель взаимодействия университета, учреждения дополнительного образования и общественной организации позволила объединить усилия по созданию комплексных мер по расширению содержания жизнедеятельности молодых людей с инвалидностью, способствовала созданию условий для развития их личностных и социальных качеств. Интеграционные усилия были направлены на разработку практико-ориентированных процедур с учетом специфики нарушения и индивидуальных особенностей молодых инвалидов, участвующих в эксперименте, помогли вовлечь в практико-ориентированные процедуры людей с ментальными и физическими нарушениями и решить их психологические проблемы.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Конвенция о правах инвалидов. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability. shtml. (дата обращения: 13.05.2022)

2. План действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе: улучшение качества жизни людей с ограниченными возможностями в Европе в 2006-2015 гг. URL: http://mgo-voi.ru/law/rights/943/. (дата обращения: 13.05.2022)

3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» . URL: https://base.garant.ru/10164504/ (дата обращения: 13.05.2022)

4. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. N 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». URL: https://base.garant.ru/72216666/. (дата обращения: 13.05.2022)

5. Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 «О Методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования». URL: https://www.ugatu.su/media/eduInfo/psih-ped_soprovojdenie_obuchayushihsya.pdf (дата обращения: 13.05.2022)

6. Инвалидность и социальное положение инвалидов в России / под ред. Т. М. Малевой. Москва: Издательский

дом «Дело» РАНХиГС, 2017. 256 с. URL: https://nnd.name/wp-content/uploads/2017/12/invalides.pdf (дата обращения: 13.05.2022)

7. Ларикова И. В. Взрослые с ментальными проблемами в России: по следам Конвенции о правах инвалидов. Москва: Теревинф, 2015. 300 с. URL: https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/978-5-4212-0259-2_vzroslye. pdf (дата обращения: 13.05.2022)

8. Клименко О. А. Социальные технологии по адаптации молодёжи с ограниченными возможностями здоровья как элемент молодёжной политики РФ // Современные инновации. 2019. №2 (30). URL: https://cyberleninka. ru/article/n/sotsialnye-tehnologii-po-adaptatsii-molodyozhi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-element-molodyozhnoy-politiki-rf. (дата обращения: 13.05.2022)

9. Мельникова О. О., Южанинов К. М., Рыкун А. Ю. Дополнительное образование для инвалидов в Томске: условия и возможности реализации // ЖИСП. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-dlya-invalidov-v-tomske-usloviya-i-vozmozhnosti-realizatsii. (дата обращения: 13.05.2022)

10. Радченко Т. Е., Пестова Ю. М. Социальная политика государства как фактор социальной активности инвалидов // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnaya-politika-gosudarstva-kak-faktor-sotsialnoy-aktivnosti-invalidov. (дата обращения: 13.05.2022)

11. 11 Рылеева, А. С. Формы досуга молодежи в интернет-пространстве // Стратегии подготовки бакалавров и магистров в научном и образовательном пространстве: Сборник научных статей Курган, 23 апреля 2019 года. Курган: Курганский государственный университет. 2019. С. 256-258.

12. 12 Богданова Д. А., Посохова С. Т. «Личностный дифференциал». URL: http://testoteka.narod. ru/lichn/1/45.html#:~:text = «Личностный%20дифференциал»%20модификация%20Д.А.%20 Богдановой%2С,выполнения%20задания%20-%2015-20%20минут. (дата обращения: 13.05.2022)

13. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. Цветовой тест Люшера. Москва: Гиппо, 2003. 252 с.

14. Айзенк Г. Самооценка психических состояний. URL: http://www.garmoniya.uglich.ru/uploads/files/1563539995_ oprosnik-g.ajjzenka-samoocenka-psikhicheskikh.pdf. (дата обращения: 13.05.2022)

15. Назарова Н. М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (20-22 июня 2011, Москва). М.: МГППУ, 2011.

16. Krasavina Yu., Serebryakova Yu., Ponomarenko E., Zhuykova O. Research-Based Teaching of Hearing-Impaired Students // ARPHA Proceedings 1: V International Forum on Teacher Education: Part III: Educational Psychology. 2019. С. 1387-1392.

17. Serebryakova Y., Ponomarenko E., Krasavina Yu., Zhuykova O. The writing skills assessment among students with and without hearing impairment // EDULEARN20 Proceedings.2020. С. 7154-7159.

18. Ponomarenko E., Krasavina Y., Zhuykova O., Serebryakova Yu. Comparative study on perception of paper and digital texts when working with hearing impaired students // EDULEARN20 Proceedings. 2020. С. 7141-7146.

19. Serebryakova Yu., Ponomarenko E., Zhuykova O., Krasavina Yu. Criteria for teaching quality and learning quality (inclusive education in a Russian technical university) // European Proceedings of Social and Behavioral Sciences. 2019. DOI: 10.15405/epsbs.2020.01.14

20. Ivic I. Printed and Digital Media: Printed and Digital Textbooks // Center for Educational Policy Studies Journal. 2019. Т.9. № 3. С. 25-49. URL: https://ojs.cepsj.si/index.php/cepsj/article/view/694/358.

21. Bax S. The cognitive processing of candidates during reading tests: Evidence from eye tracking // Language Testing. 2013. Т.30. № 4. С. 441-465. URL: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0265532212473244

22. Millrood R., Maksimova I. Cognitive skills in education: typology and development // Language and Culture. 2018. № 42. С. 137-151. URL:http://journals.tsu.ru/language/en/&journal_page=archive&id=1744&article_ id=38878 (дата обращения: 26.07.2020).

23. Suyitno I. Cognitive Strategies Use in Reading Comprehension and Its Contributions to Students' Achievement // IAFOR Journal of Education. 2017. Т. 5. № 3. С. 107-121.

24. Kong Y., Seo Y.S., Zhai L. Comparison of reading performance on screen and on paper: A meta-analysis // Computers & Education, Elsevier Ltd. 2018. Т. 123. № 1, С.138-149.

25. Clinton V. Reading from paper compared to screens: A systematic review and meta-analysis // Journal of Research in Reading. 2019. Т. 42. № 2. С. 288-325.

26. Goodwin A.P., Cho S.-J., Reynolds D., Brady K., Salas J. Digital Versus Paper Reading Processes and Links to Comprehension for Middle School Students // American Educational Research. 2019.

27. Seok S., DaCosta B. Perceptions and Preferences of Digital and Printed Text and Their Role in Predicting Digital Literacy // Asian Social Science. 2016. Т. 12. № 5. С. 14-23. URL http://www.ccsenet.org/journal/index. php/ass/ article/view/56721

28. Singer L. M., Alexander P. A. Reading on Paper and Digitally: What the Past Decades of Empirical Research Reveal // Review of Educational Research. 2017. Т. 87. № 6. С.1007-1041.

29. Delgado P., Vargas C.L., Ackerman R., Salmerón L. Don't throw away your printed books: A meta-analysis on the effects of reading media on reading comprehension // Educational Research Review. 2018

30. Черенева Е. А., Сохадзе Э. М., Стоянова И. Я. Исследование эффективности психологической помощи при

становлении саморегуляции у детей с нарушениями когнитивного здоровья // Science for Education Today. 2021. № 4. С. 91-111. DOI: 10.15293/2658-6762.2104.05.

31. Chereneva E. A., Belyaeva O. L., Stoyanova I. Ya. Current approaches to differential diagnostics of autism spectrum disorders and similar conditions // Journal of Siberian Federal University. Humanitarian society science. DOI: 10.17516/1997-1370-0475

32. Kim B. N., Lee J. S., Shin M. S., Cho S.-C., Lee D.-S. Regional cerebral perfusion abnormalities in attention deficit hyperactivity disorder. Statistical parametric mapping analysis // European Archives of Psychiatry and Clinical Neuroscience. 2020. Vol. 252. P. 219-225. DOI: 10.1007/s00406-002-0384.

33. Tremolada M., Bonichini S., Taverna L. Coping strategies and perceived support in adolescents and young adults: the predictive model of self-reported cognitive and mood problems // Psychology. 2016. Vol. 7 (14). P. 1858-1871. D0I:10.4236/psych.2016.714171.

34. Aguilar L. Islas A., Rosique P., Hernandez B., Portillo E, Herrera J. M., Cortes R., Cruz S., Alfaro F., Martin R., Cantu J. M. Psychometric analysis in children with mental retardation due to perinatal hypoxia treated with fibroblast growth factor (FGF) & showing improvement in mental development // Journal of Intellectual Disability Research. 2008. Vol. 37 (6). P. 507-520. DOI: 10.1111/j.1365-2788.1993.tb00321.

35. Vaillant G. Adaptive mental mechanisms: Their role in a positive psychology // American Psychologist. 2000. Vol. 55 (1). P. 89-98. DOI: 10.1037/0003-066x.55.1.89

36. Миронов А. В., Шелест Е. С., Булатова О. В. Барьеры в организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, воспринимаемые родителями // Science for Education Today. 2020. № 5. С. 50-66. DOI: 10.15293/2658-6762.2005.03.

REFERENCES

1. Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/disability.shtml. (accessed 13.05.2022). (in Russ.)

2. Council of Europe Action Plan to promote the rights and full participation of persons with disabilities in society: improving the quality of life of persons with disabilities in Europe 2006-2015. Available at: http://mgo-voi.ru/law/ rights/943/. (accessed 13.05.2022) (in Russ.)

3. Federal Law of 24.11.1995 № 181-FZ "On Social Protection of Disabled People in the Russian Federation". Available at: https://base.garant.ru/10164504/ (accessed 13.05.2022) (in Russ.)

4. Decree of the Government of the Russian Federation of March 29, 2019 N 363 "On approval of the state program of the Russian Federation "Accessible Environment". Available at: https://base.garant.ru/72216666/. (accessed 13.05.2022) (in Russ.)

5. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation from 27.06.2003 N 28-51-513/16 "On Methodological recommendations for psychological and pedagogical support of students in the educational process in the modernization of education. Available at: https://www.ugatu.su/media/eduInfo/psih-ped_soprovojdenie_ obuchayushihsya.pdf (accessed 13.05.2022). (in Russ.)

6. Disability and the social situation of persons with disabilities in Russia / edited by T. M. Maleva. Moscow, Publishing house "Delo" RAN EPA, 2017. 256 p. Available at: https://nnd.name/wp-content/uploads/2017/12/invalides.pdf (accessed 13.05.2022) (in Russ.)

7. Larikova I. V. Adults with mental problems in Russia: on the trail of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities. Moscow: Terevinf, 2015. 300 p. Available at: https://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/978-5-4212-0259-2_vzroslye.pdf (accessed 13.05.2022) (in Russ.)

8. Klimenko O. A. Social technologies for the adaptation of young people with disabilities as an element of youth policy of the Russian Federation. Modern Innovations, 2019, no. 2 (30). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ sotsialnye-tehnologii-po-adaptatsii-molodyozhi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-kak-element-molodyozhnoy-politiki-rf. (accessed 13.05.2022) (in Russ.)

9. Melnikova O. O., Yuzhaninov K. M., Rykun A. Y. Additional education for the disabled in Tomsk: conditions and opportunities for implementation. ZhISP, 2008, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-dlya-invalidov-v-tomske-usloviya-i-vozmozhnosti-realizatsii. (accessed 13.05.2022) (in Russ.)

10. Radchenko T. E., Pestova Y. M. Social policy of the state as a factor of social activity of the disabled. Bulletin of PNRPU. Socio-economic sciences, 2019, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-politika-gosudarstva-kak-faktor-sotsialnoy-aktivnosti-invalidov. (accessed 13.05.2022) (in Russ.)

11. Ryleeva, A. S. Forms of youth leisure time in the Internet space. Strategies of training bachelors and masters in scientific and educational space: Collection of scientific articles Kurgan, April 23, 2019. Kurgan: Kurgan State University, 2019, pp. 256-258. (in Russ.)

12. Bogdanova D. A., Posokhova S. T. "Personality differential". Available at: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/45. html#:~:text="Personality%20differential"%20modification%20D.A.%20Bogdanova%2C,performance%20 assignment%20-%2015-20%20minutes. (accessed May 13, 2022) (in Russ.)

13. Lusher M. What color is your life. The law of harmony in us. A practical guide. Lusher color test. Moscow, Hippo

Publ., 2003. 252 p. (in Russ.)

14. Eysenck G. Self-assessment of mental states. Available at: http://www.garmoniya.uglich.ru/uploads/ files/1563539995_oprosnik-g.ajjzenka-samoocenka-psikhicheskikh.pdf. (accessed 13.05.2022) (in Russ.)

15. Nazarova N. M. Theoretical and methodological foundations of educational integration. Inclusive education: methodology, practice, technology: proceedings of the international scientific-practical conf. (20-22 June 2011, Moscow). Moscow, MSPU Publ., 2011. (in Russ.)

16. Krasavina Yu., Serebryakova Yu., Ponomarenko E., Zhuykova O. Research-Based Teaching of Hearing-Impaired Students. ARPHA Proceedings 1: VInternational Forum on Teacher Education: Part III: Educational Psychology, 2019, pp. 1387-1392.

17. Serebryakova Y., Ponomarenko E., Krasavina Yu., Zhuykova O. The writing skills assessment among students with and without hearing impairment. EDULEARN20 Proceedings, 2020, pp. 7154-7159.

18. Ponomarenko E., Krasavina Y., Zhuykova O., Serebryakova Yu. Comparative study on perception of paper and digital texts when working with hearing impaired students. EDULEARN20 Proceedings, 2020, pp. 7141-7146.

19. Serebryakova Yu., Ponomarenko E., Zhuykova O., Krasavina Yu. Criteria for teaching quality and learning quality (inclusive education in a Russian technical university). European Proceedings of Social and Behavioral Sciences, 2019. DOI: 10.15405/epsbs.2020.01.14

20. Ivic I. Printed and Digital Media: Printed and Digital Textbooks. Center for Educational Policy Studies Journal, 2019, vol. 9, no. 3, pp. 25-49. Available at: https://ojs.cepsj.si/index.php/cepsj/article/view/694/358.

21. Bax S. The cognitive processing of candidates during reading tests: Evidence from eye tracking. Language Testing, 2013, vol. 30, no. 4, pp. 441-465. Available at: https://journals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/0265532212473244

22. Millrood R., Maksimova I. Cognitive skills in education: typology and development. Language and Culture, 2018, no. 42, pp. 137-151. Available at: http://journals.tsu.ru/language/en/&journal_page=archive&id=1744&article_ id=38878 (дата обращения: 26.07.2020).

23. Suyitno I. Cognitive Strategies Use in Reading Comprehension and Its Contributions to Students' Achievement. IAFOR Journal of Education, 2017, vol. 5, no. 3, pp. 107-121.

24. Kong Y., Seo Y.S., Zhai L. Comparison of reading performance on screen and on paper: A meta-analysis. Computers & Education, Elsevier Ltd., 2018, vol. 123, no. 1, pp. 138-149.

25. Clinton V. Reading from paper compared to screens: A systematic review and meta-analysis. Journal of Research in Reading, 2019, vol. 42, no. 2, pp. 288-325.

26. Goodwin A.P., Cho S.-J., Reynolds D., Brady K., Salas J. Digital Versus Paper Reading Processes and Links to Comprehension for Middle School Students. American Educational Research, 2019.

27. Seok S., DaCosta B. Perceptions and Preferences of Digital and Printed Text and Their Role in Predicting Digital Literacy. Asian Social Science, 2016, vol. 12, no. 5, pp. 14-23. Available at: http://www.ccsenet.org/journal/index. php/ass/article/view/56721

28. Singer L. M., Alexander P. A. Reading on Paper and Digitally: What the Past Decades of Empirical Research Reveal. Review of Educational Research, 2017, vol. 87. no. 6, pp. 1007-1041.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Delgado P., Vargas C.L., Ackerman R., Salmerón L. Don't throw away your printed books: A meta-analysis on the effects of reading media on reading comprehension. Educational Research Review, 2018.

30. Chereneva E. A., Sokhadze E. M., Stoyanova I. Y. Study of the effectiveness of psychological help in the formation of self-regulation in children with cognitive health disorders. Science for Education Today, 2021, no. 4, pp. 91-111. DOI: 10.15293/2658-6762.2104.05.

31. Chereneva E. A., Belyaeva O. L., Stoyanova I. Ya. Current approaches to differential diagnostics of autism spectrum disorders and similar conditions. Journal of Siberian Federal University. Humanitarian society science. DOI: 10.17516/1997-1370-0475

32. Kim B. N., Lee J. S., Shin M. S., Cho S.-C., Lee D.-S. Regional cerebral perfusion abnormalities in attention deficit hyperactivity disorder. Statistical parametric mapping analysis. European Archives of Psychiatry and Clinical Neuroscience, 2020, vol. 252, pp. 219-225. DOI: 10.1007/s00406-002-0384.

33. Tremolada M., Bonichini S., Taverna L. Coping strategies and perceived support in adolescents and young adults: the predictive model of self-reported cognitive and mood problems. Psychology, 2016, vol. 7 (14), pp. 1858-1871. DOI: 10.4236/psych.2016.714171.

34. Aguilar L. Islas A., Rosique P., Hernandez B., Portillo E, Herrera J. M., Cortes R., Cruz S., Alfaro F., Martin R., Cantu J. M. Psychometric analysis in children with mental retardation due to perinatal hypoxia treated with fibroblast growth factor (FGF) & showing improvement in mental development. Journal of Intellectual Disability Research, 2008, vol. 37 (6), pp. 507-520. DOI: 10.1111/j.1365-2788.1993.tb00321.

35. Vaillant G. Adaptive mental mechanisms: Their role in a positive psychology. American Psychologist, 2000, vol. 55 (1), pp. 89-98. DOI: 10.1037/0003-066x.55.1.89

36. Mironov A. V., Shelest E. S., Bulatova O. V. Barriers in the organization of training and education of children with disabilities perceived by parents. Science for Education Today, 2020, no. 5, pp. 50-66. DOI: 10.15293/26586762.2005.03.

Информация о авторах Рылеева Анастасия Сергеевна

(Россия, Курган) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам Курганский государственный университет ORCID ID: 0000-0002-4699-5096 E-mail: ras290577@mail.ru

Еманова Светлана Владимировна

(Россия, Курган) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам Курганский государственный университет ORCID ID: 0000-0003-1387-6987 E-mail: sv_eman@mail.ru

Хомутникова Елена Анатольевна

(Россия, Курган) Кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики обучения гуманитарным дисциплинам Курганский государственный университет ORCID ID: 0000-0002-7139-3230 E-mail: ea7878@mail.ru

Information about the authors

Anastasia S. Ryleeva

(Russia, Kurgan) Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor of the Department of Pedagogy and methods of teaching humanities disciplines Kurgan State University ORCID ID: 0000-0002-4699-5096 E-mail: ras290577@mail.ru

Svetlana V. Emanova

(Russia, Kurgan) Cand. Sci. (Educ.), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Humanities Teaching Methodology Kurgan State University ORCID ID: 0000-0003-1387-6987 E-mail: sv_eman@mail.ru

Elena A. Khomutnikova (Russia, Kurgan) Cand. Sci. (Philol.), Associate Professor at the Department of pedagogy and methods of teaching humanities disciplines Kurgan State University ORCID ID: 0000-0002-7139-3230 E-mail: ea7878@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.