Научная статья на тему 'Особенности самооценки подростков с ограниченными возможноостями с разными уровнем соматического дизонтогенеза'

Особенности самооценки подростков с ограниченными возможноостями с разными уровнем соматического дизонтогенеза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
804
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА / УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ / РЕБЕНОК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ / CHILD WITH DISABILITIES / ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / ДИЗОНТОГЕНЕЗ / DYSONTOGENESIS / СМЫСЛОВОЕ СОЗНАНИЕ / SENSE CONSCIOUSNESS / ЦЕННОСТНОЕ СОЗНАНИЕ / VALUE CONSCIOUSNESS / БИОПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ БОЛЕЗНИ / A BIOPSYCHOSOCIAL MODEL OF THE DISEASE / ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / AN ONTOGENETIC PARADIGM / ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ КЛОЧКО / THE THEORY OF PSYCHOLOGICAL SYSTEMS OF KLOCHKO / ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / POST-NONCLASSICAL PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Туран Наталья Константиновна

Дизонтогенез, проявляющийся в виде нарушений соматического здоровья, накладывает значительный отпечаток на формирование личности на разных уровнях организации: биологический уровень затронут первичным соматическим дефектом, на уровне социального взаимодействия происходит стигматизация особенного ребенка общество стремится оградить себя от подобного взаимодействия, также на становление личности ребенка-инвалида неизбежно накладывает отпечаток гиперопека, которой он подвергается со стороны семьи и близкого окружения, из чего складывается специфический паттерн восприятия социума по принципу «мир для меня». При этом, со стороны государства реализуются программы поддержки детей с ограниченными возможностями и их семей по формированию доступной среды для детей с особенностями развития и реализации равных возможностей для обучения. В данной работе представлены результаты изучения особенностей самооценки подростков-инвалидов в условиях соматического дизонтогенеза, отражена динамика становления означенного феномена в разные возрастные периоды и их генденрная спецификация с позиций онтогенетической концепции и теории психологических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Туран Наталья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SELF-ASSESSMENT OF ADOLESCENTS WITH DISABIITIY ON DIFFERENT LEVEL OF SOMATIC DYSONTOGENESIS

Dysontogenesis deep wound level of somatic health imposes a significant imprint on the formation of personality at different levels of the organization. The biological level is affected by the primary somatic defect; at the level of social interaction stigmatization of a special child occurs society strives to protect itself from such interaction, and the formation of the personality of the disabled child inevitably imposes the imprint of a overprotection. Because of such child is exposed by the family and close environment, from which a specific pattern of perception is formed the principle of "peace for me." At the same time, the state implements programs to support children with disabilities and their families in creating an accessible environment for children with developmental peculiarities and implementing equal opportunities for education. In this paper, the results of studying the characteristics of self-evaluation of disabled adolescents in the conditions of somatic dysontogenesis are presented, the dynamics of the formation of this phenomenon in different age periods and their gender specification from the positions of the ontogenetic concept and the theory of psychological systems are reflected.

Текст научной работы на тему «Особенности самооценки подростков с ограниченными возможноостями с разными уровнем соматического дизонтогенеза»

УДК 159.9

УТОЧНЕНИЕ КРИТЕРИЕВ СТАНОВЛЕНИЯ СМЫСЛОВОГО И ЦЕННОСТНОГО СОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ИНВАЛИДОВ С ПОЗИЦИИ БИОПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ И ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ

© 2017

Туран Наталья Константиновна, психолог, соискатель

Главное бюро медико-социальной экспертизы по Кемеровской области (654041, Россия, Новокузнецк, ул.Сеченова, 28а, email: natalia.turan@yandex.ru)

Аннотация. В работе представлены особенности становления смыслового и ценностного сознания личности ребенка (подростка) в условиях соматического дизонтогенеза с позиций биопсихосоциальной и онтогенетической парадигм. В работе также отражены основные гипотезы, методы и методики диссертационного исследования. Данная статья представляет собой результат изучения теоретико-методологического базиса, заложенного в основу диссертационного исследования на тему «Особенности становления смыслового и ценностного сознания у детей инвалидов с разным уровнем нарушений функций организма». Актуальность исследования вышеуказанных аспектов сознания детей с ограниченными возможностями в условиях соматического дизонтогенеза обусловлена, с одной стороны, наличием значительного теоретико-методологического пробела в изучаемой области, с другой - тенденциями социально-экономического развития Российской Федерации, реализацией программ доступной среды и инклюзивного образования, направленных на интеграцию и социально-психологическую адаптацию в обществе детей-инвалидов. В статье представлены особенности понимания болезни в рамках современной биопсихосоциальной модели инвалидности. Кроме того, данная работа освящает представления о том, как формируется уровни сознания личности с позиций биопсихосоциальной, онтогенетической парадигмы и теории психологических систем, актуальных на данном - постнеклассическом - этапе развития психологической науки, поскольку психология на данном тяготеет к синергетичности, изучению становления перспективы жизненного мира личности.

Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями, инвалидность, дизонтогенез, смысловое сознание, ценностное сознание, биопсихосоциальная модель болезни, онтогенетическая парадигма, теория психологических систем Клочко, постнеклассическая психология.

CLARIFICATION OF THE CRITERIA FOR THE FORMATION OF THE SEMANTIC AND AXIOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF MINORS WITH DISABILITIES FROM A BIOPSYCHOSOCIAL AND ONTOGENETIC METHODOLOGY

© 2017

Turan Natalia Konstantinovna, Psychologist, Ph.D candidate

Main Bureau of Medico-Social Expertise for the Kemerovo Region (654041, Russia, Novokuznetsk, Sechenov Str., 28a, email: natalia.turan@yandex.ru)

Abstract. The article presents features of formation of semantic and valuable consciousness of the person of the child (teenager) in the conditions of somatic dysontogenesis from positions of biopsychosocial and ontogenetic paradigms are presented. The work also reflects the main hypotheses, methods and techniques of the dissertation research. This article is the result of studying the theoretical and methodological basis laid in the basis of the dissertation research "Development of semantic and axiological consciousness disabled children of disabled children with different levels of violations of bodily functions.» The relevance of the study of the above aspects of the consciousness of children with disability is due, on the one hand, to the existence of a significant theoretical and methodological gap in the field under study, on the other, to the trends in the socioeconomic development of the Russian Federation, the implementation of affordable environment programs and inclusive education, fimed at integration and social and psychological adaptation in the society of disabled children. In the given work the specified factors and criteria of formation of levels of semantic and valuable consciousness of children with the limited possibilities are presented. The theoretical and methodological aspects the study of the problem of development of semantic and axiological consciousness disabled children', which forms the basis of theoretical and methodological groundwork of the research on the topic. The article presents the refined criteria for the formation of the semantic and value consciousness of children with disabilities. The article presents the features of understanding the disease within the framework of the modern biopsychosocial model of disability. In addition to, this work consecrates the idea of the levels of the personality's consciousness are formed from the positions of the biopsychosocial, ontogenetic paradigm and the theory of psychological systems that are relevant in this post-nonclassical stage of the development of psychological science, since psychology on this one tends to synergize, study the formation of the perspective of the personality's vital world.

Keywords: A child with disabilities, disability, dysontogenesis, a sense consciousness, a value consciousness, a biopsychosocial model of the disease, an ontogenetic paradigm, the theory of psychological systems of Klochko, post-nonclassical psychology.

В данной работе представлены уточнённые факторы и критерии становления уровней смыслового и ценностного сознания детей с ограниченными возможностями

(проблематика особенностей формирования личности в условиях соматического дизонтогенеза также поднималась ранее в работах Туран Н.К. «Теоретико-методологические основания и гипотезы исследования становления смыслового и ценностного сознания детей-инвалидов с разным уровнем нарушения функций организма //Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 5 http://mir-nauki.com/PDF/05PSMN516.pdf и Туран Н.К. К вопросу об особенностях становления личности и самосознания ребенка с ограниченными возможностями здоровья //Молодой ученый. 2016. №7. С. 340-343).

В современной ситуации культурно-исторического развития российского общества остро стоит проблема детской инвалидности, которая накладывает отпечаток

на все стороны общественной жизнедеятельности: от мер государственной и социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, до способов абили-тации и реабилитации, направленных на реализацию особой образовательной среды и интеграции детей с разной степенью соматических и психических нарушений в общество. Данная проблема обуславливает интерес к научному изучению особенностей становления уровней сознания и организации пространства жизненного мира детей с ограниченными возможностями.

В докладе Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации отражены тенденции поддержки федеральной целевой программы «Дети-инвалиды», по созданию доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, в докладе Минтруда РФ представлены данные о количестве лиц с ОВЗ в возрасте до 18 лет в Российской Федерации: на январь 2017 года их число составляет 636

тысяч человек.

Дети-инвалиды значительно ограничены в жизнедеятельности, социально дезадаптированы вследствие особенностей первичного дефекта, ограничены в быту и самообслуживании, передвижении, ориентации, контроле за своим поведением, обучении, трудовой деятельности и т.д.

Достаточно долгое время проблема инвалидности и ограниченности физических возможностей изучалась с точки зрения медицинской парадигмы. Однако необходимость учитывать не только особенности физического дефекта инвалида, но и специфичность мер социальной реабилитации и адаптации, актуализировала потребность в новом подходе к пониманию болезни. Данные обстоятельства способствовали становлению биопсихосоциальной модели понимания инвалидности. Этот подход предполагает, что болезнь детерминирована биологической основой, психосоциальной ситуацией развития и тем, как личность реагирует на ситуацию болезни.

В рамках биопсихосоциальной парадигмы, возникшей в 1980-х гг., болезнь является расстройством, впоследствии становящимся дисфункцией, неспособностью психофизиологических механизмов функционировать в актуальном социокультурном пространстве. В данной рамочной модели здоровья создается модель инвалидности, понимающая этот феномен прежде всего, как ограничение возможностей здоровья (а не зависимость - в противовес другим парадигмам) в континууме биологических, социальных и психологических факторов, и уделяя большое значение внутренней модели болезни инвалида [1].

Актуальность рассмотрения биологических и социальных детерминант личностного развития подчеркивалась отечественным ученым Л.С.Выготским в рамках культурно-исторической теории, постулаты которой развиты В.Е.Клочко и Э.В.Галажинским в рамках онтогенетического подхода к становлению многомерного пространства жизненного мира личности.

Обращаясь к исследованиям проблемы инвалидности нельзя не отметить классического периода развития психологической науки А.Г. Асмолова, Н.К. Боголепова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, К.А. Скворцова и др. На постнеклассическом этапе изучение проблемы становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья реализовано в работах Т.В. Лодкиной, В.И. Лубовского, Л.М. Птицина и др., корре-ционно-развивающие и реабилитационные мероприятия детей с ОВЗ изучены в исследованиях С.А. Беличева, В.М. Минияров, С.Г. Шевченко и др., социально-психологический и культорные аспекты реабилитационных мероприятий и адаптации и инкультурации детей-инвалидов разных нозологических категорий представлены в изысканиях Э.И. Леонгарда, Г.Ф. Кумариной, Л.Н. Винокурова.

На современном, постнеклассическом, этапе развития психологической науки изучение личности направлено на изучение системы жизненного мира личности, который складывается посредством поэтапной смены качественных состояний развития индивидуального сознания, появления в нем специфических новообразований. Представители теории психологических систем (В.Е.Клочко, Э.В. Галажинский, Е.В. Некрасова и др.) полагают, что данными новообразованиями являются:

- значения (на этапе становления предметного сознания в возрасте 3-5 лет),

- смыслы (на этапе становления смыслового сознания в возрастном периоде 6-10 лет),

- затем смыслы усложняются, объединяются в специфические группы, что позволяет сформироваться третьему новообразованию - ценностям в подростковом возрасте (этап ценностного сознания, в возрасте 11,5-18 лет) [2,3].

Клочко полагал, что именно посредством перехода ценностного компонента из идеальной, надличностной 348

структуры, во внечувственное качество предметов и явлений, составляющих жизненный мир личности, жизненный мир становится реальностью, «переживаемой действительностью в состоянии «здесь и сейчас».

В отечественной психологии накоплен значительный массив данных об этапах становления сознания, особенностях формирования новообразований и становления сознании как самоорганизующейся системы взаимодействия ребенка и взрослого (Л.С. Выготский, В.Е.Клочко, О.М. Краснорядцева и др.), этапах усложнения внутренней реальности ребенка и новых измерений индивидуального континуума сознания в виде значений, смыслов и ценностей, что наиболее детально рассмотрено в концепции психологических систем В.Е.Клочко [2,3,4,5].

Теория психологических систем акцентирует определяет «многомерный мир человека и есть «субъективно искажённую объективную реальность». В работах основателя данного методологического подхода В.Е.Клочко отражена мысль о том, что стадии становления психики и высших психических функций накладывают значимый отпечаток на формирование сознания. Посредством многомерности сознания и его уровневой организации происходит формирование многомерного мира личности. В.Е.Клочко также охарактеризовал стадии онтогенетического развития многомерного жизненного мира.

Приведем их краткую характеристику. По мнению ученого, сущность онтогенеза обусловлена последовательностью становления многомерного мира личность и усложнения его от пятимерной к семимерной интегральной реальности. Базовые уровни включаются в высшие подструктуры, качественно изменяясь, чем и определяется качественное отличие сознания ребенка в возрасте 3, 7 и 15 лет. По мнению ученого, сущность онтогенеза обусловлена последовательностью становления многомерного мира личность и усложнения его, мира, от пятимерной к семимерной интегральной реальности. Рассмотрим эти измерения подробнее [3].

Этап пятимерного мира и предметного сознания совпадает с развитием ребенка от рождения до возраста 2,5-3 лет. На данном этапе посредством взрослого осуществляется выход в культуру, взрослый может связать ощущения, полученные ребенком от манипуляции с предметом, со словом предмет обозначающим, выделяя конкретный предмет из общего массива, происходит выделение внешнего мира, себя в этом мире. К трехлетнему возрасту завершается процесс становления предметного сознания и примерно в это же время оно становится смысловым. Детерминируется переход к смысловому сознанию (и шестимерности мира) тем, что предметный мир еще не переживается как реальность и не может обеспечить требуемую в кризисе трех лет суверенность «Я».

Охарактеризуем шестимерный мир и смысловое сознание. На данном этапе предметная картинам мира наполняется смыслами Значения помогают построить предметную картину, но смысл как самой картины, так и ее деталей еще во многом не понятен ребенку. Смысл представляют собой особые системные внечувственные качества предметов: возникая как особые качества предметов, позже они формируют шестое измерение сознания, шестимерный мир. При этом, преломляясь в призме потребностно-мотивационной сфере человека, смысл субъективируются, искажают объективную картину, что ведет к избирательности восприятия в отношениях с объективной реальностью [3].

В.П. Зинченко отмечает, что смысл присутствует в культуре в форме некоего идеала, присваиваясь ребенком, он проявляется в аффективно-смысловой форме через посредство взрослого, поскольку именно через значимого другого происходит передача межпоколенного опыта, своеобразная интериоризация и интеграция культуры в многомерный мир личности ребенка. Однако, шестимерность мира ребенка не тождественна семимер-ности мира взрослого.

В рамках семимерного мира ценности не усваиваются, но трансформируются в одно из измерений многомерного мира, превращая его в жизненный мир человека - подлинное пространство жизни. Вещи и предметы, существующие в ценностном мире взрослого, не пропадают после удовлетворения индивидуальных потребностей, напротив, они соотносятся с похожими потребностями других людей. Ценности имеют надиндивиду-альный характер и существуют в культуре в идеализированной форме, при переходе в аффективно-смысловую форму, нося индивидуализированный характер для конкретной личности, они становятся частью жизненного мира этой личности, чем обеспечивается устойчивость во временной перспективе ценностного уровня многомерного мира, та стабильность, которая не обеспечивается шестимерным миров, поскольку уровень смыслов обеспечивается отклик на ситуативные потребности. Персонификация ценностей и культурно-исторических нарраций в процессе онтогенеза обуславливает формирование «системного и смыслового характера сознания» (Л.С. Выготский) и жизненного мира [3].

Теоретико-методологический анализ данных работ позволил выделить ключевые компоненты и параметры развития жизненного мира на этапах становления смыслового и ценностного сознания, такие как:

• пространственно-временная характеристика жизненного мира личности,

• рефлексия (решение задач на смысл и ценностные смыслы),

• дифференцированность и интегрированность образа Я подростка,

• ценностные ориентации и стремления, создающие координаты многомерного мира,

•самотождественность, основанная на гендерной идентичности, с которой взаимосвязаны иерархично организованные ценностно-смысловая система образа себя,

• идеалы, или обобщенные образы, которые задают тенденции самоопределения, построения себя,

• локус контроля. [2,3,4,5].

Однако представленный массив исследований оставляет открытым вопрос о становлении жизненного мира детей с ограниченными возможностями здоровья, что является проблемой исследования становления смыслового и ценностного сознания детей-инвалидов с разной степенью соматического дизонтогенеза.

На основании выделенных характеристик жизненного мира и критериев оценки проявлений и уровня развития смыслового и ценностного сознания поставлена цель исследования - изучить становление смыслового и ценностного сознания детей-инвалидов; выдвинуты задачи исследования:

1) Теоретически обосновать возможность изучения становления жизненного мира детей с ограниченными возможностями здоровья на этапах становления от предметного к смысловому к ценностному самосознанию.

2) Уточнить критерии определения уровней становления сознания детей с ОВЗ, корректировка и разработка методов психодиагностической программы исследования становления смыслового и ценностного самосознания, подготовка протоколов обследования.

3) Изучить особенности формирования и развития уровней становления смыслового и ценностного сознания, а также условия становления жизненного мира детей и подростков со степенью инвалидности, а именно: изучить пространственно-временную организацию континуума жизненного мира, становление предметного и смыслового сознания сознания детей-инвалидов (возрасте 5-9 лет), исследовать особенности перехода от смыслового к ценностному самосознанию подростков-инвалидов (в возрасте 10-13 лет), исследовать специфику ценностного сознания подростков с ОВЗ 14-18 лет, учитывая специфику их жизненного мира.

4)Разработать программу психолого-педагогическо-

го сопровождения личности с ОВЗ, позволяющей в рамках специально организованной деятельности психолого-педагогического коллектива и родителей оптимизировать программы психологического сопровождения и реабилитации детей-инвалидов, что позволит оптимизировать становление как ценностно-смысловых структур самосознания, так и оптимизировать внутреннюю модель болезни личности и протекание астенического синдрома.

Теоретико-методологические изыскания конкретизировались в гипотезах исследования:

1) дефицитарное развитие системных организмен-ных функций накладывает отпечаток на становление сначала предметного самосознания и, как следствие, замедляются процессы становления смыслового и ценностного уровней самосознания.

2) Важной детерминантой становления смыслового и ценностного уровней- самосознания являются особенности детско-родительских взаимоотношений (как агенты первичной социализации) и особенности обучения, конкретизирующиеся во взаимоотношениях с учителями, воспитателями (психолого-педагогическое сопровождение) и сверстниками, которые формируют специфическую систему коммуникативного пространства, что ведет к замедлению формирования смыслового сознания.

3) Инвалидизирующий дефект, степень астенического синдрома и внутренней модели болезни замедляет становление таких аспектов ценностного самосознания, как дифференцированность и интегрированность образа Я и самотождествленность, тесно связанные с локусом контроля и организацией ценностных ориентаций подростков-инвалидов.

Для верификации гипотез был подобран соответствующий методический инструментарий. Учитывая выдвинутые критерии, выбран психодиагностический инструментарий. Для изучения особенностей становления смыслового сознания и перехода от смыслового к ценностному сознанию детей-инвалидов 9-14 лет адаптированы карты экспертной оценки Файзуллаевой, позволяющие изучить открытость/закрытость культуре, себе и собственному опыту; природному и социальному миру; поведение во взаимосвязи с другими детьми. Для выявления особенностей дифференцированности и интегрированности образа Я, специфика гендерной идентичности, идеалы феминности и маскулинности выбрана проективная методика «Остров». Специфику самоотношения, самооценки, уровня притязаний, методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейн, МНП (метод неоконченных предложений), также к задачам исследования была адаптирована проективная методика. Для исследования ценностных ориентаций выбран опросник терминальных ценностей. Для исследование локуса контроля подобран опросник уровня субъективного контроля (УСК) Столина.

С целью изучения особенностей отношения ребенка с ограниченными возможностями здоровья к ситуации хронического заболевания, выявления специфики организации индивидуального пространства мира ребенка-инвалида в ситуации постоянной психотравмирующей ситуации соматического дизонтогенеза, особенности паттернов семейных взаимоотношений ребенка-инвалида была разработана методика, содержащая незаконченные предложения. Методом обработки является контент-анализ.

В исследовании особенностей становления смыслового и ценностного сознания детей инвалидов с разным уровнем нарушений функций организма были использованы научные методы проведения изыскания, позволяющие получить наиболее полную информацию об изучаемом феномене. В нашем исследовании представлены следующие методы:

1)Теоретический анализ литературных источников

2) Эмпирические методы (проективный метод, пси-

ходиагностическое тестирование, беседа, метод экспертной оценки)

3) Методы качественной и количественной обработки данных

Использование первой группы методов продиктовано необходимостью составления теоретической базы исследования, входе которого производится анализ литературных источников (научных журналов, книг и статей) в соответствии с проблематикой исследования. Этот метод позволяет не только создать теоретическую основу исследования, но и определить и интерпретировать базовый понятийный работы.

Эмпирический способ научного познания включает следующие методы, использованные при проведении исследования: проективный метод, анкетирование, психодиагностическое тестирование, беседа и метод экспертной оценки. Их использование продиктовано изучения личностных особенностей испытуемых в соответствии с тематикой исследования.

Для обработки данных исследований и установления закономерностей между изучаемыми явлениями использованы математические методы качественной и количественной обработки данных.

Значимая роль в организации государственных мер поддержки детей с ограниченными возможностями отводится реабилитационным и абилитационным мероприятиям, в том числе ее психологическим компонентам реабилитационного потенциала личности, что актуализирует необходимость всестороннего исследования личностных особенностей детей с ОВЗ для разработки программ психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях переживания хронического соматического дизонтогенеза. Такая необходимость обусловлена тем, что исследования психического развития социальных сирот в отечественной литературе представлены фрагментарно и весьма ограничено. Еще одним аргументом в пользу важности исследования означенной проблематике является необходимость изучения личности ребенка-инвалида с позиций постнеклассической методологии, поскольку именно данная позиция позволяет наиболее комплексно исследовать специфические особенности жизненного мира ребенка с ОВЗ.

Жизненный мир представляет собой представляет собой двойственность, отражая не только объективный мир, в котором живет личность, но и саму личность, создающую пространство собственного мира, его субъективные мерности. Жизненный мир находится не «рядом с другим миром», но имплицируется в него, создавая своеобразную многомерную систему. На разных этапах онтогенетического развития индивид выступает одновременно и подсистемой, и достаточно автономной системой: иными словами, индивид обладает определенным набором психофизиологических характеристик, позволяющих осуществлять самостоятельную автономную регуляцию, но также в процессе онтогенеза он усваивает и применяет определенный набор знаний, умений, навыков и социокультурного опыта. При этом, феномен представлений о человеке как самоорганизующейся системе темно взаимосвязан с концепцией интегральной индивидуальности В. С. Мерлина. Благодаря такой синергетичности индивид персонифицирует мир посредством своей активности, производя новые мерности мира, индивидуализирует его [6].

Именно синергичность, над- и междисциплинар-ность постнеклассического этапа развития психологического знания позволяет выстроить полноценную картину многомерного мира (в терминологии В.Е.Клочко), выделить системные качества личности ребенка-инвалида, специфичность созревания, возможного искажения онтогенетического личностного пространства в условиях хронического психотравмирующего обстоятельства, обусловленного наличием соматического дизонтогенеза и ограниченности жизнедеятельности. Благодаря данной методологической позиции можно изучить специфику

влияния первичного дефекта (Л.С.Выготский) на такие интегральные характеристики многомерного мира личности, как потенциальные и актуальные возможности, жизненные смыслы, ценностные ориентации, саморазвитие, выходы на новые этапы образа жизни при изменении образа мира индивида. Данная методологическая позиция послужили научной основой для изучения становления жизненного мира детей-инвалидов на этапах становления смыслового и ценностного сознания [3,7].

Рассмотрим основные особенности жизненного мира несовершеннолетних инвалидов.

Широкий нозологический спектр соматических заболеваний приводит к разной степени ограничений жизнедеятельности ребенка-инвалида. Переживание хронического заболевания является постоянным пси-хотравмирующим фактором. Переживание состояние болезни приводит к формированию внутренней модели болезни - психологическому феномену, отражающему не только отношение к состоянию болезни, но и оказывающего значимое воздействие на компоненты реабилитационного потенциала несовершеннолетнего инвалида. Неадекватно сформированной ВМБ, церебро-астениче-ского синдрома ведет к неадекватности самооценки и уровня притязаний, оскудению опыта межличностного взаимодействия, преобладанию мотивации избегания, инфантильности и чувства неполноценности. Данные факты отмечены в исследованиях Ю.А. Кулагина, В.И. Лубовского, В.Г. Петрова и др.) [8,9,10]. Кроме того, наличествует длительная психотравмирующая ситуация, обусловленная постепенным осознанием своей несостоятельности с физической точки зрения, что может развить в комплекс неполноценности, депрессию, суицидальным наклонностям (Хольц, В.М.Сорокин, И.Юханссон) [11,12].

Одним из основных паттернов, влияющих на становление континуума индивидуального мира личности с ограниченными возможностями, является взаимодействие с социальной реальностью по принципу «мир для меня». Данный факт ведет к двойственной ситуации, когда, с одной стороны, ребенка в состоянии соматического дизонтогенеза стремится к взаимодействию с миром, но также сталкивается с коммуникативными барьерами, что ведет к искажению и сужению коммуникативного пространства.

Также на формирование личности ребенка с ОВЗ влияют также факторы социальной среды: гиперпротекция со стороны семьи инвалида, а также стигматизация и маргинализация со стороны общества. Поскольку в каждый период развития общества существуют определённые эталонные образцы красоты и здоровья для женщин и мужчин, присущие детям-инвалидам соматические особенности вызывают у здоровой части населения тревожность, страх и отвержение, таким образом особенность развития становится своеобразным клеймом (стигматизация) - их стремятся исключить из своего круга, в чем и заключается процесс маргинализации [12,13,14,1].

С точки зрения структурных звеньев Я-Концепции, переживание ограниченности возможностей здоровья влечет кризис соотношения Я-реального и Я-идеального, возникновение комплекса неполноценности, который впервые был изучен А.Адлером. Как отмечают ученые (Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л.), наиболее остро проблема несоответствия собственного образа тела идеальным представлениям и требованиям, которые выдвигает общество, переживается детьми с ОВЗ в возрасте 5-7 лет и у подростками-инвалидов [12,15,16,17].

На основе анализа узкого сегмента исследований, изучающих личностные особенности детей с ОВЗ, выделены факторы, оказывающие влияние на становление смыслового и ценностного сознания. В контексте биопсихосоциальной парадигмы эти критерии выделены в следующие группы:

1) Биологические факторы: конституциональные особенности.

2) Факторы социальной среды - стигматизация и маргинализация, особенности паттернов внутрисемейного взаимодействия.

3) Психологические факторы: сформированность образа тела и особенности восприятия соматического дефекта инвалидом, состояние выученной беспомощности и низкая самоэффективность.

К конституциональным особенностям относятся биологические и генетические факторы (уровень первичного дизонтогенеза в концепции Л.С.Выготского), оказывающие влияние на становление психосоматических заболеваний. Ученые (Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л.) относят к ним травмы, полученные на перинатальном, натальном и постнатальном этапах развития. Психосоциальные факторы составляют особенности микро- и макросоциума, окружающего ребенка на ранних этапах развития, и опыт психотравмирую-щих переживаний.

Анализ восприятия инвалидом собственного образа тела актуален для изучения, поскольку изучение феномена инвалидности в современной науке базируется на культурно-исторической концепции психического развития, где важным фактором является соматопсихиче-ский конструкт % понимание того, как относится ребенок-инвалид к своему дефекту [15,16,17,18,19].

В актуальном культурно-историческом пространстве складываются определенные архетипические образы идеального (соответствующего норме) тела ребенка или взрослого, следствием чего является попытка исключения из социального пространства инаковых («неправильных») детей с соматическими телесными дефектами, что ведет сначала к стигматизации, а потом и к обусловленной ею маргинализации.

Важным аспектом построения жизненного мира ребенка-инвалида является отношение к наличию соматического дефекта со стороны родителей и его семьи в целом. Как отмечают ученые (Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л.), наиболее остро проблема несоответствия собственного образа тела идеальным представлениям и требованиям, которые выдвигает общество, переживается детьми с ОВЗ в возрасте 5-7 лет и у под-ростками-инвалидов [11,20,21,22].

Стигаматизация и маргинализация обуславливают появление чувства неполноценности, невротические и личностные расстройства, психосоматические расстройства и фобические реакции, усугубляющие переживание телесного дефекта, чувство внешней неполноценности.

Зачастую, наличие ограничений в состоянии здоровья ребенка влечет гиперопеку со стороны семьи, что ухудшает процессы психологической адаптации ребенка, затрудняет социализацию, способствует развитию состояния «выученной беспомощности» и ощущению низкой самоэффективности. В свою очередь, феномены самоэффективности и выученной беспомощности тесно связаны с такими личностными, как локус контроля и воспринимаемая управляемость.

Данное состояние оказывает влияние на такие психофизиологические особенности ребенка с ограниченными возможностями, как эмоциональный комфорт, наличие тревожности, депрессии, состояния астении.

Отмеченные выше личностные особенности, складывающиеся под влиянием инвалидизации, значительно более выражены у детей с ограниченными возможностями, чем у взрослых, поскольку их мотивационная и волевая сферы находятся на этапах_формирования [15,18,19,21].

Нельзя не отметить, что от переживания состояния первичной фрустрации и адаптации к новому аспекту бытия зависит дальнейшее восстановление, особенности инвалидизации, обучение, гармоничность дальнейшего становления личности подростка, степень успешности в социальной коммуникации и интеграции, т.е. реабили-

тационныи потенциал личности с ограниченными возможностями здоровья [14,20].

Таким образом, в данноИ работе рассмотрены с позиции биопсихосоциальной и онтогенетиечкой парадигм рассмотрены основные биологические, социальные и психологические факторы, оказывающие влияние на становление смыслового и ценностного сознания детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в ситуации переживания соматического дизонтогенеза, представлены гипотезы и методический инструментарий исследования становления смыслового и ценностного сознания детей-инвалидов с разным уровнем соматического дизонтогенеза.

Инвалидность представляет собой системное интегральное образование, значительно влияющее на становление личности ребенка, взрослеющего в условиях соматического дизонтогенеза. Обнаруживается противоречие между позицией государственных органов, предлагающей меры по защите, социальной поддержке и интеграции детей с ограниченными возможностями в общество и тем, что само общество не всегда готово принять детей с соматическими нарушениями, отклоняющихся от принятых в обществе идеалов телесной нормы и здоровья. Данное противоречие ведет к тому, что меры социальной поддержки, реабилитационные и абилитационные мероприятия реализуются не в полной мере. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в системе психолого-педагогического обеспечения и реабилитации и реабилитации детей-инвалидов, осуществляемой как психолого-педагогическими организациями осуществляющими данную вспомогательную деятельность, так и учреждениями медико-социальной экспертизы при составлении индивидуальных программ реабилитации и абилитации детей-инвалидов. Результаты исследования могут быть использованы для создания и апробации более полных моделей психолого-педагогического сопровождения семей с «особыми» детьми в призме инклюзивного образования, а также изучения степени успешности данного вида поддержки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Melchert, Timothy P. Foundations of professional psychology: the end of theoretical orientations and the emergence of the biopsychosocial approach. London: Elsevier, 2011. Print.

2. Васильева О.И., Васильева Ольга Ивановна Исследование процесса становления ценностного сознания в условиях развивающей образовательной среды // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. №306 С.126-132.

3. Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психологический журнал. Томск, 1998. Вып.8-9. С.7-15.

4. Бохан Т. Г., Филоненко А. Л., Бабушкина О. Н., Мацута В. В., Правосуд Л. Ш. Особенности пространственно-временной организации жизненного мира детей, лишенных родительского попечения // СПЖ. 2011. №39 С.80-90.

5. Файзуллаева, Е.Д. Развитие рефлексивности как условие гармонизации процессов становления смыслового сознания: автореферат канд. психол. н.: спец.: 19.00.01. [Текст] / Е.Д.Файзуллаева.- Томск, 2010.- 26 с.

6. Дорфман Л.Я. МЕТАИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МИР. Методологические и теоретические проблемы. 1993 // Электронный ресурс - Режим доступа: https:// www.hse.ru/data/2011/04/26/1210581898/3-34.pdf

7. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1956. - 356 с.

8. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. - М.: Академия, 2001. - 468 с.

9. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия /Сост. В. С. Мухина. - М.: Академия, 2005. - 624 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Кон И.С. Ребенок и общество. - М.: Академия, 2003. - 280 с.

11. Сорокин В.М. Специальная психология. - М.: Речь, 2004. - 420 с.

12. Тимофеева И.В. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья как субъект жизнедеятельности: к постановке проблемы. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 2. URL: http:// medpsy.ru

13. Фоминых Е.С. Коммуникативные установки студентов-инвалидов как условие виктимно-сти//Электронный ресурс - Режим доступа: http:// cyberleninka.ra/article/n/kommunikativnye-ustanovki-studentov-invalidov-kak-usloviya-viktimnosti

14. Фролова И. В. Ценностные ориентации учащихся-инвалидов и здоровых старших подростков [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://pedsite.ru/ publications/72/4789/

15. Баяртуева С.С. Мотивационная сфера личности детей с ограничениями жизнедеятельности детей-инвалидов // Электронный ресурс - Режим доступа: http:// cyberleninka.m/article/n/motivatsionnaya-sfera-lichnosti-detey-s-ogranicheniyami-zhiznedeyatelnosti-shkoly-sotsialnoy-adaptatsii-detey-invalidov

16. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.- М.: Педагогика, 2007. - 247 с.

17. Слюсарева Е.С., Евмененко Е.В., Тинькова Е.Л. Антропологический подход в профилактике психосоматических расстройств: Учебно-методическое пособие. -Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. - 156 с.

18. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями [Текст] / Т.В. Егорова -Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.

19. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. - СПб.: Издательство ППМИ, 2003. - 186 с.

20. Косикова Л.В. Особенности смысловой сферы подростков в условиях включенного обучения: автореферат канд. психол. н.: спец.: 19.00.07. [Текст] / Л.В.Косикова. - Ростов-на-Дону, 2010. - 20 с.

21. Саратова Л. М. Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми познавательными потребностями // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 6064.

22. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2007. - 80 с

Статья поступила в редакцию 16.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.