Научная статья на тему 'Содержание профильного обучения школьников'

Содержание профильного обучения школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
764
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание профильного обучения школьников»

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКЕ

Л.Н. Серебренников СОДЕРЖАНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Необходимость развития и совершенствования системы общего образования подтверждают передовой отечественный и зарубежный опыт и объективно существующая практика подготовки молодежи к труду и получению профессии. В процессе перехода к рыночным отношениям связи образования с экономикой становятся все более тесными и приобретают конкретный, устойчивый характер, приводя к тому, что социально-экономические проблемы становятся проблемами педагогическими и наоборот.

Одним из педагогических условий подготовки молодежи к жизнедеятельности в условиях рыночной экономики является взаимодействие общего и профессионального образования в единой системе непрерывного образования. Отражением такого взаимодействия в контексте гуманистической парадигмы образования выступает построение сквозных личностно ориентированных учебных планов и программ на основе стратификации образовательной системы, ее целей, содержания, форм, методов и условий учебной деятельности. Гуманизация системы образования предполагает развитие дифференцированного по уровням и направлениям обучения в соответствии с личными и общественными интересами.

Современные подходы к повышению индивидуализации учебного процесса определяют различные формы специализированной подготовки старшекласни-ков, в том числе в виде профильного обучения. Система профильной школы может быть определена как педагогическая форма общеобразовательного сопровождения социально-профессионального развития и самоопределения учащихся и выступает как особая сфера дея-

тельности школы, ориентированная на оказание поддержки личностного роста, профессионального выбора и социальной адаптации школьников. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения учащихся предполагает овладение ими ключевыми компетенциями, понимаемыми как универсальные качества личности, обеспечивающие способность деятельности человека в меняющихся социальных, экономических и культурных условиях.

Существующий разброс в определении сущности, целей и задач профильного обучения и возможностей его реализации определяет неоднозначность понимания и построения вариативного обучения старшеклассников. В этой связи существуют различные подходы к моделированию профильного обучения в соответствии либо с направлениями или уровнями образования, либо образовательными областями и предметами труда. Первые три подхода предполагают индивидуализацию теоретической предметной подготовки учащихся, последний - построение системы профессионально значимого обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

С учетом статусной доминанты общего образования профильная подготовка школьников предполагает осуществление индивидуальной, профессионально значимой подготовки учащихся старших классов, обеспечивающей адекватное решение задач соединения систем общего и профессионального образования. Форсирование либо отсутствие системы профессионально значимой учебной деятельности осложняет решение задач общего образования в средней школе.

Целью профильного обучения выступает не подготовка к конкретной профессии или специальности, а обеспече-

ние условий полноценного общего образования в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями учащихся, их профессионального самоопределения и обеспечения готовности перехода к профессиональному обучению в системе непрерывного образования. По своим целям и структуре профильное образование занимает промежуточное положение между общим и профессиональным.

Попытка одновременной реализации целей и задач общего и профессионального образования приводит к подавлению и отторжению одного из них. При переходе от общего к профессиональному образованию происходит смена приоритетов и выдвижение на ведущие позиции целей и задач специального образования при постепенном сокращении элементов общего. Соотношение общего и специального компонентов профильной подготовки школьников определяется целями и задачами этапа обучения. Увеличение с возрастом учащихся специальных разделов обучения выступает характерной особенностью проявления этой закономерности. Изменение доминанты компонентов общего и профессионального образования предполагает смену иерархии целей и задач и, как следствие, систем образования.

Профильная подготовка включает в себя две группы целей и задач. Первая связана с решением культуросообразных общеобразовательных вопросов обучения, развития и подготовки молодежи к жизни в окружающем мире и обществе. Вторая закладывает основы непрерывной профессиональной подготовки подрастающего поколения на этапе обучения в школе. Построение системы профильной подготовки школьников может быть адекватным, если обеспечивает реализацию интегративной цели - подготовленности личности к профессионально-образовательной деятельности в современных социально-экономических условиях.

Подсистема профильного обучения на старшей ступени школы выступает продолжением и развитием системы вариативной подготовки на предшествую-

щих этапах обучения. Выбор старшеклассниками определенного профиля обучения предполагает допрофильную подготовку в основной школе. В том случае, если она не привела к выявлению профессиональных приоритетов, учебный процесс в старшей школе может быть построен в форме широкого общепрофильного (мультипрофильного) обучения на основе базовых предметов учебного плана и разноплановой практической подготовки. Целью такого обучения является обеспечение широкой общеобразовательной подготовленности, развитие и самоопределение учащихся для успешного перехода к решению широкого класса задач профессионального образования. Важную роль в этом играет комплексная общетехнологическая подготовка учащихся старших классов.

В тех случаях, когда допрофильное обучение позволяет сформировать и выявить профессиональные склонности и устремления школьников, разделы специальной профильной подготовки могут быть определены с учетом интересов старшеклассников в конкретных сферах и отраслях практической деятельности. Они могут представлять собой систему теоретических и прикладных курсов, уточняющих и конкретизирующих профессиональные ориентиры и предпочтения учащихся.

Реализация целей непрерывного образования ставит задачу обеспечения индивидуально значимой «скорости профессионализации» обучения в его онтогенезе на этапе завершения основной и средней школы. Отклонения от индивидуально значимого соотношения общего и специального образования приводят к потере качества и скорости образования.

Недостаточная дифференциация обучения вызывает проблемы его индивидуализации, в то время как излишнее форсирование специализации, принятое в школах определенного профиля, обусловливает сужение образовательного пространства и осложнение комплексного развития ребенка. Решение обозначенного комплекса задач общего и специализированного обучения, трудового раз-

вития, воспитания и самоопределения учащихся требует обеспечения соответствующей структуры и содержания профильного обучения.

Осуществление профильной подготовки в форме расширенного теоретического обучения позволяет повысить уровень подготовленности учащихся по профильным предметам при аттестации выпускников и конкурсном отборе в учреждения профессионального образования. Однако это не в полной мере обеспечивает условия адекватного обучения, развития и воспитания учащихся и, что самое важное, стимулирования самообразования растущего человека.

Профильное обучение призвано не столько подготовить учащихся к поступлению в вуз, сколько обеспечить готовность к продолжению обучения в системе профессионального образования. Подготовленность к этому формируется на ин-тегративной основе обученности, ориентированности и мотивированности выпускников школы к последующей профессионально-образовательной деятельности. Основополагающую роль в этом играет практико-ориентированная подготовка старшеклассников. В этой связи профильное обучение школьников может стать реальным фактором самоопределения и подготовки к получению профессии при условии, если оно будет связано с практической, профессионально значимой деятельностью. В отсутствие таковой профильное обучение старшекласни-ков ограничивается обеспечением дополнительной курсовой подготовки для сдачи экзаменов по учебным дисциплинам, весьма опосредованно связанным с содержанием будущей профессиональной деятельности.

Необходимость решения комплекса указанных проблем определяет необходимость включения многоуровневого прикладного практико-ориентированного обучения в систему непрерывного образования. Это означает, что «Технология» должна входить в перечень инвариантных общеобразовательных областей, обеспечивающих формирование и развитие основ общего образования, социаль-

но-трудового развития, воспитания и самоопределения растущего человека. В этой связи, кроме разделов основного общего образования, «Технология» призвана обеспечивать специальные, прак-тико-ориентированные разделы профильной подготовки старшеклассников.

Введение профильного обучения призвано отражать переход от парадигмы знаниевой школы к парадигме формирования готовности учащихся к непрерывной трудовой и образовательной деятельности. Для решения поставленных задач профильное обучение старшеклассников должно стать связующим элементом системы общего и профессионального образования, создающим условия формирования готовности выпускников школы к получению профессии. В этой связи практико-ориентированная, профессионально направленная профильная подготовка предполагает связь с основными направлениями принятых сфер социально-трудовой деятельности человека: человек-человек, человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ, человек-знаковая система. Данный подход определяет построение профильного обучения старших школьников как пропедевтического раздела непрерывной профессиональной подготовки в одной из указанных сфер в условиях личностно ориентированного общего образования.

Профильное обучение старшеклассников предусматривает освоение комплекса базовых и специальных дисциплин в выбранной сфере социально-трудовой деятельности. При этом все направления профильной подготовки должны содержать разделы прикладного обучения, связанные с индивидуальными предпочтениями учащихся. Профильная подготовка старшеклассников предусматривает изучение теоретических дисциплин и практических курсов, общих для групп родственных профессий.

Каждый профиль обучения может быть представлен в виде комплекса базовой, профильной и специальной частей как системы социально обусловленного и индивидуально значимого уровней лич-

ностно ориентированного обучения. Профильная составляющая предполагает ознакомление с избранной сферой деятельности и многоуровневую предметную подготовку по блоку профильных дисциплин. Специальная составляющая учебного профиля предусматривает элективную подготовку по выбору старшеклассников в одной из конкретных областей практической деятельности как уточнение их индивидуальных предпочтений. Таким образом, обучение по избранному профилю предполагает дополнительную теоретическую и практическую подготовку по предметам данного направления, трудовые практикумы прикладного характера, курсы по выбору, способствующие конкретизации и углублению основных дисциплин, а также учебно-производственные практики, направленные на получение предпрофес-сиональной подготовки учащихся.

Достижение целей и задач профильной подготовки школьников должно осуществляться с учетом того, что чем активнее участвует ребенок в различных видах практической деятельности, тем определеннее его жизненные интересы и реальнее профессиональные планы.

Профильное обучение школьников требует соответствующих объемов учебного времени, в связи с чем может осуществляться на принципах интеграции различных составляющих учебного плана. Адекватность профильного обучения определяется соответствием содержания обучения интересам и способностям учащихся, а также потребностями экономики конкретного региона в квалифицированных кадрах и реальными возможностями образовательной системы по обеспечению качественной подготовки по избранному направлению.

Специфика профильного обучения определяется его содержанием по набору предметов, глубиной их изучения и соотношением теоретического и прикладного разделов учебной программы, характерной особенностью которой является ее практическая направленность. Таким образом, учебные планы школы могут включать в себя блоки общеобразова-

тельных и профилирующих дисциплин, соотношение и содержание которых определяет структуру учебного процесса.

Основой многопрофильного обучения может стать система дифференцированной предметной подготовки. Варианты планирования тех или иных профилей обучения возможны посредством различных сочетаний образовательных областей базисного учебного плана школы. На их основе возможна организация комплекса направлений подготовки старшеклассников в систему последующего профессионального обучения в принятой классификации предметов труда.

На всех этапах обучения школьников их профильная подготовка ориентируется на реализацию системы подцелей: получение базового и специализированного образования; формирование качеств современной личности; развитие индивидуальности, включая жизненное, социальное и профессиональное самоопределение учащихся.

Достижение главной цели - готовности выпускников школы к труду и получению профессии - определяет необходимость обеспечения гармоничности профильной подготовки школьников во всех сферах деятельности человека в соответствии с разнообразием предметов труда. Это положение выступает основанием развития взаимодействия различных образовательных областей и является основополагающей идеей данной концепции. Реализация этой идеи направлена на обеспечение индивидуально ориентированного и социально значимого подхода к профильной подготовке школьников.

Развитие системы профильной подготовки школьников, обеспечивающей реализацию общественных и личных потребностей участников педагогического процесса для достижения широкой готовности выпускников школы к труду и последующему получению профессии, возможно в том случае, если структурные преобразования педагогической системы адекватно отражают содержание изменений социально-экономической

системы. Учет этой закономерности означает необходимость развития системы профильной подготовки школьников на основе перехода к новой гуманистической парадигме образования.

Эффективность профильной подготовки школьников зависит от реализации следующих принципов:

- адекватности и перспективности, что означает необходимость выявления и учета требований реальной действительности и одновременную ориентацию на решение стратегических задач развития человека и общества;

- фундаментальности и вариативности, то есть необходимости формирования единой базовой образовательной основы профильной подготовки школьников страны при одновременном решении задач регионализации и индивидуализации их учебной деятельности;

- непрерывности и дискретности, то есть необходимости создания системы постоянной образовательной деятельности на протяжении всей жизни человека на основе относительно автономных и взаимосвязанных образовательных элементов;

- интеграции и дифференциации, что указывает на необходимость обеспечения взаимодействия всех компонентов и субъектов с учетом особенностей этапа, уровня и направления педагогического процесса;

- стабильности и развития, означающий достижение устойчивого состояния системы профильной подготовки школьников и предполагающий ее адекватное развитие в изменяющихся социально-экономических условиях;

- доступности и востребованности со стороны всех субъектов образовательной деятельности (человека, общества, системы образования);

- мотивации и стимулирования участников педагогического процесса.

Следует подчеркнуть важность реализации в комплексе всех рассмотренных принципов, что обеспечивает их взаимоусиление и создание качественно новой системы профильной подготовки, которая характеризуется интегративностью,

многоуровневостью, фундаментальностью, вариативностью и непрерывностью.

Содержание профильной подготовки школьников определяется в соответствии с целями и задачами этапов и уровней обучения в системе сфер трудовой деятельности. На основе типологии предметов труда Е.А. Климова, профильная подготовка может осуществляться в сферах: человек - природа, человек -техника, человек - знаковая система, человек - человек, человек - художественный образ. Фундаментальная основа профильной подготовки носит комплексный, общекультурный характер. Данный термин означает реализацию базовой, инвариантной составляющей профильной подготовки школьников в системе интеграции сфер и областей трудовой деятельности.

Содержание системы профильной подготовки школьников может быть представлено в виде комплекса разделов по указанным сферам трудовой деятельности.

Профильное обучение призвано решать вопросы учебной подготовки с учетом возрастной динамики ее целей и задач. Проблемы социально-профессионального самоопределения и развития учащихся и специализированная подготовка школьников должны приобретать профессионально значимый характер, начиная с уровня предпрофильного обучения учащихся выпускных классов основной школы и последующего профильного и специализированного обучения старшеклассников. В свою очередь, каждая из социально-профессиональных сфер может быть представлена в виде интегративного комплекса областей практической деятельности в техническом (Т), естественно-научном (Пр), эстетическом (ХО), социальном (Ч), информационном (Зн) аспектах предметов труда. Структура областей трудовой деятельности приведена на схеме 1, построенной на основе комплекса принятых социально-трудовых сфер, обеспечение которых также рассматривается в аспектах предметов труда.

Схема 1

Области трудовой деятельности

Техника Т-Т Пр-Т ХО-Т Зн-Т Ч-Т

Природа Т-Пр Пр-Пр ХО-Пр Зн-Пр Ч-Пр

Худ. образ Т-ХО Пр-ХО ХО-ХО Зн-ХО Ч-ХО

Знаковая система Т-Зн Пр-Зн ХО-Зн Зн-Зн Ч-Зн

Человек Т-Ч Пр-Ч ХО-Ч Зн-Ч Ч-Ч

В связи с этим структура каждой из сфер Б профильной подготовки ПВБ может быть отображена на схеме 2, где каждая из социально-профессиональных сфер может быть представлена в виде су-

перпозиции областей деятельности в аспектах предметов труда, на базе которых может быть построена система элективных разделов практико-ориентирован-ного обучения.

Схема 2

Структура элективных курсов профильной подготовки в соответствии с областями трудовой деятельности

Схема 2.1 Сферы трудовой деятельности

Схема 2.2 Области деятельности сферы «Техника»

Схема 2.3 Области деятельности сферы "Природа"

Схема 2.5 Области деятельности сферы "Человек"

Элективные курсы в сфере «Техника» (схема 2.2)

Области деятельности:

- Человек - техника: кадровое и социальное обеспечение технического прогресса.

- Природа - техника: научное и материальное обеспечение развития промышленности.

- Техника - техника: техническое обеспечение промышленного производства.

- Художественный образ - техника: художественно-эстетические аспекты технического прогресса.

- Знаковая система - техника: информационное обеспечение развития техносферы.

Изучаемые разделы и технологии: материаловедение и технология материалов; обработка конструкционных материалов; энергетика; электротехника; электроника, автоматика, вычислительная техника; средства механизации и автоматизации труда; отрасли и средства производства; промышленные технологии и оборудование; информационные технологии в технике; подготовка специалистов в сфере производства; приро-досообразное и культуросообразное взаимодействие с окружающей средой; художественная обработка материалов; технический дизайн; экономика промышленности; производственный менеджмент и др.

Схема 2.4 Области деятельности сферы "Знаковая система"

Схема 2.6 Области деятельности сферы "Художественный образ"

Элективные курсы в сфере «Природа» (схема 2.3)

Области деятельности:

- Техника - природа: техническое обеспечение добычи и производства минеральных и биологических продуктов.

- Природа - природа: научное и материальное обеспечение добычи и использования природных ресурсов.

- Человек - природа: кадровое и социальное обеспечение получения минеральных и биологических продуктов.

- Художественный образ - природа: художественно-эстетическое воздействие на окружающую среду.

- Знаковая система - природа: информационное обеспечение производства и использования природных ресурсов.

Изучаемые разделы и технологии: объекты, явления и процессы живой и неживой природы; добыча, переработка и использование минеральных ресурсов; биотехнологии: растениеводство, животноводство, сельскохозяйственное производство, биоинженерия, использование биоресурсов и продуктов; экономика природопользования; техническое обеспечение добычи, обработки и использования природных ресурсов; информационные технологии познания и преобразования природы; подготовка кадров в сфере природопользования; управление процессами взаимодействия человека и общества с окружающей средой; художест-

венно-эстетическое преобразование и использование природных ресурсов и др. Элективные курсы в сфере «Знаковая система» (схема 2.4) Области деятельности:

- Техника - знаковая система: техническое обеспечение информационных процессов.

- Природа - знаковая система: научное и материальное обеспечение информационных процессов.

- Знаковая система - знаковая система: информационное обеспечение информационных процессов.

- Человек - знаковая система: кадровое и социальное обеспечение информационных процессов.

- Художественный образ - знаковая система: художественно-эстетическая обработка информации.

Изучаемые разделы и технологии: аудиовизуальные технологии; графика (черчение, картография и др.); лингвистика; технические средства информационного обеспечения; компьютерные технологии (по отраслям); системы и средства массовой информации; подготовка кадров в сфере информационных технологий; социальные процессы в информатизации; художественная обработка информации и информационный дизайн и др.

Элективные курсы в сфере «Человек» (схема 2.5)

Области деятельности:

- Техника - человек: техническое обеспечение жизнедеятельности человека и социального прогресса.

- Природа - человек: научное и материальное обеспечение жизнедеятельности человека и общества.

- Художественный образ - человек: художественно-эстетическое воздействие на человека и общество.

- Знаковая система - человек: информационное обеспечение жизнедеятельности человека и социальных процессов.

- Человек - человек: кадровое и социальное обеспечение жизнедеятельности человека и общественного развития.

Изучаемые разделы и технологии: экономика и социальное обеспечение;

социальный менеджмент; правовое регулирование; социальные процессы и технологии; формирование здорового образа жизни; основы безопасности жизнедеятельности; эстетическое развитие человека; этика поведения и социального взаимодействия; подготовка специалистов социальной сферы; техническое обеспечение жизнедеятельности; информационное обеспечение социально-гуманитарной деятельности; здравоохранение и физическая культура; предпринимательство и торговля и др.

Элективные курсы в сфере «Художественный образ» (схема 2.6) Области деятельности:

- Техника - художественный образ: техническое обеспечение художественно-эстетической деятельности.

- Природа - художественный образ: использование природных ресурсов и при-родосообразное развитие художественно-эстетической деятельности.

- Человек - художественный образ: кадровое и социальное обеспечение художественно-эстетической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Знаковая система - художественный образ: информационное обеспечение художественно-эстетической деятельности.

- Художественный образ - художественный образ: культуросообразное развитие художественно-эстетической деятельности.

Изучаемые разделы и технологии: техническое обеспечение художественно-эстетической деятельности; информационные технологии в сфере культуры; экономика культуры и спорта; использование природных ресурсов в сфере культурной деятельности; социальные системы и технологии в сфере культуры; области и технологии художественно-эстетической деятельности; подготовка специалистов в сфере культуры и др.

Элективная подготовка школьников определяет специальные разделы обучения в соответствии с интересами и способностями учащихся с учетом национально-региональной и местной специфики. Элективная подготовка школьников направлена на закрепление и развитие базисных знаний, умений и навыков

практической деятельности, полученных в процессе инвариантного обучения. Реализация элективного обучения школьников должна осуществляться в одной из сфер социально-трудовой деятельности интегративной системы профильной подготовки (ПУ), развивающей и дополняющей базовое образование.

На уровнях основной школы элективная составляющая обучения школьников направлена на развитие индивидуальности, социально-трудовое воспитание и самоопределение учащихся для последующего выбора профиля обучения в средней школе либо профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования. На этапе средней школы элективная подготовка направлена на практическое обеспечение профильного обучения и пропедевтики в выбранных областях профессиональной деятельности с возможностью последующей специализации.

Профильная подготовка школьников предполагает свое развитие в процессе внеклассной и внешкольной практической деятельности в системе дополнительного и самостоятельного образования.

Уровневая и содержательная стратификация профильного обучения школьников осуществляется на основе дифференциации и интеграции базовых дисциплин, профильных и элективных курсов, факультативов и других учебных элементов, структурно связанных с системой внутришкольного и внешкольного дополнительного образования, а также самостоятельной учебной и практической деятельностью учащихся.

Элективная подготовка в старшей школе призвана соответствовать профилю обучения и обеспечивать практическую направленность углубленного изучения профильных дисциплин в форме прикладных межпредметных курсов. Будучи связанными с определенной сферой социально-трудовой деятельности, такие курсы должны носить характер различного уровня профессиональных проб в процессе профильной технологической подготовки учащихся.

Интегративный характер профильной подготовки школьников предполагает ее направленность на все области практической деятельности. В этой связи система педагогического взаимодействия в процессе профильной подготовки может быть реализована для широкого комплекса видов и предметов труда с выходом на ролевые функции профессий и специальностей в различных сферах социально-профессиональной деятельности.

В рамках профильного обучения может осуществляться углубленная предпрофессиональная и начальная профессиональная подготовка учащихся старших классов. Она осуществляется в рамках одного из направлений обучения с привлечением вариативной составляющей учебного плана школы.

Перечень профессий (специальностей) для изучения в школе определяется нормами охраны труда молодежи и нормативным лимитом времени на подготовку по конкретной специальности. Обучение по программам начальной специальной подготовки требует соответствующей организации и обеспечения учебного процесса. В связи с ограниченными возможностями привлечения дополнительного учебного времени профессиональное обучение в школе должно ориентироваться на специальности, освоение которых может обеспечиваться на основе общеобразовательной подготовки школьников.

Процесс развития профильного обучения определяется, с одной стороны, интересами и потребностями общества в совершенствовании образования молодежи, а с другой - мобильностью самой системы образования, ее способностью к адекватным структурным изменениям. Осуществление изменений системы образования предполагает наличие соответствующих степеней свободы составляющих ее компонентов, активное взаимодействие всех участников педагогического процесса и создание необходимых условий для проводимых преобразований. Переход к гуманистической парадигме образования требует адекватного научно-

го, кадрового и материально-технического обеспечения и многоуровневого управления процессом перехода в новое качественное состояние.

Демократические изменения системы образования определяются развитием положительных обратных связей на основе повышения уровня субъектности участников педагогического процесса. Данный подход выдвигает требование комплексного использования образовательных ресурсов человека, общества и институтов образования. Оно может быть реализовано путем создания структуры многофункциональной подготовки в системе общеобразовательной школы либо на основе учебного комплекса учреждений общего, дополнительного и профессионального образования, учебных комбинатов, предприятий и хозяйств, объединенных целями согласованного учебного процесса. Практический опыт показывает высокую эффективность решения проблем в результате концентрации и мобилизации образовательных ресурсов, использования региональных возможностей в русле современных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.