Научная статья на тему 'Формирование творческой активности учащихся в процессе профильной подготовки при изучении химии'

Формирование творческой активности учащихся в процессе профильной подготовки при изучении химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беликов Константин Борисович

Одной из главных задач обучения современной школы является формирование творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. В статье автор делится опытом развития творческих (креативных) возможностей ребенка с помощью элективных курсов по химии как части профильной подготовки учащихся. Курсы, разработанные автором, акцентированы на проявление химии в различных профессиях и служат одним из методов развития креативности учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой активности учащихся в процессе профильной подготовки при изучении химии»

посещение заседаний Городской Думы, практическое участие в такой вновь рождающейся форме народовластия, как публичные слушания по принятию изменений в Устав города Череповца. Гусев Евгений (11 класс), Буков Даниип (10 класс), предложили свое понимание молодежной политики города, и их поправки (качества активных членов электората) были приняты. Гусев Евгений стал студентом исторического факультета Череповецкого Государственного Университета. Практическое решение санитарно-экологической проблемы учащиеся определили правовой заметкой в форме эссе, а отправленные в местную газету они заставили задуматься журналистов, которые признались, что их уровень политико-правовых знаний по реализации данной проблемы во многом уступает старшеклассникам.

Как показало наше исследование, гражданская позиция старшеклассников формируется эффективно при наличии следующих педагогических условий: созвано политико-правовое и морально-нравственное пространство лля самореализации старшеклассников, где происходит овладение опытом осознанного выбора; обозначены пути помощи старшеклассникам в личностном развитии через создание ситуаций личностного и общественно-политического, морально-нравственного содержания; осуществлена интеграция предметов гуманитарного цикла, имеет место эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих дея!ельностный аспект учебного процесса.

Библиографический список

1 .Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности - М. : Аспектпресс, 2001. - С. 2627.

2. Буторина Т.С. Овчинникова Н.П. Воспитание патриотизма средствами образования - СПб.: КАРО, 2004.-224 с.

3. Вяземский Е.Е. Комментарии эксперт? // Журнал «История». - 2007. - № 2 - С. 17-23.

4. Гавришина Г.В. Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла: диссертаци? - Вологда, 2000. -1%с.

5. Гражданское общество и проблемы безопасности России: материалы круглого стола // Вопросы философии. - 1995. - № 2. - С. 18-36.

6. Ильинский И.М., Гуревич U.C. Свобода - путь к знанию, пониманию, умению // Научн. журнал МосГУ «Знание. Понимание. Умение» - 2004 -№ 1. -С 10-24.

7. Козлова А.Г. Применение контент-анализа в изучении проблем воспитания этнотолерантности подростков // Серия «В помошь классному руководителю» / Вып.1. - Спб.: ООО Нестор, 2005. -80 с.

8. Подкина Т. В. «Защита), // Лексикон социальной работы. - Вологда: Русь, 2001. - С. 49-50.

9. Ситаров В.А., Романюк Л.В . Онищенко Э.В. Гуманистический потенциал отечественного историко-педагогического наследи» // Сибирский Педагогический журнал. - 2004 - № 11. — С. 176.

К. Б. Беликов

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИИ

Одной из главных задач обучения современной школы является формирование творческой личности, способной к самоопределению в быстроменяющемся, динамичном мире. В статье автор делится опытом развития творческих (креативных) возможностей ребенка с помощью элективных курсов по химии как части профильной подготовки учащихся. Курсы, разработанные автором, акцентированы на проявление химии в различных профессиях и с лужат одним из методов развития креативности учащихся.

Мы живем в эпоху глобальной перестройки общества. Наше время отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей: материальном производстве, общественных

отношениях, духовной культуре. Грандиозные задачи наступившего столетия будут решать те кто сегодня садится за школьную парту. В обществе возник новый социальный заказ вместо послушного исполнителя,

© К Б. Беликов, ">007

23

работающего по устоявшейся традиции, стал востребован человек, способный быстро ориентироваться в ситуации, творчески решать возникающие проблемы, понимающий и принимающий всю меру ответственности за свои решения.

В связи с этим от школы требуется формирование у учащихся таких черт, как гибкость мышления, изобретательность, чувство нового, чувство выбора. Они характерны для человека, обладающего творческим мышлением.

Вполне закономерно, что в образовательной системе за прошедшее десятилетие также произошли кардинальные изменения. Если раньше главной ■*адачей обучения было формирование у учащихся знаний, умений и навыков, то сегодня главной стала задача формирования творческой личности, способной к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире. Главными условиями такого самоопределения являются: способность к творческому, нетрадиционному решению возникающих проблемных ситуаций; умение прогнозировать последствия своих действий; возможность гибко менять стратегию и тактику своего поведения с учетом возникающих изменений. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. В процессе самосовершенствования человек выходит за пределы общественных норм и навыков, становясь тем самым более открытым для творчества.

Образование должно стать побуждением к творчеству. Педагоги и психологи рассматривают творчество как важнейший механизм развития личности. Поскольку школьные гсды - это годы становления личности, то главная задача учителя включается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности учащихся. Многие отечественные ученые и педагоги считают одним из центральных принципов современного образования - принцип творчества (креативности) [1; 2]. Он заключается, прежде всего, в развитии творческих способностей личности.

Творческие способности - способность обнаруживать и ставить проблемы в нерегламентированных условиях деятельности, а также порождать множество разнообразных оригинальных идей для их теоретического и практического решения [3].

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года принята Концепция модернизации российского образования. В ней предусматривается профильное обучение на старшей ступени образовательных учреждений и ставится задача создания «системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования». Профильное обучение направленно на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории [4].

Определяя профиль в 10-11 классах, школьники чаще всего ориентируются на выбираемую ими профессию. Подготовка к большинству профессий, популярных у выпускников в настоящее время, не включает изучение химии, поэтому они либо изучают ее на базовом уровне, либо предпочитают химии «естествознание». Подход старшеклассников к выбору предметов стал жестко прагматичный, Это означает, что мотивация к изучению химии принципиально меняется, ученики не видят применяемости химических знаний, полученных в школе, ни в повседневной жизни, ни в дальнейшей трудовой деятельности.

В учебном пособии Н.М. Магомедова «Дифференцированный подход к обучению, воспитанию школьников: Проблемы. Перспективы» автором предложена методика исследования познавательных интересов и склонностей учащихся [5]. С ее использованием нами проводился мониторинг учащихся в течение последних трех лет. Анализ полученных данных выявил, что у большинства учащихся отсутствует интерес к изучению химии.

Но, как известно, химические знания составляют основу современной науки и техники, химические методы широко используются в самых разных отраслях промышленности, сельского хозяйства, медицины и фармации. Достижения современной цивилизации немыслимы без химической науки. Ее используют для решения

24

Вестник КГУ им Н.А. Некрасова» 2007. Том 13

прикладных задач не только в химических, но и в самых разнообразных областях техники. Недооценка роли химических знаний, формируемых средней школой, приведет к существенному снижению уровня подготовки специалистов во многих отраслях, в том числе весьма далеких от химии.

Кроме этого, элементарная химическая безграмотность населения неизбежно будет приводить к опасным ситуациям в быту, влиять на экологическую ситуацию в стране. Проанализировав хронику чрезвычайных происшествий за 2006 год, составленную по материалам пресс-центра МЧС России и опубликованную в журнале ОБЖ за 2006 и 2007 года, можно увидеть, что 37% ЧП произошло в связи с человеческим фактором: либо из-за ошибок в обращении с химическими веществами, либо при нарушениях технологии производств, на которых используются опасные химические вещества.

Химическое образование способствует выработке экологически грамотного, безопасного поведения человека. Именно оно создает у школьников отчетливые представления о роли химии в решении сырьевых, энергетических, продовольственных, медицинских проблем человечества. Именно оно необходимо для их решения. Химия - это не только наука, не только учебная дисциплина, но и весьма значительная отрасль производства, которая в современном мире занимает особое место. Основу таких, казалось бы, нехимических производств, как машиностроение, металлургия, пищевая, парфюмерная и фармацевтическая промышленность, составляет химическая технология Минимальные знания химии необходимы и для выработки критического отношения к потоку рекламы, получаемой человеком из средств массовой информации.

Принятая в концепции модернизации образования гибкая система профильного обучения предусматривает возможность разнообразных вариантов комбинаций учебных курсов, осваиваемых старшеклассниками, в том числе и элективных.

Именно с помощью элективных курсов можно дать учащимся представление о химической составляющей выбранной ими профессии.

С точки зрения отечественной психологии большую известность получила классификация профессий, разработанная Е А. Климовым в соответствии с объектом труда:

- человек - живая природа. Представители

этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог;

- человек - человек. Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель;

- человек - знаковая система. Естественные и искусственные языки, условные знаки и символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые интересуют представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед:

- человек - техника. Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания- человек - художественный образ. Явления,

факты художественного отображения

действительности - вот чго занимает пре ^ставителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра [6].

Учитывая данную классификацию, нами были разработаны »лективные курсы по химии для каждого типа профессий. Они направлены на знакомство учащихся с химической составляющей выбранной ими профессии Это такие элективные курсы как: «Химия и человек», «Химия и искусство», «Химия в природе», «Химия в промышленности».

Одной из важных задач этих курсов становится помощь ученикам в осознании серьезной роли, которую будет играть химия в их жизни. Это необходимо им, чтобы быть способным самостоятельно и грамотно воспринимать современные технологические и экологические проблемы, касающиеся развития науки и промышленности, с которыми они будут сталкиваться. Основные разделы программы курса охватывают фундаментальные понятия и термины, теоретические и практические задачи, что позволяет ученику расширить знания, полученные в основной школе. Все преподавание акцентировано на проявлении

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3, 2007

25

химии в различных профессиях.

Развитию креативных качеств способствует краткое знакомство с историей профессии, в частности, с вопросами, связанными с историей открытий, созданием различных производств, с личностями выдающихся людей. Например, курс «Химия и искусство» рассматривает развитие техники живописи. А при изучении программы «Химия и человек» школьники самостоятельно готовят исследования по истории некоторых химических открытий и эпизодам биографий выдающихся ученых, например, Лайнуса Полинга. Это не только расширяет кругозор учащихся, но и показывает логику развития химической науки в целом.

Элективные курсы были предложены школьникам, изучающим химию, как на базовом, так и на профильном уровне, а также тем, кто изучает предмет «Естествознание». Курсы имеют не только теоретическую, но и практическую, общечеловеческую значимость, что позволяет школьникам в процессе обучения на основании своих жизненных представлений и опыта проявлять творческую актиьность, обуславливающую интерес к выбранной профессии. Этому способствуют творческие работы учащихся, которые они выполняют самостоятельно, обращаясь к учителю только за консультацией. Школьники не огранич« ны в выборе тем. Например, при изучении курса «Химия в природе» они выполняют следующие творческие работы: составление атласа почв Самарской области vтилизaция бытовых отходов, химические реакции в космосе. Проводимые занятия формируют у учащихся осознанную потребность в самостоятельном поиске знаний, учат их разумно и критически мыслить, прививая навыки самообразования, развивают креативные способности, а также потребность в химических знаниях. Ученики знакомятся с общественными пробл! тми, грамотно разрешить которые невозможно, не овладев основной базой химических знаний

Элективные курсы предусматривают и теоретические занятия, знакомящие учащихся с химическими знаниями в выбранной профессии, и практические работы, позволяющие на практике закрепить полученные знания. Почти половина учебного времени отведена на проведение экспериментальных работ. Учащиеся, выбравшие курс «Химия и природа», самостоятельно разделяют

красители, содержащиеся в зеленых растениях методом бумажной хроматографии, моделируют образование и последствия кислотных дождей, учатся определять вещества, содержащиеся в водопроводной воде. При прохождении курса «Химия в промышленности» школьники экспериментально изучают различные виды коррозии и предлргают свои методы борьбы с ней, они своими руками собирают гальванический элемент и используют полученную электрическую энергию.

В элективных курсах отведено время на проведение интеллектуальных и практических тренингов. Мы обращаем внимание на формирование навыков мышления не только первого порядка, но и второго порядка - креативность и способность давать оценку. Тренинги проводим в разнообразных формах: лекции-беседы, индивидуальнь теоретические и поисково-исследовательские экспериментальные задания, семинары, работа с научной и справочной литературой. В процессе деятельности актуализируются различные способы познания химических явлений, развиваются химические способности, рефлексия, совершенствуется устная и письменная речь. Каждый курс заканчивается защитой творческих работ, выполненных учащимися. На этих занятиях они публично представляют результаты своей работы, учатся выступать в качестве оппонента и отстаивать свою точку зрения.

Развитие творческих способностей одновременно служит и средством диагностики. Эксперимент в школе проьодился нами в течение трех лет. Перед началом проведения выбранного учащимся элективного курса они заполняли модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса [7]. Данное тестирование повторялось еще два раза: в середине и по окончанию изучения элективных курсов. Анализ результатов тестирования показал, что увеличивается асимметричность и сложность рисунков учащихся, показывающая рост уровня креативности.

Опыт проведения данных элективных курсов показывает, что они дают для учеников «нехимических» классов, прежде всего, необходимый минимум знаний о вещественных составляющих их сегодняшнего и будущего окружения. Учащиеся, посещавшие элективные курсы, показывают при повторном опросе, значительный рост интереса к изучению химии. Некоторые школьники проявили

26

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова» 2007. Том 13

Проблема педагогически! о такта в концепции A.C. Макаренко

повышенный интерес к предмету химии Из них была сформирована группа учеников, выразивших желание изучать химию на проАильном уровне. Наблюдался стабильный рост креативных качеств у учащихся 10-11 классов.

Ьиблиографический список

1 .Леонтьев А.Н Избранные

психологические произведения - М., 1983.

2. Куверина O.A. Концепция образования: современный взгляд Р O.A. Куверина, Л.Г. Петгрсон. -М., 19^9.

3. Симоновский А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших

школьников — М., Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж. Издательство НПО «МОДЕК», 2003. - 272 с.

4. Распоряжение Правительства РФ №1756-р от 29.12.01.

5. Магомедов Н М Дифференцированный подход к обучению, воспитанию школьников: Проблемы. Перспективы. Учебное пособие. -Самара, Издательство «Самарский Университет», 1993. 251 с.

6. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск, 1993 - 344 с.

7. Тунник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - СПб: Речь, 2002 - 96 с.

В. И. Гусоев

ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТАКТА В КОНЦЕПЦИИ

A.C. МАКАРЕНКО

Большой вклад в разработку проблемы педагогического такта внес A.C. Макаренко (19881939), признанный мировой общественностью выдающимся педагогом XX века. Немепкий педагог Оскар Анвайлер в 1988 году с полным основанием отнес A.C. Макаренко к первым четырем крупнейшим педагогам мира. Его педагогическая концепция основывалась на понимании того, что организация нормальной, педагогически целесообразной жизни детей составляет суть воспитательной работы. Он глубоко раскрыл сущность основного закона педагогики: «жизнь воспитывает». При этом имел в виду не абстрактную жизнь вообще, а нормальную жизнь каждого конкретного ребенка. Задача воспитателя состоит в том, чтобы организовать эту жизнь, наполнить ее всем оогатством человеческой культуры, утвердить подлинно гуманные отношения между людьми Вкладом А.С Макаренко в педагогическую науку явилось открытие им основной формы организации жизни четей воспитательного коллектива.

Процесс воспитания A.C. Макаренко представлял как организацию воспитательных ситуаций в жизни ребенка, имеющих решающее значение цля его развития Личность необходимо проектировать как «лучшее в человеке». Логика

педагогического процесса должна быть целесообразной, отражать специфику деятельности воспитателя и воспитанников.

Сущность педагогического процесса в концепции A.C. Макаренко обусловила необходимость учета специфики воспитательного воздействия педагогического такта в условиях коллектива: наиболее эффективными являются его такие формы и приемы, которые испол!зуются в сформировавшемся коллективе - воспитательном коллективе. В этом случае они будут поддержаны всеми членами коллектива, вызовут у всех их положительный настрой, окажут «параллельное педагогическое действие», тем самым буцут наглядно, убедительно способствовать социальной защищенности товарищей, коллег.

А.С Макаренко установил, что использование коллектива как «драгоценнейшего, богатейшего инструмента воспитания» не исключает, а с необходимостью требует от руководителя коллектива проявления педагогического такта по отношению к его членам, органам самоуправления, тактичного направления развития коллектива. Тактичное и мудрое управление коллективом заключается не в том. чтобы держать его членов на «педагогической веревке», а в том. чтобы наладить

© В.И. Гусоев, 2007

27

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.