Е.В. Картовщикова
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ УМЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДА КОМИ
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает организацию профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы, ориентированную на индивидуализацию и социализацию обучения.
Составной частью стандарта общего образования является национально-региональный компонент, содержание которого отражает особенности культуры и традиций коми народа - коренных жителей Республики Коми. Обучение в 1011 классах завершает формирование основных технико-технологических понятий, призвано обеспечить, на основе самоопределения, подготовку, необходимую выпускникам для последующего профессионального образования.
В этой связи приобщение учащихся к общим и этнокультурным ценностям способствует целостному развитию личности, формированию активного субъекта деятельности.
Считаю, что исследование на тему: «Формирование технологических умений и навыков старшеклассников в условиях профильного обучения (на примере традиций народа коми)» является актуальным.
Проблема исследования состоит в поиске дополнительных учебно-воспитательных средств и методов, открывающихся с изучением такого вида народного творчества, как народный костюм коми, повышающих эффективность учебно-творческой деятельности учащихся в процессе изучения народного искусства, что отвечает потребностям социальной и педагогической практики.
Цель исследования - определение методических основ эффективного формирования технологических умений учащихся старших классов на современном этапе в условиях профильного обучения.
Опираясь в своем исследовании на принципы, лежащие в основе творческой деятельности, можно сделать следующее заключение.
Если рассматривать творчество в его истинном психологическом смысле как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степе-
ни, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития. Раскрывая свое общее понимание личности, мы специально выделяем такую существенную черту, как создание чего-то «нового» в общественной жизни.
Под художественным творчеством школьников в образовательной области «Технология» мы понимаем выражение личностных индивидуальных особенностей, как отражение ребенком окружающего мира, которое сочетается с самовыражением в создании посильной для школьника художественной формы, совершенствующейся по мере овладения навыками и знаниями в области данного вида искусства, проявляющееся через разные виды прикладной деятельности (вязание, художественная вышивка, художественно-прикладные работы с кожей, мехом, бисером, берестой, и другими материалами, изготовление национального костюма, игрушки, сувенира и т.д.).
Под технологическими умениями мы будем понимать систему, включающую в себя умения по разработке и планированию технологического процесса, умения анализировать и выбирать наиболее рациональные технологии обработки материалов, самостоятельно применять выбранные технологии в процессе изготовления изделий.
Такой набор умений, включенных в содержание технологических умений, определен исходя из концепции технологической подготовки школьников, которая устанавливает для учебного процесса приоритет способа над результатом; и важное место занимает вариативная технология, что в свою очередь связано с эколого-экономическими аспектами реализации разнообразных технологий в практической деятельности школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что овладение необходимыми знаниями и навыками происходит в процессе самой деятельности.
Опираюсь на психологические исследования С.Л. Рубинштейна, им было убедительно показано, что любая деятельность есть деятельность именно субъекта, она необходимо является самостоятельной и творческой. Свой вывод С.Л. Рубинштейн изложил следующим образом: «Итак, субъект в своих деяниях, в актах своей творчес-
© Е.В. Картовщикова, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007!
кой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять и формировать его самого»1.
Творческая деятельность учащихся в процессе изучения народного искусства по разработанному нами профильному курсу «Народный костюм коми», помогает развивать у них творческие способности, художественно-образное мышление, технологические умения и навыки, эстетическое восприятие. Способствует самовыражению и личностной потребности в творчестве. Практическая ценность знаний и умений заключается в их универсальности, в возможности применения в трудовой и умственной деятельности учащихся, перенос на другие сферы деятельности, в профессиональной подготовке.
Воздействие народного искусства усиливается в том случае, если учащиеся не только изучают народное искусство, но и создают свои произведения с учетом его традиций. Нельзя не согласиться с мнением исследователя, искусствоведа М.А. Некрасовой, которая отметила, что: «Как часть культуры народное искусство - это сама природа, и историческая память народа, не обрывающаяся связь времен. Эстетическое единство, целостность народного искусства есть свидетельство его высоконравственных основ»2. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), поэтому оно понятно ему.
Итак, для эффективного использования народного искусства по профильному курсу «Народный костюм коми» в школьной практике необходимы следующие составляющие: личностно-деятельностный подход к учебно-воспитательному процессу средствами народного искусства; учет возрастных и индивидуальных особенностей психофизического развития личности старшеклассника, как непосредственного участника этого процесса; дидактическое обоснование учебно-воспитательного процесса, в результате которого решаются основные задачи технологической подготовки, художественного образования и эстетического воспитания.
В действительности ребенок развивается в условиях воспитания и обучения, т.е. «определенным образом внешнего (прежде всего педагогического) воздействия на него и внутренних условий психического развития ребенка, на которого это воздействие оказывается»3.
Народный костюм в качестве объекта художественно-творческой деятельности учащихся наделен рядом качеств, которые делают подобную деятельность важным этапом в развитии творческой личности. В народном костюме, как в фокусе, сосредоточены черты и особенности народного сознания, его социальные, нравственные, религиозные представления, этнические идеалы, для выражения которых использованы художественные средства. Это - композиция и цвет, ритмическая система построения, объемно-пластические формы, реализованные в крое одежды, в орнаменте. Традиционные художественные приемы: повтор, вариация, импровизация, используемые при изготовлении народной одежды, сохраняли и передавали традиции этого народного творчества, но в то же время позволяли в полной мере проявить личный вкус и мастерство. Народный костюм коми в опосредованном виде выражал этические традиции коми-зырян. Именно через костюм проявлялась индивидуальность этноса.
Практически любой бытовой костюм обладал определенной символикой. Сама орнаментация, манера ношения свидетельствовала об этом.
Для декоративного оформления народного костюма характерно сочетание различных материалов и фактур (натуральные льняные, шерстяные ткани, мех, кожа, кружево, бархат, шелк и т.д.) В народном костюме образ предполагал гармонию всех составных частей. Основу ансамбля связывали в народном костюме с проблемой синтеза, единства жизненно-бытовой среды этноса коми-зырян с природой.
Работа с народными костюмами требует более глубокого знакомства с бытом, укладом, обычаями, традициями, праздниками народа. Учащиеся изучают назначение, характерные особенности народных костюмов различных районов Коми края: сысольского, вычегодского, ижемского, удорского, прилузского, способы их изготовления. Традиционные костюмы коми отличаются своеобразием, хотя имеют свои древние финноугорские корни: в покрое туникообразной рубахи с вышивкой на рукавах, плечах, груди, охотничьего кожаного лаза, обуви из цельной кожи, гео-метризированных типов орнаментов, женского сарафана кунтей, древнего запона, поясов с кистями; украшения-обереги - металлические подвески, бусы; на севере коми для шитья одежды и обуви использовали оленьи шкуры и шкуры пушных животных.
Следовательно, на наш взгляд, для учащихся будут наиболее важны те умения, которые содействуют решению творческих задач: умение накапливать предварительный материал, вести учебный поиск; умение анализировать образцы народной одежды, их художественно-образную специфику, оценивать их и применять полученные выводы в своей работе; умение использовать знания по разным видам художественно-творческой деятельности, а также межпредметные знания, необходимые в работе; умение планировать, рационально строить работу, разбивая ее на промежуточные этапы, определять цели и задачи каждого этапа; умение выбрать наиболее рациональные технологии обработки материалов и самостоятельно применять их в процессе изготовления изделий; умение использовать стратегии мышления в качестве стратегий творческого поиска; умение находить в процессе творческого поиска несколько возможных решений предлагаемого задания, оценивать и дорабатывать лучшие из них.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа над народным костюмом, как направлением художественно-творческой деятельности школьников, позволяет воспитывать в них культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, наследование духовных ценностей народного искусства коми, способствует расширению познаний, прививает умения и навыки, в том числе технологические.
Нами была разработана и апробирована программа элективного курса «Народный костюм коми» (34 часа) на учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ г. Сыктывкара, которая соответствует Государственным образовательным стандартом образовательной области «Технология», национально-региональному компоненту в Республике Коми; раздел «Технология обработки ткани и пищевых продуктов»; подпункт «Технология проектирования и изготовления национальной одежды».
Целью программы является вызвать интерес к традиционной народной культуре и популяризации творчества в области декоративно-прикладного искусства Коми. Такой подход позволяет изучать основы технологической культуры как элемент общей культуры в классах с социальногуманитарной, гуманитарно-филологической ориентацией, обеспечивая практико-ориентиро-ванный характер профильной подготовки, диф-
ференцированный подход, прикладную направленность обучения.
Считаю целесообразным введение в структуру данной программы элективного курса разделов: «Орнамент коми», «Узорное вязание», «Вышивка», «Конструирование и моделирование», «Материаловедение». Программа обучения базируется как на общих и специальных технико-технологических знаниях и умениях, так и связи с историей и культурой народа коми, углубленным знанием коми языка, фольклора, изобразительным искусством, математикой, которые включены в компонент учебного плана образовательного учреждения, что позволяет обеспечить преемственность в технологической подготовке учащихся старших классов со средним звеном. Практическая значимость используемого материала в том, что учащиеся, изучая традиционный народный костюм, могут использовать свои знания, умения и навыки для изготовления современной одежды, так как сегодня к истории народного костюма обращаются многие дизайнеры и модельеры. Содержание занятий со старшеклассниками строятся на основе знакомства с обычаями коми народа, связанными с ношением комплексов мужского и женского костюмов, активизации интереса к истории Коми края, творческого отношения к трудовой деятельности, любви к родной земле.
Учебные изделия необходимо выбирать с учетом ряда возрастных психологических особенностей обучаемых, поскольку только в этом случае возникает интерес и появляется мотивация к дальнейшей учебной деятельности. Объекты труда, т.е. работы учащихся декоративно-прикладного характера лишь средство для достижения учебно-воспитательных и развивающих целей.
Нами были определены критерии оценки результатов работы: оригинальность идеи, соответствие работы возрасту учащихся, исполнительское мастерство, использование народных традиций, новаторство и современность.
Среди важных задач, стоящих сегодня перед школой, следует назвать активизацию творческой деятельности, развитие теоретических и практических умений. Проблема формирования способностей к творчеству, как залог успешности жизненной самореализации, является в настоящее время актуальной.
Внешними показателями проявления креативности, по Я.А. Понамареву4, являются инициативность, активность, самостоятельность.
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2007
233
Необходимо поощрять эти качества, которые существенны для развития художественных творческих способностей, обладают огромным значением для формирования творческой личности. На практике необходимо педагогически целенаправленно воздействовать на художественнотворческие способности учащихся, планировать творческую деятельность, активизировать усвоение учащимися нужных навыков. Зрелое творчество, конечно, отличается обобщениями, мастерством формы, в искусстве взрослого важно его выражение чувств и мыслей. Использование образцов произведений искусства необходимо при формировании творчества учащихся; что стимулирует обогащение восприятий, углубляет художественное познание жизни. Пути формирования творчества, имеются в виду творческие задания в определенной системе, в определенной последовательности: 1) задания, требующие первой ориентировки в творческой деятельности;
2) задания предполагающие целенаправленные действия учащихся и поиск нужных решений;
3) задания, рассчитанные на самостоятельные действия (обдумывания замысла, планировку своих действий, выбор конкретных художественных средств). Используется творческая проектная деятельность учащихся, включающая знания и умения по составлению плана работы, моделированию предполагаемого проекта, составлению графической и технологической документации, подготовке материалов, конструированию и воплощению замысла в материале, защите и презентации проекта, экологической и экономической оценки выполнения работы. Тематика проектов включает в себя: разработку моделей по народным традициям; разработку и выполнение женского (мужского) костюма (на основе исторических аналогов); изучение народных традиций (исследовательский проект), орнаментика, колористика в оформлении фрагментов оплечья, ворота, рукавов, подола и другого; традиционные приемы обработки текстильных материалов (вышивка, набойка, ткачество, плетение на бердечке, дощечках, на ниту); выполнение вязаного изделия на основе разновидностей узорного вязания районов республики Коми (чулки - чувки; рукави-
цы - кепысь; перчатки - чуня кепысь, которые в суровых северных условиях являются составными элементами традиционного костюма коми). Учащиеся осознают реальную возможность применить свою продукцию в жизни. Общественное назначение своей продукции становится очевидным. Реализация творческих заданий и проектов заключается в том, чтобы вызвать готовность к поискам новых способов действий, поставить перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, создавать новое произведение. Предполагается еще не абсолютно самостоятельное творчество, но творчество с участием учителя, который организует среду, условия, материалы, создает ситуации, побуждает к творческим действиям.
Большая роль в творческой деятельности отводится воображению. Развитие личности детей, увязывающее его с развитием воображения, можно подкрепить следующим положением Л.С. Выготского: «Создание творческой личности, устремленной в будущее, подготавливается творческим воображением, воплощающимся в настоящем»5.
Таким образом, в процессе технологической подготовки при формировании умений старшеклассников есть реальные возможности по ознакомлению с традиционным искусством Коми, имеющим богатую историю и свои регионально-национальные особенности.
Примечания
1 Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // Учен. зап. высш. шк. Одессы. -1922. - Т. 2. - С. 148-154; Он же // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С. 101-107.
2 Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - С. 23, 19.
3 Абульжанова-Славская К.А., Брушлин-ский А.В. Философско-психологическая концепция С.Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. - М.: Наука, 1989. - С. 80-81.
4 Психология творчества / Под ред. Я.А. Пона-марева. - М.: Наука, 1990. - 224 с.
5 Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - С. 32.